Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяЧеченская РеспубликаНожай-Юртовский районсело Балансу

Главная страница малой родины - село Балансу

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 366220
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Чеченская Республика Ножай-Юртовский район село Балансу на карте




Координаты населенного пункта село Балансу на карте: 43.120175, 46.389504

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Балансу́ (чечен. БуланхитӀа) — село в Ножай-Юртовском районе Чеченской Республики. Административный центр Балансуйского сельского поселения.


География
Село расположено на левом берегу реки Ямансу, недалеко от границы с Дагестаном, в 3,5 километрах к северу от районного центра — Ножай-Юрт, в 87 км к юго-востоку от города Грозный и в 22 км к юго-западу от Хасавюрта.
Ближайшие населённые пункты: на северо-западе — сёла Новый Замай-Юрт и Замай-Юрт, на северо-востоке — село Ямансу, на юге — село Ножай-Юрт и на юго-западе — село Бетти-Мохк.


История
С 1944 по 1958 года, в период депортации чеченцев и ингушей и упразднения Чечено-Ингушской АССР, село носило название — Ахатли (Ахатль).


Население

Национальный составПо данным Всероссийской переписи населения 2010 года:


Тейпы
Тейповый состав села:

Андой
Билтой — 50 %
Беной.


Образование
Балансуйская муниципальная средняя общеобразовательная школа им. Р.Э. Байхаджиева.


Улицы
Улицы села Балансу.:

1-я Короткая,
2-я Короткая,
3-я Короткая,
4-я Короткая,
А-Х.Кадырова,
А. А. Кадырова,
Грозненская,
Интернациональная,
Конечная,
М. Билимханова,
М. Висаитова,
М. Гадаева,
Майская,
Мира,
Р. Байхаджиева,
С.Г. Билимханова,
С. Кулаева,
Солнечная,
Х. Нурадилова,
Школьная.


село Балансу на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


село Балансу


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:1

Краткая история села Балансу (Булан-хит1а).

Село Балансу Ножай-юртовского района ЧР, расположено на юго-восточной  административной границе с РД.

Балансу одно из древнейших поселений в Чеченской Республике. Здесь обнаруживаются множества свидетельств оседлости человека на данной территории со времен «бронзового» века. Все эти свидетельства в качестве археологических находок, занесены в археологический реестр Чеченской Республики и опубликованы в научных изданиях по истории Чеченской Республики.

Название села, это переведенное на тюркский язык чеченское название Булан-хит1а, т.е место,  куда на водопой собирались зубры (Була на чеченском). Вероятный период переименования, это завоевание в XVвеке государства Сим-Сим(в чеченской интерпретации Симсара), которая располагалось на территории Нохчмохка и центрально-западной территории Дагестана полчищами Тамерлана, в результате которого части равнинной и предгорной территорий Чечни были переданы кабардинским и кумыкским  князьям.

По преданиям в этих местах водились дикие животные похожие на зубра и назывались они по чеченски Була. «Булан-Су» это калька от «Булан-хи»,  «Вода или Родник Була». Этот родник сохранился и в наши дни в центре села. Само село ныне расположено на левом берегу реки, название которого происходит из тюркоязычного, Яман-Су (Вон-хи, Плохая-река).

Село подвергалось многочисленным нападениям кочевников и, соответственно, несколько раз переносилось из одного места на другое, после тотального разрушения.

История основания современного села уходит корнями в глубь веков. По свидетельствам старейшин, по исследованиям прямых и косвенных фактов, можно предположить, что село основано на современном его местонахождении в последней четверти XVI или первой четверти XVIIвв. За это предположение говорит и то, что при разборке мечети в селе была снята каменная плита, с датой заложения данной мечети и по христианскому летоисчислению получалось он заложен 1723 году.

