Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Нижние Пены
ГлавнаяБелгородская областьРакитянский районсело Нижние Пены

Фольклор – село Нижние Пены

Народное творчество малой родины

Название проекта: «Традиционная женская одежда села Нижние Пены»

Автор проекта: Чистякова Наталья Юрьевна, ученица 9 класса МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель проекта: Жильцова Светлана Михайловна, учитель географии и биологии

Цель проекта: изучить традиционную женскую одежду села Нижние Пены, как важный компонент культуры.

Методы проекта: анкетирование, опрос, беседа.

Задачи: собрать материал о местных особенностях женской одежды, влияние на него различных исторических событий; привлечь внимание как можно большего числа учащихся и родителей к изучению истории своей Малой Родины; выявить и реализовать свои творческие способности, через участие в проекте. Реализация основной цели проекта планируется путём сбора информации о традиционной женской одежде села Нижние Пены от живых свидетелей.

Сроки реализации проекта:1.10.2014 – 30.10.2014 года

Этапы реализации проекта

1 этап.Подготовительный

1. Определение темы целей,задач и содержания проекта

3. Создание паспорта проекта

2 этап. Поисковый

1.Собрать материал о традиционной женской одежде (повседневной, праздничной, зимней, осенне-весенней);

2.Определить предназначение одежды;

3. Провести анкетирование среди одноклассников, о традиционном народном костюме, о быте и традициях среди местного населения.

4. Провести опросхранителей традиционной народной одежды с. НижниеПены

Заключительный этап:

1. Оформление приложения проекта;

2. Продукт проекта: публичная защита проекта.

Результаты и перспективы:

- оформление стенда «Храним традиции»;

- ознакомление учащихся школы с народными традициями своей малой Родины;

- воспитание чувства уважения и любви прошлому;

- приобщение учащихся к декорированию народных костюмов.

Раздел 1. Традиционная женская одежда села Нижние Пены

С древних времён у жителей села Нижние Пены, как и у каждого народа, сложилась своя культура, традиции и одежда. Характер народного женского костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал образу жизни, труда, уровню духовной и материальной культуры селян. Наиболее отчётливо это прослеживается в традиционной женской одежде нашей местности. Какую же одежду в старину носили женщины? Где они могли достать шелка заморские, ведь большая часть их тогда жила в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом?

Основу комплекса традиционного женского костюма - составляла рубаха. В Нижних Пенах бытовал сарафанный тип женской одежды, характерный в целом для Белгородского – Курского региона.Распространения такого типа одежды - это бассейн реки Пены, захватывающий некоторые сёла Верхопенье, Песчаное, Хомутцы Ивняского района, а так же сёла Большие Пены, Бобрава, Вишнево Курской области, издавна славились традициями ткачества из конопли и домотканой шерсти.

Нижнепенские женщины носили длинные рубахи, однако они не должны были быть видны из – под сарафана. Такие рубахи шили из домотканины. Более грубая, неотбеленная - для будничных; тонкая, отбеленная- для праздничных рубах.

Покрой старинных рубах, бытовавших в Пенах, довольно сложен, он соединяет в себе элементы прямого покроя, вставки и сборки, придающих пышность (приложение 4). Стан рубашек шили из четырех полотнищ два спереди две сзади. Вверху рукава делали вставки – полики прямоугольной формы, они также украшались вышивкой. Рукава кроили широкими, прямыми. Край рукава собирали в мелкую складку и пришивали манжеты, декорировали вышивкой, в праздничном варианте манжет украшали узенькой оборочкой. Между рукавом и станом рубахи проходила ластовица прямоугольной формы. Она была нужна, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи, с целью свободного движения при выполнении сельскохозяйственных работ. В том случае, когда стан рубахи изготавливался из разного по качеству материала, край стана был несколько выше талии. Нижняя часть изделия подол и часть спинки рубахи шилась из более грубого материала. Верхняя часть стана, а также рукава, шили из хорошего, тонкого холста. Была в женских рубахах села Нижние Пены и еще одна особенность: рубаха шилась с отложным воротником.

Повседневные женские рубахи имеют множество отличий от праздничных. Рубахи праздничные отличаются от повседневных более нежной гаммой, выбором тонких кружевных и ажурных тканей, либо шелковых, затканных узорами растительного характера. Красные узоры на белом, белые узоры на красном - основное отличие декор.

Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то есть вторая сущность человека, то на ней оформлялись, естественно, детали, призванные защищать определенные части тела человека. Прежде всего - ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей. И наконец, тщательно оформлялся подол. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, вороженными, свадебными и похоронными. Их шили из домотканины — льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Просматривалась связь взаимоотношения народа и природной среды.

Сарафан- традиционное женское платье, обычно без рукавов. Сарафаны были самые разные. Они различались кроем - были прямые, или круглые сарафаны, были косоклинные, были глухие и распашные, застёгивающиеся на пуговицы, были шёлковые, ситцевые, шерстяные.

Самый старый тип сарафана - глухой, слабо раскошенный, то есть это было безрукавное платье, надеваемое поверх рубашек (приложение 5). Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса", значит быть бессовестным. Пояс носили иногда на талии или чуть выше.

По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотным шитьем. К костюму с шелковым сарафаном надевали головной убор, украшенный шитьем речным жемчугом, золото - серебяными нитями, колотым перламутром. Сарафан шился преимущественно из ткани чёрного цвета и богато расшивался бисером, лентами и вышивкой. Пояс играл важную роль не только в свадебных обрядах. Ходить без пояса считалось грехом. Существовал запрет видеть жене мужа без пояса, а мужу жену - босую. Повязывались по нижней рубахе поясками, в которые зашивали тесемки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза, купаясь в бане, снимали крест, но оставляли пояс, видимо, считая его достаточно сильной защитой.Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Головные уборы в селе Нижние Пены были весьма разнообразны. Так, например, девушки в будни платков не надевали, просто заплетали одну косу. Самые простые девичьи косынки были из хорошо отбелённого домашнего льняного холста, а так же из покупного кумача. Наиболее популярны в селе были так называемые «разноцветные» платки. Позже, когда стали широко продавать российские платки, молодые девушки охотно приобретали так называемые «барановские» шали и полушалки. Они были из тонкой шерсти с добавлением шелковых нитей. Фон изделия мог быть красным, синим и с пёстрым цветочным узором. Прочность и качество этих платков достаточно высока, платки долго не выгорали и не линяли.

Замужние женщины тоже носили платки, но только поверх «повойника»- своеобразного «чепца», который надевали сверху двух заплетённых и уложенных вокруг головы кос, полностью закрывая волосы. «Повойник» изготовлялся из красного бархата или полубархата; сверху у повойника было небольшое возвышение лапатообразной формы. «Повойник» завязывался на пришивные завязки из основного материала. Концы завязок украшались пуговицами, бахромой, нашивали украшения из ниток – синего, зелёного, красного цвета. «Повойник» накрывается платком. По праздникам женщины носили шелковые, кашемировые платки; в летние будни-сатиновые, ситцевые, зимой – темные шерстяные.

Зимней одеждой в селе Нижние Пены служили зипуны (приложение 9). Их шили длинными, ниже средины голени, и покороче. Во втором случае называли « коротень».Он был распашной, без воротника, под горло, с запахом и застежкой на крючках. Рукава шили прямые и узкие. Носили также «чекмень», следует подчеркнуть, что крой его был един как для женщин, так и для мужчин. «Чекмень» представлял собой однобортную распашную одежду, длинной до щиколотки,с длинными, прямыми рукавами и большим отложным воротником. Сзади от талии делали сборки. Шили «зипун» и «чекмень» из коричневого грубого сукна домашней выработки. Носили эту верхнюю одежду по будням.

1.1. Праздничная женская одежда

Женщины в селе Нижние Пены бережно хранят свои наряды. В бабушкиных сундуках, как жар-птицы, живут сарафаны, саяны, фартуки, рубахи с поясами, шапки, шубки, кокошники. И сейчас мы можем увидеть эти наряды на свадьбах, на больших праздниках. Самое главное, что дает песенный фольклор — это хорошие традиции: участие и старых, и молодых в празднике, уважение к старшим, воспитание трудолюбия и уважения к мастерству рукодельниц. Ежегодно в праздники выходило все село на определенное место, на выгон, проводить хороводы. Женщины обязательно одеты в сарафаны с лентами и фартуками малинового или зеленого цвета (шерстяные), на ногах—черевики (туфли). Нижнепенский праздничный женский костюм стал «визитной карточкой» Ракитянского района.

Праздничная одежда села Нижние Пены имеет сходство с женской одеждой сёл Меловое и Вышние Пены. Хотя ореол распространения такой одежды гораздо шире этих трех сел - это бассейн реки Пены, захватывающий некоторые сёла Ивняского района, а так же сопредельные с Краснояружским районом сёла Курской области.

Праздничный нижнепенский костюм состоит из комплекта: сарафан и рубаха. В сундуках многих нижнепенцев хранится черный сарафан, а бывают также шерстяные, глухоклинные сарафаны. Перед его украшен тесьмой, парчовой лентой. Низ сарафана также украшен лентами – заграничными, шелковыми. Основным дополнением к сарафану является пояс: шерстяной цветной, длиной 3 метра, шириной 50 см. Без пояса ходить было грешно.

Под сарафан обязательно надевалась рубаха. Она изготовлена из 4-х полотнищ. Рукава в ней длинные, округленные книзу манжетами. Они украшались ткачеством от плеча до локтя красной ниткой, это украшение называется паликой. У ворота рубаха собиралась в мелкую складку и завершалась воротником-стойкой. К короткой рубашке пришивалась подставка-юбка – белая, замашная. У моей соседки хранится несколько праздничных рубах. Женская рубаха, являясь основным составляющим элементом женского крестьянского костюма, служила до конца XIX века нательной и одновременно выходной одеждой.

К костюму добавляется фартук, длина которого от грудей до конца сарафана, верх его собран в складку. Фартуки бывают шерстяные, шелковые, разноцветные. Верх фартука украшали бахромой, низ – лентами парчовыми, заграничными, а заканчивался фартук шотками, то есть бахромой.

Праздничный головной убор у женщин – кокошник. Это картонная основа, а сзади пришивается каркас с лентами, он называется заплечник. У девушек заплечник привязывали к плечам. Кокошник украшается бахромой из разноцветного платка. Эта бахрома свисает сверху вниз. Также украшается парчовой тканью, бусинами, бисером. Были два вида кокошников – женский с подзатыльником и девичий – без подзатыльника.

У девушек был еще косник. Он вплетался в косу, а внизу на концах был украшен бусинами и бисером.

Женщины нашего села ходили оповязанные, это значит платок закручивался и завязывался вокруг головы (оповязальник), а сверху платок под кантик, или несколько платков.

Украшением к праздничному костюму служили бусы – «монисты» - дутые, яркие. Сначала одевалась «душегрейка» (она плелась из бисера), а сверху «монисты» в 3-5 рядов. Их у бабушки сохранилось множество. Дополнением к костюму были еще «брыжи» -манжеты в густую сборку или в частую складку. Они пришивались к рукавам рубахи – малиновые, голубые, красные].

Женщины, девушки носили поверх сарафана весенне-осеннюю одежду – холодайку. Она обычно шьется из черного сатина, расклешенная к низу, без пуговиц,утепляется ватой, рукава узкие. Полы холодайки запахивались как у зимней шубы. Низ украшался лентой с бисером, также рукава и полы. Холодайка тоже сохранилась у бабушки. Зимняя одежда женщин – шуба «под бырочку». Длина ее на пол - ноги, к низу расклешенная, цветом коричневая, красная. Их красили охрой, дубом, полы запахивались. Шубы были натуральные, овечьи. В каждой семье могли выделывать и шить шубы из кожи. Зимой женщины носили большие платки, шерстяные шали, рипсовые платки. Их завязывали вокруг шеи, назад концами. Обувь – черевики со шнурками, блестками.

Крестьянская одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца.Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Праздничную одежду хранили в сундуках. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

1.2. Повседневная женская одежда

По будням крестьянская женщины носила обыденный (рабочий) сарафан. Он отличается от праздничного тем, что низ его не украшали лентами, а пришивали только один поддолень. Рубаху одевали белую, замашную без поликов, то есть без ткачества на рукавах. Фартук был ситцевый или замашный. Платочек на голове носили белый простой. Комплект обыденного костюма также сохранился у бабушки.

Когда холодало одевали замашную холодайку, покрашенную ольхой. Зимой носили зипуны. Их изготавливали из сукна, цветом они были черные и коричневые. Рубахи, сарафаны изготавливались часто из конопли, шились вручную. Все женщины и девушки умели шить, вязать, прясть, ткать.

Шабалина Ольга Трофимовна рассказывала, что в таком костюме было очень нелегко работать. Подол длинного сарафана мешался в тяжелой физической работе. Но другой одежды в селе не было, поэтому женщины приспосабливались в нём работать. Они затыкали подол сарафана за пояс, открывая нижнюю замашную часть рубахи.

Стирать сарафаны, по словам бабушки, было также очень тяжело. Дело в том, что в те времена не было никаких моющих средств, порошков, даже мыло редко у кого имелось. Для стирки использовалась зола, которая оставалась после топки печи. Ее заливали водой и отстаивали. Через некоторое время процеживали. Очищенная вода содержала щелочь. Ее и добавляли в воду для стирки. Конечно, это был очень трудоемкий процесс. Меня радует то, что моя соседка сохранила свои наряды.У нее в сундуке как жар-птицы живут сарафаны, рубахи, фартуки, пояса, шалки, платки, «душегрейки», косники и холодайки. Сейчас мы можем увидеть этот наряд на свадьбах, больших православных праздниках. Наряжаются в старинные костюмы уже внуки и правнуки тех, кто их шил и берег.

Дадыкина Елена Никоноровна рассказала, что в наше село приезжали экспедиции из Воронежа, Москвы, Ленинграда, Белгорода, Орла. Они очень хотели купить комплект женской одежды, предлагали очень большую цену, но люди не торопились продавать. Это показатель того, что женщины нашего села очень высоко ценят традиции, память предков. Ведь раньше все делалось своими руками – ткалось сукно, красилось, шилось, обкладывалось лентами, бисером. Елена Никоноровна отметила, что ей пришлось приложить много усилий и умений, чтобы сделать по-настоящему праздничный костюм.

В годы войны он также имел очень высокую цену, и те женщины, семьи которых голодали, у которых не хватало еды, продавали наряды. Но на это их вынуждало суровое время, в которое они жили. Все это говорит о том, что нижнепенская традиционная одежда имеет очень высокую цену и вызывает интерес многих этнографов. Даже в книгах столичных издательств, посвященных костюмам Центрального Черноземья, из 10 костюмов одно из мест занимает наш нижнепенский костюм – костюм коренной жительницы нашего села.

1.3 Экологическая природа крестьянской одежды

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Например, в орнаменте русского народного костюма мотивы человеческой фигуры, птиц, животных и растений, а также рогатые формы женских головных уборов [5].

Народные мастера прошлого, обладая экологическим сознанием, работали в соответствии с принципами современной экологической этики, ориентированной на гармоничные взаимоотношения человека с природой и окружающим миром. Выполненные мастерами предметы одежды обладали всем необходимыми качествами: практическими, эстетическими, общественной значимостью, отвечали духовным запросам людей. Изделия создавались, совершенствуясь от поколения к поколению.

Раздел 2. Практические результаты

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

- была изучена история традиционной женской одежды села Нижние Пены;

-создана экспозиция в музее МОУ «Нижнепенская СОШ»;

- изготовлен стенд « Храним традиции»

Собранный и изученный материал стал основой для выполнения данного проекта. Все мы стремимся к корням своим. Есть необходимость продолжить изучение этой темы, познакомиться с мужским традиционным костюмом, обувью, утварью. Это очень интересно и познавательно. Проект «Традиционная женская одежда села Нижние Пены» можно использовать на уроках краеведения, при проведении экскурсий в школьном музее.

Заключение

Знать историю своего села, традиции и обряды невозможно без знания традиционного одежды. Изучив основные элементы традиционного женской одежды, собрав информацию о традиционной женской одежде села Нижние Пены, мы можем с гордостью сказать, что в современную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами. Кроме этого мы можем наблюдать, как фольклорные коллективы, люди в селениях с гордостью носят костюмы на праздники, демонстрируя нам всю красоту и колорит национальной одежды. Все это вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Результаты исследования показали эффективность проведенной работы. Задачи, поставленные в проекте - решены, гипотеза доказана.



Традиции села Нижние Пены

Село Нижние Пены, богато старинными песнями и занимает одно из ведущих мест Белгородской области. Это можно объяснить тем, что возникло оно давно, рождаемость высокая. Из поколения в поколение передавались богатые традиции.

Из рассказов моей бабушки Хариной Марии Тимофеевны, светлый праздник Пасхи праздновали три дня.В это время никто не работал, матери даже пеленок не стирали, еду готовили с запасом. Шли на всенощную в церковь, кроме детей и немощных стариков. Утром праздничная трапеза начиналась с кулича. Пекли его в каждой хате, - без него и праздник - не праздник. Украшали его разнообразными фигурками из теста, обязательно освещали его в церкви.

Под вечер люди со всех концов шли на большой луг, обычно это было на улице Касторновка или Курочкина. Каждая улица села наполнялась, поющими, танцующими, веселящимися людьми. И каждая улица приходила на общую «широкую улицу» по-своему. Если одни шли рядами с песней, то другие двигались под гармошку счастушками, третьи - под гармошку с пляской, четвертая под жалейку с косой.

Прибывшие на луг девушки и парни, супружеские пары и другие жители ходили рядами по большому кругу. Одни шли с песней, другие просто разговаривали, шутили. В центре же этого большого круга находили себе место те, кто имел желание попеть под гармошку частушки, поплясать под жалейку с косой или карагодные песни. Все песни сопровождались лёлями. Вокруг них, как правило, собирались зрители, которые в любой момент могли становиться «артистами».

Основной пляской в Нижних Пенах, остаётся до сих пор «Барыня», «Калинка», «Матаня», пляшут и «Сербиянка». Пляшут под гармошку. Начинаться пляски могут как одним, так и двумя исполнителями, может и всей группой, в зависимости от настроения. Танцы, всегда, сопровождаются припеванием частушек, звонкими выкриками.

Ширинки» водили, обычно, на Красную горку. Этот праздник наступал через неделю после Пасхи. Женщины наряжались в праздничные сарафаны с лентами, мужчины – в рубахи, подпоясывались самоткаными кушаками. Когда водили ширинки, песни играли только карагодные:«Катярина», «Породила меня матушка», «Про меня ли молоду». Становились кругом по парам, взявшись за руки. Каждая пара, менялась местами с другой парой, расположенной, напротив, до тех пор, пока все не поменяются местами, затем все, взявшись за руки, двигались по кругу по кругу, заканчивалась песня останавливались и снова начинали пары меняться местами. Если кто-то сбивался, то сам выходил из круга. Женщины двигались плавно, легко в такт песни из стороны в сторону. Мужчины же двигались резче, энергичнее, не всегда попадая в такт.Находилась пара мужиков, которые били в «тряног».

Ширинки перестали водить в шестидесятые годы.

Самым дорогим и веселым праздником является престольный праздник - «Микола». Никола (как зимний, так и летний)почитается как местный сельский праздник, как День нашего села. Хозяйки готовились, к празднику убирались в доме, мели дворы -приводили в праздничный порядок. Украшали иконы расшитыми полотенцами. Пекли пирожки, пампушки, варили холодец, зажаривали гуся или утку. Съезжалась родня со всей округи, а родни было немало, но угощения на всех хватало. Устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из соседних сел: Больших Пен, Драгунки, Выезжей и Богатаго. Гости обходили или объезжали на лошадях дворы и угощались. Пели песни, плясали, ходили по деревне с гармошкой. Старики сидели на лавочках и беседовали.

Нижнепенская сторонка песней славится звонкой. Это самый песенный край. И, наверное, нет у нас больше таких людей, кто бы так любил петь, кто бы с таким трепетом, нежностью хранил и исполнял старинные песни. Только в Нижних Пенах есть певуньи, которых знают в лицо у нас в области, в Москве, в Югославии. Не случайно, что самое большое количество фольклорных и этнографических экспедиций было в наше село. Цель этих экспедиций: быт, фольклор, одежда, песенный и музыкальный фольклор. Собиратели старины очень хотели купить полный комплект женской и мужской одежды. Предлагали очень высокую сумму, но люди не торопились продавать. Это показатель того, что очень высоко женщины нашего села ценят традиции. Память предков. Один из жителей села сказал: «Мы не только пели и плясали в те времена. Радости наши были очень короткими, так как работали и день, и ночь. Но чем короче радость, тем она радостнее».

С.М. Жильцова учитель географии и биологии



- 52 - 0 nizhieP
08.02.2019 19:37
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Нижние Пены

Новые фото


Очистка реки Пена
Рыбалка х. Никольский
Жители хутора Никольский
Александр Доценко
Хутор Никольский

Написать