Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяТверская областьРжевский райондеревня Зорино

История – деревня Зорино

Время основания, исторические события, факты

Зорино 1828 год

Село Зарино, в нем церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, не совсем в твердости, утварию не довольна. Построена в 1680 году. Однокомплектная. Опись церковной утвари и приходорасходныя книги имеются, при ней земли отмежевано писцовая дача сто две десятины пять сот тритцать шесть сажень, на которую план имеется и хранится в Тверской Кафедральной ризнице;

В 1828 году служили: Священник Николай Фомин - 44 года, дьячек Тимофей Емельянов - 21 год, пономарь Федор Михайлов - 32 года.

Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазово, Сахарово, Байгорово, Высокая - 127 дворов (471 мужчина, 541 женщина).

Зорино 1901 год

Село Зарино. Поселение это не большое (и двух десятков дворов не было), а церковь у них была своя. Вместительное, каменное строение. Церковь Успенская, построена в 1866 году, каменная, престола три. Центральный Престол зориского храма был освящен в честь успения пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Два теплых придела святителя Тихона епископа Амофунтского, и в честь иконы Корсунской Божией Матери. В комплексе приходских построек возвышалась четырехъярусная колокольня. Высота ее была около 40 метров. И если учесть, что она стояла у дороги на довольно видном возвышенном месте, то звон колоколов был слышен в Байгорово.

Снаружи церковь была оштукатурена, побелена, смотрелась красиво на фоне окружавшего ее леса. Роспись внутри подстать именитому ржевскому собору. Купол олицетворял звездное небо над головой, и на нем - Благословляющий Господь. Алтарь из кедрового дерева с необыкновенно узорчатой резьбой, исполненный под золото. Иконы в серебряных и позолоченных окладах имели вид древнего происхождения. Были и многие другие достоинства церковного интерьера обращавших внимание прихожан как местных, так и заезжих из Ржева, Старицы и Твери.

Ухоженное подворье в кирпичной ограде, клумбы с обилием цветов, окаймленные декоративными кустами. 3а церковной сторожкой - кладбище. 3ахоронения здесь были в идеальном состоянии, разделенной аллеей на две половины. Каждой деревни был отведен для погребения свой участок. Порядок поддерживали родственники захороненных сельчан. 3а этим следил священник, в ведении которого и было кладбище. Он же вел и регистрацию умерших.

Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1831 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Георгий Иоаннович Волков 65-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1860 года, священником с 1860 года, состоял благочинным, награжден в 1899 года наперстным крестом. Диакон Иаков Григорьевич Смирнов 27-ми лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1896 года. Диакон, в должности псаломщика, Николай ВАсильевич Успенский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, диаконом с 1888 года.

Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазове, Сахарове, Высокове, Байгорове - 197 дворов (772 мужчины, 836 женщин).

При Успенской церкви была устроена церковно-приходская школа. В качестве учителей, как и во всех сельских школах в XVIII - начале XIX века, были священник и дьякон. Здесь учились и дети байгоровских прихожан. Дети были из разных семей деревни, но с одной и той же фамилией - Хорьковы. В 1900 году в первый класс в церковно-приходскую школу пришли четыре родственника - Хорьковы и три однофамильца...

Зорино 1914 год

В 1914 году служили: Священник Иоанн Волков 43-х, из 5 класса семинарии, на службе 17 лет, в Успенскм храме 2 года. Штатный диакон Павел Петров 27-ми лет, на службе 9 лет, в Успенском храме 1 год. Псаломщик Павел Богородский 22-х лет, на службе 1 год.

Прихожан в деревнях: Займищи, Глазово, Сахарово, Высоково, Байгорово - 809 мужчин, 888 мужчин.

Зорино 1933 год

«В один из майских дней 1933 года было объявлено, что с Зоринской церкви будут снимать колокола. В деревне жили две незамужние послушницы церкви - Деевы. Они пели на хорах. В нужный момент собрали по деревням подписи, чтобы приход не закрывали и не снимали с церкви колокола. Власть осталась глухой к их просьбам. Церковь была закрыта. В этот день народ из Байгорово потянулся в деревню Зорино. Мой дедушка Андрей Нестеров взял и меня с собой.

Восемь километров прошли по бездорожью за два часа. Народу собралось много, были жители и других окрестных деревень, входивших в Зоринский приход. 3десь уже была милиция и команда молодых мужиков «специалистов» по снятию колоколов. Подогнали трактор с телегой. Народ пытался помешать совершению задуманного им дела, но тут же вмешалась милиция, и бунтующий народ был оттеснен из ограды Храма. Человек двадцать сильных мужиков с веревками, под руководством штатского начальника зацепили большой колокол, который весил более ста пудов, стали опускать его с колокольни. Несколько метров не достигнув земли, колокол рухнул на землю, т.к. веревка оборвалась, но не разбился. Колокол погрузили на тележку и трактор увез его в сторону Ржева. К телеге был прикреплен лозунг: «Колокола - на индустриализацию страны!».

Пожилые люди, провожая увозимые колокола, плакали. Погоревали да с этим и разошлись по деревням. При встречах друг с другом они еще долго обсуждали политику государства, закрытие их церквей и снятие колоколов; ибо на протяжении всей своей жизни они были приобщены к церкви. То же происходило и при снятии колоколов в соседних церковных приходах - в Ильигорском, в Мологинском.

Из тех же крыловских воспоминаний стало известно, что после закрытия прихода имущество Успенской церкви было не тронуто. Священник был репрессирован и сослан на выселки. Там он и умер. (А.М. Крылов).

Зорино 1941 год

В октябре 1941 года немцы заняли Зорино. Фашисты сбили с храма замок, разграбили церковное имущество, а внутренняя часть храма стала конюшней. При отступлении 2 января 1942 года немцы взорвали храм и колокольню. Церковь не восстановлена. Советскую власть целостность здания не интересовала.

В настоящее время кладбище заброшено, но не осквернено. Часть могилок ухожена стараниями нынешнего поколения жителей Байгорово и ржевитян, родственники которых обосновались здесь на вечное пребывание.

На этом погосте упокоились и родители автора книги «Байгорово» Александра Михайловича Крылова, ныне проживающего в Крыму, но не забывающего свою малую Родину. Полковник в отставке собрал богатейший краеведческий материал о жителях деревни и истории ее возникновения. Одну из глав посвятил Зоринской церкви.


- 79 - 0 iadubrovin
02.01.2022 21:34
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать