Здравствуйте, расскажите, что для вас значит деревня Шашки?
А у вас есть фото населенного пункта деревня Шашки? Загрузите, пожалуйста!

Псковская область Островский район деревня Шашки

0

ФОЛЬКЛОР, деревня Шашки.

Народное творчество малой родины - деревня Шашки Островский район Псковская область

                                       Сумка почтальона вновь полна

В мае 2004 г. в Псковской областной детской библиотеке им. В.А. Каверина состоялось подведение итогов регионального конкурса детского творчества «Я - писатель и поэт, художник и краевед», проведенного в рамках проекта «Сумка почтальона».

«Сумка почтальона» - название долгосрочного проекта, реализующего ряд направлений Концепции музея романа «Два капитана», который был открыт на базе Псковской областной детской библиотеки в 2002 году. Проект объединяет ресурсы библиотек, работающих с детьми, и учреждений образования Псковской области, имеет статус областной акции по продвижению детского чтения, формированию мотивации к творчеству, созданию условий для развития и реализации творческого потенциала детей.

Сумка почтальона - экспонат музея, предмет, как бы сошедший со страниц книги «Два капитана», который выполняет функцию своеобразного архива творческих работ детей. Ровно год, до следующего конкурса, детские работы хранятся в ней, и каждый посетитель музея может их увидеть.
Начало работы по проекту относится к 2002 году, когда среди юных читателей области был проведен первый конкурс под названием «История Пскова глазами детей», посвященный юбилейным мероприятиям в честь 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.

Идея второго конкурса «Я - писатель и поэт, художник и краевед» заключалась в том, чтобы через активное включение детей в процесс чтения и творческую литературную и художественную деятельность способствовать формированию отношения к книге как к уникальному явлению культуры. Проект имел и еще одну цель - продвижение в местное сообщество представления о Чтении и Книге как катализаторах творческой активности детей.

На первую номинацию «Легенды и сказки Земли Псковской» принимались самостоятельно написанные литературные произведения в жанре сказки или легенды. За основу сюжета предлагалось брать местные народные или придуманные самими авторами версии о происхождении названий топонимических объектов малой Родины - рек, озер, лесов и т.д…

…В конкурсе приняли участие свыше 130 детей и подростков из двадцати районов и двух городов (Псков и Великие Луки).

Особенно активным было участие детей Новоржевского, Островского, Локнянского, Бежаницкого районов, г. Пскова и г. Великие Луки. Таким образом, география проекта и участие детей в нем постепенно расширяются. По итогам конкурса проведена выставка детских работ. Часть работ отправлена в журналы "Муравейник" и "Костер" для публикации…

…Все работы были выставлены для обозрения посетителями в областной детской библиотеке им. В.А. Каверина. Лучшие помечены значками: «Лауреат», «Победитель номинации», «Поощрительный приз».

Финансировали конкурс Государственный комитет по культуре и Государственное управление образование и науки Псковской области. Все участники получили благодарственные письма, а самые активные организаторы были награждены грамотами…

…Основная часть детских литературных работ - это переработка народных сказок и легенд, отличающихся наличием «чудесности». Но есть и произведения, в которых бытовые происшествия, переработанные детской фантазией, превращаются в сказки. Такова, например, сказка о происхождении названия деревни Шашки, рассказанная Дмитриевой Ксенией, ученицей Влазовской основной школы Островского района. "Шешок" - это псковское название чёрта. А дело было так. Сгорела деревня, всех погорельцев разобрали соседи из другой деревни, а одна семья осталась жить на пожарище. Однажды их, черных, чумазых, увидели люди и распространилась весть, что в погорелой деревне черти (шешки) живут.

"Потом погорельцы отстроили новое село, а так как в наших краях акают, то и называется оно по-скобарски - Шашками". Сказка написана с большим юмором и точным знанием деталей крестьянского быта…

…Творческие конкурсы, в основе которых лежит обращение к народным традициям, способствуют обогащению личности его участников, активизируют процесс передачи культурных традиций от поколения к поколению, поддерживают интерес к чтению краеведческой литературы, к русскому языку. Детские творческие конкурсы дают возможность выявить и поддержать творчески одаренных детей, вырастить талантливого читателя…


http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=363


                                        

                                                          ДЕРЕВНЯ  ШАШКИ

                                                       

                                                                                ДМИТРИЕВА  Ксения, 8  класс

     Историю  эту  я  услышала  от  прабабушки, а  она  в  свое  время  -  от  своей  прабабушки, а  та  тоже  от  стариков.  Так  что  прикиньте,  сколько  лет  с  той  поры  прошло: наверное, более  полутораста  лет. Произошло  это  еще  в  царское  время  недалеко  от  Улазова,  что  в нынешнем  Островском  районе, а  по-старому -  Островском  уезде. Было  здесь  небольшое  сельцо, названия  которого  никто  из  рассказчиков  не  помнил. И  вот  как-то раз  накануне  Рождества  какой-то  подвыпивший  мужичок – колядовщик в темную  ночь  ходил  по  домам, распевая  колядки,  славя  хозяев  и  принимая  от  них  рождественские  дары. Надо  сказать,  что колядовщик  он  был  знатный, пел  отменно  да  и  личина  у него  была  приготовлена  искусная, и  никто  из хозяев не  посмел  отпустить  его  от  себя  с  пустыми  руками. А  поскольку  был  он  уже  изрядно  пьян, то  не  заметил, как огонек  из  его  рождественского  фонаря  на  шесте лизнул  край  соломенной  крыши, когда, довольный  уходя  от  очередной  избы  с  богатыми  подношениями, он  неловко  споткнулся  на  ровном  месте  и  вскинул  руку  с  шестом. Восстановив  равновесие, мужичок  зашагал  дальше  по  темной  улочке  села, прикидывая,  что  поднесут  ему  в  соседней  избе…

  А  в  это  время  подул  легкий  ветерок,  и  скоро  крыша  избы занялась  сначала  робким,  а  затем  и  все  более  и  более смелеющим  пламенем. И  вот  уже  половина  сельца  была  ярко  освещена  гигантским  пожаром. Пламя  легко  и  свободно  перекинулось  с  избы  на плетень, с  плетня  на сарай, с  сарая  на  соседнюю  избу.

Искры с  треском  полетели по  ветру, и  скоро  загорелось  все  село. Люди, выбегавшие  на  улицу  полураздетыми, отважно бросались  тушить  разгулявшийся неуёмный  огонь, отпирали  дворы, выгоняя  встревоженную  скотину,  отвязывали  цепных  псов, выкидывали на  улицу  уцелевшее  добро. Истошно  выли  бабы, злобно  ругались  мужики, от  пожарища  к  пожарищу  бестолково  сновали  детишки. До  самого  рассвета  тушили  селяне пожар,  пытаясь  спасти  избы  и нажитое  добро, но  все  было  напрасно: безжалостный  огонь  уничтожил  все…

  В  Улазове  увидели  пожар  не  сразу. Несколько  крепких  мужиков  запрягли  сани  и  помчались  к  пылающему селу  на  выручку.

Но  кони, испуганные  огнем, никак  не  хотели  везти  в  нужном  направлении, шарахались  в  сторону, проваливаясь  в  сугробы. Чертыхаясь, мужики  выволакивали  сани  на  дорогу, нахлестывали  коней, но кони  продолжали  упрямиться,  и  все  повторялось  снова. 

Когда  рассвело  и пожар  стих, улазовичи  добрались,  наконец,  до  сгоревшего  села. Печальная  картина предстала  их  глазам: огромная толпа  несчастных  погорельцев  скорбно  наблюдала  за  тем,  как  последние  языки  пламени  дожирали  остатки  их  жилищ. Люди  были  в  основном  полураздетыми, и  пока  бушевал  пожар, не  чувствовали  холода; теперь  же  они  жались  друг  к  другу: мороз  усиливался. Женщины  плакали, мужчины  скрипели  зубами,  сдерживая  слезы, детишки  испуганно  и  непонимающе  глядели  на  своих  родителей  и  старших  родственников…

  Несколько  семей  погорельцев  приютили  в  Улазове, остальные  разбрелись  по  соседним  селам  в  надежде  на  помощь  родственников или  просто  добрых  людей. Прошло  несколько  дней, и поваливший  снег  накрыл  белой  пеленой  черное  пожарище. Ничто  уже  почти  не  напоминало  о  том,  что  здесь  было  многолюдное  село. А  еще  через  некоторое  время  в  Улазове  и думать  забыли  о пожаре: хорошо,  что  в  огне  никто  из  несчастных  селян  не  погиб.

  Наступил  май,  и  улазовичи  сразу  же  после  Егория  стали  выгонять  крупный  рогатый  скот  на  пастбище. Скотина, всю  зиму  простоявшая  в  стойлах, теперь вовсю резвилась  на  воле. Трава  на  выпасе  была  еще  мелкая, но  с  каждым  днем  шла в  рост, и  скот  охотно  лакомился  ярой  зеленью. Резвился  молодняк, родившийся  зимой. Бычки  и  телки, задрав  хвосты,  носились  по пожне  под  неодобрительное  мычанье  коров. Пастухи  сбились  с  ног, укарауливая  разбегающийся  молодняк. Но  однажды  недосчитались  одной  пестрой  телочки  со  звездой  на  лбу. Расстроенная хозяйка  с  малолетней  дочерью  сбились  с  ног, ища  пропажу. Обошли  все  кустарники, до  хрипоты  выкликивая  свою  Звездочку. Но все  было  напрасно: телочки  нигде  не  было  видно.

  Стало  темнеть, но  мать  с  дочкой продолжали  упорно  искать  Звездочку. Напряженно  разглядывали  они  все  вокруг, с  надеждой вглядываясь  в  каждый  одинокий  куст или  холмик  вдали, принимая  его  за  телочку, и  все  дальше  уходили от  Улазова. Вот  и  пожарище  на  месте  бывшего  села, сгоревшего  в  Рождество. Мать  с  дочерью  осторожно  подошли к  печальному  месту. И здесь, за  полуразвалившейся  черной  печью  с  обрушенной  трубой, они  увидели  свою  Звездочку. С  криком радости  бросилась  девочка  к  своей  любимице, обнимая  ее  и  целуя, а  женщина  застыла  на  месте, не  веря  глазам  своим  от  радости,  а  затем  всплеснула  руками  и  запела: «А  милая  ты  моя  дочуша,  радость  моя  ненаглядная, как  же  мы по тебе  скучали, как  долго мы  тебя  искали!» И  тут  женщина  почувствовала,  как  земля  под  ней  зашаталась. Она  испуганно отпрянула  назад  и  с  ужасом  увидела, как  из  земли выросло  какое-то  чудовище,  все  в  черном,  с  черным  же  лицом, и заорало  во  всю мочь: «Кто  это  здесь  балует, кто  это  нас  здесь  тревожит?» А за  его  плечом  выросло  еще  два черных чудовища, ростом  поменьше. Девочка  истошно  завопила: «Шешок!» (Чёрт)  и  что  есть  мочи  помчалась  в  сторону  Улазова; за  нею  следом,  не  разбирая  в  наступившей  полутьме  дороги  неслись  женщина  и  тёлочка. И всё  оглядывались, назад, боясь,  что  их  преследуют  черти. Прибежали  домой, вопя  «Шешки! Шешки!», заперлись  и  никому  не  открывали  двери,  когда  на  их  крики  набежали  соседи.

  К  утру  беглянок соседи  допросили, и  женщина, заикаясь  от  испуга, рассказала  о  вечернем  происшествии. Слухи  о нечистой  силе, поселившейся  на  пожарище, напугали  всех. Взбудораженные  улазовички  передавали  рассказ  напуганных  женщины  и  девочки  во  всех  подробностях, приплетая  к  ним  новые. Весь  день  во  всех  концах  села  только  и  слышалось: «Шешки, шешки». Говорили  о  них  всю  неделю, и  количество  чертей  в  рассказах  жительниц  села  уже  перевалило  за  второй  десяток. Подробно  описывались  их  длинные  хвосты, острые  рога  и  крепкие  копыта.

  Наконец, несколько  молодых  парней  из  наиболее  смелых  решились  поглядеть  на страшилищ. Подробно  расспросив  у  хозяйки  Звездочки  о  месте  встречи  с  чертями, вооружившись  вилами,  топорами  и, по  совету  знающих  стариков,- связкой  чеснока и  иконой, а  также выпив  для  храбрости  водки, молодежь  отправилась  к  пожарищу. Придя  на  место, окружили  дьявольское  убежище  и  стали  выкликать  чудовищ. Черти  не  заставили  себя  долго  ждать, и  вскоре  земля  заколыхалась, открылась  черная  нора, и  оттуда  послышалось  сопение. Храбрецы  мигом  бросились  назад, но  любопытство  взяло  верх, и  наиболее  стойкие  вернулись назад, только встали  немного  подальше. С тихим  ужасом  наблюдали  они за  тем, как  из  норы  проворно  выбралось  черное  чудовище, правда, без  рогов  и  хвоста. Молча  смотрели  молодые  улазовичи на  черта, боясь  обнаружить  свой  страх друг  перед  другом. Молчал  и  чёрт, напуганный толпой незвестно  откуда  взявшихся  парней с  вилами и  топорами. В  молчании прошла  минута, другая. Наконец,  один  из наиболее сообразительных  храбрецов воскликнул: «Шешок? Да  какой  же  это  шешок! Это же  чумазый  мужик,  а  не  шешок!» Тут  «шешок»  рассмеялся: «Так  вот  за  кого  вы  меня  принимаете! Эй, Матрёна, Митька, шешки  вы  этакие,  вылазьте!»  И  из  норы  вылезла чернолицая  баба  с  сыном… 

  Все  объяснилось  очень  просто. После  пожара  семья  бедняков, которая не  смогла  нигде  найти  пристанища, решила вернуться  и  вырыть  на  пожарище (благо  земля  под огнем  подтаяла) землянку  и  в  ней  пережить  зиму, а  летом  построить  новую  избу.

Вырыли  земляное  жилище, соорудили  на  скорую руку очаг, топились  по-черному,  как  в  русских  банях. Вот  и  ходила  вся семья черная: отмыться  в  землянке  было  непросто, а  топить печь  нужно  было  каждый  день.

  Долго  смеялись  в  Улазове  над собственными  страхами. И  все  подтрунивали друг  над другом: «А  не  сходить  ли  нам  в гости к шешкам?»  или  просто «А  не  пойти  нам  в  шешки?»

  Летом  многие  погорельцы вернулись на  свое  место, отстроили  новое  село  на  месте  прежнего, только  вот  прежнего  названия  у  этого  села  уже  не  было, не  прижилось. Стало  оно  с  тех  самых  пор  называться  Шешки, а  так  как  в  наших  краях  якают,  то  называется  оно  по - скобарски  Шашками. Так  с  тех  пор  на  географических картах  и  пишут – Шашки.

                                                                                                                      (2004)


yandamur
07.04.2013 15:48
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ, Гость


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Всего комментариев:1
Молодец Ксения! Так любить и стремиться узнать историю своего края- это дорогого стоит!
Valentin Kuzmin
11.04.2013 11:17
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.