деревня Голобово
ГлавнаяТверская областьКалининский райондеревня Голобово

Ремесло – деревня Голобово

Виды деятельности, которыми славится родной край

Основным занятием голбовчан, как и всех сельских жителей, издревле являлась работа на земле: землепашество, садоводство, овощеводство, разведение домашнего скота и птицы. В поросших кустарником и молодым мелколесьем окрестностях деревни до сих пор угадываются конуры полей, раскорчеванные и "отвоеванные" далекими предками у окружающих лесов. За деревней у перелеска проглядывают из диких зарослей руины молочно-товарной фермы. Еще в период существования колхозов в деревне производились почти все виды сельхозпродукции средней полосы Российского нечерноземья. Селяне разводили коров, свиней, коз, овец, кроликов, кур, гусей, занимались пчеловодством, как в колхозе, так и в личных подсобных хозяйствах. Поля засевались зерновыми и зернобобовыми культурами, льном, картофелем, капустой, многими другими видами овощей; был яблоневый сад, плантация клубники, - в общем росло и убиралось все, что могла дать не самая плодородная, суглинистая, обильно удобренная пОтом крестьянских поколений землица.

Бывшие крестьянские/колхозные поля, ныне активно и успешно продаваемые под коттеджную застройку.

Женщины традиционно для Руси рукодельничали: пряли, ткали, шили, вязали, вышивали, - это занятие во все времена до недавнего прошлого было насущной потребностью и едва ли не единственным способом самообеспечения семьи. Мужчины плотничали, столярничали, - могли и сани с телегой "справить", баньку, амбар и дом срубить, изготовить любую мебель, да еще по древней русской традиции украсить свои жилища. Некоторые образцы изделий деревенских мастеров сохранились и до наших дней. Вот такую красоту создавали умелые руки голбовчан еще лет 100 назад.

А эти наличники уже более поздних времен.

Но характерная форма пары змеек, "лежащих" на верхней планке наличника, со стреловидными кончиками хвостов и языков, повторяется.

Ручное сверло, пила и топор в умелых руках были когда-то способны на многое.

И опять та же змейка с закрученным в кольцо хвостом на вертикальных планках - "колоннах".

Тоже красиво, но попроще, - "новодел" конца 1980-х годов.

До недавней реконструкции на окнах этого дома тоже были и, пожалуй, самые красивые в деревне резные наличники, а в кружевных деревянных узорах над чердачным окном были вырезаны цифры года постройки - 1927.

А эти окошки с резными наличниками с лета 2017 года уже не смотрят на деревенскую улицу. Еще один из немногих оставшихся старых домов некогда большой семьи коренных голбовчан продан и снесен.

Была в деревне и своя кузница, но этого не помнят даже здешние старожилы. Последнее свое изделие последний голбовской кузнец отковал лет сто назад. Об этом деревенском ремесле напоминают ныне лишь кованые гвозди, скобы, дверные ручки, петли, замочные накладки, запоры и засовы в немногочисленных старых постройках; железные обода деревянных колес конских телег, догнивающие кое-где на задворках, да конские подковы, находимые до сих пор в земле на огородах. Последний кованый конский плуг недавно украли промышлявшие по дворам ночные сборщики металлолома и всего, что "плохо лежит". Богатые красной и белой глиной земли давали сырье местным гончарам - скудельникам и печникам. Были в деревне и свои шорники - специалисты по изготовлению конской упряжи; бондари, выделывавшие бочки, корыта и другие емкости из дерева; - специалистов всех видов деревенских ремесел сейчас трудно и перечислить. А смастерить своими руками деревянные соху, грабли, ложки, топорища, детские игрушки, и еще много-много всего необходимого и нужного в сельском быту и хозяйстве, выделать шкуру домашних и диких животных, было простым и обыденным делом каждого, имевшего глаза и руки голбовчанина. Как мужчины, так и женщины, плели из бересты и прутьев лапти, корзины, сундучки, шкатулки, различные емкости для хранения и переноски. Деревенский уклад и образ жизни крестьян во все века рождал "мастеров на все руки"; сельскому ремеслу учились с малолетства. Также каждый сам изготавливал для себя орудия многовекового промысла селян - рыбной ловли, которым занимались все, - и стар, и млад, и мужчины, и женщины. А в периоды весеннего половодья в ручье за деревней, впадающем в Тверцу, еще в середине прошлого века зашедших из реки щук ловили в прямом смысле голыми руками. Тверецкая рыбка на столе крестьян Голобово бывала практически круглогодично, богатый улов сохранялся и в консервированном виде, а в теплый сезон рацион питания разнообразился и ставшими ныне деликатесом раками. Ели и мясо, получаемое от выращиваемых домашнего скота и птицы, а также диких зверей и птиц, добываемых селянами охотничьим промыслом в местных лесах. Еще в середине прошлого века охотничье ружье было едва ли не в каждом деревенском доме. Последнее из сохранившихся, еще капсюльное, заряжавшееся путем засыпания в дульную часть ствола пороха и дроби, производства Тульского Императорского оружейного завода 1903 года, когда-то принадлежало нашему легендарному земляку, Георгиевскому кавалеру Первой мировой войны Ивану Михайловичу Хлопкову. Внешне "антуражная", но пришедшая, к сожалению, в негодность для использования по прямому назначению ввиду "преклонного" возраста реликвия сохраняется ныне в городской коллекции местного домовладельца, - хорошего человека и заядлого охотника, недавно обосновавшегося здесь, но уже успевшего стать истинным патриотом и бескорыстным благотворителем деревни.

Особый вид деревенского ремесла, присущий в прошлом голбовчанам, как и жителям всех без исключения сельских, да и городских поселений необъятной России - устройство природных "холодильников" для хранения продуктов питания в теплое время года. В придомовых неотапливаемых хозяйственных постройках крестьяне выкапывали ямы, куда зимой укладывались ледяные глыбы, и на этом льду, не таявшем в толще земли и в самые жаркие летние месяцы, сохраняли свежесть заготовленные для длительного хранения или просто скоропортящиеся съестные припасы. Существующие ныне целая отрасль промышленности по производству холодильных агрегатов, разветвленная торговая сеть, многотысячная армия специалистов производственников, наладчиков, ремонтников холодильных установок успешно заменялись народным умением и смекалкой, с минимальными трудовыми и материально-сырьевыми затратами. Умели наши предки на пустом месте и "без единого гвоздя" создавать и картофеле- овощехранилища. Значительный урожай картофеля, моркови, свеклы, выращиваемых раньше не только для питания своей, как правило, многолюдной семьи, но и на продажу в городах, крестьяне хранили в буртах, - ямах, выкопанных в лесу, кои и сейчас можно увидеть среди елей и сосен в недальнем бору за деревней. Корнеплоды в таких условиях сохранялись практически в первозданной свежести до нового урожая, но беда, если запах хранилища учуют четвероногие дикие обитатели лесных угодий. Кабаны, лоси, косули, зайцы, всегда водившиеся здесь в изобилии, да и сегодня встречающиеся нередко, могли раскопать укрытие и устроить свое звериное пиршество. Что не съедят сразу - погибнет от мороза. Тогда не то что продать горожанам, но и самим земледельцам бывало трудно прокормиться, если вдруг недоставало запасов, оставленных в подполах домов и погребах.

Проходивший мимо деревни водный путь по реке Тверце, роль и значение которого заметно возросло в XVIII веке с созданием Вышневолоцкой водной системы, определил и особый вид промысла, успешно развивавшийся в прошлом крестьянами Голобово. Местные жители в те времена занимались, как это не покажется странным, кораблестроением! Предки нынешних голбовчан строили деревянные парусные суда с плоскодонным корпусом для перевозки грузов по тверецким водам и были знамениты этим производством на всю губернию, о чем сохранились документальные свидетельства. В издании Архивного отдела Калининского облисполкома и Государственного архива Калининской области "Города и районы Калининской области" (1978г) на странице 215 читаем: "По развитию промыслов выделялись... деревни по берегам Тверцы: Козино, Глинки, Троица, Щекотово, Голубово, Новосильцы, где строились барки".

С окончанием осенних полевых работ деревенские мужики уходили "в отхожий промысел" в города. До ближайшего, Твери, расстояние в два десятка километров не считалось тогда большим и для пешего похода, а при наличии тягла в одну лошадиную силу и более дальний путь до Торжка, Вышнего Волочка, (по тем временам крупных торгово-промышленных центров губернии) не вызывал затруднения. Наиболее амбициозные и отважные пополняли ряды работных людей столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга. Кто-то уходил на заработки и к весне возвращался в деревню, а кто-то после очередного или даже первого трудового похода "оседал" в городах: в извозчиках, дворниках, трактирных половых, на заводах и фабриках, в лавках и магазинах, на железных дорогах - города с начавшимся в XIX веке быстрым развитием капитализма и ростом промышленности требовали значительного увеличения трудовых ресурсов. Со временем, обжившись на новом месте, деревенские переселенцы перевозили на городское жительство и семьи. По "проторенной дорожке", наслушавшись рассказов недавних соседей-односельчан о новой "сладкой" жизни, тянулись в города и другие земляки. Кто - на время, кто - навсегда. По несколько иным известным причинам отток деревенского населения продолжался, уже в более значительных масштабах, и в советское время. Такая демографическая ситуация, во многом связанная с близостью больших и малых городов, обуславливала небольшие размеры деревни и ее практическое "вымирание", превращение в дачно-сезонную к концу ХХ века. Значительно убавила голбовчан Великая Отечественная война, когда ее мужское трудоспособное население за четыре года враз сократилось наполовину. Многие из погибших на фронтах той страшной кровопролитной войны навсегда ушли молодыми, не успев обзавестись своими семьями, не оставив ни сынов, ни дочерей. Из тех, кто вернулись, полностью трудоспособными и здоровыми тоже были не все, - пришли и раненые, и больные, и увечные... "Ах, война, что ж ты сделала, подлая",- в этих словах поэта-фронтовика Булата Окуджавы вся тяжесть и боль военных потерь и утрат.

Ныне деревенские ремесла, а с ними и ремесленники-кустари, канули в лету. Вместо звона кос с начала лета и до осени разносятся по деревни не самые приятные "мелодии" электро- и бензокосилок. Многие помнят времена, когда в деревне и округе трудно было найти свободный клочок травы для покоса, все свободные от посевов и выпасов участки с пригодной для питания скота растительностью были негласно распределены между сельчанами. Косили, заготавливали сено для скотины все, крупный и мелкий, рогатый и безрогий скот водился в хлеву каждого двора. На теме покоса делянок, бывало, доходило до драк и ссор, но в результате все решалось миром. Косили везде, - на крутом берегу Тверцы, на немногочисленных лесных полянках, по краю болот, порой за несколько верст от деревни. Но последних кур, некогда стаями свободно гулявших по деревенской улице, съели к началу 1990-х годов, тогда же и последнюю корову, чуть раньше - овец. В конце прошлого века еще хрюкали в придомовых сарайках пара - тройка свиней, но и их теперь, как и кроликов, коз, гусей деревенское население видит только по телевизору да в разделанном виде в магазинах и на городских рынках. Немногие возделываемые ныне картофельные участки и огороды пашут и культивируют трактора и мотоблоки. Прялки-чесалки давно сгорели в деревенских печах. Прошли времена самодельных инструментов, посуды, мебели, детских игрушек, домотканых рубах, порток, сарафанов и платьев, половиков и ковриков. Даже исконный деревенский напиток - самогон уже давно не виден на столах голбовчан; со стариками ушли рецепты предков и напрочь забыты вековые технологии изготовления хмельных настоек и наливок, домашнего пива и кваса. А дома, бани, хозпостройки, беседки и даже заборы теперь строят в России иностранные рабочие (пока, правда, не англичане, не шведы с финнами и не немцы с французами и зачастую некачественно и непрофессионально).

И все же ремесла в деревне не исчезли окончательно и бесповоротно, а "золотыми руками" мастеров вовек не иссякнет русская земля. Все больше интереса к производству чего-либо своими руками проявляют и городские поселенцы-дачники. Из-за вновь возведенных высоких глухих заборов зачастую доносятся не только запахи жарящихся шашлыков, но и звуки пилы, дрели, рубанка и молотка; вспыхивают отблески электросварки. Кто-то завел не только кошку и собаку, но и кур, и кроликов. Что это: зов крови? Зов предков? Ведь по статистике, более 90% процентов нынешних горожан в обозримом прошлом имели далеких или недавних деревенских предков. А, может быть, пробуждение творческих начал, с рождения присущих каждому человеку? И это тоже, потому что, как известно, еще первобытные люди облагораживали свой быт и испытывали эстетическое наслаждение, расписывая стены пещер наскальными рисунками; изготавливали из природных материалов, костей, зубов, рогов зверей, когтей и перьев птиц украшения для себя, любимых. Жива деревня, живут в ней люди, - значит, как и в прошлые века, будут жить в деревне труд и ремесла. Относительно же прошлого, - витает среди отдельных энтузиастов идея создания в деревне какого-то собрания артефактов, некоего подобия музея деревенского ремесла и быта с домоткаными половичками, вышитыми подзорами (молодые поколения и слова-то такого не слышали), коваными ухватами, угольными утюгами и глиняными крынками. Пока что собираются и сохраняются будущие экспонаты из того немногого, что еще не было безвозвратно утрачено: выброшено, сожжено, украдено и продано. Но вопрос реализации этих благих намерений как возник так и замер в точке определения места и устройства какого-никакого помещения, как минимум со стенами, полом, крышей и электричеством, за которое еще нужно будет регулярно платить. Неисправимые оптимисты утверждают, что свой народный музей(чик) в деревне будет. Поживем - увидим...




- 37 - 0 Vadim
14.12.2018 15:19
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Голобово

Новые фото


детство

Написать