Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит деревня Уразметьево?

ИСТОРИЯ, деревня Уразметьево.

Время основания, исторические события, факты - деревня Уразметьево Октябрьский район Пермский край

У каждого из нас есть малая родина – место, где ты родился, где жили твои предки, где твои корни. К сожалению, многие позабыли свои исторические корни. Некоторые не знают, как звали их прадедов, не говоря уже о предках, которые жили несколько веков тому назад и были основателями их фамилии. В бассейне реки Ирень люди проживают уже несколько веков, но о том, как заселялись эти места,как жили наши земляки, написано мало, а про нашу деревню Уразметьево и вовсе нет. О появлении деревни Уразметьево существуют несколько версии и легенды. В прошлом наша деревня Уразметьево носила еще одно название - Янабирде. Этослово от тюркско – татарского происхождения означает «Бог снова дал мальчика». В поисках истины пришлось общаться со многими людьми нашей деревни и в том числе со старожилами. Это Нигаматов Зайнулла, Сабирзянов Галимзян, Гизатуллин Ясави, Азембатов Сагит, Хизбуллина Сакина и многие другие. Всё написано с их слов и подтверждалось архивными документами. Пришлось ознакомиться архивными материалами историков, работами нашего земляка, доктора исторических наук, профессора Российского исламского института Файзулхака Габдулхаковича Ислаева , историков соседних районов, областей и республик. Для того чтобы получить положительного результата приходилось собирать много информации и материалов, с кем только не приходилось завести разговор на эту тему, и каждый в своем рассказе давал все новые и новые материалы.

« Действительно, Бог дал снова мальчика»,- начал свой рассказ мой собеседник много лет тому назад, когда еще только начинал собирать крупинки своего дела. Это был мой дед Зайнулла Нигаматов. Много повидал, да и брат был старше его, и отец его Нигамат ( русские звали его Игнатом) тоже человек знатный был. Предки наши знали своих корней до семи колен, да и больше. По его рассказам, в Карьево жили два брата: Якшидевлет Карьев и Ихдевлет Карьев. В один прекрасный день второй брат поздно осенью 1654 года уезжает из села и заселяется в наших местах. Это был Ихдевлет, и с ним был один казак, который жил вместе с ними. Звали его Ялбокты. Он поселяется ниже по реке Ирени, и начинают новую жизнь. Где Ихдевлет заселился, сейчас называют деревню Уразметьево , а где казак Ялбокты заселился, называют деревню Казаки. Причиной переселения был земельный скандал. В частности, у Ихдевлета была земля, которую местные власти отнимают и передают кунгурцам. После он долгие годы ходил по судам доказать свои старинные права на эти земельные участки, но так и ничего взамен не получил. Даже участвовал в сожжении г. Кунгура в 1662 году..(4)

