Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Владимировка
ГлавнаяКрасноярский крайБоготольский райондеревня Владимировка

История – деревня Владимировка

Время основания, исторические события, факты




Родина...Что значит для нас это слово? Место, где ты родился и где прошло твое босоногое детство?Где ты бегал по лужам или до посинения купался в Чулыме?...У каждого свои представления о родине... Я родилась в маленькой деревушке с поэтичным и громким названием- Владимировка.Многих жителей интересует, почему она так названа...Но никто из старожилов не дал ответа на этот вопрос...Не знаю его и я. Если бы можно было, как книгу, перелистать историю и узнать, что было много-много лет назад на родине нашей?! Ступала ли здесь нога человека, или были непроходимые дебри? Кто жил здесь, на берегу Чулыма-нашей удивительной и прекрасной реки?!

Как утверждают краеведы нашего районного центра- Боготола-,к примеру,А.Ф.Тепляшин,в очерке"Откуда есть пошла земля боготольская"(1993),посвященном 100-летию г.Боготола,с древних времен небольшая пойма реки Чулым - привлекала людей своей красотой и обилием богатств. Обширные заливные луга и плодородные почвы позволили определить: «Земля хлебородна, овощна и скотна», потому и селились здесь люди. На месте современной Владимировки, если верить исследованию известного ученого , статиста Александра Аркадьевича Кауфмана( перед Вами - его портрет)

"Хозяйственное положенiе переселенцевъ, водворенныхъ на хозяйственныхъ земляхъ Томской губернии",изданное в Санкт- Петербурге в 1895 году",

был участок Шапочкина, образованный из оброчных статей, где в 1887 году проживало 12 семей старожилов -заимочников из сел Боготольского и Краснореченского в числе 30 душ мужского пола! Так что скорее всего ,основателем будущей Владимировки был некий Шапочкин, плативший оброк! Фамилия Шапочкин в былые времена достаточно распространена в Красной речке- деревне, появившейся ранее, приблизительно в 1751 году, после проложенного Сибирского Московского через села Итат, Б-Косуль, Боготол.Именно о заимке Шапочкина слышал от старожилов- переселенцев и рассказал мне много лет назад Афанасий Иванович Погорелов... Первые избы ставились на берегу Чулыма, рыбачили, брали люди воду для своих нужд. Не случайно,что именно наши места выбрали для переселения два ходока из Курской губернии, отправленные в Томскую губернию на "свой счет" в 1887г .Из четырех участков, предложенных переселенческим чиновником Чарушиным", как пишет А.А.Кауфман,приглянулся им именно этот-"ввиду большого размера"!Вернулись в "Расею", домой, расхвалили просторы сибирские, за что крестьяне, решившиеся на переезд, "угощали их вином и заплатили по 50 копеек с души"... Сибирь, не знавшая крепостного права, становится легендарным,вольным краем, и отправились сюда мужики из российских губерний "за лучшей долей"! Но земля эта с ее редкими тропами и лесными дорогами ,порой топкими болотами, казалась прекрасной и благодатной только летом -зимой же переселенцев встречала заваленная снегом тайга,трескучие морозы с пронизывающими,сбивающими с ног ветрами...Все это и бывалого человека угнетало суровостью и безлюдьем, не говоря уж о тех,кто родился и вырос в теплых краях. Однако нелегкие здешние условия не страшили аборигенов чулымских земель ,да и пришлые люди постепенно приспособились к тяготам жизни... Дата основания поселка спорная: есть документы, называющие 1886 год,но все же массовое заселение п. Владимировского было в 1888 году , когда сюда приехало 66 семей, а позже, в 1890,-92, -93 годах присоединились еще 6 семей. Это были переселенцы их Курской губернии, трех смежных волостей:большинство -Рядьковской, по нескольку дворов из Погореловской и Новослободской, приблизительно наполовину малороссы и великороссы. Старожилы земли сибирской были людьми гостеприимными-"приютили переселенцев в своих домах и оказывали им всяческую поддержку".

Те, кто основал Владимировку, были отменными архитекторами, мастеровыми, каретниками, хоть и учились в школах грамоты и читали по слогам.Чутье природное,трудолюбие,талант,сноровка- отличительные черты многих из них...Живописное выбрали место: равнины и пригорки,березовые рощи и сосновый бор,"золотое дно" Чулыма,арга...Лес стоял рядом.Мужики рубили деревья и тут же ставили избы.Сначала- на берегу Чулыма, поближе к воде... Для тех, кто увлечен историей родного края,бесценным станет неизвестный многим моим землякам документ, хранящийся в Томском государственном Архиве и указывающий об образовании поселка Владимировского.Это - "Актъ" от 1888 года Августа 12 дня Производителя работ отряда чинов по образованию переселенческих участков в Западной Сибири и отводу их переселенцам,Межевого Инженера Коллежского Асессора А. Розанова,при участии у.д.Топографа Гофманъ, в котором сообщается, что "переданы нижеподписавшимся уполномоченным от переселенцев образованного поселка Владимировского в постоянное пользование их доверителей казенную землю участков под № XX,XXI с прилегающими оброчными статьями Верглинной,Комаровской и части Спиринской Томской губернии Мариинского округа Боготольской волости,что при реке Чулым"...

В документе этом говорится,что на каждую душу мужского пола определяется по 15 десятин удобной земли(одна десятина- это 1,09 гектаров).Всего выделено "на 86 душ в по именованных прислужном при сем списке"! Актъ..."этот подписали уполномоченные от переселенцев:Прокопiй Шевцовъ,Иванъ Демченковъ,Никаноръ Спиринъ,Семенъ Фалеевъ,Никифоръ Алексеевъ,Ксенофонтъ Тарутинъ, Никифоръ Алексеевъ(по личной просьбе неграмотного Федора Андреева и за него расписался),Семенъ Почекутовъ,Василий Пузаковъ,Боготольский Волостной Заседатель Яковъ Аликинъ, Боготольский Сельский староста Александровъ,Боготольский Сельский писарь №. А в августе 1890 г. было Постановление(текст его- в этом же Акте), на основании которого "представлена переселенцам поселка Владимировского, водворенными по сему Акту, в числе 86 душ мужского пола ежегодная оброчная плата за землю в размере 232 рубля 92 коп".Переселенцам объявлено, что право пользования землей предоставляется"только для удовлетворения домашних потребностей, а не на продажу". И вот уже через девять лет селение Владимировское указано в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899"(волость Боготольская): Владимировское находится в 356 верстах от Томска,в 120 верстах от уездного города(Мариинска),ближайшее почтовое учреждение - в Боготоле, до которого 16 верст, и, наконец,сообщается, сколько верст до волостного правления,земского заседателя, мирового судьи, судебного следователя.Кроме этого,даются следующие сведения:"Селение расположено на реке Чулым. В селении имеется часовня.Домашняя школы. Частное питейное заведение.Сельское управление. Хлебозапасный магазин". В селе уже не не 86, а 93 крестьянских дворов.Мужчин-347, женщин-341.Отмечены земли, удобные и неудобные для использования.
Через 12 лет в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 01.01.1911" о нашем селе сведения уточняются. Отмечается: в селе Владимировском 115 дворов.Мужского населения -389 человек, женского пола-396 человек.Есть церковь, церковно-приходская школа, сельская управа, хлебозапашный магазин. В 1895 году была открыта церковная школа грамотности в деревне Владимировка.Документальное подтверждение этому - в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899 г." и в "Справочной книге по Томской епархии, составленной служащими консистории под руководством секретаря оной В.А.Карташова в январе- феврале 1914 года" так же упоминается,что, наряду с построенной в 1908 году приписной к Боготольском приходу Животворящего Креста Господня церкви в деревне Владимировке, в честь Иверской иконы Божией Матери, церковная школа грамотности открыта еще в 1895 году.
История села Владимировки оживает, если почитаешь протокол заседания Томского Епархиального Комитета, на котором присутствовали такие высокопоставленные лица:Председатель Комитета, Высокопреосвященнейший Макарiй, Архиепископ Томскiй и Алтайскiй,Преосвященный Иннокентiй,Епископъ Бийскiй Преосвященный Мелетiй,Епископъ Барнаульскiй,Его Превосходительство Начальникъ Губернии Н.Л.Гондатти и др

.Среди вопросов, рассматриваемых на заседании Комитета,было прошение уполномоченных от крестьян поселка Владимировского о пособии на благоустройство храма в означенном поселке. Важно то,что в "Журнале Томского Епархиального Комитета по устроению церковного быта переселенцев"от 24 ноября 1908 года,указана не только дата основания поселка Владимировского("...поселокъ Владимiровскiй образованъ в 1886 году..."), но и поведана история построения церкви. Отмечено, что "Храмъ въ поселке Владимiровском постройкой вчерне законченъ.Строился онъ на суммы, собранныя по раскладу съ жителей поселка и на добровольныя пожертвования.Въ настоящее время онъ принятъ отъ подрядчика, но внутри осталось еще много работы: нетъ иконостаса, печей и мн.др.Все это требуетъ денегъ, коих у Владимировцевъ не имеется, а потому ходатайство ихъ объ отпуске казенного пособия рублей до пятисотъ, въ крайнемъ случае, заслуживаетъ уважения, такъ какъ действительно вызвано острой нуждой и в то же время страстным желанием иметь въ своей деревне храмъ Божий.Жители поселка Владимiровскаго российские переселенцы -народъ трезвый, трудолюбивый,религиозный, к храму Божiю усердный, къ пастырямъ почтительный".Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, а лично у меня вызывает чувство гордости за наших дедов и прадедов, за тех, кто когда-то жил и трудился на моей "малой родине"!И, безусловно, обидно,что прошение жителей поселка не было удовлетворено:
"Так как поселокъ Владимiровскiй образованъ в 1886 году и населенiе его, благодаря хорошей,находящей въ его пользованiи земле, отличается, зажительностью, Комитетъ полагал бы, что сравнительно небольшiе расходы, предстоящiе жителямъ поселка Владимiровскаго на окончанiе храма, могутъ быть изысканы ими на месте." Как утверждают старожилы, церковь в деревне хорошо обустроить так и не удалось. Службы проходили нерегулярно, только в праздничные дни приезжал священник...

А знаете ли вы, как учились наши деды и прадеды? Слышали ли вы когда -нибудь о том, какой была наша школа много лет назад и как постигали азы наук крестьянские ребятишки? И где в небольшой сибирской деревушке Владимировка, что расположена на левом берегу Чулыма и основана в 1886 году переселенцами из российских губерний, находилась эта школа?

