История – деревня Замолодино
Время основания, исторические события, фактыВпервые Стрельниково упоминается в 1585 г., когда царь Феодор Иванович пожаловал деревню Ипатьевскому монастырю7, в чьём владении она оставалась вплоть до 1764 г. После секуляризационной реформы 1764 г. жители Стрельникова перешли в разряд государственных крестьян и не знали крепостного права.
Название деревни давало повод для различных легенд о её возникновении. По бытующему доныне мнению, Стрельниково будто бы было основано некими стрельцами, которых сюда сослал Петр I. Н. П. Кучин пишет: «Стрельниково Костромского района – это бывшая стрелецкая слобода времён царствования Ивана Грозного. Стрельцы здесь несли охранную службу, т.к. рядом проходила граница Московского государства с Казанским ханством»8*. Однако всё это выдумки, не подкреплённые никакими документальными данными. Вероятнее предположить, что название деревни произошло от некалендарного имени Стрельник (стрелок), которое мог носить первопоселенец10.
* Вплоть до взятия в 1552 г. Казани граница Русского государства с Казанским ханством в Костромском крае проходила по р. Унже, т.е. в нескольких сотнях вёрст к востоку от д. Стрельниково. В начале XX в. в Костромской губернии была ещё одна деревня Стрельниково – в Нерехтском уезде9.
Стрельниково относилось к той части Костромского уезда, которое называлось Костромское Заречье или Зарецкий край, т.е. край, находящийся за рекой Костромой. Вплоть до начала XX в. Костромское Заречье делилось на два исторических района: «монастырщину» – так назывались сёла и деревни, в XVI – XVIII вв. принадлежавшие Московскому Чудову и Костромскому Ипатьевскому монастырям, и «барщину» – сёла и деревни в XV – XIX вв. принадлежавшие помещикам11. Стрельниково, разумеется, относилось к «монастырщине». Значительную часть Заречья занимала Шунгенская волость с центром в с. Шунга, в которую, как писалось выше, входило и Стрельниково. Остальное Заречье охватывала Мисковская волость.
Местный уроженец историк Н. Н. Виноградов писал о жителях Шунгенской волости в 1904 г.: «Народ вообще очень рослый, здоровый, франтоватый и смышленый. <…> Несколько десятков человек из волости уходят на заработки в Петербург в штукатуры и маляры, но общая основная масса населения сидит дома, занимаясь сельским хозяйством. Кроме сельского хозяйства, дающего хороший доход благодаря заливным лугам и посадке картофеля для крахмальных заводов, редкое семейство не имеет какого-нибудь подсобного промысла или торговли. Большая часть населения каждую неделю бывает в “городе” (так зовут Кострому) по базарным дням – понедельник, среда, пятница. И грубый, окающий “с выворачиваньем” говор “мысовых” или “зарешных” (так зовут обитателей Шунгенской волости) слышится по всему городу <…>»12.
Ведущим занятием стрельниковцев являлось огородничество – в первую очередь, выращивание картофеля. Побочным промыслом было плетение из лозы корзин. А. А. Тилло в книге «Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии», вышедшей в Петербурге в 1883 г., писал: «В д. Стрельникове 60 дворов, жителей 348, занимаются плетением корзин в 6 дворах 12 человек. <…> Плетением корзин занимаются мужчины и дети, в свободное от полевых работ время в жилых избах. Корзины плетут из тальника, с помощью топора и ножа <…>. Кустарь при помощи одного подростка за все рабочее время сплетет одноручных корзин до 500, двоеручных до 2000, ценою от 2 до 7 коп. штука. Тальник покупается у соседей по берегам реки Волги <…>. Корзины продают жителям и в г. Костроме»13.
Особенностью жизни Стрельникова было то, что каждую весну Волга и река Кострома разливались, на десятки вёрст затопляя Зарецкий край – от Ипатьевского монастыря до самых дальних деревень Шунгенской и Мисковской волостей. Обычно вода стояла месяц-полтора, но в некоторые годы она не спадала и в течение двух месяцев. Очевидец так описывал разлив в начале мая 1929 г.: «Вместо слияния двух рек (Волги и р. Костромы. – Н. З.), у Костромы сейчас – не то море, не то широчайший залив его, по которому разбросаны, как улицы в Венеции, деревни. Море начинается тут же, за Ипатием, и тянется на многие десятки вёрст. Вода заливает всю Мисковскую и Шунгенскую волости, села хмелеводов и картофельников»14. Во время средних по высоте разливов Стрельниково, стоявшее на небольшой возвышенности, превращалось в своеобразный остров, со всех сторон окружённый водными просторами. В годы, когда вода поднималась особенно высоко, его частично подтапливало.
Стрельниково окружали примыкавшие к нему деревни – Цицино, Шатерино, Омелино и Замолодино*. Фактически все эти селения уже в начале XX в. образовывали единый населённый пункт.
* Цицино находилось к северу от Стрельникова, Замолодино – к западу, Омелино – к югу, Шатерино – к юго-востоку. В 1972 г. все они были включены в состав Стрельникова и образовали улицы: Цицинская, Замолодинская и Омелинская.
Особенностью селений Костромского Заречья, где крестьяне жили зажиточно, являлось большое количество каменных и полукаменных домов. В Стрельникове и окрестных деревнях было немало каменных и полукаменных одно- и двухэтажных домов, возведённых из красного кирпича.
Уже в начале XX в. достопримечательностью деревни являлся дом крестьянина Ивана Александровича Скобёлкина*, построенный, по мнению местных жителей, два с половиной века назад (специалисты считают, что дом был срублен не позднее середины XVIII в.) из необычайно толстых – толщиной до 60 см – брёвен15.
* В 1987 г. дом И. А. Скобёлкина был перевезён в Кострому в Музей деревянного зодчества.
Со времён раскола в XVII в. в Костромском Заречье жило большое количество старообрядцев разных толков и согласий, но ведущим толком здесь являлись поповцы Белокриницкого согласия. Старообрядцами-поповцами являлась и значительная часть стрельниковцев. Православные жители деревни состояли прихожанами церкви Иоанна Богослова, что в Ипатьевской слободе. Православные из Омелина, Шатерина и Замолодина относились к приходу Покровской церкви в с. Шунге16. В Стрельникове и в Омелине высились две православные часовни, выстроенные в конце XIX в. из красного кирпича17.
Как относящееся к Иоанно-Богословскому приходу, Стрельниково входило в круг селений, опекаемых Александровским православным братством. Последнее возникло в 1879 г. и занималось благотворительностью в местах, связанных с первыми Романовыми. Братство строило школы, амбулаторные лечебницы, ремесленные мастерские, часовни и т.д. Согласно уставу братства, его деятельность, в первую очередь, распространялась на «Ипатьевскую местность»18, т.е. на территории, примыкающие к Ипатьевскому монастырю. В конце XIX в. братство открыло в Стрельникове начальную школу. Под неё в мае 1897 г. у крестьянина Егина был куплен двухэтажный полукаменный дом и приспособлен под учебное заведение (совр. адрес: д. Стрельниково, ул. Нагорная, д. 20)19. Открытие школы состоялось 1 октября 1897 г. В 1904 г. в ней обучалось 104 ученика, часть которых являлась детьми старообрядцев20.
Наличие в Стрельникове старообрядческого храма выделяло его среди других селений Зарецкого края. Как известно, если в какой-либо деревне появлялся приходской храм, то деревня переименовывалась в село. Однако это правило и до 17 апреля 1905 г., и после 17 апреля 1905 г. не распространялось на селения, где возводились старообрядческие церкви. Последние вплоть до революции именовались деревнями, тем более этот статус сохраняли они и в советское время. В старообрядческой литературе начала XX в. и позднее Стрельниково обычно – и совершенно справедливо – называется селом, но мы будем придерживаться официального наименования его деревней.
- 62 - 0 | Zam44 20.01.2018 11:44 |
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Новости СМИ вашего родного края (с сайта kostroma.aif.ru):
Подрядчик рассказал, как выравнивают плитку на Сусанинской площади
Подрядчиков обязали отремонтировать костромские дороги после газификации
Костромичи на Пасху смогут купить продукты по ценам производителей
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Новые комментарии
- Когда вы были здесь в последний раз? - 1961 ujle
- Когда вы были здесь в последний раз? - 1984...
Есть проект и предварительная смета расходов....
Добрый день. Хотим организовать современную...
Смотреть все
Новые записи
Жители - деревня Починок-Чапков. Ищем армейского друга отца Николая Генадьевича...
Новости - деревня Замолодино. Организация современной детской площадки 23...
История - деревня Замолодино. Впервые Стрельниково упоминается в 1585 г.,...
История - деревня Пушкино. Якобы усадьба вице-губернатора Кострома...
Достопримечательности - деревня Чижово. Я помню свою родимую (где родился и вырос)...
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex