История – село Новая Еловка
Время основания, исторические события, фактыИстория села Новая Еловка
Возникновение села
Долгий и длинный путь оказался для «рассейского мужика», пока паровоз, пыхтя чёрным дымом и свистя белым паром, не дотащил товарные вагоны с переселенцами до места назначения.
Регистрация переселенцев проходила в небольшой комнате - в самом здании вокзала.
Такой процесс регистрации устраивал безграмотного крестьянина. У него создавалось меньше суеты и нервозности.
Уездной властью рассматривались проходные переселенческие документы. Определялось дальнейшее местожительство этого крестьянина, решался вопрос, какой именно размер земельной площади причитается ему. Производился окончательный расчёт по безвозмездной ссуде. Направление на новое местожительство выдавалось главе семейства - в основном в малозаселенную Большеулуйскую волость, которая имела запасные переселенческие участки.
Имелось предписание его превосходительства, распределителя крестьян- переселенцев по Енисейской губернии: «Крестьяне, переселенцы, выходцы из одной волости, губернии должны селиться вместе, жить компактно».
Уездная администрация города Ачинска старалась выполнить это указание, его превосходительства. Селила переселенцев из одной волости и губернии на определённом месте - запасном участке.
Так и селились переселенцы, пройдя регистрацию, с 1897 года на переселенческом участке «Еловый», Большеулуйской волости. Получили примерно деньги на домоустройство, приобретение семян. Дальше определялись с местом для строительства дома. Но вначале выбиралось место для селения. Осмотрев участки выяснилось, что удобнее всего расположить селение по правому берегу реки Листвянки. Недалеко от бывшей заимки крестьянина Дутова. Весь правый берег речки высокий, сухой. Речка Листвянка с чистою, прозрачною, вкусною водою, по берегу её тянется кочковатое болото шириною в сажен пятьдесят. Это для будущего селения не представляет никакой опасности, так как вода находится между кочек весной, и полагать надо, что с заселением участка кочки и трава отопчутся и болото само собой высохнет».
Местность участка Еловый представляла бугристую, обширную возвышенность с широкими полянами. Лесные поляны чередовались полосами не очень густого леса с зарослями черёмухи, красной и чёрной смородины. Место было выбрано удачное, удобное для будущего строительства жилья переселенцев, с открытым обзором окрестностей участка. Участки для строительства домов помогал выбирать глава участка.
Интенсивное заселение территории началось в XIX веке во времена Столыпинской реформы. Здесь селились в основном переселенцы из Витебской, Гродненской, Орловской, Могилевской губерний. Люди занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, охотились и рыбачили.
С 1930 года Большеулуйский район получил статус спецпереселенческого. Здесь отбывали ссылку семьи казаков и зажиточных крестьян сёл Кубани, репрессированные Советской властью поволжские немцы.
Прошло 37 лет, шел 1934 год.
7 декабря был образован Красноярский край. Он включает 44 района, 15 городов и 4 закрытых административных территориальных образования. 1 января 2007 года границы Красноярского края расширились в связи с объединением с Эвенкийским и Таймырским автономными округами.
Село Новая Еловка входит в Большеулуйский район Красноярского края, образованный в 1924 году. (в 2014 году - 90 лет)
В 1940-1950 годах Большеулуйский район стал местом политической ссылки.
Часто задумываются, как и когда образовалось наше село? А образовалось оно в 1897 году, по приезду сюда первого жителя Михайлова Якова, который прибыл сюда с семьей и поселился в землянке, так как дома здесь ни одного не было-кругом шумел лес. Затем приехали Беленя и Кардаш П.С. Они были ходоками, и отвели здесь участок для застройки. Участок назывался Еловым из-за двух еловых ручьев. Поэтому и получила деревня название Еловка, но в виду того, что уже была Еловка в Бирилюсском районе, деревню назвали Новая Еловка.
Село до октября
По борозде тащится худая кляча, а за ней уныло бредет мужичонка. Кругом нищета, голод. Таким можно представить наше село в те далекие годы. Орудий труда никаких не было. Землю приходилось обрабатывать деревянной сохой, а хлеб убирать вручную-серпами, косами. Обмолачивали цепами, т.е. палками. Первый плуг купил Зюзя Ивана затем они стали появляться на полях других сельчан. Шкляев Костя, Михаил и Степан – братья – сделали жатную молотилку – для обмолачивания снятого урожая.
В Листвянке был Гызнов, который делал веялки для очистки зерна. Старшиной в деревни был Труба Захар. Писарем был Крупский, а потом Прохоров Михаил. Школы в деревне не было. Грамотных было два человека - это те люди которые работали писарями.
Первым учителем был Остриков. Он начал учить детей в помещении, которое принадлежало обществу. Оно было на том месте, где был интернат, а сейчас музей. Школой заведовал староста. В школе, кроме Острикова, учил еще поп "большим" наукам. Всего в школе было четыре класса.
Село в годы Великой Отечественной войны.
Мирное строительство было прервано. Весь народ поднялся на защиту завоеваний революции. Ушли на фронт и наши сельчане. Тяжелым бремем легла война на женские плечи. Нелегко было им управляться и в поле и дома. Им приходилось и косить, и пахать, и сеять. Словом, делать не только женскую, но и мужскую работу. А с фронта приходили печальные вести. То в один дом придет похоронная, то в другой. Монгие не вернулись с поля боя.
В годы войны, в Новой Еловке была начальная школа. В школе работали: Анна Арсеньевна Коренева - директором, а учителем Скрипачева Вера Ивановна. Немного позже, директором была Тихонова Нина Ивановна, а учителями Крутых Клавдия Ивановна и Степанова Клавдия Георгиевна .
Село в строительстве коммунизма.
Хозяйство набирает размах. Социалистическое строительство идет полным ходом. Неузнаваемо изменилось наше село. Построенно много новых зданий, из них новые здания: больница, два магазина, добротное здание"Сельхозтехники", двухэтажное здание школы на 320мест, админестративное- здание в два этажа, животноводческие помещения, большой зерноток, много добротных домов. Строится детский сад. С 1848года в домах горят лампочки Ильича. С 1954года село радиофиировано.
Богаче стал колхоз. Увеличилось в колхозе и поголовье скота.
Церковь
В то далёкое время, более 118 лет назад, Большеулуйская волость Ачинского уезда была малонаселенной. Вдоль правого берега Чулыма располагались малочисленные чалдонские поселения: Большой Улуй, Красновка, Симоново, Секретарка и др. После проведения в 1893 году статистических исследований на территории Большеулуйской волости были созданы первые переселенческие запасные участки. Среди них – Турецкий, Еловый, Стрелочный, Листвянка. 1897 год считается годом образования Новое Еловки, отсчетом летописи села. На участок Еловый прибыли переселенцы из Гродненской губернии, Волковыского уезда, в частности, из деревень Барановичи – семьи Зюзя, Шарковский, а из Новосады – несколько семей Кардаш. Обживать участок Еловый прибыли из других губерний Российской империи: Орловской, Могилевской, Витебской. Селились и строились, отделяясь друг от друга. И по сей день Новая Еловка условно разделяется на эти стороны.
Через несколько лет задумались новоеловцы всем миром: необходим в деревне храм Божий. Построили первую церковь, да как-то неудачно, вскоре она сгорела дотла. Не отступились люди от задуманного, начали вторично
В наше время многие жители района называют наше село деревней…
В каждом городе, селе можно узнать об исчезнувшем, к сожалению, историческом памятнике. В нашем селе таким памятником стала церковь. И многие жители района и молодое поколение села уже не помнят, что такое архитектурное строение когда-то красовалось на центральной площади села.
Издавна церкви с колокольнями, часовнями украшали русскую землю! И когда крестьяне во второй половине XIX века начали осваивать здешние, сибирские места, они не забывали о духовном наследии своих предков. Даже ещё не совсем хорошо обустроив свои дома, крестьяне нашей деревни Новой Еловки и близлежащих, Александровки и Листвянки стали собирать деньги на строительство церкви.
Первая церковь в Новой Еловке была построена в 1907 году. Назвали её Крестовоздвиженской в честь осеннего христианского праздника Воздвижения, во время которого и воздвигались часовни и кресты. Спустя два года, в 1909 году церковь сгорела. До строительства нового здания действовал молитвенный дом, удовлетворяющий духовные запросы крестьян. Строительство новой церкви началось лишь в 1915 году, об этом свидетельствует следующий документ, в котором говорилось, что:
« 22.05.1915г.
Заведующему Северо-Ачинского подрайона.
Предпровождая Вам для ознакомления переписку по постройке Ново-Еловской церкви с проектом и сметой, прошу по миновании надобности возвратить переписку в дорожно-строительный отдел, а проект и смету передать причту Ново-Еловской церкви. Вместе с сим Вам переводится 2000 рублей на постройку в с. Ново-Еловка той же волости Ачинского уезда, из кредита Переселенческого Управления в 5000 рублей, а за вычетом 6% удержаний на технический надзор - 4700 рублей. Свыше указанной суммы никаких ассигнований боле не последует».
Строили церковь всем миром, строевой лес поставлял один из жителей деревни Александровка. И вот церковь построена. Вся жизнь новоеловских , турецких и александровских крестьян отныне тесно связана с нею: рождение детей, крещение, венчание, отпевание. Именно в церковных книгах, документах, сохранившихся в архивах можно найти имена жителей и проследить, по важным событиям, их жизнь.
Например, известно, что в семье крестьянина Иоана Фёдоровича Крутых и законной его жены Анастасии Фёдоровны, оба православного вероисповедания, в 1916 году родился сын Василий, а у крестьянина Сергея Ефремовича Минова и законной жены его Вассы Михайловны в этом же году родился сын Дмитрий.
Фамилия Михайловы, Крутых и Миновы до сих пор сохранилась в Новой Еловке, их род продолжается.
Выстроенная церковь, стоящая в центре села, была не земной красоты.
Почетный гражданин района, основательница Новоеловского школьного музея Клавдия Ивановна Крутых вспоминает, что в начале тридцатых годов , когда ей было шесть-семь лет, она носила молоко деревенскому попу. Дом батюшки стоял рядом с приходом, около него росло много цветов. Вокруг были деревья, а рядом с церковью находилась могила, где была похоронена дочь предыдущего священника.
Издалека был виден её купол с позолоченным крестом. Освещена была церковь Енисейским владыкой и названа Крестовоздвиженской. В престольные праздники прибывало много людей на богомолье.
Нельзя не вспомнить и о том, что первые школы в Новой Еловке и Листвянке были церковно-приходскими. В них, помимо церковного давали и начальное общее образование. Для крестьянских детей это было прекрасной возможностью получить знания об окружающем их мире. Известно, что в 1916 году в церковно-приходских школах деревень Александровки и Листвянки обучалось вместе до семидесяти человек.
Дошли до нас и имена священников, в разное время служивших в нашей церкви. В 1914 году священником был Стефан Абрамович, а в 1917 году, в здании новой церкви, священник Владимир Фокин. Последним священником был отец Николай, родитель Николая Николаевича Иванова
Летели годы, менялись времена. Испепеляющим огнём прошлись по России мировая, а затем и гражданская войны. Пронёсся по Сибири огненный вихрь: пожег много деревень, обагрил причулымскую землю русской кровушкой. Не обошла гроза стороной и Новую Еловку – более 30 жизней унесла с собой.
Плакала Крестовоздвиженская церковь слезами Божьими. Люди с каждым годом всё больше отворачивали лик от храма и Бога. В 1924 году варнаки-безбожники содрали с храма колокол. Новоявленная власть не питала особой симпатии к религии: закрывали храмы, совершала надругательства и кощунства над святыней, люто ненавидела служителей культа, поскорей старалась избавиться от них расстрелами.
В начале 1938 года Новоеловская Крестовоздвиженская церковь по распоряжению вышестоящих властей была закрыта. Плакал народ, особенно старушки.
До сих пор жители помнят церковь и радостные церковные, христианские праздники. Вот одно из воспоминаний жительницы села, основательницы Новоеловского школьного музея, Крутых Клавдии Ивановны:
« Когда мне было 6-7 лет (1932-1933год), я носила молоко деревенскому попу. Поповский дом стоял рядом с церковью, около дома росло много цветов. А вокруг церкви росли деревья, рядом с церковью могила, где была похоронена дочь предыдущего попа. В дни церковных праздников приезжали люди из Турецка, Александровки, в пасхальные дни на церковной площадке играли в лапту и дети, и взрослые. Последним священником в истории Новоеловской церкви был отец Николай.»
Крестовоздвиженскую церковь в Новой Еловке, Енисейской духовной консистории закрыли в 1937-38 году. Последний батюшка – священнослужитель был Иван Яковлевич Царюк, его расстреляли органы НКВД. Ох, плакал народ, особенно старушки, когда церковь закрывали, а что скажешь? Тогда не только говорить нельзя было, но и думать об этом запрещалось. Человек мог быстро оказаться врагом народа - по чьему-либо доносу.
В это сейчас трудно поверить, но в те годы хотели снести даже Московский храм Василия Блаженного, чтобы сделать Красную площадь просторнее. В конце концов, чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое. Не сломали. И сейчас трудно представить Красную площадь без этого прекрасного, величественного памятника нашей культуры и истории. А нашу церковь не сберегли. Конечно она не была ценным архитектурным сооружением, здание было деревянным, но из тёплых, долговечных лиственничных брёвен. В нем не было фресок, но их место занимали иконы, а простые бревенчатые стены создавали ощущения домашнего покоя. Иконы – творения церковных художников были простонародны, бесхитростны по композиции, ярки по своим краскам.
В дальнейшем церковь под зерносклад приспособили, было устроено колхозное зернохранилище. С началом ВОВ в здании церкви размещались ремонтные мастерские – МТС (СХТ). Большие иконы служили чурбаками – подставками под моторы. Иконы выбрасывали и уничтожали, женщины плакали и старались спасти, что можно, некоторые жители взяли небольшие иконки к себе домой на сохранение, и молчок. В 50-е годы было построено новое здание МТС (СХТ), а в здании церкви открыли клуб. И вновь в праздники потянулись сюда люди, только не было уже прежнего покоя, праздничного перезвона колоколов. А когда было построено новое здание клуба, в 1987 бывшую церковь, стены перенёсшие многое и потемневшие от времени, снесли.
Все эти годы бескорыстные жители села, верующие люди хранили церковные образа долгие годы, а затем принесли их в дар школьному музею, сохраняющему, и по сей день культуру народа.
Но наш мир полон и людей с «черным сердцем», не один раз покушались на эти ценности, большая часть из которых была похищена. Но несколько из них сохранились, и по сей день, создавая неповторимую атмосферу тепла и света.
А на том месте, где стояла церковь ничего не построено. Лишь оставалось основание из сложенных кирпичей и дощатым полом, как бы взывая людей одуматься, но люди не замечали этого, лишь ребятня очень любила бегать и играть на этом возвышенном месте. Да ходит слух среди населения и гостей села, что настоящий ДК стоит на могиле дочери попа.
Сейчас много верующих людей, которые ездят в районный центр или в г. Ачинск, для того чтобы покрестить детей, причаститься, повенчаться, поставить свечку за здравие или упокой, заказать молебен отпевания или просто помолиться и только сейчас понимаешь, что потеряло село, что потеряли наши предки. И как никогда понимаешь как ценно то, что оставляют нам наши предки …
- 336 - 0 | nataljabondarenko 07.06.2017 11:16 |
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Новости СМИ вашего родного края (с сайта krsk.aif.ru):
В Хакасии осудили гражданку США за нарушение миграционного закона
В 200 домах Минусинска установили автоматизированные твёрдотопливные котлы
В Роспотребнадзоре разъяснили, почему в детском саду дети часто болеют
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Всего комментариев:1
Да уж 19 лет в деревне прожил а так много из интернета узнал) | |
Гость 27.02.2023 21:05 |
Пользователи, связанные с н.п. село Новая Еловка
Новые комментарии
Разыскивают! - Коченев или Кочнев Иван Артёмович...
Да уж 19 лет в деревне прожил а так много из...
Разыскивают! - Мерзляков Вениамин Семёнович ,...
Смотреть все
Новые записи
История - деревня Симоново. Деревня Симоново была основана на берегу Чулым и...
Новости - село Новая Еловка. Юбилей В 2017 году село Новая Еловка будет...
Достопримечательности - село Новая Еловка. Новоеловский школьный музей Боевой и Трудовой...
Новости - село Новая Еловка. Юбилей 8 мая 2016 года Новоеловский школьный...
Жители - село Новая Еловка. КРУТЫХ КЛАВДИЯ ИВАНОВНА - почетный житель...
Новые фото
60 лет сектор газа
ratlio potok
речные круизы в казань на теплоходе из москвы 2024
розы развернутые
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex