Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит поселок городского типа Богородское?
А у вас есть фото населенного пункта поселок городского типа Богородское? Загрузите, пожалуйста!

Московская область Сергиево-Посадский район поселок городского типа Богородское

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, поселок городского типа Богородское.

Культурные ценности, памятники, архитектура, природа - поселок городского типа Богородское Сергиево-Посадский район Московская область

Богородский народный промысел резьбы по дереву.

Художественно-историческая справка.

ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» является продолжателем народных традиций богородского народного художественного промысла резьбы по дереву.

Богородский художественный промысел игрушки и скульптуры вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связанны с Троице-Сергиевым монастырем – крупным центром художественных ремесел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный труд и живая фольклерность коллективного творчества обеспечила жизнедеятельность народного производства игрушек на протяжении нескольких столетий. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.

Подмосковная деревня Богородское в 15-16 представляла собой обширное село, раскинувшееся на высоком берегу реки Кунья. Первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) московского боярина Андрея Михайловича Плещеева владельца села.

С начала 17 века Троице-Сергиева лавра и мастера Богородского тесно сотрудничали по сбыту резного товара. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем. Игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других городов. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» вещи это грубо сделанные и подешевле отданные игрушки, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («курочки клюющие», «бодающие барашки», «чаепитие») делались тщательно и продавались дороже.

Классическая форма построения богородской фигурки – треугольник. Такие известные произведения народного творчества, как «скрипач», и «пляшущий крестьянин» созданные в 19 веке яркие представители классического богородского построения фигур.

Зоркая наблюдательность, фантазия, юмор – характерны для богородских мастеров. Убедительная реальность в передаче фантастических образов, сказочная поэтизация действительности делают богородское искусство резьбы по дереву ярким, впечатляющим и роднят его с русской народной сказкой, пословицами, лубком.

Богородские изделия интересны не только резьбой, но оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью шарика-баланса («куры на кругу»).

Самыми ранними из сохранившихся работ являются работы неизвестных мастеров первой половины 19 века, фигурки льва и собачки со щенком пластическое решение их близко к известному произведению «Седачок на коне».

Со второй половины 19 века в Богородском начали делать самые разнообразные игрушки с узорной резьбой, изображающие зверей, птиц, петушков, курочек. В богородской скульптуре расширяется круг народных тем. Впервые появляются многофигурные скульптурные группы – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки, в которых нашли своеобразное отношение демократические идеи искусства того времени.

Для оживления жанровых сцен резчики вводили изображения деревьев с колеблющимися листочками, укрепленных на тонких проволочных пружинках. Иногда так же крепили отдельные фигурки.

Характерной особенностью богородской художественной резьбы по дереву конца 19 начала 20 веков –обращение к старинной гравюре и литографии.

В 1913 году Андрей Яковлевич Чушкин со своими единомышленниками организовали «Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». В состав артели вошло девятнадцать «отцов-основателей» –наиболее талантливых резчиков. Устав артели был утвержден Владимирским генералом -губернатором Сазоновым 23 октября 1913 года.

В 30-е годы ,не самые лучшие для богородского промысла. Но и тогда еще не был силен в народном искусстве процесс идеологии и резчики продолжали создавать работы соизмеряясь с дореволюционными образами и старыми ориентирами. Василий Тимофеевич Полинов, Василий Яковлевич Ерошкин, Иван Васильевич Стулов, Алексей Иванович Пронин, Филипп Дмитриевич Ерошкин – это перечень фамилий ведущих мастеров промысла в эти годы.

После окончания Великой Отечественной войны на промысле наряду с патриотическими темами (композиции “Дружба народов”, ” Пограничники”) ярко представлены сказочные темы, особенно распространен образ медведя и крестьянина.

1960 год ознаменовался крупными переменами. Именно тогда была ликвидирована традиционная артельная организация промыслов. Артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы. На смену демократическим и нравственным принципам управления артелью пришло централизованное управление “ c Планами, ГОСТами и ОТК”.

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашенная игрушка и матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице - Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

На предприятие функционирует свой художественный совет, который успешно направляет художественную деятельность мастеров. Много сделали для сохранения промысла такие мастера как Паутов С. А., Польский И. М., Глушенков О. В.

Муравьев Д. В. Митрофанова Т. Н. Их изделия экспонируются на многих выставках, ярмарках и конкурсах как на уровне областных, Всероссийских, так и зарубежных. За участие во многих выставках предприятие награждено различными дипломами и грамотами.

Коллекции изделий богородских мастеров находятся во многих музеях нашей страны таких, как Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно – прикладного искусства, Музей игрушки г. Сергиев-Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей заповедник, Государственный Русский музей, а так же во многих других музеях нашей страны.

pozdniakova
08.07.2016 10:25
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "Достопримечательности" в населенных пунктах:


село Осташово деревня Барвиха

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Рейтинг@Mail.ru
Хотите увидеть историю вашей малой родины? Нам необходима ваша помощь! В данный момент проходит акция в поддержку публикаций краеведческих материалов на сайте uistoka.ru Подробнее

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.