Предание гласит, что в те далекие времена, человек по имени Iима или Iами выходец из тайпа Билтой проживавший, по предположениям в окрестностях нынешнего села в собственном хуторе, скорее всего на правом берегу реки Ямансу или Аксая, забрел в лесную чашу в поисках домашнего скота. Уставший и мучимый жаждой он разгреб руками влажное место и выгреб ямочку. Присевший пока наберется вода, Iами уснул и когда проснулся увидел, что вода вовсю разлилась. Напившись, он отметил себе обстоятельство, что здесь много фруктовых и ореховых деревьев, вода бьет ключом, а также много корма для скота. Вскоре он со своими домашними перенес свой хутор сюда и расположился возле родника. Позже перевел сюда и своих родных и близких. Так было положено начало основанию села. Затем он же уговорил своих однотайповцев хуторян переселиться сюда для совместного проживания. Так вскоре здесь оказались владельцы хуторов человек по имени Мака – живший до этого предположительно в местечке Маки-Боьра и другой по имени Мача живший на правом берегу реки Ямансу в местечке Мачи-мохк. Уговорив их переселиться, они начали вести хозяйство, при этом сохранив свои прежние хутора и земли, лежащие вокруг них, за собой, как общинные владения рода, клана или некъи. Являясь представителями тайпа Билтой они не могли не состоят в кровном родстве между собой. Именно они и явились родоначальниками трех некъий (ветвь), которые составляют основную часть населения данного села. Позже сюда, в с. Балансу, начинают переселятся их единотайповцы из других хуторов поселений. В силу различных обстоятельств, как кровная месть, установление брачных союзов, братания (дуйннакхачораш), здесь оказались билтой и из других некъи. Позже бурные события поднимали людей из насиженных мест и заставляли переселяться по всем селам Билттоймохка, так здесь оказываются в разное время представители тайпов  «Беной», «Ц1онтарой», но селообразующим остается тайп Билтой, основав одно из старейших из 10-ти билтоевских сел.

Строго  соблюдая приграничные межи своих обрабатываемых земель, первые поселенцы, между тем все остальное вели сообща, будь  то благоустройство родника, прокладка дорог, охрана леса и т. д. Видимо то, что один из них т.е. Iами пригласил и уговорил переселиться двух остальных морально не позволило ему назвать село определенной топонимией связанной со своим именем. Долгое время село оставалось без названия, пока не помог случай. В то время к роднику (вполне вероятно и раньше) приходило на водопой животное Була и отпугивало людей, представляя реальную угрозу. Не сумев отвадит его от места водопоя, постепенно люди-сельчане свыклись с тем, что оно приходит в определенное время и говорили «Напоите скот и наберите воду пока Була не пришел к роднику» «Була хит1е ялле хи эца, я хи маладе бежанна». Так, наверное и появилось название Булан-хи которые вскоре прижилось и стало названием села.

Вскоре животное было убито, по одним сказаниям выстрелом из ружья заряженного самодельным заостренным железным наконечником, а по другой заряженного напильником. Однако оба эти варианта вызывают сомнения с учетом отсутствия огнестрельного оружия в тот период. Тем не менее, в топонимике села сохранилось место названием «Булла йийна меттиг» (место, где был убит Була). С тех пор сельчане начали очищать от кустарника и леса участки земли и приспосабливать их к обработке. Отсутствие обширных земель в горных и предгорных районах, заставляло людей относиться наиболее бережно к участкам пригодным пашенной обработке. Имея в хозяйстве только тягловую силу и соху или даже плуг, сельчане стремились сохранять ровные участки для пашен, а домики-сакли строит в местах, где трудно водить плуг или гонять волов впряженных в плуг или арбу. Этим и объясняется и то, что село находится в пересеченной местности на склоне хребта, в своеобразном ущелье-седле. С другой стороны такое расположение было выгодно при защите, как от холодных зимних ветров, так и от опасностей нападения недоброжелателей, которых в те времена хватало с лихвой.

В последующем, разрастаясь, село укрупнялось как за счет выходцев из местных фамилий, так и пришельцев из других мест и тайпов. Таким пришельцам никогда не отказывали в приеме в общину и после вынесения решения Советом старейшин села, таковым отводили участки земли, отмеривая от общинных (ни в коей мере от родовых) владений. Процедура эта состояла в следующем, специально выбранный человек при помощи длинного шеста отмеривал участок, как прибывшей семье, так и вновь созданной. Человек этот назывался «Г1уркх-баш». Основными отраслями хозяйства, надо предполагать, были земледелие, скотоводство, охота и частичное ремесло. Сеяли большей частью кукурузу, так как она являлась самой не прихотливой культурой при таких климатических условиях. Из животных держали в основном овец, коз, к.р.с., но условий и тем более содержать большие отары или стада, естественно, не были, а потому даже самое состоятельное хозяйство (или фамилия) могло держать не более 100 голов к.р.с. и 200-500 м.р.с. Но и это обеспечивало всем необходимым такое маленькое общество состоявшее из 500-800 душ населения обоего пола. Кукуруза, выращиваемая на небольших полях, в основном, использовалась для перемола и откорма убойного скота при нагуле. Частью продукты хозяйства, конечно же, шли на обмен для приобретения, необходимого сельхоз инвентаря, оружия, ткани и других предметов домашнего обихода. Не исключается возможность вывода урожая и продуктов животноводства на рынок и прямые поставки названных товаров на базарах Хасав-юрта, Эндири, Кешен-Аух, тому подтверждение то, что старинные домостроения были покрыты черепицей изготовленной в ручную в мастерских дагестанских мастеров, что свидетельствует о наличие торгово-экономических связей с народами Дагестана.  А наличие позднее в сельской общине семей андийского происхождения дает право предполагать, что между сельской общиной Балансу и Андийской землей в Дагестане существовала некая установленная связь. Тем более если учесть, что оттуда долгое время приезжали в Балансу на сезонные сельхоз работы и арендовали участки и поле у местных общинников для возделывания, постепенно, учащая такие формы выполнения работ, они задерживались здесь и в конце концов становились членами общины, перероднившись с коренными жителями села. Вероятнее всего сказывалось малочисленность общины и отсутствия необходимых передовых, к тому времени, условий земледелия. Строительство сельской мечети и основание джамаат в 1723 году дает право предполагать, что к указанному времени село Балансу – Булан-хит1а уже сложилось со своими устоями, твердо организованной общиной и организацией управления, установившей формы и правила жизни и быта села, нормы поведения, адаты и устав. Исследование или изучение истории одного отдельного села в отрыве от всеобщего хода бурной жизни тогдашней Чечни, невозможное занятие. Потому и Булан-хит1е и его жители, естественно являлись участниками событий происходившие в беспокойных XVIII и XIX веках Чеченской истории.

Возможно, перевод топонима Булан-хит1а на тюркский лад Булансу, заставит задуматься, но это легко объяснимо, если учесть обстоятельство долгого господства кумыкских князей над землями качкалыкского хребта и близкого соседства приграничных чеченских сел (а тем паче Булан-хит1а) с кумыкскими владениями и в силу этого складывавшимися между двумя народами связями и отношениями, которые иногда выражались в совместных нападениях на русские экспедиции Петра I как в 1722 году, когда чеченцы и кумыки под начальством кумыкского князя Уцмия напали нарейтар ПетраI на реке Аксай и Яман-су нанеся им поражения.

Такое близкое общение не могло не оставить следа в отношениях и в географических названиях отдельных топонимах.

Предполагают, что в этом походе могли принять участие и жители, как утверждают источники, 8 чеченских сел расположенных по качкалыкскому хребту, по рекам Ямансу, Ярыксу.

Чеченские вольные общества, болезненно воспринимавшие всякое посягательство на свободу и устои, могли воспламениться от любой искры. А продвижение русских экспедиций со стороны перешедшего под протекторат России  аварского ханства, никак не могли проникнуть в Нохч-мохк, минуя Балансу, который стоял у Врат свободного края. Потому можно объяснить то, что у многих старожилов села еще до недавнего времени можно было в украшениях изготовленных снашиванием монет, встретить медали и монеты тех времен, на вопрос «Откуда? Часто слышался ответ «Остались от предков».

Это еще одно свидетельство того, что Балансу находилось в гуще тех бурных событий.

Таким же активным участником Балансу включается и в период Кавказской войныв XIX в. В силу своего географического расположения селу одним из первых приходилось принимать удары экспедиции русских войск, направленных на завоевание  Нохчмахка.

Так на призыв легендарного Бейбулата Таймиева откликнулись и балансуйцы, выслав отряд вооруженный силами общины в количестве 22 всадников во главе с Девлетби членом Мехка Кхеташо. Это было в 1825 году. В период с 1825-1836 гг. отряд из Балансу участвует в различных сражениях, как в Герзель-Ауле, Аксае во главе с Бейбулатом Таймиевым.

После предательского убийства 1831 г. Бейбулата, отряд вливается и полностью поддерживает движение под предводительством Ташав-хаджи Саясанского и до его последних дней участвует во всех сражениях к тому времени как  внушительное подразделение. За преданность и храбрость Ташав-хаджи проявлял к отряду благосклонность и всегда покровительствовал им за то, что они первыми вступили и выдержали натиск карательной экспедиции 1836 года полковника Пулло,  направленного против Ташав-хаджи.

В сражении у с. Балансу у местечка, где ныне расположено кладбище «1аьржа кешнаш», Ташов-хаджи, по преданию, совершал намазы на небольшой сопке на берегу р. Ямансу у подножья с. Балансу, и с тех пор место это называют «Хьаьжибарз» и является святым местом. Для омовения он недалеко вырыл ямочку, откуда забил ключ и он использовал эту воду. Ташав-хаджи будучи очень высоконравственным человеком и глубоко  преданным  Аллаху имел привычку сажать деревья. Так рядом с тем местом, где он совершил намаз, он посадил тутовое дерево, а один саженец передал жителю Балансу, чтобы тот посадил его в селе, что он и исполнил. То дерево росло в огороде до недавнего времени, огород этот тогда принадлежал человеку по имени Мохамад, чьи потомки ныне живут в Нижнем-Герзеле.  Мохамад был потомком 1ами, основателя села.

Испытало село и страшные разрушения в период Кавказской войны, так в 1837 г. за приверженность и помощь Ташув-Хаджи оно было разрушено в первый раз, но сельчане преданные своему селу отстроили его, хотя и не отказались от своего Устаза.

Второму разрушению с. Балансу подвергся, когда генерал Граббе во главе экспедиционного отряда совершил поход по селам рек Аксай и Ямансу, на этот раз отсюда были взяты аманаты. Несмотря на это, сельчане участвуют в сражении во главе с Ташав-хаджи у с. Мескеты, за что в 1840 г. село подвергается новому разрушению. О последнем свидетельствует и видный русский кавказовед А.П. Берже в свой книге «Чечня и чеченцы».

Непосредственным участником всех военных и политических действий Ташув-Хаджи был его верный наиб Девлетби, сын Давлит-Герея, потомок основателя села 1ами. Давлетби погиб 1842 году в сражении в местности Коьжалги-Дукъ, расположенной на левом берегу реки Аксай, недалеко от села Саясан.

В 1843 году умер Ташав-хаджи, балансуйцы идут в похоронной процессии не последними, что подтверждает  особое расположение этого Великого человека к ним.

После гибели Давлетби, отряд балансуйцев уже численностью до 200 человек во главе с новым лидером Гойтемиром, который в последствии стал наибом Шамиля, вливаются в армию нового имама Чечни и Дагестана ­- Шамиля. Активно участвуя в сражениях, влияет на исходы битв и отряд наиба Гойтемира, в чьём распоряжении находятся и балансуйцы.

Так они, вместе с большим отрядом Гойтемира, штурмуют Амир-юрт, но из-за недостаточности сил терпят поражение, за что Гейтемира снимают с наибства.

Посчитав это за оскорбление, отдельные группы отряда начинают откалываться и покидать места своей дислокации, в их числе возвращаются и балансуйцы. За уход начинается преследование и многие из сельчан покидают обжитые места и спасаются от жестокости Шамиля бегством. Даже не прощают ему обиду и после нового возвеличения Гойтемира.

Так сегодня балансуйца можно встретить и в Урус-мартане и в Шалажах, в Соьлжа-юрте и Суьйр-корте (тем более если учесть обстоятельство, что Тапа Чермоев является представителем Мачинекъи упомянутых выше) в Гудермесе, Шелковском районе, в Герзеле, Ишхой-юрте и Кошкелдах, в Ойсхаре и даже в Дагестанских селах таких как Нефтекачка, Бамат-юрт, Хамат-юрт, Хасав-юрт и др. Эти переселенцы, как они сами утверждают вышли из с. Балансу еще во времена Шамиля, одни спасаясь от  преследований, другие от нужды. То обстоятельство, что сельчане принимали активное участие в антиколониальном движении в XVIII-XIX вв. доказывает, что балансуйцы твердо уже определились в отношении религии. Они уже давно исповедовали ислам суннитского толка, который привил и укрепил у них Великий Ташав-хаджи Саясанский известный в народе как Воккха Хьаьжа, которого воины Балансу защищали в сражениях против русских военных экспедиций.

Проповедуемый здесь ислам накушбандийского тариката, Шафии Мазхаба. Традиционный для Чечни и Дагестана накушбандийский тарикат (дорога, путь) проник в село из Дагестана. 

Автор Альбеков Нуради Насруддинович


Гость
20.06.2014 14:19
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать