Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 366230
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Чеченская Республика Ножай-Юртовский район село Саясан на карте




Координаты населенного пункта село Саясан на карте: 43.061192, 46.284940

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Саясан (чечен. Сесана) — родовое село тайпа Сесаной, расположен на берегу реки Йасси (Аксай) в Ножай-Юртовском районе Чеченской Республики. Административный центр Саясанского сельского поселения.


География
Село расположено на правом берегу реки Аксай, в 12 км к юго-западу от районного центра — Ножай-Юрт и в 82 км к юго-востоку от города Грозный.
Ближайшие населённые пункты: на севере — село Аллерой, на северо-востоке — сёла Совраги, на востоке — сёла Бильты и Хочи-Ара, на юге — село Энгеной, на юго-западе — хутор. Макси-котар, село Гордали, на западе — село Шуани и на северо-западе — село Исай-Юрт.


История
Представители тайпа Сесаной в XVI–XVIII веке основали в горной части Чечни — Саясан, Айти-Мохк, Айта-Кхалла, а на равнине сёла — Хошкалде,К1ожа-Ирзе, Иласхан-Юрт, Лаха Ноьвре (Нижний Наур), Мелчхи и Успан-юрт (Дагестан, Хасавюртовский район). По сведениям кавказоведа Н. Г. Волковой, в селение Исти-су в момент исследования проживали два тайпа, Сесаной (выходцы из Элисхан-юрта) и Гордалой. По преданию, именно эти две нохчмахкхоевские тайпы основали селение. До 1940-х годов селение Истису находилось несколько выше, в предгорье, и состояло из двух частей — Гордало и Сесан, разделявшихся рекой Истису. Также Н. Г. Волкова зафиксировала представителей тайпа в селе Хошкельды, где помимо Сесаной проживали Бильтой, Центорой и Зандкой.
В горной части Чечни поселения тайпа Саясан располагались между реками Яман-су (по левому берегу) и реки Аксай (чечен. Яьсси, по правому берегу). Достоверно известно, что в XIX веке население таких аулов и хуторов горной части Чечни как Саясан, Гвардали, Айти-Мохк, Дабай-Юрт, Цезан-Ирзе, Замий-отар состояло из Сесаной, а в ауле Бетти-Мохк проживали Сесаной и Ишхой. Балка от местечка под названием Чанты (чечен. Ч1аьнта) до Тухчара (чечен. Бильт-ойла) на картах XIX века обозначена как Сесаной дукъ (на русском — Саясановский хребет).
Рассказы старцев свидетельствуют, что аул Дабай-Юрт (ныне не существует) за один день был стёрт с лица земли царскими войсками. В наши дни в районе Ножай-Юртовского кирпичного завода сохранилось старинное кладбище Дабай-Юрта. К 1840 году перестали существовать и такие аулы как Гвалдари, Цезан-Ирзе, Бетти-Мохк (примечание — позднее, после свержения Имама Шамиля и установления царской власти, ориентировочно в начале 1860-х годов, село Бетти-Мохк было возрождено выходцами из других тейпов) .
А. П. Берже — российский историк-востоковед, кавказовед, археограф, председатель Кавказской археографической комиссии в 1864—1886 годах, в своей книге «Чечня и чеченцы» события тех лет излагает следующим образом, — «До 1840 года по правую сторону реки Аксая, выше Герзель-аула, находились следующие аулы: 1.Аташ-отар, 2. Ахмет-тала, 3. Зимай-отар, 4. Балансу, 5. Сагунтой, 6. Наке-Юрт, 7. Бетти-могк, Дабай-Юрт, 9. Айти-могк и 10. Гвалдари. Аулы эти ныне не существуют и жители их перешли частью на Кумыкскую плоскость, частью далее в горы за Яман-су и на левую сторону Аксая». Ныне выходцы из села Саясан расселены в городах Грозный, Гудермес, Аргун и в разных сёлах Чечни.
Представители тайпа Сесаной принимали самое активное участие в общественно-политическом устройстве Чечни в разные периоды. Сесаной были в непосредственном водовороте военно-политических событий в восточной части Чечни и Дагестана на рубеже XVIII и XIX веков. В начале 1830-х годов старшиной (юрт-да) аула Эндирей (в тот период общественно-политический центр кумыкской плоскости) избирается представитель тайпа Сесаной. Старшина Салатавии Джамал также причислял себя к фамилии Саясан, к которой многие дома качалыковские принадлежали.В период Кавказской войны с 1821 по 1843 годы был одним из центров сопротивления в Чечне под предводительством шейха Ташев-Хаджи (Воккха Хьаьжа). Именно в Эндирее Ташев-Хаджи мусульманский богослов кумыкского происхождения и один из наибов имама Шамиля, принимавшего активное участие в Кавказской войне с 1828 года, при активной поддержке представителей тайпа Сесаной, дважды выдвигают кандидатом на место имама Дагестана и Чечни, но в итоге уступает сначала Гамзат-беку Гоцатлинскому, а потом Шамилю Гимринскому. К 1835 году Ташев-Хаджи распространяет свое влияние и склоняет на свою сторону значительное число жителей восточной Чечни и кумыкские селения на плоскости. Влияние и активная поддержка идей религиозного устройства и национально-освободительного движения представителей тайпа Сесаной повлияли на выбор главной ставки Ташев-Хаджи в ауле Саясан. Многие рукописные коллекции религиозных трудов Ташев-Хаджи в наше время обнаружены у чеченского переселенца в Иордании, представителя тайпа Сесаной.Первое упоминание о Ташев-Хаджи было сделано в военном донесении барона А. А. Розена военному министру А. И. Чернышеву от 16 августа 1834 года, а первые сведения о вооружённом выступлении горцев под его предводительством относятся к 10 июня 1835 года. Ташев-Хаджи создал боеспособную армию на территории Чечни и ряд укреплений, со своими небольшими гарнизонами от Саясана до Устрада-оьвла (нынешний Аргун), которые были и как сборные пункты для ополчения, в случае необходимости развертывания больших сил. Ташев-Хаджи постоянно тревожил своими нападениями все линии царских войск в Чечне и на границе с Дагестаном.Весной 1839 года русское командование предпринимает экспедицию по замирению горной части Чечни. Командовать экспедицией было поручено генералу П. Х. Граббе. Общие силы, бывшие под командой Граббе, состояли из 10 батальонов, 5 сотен казаков, 6 лёгких и 8 горных орудий и 4 орудий казачьей артиллерии.
Первоначально Граббе решил обратиться в Чечню, чтобы нанести поражение Ташав-Хаджи Эндиреевскому, союзнику Шамиля, чтобы потом двинуться против самого Шамиля. Выступление отряда назначено было на 9 мая; перед выступлением Граббе отдал по отряду приказ, в котором призывал солдат к храбрости, строго приказал щадить женщин и детей и выражал уверенность в успехе русского оружия. Все приготовления к походу совершались Граббе в тайне и ему удалось приблизиться к укреплению Ташав-Хаджи в урочище Ахмет-Тала внезапно. По приказу Граббе крепость была сожжена. Горцы из крепости успели скрыться и вскоре собрали из ближайших окрестных жителей своих приверженцев. В то время, как горцы были скрыты густотой леса, передовой отряд армии Граббе под управлением полковника Лабинского был расположен на открытой равнине и подвергался беспрерывным нападениям горцев. Чтобы выбить неприятеля из позиции, Граббе двинулся с главными силами для атаки с фронта, а всю кавалерию послал в обход леса. Войско Граббе расположилось у Балансу (ближайшее ичкерийское селение). На другой день, 11 мая, Граббе вновь двинул свой отряд в землю ичкерийцев; предавая огню все встречные аулы, Граббе 12 мая занял селение Саясань, на берегу реки Аксай, где расположены были главные силы Ташав-Хаджи Эндиреевского, и нанес горцам второе поражение. Когда таким образом первая часть плана Граббе была удачно исполнена, он приказал войскам вернуться в крепость Внезапную, чтобы оттуда двинуться на Шамиля.

В 1842 году Граббе отправился в Петербург и добился утверждения своего нового плана, который состоял в том, чтобы овладеть резиденцией имама в Чечне, аулом Дарго, подорвать этим материальные средства и нравственное обаяние Шамиля, а вместе с тем покарать упорнейших врагов. 30 мая 1842 года Граббе, притянув к себе ещё три батальона с частью артиллерии дагестанского полка, двинулся вверх по ущелью реки Аксай, на селения Шуане и Дарго, имея под ружьем до 10 тысяч человек и 24 орудия. При войсках был огромный обоз, который растянулся на несколько верст и требовал для своего прикрытия почти половину отряда, поэтому вся колонна оказалась весьма слабой в боевом отношении. В первый день Граббе сделал всего 7 верст, а 31 числа пошёл проливной дождь, совершенно испортивший дорогу, тогда же появились многочисленные шайки горцев, завязавшие с отрядом беспрерывную перестрелку; а пройдя ещё 12 верст, Граббе принужден был остановиться. На протяжении линии аулов Мескита — Бетти-Мохк — Саясан отряд Граббе подвергается дерзким атакам небольших отрядов горцев. Раненых в отряде Граббе уже насчитывалось сотнями, невозможность дальнейшего следования сделалась очевидной; поэтому Граббе в ночь на 2 июня приказал отступать по той же дороге. Чеченцы, видя критическое положение отряда, нападали на него со всех сторон, отбивали обоз, орудия, даже людей. Наконец 4 июня Граббе привел отряд в Герзель-аул, потеряв 60 офицеров и 1700 нижних чинов; кроме того, он лишился одного орудия и почти всех продовольственных и съестных припасов.
С 1935 до 1944 года, а затем с 1957 по 1961 года, являлся административным центром Саясановского района Чечено-Ингушской АССР. В период с 1944 по 1957 года являлся административным центром Ритлябского района Дагестанской АССР.
В 1944 году, после депортации чеченцев и ингушей, и упразднения Чечено-Ингушской АССР, селение Саясан было переименовано в Ритляб и заселено выходцами из соседнего Дагестана.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 апреля 1957 года селу возвращено прежнее название.


Население


Религия
В селе расположен зиярат Шейха — имама Чечни Ташу Хаджи Саясановского (чечен. Воккха Хьажи).

Также в селе расположена кирпичная мечеть


Археологические открытия
В 2012 году житель Саясана Хамид Абдулмажидов, нашел на территории села окаменелые останки некого существа. Впоследствии выяснилось что останки принадлежат киту жившему в данной местности 10 миллионов лет назад. Данный, ранее неизвестный вид усатого кита назван в честь села Саясан: "Vampalus sayasanicus".Фотографии останков усатого кита














В искусстве
В репертуаре Народного артиста Чечни Али Димаева есть песня «Сесан-юрт».Ваха Ахматханов создал произведение «Сеснара мукъам».


Литература
Даймохк. Нохчийн Маттахь Яртийн Цӏерш (нохчийн). — Грозный, 2015.


Фотографии села






















Микроторонимия Сесана
Са1и гу
Байтин кIажа (Байти к1ажа)
Варин кха
Товлин кха
СоIин кха (Са1и кхат1а)
Оччар-хьажин ирзу
Элдархан басе
Шепа1ан ирзу
Эдалмирзин меттиг
Умашан кха
ХIекин кха
ТIалбин ирзу
Дарцин ирзу
Оьлснакъин ирзу
Сулимин кха
Дукин бассе
Исхьакъан бассе
Законан ирзу
Улхозан ирзу
Ахьматхан ирзу
Закрин хи
Закрийн варш
Тасон хи
Аттангерин хи
Мацаган хи
Давлетмирзин хи
Аласханан хи
Тишала бассе (склон, где в языческие времена праздновали приход весны в честь богини тушоли)
Горсхана Ӏин
Деха-ирзу
Хьаьжи-Юрт


село Саясан на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


село Саясан


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать