История – деревня Замолодино
Время основания, исторические события, фактыВпервые Стрельниково упоминается в 1585 г., когда царь Феодор Иванович пожаловал деревню Ипатьевскому монастырю7, в чьём владении она оставалась вплоть до 1764 г. После секуляризационной реформы 1764 г. жители Стрельникова перешли в разряд государственных крестьян и не знали крепостного права.
Название деревни давало повод для различных легенд о её возникновении. По бытующему доныне мнению, Стрельниково будто бы было основано некими стрельцами, которых сюда сослал Петр I. Н. П. Кучин пишет: «Стрельниково Костромского района – это бывшая стрелецкая слобода времён царствования Ивана Грозного. Стрельцы здесь несли охранную службу, т.к. рядом проходила граница Московского государства с Казанским ханством»8*. Однако всё это выдумки, не подкреплённые никакими документальными данными. Вероятнее предположить, что название деревни произошло от некалендарного имени Стрельник (стрелок), которое мог носить первопоселенец10.
* Вплоть до взятия в 1552 г. Казани граница Русского государства с Казанским ханством в Костромском крае проходила по р. Унже, т.е. в нескольких сотнях вёрст к востоку от д. Стрельниково. В начале XX в. в Костромской губернии была ещё одна деревня Стрельниково – в Нерехтском уезде9.
Стрельниково относилось к той части Костромского уезда, которое называлось Костромское Заречье или Зарецкий край, т.е. край, находящийся за рекой Костромой. Вплоть до начала XX в. Костромское Заречье делилось на два исторических района: «монастырщину» – так назывались сёла и деревни, в XVI – XVIII вв. принадлежавшие Московскому Чудову и Костромскому Ипатьевскому монастырям, и «барщину» – сёла и деревни в XV – XIX вв. принадлежавшие помещикам11. Стрельниково, разумеется, относилось к «монастырщине». Значительную часть Заречья занимала Шунгенская волость с центром в с. Шунга, в которую, как писалось выше, входило и Стрельниково. Остальное Заречье охватывала Мисковская волость.
Местный уроженец историк Н. Н. Виноградов писал о жителях Шунгенской волости в 1904 г.: «Народ вообще очень рослый, здоровый, франтоватый и смышленый. <…> Несколько десятков человек из волости уходят на заработки в Петербург в штукатуры и маляры, но общая основная масса населения сидит дома, занимаясь сельским хозяйством. Кроме сельского хозяйства, дающего хороший доход благодаря заливным лугам и посадке картофеля для крахмальных заводов, редкое семейство не имеет какого-нибудь подсобного промысла или торговли. Большая часть населения каждую неделю бывает в “городе” (так зовут Кострому) по базарным дням – понедельник, среда, пятница. И грубый, окающий “с выворачиваньем” говор “мысовых” или “зарешных” (так зовут обитателей Шунгенской волости) слышится по всему городу <…>»12.
Ведущим занятием стрельниковцев являлось огородничество – в первую очередь, выращивание картофеля. Побочным промыслом было плетение из лозы корзин. А. А. Тилло в книге «Кустарные и отхожие промыслы Костромской губернии», вышедшей в Петербурге в 1883 г., писал: «В д. Стрельникове 60 дворов, жителей 348, занимаются плетением корзин в 6 дворах 12 человек. <…> Плетением корзин занимаются мужчины и дети, в свободное от полевых работ время в жилых избах. Корзины плетут из тальника, с помощью топора и ножа <…>. Кустарь при помощи одного подростка за все рабочее время сплетет одноручных корзин до 500, двоеручных до 2000, ценою от 2 до 7 коп. штука. Тальник покупается у соседей по берегам реки Волги <…>. Корзины продают жителям и в г. Костроме»13.
Особенностью жизни Стрельникова было то, что каждую весну Волга и река Кострома разливались, на десятки вёрст затопляя Зарецкий край – от Ипатьевского монастыря до самых дальних деревень Шунгенской и Мисковской волостей. Обычно вода стояла месяц-полтора, но в некоторые годы она не спадала и в течение двух месяцев. Очевидец так описывал разлив в начале мая 1929 г.: «Вместо слияния двух рек (Волги и р. Костромы. – Н. З.), у Костромы сейчас – не то море, не то широчайший залив его, по которому разбросаны, как улицы в Венеции, деревни. Море начинается тут же, за Ипатием, и тянется на многие десятки вёрст. Вода заливает всю Мисковскую и Шунгенскую волости, села хмелеводов и картофельников»14. Во время средних по высоте разливов Стрельниково, стоявшее на небольшой возвышенности, превращалось в своеобразный остров, со всех сторон окружённый водными просторами. В годы, когда вода поднималась особенно высоко, его частично подтапливало.
Стрельниково окружали примыкавшие к нему деревни – Цицино, Шатерино, Омелино и Замолодино*. Фактически все эти селения уже в начале XX в. образовывали единый населённый пункт.
* Цицино находилось к северу от Стрельникова, Замолодино – к западу, Омелино – к югу, Шатерино – к юго-востоку. В 1972 г. все они были включены в состав Стрельникова и образовали улицы: Цицинская, Замолодинская и Омелинская.
Особенностью селений Костромского Заречья, где крестьяне жили зажиточно, являлось большое количество каменных и полукаменных домов. В Стрельникове и окрестных деревнях было немало каменных и полукаменных одно- и двухэтажных домов, возведённых из красного кирпича.
Уже в начале XX в. достопримечательностью деревни являлся дом крестьянина Ивана Александровича Скобёлкина*, построенный, по мнению местных жителей, два с половиной века назад (специалисты считают, что дом был срублен не позднее середины XVIII в.) из необычайно толстых – толщиной до 60 см – брёвен15.
* В 1987 г. дом И. А. Скобёлкина был перевезён в Кострому в Музей деревянного зодчества.
Со времён раскола в XVII в. в Костромском Заречье жило большое количество старообрядцев разных толков и согласий, но ведущим толком здесь являлись поповцы Белокриницкого согласия. Старообрядцами-поповцами являлась и значительная часть стрельниковцев. Православные жители деревни состояли прихожанами церкви Иоанна Богослова, что в Ипатьевской слободе. Православные из Омелина, Шатерина и Замолодина относились к приходу Покровской церкви в с. Шунге16. В Стрельникове и в Омелине высились две православные часовни, выстроенные в конце XIX в. из красного кирпича17.
Как относящееся к Иоанно-Богословскому приходу, Стрельниково входило в круг селений, опекаемых Александровским православным братством. Последнее возникло в 1879 г. и занималось благотворительностью в местах, связанных с первыми Романовыми. Братство строило школы, амбулаторные лечебницы, ремесленные мастерские, часовни и т.д. Согласно уставу братства, его деятельность, в первую очередь, распространялась на «Ипатьевскую местность»18, т.е. на территории, примыкающие к Ипатьевскому монастырю. В конце XIX в. братство открыло в Стрельникове начальную школу. Под неё в мае 1897 г. у крестьянина Егина был куплен двухэтажный полукаменный дом и приспособлен под учебное заведение (совр. адрес: д. Стрельниково, ул. Нагорная, д. 20)19. Открытие школы состоялось 1 октября 1897 г. В 1904 г. в ней обучалось 104 ученика, часть которых являлась детьми старообрядцев20.
Наличие в Стрельникове старообрядческого храма выделяло его среди других селений Зарецкого края. Как известно, если в какой-либо деревне появлялся приходской храм, то деревня переименовывалась в село. Однако это правило и до 17 апреля 1905 г., и после 17 апреля 1905 г. не распространялось на селения, где возводились старообрядческие церкви. Последние вплоть до революции именовались деревнями, тем более этот статус сохраняли они и в советское время. В старообрядческой литературе начала XX в. и позднее Стрельниково обычно – и совершенно справедливо – называется селом, но мы будем придерживаться официального наименования его деревней.
- 139 - 0 | Zam44 20.01.2018 11:44 |
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Новости СМИ вашего родного края (с сайта kostroma.aif.ru):
В Костроме ведется постоянный контроль за состоянием зеленых насаждений
Снегурочка из Костромы поздравила Деда Мороза с днем рождения
Ученики музыкальной школы №1 Костромы вернутся в родные стены 2 декабря
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Новые комментарии
- Когда вы были здесь в последний раз? - 1961 ujle
- Когда вы были здесь в последний раз? - 1984...
Есть проект и предварительная смета расходов....
Добрый день. Хотим организовать современную...
Смотреть все
Новые записи
Жители - деревня Починок-Чапков. Ищем армейского друга отца Николая Генадьевича...
Новости - деревня Замолодино. Организация современной детской площадки 23...
История - деревня Пушкино. Якобы усадьба вице-губернатора Кострома...
Достопримечательности - деревня Чижово. Я помню свою родимую (где родился и вырос)...
теплоходы из москвы в сочи
фудкорт подсолнухи бульвар рокоссовского
стоматология алтуфьево детская
Рекомендуем КНС - ASUS VZ24EHF-W - билеты на футбол в подарок каждому покупателю
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex