ИСТОРИЯ, село Теляжье.

Время основания, исторические события, факты - село Теляжье Верховский район Орловская область

                                 ИСТОРИЯ СЕЛА ТЕЛЯЖЬЕ.

1 марта 1586 году по указу Бориса Годунова, строение города было поручено князю Кольцову-Мосалькому да Лукьяну Хрущёву.  Была поставлена крепость («малый острожек»), рядом с которой в начале 17 века сложился посад.  Город  занимал тогда  крутой мыс, образуемый р.Ливенкой и р.Сосной. С юго-востока он был укреплён земляным валом, с северо-запада валом и дубовым тыном («большой острог») с башнями и воротами. К городу Ливны в середине 17 века было приписано 1236 служилых людей. Из них  детей боярских было 902 человека, казаков 219 человек, стрельцов  85 человек, конных черкасс 58 человек. По всем  дорогам устонавливались  сторожи, наблюдавшие за движением неприятеля крымцев и ногайцев, татар, которые совершали набеги на Москву. Сторожи  и караулы в основном выставлялись на речках ,в том числе на устье реки Труды. Сторожи стояли с ранней весны и до поздней осени, до снегов попеременно. Сторожи состояли из воевод и ратных людей, детей бояр и казаков конных. Путем переселения "служилиых людей"-казаков,стрельцов,пушкарей из  крепостей  стали образовываться поселения вокруг этих военных укреплений. Укрепление южных границ государства способствовало освоению «диких» земель . Дети боярские и казаки, несшие службу на сторожах, облюбовав поблизости хорошие места, устраивали там заимки и хлопотали, чтобы им жаловали такие места как вотчины. С них было удобно ездить на свою сторожу. Заимки, используемые преимущественно в летнее время, становились опорными пунктами заселения края. Служилым людям на сторожевой службе предоставлялось право иметь один двор, холопов и батраков. Основанные однодворцами небольшие поселения получили название слободок. Чтобы привлечь население в пограничные области, жителей слободок освобождали от ряда налогов и повинностей (отсюда название «слобода» – свобода). С усилением крепостного права привилегии отменялись, и слободки превращались в обычные деревни. Таким образом на «диком поле» (так называли территорию на которой находится в настоящее время Орловская область ), стали образовываться вокруг Ливен нынешние деревни и сёла, в том числе и село Теляжье (Архангельское). Здесь же строились струги, спускавшиеся по Сосне на Дон. Крепость входила в Засечную черту (линию оборонительных укреплений) на южной границе Русского государства. Распространённым видом сельских поселений в то время были так называемые починки – вновь возникающие деревни, состоящие, в основном, из 1-3 дворов.


Название села Теляжье ( Архангельское), происходит от протекающей здесь одноименной речки которая питалась двумя ручьями. Они  соединяются у ключа. Ключ  находится  под горой, на которой по одним данным ,во время правления царевны Софии в  писцовой и межевой книгах 1685 года перечислены церкви, в том числе и часовня на Архангельском погосте.Во имя  святого  Михаила-Архангела была была построена и  названа часовня, погост и само  село Архангельсекое (дата строительства неизвестна) . Икона Пресвятой богородицы была главной в часовне. Престольные праздники-Аспос (21 сентября), кроме того престольным праздником был день святого Михаила-Архангела ( Михайлов день 21 ноября). Они по сей день  остаются праздниками села Теляжье.  По другим данным, намного позже на месте часовни было построено красивое зднание церкви Михаила-Архангела.  

Это здание было из кирпича и камня. Из воспоминаний жительницы села Марии Гавриловны Федоровой: «Церковь имела три купола. Служба проходила в зависимости от времени года в зимнем или летнем залах. Когда весь урожай был собран с полей, служители церкви ходили по селу. По обычаю после молебна в каждом доме полагалась с хозяина одна мерка хлеба, с хозяйки  одна наседка. Под Пасху носили иконы и в домах служили службу. По селу с иконами ходили в течение 6 недель после светлого Христова Воскресенья».

 Церковь  стояла на краю села, у дороги на взгорье, на левой стороне реки. Позже её стали называть поповой горой. У этого храма была своя история, которая  к сожалению не сохранилась.  Храм был построен в стиле 18 века.

  В справочной книги Орловской епархии на 1903 год значится село Теляжье (Архангельское) Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Верховского района). Согласно имеющимся на хранении метрическим книгам в с. Теляжье была  построена , Рождество-Богородицкая церковь, не позднее 1818 года  .   Её « строителем» указан штабс-капитан Андрей Васильевич Соболев (1770-1860 г.г.), который был захоронен  « в ограде»  церкви.  Число прихожан- 1630 мужского пола , 1613-женского (с.138). Основание архив ( ф.101,оп.1.Д.2121:Ф.7. Оп.1. Д.9. Л.7об).  В то время церкви имели двойное название. В с.Теляжье по одим документам таким как   памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1904 г.  , в разделе  сведения о округах и количестве входящих в них церквей Орловской Епархии по Малоархангельскому уезду  за 1904 год записано,  что в  с. Теляжье, ст. Русский-Брод,  находится  Рождество-Богородицкая церковь.. Согласно списка церквей Орловской Епархии (об.ф.101, 5501 д., 1767 - 1924 гг.  )  в  с. Теляжье - Михаило-Архангельская церковь.

   История Церкви прослеживается в официальных документах таких ка Епорхальные ведомости : 1865 год  в январе – феврале  в с.Архангельское-Теляжье, Малоархангедьского уезда,Орловской губернии по желанию прихожан церкви  открыто приходское попечительство. 1870  год  в  данном документе  указаны списки населённых мест , в том числе и с.Теляжье которые находились до 1789 года  в Ливенском духовном правлении . В  с.Теляжье находилась Архангельская церковь.  28 октября 1867 года в селе Теляжье  д.Ананьевка , Малоархангельского  уезда, Орловской  губернии  родилась, Преподобномученица Макария (в миру Сапрыкина Прасковья Афанасьевна)  . Окончила сельскую школу. В 1887 году поступила послушницей  в  Крестовоздвиженский женский монастырь города Белев Тульской губернии, где приняла монашеский  постриг  с  именем Макария.  После  закрытия  монастыря  в  1921 году  и  до  1930  года  она  проживала  на  территории  бывшего  монастыря  и  трудилась  при  еще  действовавшей  Стефановской  церкви .  1  июня  1931  года  матушка  Макария  была  арестована  за  « участие  в  организации  нелегального  монастыря  при  Стефановской  церкви»  и  18  июня  1931  года осуждена на пять лет  концлагерей  с  заменой  на  высылку  в  Казахстан  на тот  же  срок. После  освобождения  в  1936  году  она  вернулась  в  Белев  и  стала  работать  в  артели  « Красный  производственник » .  16  декабря  1937  года  монахиню  Макарию  снова  арестовали  по обвинению  в том, что  она  «состояла  в  подпольном  монастыре» ,  а  30  декабря  приговорили к  расстрелу.  8  января  1938  года  приговор  был  приведён  в  исполнение в г. Туле.  17  июля  2002  года  определением  Священного  Синода  Русской  Православной  Церкви  она  причислена к лику святых новомучеников.

 1872 год -  помещик с. Теляжье Иван Иванович Кононов избран старостой церкви на 3х летний срок. В 1876 году штат Рождественской церкви с. Теляжье состоял из  настоятеля церкви, помощника и 2х  псаломщиков.  В том же году  священник церкви Иван Павлов награждён набедренником Епархальным начальством. 1877 год помещик с. Теляжье, Иван Иванович Кононов вложил личные средства в ремонт церкви, за что  ему выражена признательность Епархальным начальством.  

В 1879 году  псаломщик Пётр Орлов, воспитанник Орловской семинарии, рукоположен в дьяконы. 5 июля 1881 года приговором прихожан с. Теляжье избраны в состав церковно - приходского попечительства на 3х летний срок ,председатель попечительства – государственный крестьянин Пётр Васильевич Черемисинов , члены попечительства - крестьяне Пётр Васильевич Коротеев, Сергей Фёдорович Корогодин, Яков Максимович Сапрыкин, Захарий Григорьевич Черемисинов, Никита Стефанович Сапрыкин, Федот Алексеевич Александров, Афанасий Фёдорович Клыков, Андрей Егорович Черемисинов,  и сельский обыватель-Федот Петрович Шамардин. 1890 год дворянин с. Теляжье Александр Николаевич Косьмин приговором прихожан назначен старостой Рождественской церкви с. Теляжье.

В 1883 году в с. Теляжье родилась  Чурилова Елена Григорьевна ,послушница, из крестьян имела отца Чурилова Григория, мать, сестру Чурилову Анисью Григорьевну. Была в  Тульская губ., г. Белев, Белевский  Крестовоздвиженский  женский монастырь  в  должности послушницы с 18-ти лет и до закрытия . После закрытия монастыря уехала на родину, а в 1926 г. вернулась в Белев Места проживания  Тульская губерния, г. Белев, арестована Тульская обл., г. Белёв  в 1931 году. Осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. 18.06.1931 .Обвинение  "принимала участие в организации нелегального монастыря при Стефановской церкви г. Белева". Статья  ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор 5 лет ИТЛ с заменой высылкой в Казахстан на тот же срок Групповое дело  "дело монахинь Белевского женского монастыря. Тульская обл. 1931 г. Реабилитирована  Прокуратура Тульской обл.  в  1931 году. Её сестра Чурилова Анисья Григорьевна родилась в  1885 году в  Орловскаой губернии, Малоархангельского  уезда., с. Теляжье ,монахиня . Служила в Тульской  губернии, г. Белев, Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь , в должнлости монахини . Работала по уборке монастыря. Из материалов следствия: "Пришла в монастырь в 21 год, работала по уборке монастыря. Жила в монастыре 10 лет до его ликвидации. Затем уехала на родину и жила там до мая 1931 г. Получив письмо от сестры, что в городе есть церковь, в которой будет монастырь, приехала и была  арестована". Осуждена  тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. 18.06.1931. Обвинение  "принимала участие в организации нелегального монастыря при Стефановской церкви г. Белева"  статья  ст.58-10,58-11 УК РСФСР . Приговор 5 , лет ИТЛ с заменой высылкой в Казахстан на тот же срок .Групповое дело  "дело монахинь Белевского женского монастыря. В период следствия содержалась в Белевском Домзаке. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирована  Прокуратура Тульской  обл. По году репрессий  1931.

Соблюдая христианские обряды и обычаи , наши предки вели умеренный образ жизни выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Ни  ели скромное в понедельник, среду и пятницу. Соблюдали Великий пост, Петров ( или Апостольский), Успенский, Рождественский (Филиппов). В эти дни грешно было есть мясо и молочные продукты. Растительное масло ( в наших местах-конопляное) ели только в Благовещенье и Вербное воскресенье. А всего постных и сухоедных было 180 дней в году. Первый зимний и самый большой праздник Рожденство Христово ( 6 января). Это великий православный праздник (второй после пасхи) в воспоминание Исуса Христа в Вифлееме. К этому празднику готовились заранее. И не только убирались дома, но стремились прежде всего к чистоте сердца и совести. То есть сначала было приготовление духовное, а потом телесное. Ему предшествовал сорокадневный Рождественский , или Филиппов пост. С приходом Рождества вступали в силу старые обычаи. Примерно за 2 недели к нему готовились дети. Они обьединялись в немногочисленные группы «христославов». Для этого собирались у кого-нибудь в избе и распевались. С наступлением праздничного дня, с раннего утра, как только в церкви на утрене запоют тропарь праздника, ребята бежали « христославить». Они приходили в каждую избу и просили разрешения прославить Христа, а потом пели известную рождественскую песнь «Рождество  Твое, Христе Боже наш, возсия Мирови Свет разума….». Детям подавали деньги, блины, печенье. В этот день окрапляли скот святой водой, устраивали пышные трапезы, по домам ходили ряженые.  Наши предки любили  предновогодние  и первые дни нового года – Святки, а также  начинающиеся  на второй день после Рождества святочные забавы и увеселения. Сидя за столом вместе с гостями хозяева распевали песни. Наиболее распрастраненные песни  были «Черный ворон», «Степь да степь кругом», «По Дону гуляет казак молодой». Молодеж по очереди собиралась в каком-нибудь доме, пели песни, гадали о своей судьбе. Девушкам хотелось знать о суженом, о свекрови, о доме в котором придётся жить, а парням о невесте. На святках играли свадьбы. Считалось, что это втемя вплоть до Масленницы лучшее время игры свадьбы. Непосредственно к Рождеству Христову примыкает праздник Крещения Господня ( 19 января) в честь которого в  храме проходил  крестный ход  с выносом святой иконы. «Тело Господня», креста, хоругвей, с пением молитв в храме, а затем в специально оборудованном роднике под Поповой горой  освящалась вода. Под Крещение последний  раз совершались гадания. Один из способов – бросание обуви за ворота. Куда  покажет носок -  в той стороне и замужем быть. Поддерживались  жителями Теляжья и другие зимние праздники. Особенно радостным был праздник  зимы-Масленница. В трапезу позволялось вкушать коровье масло, которое сами жители делали,  сметану, блины. Этот праздник был наполнен весёлыми и красочными обрядами. Последнее воскресенье  перед постом считалось Прощённым. В этот день совершался обряд очищения от всего греховного, от дурных мыслей и дел, от гнева,ненависти, вражды. Бытовал также  обычай посещать родных, соседей и в задушевных беседах просили прощение за то, если когда-либо обидел или оскорбил. В дни Великого поста  прекращались всякие увеселительные игры, откладывались свадьбы. В день весеннего равнодействия 9 марта «закликали» лето. В народном календаре этот день был известен как «Сороки», когда из ржаной муки пекли  « жаворонков». Ребятня носила их в поле и кричали «Весна красна жавороночка принесла……

Но главным праздником, торжеством из торжеств была Пасха. Она и в настоящее время является у жителей Теляжья  большим праздником. К этому дню во всех домах  пекли куличи и красили  куриные яйца и всё это  святили в церкви. А обычай  дарить друг другу крашеные яйца  символизировал возрождения жизни из-под мёртвой скорлупы. Причём красный цвет напоминал о пречистой крови Спасителя. В этот праздник все христосовались: сначала священники между собой, потом священники с мирянами, затем миряне друг с другом. При звоне колоколов в церкви, возвещавших об окончании службы, детвора  высыпала на улицы. Одним из занятий было катание яиц. Концом весны - началом лета до сих пор считается день Святой троицы, когда Церковь молится о даровании благодати всем присутствующим, а также прежде усопшим. Ранней весной или  осенью, когда у крестьян было меньше работы , а также в праздники всё население собиралось  вместе, а место сбора называлось «улица». Здесь пели песни с частушками, водили хороводы. А у детей были свои игры, которые менялись в зависимости от времени года. Зимой строили снежные крепости, играли в снежки. Главной  утехой было катание с гор. Для этого использовали  плетёные корзины, днище которой обмазывали навозом  и поливали водой на морозе. Позже у некоторых появлялись санки и лыжи. Весной и летом молодежь  и  дети  играли в лапту, городки и  подпалки.

Существует по сей день обычай в канун Петрова дня встречать солнце и наблюдать его игру: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В  народе  называвшийся «караулить солнце», традиционно включал в себя ряд «забав»: таскали по селу и переворачивали телеги, раскидывали дрова, загораживали двери домов, препятствуя выходу хозяев, сбрасывали посреди улицы краденные ведра, коромысла, горшки и прочие предметы утвари. таскали телеги, бочки, рабочий инвентарь, вытаскивали все это на дорогу, строили баррикады


Viktor
26.10.2014 13:36
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.