Ремесло – село Нижние Пены
Виды деятельности, которыми славится родной крайЛапти- свидетели нашей истории
Все дальше и дальше уходят те времена, когда не только в Курской
губернии, но и во всей России, можно было встретить крестьян, обутых в лапти.
Лапти - самая древняя обувь на Руси. Из "Повести временных лет", древнейшей русской летописи, известно, что, когда князь Владимир одержал победу над болгарами, его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги пленников, сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками, пойдем, князь, поищем лучше лапотников".
Лапотной Россия оставалась примерно до середины прошлого века.
Лапти были и мужской, и женской обувью. Материал для лаптей всегда находился под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже из бересты.
Лапти – низкая плетёная обувь из лыка или верёвок, охватывающая со всех сторон ступню ноги. Распространена на Руси в старину, но, была в широком употреблении в сельской местности вплоть до 1930-х годов. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть, не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время.
Лапти лаптям были рознь. Для будничных лаптей использовали грубое широкое лыко. Куда наряднее выглядели розовые (или красноватые) лапти из вязового лыка, такими они становились после опускания в горячую воду.
Вязовые красноватые семерики считались самыми подобающими к праздничному выходу. Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне "подковыривали" их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали. Держались лапти на оборах или веревках из конопляного волокна.Ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Русские лапти были разными для правой и левой ноги. У некоторых народов - мордвы, чувашей, татар - они, напротив, по ноге не различались. Живя бок обок с этими народами, русские переняли их более практичную обувь: когда изнашивался или рвался один лапоть, другой можно было не выбрасывать. Лапти годились на все случаи жизни: их носили и в будни, и в праздники; в них хоронили покойников.Липовое лыко драли весной или в самом начале лета, когда оно легче снимается. Старались снять лыко с лип, на которых листья еще не распустились. Выбирали более молодые липки, их лыко считалось самым подходящим. Потом его отмачивали в теплой воде. С размокшего лыка кору соскабливали и получали луб.
В середине прошлого века лапти можно было купить повсюду - на ярмарках, базарах, и стоили они три копейки, а сапоги - несколько рублей. Сплести лапти мог каждый деревенский мальчишка, правда, носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять. "В дорогу идти - пять пар лаптей плести", - говорили в народе. Сложилось даже понятие лапотная верста, потому что в одних лаптях можно было пройти расстояние в 15 - 20 километров.
Интересно, что во время гражданской войны, среди многих комиссий, необходимость которых была продиктована временем, существовала Чрезвычайная комиссия по снабжению армии валяной обувью и лаптями.
Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе.
По словам деревенских жителей, лапти плели из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д.
В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники ... Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками.
Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками.
Лапти делали и из пеньковой веревки - курпы, или крутцы, и даже из конского волоса - волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - "косую решетку", тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение, или "прямая решетка".
Лапти - основная обувь наших предков на протяжении многих столетий.
Они были разнообразных сортов и фасонов.
Плетение лаптей было зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Это позволяло, когда изнашивался или рвался один лапоть, другой можно было не выбрасывать. В этом проявлялась практичность людей.
Я надеюсь, что моя работа заинтересует тем, кто хочет больше узнать о культуре своего народа, через историю возникновения лаптей, а также познакомит с разнообразием сортов и фасонов лаптей.
Жильцова С.М. учитель географии и биологии МОУ "Нижнепенская СОШ"
- 64 - 0 | nizhieP 31.03.2016 12:58 |
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Новости СМИ вашего родного края (с сайта bel.aif.ru):
Более 180 млн рублей на развитие дела получили 40 белгородских фермеров
Более девяти тыс. огнетушителей раздали жителям белгородского приграничья
На Белгородчине установили четыре зарядные станции для электромобилей
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Новые комментарии
Дорогие моему сердцу земляки. С большим интересом...
Добрый день. Меня зовут Борисенко Татьяна...
Как-будто пионеры в церкви :)
Молодцы!
Вот так правильно писать историю, еще бы...
Смотреть все
Новые записи
Соседи - село Нижние Пены. Село Нижние Пены Ракитянского района...
Новости - поселок Ракитянский. Фотошедевры от Фёдора Лашкова. Успеть!Это был...
Новости - село Нижние Пены. Храм Николая Чудотворца с. Нижние Пены 3...
Видео - село Нижние Пены. Есть в Белгородской области уголок,...
Видео - хутор Никольский. Ждем открытия сезона!
Новые фото
круглые столы кухонные
подключение Дом.ru Бизнес
Conecte FreshBooks a Google Workspace Admin
пв-209 флюс паяльный купить
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex