Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит село Казаково?

ИСТОРИЯ, село Казаково.

Время основания, исторические события, факты - село Казаково Вачский район Нижегородская область

Сергей Волков
19.11.2016 16:42
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "История" в населенных пунктах:


село Арефино поселок городского типа Вача деревня Жайск село Чулково деревня Фроловское

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:




Всего комментариев:2

Волков Сергей: Старая Муромская дорога.


На Муромской дороге стояли три сосны....

Где же проходила знаменитая старая Муромская дорога.? Да.да та самая старая столбовая дорога Муром-Нижний Новгород по территории современного Вачского района. Та самая Большая дорога или Воровская дорога. Современное мнение- это дорога с г.Горького на г.Навашино мимо Павлова на Оке..Однако это не так. Судя по схеме -карте 17 века-жаль что просто так ни чего не делается-нужно заказывать,чтоб отцифровали и какое то количество наших деревянных за работу..Вот и достояние государства.Значит не все равны к доступу прошлого -за бабло можно получить копию;

село Казаково ,в далеком прошлом Никольское.Местные краеведы ничего вразумительного сказать не могли Меня укоряли,что я беру из википедии Но там же только сухие сжатые данные.Уверяю,что это не википедия.Там таких данных о том далеком времени нет.И даже в 17-18 веке уже предыдущую историю не знали Моя
версия возникает из записи той далекой эпохи.Это поп с.Никольского (обзывавшегося в те далекие века по названью церкви) подарил церкви за речкой Кутрой в с.Казаково в вновь построенную церковь церковную утварь Потом там была
часовенка в прошлые века.А сейчас и следов там не найти - чего уж говорить о монастыре древности в том же Казакове .История пока еще умалчивает Как и о той древней Муромской дороги в
той древней Матюшевской волости Может потом добавят и в википедию и что то добавят новое пока не известное Вот листочки тех загадочных веков Все,что попалось в цифре ,делюсь с земляками -не жадничаю




Давыдово

Размежевано в 1850 г. на

12 участков, основные владения принадлежали Прасковье Кирилловне Пестель и гр. Дмитрию Николаевичу Шереметеву

А то попалось владение Пестеля деревней Терпишка ,где он просит повысить оброк ссылаясь на Голицына,который смог убедить при размежевании комиссию на повышение поборов а Пестелю не повезло. Невозможно найти информацию по википедиям м прочим -поисковик выдает только на того революционера,которого повесили в числе пятерых в Санкт-Пктербурге -о том много вдалбливали в детстве по истории Новаторами были блин…







.Действующая сегодня церковь построена в 1841 году, - тщанием прихожан с помощью церковной кошельковой суммы. В 1841 году по прошению священника села Казаково Никиты Загорского храм был освящен. (Фонд 562. Оп. 1, д. 214, стр. 99, Ведомость церкви Святые Живоначальные Троицы Муромского уезда, села Казакова, 1843 год).

Оригинальное название на французском: "Carte de la Russie Europeenne en LXXVII feuilles executee au Depot general de la Guerre". Масштаб 1:500000.
При подготовке к войне с Россией Наполеоном Бонапартом была поставлена задача создать несколько топографических карт нашей страны. Для быстрого выполнения работы французским шпионам нужно было добыть подробную карту Российской Империи и перерисовать её на свой лад.

В качестве первоисточника была выбрана так называемая "столистовая карта" территории России, опубликованная в 1801-1804 годах. Существует несколько предположений, как такая карта могла попасть во Францию. По более конспирологической - медные оттиски карты были тайно куплены французским послов Ж.А. Лористоном у одного из служащих государственного архива в Санкт-Петербурге, о чем есть свидетельства полковника Ж.Б Марбо. Согласно более прозаической версии, карту в уже отпечатанном виде приобрели в декабре 1810 года у французского букиниста. Карта не была секретной.


№225 1683 Чертеж-карта земель по реке Теше и Муромской старой дороге в Нижегородском и Муромском уездах. Рукоп. окрашен 97х101. Отмечено: сс.Давыдово, Невадево, Митино, Казаково; дд. Шелудишка, Рамешки, Новошанцово, Терпишки, Рылово, Валтырево, Горышево, Горнево, Олтухово, Зеленцово, Урюпино, Звягино, Краснинская, Вылаиха, Еленки, Березовка, Савинская, Полунино, Гаврилов Починок, Окатово, Вежново, Степаново, Новое Воргодиново, Чеванино, Окулово; пустоши: Малаховка, Рублево; рр.Теша, Сурежа; р-ки: Илемдюг, Мокрый Песк, Сергеевская, Куменка, Черевка, Кутра, Сухой Песк, Сумежная Стрелица, Тукалейка, Чернушка; Муромская старая дорога, Казаковская дорога, Олтухинская дорожка, Горышовская и Валтыреская дороги; Широкое болото, болота другие; леса и разчистные земли; вершины: Рыловские, Кутренские, Пескинские; Попашево болото, Сосновое болото, Чертов враг, боровые бортные леса. Из спорного дела о новорасчистных землях сенных покосах и бортных лесах кн. М.Я.Черкасского с крестьянами дворцового села Яковцова в Матюшевской волости.

Как видим Казакова по ту сторону древней Муромской дороги нет.Это к ней идет Казаковская дорога,Олтухинская дорожка -это сейчас кличат населенный пункт Алтунино и вроде бы когда то колхоз там был не хилый. Да,загадочная для нас Матюшевская волость. Так что не спорьте ,что старая Муромская пролегала по современному тракту Нижний-Касимов.Это был почтовый тракт позже,где пролетали брички по холмистой местности даже с царями гораздо позжей эпохи. Возможно и Горышевская дорога пересекала Муромскую и следовала на Стародубский перевоз через реку Оку рядом с Козьмодемьянским погостом.Это не далеко от современного села Жайск (ну это когда востановят церковь и не дадут сгинуть этой чуть живой деревушке)
До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром.
Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году.




Для охраны торгового пути в Богородске, Павлове на Оке и на месте современного с. Казаково была поставлена конная казачья стража, и, по всей вероятности, поселение, где жила казачья охрана, получило дальнейшее название – Казаково.


Казачий стан охранял от разбойников не только торговый путь, но и монастырь – Троицкую пустынь и церковь при ней, построенную в 1630 году. Эта монастырская церковь Святой Живоначальной Троицы была деревянной кладки и располагалась за речкой Кутрою. На колокольне были 2 малых колокола, о чем свидетельствует исторический документ: «Вокруг церкви была ограда, покрыта пластинами, в ограде ворота большие, створчатые, вереи дубовые, крыты тесом, на них были образа Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.» Были еще одни ворота – проезжие. Внутреннее убранство церкви представляли образ живоначальной Троицы, серебряные венцы позолоченные, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на золоте, Евангелие, образ святых мучеников Фрола и Лавра, образ Вседержителя Спаса страшный суд на золоте.
Кроме монастырской в селе была построена в 1643 г. церковь приходских людей во имя великого чудотворца Николая. Она также была деревянная – верх шатром.
Вот выдержка из одного местного сайта,ну не стыкуется село Новоселки со старой Муромской дорогой. Не мог нагруженный гужевой транспорт поднятся в крутые горы не в Новоселках,не в Арефине,Верхополье,Горы -а в стороне от них…А в Арефино проходила и пересекала столбовую тоже древняя дорога (оставшаяся нам еще от тартаров с ихними ЯМАМИ) на Стародубский перевоз недалеко от Козьмодемьянского погоста…………




Эх бы ,М Я Черкасского спросить бы- Муромская старая дорога, Казаковская дорога, Олтухинская дорожка, Горышовская и Валтыреская дороги; Широкое болото, болота другие; леса и разчистные земли; вершины: Рыловские, Кутренские, Пескинские; Попашево болото, Сосновое болото, Чертов враг, боровые бортные леса. Из спорного дела о новорасчистных землях сенных покосах и бортных лесах кн. М.Я.Черкасского с крестьянами дворцового села Яковцова в Матюшевской волости.


История дороги, называемая ранее "Муромской" относится к далекому прошлому. О ней упоминается в ряде художественных и исторических книгах. Построение грунтового полотна - шириной около 50 метров с земляными бульварами и древонасаждениями относится к царствованию Екатерины Второй.
В конце 18 -го столетия - от Москвы продолжением в Сибирь, через каждые 20 – 25 км., по этой дороге были постоялые дворы.
Такой двор, примерно до 1922-2З гг. был не далеко от с. Арефина, местечко Грошок.
По этой дороге шли гужевым транспортом (лошадьми) обозы с разными грузами: металлом и всякими товарами, это единственный транспорт в условиях того времени, по этой дороге шли, по рассказам сторожил и конвои со ссыльными в Сибирь.


Через территорию современных Навашинского и Вачского районов в XVII — XIX веках проходил государственный тракт, воспетый в песнях как Муромская дорожка. По тракту проезжали знатные гости, направляясь из Москвы, Владимира через Муром и далее через села Поздняково и Монаково (Навашинский район), Новоселки и Арефино (Вачский район) в Нижний Новгород, Казань, Оренбург. Проезжали по территории этих районов и останавливались здесь самодержцы всея Руси.
Первым из государей проезжал, а вернее, проплывал по этим местам император Петр I. Было это в мае 1722 года. Направляясь водным путем из Коломны в Астрахань по Оке, Петр I, как сказано в летописи, останавливался в Муроме.


Император Павел I с сыновьями (великими князьями Александром и Константином) весной 1798 года также бывал в этих местах. Маршрут государя-императора и его свиты проходил через Владимир — Муром — Нижний Новгород. Владимирское дворянство выделило для проезда царя и его свиты через губернию 2184 лошади, а потом столько же выделялось и на обратный путь. Для четырех карет, 37 колясок и двух кибиток царского поезда единовременно требовалось 279 лошадей на каждой ямской станции.
Многочисленная кавалькада, сопровождаемая муромскими дворянами, проезжала через Поздняково, Монаково, Нехайку, Новоселки, Зяблицкий погост. Смена лошадей происходила в Позднякове и Нехайке, где в то время имелись почтовые и ямские станции.
Посетил эти места и император Николай I, когда из Нижнего Новгорода в столицу ехал через Муром 12 октября 1834 года. По данным Е.С Макарова, в Муром он прибыл из Нижнего Новгорода 12 октября 1834 года в 10 часов утра. Стало быть, на пути из Нижнего Новгорода он где-то ночевал. Об этом ни в каких исторических источниках не упоминается. Но, судя по времени нахождения в пути и по тому факту, что придворная статс-дама, гофмейстерина графиня Екатерина Васильевна Литта, в это время владела селениями Зяблицкий Погост и Арефино, можно со всей уверенностью предположить, что местом ночлега государя-императора было одно из этих сел.
14 августа 1837 года тем же маршрутом через Зяблицкий погост — Поздняково проезжал наследник престола цесаревич Александр Николаевич,
В 1936 году началось строительство современной дороги Горький – Касимов, которое производилось си¬лами и средствами колхозов и артелей, колхозниками и артельщиками и принимало участие все население Вачского района на своем отведенном участке.


Форсирование строительства этой дороги, связано с Отечественной войной 1941-45гг., которая сыграла большую роль в перевозке военных грузов в то время. В настоящее время значение ее неоценимо.


В дореволюционное время единственный вид транспорта от с. Арефина в разные стороны, гужевой
Единственное,что могли поднятся на еще не срытые крутые возвышенности -это почтовые делижансы и удалые тройки -даже у Короленко это описано.А сколько еще гор крутых возле Беляйково.Современные машины с сотнями лошадок с трудом поднимаются и не дай бог гололед. Даже в нашу Вачскую глинянную гору(пока не срыли) ,с разгону вьезжали с трудом…Почтовая станция в Зяблицком погосте на Стародубскую округу была долго
Многие уже и не верют,что проходила эта самая старая Муромская дорога на другой стороне реки Оки от Мурома и фантазируют,что она шла в сторону Владимера.Эх,вот бы и посмотреть (кто может?) на ту старую карту со спором с князем Черкасским живщим на полтысячилетие раньше нашего.Уж он то точней нашего знает где…. Вообще-то былинные муромские леса не перевелись. Они как бы оберегают город с трех сторон, подводя его к высокому берегу Оки. Но где эта самая Муромская дорожка? Местные летописцы и следопыты и по сей день так и не могут уверенно сказать, откуда она идет. Одни уверяют из - Владимира, другие - из Коврова, третьи - из Касимова.
Вот здесь по границе Горбатовского и Муромского уезда и проходила та самая столбовая ,воровская..Был когда то и такой уезд..


Лично мне, обошедшему пешком касимовскую сторону, показалось, что именно она и воспета в старинной песне. Начиная от тихой деревеньки Левенда и до районного центра Меленки встают по обеим сторонам дороги вековые сосны. Даже местные старожилы не всегда решаются войти в эту чащобу. Наезженных дорог и тропинок здесь нет. И только лишь местные лесники без опаски отправляются сюда в каждодневные обходы. Они-то мне и рассказали историю, случившуюся на этой дороге после войны.
Так где же стояли те 3 сосны из песни на той старой Муромской дороге,воровской ,столбовой-может еще те древние тартары по ней носились и поддерживали тогда еше свою САКМУ всей ифоструктурой этапов и лошадьми,и своими постоялыми дворами,и своими ремзонами? Ну любили они хорошие свои Сакмы по тем временам для быстрой,надежной,безопасной связи и почты со своими правителями и налетами на города Руси .И в рабство не уганяли спецов по лошадям,шорничеству,кузнечному делу,да и всю обслугу вдоль всех своих дорог под приглядом своих раненых,квелых,убогих воинов……

Старая Муромская дорога.

Сергей Волков
31.01.2018 17:08

История села Казаково

Все бы хорошо по селу Казакову Вачского района,да вот что то не стыкуется его богатое историческое прошлое с картами далекого прошлого и со стороны Муромского наместничества ни со стороны Нижегородского. На форуме района в интернете , и даже Казаковской группы , ни кто про это не слышал и не могут дать вразумительного ответа. А оказывается все просто : Было две церкви там одна монастырской
другая приходской
и вот Никольский поп
пожертовал кое -какое имущество монастырской Казаковской церкви за речкой Кутрой



По картам того времени мы видим ,что село называлось Никольское с единственным в округе значком церкви и с довольно Жирным ее написании…Значит это древнее село занимало доминируещее положение во всей ближней , и не только, округе. Даже недалеко расположенная Вача не имела такого значка с крестиком-будущий районный центр. Я считаю,что доминировали в Стародубовоцком стане те населенные пункты у которых были церкви и свои приходы окружающих деревень и пустошей.А их было не так и много. По реке Оке типа Александрово,Монаково,Загарино,Спаское какое то(Это наверное будушее Яковцево) и другие типа Зябликово Березовка ,Давыдово находившиеся на Старой Муромской дороге.или не далеко от дороги ,что вполне закономерно.И даже Муромские картографы не удостоились чести нанести Вачу на карту.По видемому частые набеги с разорением,погромы смутного времени над несогласными,страшная болезнь,которая ,как мы знаем из исторических описаний того времени, выкашивала не только деревни но и оставляла пустые города..И даже древнюю крепость "Городищи" мы здесь уже не видим на карте. По видемому , такая же судьба постигла,как Ворсму и Арзамас и не раз проходя через Вачский(Стародубовоцкий стан) усмирять Муром под руководством воеводы Алябьева.Да это можно понять и догадатся на основание его докладов или рапортов того времени.

В конце второй половины XVII столетия Казаково было «государевым пашенным селом». Позже — помещичьим. В Казаково было 48 дворов крестьянских, живущих всего было 148 человек. В селе было две церкви. Одна — приходская, вторая (Троицкая) — монастырская. Какой-либо информации об этом монастыре не сохранилось. В писцовых книгах дворцовых Муромских волостей 1674—1676 годов даётся следующее описание приходского храма: «Церковь во имя великого чудотворца Николая деревянна — верх шатром». В окладных книгах за 1676 год имеются сведения о составе Казаковского прихода: в селе Казаково 39 дворов крестьянских и 2 бобылских, в деревне Белогузово — 13 дворов крестьянских и 1 бобылский, в деревне ……….
Вполне возможно допустить и всего вероятней И нареченное это село и приход Рождествено одного поля ягодки. Не зря же писцовые книги пишут "Церковь во имя великого чудотворца Николая деревянна -верх шатром".Ох,сколько еще в архивах недоступного для обывателя -только архивариусам, уполномоченным на это дело.
А как вам такое записанное в Очерках мордвы краеведа 18 века Мельникова-Печерского ; В нижегородском Печерском монастыре сохранился отрывок из розыскного дела о Петре Корсакове, что осенью 1630 года с подьячим Дружиной Огарковым ездил в Нижегородскую область "сыскивать про беглую Мордву" и вместо того, чтобы разобрать дело, делал ей большие насилия и притеснения. Сбор ямских денег до того разорил Мордву, что летом 1639 года, не дождавшись уборки хлеба, все племя терюхан и значительная часть эрзян, обитавших около Арзамаса, покинув деревни и поля, забрали скот и какую можно было домашнюю рухлядь и рассыпались по дремучим лесам Муромским, Салавирским, по реке Сереже, некоторые бежали в леса Заволжья, другие же сели в лодки и поплыли вниз по Волге. Из Нижнего и Арзамаса посланы были стрельцы и пушкари выгонять Мордву из лесов и силой заставлять их жать и молотить хлеб. Но посланные не могли проникнуть в лесные чащи, нахватали несколько отставших беглецов и пополнили ими нижегородские и арзамасские тюрьмы. Урожай в тот год был необыкновенно обилен, но уродившийся в изобилии хлеб должен был погибнуть неубранным. Нижегородский воевода доносил об этом в Москву, а между тем послал в мордовские деревни стрельцов из Нижнего.
Вдоль границы существовала правильно организованная пограничная служба. Ее основу составляла цепь мелких пограничных крепостей-острожков, в которых жили пограничники. До недавнего времени наши сведения об этих крепостях ограничивались неясной записью путешественника XVIII века П. С. Палласа о том, что в нынешнем Вадском районе недалеко от села Лопатино «на высоком месте видны следы посредственных старинных окопов, которые, может быть, сделаны были во время бывшей в сих местах войны с мордвинскими князьями»
По рассказам старожилов установлено наличие древних военных дорог вдоль Пьяны. Русская военная дорога, или, как ее называют в Сосновском районе, «грошак», шла из района Мурома вдоль левого берега Пьяны к Курмышу. Она частично показана на карте Нижегородского уезда, составленной в 1732 году. Татарское население, живущее по правому берегу Пьяны в районе Сергача, до сих пор помнит старинную татарскую военную дорогу, носящую название «сакма». Последняя шла параллельно реке в 4— 5 км к югу от ее правого берега. Со службой на этой засеке следует связывать привилегированное положение терюшевской мордвы, которая еще в XVII столетии имела своего воеводу, управлявшего ей вместе с мордовской знатью.5

Далее граница княжества проходила в бассейне реки Сережи по ее правому берегу и шла по направлению к Мурому. На этом участке управление пограничной службой осуществлялось, видимо, из крепости в селе Городищи Вачского района.




Казаково - село в Вачском районе в 4 км к югу от райцентра. Известно с XVII века, название связывают с тем, что село основано переселенными сюда казаками. В старину промыслом населения было плетение рогож. В XX веке появляется ювелирное производство, филигрань, сейчас такие изделия выпускаются на фабрике, при которой создан народный музей. Памятник градостроительство и архитектуры федерального значения – Никольская церковь, построенная по проекту О.Монферрана. Датировка объекта – 1828-1841 гг. Вполне подходящая версия..После смуты,чтобы привлечь к себе казачьи боеспособные отряды щедро награждали свободными царскими землями на окраинах и рубежах подвластных царю,да и освобождались они от попавших в немилость или провинившихся,изменившим царю владельцам. Мы видим из древних записей,что у Ватской мордвы в 1629 году земли еще оставались в казне,но в 1645 г. по указке царя было пожаловано кроме князей и бояр Б И Морозову, В Т Долгорукому,Черкасову,В Г Ромодановскому,Троекурову,Шереметьеву,вдове Олябьева,Минину,Пронскому,окольничьим,стольникам,дьякам и ,даже ,немчинам но соответственно мало дворов….И казаков на постой охранять рубежи от Арзамасской и Ардатовской мордвы из-за реки Сережа,не так далеко протекавшей за лесом.
Поверженный стопудовый колокол в 1939 году с Никольской церкви в Казаково Вачского района Сейчас там проходят службы..Помню и не раз щупал иконостас-завещянный Казаковской церкви…Жив ли он -или комерция помогла потерять его….Ох,пути не исповедимы однако! Какие молодые комсомольцы позируют -угодили власти.Иначе было нельзя. Он был трехскладный ,внушительных размеров, у родственников из соседней деревни Терпишка. А в помещениях,как и обычно во всех церквях был склад. Поэтому она и не разрушена была, и сейчас там ведется богослужение. Эта дорога пересекает старую Муромскую дорогу и уходит в лес к болоту и красивым озерам Пурешеву и Башмай богатым грибами,рыбой ,ягодами и охотничьеми трофеями.


Вся старина.прошлое Вачи и окресностей……..По топонимической близости расположение городского центра этой земли ассоциируется с небольшой речкой Вачкой, впадающей в Малую Кутру по ее правому берегу. В XVII в. эта заселенная территория была известна под наименованием Вацкой волости. Одно местное селение в соответствующих документах этого времени названо даже не Вацким (по наименованию волости), а Стародубовоцким.[33] По мнению В.Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился на устье р. Вачки на месте д. Городищи, ныне вошедшей на западную окраину п. Вача [34]. Заметим, что такому положению «младшего» города не противоречит и география сельских поселений того времени. Географическая точка, указанная Черниковым, является центральной минимум для трех описанных выше поселенческих группировок (Высовской, Голенищевской, Липовецкой). Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в.
Вся старина.прошлое Вачи и окресностей……..По топонимической близости расположение городского центра этой земли ассоциируется с небольшой речкой Вачкой, впадающей в Малую Кутру по ее правому берегу. В XVII в. эта заселенная территория была известна под наименованием Вацкой волости. Одно местное селение в соответствующих документах этого времени названо даже не Вацким (по наименованию волости), а Стародубовоцким. По мнению В.Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился на устье р. Вачки на месте д. Городищи, ныне вошедшей на западную окраину п. Вача . Заметим, что такому положению «младшего» города не противоречит и география сельских поселений того времени. Географическая точка, указанная Черниковым, является центральной минимум для трех описанных выше поселенческих группировок (Высовской, Голенищевской, Липовецкой). Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось (В.Ф. Черников умер в 1997 г.). Поэтому археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении.




Свое мнение исследователь аргументировал не только топонимикой, но и ссылкой на обнаруженную здесь русскую керамику XIV в. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось (В.Ф. Черников умер в 1997 г.). Поэтому археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении.История Вачи своими корнями уходит в древность, когда эти края, по-видимому, не были заселены славянами. В XIV—XVI веках на места села Городищи (ныне в составе Вачи) находился город Стародуб Воцкий — крепость на засечной черте, предохранявшей от набегов татар и мордвы. После взятия в 1552 году Казани крепость потеряла своё оборонное значение. В это же время к востоку от неё возникает село Вача.


КАЗАКОВО. Троицко- Никольская церковь. С1998 года с благословения Патриарха Алексия 2 предприятие в с. Казаково получило право работать с клеймом Патриарших мастерских. предметы церковной утвари: оклады икон,кадильницы,ларцы.из древнерусской скани.,одном из древних видов художественной обработки металла. Изделия этой древнеруской скани имеются и у многих знаменитых людей и победителей чемпионата мира в спорте. Не обошли они и наших президентов.

Село Казаково. Рыбалка на лесном озере Пурешево.
А как вам такое у историка Мельникова-Печерского еще до тартарской эпохи,что предводитель Мордвы Пурешь и озеро Пурешево в наше время,место паломничества Вачкасов ни о чем не напоминает своей древностью.И заметим к тому же,что Руси еще тут не было а только боролись удельные княжества,может и Стародуба-Воцкого за ассимиляцию и Вацкой мордвы к Руси ,а у нее были и свои князья как Пурешь :Овладев устьем Оки, владимирский великий князь Юрий Всеволодович поневоле должен был продолжать покорение земли мордовской. Почти каждый год ходили русские полки в Мордву, опустошали их селения, сожигали и травили скотом засенные мордовские поля. Теснимая русскими, Мордва решилась наконец отмстить за насилия; одни мордовские князьки или «панки» собрались под начальством Пургаса, жившего недалеко от нынешнего города Кадома, на правом берегу реки Мокши; другие, как, например, Пуреша, приняли присягу на верность русскому великому князю. В 1228 году, когда сам Юрий с братом Ярославом и племянниками, сыновьями Константина Ростовского, пошел на Мордву в окрестности Нижнего, союзник его, муромский князь Юрий Давыдович, вторгнулся зимой в волости Пургаса и разорил их. Мордва убежала в леса и там заперлась в крепостцах своих ("тверди", как называет их летописец). Не успевшие укрыться погибли под мечами муромской рати. Пургас собрался с силами и следующим летом отправился к Нижнему, намереваясь разорить этот оплот русской силы в мордовской земле, но жители едва возникшего города отбились от мордовского князька. С большим уроном отступил он к себе на Мокшу, но на пути рать его была истреблена верным Юрию Пурешей; сам Пургас едва спасся в бегстве. Нашествие монголов прекратило враждебные столкновения русских с Мордвой — и те и другие подпали под одну власть иноплеменного владетеля: и русские и мордовские князья одинаково сделались подданниками монгольского хана.

В описании Зяблицкого прихода упоминается населенный пункт - Стародуб Воцкий.

Как сложилась судьба Стародуба Воцкого мы не знаем. В некоторых русских летописях, в частности, в Воскресенской, имеется список городов Руси, озаглавленный «А се имена градом русским дальним и ближним». Там имеется такая запись: ….Муром на реке Оке, Стародуб Воцкий, другой Стародуб на Клязьме, Ерополчь, Гороховец, Новгород Нижний ….. .

Из этой записи нас интересует только Стародуб Воцкий, потому что он упомянут после Мурома. В 1462 г. в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Темного говорится: « а что мне дала Анна Васильевна жена Ивановича села свои Муромские и в Воцком Стародубе… то даю своей княгине…».

Территория Стародубовоцкого стана или административно¬го центра округи довольно обширна, но ее еще надо определить. В этом направлении многое сделал бывший директор Муром¬ского краеведческого музея И. П. Богатов. Из записок И.П. Богатова следует, что в 190б г. историк Ю. В. Готье определил ее так: (…На правом берегу Оки, приблизительно от реки Кутры до границ… Горбатовского уезда» . Примерно эту же территорию называла и муромский краевед Е. П. Добрын¬кина: (…географическое положение Стародуба предание очерчивает… от берегового села Клин до берегового села Вареж, ширина Стародуба простиралась от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селами на нем, с. Глебовым и Зяблицким погостом». Южную границу Стародубья надо отодвинуть дальше Нижжегородского тракта. Воевода А. С. Алябьев в 1608 г. писал: ( В Стародуб Воцкий, в село Яковцево да на Пурех, да на Вачу». А село Яковцево ныне является

одноименным центром одноименного сельсовета Вачского района. Пурех - ныне Пуркадеревня Варежского сельсовета в Павловском районе, а Вача современный районный центр.

О жалованной грамоте московскому Симонову монастырю 1623 г. среди пожалованных ему селений упоминается: (В муромском уезде в Стародубе Воцком село Оленино с деревня¬ми». В 17 в. в том же Муромском уезде существовали Стародубский стан и Стародубский перевоз.

В 1831 г. посетил Стародубье муромский историк А. А. Титов. Старожилы с. Озябликова показали ему, где мог быть расположен Стародуб Воцкий. Сам Титов указывает на следую¬щее: «…от погоста Зяблицкого в 7 верстах к северу на бывшему берегу Оки есть гора, по тамошнему Дивная, вершиною около30 сажень… похоже на городское укрепление… на горе… жители называют это место городским…».

Н. Г. Добрынкин, муромский историк-краевед, указывал на два места древнего города Стародуба: (На полдень от села Арефино, за большой Нижегородской дорогой, за речкой Ружей, возвышаются холмы: первый называется Сорочий куст… а еще через овраг, другой холм, известный под названием Городище. Первый издревле служит для игрища (гуляния) окрестных жителей, а на втором существовало когда-то жительство. В списке населенных мест 1869 г. называется еще одно предполагаемое местонахождение Стародуба - около Городищ, неподалеку от Вачи.А вот в Коврове все нашли ..И Стародуб на Клязме,и музеи создали..
Обратите внимание на более древние карты и эту посовременей как изменилось русло реки Оки. Нет уже той грыжи русла реки -старицы. Старое русло реки превратилось в край заливных озер.Там сейчас находятся охотничьи угодья Вачского района. На открытие охоты в детстве нас перевозили на местном пароме на противоположную сторону Оки. Был край непуганных уток и тетеревов. Не могу забыть ,как выстрелил в пересыхающем болоте в щуку и она с ошметками ила вылетила в траву…Этот ландшафт прекрасно видно с космической карты с бесчисленными озерами и протоками…

Сергей Волков
10.03.2018 19:02
Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.