Изучая писцовую книгу Михаила Кайсарова из государственного архива Пермской области,( ф, 16,оп.1, д.198, л.35-39.) и труды Ислаева Ф. Г. «Пермские татары», найдено подтверждение рассказу Нигаматова З.. Действительно в Карьевом улусе жили братья Карьевы и казак Ялбокты вместе с ними.(п.1)Земли у Карьевских и Иренских татар было много. Вот что пишут в писцовой книге Михаила Кайсарова 1623 – 1624 г.г. «А вотчина их речка Камгур ( кунгур ) от вершины до речки до Ирени по обе стороны на 10 верст, да от речки Камгура вниз по Ирени до сухого врагу; да речка Турка от вершины до реки до Ирени по обе стороны на 20 верст; да речка Башап от вершиныдо устья до реки до Ирени по обе стороны на 10 верст; да вверх по Ирени от Сухого врагу до Полыныя речки до Акилдины межи Андреева по обе стороны реки Ирени, с бортными ухожей, и с рыбными и звериными ловлями, и с бобровыми гоны, и всякими угодьи, пашня добрая». «Оригинал Писцовой книги, как полагают исследователи, сгорел при московском пожаре 1626 г. Тем не менееее копии сохранились в архивах, и усилиями нескольких поколений исследователей были введены в научный оборот»,- пишет в своей публикации Ислаев Ф.Г. «Шежере1623 – 1624 г.г. Карьев улус.» Ислаев Файзулхак Габдулхакович большую работу вел по определении тамги Терегуловых и Карьевых. Изучая труды Ислаева Ф.Г.«Пермские татары» и анализируяписцовую книгу Михаила Кайсарова, видно, что «каждый выплачивал ясак по три куницы. Женатые по 6. На детей распространялся по 3 куницы на одного ребёнка». (6) Ясак – этоналог государству, который ценился куничными шкурами. Это тоже играл какую- то роль в решении Ихдевлет Карьева оставить свое постоянное местожительство и уйти куда- то в глушь, в леса. Ислаев Ф.Г. утвреждает, что был наплыв Карьевских татар вверх по течению реки Ирени. Но это было позже. Однако на основедокументов , которымисталкивался Ислаев Ф.Г., получается, что местные правители отправляли ложные показания о том , что земли, которыми пользовались Карьевские, Иренские и

Сыльвенские татары, не обрабатываются, как бы пустые земли, и брали разрешение напередачу этих земель в оброк. И такой участок пригляделся Вознесенскому монастырю, и он завладел этими участками.

30 июня 1632 году Вознесенский игумен Максим с братиею получил новую важную грамоту на оброчное владение Сылвенскою вотчиною, Иренских и Карьевских татар и их земель.(3)Карьевские мужики, узнав, что их земли попались во владение Вознесенскому монастырю, отстаивали свои права на землю, отправляя челобитную в Москву. Ноответ был очевиден, что «они сами потеряли свои земли продажею и закладом». (4.)Земли Ихдевлет Карьева тоже попадает в этот список. Его земля находилась по Ирени реки к притоку реки Кунгур ( Камгур ). На этих землях было решено построить город Кунгур и весь участок передать во владение города. По указам великого царя и князя Алексея Михайловича 1651,1652 и 1653 годов велено: «которые земли за татарами в писцовых книгах написаны, а те земли они продали и заложили сами и эти земли должны быть за кунгурцами, потому что татары свои земли потеряли сами продажею и закладом» (4) Однако, в 1654 году 23 сентября по Государственному указу те земли, «которые были переданы на оброк Вознесенскому монастырю в 1632 и1636 годах взять выпись из оброчных книг Вознесенского монастыря для того, чтоб все измерить и для уточнения местонахождения всех участков, на то и созвать всех тех землевладельцев, изъять и передать все те участки кунгурцам». На основании этого указа Братья Карьевы в.т.ч. и Ихдевлет Карьев остаются без права на землепользования. (3) «Потеряв все надежды и разозлившись на всё, - продолжает свой рассказ Зайнулла Н., - Ихдевлет Карьев и казак Ялбокты уезжают из постоянного места жительства с семьями, а жена Ихдевлета была к этому времени беременной на второго ребенка.Старшей сын был в то время уже женат и имел семью, остается в Карьево. Ихдевлет и Ялбокты направляются вверх по течению реки Ирени. Доходят онидо места, которое теперь называется д. Казаки, и выбирают место на западной стороне ближе к реке ( примерно на пересечении улиц Ленина и 1- мая в д. Казаки) Этот участок черноземный и ровный, в этом районе можно и посеять, и посадить что – то. Здесь остановился казак Ялбокты. По всей вероятности, поэтому и называется это место

деревня Казаки. С этого места хорошо просматривался будущий участок Ихдевлета, что выше по реке Ирени. Столько лет жили они и трудились вместе, и им не хотелось разлучиться. Хотя быдым из костра можно было увидеть друг у друга. Они провели визуально прямую вверх по течению реки, и эта прямая показала место, где заселился Ихдевлет.( Место это самый край огорода нынешнего участка дома №1 по улице Октябрьскойдеревни Уразметьево.) Это было в 1654 году поздней осенью, примерно, в первых числах октября»

По утверждению старожилов, до морозов он успевает поставить полуземляной домик и подготовиться к зиме. По словам Гизатуллина Ясавия, заселился Ихдевлет у самого берега на возвышенном месте, а точнее - за нынешним его огородом. Это был полуземляной дом, последним в котором родился и вырос прадед Ясавия Г.. Потом, чуть выше этого места, отец строит срубленный дом, а старое место держали как земляной погреб, убрав верхнюю часть дома.

В этой самой полуземляной избе жена Ихдевлета рожает сына. Называют его Янабирде, что означает «Бог дал ещё сына». Место заселения называют его именем «Янабирде», так деревня приобретает свое первое название. В архиве МухаметгалиКииковаупоминается имя Янабирде как предок аула на берегах реки Ирень, и вместе с ним Этжиймас и Кулсаид. Но они являются основателями д. Биктулка, которые отображены на старых картах реки Ирень.(8)

Когда Янабирде вырос и женился, в его роду рождается сын, которого называют Уразмухаммадтин. По всей вероятности, он родился в дни Ураза – байрам или в месяц великого поста (ураза) в месяц рамадан.(5) «Это имя арабо – туркского происхождения,- объясняет Ислаев Файзулхак Габдулхакович. - Имя состоит из трёх слов, первое слово Ураза - это время великого поста мусульман, второе - имя пророка всевышнего Мухаммад и третье слово Тин – это название суры в Коране.» Когда документальнонужно было оформлять название деревни, тогда деревня Янабирде приобретает свое второе название от имени Уразмухаммадтина как Уразмет. С тех пор деревню стали называть Уразметьево. Это время, когда образовался Осинскийуезд, - 1781 год. А в народном разговоре деревня носит два названия: Янабирде и Уразметьево.

Если проанализировать родословную наших предков, то в их роду родились мальчики, с их именами назвали деревню. От Уразмухаммадтина родился тоже один мальчик, и его звали Хизбулла, который оставил в деревне много потомков. От Хизбуллы родились семеро детей: Гыйзаттин, Сабир, Абрар, Нигамат, Тухфи, Гулзада и Бадигыль. От них распространились фамилии : Гизатуллины, Сабирзяновы, Абраровы, Нигаматовы, Зайнуллины, Мухаметовы, Каримовы, Деникаевы, и другие. Жизнь шла своим чередом, дочери выходили замуж и породнились другими потомками соседних деревень, это Лотфуллины, Шамидановы и др.. Вот так распространялось потомство родоначальника деревниУразметьево (Янабирде) Ихдевлет Карьева.

Рекомендуемая литература:

  • Журнал « Эхо веков» публикации Ислаева Ф.Г. Тамги Терегуловых и Карьевых. Писцовая книга Пермских татары. 1623 – 1624 г.г.
  • Государственный архив Персмкой области ф,16,оп. л 35-39
  • Шишонко В.Н. Пермская летопись. Третий период.Стр. 324
  • Исторические документы Перми Великой. http//zz-proiect.ru/bibliotechka/631-r-q-iqnatev-qorod -kunqur
  • Анализ фамилии Мухаметов.
  • Исторические документы Перми Великой/ zz-project.ru
  • Географический и статистсческий словарь Пермской губернии,1873,
  • Башкирские родословные – Уфа Китап .2002 года. Стр. 406

Автор: Зайнуллин Мусагит Зявитович.

Имам – хатыб уразметьевской мечети

08.09. 2018 год.

Musagit
15.09.2018 21:23
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "История" в населенных пунктах:


деревня Порозово деревня Кошелево село Ключи деревня Ерзовка деревня Большое Самылово

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.