ЖИТЕЛИ. Биографии жителей, село Сыда.

Записи о людях, которые живут, родились, бывали, любят этот родной край.

Из жизни наших предков на реке Сыде.


Из дневника путешествия Д. Г. Мессершмидта 26 декабря1721 г. и Ревизских сказок по 1-2 ревизии (1727 г. и 1747 г.).
Сегодня, 26.12.1721 г. (вторник), была прекрасная погода и мы решили поехать к татарам к реке Сыде. Сначала остановились на пару часов в деревне Торгашина (деревня Сыда (Торгашино) 1727 г. - 8 дв., 28 ревиз. д. муж. п. 1747 г. - 24 дв., 68 ревиз. д. муж. п.), находится в

6 старых верстах от Абаканского острога (В 1721 году острог Абаканский состояло из деревянной церкви, крепости с медной пушкой и немногих жилых дворов - 5, 34 ревизионных душ мужского пола. Гарнизон Абаканского острога полностью состоял из казаков-годовальщиков, не принадлежавших к податному населению, в списках ревизий он не значился. Приказчик Абаканского острога Алексей Прохорович Василевский. Переводчик Мессершмидта Иван Ковричин. Житель - Яков Васильевич Селенга. 1747 г. - 20 дв., 62 ревиз. д. муж. п.), отсюда вверх по реке Сыде 2 старые версты до татарских юрт. Здесь мы остановились на ночь и расспросили татар о различных вещах. Что касается татар, которые живут на р. Сиде, то состоят они из нескольких родов (которые остались здесь после войны с Алтын-ханом и киргизами), а именно из аринцев, киштымцев и тубинцев. Аринцы (Ara) — по-татарски значит оса — были в древности очень сильными и могучими людьми, которые, подобно тому, как стая ос преследует стадо, жалит и гонит, также гнали, кололи и убивали многие народы. Но их теперь здесь осталось очень мало, всего не больше 40 или 50 человек. Тубинцев уже больше здесь нет, их остатки ушли с Алтын-ханом и киргизами. Киштымские татары — это люди, жившие в лесах, первый князь которых одновременно с аринцами подчинился русскому владычеству. Его звали Койбал, и поэтому одну часть среди них называют койбал-киштым. Они состоят из различных улусов, волостей или родов, некоторые из них ушли с киргизами, но многие осели здесь. Во-первых, бельтирский род, живёт на реке Уйбат и платит свой ясак в Кузнецк. Волость Цыца лил Цылар живут на реке Ой или Оя, некоторые ещё тут, но остальные ушли с киргизами. Я спросил этих татар, как они хоронят умерших. Он сказал, аринцы, тубинцы и эзерцы кладут в могилу вместе с военным его оружие, а именно лук и стрелы и пр. Закалывают его лучшую лошадь, снимают с неё шкура, крепится вместе с головой на древко и устанавливается над могилой. А мясо они съедают. Что касается женщин, то сразу после родов мать с ребёнком три раза обмывают, и так в течении 7 дней. Мужчина пока ничего не должен с ней делать, До тех пор, пока не придёт чужак и не даст ребёнку имя. Если это долго не происходит, это делают отец и мать.

В течении 7 дней она, мать, обкуривается травой, которая называется Ирбен (Богородска трава).

На фото карта Среднего Енисея 1750 г.
Путь в Сибирском государстве 1721-1722 годы Д. Г. Мессершмидта.

sante
04.06.2021 03:26

Напишите о героях Великой Отечественной войны - село Сыда


Посмотрите базу сайта podvignaroda.ru Мы там нашли своего деда!
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.