Здравствуйте, расскажите, что для вас значит деревня Каменка?

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, деревня Каменка.

Культурные ценности, памятники, архитектура, природа - деревня Каменка Любытинский район Новгородская область

В деревне Каменке находилась родовая усадьба великого русского полководца Александра Васильевича Суворова

Местные предания о Суворове

Предания об Александре Васильевиче Суворове, о которых пойдет речь, являются частью устного народного творчества крестьян-карел Боровичского уезда.

Они были «записаны со слов Николая Александровича Фелисова, Боровичскаго исправника, большого и восторженнаго почитателя Суворова» и опубликованы М. Полянским в приложении к «Памятной книжке Новгородской губернии на 1900 год» [Полянский 1900]. Ниже они приведены без изменений с сохранением, насколько это оказалось возможным, старой орфографии.

М. Полянскій. Местныя преданія о Суворове.

«В Боровичскихъ вотчинах Суворова между простым не книжным народом доселе живы в словесных преданіях следующія легенды.

1. О рожденіи Суворова

Суворов родился недоноском, когда мать его, проживавшая в Каменке, очень безпокоилась долгим отсутствіем своего мужа по службе; однажды отправилась служить по нем заздравный молебен в Никандрову пустынь, в 11 верстах от родовой усадьбы Суворова. Во время молебна мать будто бы и разрешилась от бремени. Преподобный Никандр, в той обители почивавшій, возстав из гроба, тотчас окрестил ребенка, предрек ему великую будущность и был всегда вторым ангелом хранителем, отчего Суворов, благодаря двум ангелам хранителям, и остался цел в смертных боях и в делах своих был всегда угоден Богу, ведал Божію планиду, умел разрушать волшебство и козни діавола именем Божіим, крестом да молитвой, в сраженіях над ним парил орел, указывавшій путь к пораженію непріятеля, одному Суворову видимый. Монахи этой пустыни разсказывали тогда многим, что после рожденія Суворова в обители, они, выйдя из храма, видели на небе, несмотря на белый день, особое знаменіе.

2. О кончине и будущей миссии Суворова

Среди дремучих лесов и болот в корельской части Суворовской родовой вотчины, между жальниками под огромным гранитом находится могила Суворова. Ход к ней есть из под смежнаго болота, и он доступен только праведному человеку, а грешным и подходить сюда опасно. По слухам в народе, иногда отваживались смельчаки, но исчезали в пучинах бездоннаго болота. Над могилою Суворова постоянно блуждают огни и носятся тени его верных соратников, птицы в том месте даже не смеют пролетать, на что голодные волки, привлекаемые стражею у могилы Суворова, и те воют издали, пощелкивая зубами, а приблизиться не решаются. Невзначай попавшіе близко к этим жальникам чувствуют колыханіе земли под собою от неведомой подземной силы и лишь во время сотворившіе крестное знаменіе избавляются от конечной гибели прямо в преисподнюю. Однакож, по тем же слухам в народе, некоторым удавалось издали подметить а граните отверстіе, чрез которое брежжит тусклый свет неугасимой лампады у почивающего под сим камнем неземным сном Суворова и до слуха таких смельчаков доносилось глухое замогильное поминовеніе рабу Божію князю Александру. Много веков спит там Суворов; по словам легенды, он проснется в тяжкую годину для его родины, когда вся русская земля покроется кровью по щиколотку боевому коню, тогда он встанет, выйдет из своей каменной кельи и сразит лютаго ворога земли русской, но это случится не скоро, пока не устанет Суворов Богу молиться за Святую Русь».

Комментарий. Эти предания зародились, несомненно, в конце XVIII – начале XIX века, среди крепостных крестьян вотчины Суворовых в деревнях Шереховского погоста, где большинство населения составляли карелы. Напрасно искать в этих легендах действительных исторических фактов из жизни полководца, который родился в Москве [Нарбут 1996] и похоронен в Петербурге.

Построены легенды по сюжету жития (если не святого, то героической личности), где православные детали и образы смешаны с языческими. Легенды скорее напоминают волшебные сказки, где присутствуют знамения предопределения будущности героя в момент его рождения; приуроченный к этому событию чудесный выход из гроба местного святого Никандра; наряду с первым и второй ангел-хранитель героя отнюдь не по православным канонам; языческий образ парящего в поднебесье орла, указывающего верный путь герою; красочное описание загробного жилища героя с блуждающими огнями, необычным поведением птиц и диких зверей, колыханием земли и, наконец, будущей миссии героя в годину смертельной для страны опасности.

Достоверность легенд проявляется в описании достопримечательностей местности. Это и старинная Никандрова пустынь – местный оплот православия, находившийся здесь ещё до прихода карел, и родовая усадьба Суворовых в Каменке. Яковлев Дмитрий Сергеевич (см. раздел "Жители") рассказал, что существует и древний жальник, расположенный в 1,5 км по прямой от Каменки на противоположном берегу озера. Жальник представлял собой поросший ельником холм в том месте, где прибрежная дорога поворачивает на Ослякино. Тот же Дмитрий Сергеевич, оставаясь человеком простодушным и неискушенным в деталях научно признанной биографии Суворова, был твердо убеждён, что великий полководец родился в Каменке. Значит, эта сказочная основа местного предания прочно сохранялась у здешних жителей до 1930-х – 1940-х годов.

В легендах заметны следы древних верований карел. Проследим эти следы, сверяясь с книгой «Семейные обряды и верования карел» [Сурхаско 1985].

Второй неканонический ангел-хранитель Суворова имеет характерные черты «домашнего» духа-покровителя, культ которого бытовал у карел. В соответствии с масштабом личности полководца народная молва назначила ему в качестве «домашнего» духа-покровителя по месту его родовой вотчины, ни много – ни мало, преподобного Никандра Городноезерского, который когда-то совершал свои монашеские подвиги в этой местности. То, что святой выходил из гроба, чтобы окрестить новорожденного, вполне укладывается в верования карел о загробной жизни: о том, в частности, что «покойнику нетрудно было, когда надо, приходить в прежний дом» [Сурхаско 1985, 149]. Согласно легенде именно Никандр предрек новорождённому великую будущность и вместе с первым ангелом-хранителем сберегал его жизнь в смертных боях.

Что касается образа орла, парящего над полем сражения, видимого одному Суворову и указывающему ему путь к поражению неприятеля, то с этим можно соотнести древнюю финскую «заклинательную руну о мифическом орле, летящем с северо-востока и несущем под крыльями сотни и тысячи воинов» [Сурхаско 1985, 149].

Описание глухой местности среди дремучих лесов и болот Боровичского уезда, где по легенде похоронен Суворов, местности смертельно опасной не только для людей, но и для птиц и диких зверей, напоминает Маналу – царство мертвых прибалтийско-финских народов. Обычно Манала «изображается большим мрачным островом, где никогда не светит солнце, ничто не растет и где умершие обитают в огромных жилищах» [Сурхаско 1985 ,154].

Могилу Суворова под огромным гранитом с отвестием, через которое брезжит тусклый свет изнутри, можно соотнести с грандиозным «домиком мертвых» - распространенным типом карельских захоронений с древних времен [Кочкуркина 1982; Сурхаско 1985]. Бревенчатые «домики мертвых» на карельских кладбищах имели крышу и часто окошечко в изголовье покойника. Суворов, как героическая личность, как полубог, похоронен, согласно народной молве, в гробнице из гранита, и отверстие в камне выполняет роль окна для общения покойника с живыми. И в лихую годину самой страшной опасности для страны мертвый Суворов готов будет очнуться от смертельного сна, выйти из каменной кельи и, благодаря своим сверхестественным способностям, сразить врага земли русской.

Со всей очевидностью эти легенды свидетельствуют о местном патриотизме карел, гордости их за причастность к жизни знаменитого героя России, безраздельной приверженности к судьбе нашей страны.


Литература:

Кочкуркина 1982 – Кочкуркина С. И. Древняя Корела. «Наука», Л., 1982.

Нарбут 1996 – Нарбут А. Н. Род и потомки генералиссимуса А. В. Суворова. Родословные росписи. М., 1996.

Полянский 1900 – Памяти Суворова к столетию со дня кончины. Составил М. Полянский. Новгород, Губернская типография, 1900 // Приложение к Памятной книжке Новгородской губернии на 1900 г.

Сурхаско 1985 – Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. Л., «Наука», 1985.


Материал подготовил с комментарием - Николай Шварёв, 2015 г.

E-mail: nicksvar@mail.ru



k14869
30.05.2015 17:40
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Посмотрите страницу "Достопримечательности" в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ, Гость


Вход через uistoka.ru или социальные сети:


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.