Здравствуйте, расскажите, что для вас значит поселок городского типа Богородское?
А у вас есть фото населенного пункта поселок городского типа Богородское? Загрузите, пожалуйста!

Московская область Сергиево-Посадский район поселок городского типа Богородское

0

ИСТОРИЯ, поселок городского типа Богородское.

Время основания, исторические события, факты - поселок городского типа Богородское Сергиево-Посадский район Московская область

История села Богородского 15-18 веков.

(современный поселок Богородское)

Поселок Богородское располагается по нижнему течению р. Куньи, левого притока Дубны, и

входит в состав Сергиево-Посадского района Московской области1. В прошлом на месте поселка располагалось село Богородское Рождественской волости. Волость впервые была упомянута в завещании великого московского князя Василия 2 Васильевича Темного 1461-1462 годов2. Вместе с ближайшими станами Бускутово и Серебож она стала частью владений второго сына правителя князя Юрия Васильевича Дмитровского. В дальнейшем волость завещалась наследникам московского престола3. Земли волости располагались между р. Дубной, ее левыми притоками Куньей и Сидоровкой, и левым притоком Куньи речкой Вексенкой, протекающей через современный город Краснозаводск. Ее центр располагался вблизи начала речки Сидоровки4. На месте этого поселения в настоящее время находится поселок Центральная усадьба.

Первое упоминание села Богородское встречается в духовной грамоте (завещании) московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, написанной им в августе 1491 года5. Село с деревнями и пустошами являлось одной из вотчин боярина, которую он завещалсвоему второму сыну Федору Чешихе. Плещеевы ведут свое начало от черниговского боярина Федора Бяконта, который, по преданию, переселился в Москву во времена княжения Даниила Александровича (1263-1303). Его старший сын Елевферий в юношеском возрасте постригся в московском Богоявленском моностыре под именем Алексия. При московском великом князе Иване 2 Ивановиче Красном Алексий был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси (1354-1378) . Младший сын боярина Александр Плещей явился основателем той ветви потомков Федора Бяконта, представители которой от его прозвища стали зваться Плещеевыми. Боярин Михаил Борисович Плещеев, один из правнуков Александра Плещея, стал владельцем огромной вотчины, которая располагалась по обоим сторонам р.Куньи, вблизи впадения последней в Дубну. В 1467/68 году боярин, незадолго до смерти, стал чернецом Троице-Сергиева монастыря6. В конце 1470-е годы троицкими насельниками стадли также его младшие сыновья Вельямин и Иван Сухой7. С1483 по 1487 годы старец Вениамин Плещеев исполнял обязанности келаря монастыря.В сентябре 1495 года был наречен митрополитом Симон Чиж (1495-1511), игумен Троице-Сергиева монастыря. Новоиспеченный митрополит устроил для своих друзей из числа троицких старцев обед в своих покоях. На этом обеде присутствовали: « Савва, Веньямин, Плещеев, келарь Васьян Ковезин, Филипп Износок, Фегнаст Дубенский»8.

Боярин Андрей, старший сын Михаила Борисовича, после смерти отца стал владелдьцем земель, расположенных по левому берегу Куньи. У местных землевладельцев боярин приобрел деревню с лесами, лугами и пожнями, а также селище, на котором устроил пять деревень. Село Богородицкое представляло собой усадьбу, в которой проживал боярский

________________________________________________________________________________

1 Административно-хозяйственная карта «Сергиево-Посадский район Московской области». Нижний Новгород. 1998

2 Духовные и городовые грамоты великих и удельных князей 14-16 вв. М.; Л., 1950. С. 194. №61.

3 Там же. С. 355. №89; С. 436. №104

4 Российский государственный архив древних актов (Далее-РГАДА). Ф. 1356. Оп.1. Д. 9. Л.79

5Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца 14 – начала 16 вв. (Далее - АСЭИ). Том I. М., 1952. С. 440-441. №562

6 АСЭИ. Том I. С. 270. №370

7 Там же. С.377-378. №499

8 Полное собрание сочинение русских летописей. М.; Л.; 1959. С. 289

2

управитель со своими помощниками и челядью. Он заведовал хозяйственной жизнью рождественской вотчины Андрея Михайловича, которая располагалась между р. Дубной, ее левыми притоками Куньей и Махринкой, и современной северной окраиной города Краснозаводска. Свое название село получило от усадебного храма, посвященного Пресвятой Богородице. В 14-16 веках храмы посвящались или богородичным праздникам, или просто Божий Матери. Последние со временем переосвящались в честь праздников, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь села была первым христианским храмом на территории волости. Лишь в документах 17 века стали встречаться упоминания о церквях в селах Махра и Шеметово.

Федор Андреевич Чешиха, новый владелец села Богородского с прилегавшими к нему деревнями и пустошами, умер не позже лета1514 года. Он был женат на некой княгине Аксинье Ивановне, от которой имел трех сыновей и двух дочерей. Рождественскую вотчину Федор Андреевич завещал своей супруге.

В 1513-1514 гг. вдова Анисия Плещеева дала в качестве приданного за свою дочь Анастасию, выходившую замуж за князя Ивана Васильевича Оболенского Шкурло (родоначальника рода Курлятьевых) половину села Богородицкого с деревнями, лесами и пожнями и половину сельца Коряковского. В селе в это время числился храм, посвященный празднику Успения Пресвятой Богородицы9. Другие половины села с сельца достались также в качестве приданного Ирине, второй дочери Аксиньи Плещеевой, которая не позже 1515 года вышла замуж за князя Петра Васильевича Хованского. В декабре 1515 года Анастасия Оболенская выкупила у своей младшей сестры ее долю села и сельца за 200 рублей10. Таким образом, село Богородицкое с 16-ю деревнями вновь оказалось в одних руках, тем самым, сохранив свое значение в качестве центра вотчины.

В 1541-1542 гг. село вместе с сельцом вновь оказалось поделенным надвое, но теперь между дочерьми княгини Анастасии Оболенской. Одна из них (имя ее не известно), вышедшая замуж за князя Дмитрия Андреевича ,получила в качестве приданого пол села Богородицкого, состоявшего из 4-х дворов, 9 деревень и 2 пустоши, которые располагались между р. Дубной и южной половиной села. Другая дочь , Варвара, вышедшая замуж за Ивана Григорьевича Собакина, получила в качестве приданного южную половину села и 7 деревень, которые тянулись полосой вдоль берега Куньи до современной деревни Семенцово. В совместном пользовании новых владельцев вотчины находились Успенская церковь села, в котором к этому времени был устроен придел, посвященный святому пророку Илии11. Позже Иван Собакин устроил в своей части вотчины новую усадьбу, которая отмечена в документах 16 века как село Собакино12. В 1550-1551 году Дмитрий Андреевич Бутурлин дал Троице-Сергиеву монастырю в качестве вклада 8 десятин рощи, расположенной у деревни Куяровой, за 12 рублей13. В августе 1549 года Иван Григорьевич Собакин дал по своему отцу вклад 50 рублей14.

_________________________________________________________________________________

9 Акты Русского государства 1505-1526 гг. М., 1975. С. 113. №111

10 Там же. С. 122-123. №123

11 РГАДА. Ф.281 по Переславлю. Д.9370/72. Л. 147 об.-150

12 Там же. С. 80

13 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 113

14 Там же. С. 80

3

После смерти Дмитрия Андреевича Бутурлина и его жены их рождественская вотчина перешла к их сыновьям Роману и Леонтию. В 1570-71гоуд Роман и Леонтий Бутурлины дали Троице-Сергиеву монастырю «по отцу и по матере, и по себе» свою вотчину полсела Богородского с Успенской церковью, 9 деревень и 2 пустоши с условием, что «архимариту и братии о их здравии молиться, а кого из них захочет постричься, и архимариту за тот вклад их постричи, а умрут, то написать их в сенаники»15. Так Троице- Сергиев монастырь стал владельцем северной части бывшей вотчины Плещеевых.

Варвара Собакина овдавела после 1559 года. Вероятно, после ее смерти, которая случилась не позже 1575-76 года, вторая половина села с 7-ю деревнями, оставшаяся без владельцев, перешла в состав государственных земель. Уже в этом качестве полсела Богородицкого и деревни были даны во временное пользование, т. е. Как поместье, Иван Олферьев получил царскую грамоту. В ней, по правилам того времени, сначала кратко пересказывалось содержание челобитной властей Троице-Сергиева монастыря к царю Федору Ивановичу (1584-1598), а затем следовал царский указ: «Бил нам челом богомолец наш Живоначалные Троицы Сергиева монастыря архимарит Кипреян с братею. А сказали, в нашем де богомолье у Живоначалные Троицы стена городовая от погреба х келарской своды, провалилась и стена сыплется, вперед ей без поделки бысть немочно. И в келарской на крыльце и в сушилех своды испровалились , и на другой деи стене х Конюшенным воротам от келарские, и от Конюшенных ворот до Наугольные башни не в одном месте своды испровалилися, людем ходити по городу и наряду ставити нельзе… А извести де у них в монастыре к тому городовому делу нет, а в троицкой де вотчине камени на известное зжение уломати негде же, а ести де такой камень утебя, Ивана, в поместье… в селе Богородецком на речке на Куньеме. И ты де им того каменина известное зжение без нашего указу ломати не даешь. И мы троицкого архимарита с братею пожаловали, велели им в монастырь х каменной поделке на известное зжение камень ломати у тебя в поместье.

И как к тебе ся наша грамота придет, а троицкого архимарита Кипреяна с братею к тебе в поместье в село Богородицкое того камени ломати пришлют слуг своих и крестьян, и ты бы им тот час дал в своем поместье к троецкому городовому делу камень ломати на известное зжение сколько им надобе и в монастырь им тот камень к Троице велел возити без всякие зацепки»16.

В октябре 1595 года власти Троице-Сергиева монастыря выменяли у Ивана Олферьева его поместье17. С этого времени свыше полутора века бывшая Богородицкая вотчина бояр Плещеевых входила в состав владений Троице-Сергиева монастыря.

В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из существовавших на них в 16 веке поселений возродилась в среднем одна треть. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди Богородицкое, но уже как деревня. По описанию середины 1620-х годов в деревне стояли 6 дворов деревенских служек, 7 дворов беспашенных крестьян и 3 пустых двора, жители которых бежали неизвестно куда18. К середине 17 века в деревне стояли около 30 крестьянских дворов. Деревня числилась в приходе церкви Рождества Богородицы села Махра19. После секуляризации церковных земель в феврале 1764 года деревня перешла в состав казенных земель.

15 РГАДА. Ф. 281 по Переславлю. Д. 9370/139. Л.273 об.-275;

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С.113

16 Отдел Рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.303. Д. 528. Л. 780 об.-782. №463

17 РГАДА. Ф. 281 по Переславлю. Д. 9370/181. Л. 323-324

18 РГАДА. Ф. 1209. Оп.!. Д. 812. Л. 477-об. №238

19 Там же. Ф. 1209. Оп.!. Д. 7651. Л. 247 об.-251. №229

4

Подводя итог, отметим, что село Богородицоке возникло в результате перехода общинных земель, располагавшихся в нижнем течении реки Куньи, в собственность московских бояр Плещеевых. Оно представляло сбой административно-хозяйственный центр той части владений Плещеевых, которая находилась на левом берегу реки. Село-усадьба возникло вместе с храмом, посвященным Пресвятой Богородице, от которого оно получило свое название. Богородицкая (позднее Успенская) церковь до начала 17 века была единственным

христианским храмом Рождественской волости. В 2001 году исполнится 510 лет со времени ее первого упоминания в документах. Село потеряло свое значение центра Богородицкой волости в связи с разделом последней между потомками Плещеевых. Возродившееся после событий Смутного времени начала 17 века Богородицкое в последующие века существовало лишь как безхрамовая деревня. Она сохранила свое первоначальное название, перенесенное на поселок, которое напоминает сегодня, о выдающемся значении поселения в христианизации северо-восточной части Подмосковья в 15 веке.

Владимир Ткаченко

Зав. Историческим сектором СПГИХМЗ.

pozdniakova
08.07.2016 10:22
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ, Гость


Вход через uistoka.ru или социальные сети:


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Сделаем бесплатно для вашей малой родины слайд-шоу!

Присоединяйтесь к нам в группы «У истока» в контакте и одноклассники, и узнавайте подробности.

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.