ФОЛЬКЛОР, деревня Голобово.

Народное творчество малой родины - деревня Голобово Калининский район Тверская область

Термин «фольклор» обозначает художественную (предания, танцы, музыка и т.д.), и материальную (жильё, утварь, одежда) культуры народа. Важнейшей особенностью фольклора является его традиционализм и устный способ передачи. Носителями фольклора обычно выступали сельские жители (крестьяне); к фольклору как народному творчеству относят также все виды непрофессионального (самодеятельного) искусства.

Какой-либо самобытной исключительности, специфических особенностей в культуре, быте, одежде, народном творчестве жителей деревни в обозримый прошлый исторический период не имелось. Само географическое положение небольшой деревни в непосредственной близости от главного города Тверского княжества, а впоследствии Тверской губернии (области) с достаточно высокой плотностью заселенности прилегающих территорий не способствовали возникновению и развитию присущей только местным жителям самобытности. Культурно-бытовые условия и традиции голбовчан не отличались от векового уклада жизни и творчества многих других крестьянских поселений Тверской земли, за исключением мест компактного проживания представителей различных этносов (в частности, тверских карел), принесших и сохранивших до наших дней свои языковые, культурные, хозяйственные и ментальные национальные традиции.

Одной из вековых традиций жителей Голобово, как и других российских сел и деревень, являлись народные гуляния. С незапамятных времен наши предки умели и любили совместно отмечать праздники и иные знаменательные события, да и просто собираться на вечерки и посиделки. В каждой деревне был свой особо отмечаемый православный праздник. Так, в Голобово особо почитали Святителя Николая чудотворца, считая его покровителем небесным деревни и ее жителей, а дни поминовения этого христианского святого 22 мая (Никола вешний) и 19 декабря (Никола зимний) отмечались как главные деревенские праздники. В эти дни было принято принимать гостей, - на гуляния приходили соседи из близлежащих поселений, а голбовчане ходили к родственникам и знакомым на престольные праздники окрестных деревень. Еще в 1950-х годах в сосновом бору за деревней проводились праздники песни существовавшего тогда (до 1956 года) Медновского района Калининской области. Но времена менялись, носители старых традиций старились и уходили из жизни, молодежь разъезжалась по городам и весям, в деревне появлялись новые поселенцы - дачники, да и сам уклад жизни становился все более далеким от когда-то устоявшегося. Казалось, что собраться вместе, разделить, как раньше, на всех и между собой одну общую радость большого события, просто поговорить "за рюмкой чая" на простые житейские темы уже не случится. Но...

3 сентября 2016 года.

В день 71-й годовщины окончания Второй мировой войны в деревне торжественно открывали обелиск памяти земляков - защитников Родины.

Пришли все - и местные, коренные жители, и недавно поселившиеся в деревне.

Настоятель Храма Казанской иконы Божьей Матери протоиерей Игорь (Седов) освятил мемориал и отслужил поминальный молебен.

Это событие объединило всех, тем более, что принимали решение о сооружении монумента и собирали деньги на его постройку, что называется, всем миром.

А после церемонии открытия односельчане, как это бывало прежде, впервые за многие годы собрались вместе за праздничным столом.

Общались, вспоминали, делились житейским и насущным.

Присутствовал на празднике и почетный гость - приходской священник отец Игорь.

Праздничному настроению способствовала и погода, и окружающая природа на берегу Тверцы.

Не обошлось без традиционной на Руси деревенской гармони, - куда же без нее.

Как и в давние времена на всю деревню раздавались незабытые народные, застольные, военные песни.

И озорные деревенские частушки.

8 мая 2017 года.

День Победы в Голобово также отмечали всей деревней.

Жители собрались на митинг у ставшего священным места - Обелиска памяти защитников Родины.

На праздник пришли и стар, и млад.

Александра Ивановна Комарова в 1941 - 1942 годах четырехлетним ребенком пережила ужасы ленинградской блокады.

Люди принесли цветы и портреты своих предков из "Бессмертного полка".

В почетном карауле у обелиска - праправнук героя Великой Отечественной войны.

Настоятель Храма Казанской иконы Божьей Матери села Медное протоиерей Игорь (Седов) отслужил панихиду поминовения защитников Отечества.

Цветы от благодарных потомков.

И вновь все вместе собрались за праздничным столом на берегу Тверцы.

Третий тост - за воинов-односельчан.

За одним столом - четыре поколения потомков участников Великой Отечественной войны.

"Дети войны", внуки, правнуки и праправнуки.

И опять над деревней звучала русская гармошка.

"Расцветали яблони и груши...

Поплыли туманы над рекой...

Выходила на берег Катюша..."

9 мая 2018 года.

9 мая 2018 года, как и по всей России, в деревне отмечали День Победы.

Говорили слова благодарности и признательности.

Принесли цветы и портреты воинов.

Вспоминали всех поименно.

И павших, и доживших до Победы.

Низкий вам поклон, воины - предки.

И цветы уже от праправнуков.

От детей и внуков.

Мы помним!

Мы гордимся!

С праздником, земляки! С Днем Победы!

Масленица.

Издревле на Руси широко отмечали проводы зимы и наступление весны, называемые Масленицей. В дохристианские времена эти празднования сопровождались совершением множества языческих обрядов, связанных с тогдашними верованиями древних русичей. Их смысл и значение со временем забылись и утратили свою актуальность, но традиция народных гуляний дошла и до наших дней. С незапамятных времен на масленичной неделе устраивались ярмарки, игры и развлечения с катанием на тройках, лазаньем на столбы, купанием в проруби и кулачными боями; пекли блины, приглашали и сами ходили в гости, а в последний день масленичной недели сжигали соломенное чучело. Причем чучело изготавливали и обряжали как в женском, так и в мужском обличии, называя соответственно "Масленица" и "Масленик" (или "Маслёнок"). Язычество кануло в лету, кулачные бои, к счастью, в деревне тоже не проводятся, а сжигание чучела стало празднично-развлекательным фольклорным действом.

Это был, пожалуй, "Масленик".

И спереди, и сзади.

А курточка-то, явно, "с чужого плеча".

Покрасовался на деревенской улице - и в огонь.

Подымил...

И сгорел.

В следующем году - пять "Масленик".

Но штанишки помоднее.

В общем, красавчик.

Но сгорел так же быстро.

Напоследок "Масленик" представлял из себя несколько жутковатое зрелище.

И все, что осталось, точнее, не осталось.

А это уже явно "она" - "Масленица".

Красные варежки очень гармонируют с красными губками.

Красавица!

Но тоже в огонь.

Еще пять минут...

И прощай, зима!

Еще через год и вновь он - "Масленик".

Хотя в пижаме, но с галстуком.

Как ни жаль - но традиция есть традиция.

А зрители смотрят с явным сожалением.

Гори - гори ясно..

Последний взмах "руки" - до свидания, зима!

А вот и вновь красавица - "Масленица".

Со всех сторон - загляденье!

"Высока, стройна, бела...".

Хороша!

Кажется, она рада своему предназначению, - сгореть на радость людям.

А солнышко светит уже совсем по-весеннему.

И "Масленица" продолжает улыбаться...

Разделяя людскую радость от уходящей зимы.


Vadim
03.12.2018 20:24
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "Фольклор" в населенных пунктах:


деревня Пальчиха

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Рейтинг@Mail.ru
Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит деревня Голобово?

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.