Продавайте и покупайте стройостатки в телеграм чате вашего региона t.me/stroyost71
Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 301031
Телефонный код: 8-48766
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Тульская область Ясногорский район город Ясногорск на карте




Координаты населенного пункта город Ясногорск на карте: 54.478148, 37.694989

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Ясного́рск (до 1965 года — Ла́птево) — город в Тульской области России. Административный центр Ясногорского района. Образует городское поселение город Ясногорск.
Население — 15 269 чел. (2021). Площадь — 11,75 км² (1 175 га).
Город вырос из старинного села Лаптево, впервые упоминавшегося в 1578 году. Его скорому развитию в конце XIX века способствовали строительство Московско-Курской железной дороги и образование завода по изготовлению сельскохозяйственных орудий. В 1938 году преобразован в рабочий посёлок, а с 1958 года имеет статус города. С 1965 года носит современное название.
Расположен в северной части Среднерусской возвышенности на реке Вашана (приток Оки), в 32 км севернее Тулы и в 142 км южнее Москвы.
В черте города находится железнодорожная станция Ясногорск на линии Москва — Тула. Действуют предприятия машиностроительного, металлообрабатывающего комплекса и пищевой промышленности.


Этимология
Происхождение топонима ЛаптевоСуществует две версии о происхождении названия Лаптево. По одной из них, это чисто антропонимическое образование от фамилии приказчика Лаптева, фамилия которого произошла от древнерусского нехристианского имени Лапоть. В начале XVIII века тульский металлозаводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, где его помощник принимал и оплачивал изделия, изготовленные из демидовского металла.
Менее правдоподобен другой рассказ о том, что местные ремесленники и крестьяне преподнесли императрице Екатерине II искусно выполненный подарок — серебряный лапоть. Изящно сработанный русскими умельцами, лапоть якобы очень понравился императрице, и она повелела назвать местность, откуда получила подарок, Лаптево.
Хотя эти рассказы не подтверждаются историческими документами, но сам факт упоминания в них ремесленников, сельских кустарей имеет историческую основу. Кустарные промыслы в Тульском уезде берут начало ещё в XV веке.

Происхождение топонима ЯсногорскПосле наделения посёлка Лаптево статусом города в 1958 году был поставлен вопрос о его переименовании. Представители местных органов власти приводили следующие аргументы в пользу переименования: «Город Лаптево и Лаптевский район носят неблагозвучное и устаревшее название», не соответствующее «современному укладу жизни социалистических городов и районов», название «Лаптево» «совершенно не связано с историческим развитием города» и даже «неприятно нашему народу».
Обсуждение нового названия длилось довольно долго. Предлагались такие наименования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В. Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь писателя В. В. Вересаева), «Светлогорск». И только спустя 7 лет, 6 января 1965 года исполнительным комитетом Тульского областного Совета было принято решение о переименовании города Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского района — в Ясногорский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 года данное решение было утверждено.


Физико-географическая характеристика
Географическое положениеЯсногорск расположен в северной части Тульской области на реке Вашана, в 32 км севернее Тулы и в 142 км южнее Москвы (122 км от МКАД).
Географические координаты: 54°28′ северной широты и 37°41’ восточной долготы. Высота над уровнем моря — 243 метра.

Часовой поясГород Ясногорск, как и вся Тульская область, находится в часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Время в Ясногорске соответствует географическому поясному времени.

КлиматКлимат умеренно континентальный, характеризуется тёплым, но неустойчивым летом, умеренно суровой и снежной зимой.
Продолжительность вегетационного периода составляет 173—177 дней, периода активной вегетации — 134. Относительная влажность воздуха — 79 %, за холодный период — 85 %, за теплый — 75 %. Абсолютная влажность — 3,0 мбар.
Преобладает ливневый характер осадков, сопровождающийся грозами. Грозы наблюдаются преимущественно в апреле — октябре, до 29 дней. Град — 1,4-1,9 дней, преимущественно в апреле-сентябре. Снежный покров устанавливается в ноябре, сходит в апреле. Число дней со снежным покровом — 144—147. Средняя декадная высота снежного покрова — около 40 см. Среднегодовое количество дней с метелями — 25, с позёмкой — 7. Зимой часто наблюдаются оттепели, до 55 дней.
Преобладающее направление ветра юго-западное и западное. Средняя годовая скорость ветра — 4 м/с. Наибольшую повторяемость имеют ветры со скоростью 2—5 м/с. Среднее число дней с сильным ветром — 10. Среднее число дней с туманами — 37, за тёплый период — 21, за холодный — 16.

РельефГород расположен в пределах Среднерусской возвышенности, поверхность которой представляет полого-волнистую аккумулятивную равнину, расчленённую негустой, но хорошо разработанной речной и овражно-балочной сетью. Возвышенность имеет оглаженные, мягкие формы рельефа, глубоко врезанные речные долины и обширные полого-выпуклые и слабо холмистые водоразделы.
Широко распространён балочный рельеф. Балки имеют выпуклые склоны с крутизною, редко превышающей 8—10°. Относительная глубина балок от 5—6 м до 10—15 м.Овраги характеризуются крутыми незадернованными склонами с резко выраженной бровкой. Величина прироста оврагов достигает 0,5—2,0 м в год. Наиболее распространены донные овраги глубиной 1,0—1,5 м и шириной 3—5 м.

РастительностьЯсногорск находится в лесостепной зоне. С юга, запада и востока город окружают лесные массивы Долгого, Качаловского, Плотского и Рязановского лесов. Основными их компонентами являются: осина, берёза, липа, реже — ясень и дуб, в сырых местах — ольха. Подлесок состоит из орешника, крушины, жимолости, калины обыкновенной. На опушках и обочинах лесных дорог растёт шиповник.
Во времена СССР город был центром заготовки, переработки и экспорта леса — им занято около 20 тысяч гектаров, то есть почти 20 % площади Ясногорского района. Древесина имела хороший спрос как внутри области (реализовывалась в безлесовых районах — в Воловском, Плавском, Куркинском), так и за её пределами (Украина, Брянская область). Часть древесины направлялась в Венгрию и Финляндию.
Склоны долин и балок заняты суходольными лугами. На открытых луговых местах произрастают травы: ежа сборная, тимофеевка, мятлик луговой, клевер луговой, конский щавель, тысячелистник. В травостое встречаются бедренец, клевер горный, василёк шероховатый, астра итальянская, лен жёлтый. На рыхлых почвах развиваются растения с ползучими побегами: хвощ лесной, вейник лесной, полевица белая, мятлик обыкновенный и другие.

Экологическое состояниеЯсногорск — достаточно чистая территория в экологическом плане. Хотя в городе нет предприятий, наносящих вред экологии, антропогенное загрязнение окружающей среды происходит вследствие работы предприятий близлежащих промышленно развитых районов: города Тулы, городского округа Новомосковск, Щёкинского и Алексинского районов.
Радиационная обстановка характеризуется как благоприятная. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году территория города и района не пострадала, в то время как 56,3 % территории Тульской области подверглось радиационному заражению. Радиационный фон в городе составляет 0.11 микроЗиверт/час (11 микрорентген/час).


История
В официальных источниках XIX века село Лаптево фигурировало под двойным названием — Лаптево, Ростиславо тож. «Ростиславо» — наиболее древнее название и первоначальное. Название «Лаптево» — позднейшее. Ростиславо упоминается уже в документах XVI века, а именно как Рости́сло. В начале XIX века в записях и бумагах местного происхождения встречается переиначивание этого названия в Ростислав. Это дало повод думать, что здесь некогда был город Ростиславль, принадлежавший удельным рязанским князьям и разрушенный до основания татарами. Возможно, именно этот город упоминается под именем Рославль Польский в датированном концом XIV века летописном «Списке русских городов дальних и ближних» как один из городов Рязанской земли. Такое предположение высказал историк XIX века И. П. Сахаров. Польский означает «находящийся в поле», то есть в степи.
Когда и при каких обстоятельствах возникло село Ростиславо-Лаптево — неизвестно. Церковная летопись хранит предание, что здесь были монастырь и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первое упоминание о селе Ростиславе-Лаптеве относится к 1578—1579 гг. и содержится в писцовых книгах Русского государства по Каширскому уезду.
В состав Тульского уезда село вошло в конце XVIII столетия (при образовании Тульской губернии в 1796 году).


XIX век
Своим развитием в конце XIX века будущий город Ясногорск обязан Московско-Курской железной дороге, строительство которой началось в 1866 году. В 1867 году была образована станция Лаптево. До этого основное поселение находилось в одном километре от существующего ныне города. Первым поселенцем пристанционного посёлка стал Павел Лаврентьевич Жестерев, который в 1875 году поставил свой сруб вблизи станции. После 1867 года вокруг железнодорожной станции вырос посёлок, который в дальнейшем, по мере своего роста, был преобразован в город. В 1882 году, отцом В. В. Вересаева, рядом со станцией было куплено имение Владычня.
В 1892 году открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек. В 1895 году при станции окружным врачом Н. К. Шистовским была открыта лечебница Императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов.
Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель Ипполит Алексеевич Головин осенью 1895 года перевёл своё заведение по изготовлению плугов из деревни Пещерово в деревню Владычино близ железнодорожной станции Лаптево. В это время на заводе, выпускающем в год 600 плугов, работали всего 25 человек. Таким образом, трудовая биография Лаптевского предприятия начинается с 1895 года.
Станция Лаптево являлась крупным пунктом по отгрузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 года из Лаптево было отправлено 215 285 пудов хлеба, а из Тулы — 300 731 пуд.


1900—1941 годы
Перед Первой мировой войной в пристанционном посёлке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. В 1908 году при содействии И. А. Головина была построена кирпичная школа для детей крестьян и рабочих завода. А в октябре 1918 года одной из первых в Тульском уезде была открыта Лаптевская школа второй ступени.

В начале 1924 года происходит районирование в Тульской губернии. Лаптево становится административным центром образованного Лаптевского района, в который вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости. В районе насчитывалось 16 сельсоветов, 103 населённых пункта, проживали 27 тыс. человек. В 1920-е годы в посёлке открыты районный и заводской клубы. В 1925 году дан электрический ток на железнодорожную станцию, заложены первые линии водопроводной сети.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1938 года село Лаптево было отнесено к категории рабочих посёлков с сохранением прежнего наименования и с включением в его черту станционного посёлка, территории завода «Красный плуг», заводского посёлка и селения Лип-Верх.
История Ясногорска тесно связана с историей развития завода. К началу 1920-х годов Лаптевское предприятие обладало значительным потенциалом. По данным Всероссийской промышленной и профессиональной переписи 1918 года энергетическое хозяйство завода имело два нефтяных двигателя общей мощностью 48 л. с. и один газогенераторный двигатель мощностью 40 л. с. Парк станочного оборудования состоял из 30-ти металлорежущих станков, 8-ми единиц кузнечно-прессового оборудования и нескольких нагревательных печей. На заводе в момент переписи работало около 200 человек.
После победы Октябрьской революции Советское правительство начало постепенную национализацию промышленных предприятий, начиная с крупнейших в стране. С лета 1919 года темпы национализации резко возросли, а 29 ноября 1920 года было объявлено о национализации всех мелких предприятий. Постановлением президиума Тулгубсовнархоза от 14 декабря 1920 года завод братьев Головиных был передан в собственность государства и стал называться первым Государственным заводом земледельческих машин и орудий. Первым директором завода назначен Н. С. Соловьёв. В 1924 году завод был переименован и стал называться «Красный плуг». Проведена его масштабная реконструкция и расширение: построены кузнечно-прессовый, механический, чугунолитейный цехи, восстановлено машинное отделение, установлены две динамомашины, налажено электрическое освещение цехов и жилых домов. Было завершено строительство железнодорожной ветки, соединяющей территорию завода с железнодорожной станцией.
Годы первой пятилетки были для завода крупным шагом по пути его дальнейшего развития. Были демонтированы устаревшие трансмиссии, приводившие их в движение двигатели. Их место заняли электромоторы (в 1928 году завод получил электроэнергию от Каширской ГРЭС). Цехи были пополнены оборудованием, резко повышена культура производства. Предприятие переходит на хозяйственный расчёт. Переустройство сельского хозяйства потребовало коренной перестройки сельскохозяйственного машиностроения. Начали поступать срочные заказы на тракторный инвентарь и машины — многокорпусные лущильники, картофелесажалки и культиваторы.
Накануне Великой Отечественной войны завод «Красный плуг» стал средним по своей производительной мощности предприятием с численностью коллектива свыше 2,5 тыс. человек, при общем числе жителей в посёлке около 5 тысяч. В 1938—1939 годах группа заводских специалистов совместно с проектной организацией «Гипромаш» приступила к разработке нового проекта реконструкции завода, в основу которого положено увеличение выпуска продукции и доведение общего объёма производства до 25—30 миллионов рублей в год, против тогдашних 16 миллионов. Однако разработанный проект реконструкции завода осуществлён не был. 22 июня 1941 года, нарушив условия договора о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР.


В годы Великой Отечественной войны
Осень 1941 года была для жителей Лаптево и района напряжённой, ответственной. Над ними, как и над всей страной, нависла смертельная опасность. Враг, несмотря на потери, рвался к Москве. Во время Тульской оборонительной операции, встретив решительный отпор со стороны героических защитников Тулы, в конце октября — начале ноября немецко-фашистские войска начали действовать с флангов, стремясь замкнуть кольцо вокруг города оружейников.
18 ноября войска Гудериана возобновили наступление, стремясь обойти Тулу с востока и продолжить наступление на Москву. Немецкая 2-я танковая армия прорвала оборону 50-й армии и ринулась на юго-восток в обход Тулы на Каширу и Коломну. 25 ноября танковые соединения противника захватили Сталиногорск и Венёв. В тот же день 17 танковая дивизия была в 6 км к югу от Каширы и продвигалась к Рязани и Скопину, угрожая прорваться к основным путям сообщения между Москвой и центральными и восточными районами СССР. Тула оказалась глубоко охваченной с востока. 27 ноября 2-й кавалерийский корпус генерала-лейтенанта П. А. Белова нанёс контрудар по врагу и отбросил его в район Мордвеса.

Отступая, немецко-фашистские войска предприняли сильные атаки на Лаптевском направлении, 60 танков с мотопехотой ворвались в Мокрый Корь и Теляково, дорога Мордвес — Лаптево оказалась перерезанной. Район был частично оккупирован с 23 ноября по 8 декабря 1941 года. За это время захватчиками был нанесён огромный ущерб: полностью уничтожено село Квашнино, сожжено 100 домов колхозников, 2 школы, 31 общественное строение. Районный центр оккупирован не был, в нём в результате авиационных налётов были разрушены почта и телеграф, водонапорная башня, а также пострадало 9 жилых домов.
Для того чтобы прикрыть Тулу с севера, командующий 50-й армией генерал-лейтенант И. В. Болдин предложил командиру 154-й стрелковой дивизии генералу-майору Я. С. Фоканову создать Лаптевский боевой участок. Его начальником назначен командир 510-го полка майор Гордиенко, неоднократно отличившийся в предыдущих боях за Тулу. По словам участника обороны Тулы М. Д. Максимцова, при постановке задачи майору Гордиенко было сказано следующее: «Лаптево — узел дорог, крупный опорный пункт. Гудериан хочет завязать здесь узел, чтобы затем расправиться с Тулой и двинуться на Серпухов. А Ваша задача, товарищ Гордиенко, создать прочную оборону, Вам Военный Совет армии вручает Лаптевский боевой участок…»

После поражения под Каширой немецкое командование решило сделать всё возможное, чтобы овладеть по крайней мере Тулой. 2 декабря части 3-й и 4-й танковых дивизий, а также пехотного полка «Великая Германия» начали наступление в западном направлении. Они планировали совместно с расположенным в районе Алексина 43-м корпусом замкнуть кольцо окружения вокруг Тулы. К вечеру 3 декабря им удалось перерезать железную дорогу в районе Ревякино, а на следующий день и шоссе Тула — Москва. Тула лишилась важнейших путей подвоза. Ей грозило полное окружение. Однако неожиданный контрудар, предпринятый частями 49-й армии из района Лаптево на юг, поддержанный встречным ударом защитников Тулы, отбросил противника на исходные позиции. Замысел немецкого командования окружить и захватить Тулу не осуществился.
Тяжёлые военные годы стали новым этапом развития посёлка Лаптево. К середине ноября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Донбасс и частично территорию Подмосковного угольного бассейна, в связи с чем в конце 1941 года на месторождениях не было добыто ни одной тонны угля. Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт — 23 октября 1942 года Государственный Комитет обороны принял постановление «Об увеличении добычи угля в Подмосковном бассейне». Однако для ввода новых шахт в эксплуатацию требовалось большое количество угледобывающих машин и оборудования. В декабре 1942 года Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 года бывший «Красный плуг») был передан в ведение Наркомата угольной промышленности, и предприятие стало специализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 года завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебёдок, в июне начато производство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», стал специализироваться преимущественно на производстве горношахтных механизмов и оборудования.
За успешное выполнение заданий по выпуску горношахтных машин и оборудования коллективу завода в начале 1945 года было вручено Красное Знамя Государственного Комитета обороны. 566 человек получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и 75 человек — «За восстановление угольных шахт Донбасса».


1945—1991 годы
Расцвет посёлка пришёлся на 1950—1960-е годы. В 1948 году исполнительным комитетом Лаптевского поселкового Совета образованы улицы: Советская, Комсомольская, Пролетарская, Школьная, Садовая, Колхозная, Трактористов, Железнодорожная, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Набережная и другие.
Всё строительство и благоустройство Лаптева шло главным образом за счёт завода. Созданы 2 жилых посёлка: Октябрьский и Северный. За 1948—1952 годы введено 3135 м² жилой площади, 800 м водопроводной сети и 400 м линий канализации. Некоторые дома возводились методом народной стройки — по вечерам и в выходные дни машиностроители работали на строительстве своих домов землекопами, плотниками и каменщиками. Рос посёлок и за счёт индивидуального строительства, увеличивалось число культурно-бытовых зданий: в 1948 году была построена баня, открыты начальная школа и школа рабочей молодёжи. В 1949 году открыта районная больница. В 1950 году был заложен Дворец культуры при активном участии трудящихся завода. 6 ноября 1954 года он был открыт. Парк около Дворца культуры закладывался и насаждался во время субботников и воскресников, организованных жителями посёлка. В 1953 году сооружён стадион.
В 1950-е годы завод «Углемаш», являвшийся крупнейшим предприятием посёлка, продолжал интенсивно развиваться. Выпуск горношахтных машин и оборудования из года в год наращивался, расширялась номенклатура изделий. Осваивались и ставились на серийное производство новые типы поршневых насосов, аккумуляторные и контактные электровозы, предназначенные для доставки угля из лав к главным откаточным штрекам. Завод готовился к серийному выпуску принципиально нового вида продукции — углепогрузочных машин, которые предназначались для механизированной погрузки угля в вагонетки непосредственно в забое. Число рабочих за послевоенный период здесь выросло в несколько раз.
К середине 1950-х годов в Лаптево работали кирпично-известковый завод, завод метизов, молочный завод, хлебозавод и Новолаптевская электроподстанция. Условия жизни все больше приближались к городским. В посёлке функционировали АТС, 2 радиоузла, 2 сберкассы, отстроены новый стадион, районная больница на 150 коек, во всех новых домах имелся водопровод, канализация, радио и электричество. Проведена большая работа по асфальтированию дорог и тротуаров, озеленению посёлка. Общая территория посёлка к тому времени составляла 4 км², численность населения достигла 13,5 тыс. чел.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 января 1958 года рабочий посёлок Лаптево был преобразован в город районного подчинения, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1958 года селение Владычино включено в черту города Лаптево.
В 1960—70-е годы Ясногорск, в основном, обрёл свой современный облик. Жилищный фонд молодого города за семилетку (1959—1965) удвоился. Было построено более 30-ти объектов культурно-бытового и производственного назначения. Возведены детский сад, здание аптеки, железнодорожный вокзал, кинотеатр «Родина», заводской профилакторий, здание узла связи, универмаг и гастроном. Появились новые улицы, значительная часть их заасфальтирована, построены тротуары, посажены тысячи деревьев и кустарников.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 августа 1965 года город Лаптево переименован в город Ясногорск, а Лаптевский район — в Ясногорский.
Новым этапом в градостроительстве явилась восьмая пятилетка. Застройка с 1964 года велась по генеральному плану реконструкции, рассчитанному на 20 лет. Начался снос старых деревянных одноэтажных домов на улице Советской, на их месте сооружены современные многоэтажные здания. Было завершено строительство архитектурного ансамбля на ул. Ленина, ставшей лучшей улицей города. Около Плотского леса вырос на месте пустыря квартал «М» — благоустроенный жилой район с населением более 2000 человек.
За пятилетку в Ясногорске построено более 30 тысяч м² жилья, а за все 1960-е годы около 50 тысяч м². Более 1000 семей горожан справили новоселье. Горожане получили здания средней школы № 3 на 960 мест, восьмилетней школы, районной библиотеки на 100 тыс. томов, ателье индивидуального пошива, два детских комбината на 140 мест каждый, 12 магазинов и павильонов. Построены хлебозавод, колбасный цех и цех безалкогольных напитков.
Город одним из первых райцентров получил природный газ. За 1966—1970 годы была газифицирована 1651 квартира. В начале 1970-х годов «голубым топливом» пользовались почти в 12-ти тысячах квартир и домов личного сектора.

В этот же период машиностроительный завод начал производство новых породопогрузочных машин, предназначенных для погрузки особо твёрдых пород. С их помощью горняками Кривбасса были установлены мировые рекорды проходки горизонтальных выработок. Было освоено серийное производство новых типов взрывобезопасных электровозов, а также высокопроизводительных углесосов и насосов. За годы пятилетки освоен выпуск 30 наименований новых машин, внедрено около трёх тысяч организационно-технических мероприятий. В конце 1960-х годов продукция ясногорских машиностроителей поставлялась в 33 зарубежные страны, в том числе во Францию, Турцию, Индию, Венгрию, Болгарию, Вьетнам и др. Успешное развитие завода способствовало росту благосостояния его работников. Так, за 5 лет (1965—1970) средняя заработная плата рабочих выросла на 37,9 %.
Увеличение выпуска наукоёмкой продукции предъявляло высокие требования к образовательному уровню инженерно-технических и рабочих кадров. Ещё в 1959 году в Лаптево было открыто заочное отделение Тульского политехнического института. В 1971 году открыто Ясногорское ПТУ, которое начало готовить квалифицированных токарей по металлу, фрезеровщиков и слесарей-ремонтников.
В 1970—1980 годы продолжалось строительство жилых домов, был открыт краеведческий музей, пионерлагерь машзавода «Орлёнок», возведён пешеходный мост через железнодорожное полотно. Тульским институтом «Тульскгражданпроект» был разработан проект дальнейшей застройки города до 2000 года. Его площадь по плану должна была увеличиться до 14 км², а население возрасти до 25 тысяч человек.
В 1989 году в черту города включены деревни Васькино и Коптево
Ясногорск в советский период














Современный период
1990-е годы стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода — главного градообразующего предприятия, от которого в огромной степени зависела жизнь Ясногорска. Завод стал терять своих заказчиков на Украине, куда поставлялось до 50 % его продукции для шахт, в Казахстане и в других странах СНГ. Заказчики не имели средств заплатить за оборудование живыми деньгами или покупали более дешёвую продукцию в дальнем зарубежье. Падение производства повлекло за собой переход на неполную рабочую неделю, невыплату заработной платы. Число работников сократилось с максимального значения в 7 тыс.. до 800 человек. Несмотря на ряд предпринятых мер, в 2009 году предприятие было признано банкротом.
Город отстаёт от других райцентров Тульской области по целому ряду показателей — как экономических, так и социальных. После распада СССР за счёт средств областного бюджета был построен 1 дом (в рамках федеральной программы «Ветхое жильё»), за счёт федерального и местного бюджетов — ни одного, дорожное покрытие на многих улицах разбито, городской парк заброшен. Большинство горожан выезжает на заработки в соседнюю Московскую область.
В 2020-х годах ситуация начала исправляться. Восстановили городской парк, провели ремонт дорожного покрытия на большинстве улиц. В 2023 году проведен капитальный ремонт дорог на улицах Победы и Черняховского.


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 773-м месте из 1120 городов Российской Федерации.
Демографическая ситуация неблагоприятная, характеризуется снижением рождаемости, ростом общей смертности, отмечается отток трудоспособного населения в более развитые регионы. По сравнению с 2009 годом численность населения сократилась на 2,9 % (504 человека), с 2002 годом — на 9,6 % (1784 человека), с пиковым значением в 1992 году — на 21,5 %. Развита маятниковая миграция.
Национальный состав
По итогам переписи населения 2020 года проживали следующие национальности (национальности менее 0,1 % и другое см. в сноске к строке «Другие»):


Официальная символика
Герб Ясногорска утверждён исполкомом городского Совета народных депутатов 11 июня 1987 года (решение № 7-540).
Автор герба — Владимир Тимофеевич Ермошкин.

Флага и Гимна у Ясногорска нет.


Местное самоуправление
Образует одноимённое муниципальное образование город Ясногорск со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
Местное самоуправление осуществляется на основании устава, принятого на местном референдуме 23 марта 1997 года.
Структуру органов местного самоуправления города Ясногорска составляют:

представительный орган муниципального образования — Собрание депутатов муниципального образования «Город Ясногорск»;
высшее выборное должностное лицо муниципального образования — глава муниципального образования «Город Ясногорск»;
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — администрация муниципального образования «Город Ясногорск»;
контрольный орган муниципального образования — ревизионная комиссия муниципального образования «Город Ясногорск».Представительный орган местного самоуправления — Собрание депутатов — функционирует с 2006 года. В результате выборов 1 марта 2009 года был избран состав II созыва из 15 депутатов (9 — от Единой России, 1 — от КПРФ, 1 — от Справедливой России, 4 — самовыдвиженцы). По итогам выборов 2023 года в совет была избрана представительница партии «Яблоко».
С 3 апреля 2009 года Главой муниципального образования «Город Ясногорск» является Александр Михайлович Дорогов. Должность Главы администрации муниципального образования «Город Ясногорск» занимает Харалампий Васильевич Маврапуло (с 30 апреля 2009 года).


Планировочная структура и архитектура
Железнодорожная магистраль Москва — Курск — Харьков проходит через город с юга на северо-запад и делит его на две части.
Жилая застройка западной части представлена частными одноэтажными домами с приусадебными участками. Главные улицы — ул. Победы, ул. Привокзальная, к которым перпендикулярно примыкают другие улицы и переулки. В этой части города расположены Центральная районная больница, восьмилетняя школа, Братская могила воинов Советской армии, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., городское кладбище и очистные сооружения.
Центр города, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, учреждения образования и культуры находятся в восточной части Ясногорска. Жилая застройка здесь представлена 2-, 3-, 4- и 5-этажными, а также одноэтажными частными домами. Главные улицы — ул. Ленина, ул. Горького, ул. Советская, ул. Заводская и ул. Смидовича.
Всего в Ясногорске 81 улица, 19 переулков и 1 проезд.
Архитектурный облик Ясногорска сформировался в 1950-70 годах, определяется преимущественно примитивной рядовой застройкой, не имеющей никакого художественного содержания. Сооружения довоенной постройки расположены на ул. Заводской — это цеха машиностроительного завода, несколько жилых домов. Здания сталинской эпохи находятся на ул. Горького, Комсомольской. Среди наиболее монументальных сооружений города можно выделить здания школы № 1, Дворца культуры, кинотеатра, районной больницы, железнодорожного вокзала.


Экономика


Промышленность
ЗАО «Ясногорский машиностроительный завод» до Великой Отечественной войны производил механизмы для сельского хозяйства и носил название «Красный плуг», после войны перепрофилирован на производство горношахтных механизмов и оборудования и переименован в «Углемаш». С середины 1960-х годов завод стал называться Ясногорским машиностроительным и расширил ассортимент выпускаемых изделий: это породопогрузочные машины для шахтных горизонтальных выработок, взрывобезопасные шахтные электровозы, высокопроизводительные углесосы, центробежные насосы и шахтные парашюты. Завод, долгое время являвшийся единственным в СССР производителем горношахтного оборудования, а также градообразующим предприятием, после кризиса 1990-х годов значительно утратил свои позиции. Из-за падения производства своевременно не выплачивалась заработная плата, трудящиеся шли на забастовки, дважды создавали стачечные комитеты. В 1999 году на предприятии введено внешнее наблюдение, а затем — внешнее управление. В 2009 году предприятие было признано банкротом. В 2010 году на месте ЗАО «Ясногорский машиностроительный завод» образовалось ЗАО «Русская горно-насосная компания». Историю развития завода см. в разделе История.
В 2002 году на территории города был открыт завод «ИЭК Металл-Пласт», а в 2003 году завод «Элпластик». В 2008 году завершено строительство ещё одного аналогичного производства — «Элитпласта». Эти предприятия являются производственными площадками Международной электротехнической компании «ИЭК», производящей низковольтное оборудование для строительства, жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий.
В июне 2009 года в 4-х километрах от Ясногорска началось строительство инкубатория английской компании Aviagen — мирового лидера в производстве родительских пар бройлеров. 1 июля 2010 года он был торжественно открыт. Ясногорский инкубаторий, мощностью 32 млн штук инкубационных яиц в год, является крупнейшим в России и седьмым по счету в Европе.
Другие предприятия города:

ПК «Ясногорский хлебозавод» — производство хлебобулочных и кондитерских изделий
ОАО «Ясногорский молочный завод» — производство молочной продукции
ООО «Кондитерская фабрика „Золотая Русь“» — производство кондитерских изделий
Фабрика мебели ООО «Эволи» — изготовление мебели
ООО «Центрнасоссервис» — обработка металлов и нанесение покрытий
ООО ПТПП «Фагот» — обработка металлов и нанесение покрытий
ООО «Гиперпресс» — производство материалов из бетона


Жилищно-коммунальное хозяйство
Общая площадь жилого фонда города составляет 581 тыс. м², соответственно на одного жителя приходится в среднем 34,6 м². Характеризуется сравнительно низким уровнем благоустройства. Контроль за жилищным фондом осуществляет ООО «Управляющая компания „Ясногорскжилкомсервис“».
Поставщиками коммунальных ресурсов в городе являются:

горячей воды и тепловой энергии — 4 котельных
водоснабжения — ООО «Водосбыт»
электроэнергии — ОАО «Тульская сбытовая компания», СО АО «Технопарк»
газа — трест «Ясногорскмежрайгаз»


Розничная торговля
Важным сектором экономики города является розничная торговля. В Ясногорске представлены такие торговые сети как «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси», «Победа», «Эксперт», «СтройПрофСервис», «Техносити», «Евросеть», «Символ», «Билайн». Действует 2 розничных рынка, торговый центр «Новый Арбат», а также множество продовольственных и хозяйственных магазинов.


Связь
Оператором стационарной связи выступает Тульский филиал ОАО «ЦентрТелеком». Код Ясногорска: +7 48766. Городские номера — пятизначные, начинаются на «2» или «4». Таксофонная сеть не развита — телефонные аппараты общего пользования расположены только в здании телеграфа, оплата производится при помощи телефонных карт. Функционирует информационный терминал для общественного доступа к порталу государственных и муниципальных услуг (реализация программы «Электронное правительство»).
В городе действует 3 отделения «Почты России». Почтовые индексы: 301030—301032. Осуществляется выход в Интернет через Пункты коллективного доступа («Киберпочта»). Основным же Интернет-провайдером для горожан является «Домолинк».
Входит в зону покрытия основных сотовых сетей: Билайн, МТС, МегаФон и Теле2.


Туризм
Несмотря на то, что Ясногорск — один из самых молодых городов Тульской области, он имеет большой потенциал для развития сферы туризма. Географически Ясногорский район расположен очень удачно — вблизи проходят федеральные трассы М-2 и М-4, имеется прямое железнодорожное сообщение с Тулой и Москвой, часть района находится на берегу Оки, в живописной зоне отдыха. Эти факторы позволяют говорить о перспективах роста туристической привлекательности как всего района, так и его центра — города Ясногорска.
Город, окружающие природные ландшафты, различные достопримечательности и объекты архитектуры интересны с точки зрения приезжающих гостей. Местное население настроено доброжелательно, к приёму туристов готовы точки общественного питания, современный гостиничный комплекс «Фортуна».
История образования города Ясногорска берёт своё начало из села Ростиславо, а затем — Лаптево. С названием «Лаптево» связано несколько легенд, по одной из которых императрице Екатерине II местными умельцами был преподнесён диковинный подарок — серебряный лапоть. Императрица была поражена работой и приказала назвать село Лаптевым. Н

Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Ясногорск

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Есуково
милый край

Рекламные ссылки:
Хорошее предложение в KNS на купить ноутбук леново - билеты на футбол в подарок каждому покупателю
руки вверх билеты купить 2024
Яндекс.Метрика и Sipuni
apc smart ups 1000 замена батарея
pro stone керамогранит
Написать