Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит село Ахманово?

ИСТОРИЯ, село Ахманово.

Время основания, исторические события, факты - село Ахманово Бакалинский район Республика Башкортостан

2019год феврал

старый серков

https://www.ok.ru/group/53909751267575 https://ok.ru/group/54061187399927 https://ok.ru/akhmanovo https://www.myheritage.com/site-family-tree-423237... БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН. АХМАНОВО КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА АХМАНОВА (ПО РАССКАЗАМ СТАРОЖИЛОВ) Старинное село Ахманово, время основания которого относится к концу XVII-началу XVIII века, расположено на реке Идяшке в бывшей Бакалинском волости Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне – в Бакалинском районе), в семи километрах от села Бакалы. Существует несколько версий происхождения названия села. Вот самая распространённая. Некогда чуваши в поисках места жительства выбрали именно возвышенный берег реки Идяшки. Взойдя на возвышенность, старый вожак от усталости выдохнул: Ах! Что впоследствии и послужило началом к названию деревни. В архивных данных 1624 года Оренбурга и Казани деревня Ахманово уже присутствует. В 1893 г. в деревне была построена церковь во имя святаго Димитрия Солунскаго и деревня стала называться селом. Церковь, по словам жителей, была построена из завезённых к нам кедровых брёвен. Строили церковь вятские мастера, а местное население помогало кто чем мог. Обшивать церковь помогал Артемьев Пётр, он же отвёз мастеров обратно. Двери церкви были обшиты жестью, на окнах были металлические решётки. Вокруг церкви росли деревья: яблони, сосны, тополя. Тополя стоят и ныне, напоминая нам о местонахождении церкви. Рядом стоял дом священника Николая. Отца Николая похоронили во всём обличии за алтарём [в каком году?]. Камень на его могиле стоял довольно долгое время. Где надгробный камень сейчас – не известно [один ли он покоится там или ещё кто?]. Служба велась на крященском-татарском языке [а как же чуваши?]. Певчие собирались из села. Одну из них звали Анна Купцова. Селиванов Василий учил песнопению. Звонарь Михайла [?]. Кузнецов Филипп (????-1948 г.) – староста в церкви и делал свечи. Жену Филиппа звали Лукерья. Они держали пчёл, где-то 6 ульев. Дьякон – Григорий [фамилия? годы?]. Монахини: Наталия Григорьевна (Казакова) (????-1967 г.) и Ксения [фамилия? годы?]. Обе монахини родом с Бугабаша [осели после разгона монастыря или одновременно с ним?]. Престольным праздником считается Дмитриев день – 26 октября [ст.ст.] – день памяти святаго великомученика Димитрия Солунскаго. Всегда отмечалась Дмитриевская родительская суббота (первая суббота ноября). Свой престольный праздник крящены чтят и помнят. При въезде в деревню стояла часовня [где точно? появилась ли она раньше церкви или позже?]. Возле дома старожилки Ильиной Тамары Ивановны стояло два столба. Юго-западная сторона называлась Ахманово, а другая сторона от столба Григорьевка. В селе была третья улица, выше Центральной (по некоторым данным именно она называлась Григорьевкой). Когда язычники (не крещеные чуваши) захотели отделиться, они ушли из Ахманова и образовали в четырёх километрах деревню Юльтимировку. Вначале церковь просто закрыли [в каком году?] и не давали служить. Отец Николай [тот самый?] взял (купил) дом и там проводили службу. Наша собеседница Ильина Тамара была маленькая, лет 5, службы велись по-тихому, она бегала туда, а папа ей запрещал. Это было примерно в 1933 г. Крест пытались снять несколько раз. В первый раз Сазыкин видя, что собравшиеся бабушки ругают его, сделал вид, что нечаянно уронил топор. В следующий раз Варламов Николай срубил крест (Т.И. Ильина говорит, что это точно он, жил он напротив церкви, в одном большом дворе два брата построили два дома, дочь звали Вера). По другой версии это был Байгареев Батыр и, по рассказам, Усов Александр. Варламова в деревне люди не любили и житья ему после снятия креста не давали. В какое-то время, втайне ночью он уехал вместе с семьёй в неизвестном направлении. Под руководством Еремеева Василия (1914–май 1982 г.) снимали колокол. Василий сам ничего не делал, горбатым был, но грамотным и хорошим оратором. В тот момент, когда колокол спускался вниз, сверкнула молния, весь народ, окружавший церковь, со страху попадал на колени и все начали молиться (может и не все). Иконы частично возможно увезли в село Костеево. По другим данным кто-то хранил их дома. В 1936 г. из больших икон (50 на 80) сделали учительские столы. В доме священника открыли школу.

Бакалинский район находится на западе Башкортостана, граничит с Илишевским, на востоке — Чекмагушевским, на юге — Шаранским районами, на западе — с Республикой Татарстан.



Нагайбакская и Бакалинская крепости, а также с десяток деревень, расположенных между ними входили Нагайбакскую округу. Некогда здесь находились владения династии знаменитых бунтовщиков Тюлекея, Кусюма, Акая. В 1736 году, за содействие правительству, их земли были переданы крещенным татарам и язычникам. В 1750-1770 годах население пополнялось беглецами из казахского плена: иранцами, афганцами, каракалпакми, арабами. Они получали российское подданство при условии принятия христианской веры. В 1736 году жители округи были переведены в казачье сословие. Им предоставили льготы в виде отмены налогов. По свидетельству П.Рычкова, в 1762 году число нагайбакских казаков достигло 1359 человек. Атаманом над ними назначался русский человек.
В 1760 г. нагайбаки кроме крепости и села Бакалы, жили в следующих деревнях: Большие и Малые Усы, Дияшево, Новая, Балыклы, Акманово, Сарашлы, Килыво, Илечево, Кастеево, Маты. Этот перечень совпадает с данными V ревизии (1795 г.), лишь написание названий некоторых деревень несколько иное. В 1760 году в этих селениях насчитывалось 1359 служилых казаков. С 1780-х гг. населенные пункты нагайбаков входили в состав Белебеевского уезда Оренбургской губернии http://www.bakalycbs.ru/История-района.
Согласно «Ревизским сказкам» (по 1795 году) в деревне Ахманово на 1795 год жили: сторокряшены-казаки (68 мужчин и 73 женщин, 24 двора); сторокряшены-типтяри (5 мужчин и 3женщины, 3 двора); русские государственные крестьяне (освобождённые заводские люди господ Демидовых), переселенные в 1788 году из Стерлитамакского округа (18 мужчин и 17 женщин).
Потом, в 1805 году туда перевели 20 мужчин из деревни Мелькень (эта деревня имела и другие названия: либо Аитово, либо Никольское), в которой жили «старокрещёные из татар».
В 1840 г. деревня Ахманова (Ахманово) относится к Белебеевскому уезду 4-го стана (команды).
Проживали казенные поселяне, удельные крестьяне и казаки войска Оренбургского, тептяри (Давлетбаев Б.С. Тептяри и их землепользование // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа: БФАН СССР, 1986. Стр. 119)
1877 г. Белебеевский уезд, 4-й стан, по проселочной дороге из г. Белебей в г. Мензелинск.
Деревня Ахманова расположена при рч. Идяшке, расстояние от уездного города 120 верст, расстояние от становой квартиры 20 верст, число дворов 77, число жителей мужского пола 292, женского пола 288; русские158-158, чуваши 98-93, тептяри 36-37.
В деревне имелось мельниц водяных 3. Кроме земледелия и скотоводства занимались пчеловодством (Населенные пункты Башкортостана.Ч.1. Уфимская губерния, 1877. – Уфа: Китап, 2002. Стр.212)
Ахмановское инородное училище открыто в 1878 году (Сборник постановлений Белебеевского уездного земского собрания 19. Очередные собрания 1893 года).
15 сентября 1892 года Министерство народного просвещения открыло в деревне Ахманово двухклассное Земское училище с шестилетним курсом обучения. Сегодня в школьном музее хранится рапорт первого учителя (директора) Земского училища О.А. Андреева: «На отношение от 15 сентября сего 1892 года за № 994 имею честь представить Вашему Высокородию документ об образовании моем и при себе присовокупляю, что Ахмановское училище 2 октября мною открыто». В училище поступили 34 мальчика и 7 девочек.
В 1893 г. в Ахманово была построена церковь, а деревня стала называться селом, т.к. до 1917 г. деревни с постройкой в них православных церквей именовались селами
1896 г. Белебеевский уезд, Бакалинская волость, стан VI.
Ахманово: село при речке Идяшке, участок земского нач. № 9, число дворов - 151, число жителей: м.п. - 469, ж.п. - 485.
В селе была церковь, земская школа, хлебозап. магазин, маслобойный завод, две мукомольные мельницы (Полный список населенных мест Уфимской губернии. Издание Уфимского Губернского Статистического Комитета. 1896. Стр. 423).
1917 г. Белебеевский уезд, Бакалинская волость.
Ахманово: татары: дворов - 84, жителей - 540; чуваши: дворов - 99, жителей - 630; русские: дворов - 24, жителей - 150; тептяри: дворов - 2, жителей – 10 (Роднов М.И., Дудина О.И. Крестьянство Уфимской губернии в 1917 году: Белебеевский уезд // Башкирский край. Вып. 1. Уфа, 1991)
1920 - 1925 г. Белебеевский кантон, Бакалинская волость.
Село Ахманово, преобладающие национальности чуваши, татары, руссские, число верст до ВИКа - 5; по переписи 1920 г.: число дворов - 222; число душ м.п. - 561, ж.п. - 672, обоего пола - 1233., число хозяйств в 1925 г. – 201 (Населенные пункты Башкортостана. Ч.III. Башреспублика, 1926.-Уфа: Китап, 2002. Стр. 28).
Количество учащихся в Ахмановской начальной школе в 30-е годы составляло 140-150 человек. Учителями в то время работали: У.Т. Баймурзин, Я.М. Купцов, Ф.Т. Купцов, М.Т. Асанбаев, И.И. Ильин, Е.В. Купцова, А.К. Романова, А.М. Асанбаева, М.Ф. Купцов, М.А. Асанбаева, Т. Тихонова, А.П. Мордвинов, С.И. Павлов, Ш. Хафизова, Д.П. Асанбаева.
20 августа 1930 года согласно постановлению президиума ВЦИК, было ликвидировано разделение Башкирской Автономной Республики на кантоны и образовано 48 районов, в том числе Бакалинский район.
1952 г. Башкирская АССР, Уфимская область, Бакалинский район, Ахмановский с/с
с. Ахманово, расст. до райцентра - 7, ближ. ж/д. станция Туймаза Уф., расст. - 69 км (Башкирская АССР. Административно-территориальное деление, Уфа: Башкирское книжное изд., 1952. стр.34).
КРЕЩЕННЫЕ ТАТАРЫ, КРЯШЕНЫ.
1. В «Материалах по истории Башкирской АССР» (М.-Л.,1949, т.3) опубликован документ, озаглавленный следующим образом: «Представление переводчика Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухамбетя Уракова императрице Елизавете Петровне об истории башкирского народа, управлении, экономике, социальных отношениях башкирского и другого нерусского населения Уфимского уезда и о мерах по улучшению управления краем» от 1746 года не позднее 9 марта. В нем говорится: «Всему народу известно, что в.и.в. высочайшим указом соизволите подтверждать — из мухамметан и из идолопоклонников кто воспримет христианскую веру без принуждения по всему желанию, тех наградить от платежа податей на урочные годы льготою. А издревля имелись Уфимского уезду новокрещены около тысячи полторы душ, жительство имели во оном уезде на Казанской, Осинской и Сибирской дорогах в разных з башкирцами и с татарами в дальних местах от российских городов и сел, особливо для их церквей и священников не бывало. А в прошлом 1736 году бывшей стацкой советник Кирилов, увидя оные их непорядки, построил на Ику реке городок называемую Нагайбацскую крепость, где имеетца камандир из штаб-офицеров и для обучения их священник, в котором их собрал з женами и з детьми, и определен над ними из русских атаман, есаул и писарь. Сложа с них положенной ясак, определил их в казачью службу и отведено им пахотных земель и сенных покосов с протчими угодьи довольно без всякой платы из башкирских земель, кои служили при той крепости... Точию после того указу от тамошних камандиров ради похлебства разселены из оной крепости по-прежнему в разные дороги и деревни з башкирцами и татарами на башкирской вотчинной земле без всякой же платы” ( http://www.vatandash.ru/index.php?article=173 ).
2. Кря́шены (тат. керәшен от русск. крещён; крещёные тата́ры, тат. керәшен татарлар, keräşen tatarlar) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане.
При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При разработке результатов переписи в виду бытовых особенностей кряшен и в интересах местного управления было признано полезным не относить кряшен к татарам, а учесть эту группу населения отдельно. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшен было 101,4 тысяч человек.
В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советское время было официально распространено мнение, что кряшены являются частью татарского народа, этой же версии придерживаются и современные этнологи; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах, как отдельном народе (http://ru.wikipedia.org/wiki/Кряшены)
В республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе в сёлах Старые Маты и Новый Маты (Әрнәш), Новый Илик (Новоиликово, Яңа Илек), Умирово, Новые Бакалы, Новый Балыклы (Яңа Балыклы), Бюзюр (Бузюрово, Бож,ыр), Утарово (Утар), Кураз, Старый Азмей (Старое Азмеево, Иске Әҗми) (совместно с башкирами) и др. По результатам переписи 2002 года, всего в Башкортостане проживают 4510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч.
3. Кряшены: судьба народа без названия http://www.missiakryashen.ru/about/
Александр Владимирович Журавский, кандидат исторических наук, кандидат богословия.
«Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их еще не вполне верно именуют крещеными татарами. Сами кряшены отказываются называться «крещеными татарами», считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старокрещеными татарами, в отличие от новокрещеных, обращенных в христианство преимущественно в 18 веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек. Полагаем, что причиной этому является целый ряд идеологических причин. В частности, в среде татарских ученых до сих пор принято считать, что кряшены являются группой татар, принявших православие в 16 веке (при царе Иоанне IV). Соответственно и отношение к кряшенам примерно такое, как древних иудеев к самарянам. Сами кряшены убеждены, что кряшенский народ был крещен еще до взятия Казани Иоанном Грозным и к татарам отношение имеет отдаленное. Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время.
В науке о кряшенах имеются самые противоречивые сведения. Ю. Г. Мухаметшин в своей работе «Татары-кряшены» утверждает, что «кряшены являются одной из групп казанских татар, отличающихся от них некоторым своеобразием материальной культуры». Другой татарский историк Д. М. Исхаков в «Исторической демографии татарского народа» в целом соглашаясь с упомянутым исследователем, в то же время указывает на недостаточную аргументированность вывода об отнесении кряшен к казанским татарам». Далее Исхаков пишет: «Нельзя не обратить внимания на наличие в культуре кряшен слоя, связанного с христианством и русской культурой, что придает специфичность этой группе. Все это показывает, что вопрос о положении крещенных татар в этнической структуре средневолжско-приуральских татар нуждается в дальнейшем обсуждении и уточнении… Во время переписи 1920 и 1926 гг. группа «кряшен», как известно, фигурировала в числе этнической единицы. Причем этноконфессионализм «кряшен» осознавался крещеными татарами как этноним. Одним словом, оснований считать крещеных татар особой общностью более чем достаточно. Другое дело, какая это общность — этнографическая или этническая. Мы склоняемся к мнению о том, что кряшены являются этнокультурной (этнографической) общностью…»
Однако далеко не все ученые разделяют это мнение. В учебном пособии К. И. Козловой «Этнография народов Поволжья» (МГУ, 1964) из ряда бытовых отличий, в частности, в свадебном обряде кряшен и татар-мусульман, делается вывод: «Эти различия нельзя объяснить только религиозной принадлежностью этих групп татар. До сих пор не выяснен вопрос о происхождении крещенных татар». В энциклопедии «Народы России» (1994) в статье «Этнический состав населения России» известный этнолог С. И. Брук, отмечая различные группы этноса татар, высказал следующую мысль: «Сейчас требуются специальные исследования для того, чтобы определить, какие из этих групп бесспорно являются частью татарского этноса, а какие сохраняют свою обособленность. Во всяком случае, так называемые сибирские татары, а возможно нагайбаки, кряшены и некоторые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар… Вызывает сомнение и объединение близких по языку и культуре этносов в более крупные народы, проведенное в 1920-1930-х годы под давлением сверху, зачастую вопреки воле этих этнических групп».
Действительно, кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорт.
4. Обращение "иноверцев" в христианство происходило в Нагайбакской крепости, построенной в 1736 г. (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 65, д. 12), таких в последствии называли «новокрещенцы».
Однако известно, что селения крещеных татар существовали здесь уже с XVI веке. В преданиях, распространенных среди самих нагайбаков говорится. «После взятия Казани царем Иваном Васильевичем, ногаи окрестились, записались в подушный налог и переселились в свободные башкирские земли».
Это находит подтверждение в отдельных источниках, из которых видно, что деревни крещеных татар существовали на этой территории давно. Например, еще в исторических актах 1676 г. говорится о набеге башкирцев на крещено-татарские деревни Баграж и Ляки Уфимского уезда, расположенных на Закамской линии (Кеппен, 1861, 360). Крещеные татары, живущие в указанных районах, в архивных документах и записях Уфимской епархии обозначены как «старокрещеные» (Златоверховников, 1895, 120—ISO). Почти все деревни крещеных татар Мензелинского и Белебеевского уездов Уфимской губернии — Юшады, Мелекес, Савалеево, Маты, Ахманово, Азмеево и другие указаны в списке сел старокрещеных татар (ЦГА Б АССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 47).
В Нагайбакской крепости и в ее окрестностях жили кряшены-казаки и кряшены-тептяри, так называемые ясачники. Например, по архивным данным, в 1831 году в д. Бакалы — жили 49 кряшен-тептярей, 121 казак; в д. Балыклы — 61 кряшен-тептярь, 77 казаков; в д. Ахманово — 21 кряшен-тептярь, 92 казака; в д. Маты — 57 кряшен-татар, 132 казака и т.д. (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 2559). Между ними часто возникали споры из-за земли. Впоследствии, когда казаки были переселены на Оренбургскую линию, на их земли были переведены крещеные татары из центральных районов Казанской губернии.
Число кряшен постоянно увеличивалось и за счет христианизации местного населения в крепости Нагайбак. Насильственная христианизация местного языческого и мусульманского населения собственно и послужила одной из причин того, что это население встало на сторону Пугачева.
5. В XIX столетии наблюдается сильное отступничество, новокрещенцы отказываются от насильно навязанной им веры, и миссионеры направляют свои усилия на строительство церквей. Так, по статистическим данным Уфимской епархии, строительство церквей во многих деревнях относится к концу XIX столетия:
в с. Мелькени церковь построена в 1890 г. (в приходе: 1818 - старокрещеных татар, 80 - отпало в магометанство);
в с. Ахманово церковь построена в 1893 г. (28 — чувашей-язычников и старокрещеные татары) (Златоверховников, 1899, с 120—130).
6. Интересно, что кряшены наряду с христианскими праздниками отмечают и языческие. Вот такая заметка была обнаружена мной в интернете в январе 2011 г.:
Вместе с кряшенами - православным тюркоязычным народом - древний праздник Зимнего солнцестояния отмечают в Поволжье чуваши и удмурты.
Традиция кряшенского Нардугана (рождения Солнца) как и русских Святок уходит в языческие времена, поэтому Православная церковь не одобряет этих праздников, но и не запрещает их. Согласно кряшенскому обычаю, в эти дни, следующие сразу за праздником Рождества Христова, следует одеваться в самые красивые наряды, ходить в гости, дарить подарки и поздравлять соседей. Девушки гадают о будущем муже и поют песни.
Святочные праздники у кряшен завершатся в канун праздника Богоявления (Крещения Господня) 19 января (http://www.regnum.ru/news/1362855.html).
Всех тех, кого заинтересовала история кряшен, я отсылаю на сайт http://www.kryashen.ru/rus.php?nrus=article_text&id=265. Собственно часть материалов и была заимствована мной там. Также рекомендую посетить сайт Бакалинской межпоселенческой центральной районной библиотеки, на котором можно ознакомиться как с историей района, так и узнать о Бакалинских кряшенах: http://www.bakalycbs.ru/%D0%98%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BA%D1%80%D1%8F%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8
7. Ну и в завершение этой темы хотелось бы отметить, что власть предержащие не меняются в своих привычках по переписыванию истории, национальностей и т.п. Так в первом десятилетии ХХI века, в Республике Башкортостан в процессе «башкиризации» населения многие татары, в том числе крещенные татары (кряшены) были «переписаны» башкирами.

Dmitrij
11.03.2019 08:51
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.