В 18 веке в сибирских деревнях преобладало домашнее обучение начальной грамоте, то есть чтению, письму и счету. Проходили занятия в каком -либо крестьянском доме, потому и называли-"домашняя школа". Грамотные люди чаще всего сами обучали этому своих детей. Но были также учителя из духовенства, а затем и из мирских людей. Для части таких учителей из мирских людей обучение грамоте стало профессией, а плата за обучение — источником существования. Данное явление привело к возникновению, как мы сказали бы теперь, начальных школ.
Большую часть школ церковного ведомства составляли в середине 90-х годов 19 века так называемые школы грамоты. Такая церковная школа грамоты (или грамотности) была и открыта в деревне Владимировка в 1895 году! Документальное подтверждение этому вы найдете в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии 1899 г." В другом важнейшем источнике информации- "Справочной книге по Томской епархии, составленной служащими консистории под руководством секретаря оной В.А.Карташова в январе- феврале 1914 года" так же упоминается, что, наряду с построенной в 1908 году приписной к Боготольском приходу Животворящего Креста Господня церкви, в деревне Владимировке, в честь Иверской иконы Божией Матери, церковная школа грамоты открыта еще в 1895 г. и обучались там 56 учащихся.
Еще 13 июня 1884 г. В Российском государстве были изданы «Правила о церковно-приходских школах", согласно которым церковно-приходские школы были
одноклассными с двухлетним сроком обучения и двухклассными — с четырехлетним. В первых обучали детей молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, начальным арифметическим правилам. Во вторых, кроме перечисленных предметов, преподавались история Церкви и страны. Преподавание вели священники или церковнослужители, иногда привлекались учительницы, но по утверждении их епархиальным архиереем и под наблюдением священников. В "Клировой ведомости о церквях Благочиния №12 Мариинского уезда за 1908 год", в "Ведомости о церкви, приписной в д. Владимировке", сообщается: "Школа грамоты помещается въ собственном отъ общества доме, построенном въ 1896 году; учительница Параскева Белозерова, служившая с сентября 1896 года , въ ноябре сего года уволилась; поступила въ ноябре сего года с Мозаловского крестьянская дочь девица Осоктиста Косьмина , 17 летъ. Учительница получает жалования 120 руб. въ годъ. Мальчиков - 32, девочек- 8." Вот бы узнать, что за учительницы- Параскева Белозерова и Осоктиста Косьмина?!А в школе- 40 ребятишек! Согласитесь, очень интересно!

В небольших поселках и малолюдных деревнях (в селении Владимирском- так оно называется в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии в 1899 г."- было 93 двора, мужчин- 347, женщин- 341) церковно-приходские школы при всей своей дешевизне, даже при бесплатном труде церковных причтов, часто были не по силам малочисленному населению. В этих местах духовенство открывало школы грамоты. Это были школы с двух-трехмесячным обучением, которое проводили «богобоязненные крестьяне», окончившие двухклассную церковно-приходскую школу, или дьячки. Для этих школ Синод специально издал Начальные уроки Закона Божия, Букварь церковно-славянского языка, Евангелие, Часослов, Псалтирь. Школы снабжаются учебными и письменными принадлежностями недостаточно, поэтому "книжный голод" ощущается постоянно.
Учебный год обычно начинался в октябре-ноябре, а заканчивался в апреле. Это связано с тем, что во многих крестьянских семьях на детей смотрели, как на рабочую силу: отпускали в школу с окончанием осенних полевых работ и забирали весной с началом пахоты.
О том, в каких условиях учились дети крестьян, можно узнать из "Отчета Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии...за 1907-1908 учебный год"(г.Томск.1908).
Виталий Мироносицкий, в ведомстве которого находились церковные школы Томской губернии, отмечает, что "..в некоторых школах грамоты... в тесной и темной избе съ грязными полами въ спертомъ воздухе жмутся на лавках крестьянскiя детишки. Попадаются до сихъ поръ школы, которыя отопляются исключительно железной печкой; когда она топится, въ школе бывает страшный жаръ; когда перестает топиться, наступает ужасный холодъ .Есть школы настолько холодныя, что и учащiе и учащiеся сидятъ въ теплыхъ шубахъ и шарфахъ, съ трудом раздвигают свои закоченевшiя пальцы. Есть школы, в которыхъ только одни летнiя рамы; есть школы настолько плохо проконопаченныя, что полы покрываются инеемъ.Чистота в школьнаго помещенiя тоже одно из самыхъ больныхъ местъ не только в школахъ грамоты, но и в церковно-приходскихъ. Встречаются такiя школы, въ которыхъ полы моются 2 раза въ годъ, а побелки стенъ не бываетъ въ теченiе несколькихъ годовъ. Въ школахъ многолюдныхъ земечаются теснота и испорченный, душный воздухъ; сколько-нибудь сносной вентиляцiи, кроме городскихъ школъ, почти нигде не встречаются." Какие были условия, при которых обучались владимировские ребятишки-наши деды и прадеды, трудно сказать...И кто обучал грамоте- "дьячок" или "богобоязненный крестьянин", опытный учитель или молоденькая "девица"? И какими были они, первые наставники? Чему учили, как воспитывали наших дедов и прадедов-сведений об этом почти нет...Или где -то пылятся в архивах и ждут исследователей... Но то, что в расписании были уроки Закона Божия, что дети учились читать и писать, решали арифметические задачки- точно! И еще в 1911 году, если верить "Списку...", в нашем селе уже была не школа грамотности, а церковно-приходская школа! И в этой церковно- приходской школе "состоялъ учителемъ" Николай Васильевич Архангельский,25 лет(таков его возраст, по -видимому, в 1910 году),окончивший курсы в Бийском катехическом училище, а с 9 августа 1910 года исполнявший должность псаломщика.
Надо сказать, строгие правила были в школе! Непослушный и ленивый мог и указкой по лбу получить, и в угол его могли поставить на колени,- "на горох"!
Многие ваши прадеды, уважаемые земляки, обучались в этой школе, в том числе и мой дедушка- Кривенко Алексей Федорович! Он был достаточно грамотным крестьянином! Хорошо считал на счетах и обучил этому своих дочерей, прекрасно знал Библию и частенько рассказывал мне, своей внучке, библейские истории о Ное, всемирном потопе, о том, как Бог сотворил землю...
То, что церковная школа не просто обучала грамоте, но и воспитывала граждан своей страны, свидетельствует один интересный документ, сохранившийся в Томском государственном архиве. Это протокол из Журнала Томского Епархиального комитета от 24 ноября 1908 года, в котором указано, что"...жители поселка Владимiровскаго-россiйскiе переселенцы,-народъ трезвый, трудолюбивый, религiозный,къ храму Божiю усердный, къ пастырямъ почтительный".
Какой была эта церковно-приходская школа,- тогда, в розовом детстве, расспросить подробно у любимого деда мне даже в голову не приходило! А сегодня...спросить не у кого!
Может, кто-то из вас, молодые историки, приведет нам более интересные и достоверные факты из прошлого нашего села и откроет то, что не под силу нам?!


В 60-ые годы XXвека она была перестроена в сельский клуб: на первом этаже показывали кинофильмы и проходили концерты художественной самодеятельности, а на втором этаже находилась библиотека.В зимнее время здесь было очень холодно, так как помещение отапливалось плохо, печи дымили.Хотелось забежать на минутку, взять нужную книгу и побыстрей уйти... А через несколько лет церковь, построенную на добровольные пожертвования первых жителей деревни, по чьему -то указанию снесли...

Я поделилась с вами, уважаемые пользователи интернета, своими материалами, которые мне удалось собрать, изучая историю своей "малой родины"...Конечно, это очень малая часть. Но, может, кто-нибудь...дополнит их?


- 129 - 0 Galina Bopp
25.09.2022 08:23
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:3

Интересуют списки переселенцев в деревню Владимировскую Боготольской волости из Курской губернии 1888 года

Гость
14.08.2021 23:38

Уважаемый Гость! У меня есть списки переселенцев в деревню Владимировка, но я хотела бы знать, кто Вы и какое отношение имеете к деревне?

Гость
25.09.2022 06:29

Здравствуйте, уважаемый Гость! Вас интересуют списки переселенцев во Владимировку? У меня есть некоторые сведения.Но мне хотелось бы узнать, кто Вы, что связывает Вас с деревней и чем вызван Ваш интерес?

Galina Bopp
25.09.2022 06:42
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Владимировка

Новые фото


"Дыхание земли родимой"
Бессмертный полк
Поселок Чайковский
Улица Заречная
природа

Написать