Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Плоская Дубрава
ГлавнаяТамбовская областьМоршанский районсело Плоская Дубрава

История – село Плоская Дубрава

Время основания, исторические события, факты

_


- 92 - 0 Ivan i Valentina
08.03.2017 20:12
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:3
Воспоминания уроженца села Плоская Дубрава Моршанского района Ходякова Ивана Васильевича

Малая Родина

Родители мои, Ходяков Василий Алексеевич и Анна Ивановна в девичестве Голубева, а по уличному Рамочевы, родились незадолго до падения царской России и прожили всю свою жизнь на Выселках в селе Плоская Дубрава Моршанского района Тамбовской области.

Им досталась как и всем их ровесникам нелегкая жизнь: пришлось пережить три войны и сопутствующие им голод, холод и другие невзгоды.

Село, в котором они жили и в котором родились мы - восемь их детей, Мария, Любовь, Николай, Нина, Михаил, я — Иван, Анатолий и Владимир особенно ничем не примечательно: таких сел на Руси очень много. Но для родившихся в нем оно единственное, неповторимое, сердцу близкое и родное. С двух сторон село окружено глубокими балками скорее всего ледникового происхождения, в достаточно обширных долинах которых протекают две речушки - левая называется Питеркой, а правая в простонародье — Крючов.

После почти ежегодных срывов плотин вешней водой обе речушки превращались в ручьи. По восстановлению запруды все опять возвращалось на круги своя и за счет родниковой воды в образовавшихся приличных по размерам водоемах детвора и население деревни с приезжими гостями купались и ловили рыбу, в основном карасей и пескарей.

В истоке Крючова также обустраивалась запруда, наполняемая водой исключительно за счет таяния снега, где в некоторые годы колхоз, а затем совхоз выпускали малька карпа и местные рыболовы с городскими в полной потребности отводили свою душу.

Село размещалось на своеобразной плоскости между двумя балками и не исключена версия, что первое слово в названии “плоская“ есть ни что иное как равнина на невысокой возвышенности. По догадкам старожил вторая часть названия села связана скорее с наличием когда- то на берегу одной из речушек дубовой рощи — дубравы. А так как селу 31 декабря 2002 года исполнилось 300 лет, то от дубового наследия не осталось никаких следов ни на земле, ни в памяти проживающих в нем селян.

Впервые о Плоской Дубраве сообщается в окладных книгах духовной епархии, относящихся к 1702 году,где было записано что в селе есть церковь пророка Илии и в приходе насчитывается 30 крестьянских и 10 бобыльских дворов. С годами село укрупнялось и заселялось мастеровыми людьми - плотниками, кузнецами, печниками, гончарами и кружевницами. Но основная часть селян стали вальщиками, учитывая скорее всего востребованность и доходность этого ремесла.

Дубравские вальщики издавна были известны за пределами своего района, их валенки пользовались заслуженным спросом и в самой белокаменной Москве.

Из пуда чесанной шерсти выходило до 10 пар валенок размерами на взрослых людей, каждая из которых продавалась по 70 - 80 копеек. Сезон шерстобития длился с августа до Покрова дня. За это время мастер зарабатывал 20 - 50 рублей. В тот период зарплата учителя составляла 200 - 300 рублей в год, а 1 кг пшеничной муки или 1 кг белого хлеба стоили менее 2 копеек. Кроме валенок односельчане до революции 1917 года изготавливали и войлочные полотна.

Многие из односельчан в зимнее время организовывали группу вальщиков и уходили в так называемый “отход“ в дальние деревни и прочие места, где исполняли заказы местных жителей, т. е. занимались отхожим промыслом.

Изготовление валенок - дело трудоемкое и затратное, достаточно сложное и опасное для здоровья. В процессе валки использовалась для обезжиривания шерсти серная кислота , пары которой постоянно вдыхали в себя мастера. Да и сама по себе шерсть содержала много органической и неорганической пыли. Поэтому долгожители села не имели никакого отношения к данному ремеслу, хотя большинство вальщиков доживали до 70 и более лет.

Кое-что о далеком прошлом мне рассказывала наша соседка баба Марфа Сорокина, ровесница периода отмены крепостного права. Но из тех бесед, спустя более полвека, мне мало что помнится, кроме того, что в нашей деревне не было барина и что в православные праздники батюшка после богослужения проходил по селу, благословляя всех и принимая всякие приношения. Деревня всегда жила дружно, решая вопросы сообща на своих сходах, особенно в годы лихолетья, не то что сейчас, да и молодежь была иной. В 1-ой Питерке барином был то ли Хлопов, то ли Хлопков , а во 2-ой Питерке Смирнов. Соответственно, и в наши дни эти соседние села с Дубравой назывались Хлопщино и Смирновка. Дети рождались законные, от мужа, разводов не было. Семьи были многочисленные, трудились много, особенно летом, а зимой играли свадьбы и отмечали православные праздники, словом умели работать, умели и веселиться.

Первое поселение деревни осуществлялось по классическому варианту - ближе к воде- непосредственно на берегу реки, правый берег которой очень крут, а левый низкий, пойменный. При половодье на этом берегу дворы домов и огороды заливались водой.

Неизвестно в каком году власти разрешили жителям прибрежной деревни переселиться на новый порядок. Процесс, несомненно, был длительным и мне помнится перенос последнего дома дяди Володи Жука по-уличному Первовы. Теперь в центре двух порядков села оказалась не река, а улица. Такую трансформацию провели, по-видимому, не только в Выселках, но и в центральной части села.

Не знаю, ведали мои земляки или нет ,что судьба их одарила самыми богатейшими почвами на планете Земля - черноземами. Мне лично и не раз приходилось делать глубокий почвенный разрез и будучи по образованию агрономом удивляться мощи гумусового слоя. Его глубина порой превышала 1, 2 метра . В этой почве была, есть и будет еще долго плодородная сила. Этой силе как правило не хватает влаги .

В годы моего детства жители Выселок в удачные годы с 15 соток , отведенных под картофель собирали до 10-12 лошадиных повозок , что на мой теперь осознанный взгляд, составляло примерно 4-5 тонн картофеля, которого хватало на все нужды хозяйства и даже на продажу его на рынке . В менее удачные годы сбор картофеля не превышал 6-7 тележных возов .

Припоминается, что в середине 60-х годов совхоз “Моршанский“ собрал очень высокий урожай зерновых культур и сдал в закрома страны 6 или почти 7 планов зерна, за что директор и главный агроном хозяйства заслуженно получили высокие звания Героев социалистического труда.

Характерной особенностью моей малой Родины является то обстоятельство, что у каждого двора помимо фамильной принадлежности имелось так называемое уличное название. К примеру Якжиновы, Гульшкины и т. д. Объяснялось это тем, что перечень фамилий и имен был небольшим , поэтому чтобы четко и быстро понять, о ком идет речь, вводилось уличное название двора, которое было для нашей деревни в единственном варианте и редко подлежало пересмотру. А для еще более краткого обозначения персоны выдавались пожизненные прозвища. За мной прочно закрепилось прозвищное имя Дунек, за моим блинецом - Мусек и т. п . Подобная культура бытия,как я узнал позже , была далеко не во всех деревнях России . Прозвища были, как правило, обидны и ими старались при случаях мщения обозвать тебя. Но были и безобидные прозвища , на которые люди охотно отзывались по первому зову. История их возникновения строго индивидуальна. Мне прозвище было присвоено соседом, Колем Сорокиным, за какие-то действия, напоминающие действия бабы Дуни Лебедовой. Уличные названия дворов происходило спонтанно и с неким творческим посылом. Якжиновых назвали за привычку их дедушки укорять своих домочадцев вопросом “Як же вы будете жить? “ Народ все подмечал и наделял названиями, не спрашивая будущего носителя этого имени. Двадцатый век наше село встретило как и вся страна на подъеме: а , именно , хлеба хватало на жизнь, доходы от работы на земле и от валки валенок позволяли растить много детей и содержать двор хоть и в скромном, но достатке. Во втором десятилетии наступили бурные перемены в мире и стране. Моим землякам не удалось их избежать. Многих мужчин из села оторвали от земли и сохи и загнали в окопы, агитируя не жалеть живота своего за царя-батюшку и Отчизну. Малышом мне иногда приходилось слышать рассказы о первой мировой войне. Но эта тема тогда и после была идеологически закрыта: так как война 1914 года империалистическая и не отвечала чаяниям простого народа. Было не принято советскому школьнику интересоваться у царского унтер-офицера о первой мировой войне, коим когда-то был наш сват Чуженьков Егор Сидорович, да и он сам старался не афишировать свою причастность к этой войне.

В эти годы в деревне служила Богу и людям церковь и ее прихожане старались жить по Христу, но стремительно наступали невероятные перемены. Лишь как только большевики взяли власть, то немедленно заявили, что Бога нет и вера в Бога - это опиум для народа. Чем помешал им Бог, призывающий да любите друг друга? В начале 1918 года новая власть создает в деревне свои органы управления - советы и начинает исполнять свой лозунг “Земля - крестьянам, фабрики и заводы — рабочим!“. Но земля в то время и так по общинному принципу и нормам в нашей деревне была закреплена за единоличными хозяйствами и взять ее откуда-то сверх того, что уже имели не представлялось возможным. Барина в селе не было, значит, и отбирать не у кого. Мужики молча поглядывали, что же будет делать власть? Хотя, наверное, каждому хозяину хотелось бы иметь землю в частной собственности.

В 1918 году в стране разразился голод, из городов в деревенские амбары пришли вооруженные люди и от имени власти забирали хлеб у крестьян по-своему усмотрению. Не минула эта чаша и наше село . Более менее размеренная жизнь моих земляков при царском правлении с приходом большевиков получила неведомое доселе напряжение и окунула ее в неизвестность. Вскоре власть, преследуя цель прогрессивного развития деревни, приступила к смене уклада всех сторон ее жизни. В южных уездах Тамбовской губернии по этой причине вспыхнул вооруженный мятеж крестьян, именуемый антоновский. Под ружье встало до 40 тысяч крестьян. Власть жестоко подавила этот бунт.

В нашем селе сначала агитационно, а затем по принуждению стали обобществлять землю, сельскохозяйственный инвентарь, животных и прочую домашнюю утварь.

Состоятельные хозяева, памятуя мудрость, что от добра добра не ищут, не вступали в сельхозартель имени Розы Люксембург, организованную в селе Плоская Дубрава. Но у власти на этот счет был четкий план действия - раскулачивание.

Мне неведомо, сколько семей было раскулачено в Дубраве, но точно знаю, что этому насилию подверглась семья моего родного деда по маминой линии, Голубева Ивана Васильевича . Мама рассказывала, что отобрали буквально все - землю, скот, сельхозорудия, мебель, одежду, обувь и посуду. Маме удалось спасти два платья, надев их поверх третьего. Многие домашние вещи конфискаторы поделили между собой и нисколько в дальнейшем не комплексовали по этому случаю. Я помню, как идя с мамой по селу мимо дома Паньшкиных, где на скамье сидел дед Антоныч и она, пройдя его, сказала что он одет в шубу с отцова плеча. Было мне в то время где-то 7-8 лет. А в юности дед и Антоныч были друзьями, вместе в одной части воевали на фронтах первой мировой войны, вместе попали в плен к австровенграм. Вернувшись с войны Антоныч вступил в партию большевиков и в 1931 году лично раскулачил своего друга, став на оставшийся период жизни — непримиримым врагом.

С той поры жил дед без радости и прежнего усердия , но про обиду свою ни с кем не делился, а в конце жизни пристрастился к рюмке и так, наверное, на время забывал произвол власти. Жить в то время с клеймом “кулак“ было непросто, но селяне уважали моего деда как мастера кузнечного, столярного и плотницкого дела .

В период сталинского правления жители нашего села не имели паспортов, а, соответственно, не могли по своему желанию менять место жительства . Поэтому в годы коллективизации население выросло до 1300 человек , а дворов в ту пору насчитывалось до - 319 . В конце 30-х годов организовали колхоз с тем же именем что и село “Дубрава“.

Руководил им многие годы Скопинцев Александр Кузьмич, уважаемый всеми человек .

Во время финской войны на фронт были призваны наиболее молодые мужчины , а на Великую Отечественную войну - все мужчины, пригодные к строевой службе.

Деревня опустела буквально в первый месяц войны. Вся забота о семье и о колхозе пала на плечи женщин, стариков и детей. Мой отец был призван на фронт 25 июня 1941 года. Многие односельчане не вернулись с войны, некоторые пришли кто без руки, кто без ноги, но довольные, что выжили в этом аду. На груди у каждого вернувшегося воина висели ордена, медали за их мужество, отвагу и доблесть. Но были и те, кто провели долгие месяцы и годы в фашистских концлагерях и были освобождены Красной Армией.

Хлебнули горя эти ребята ничуть не менее, чем в действующей армии. Сначала к ним относились осторожно, но вскоре ко всем пришло понимание , что они ни в чем неповинны.

Семьям, потерявшие отцов и близких родных было тяжело прокормить, обуть и одеть детишек и опять женщины, простые крестьянки, проявили чудеса безмолвного героизма и вытащили своих детей из казалось бы запредельного состояния в нормальную жизнь, да и дети, хорошо понимая весь трагизм происшедшего, помогали своим матерям, как могли и старались не омрачать их души и сердца . Я все чаще ловлю себя на мысли, что без русских вот таких женщин, как наши площанские крестьянки, Россия не раз могла не сдюжить. Надеюсь, что это будет и впредь так. Главное меньше всякого гламура, бессмысленных тусовок, сохранить побольше истинной женственности, целомудрия и любовь к людям и к жизни. Очень важно вернуть в свои сердца и души Бога и тогда все получится.

После войны в селе были открыты библиотека , медицинский пункт , промтоварный и продовольственный магазины, дети обучались в двух начальных школах и посещали клуб.

Семилетнее и чуть позже восьмилетнее образование ребята получали в школе колхозной молодежи /ШКМ/, расположенной в чистом поле на берегу реки равноудаленно от трех ближайших деревень.

В колхозе «Дубрава» имелось довольно большое поголовье скота, кур и лошадей. В двух конюшнях было не менее 100-120 рабочих коней и сопутствующие им резервы молодняка. Колхозники выращивали рожь, пшеницу, горох, ячмень, овес, коноплю, просо, махорку, картофель и овощи, сахарную и кормовую свеклу, производили молоко, мясо и куриное яйцо. Имелась бахча, где росли очень вкусные сахарные помидоры и огурцы.

Послевоенные годы были нелегким периодом для народа страны и особенно крестьян.

Из колхозных амбаров власть выгребала почти все , за исключением семенного материала. Колхозники, да и мы , их дети значительно недоедали, ибо каждый двор был обязан в срок и надлежащем объеме сдать продовольственный налог в закрома Родины через Сельпо, т. е. потребкооперацию.

Жившие в городе наши родственники тогда питались лучше нас , хотя у них не было огорода, коровы, свиней, овец и кур. Зарплату колхозникам не платили , а на трудодни выдавали в основном зерно ржи и пшеницы , которых явно не хватало на сносное пропитание. Пшеничная мука относилась к дефицитному продукту и выпечка пирогов, пирожков, блинов и булочек всегда происходила в дни каких-то больших торжеств.

Родители усердно старались, чтобы дети на фоне витаминной недостаточности и нарушения минерального обмена веществ не заболели рахитом. С этой целью все детишки села пили очень противный на вкус и запах рыбий жир.

Несмотря на то, что все наши односельчане жили просто и нуждались в лучшем питании и в лучшем одевании, тем не менее люди не унывали и трудились много, радостно, а часто бывало и с песней. В воздухе висел дух Великой Победы и все верили в скорое светлое будущее страны и каждого отдельного человека.

Рабочей силе в колхозе”Дубрава” в зимнее время недоставало работы и особенно женщинам. Зато с весны и до поздней осени село гудело подобно пчелиному улью. После работы на полях и фермах колхоза, земляки еще трудились в своем домашнем хозяйстве, ведь в каждом дворе имелись кормилица-корова и сопутствующий ей молодняк, свиньи, куры,овцы, а в 60-х годах пришла мода на гусей и уток.

В моей детской памяти сохранились такие яркие впечатления, когда дубравские женщины и девушки летним утром долго - долго шли мимо нашего дома с шутками, песнями и задорным смехом группами на поля за околицей, чтобы прополоть посевы проса, свеклы или других культур. Им не было счета. Если взять, что на полевые работы выходило в среднем со двора по одной женщине, то их было не менее 300 человек. Не знаю, кого как, а меня как бывшего организатора полевого производства впечатляет. Перед моими глазами стоит также безбрежное поле ржи за селом, где мужики косами со спецкрюками скашивают ее в валок, а женщины вяжут снопы и укладывают их в необычные копны-суслоны. Другая часть женщин жнет рожь серпами, увязывает в снопы и укладывает их все в те же суслоны для просушивания хлебной массы .

Потрясающая панорама труда на фоне жаркого августовского лета. В своей жизни ничего подобного я больше не видел. Вся деревня кроме детей и стариков в поле, одержимая идеей во что бы то ни стало убрать вовремя хлеб и от этого будет зависеть завтра жизнь их семей и страны .

Изначально в колхозе при каждом дворе на заднем плане размещался земельный надел в 50 соток, куда входила и придомовая территория. На этом участке жители села выращивали картофель, рожь, просо, овощи, помидоры, огурцы, свеклу столовую, сахарную и кормовую, морковь, коноплю и даже иногда махорку для ее продажи Моршанской табачной фабрике.

Электрификация в село пришла в 1956-1957 годы, но подача электроэнергии осуществлялась вплоть до 1964 года непостоянно, как сейчас говорят с веерным отключением. В районе не хватало мощности и вся деревня освещалась за счет керосиновых ламп разной так называемой линейности, т.е. мощности света. Керосин закупался в магазине и неофициально из бензовоза военного аэродромного обслуживания по цене 1 ведро за 1 рубль. Отец порой покупал до 200 литров.

Радиофикация села проводилась в 1953-1954 годах и послушать по радио детские спектакли и песенки было пределом мечтаний. Наши люди помимо газет уже знали оперативно новости о стране.

День наш начинался с Гимна Советского Союза, а после с дикторского голоса «Доброе утро, товарищи, начинаем утреннюю гимнастику». Занятие проводил преподаватель Гордеев. Хотя рупорное радио на Выселках висело по некоторым данным и во время войны перед домом дяди Яши Щепинова, которое постоянно информировало о ходе боев на фронте. Этот рупор принес и радостную весть и о Великой Победе. Вся деревня тогда собралась у этого радио, радовались, смеялись и оплакивали тех, кто погиб на этой бесчеловечной бойне. Помню хорошо сигналы первого искусственного спутника земли, октябрь 1957 года, передаваемого по радио. Радио для нас в то время считалось окном в мир.

В 1956 году я пошел в первый класс Выселской начальной школы, директорствовала которой Фаина Григорьевна Соколина. Школа насчитывала до 40 учеников. Первым моим классным руководителем была Соловьева Анастасия Петровна.

В это время на Выселках только появилось электричество, но занятия очень часто велись в зимнее время рано утром в школе и выполнение домашних заданий при свете керосиновых ламп.

В конце 50-х и начале 60-х годов в большинстве домашних хозяйств Выселок были заложены плодовые сады с яблонями, вишнями, крыжовником, малиной и смородиной площадью от 3 до 5 соток . Все было осуществлено благодаря инициативе и поддержки дяди Саши Американца. Уже через 5-6 лет выселские семьи могли себе позволить скушать яблоки и ягоды из собственного сада.

Мои земляки всегда ценили землю и усердно ухаживали за ней. Все земельные наделы, как правило, подвергались прополке, перекопке, подкашиванию и посеву.

Территория моей деревни до 1985 года всегда выглядела ухоженной и опрятной.

В совхозе земельный надел постоянно уменьшался, сначала до 30 , затем до 25, а в конце существования советской власти до 15 соток. Власть считала ,что основное время крестьяне должны были уделять общественным полям и фермам.

Многие годы селом и ее производством управлял Ходяков Михаил Никифорович.

Имея начальное образование, он обладал от природы организаторским талантом и на протяжении 18 лет, вернувшись с войны, правда не сразу, сначала возглавлял колхоз “Дубрава“, затем после череды модных реорганизаций управлял дубравским отделением совхоза “Моршанский“. По мнению односельчан, Михаил был жестким руководителем. За крутой, строгий и требовательный нрав односельчане за глаза называли иногда его “наш Сталин“. Ему не хватало душевного тепла , умения и терпения слышать и слушать людей. Его побаивались все подчиненные и он редко выслушивал иные аргументы и обоснования. Стиль его управления был авторитарным и соответствовал духу времени, который предполагал беспрекословного повиновения от народных масс. Поэтому Михаил типично представлял образ руководителя того времени со всеми его недостатками и достоинствами. Иных руководителей система как правило отвергала. Власть считала, что людей следует держать в “ежовых рукавицах“ . Она их и держала. Они безропотно переносили к примеру такую дискриминацию, как оплата труда по географическому признаку. За одну и ту работу моим односельчанам платили почти до 2-х раз меньше, чем работникам села Крюково или 1 - Питерки. Негласно считалось, что площане доберут свое на валке валенок. Такой порядок существовал и после того, как Михаил Никифорович оставил пост управляющего отделением.

Моему отцу за 30 дней скирдования сена и соломы заплатили чуть более 35 рублей, а с его слов у ребят с Хлопщины почти за тот же объем зарплата превысила 50 рублей.

С осени 1967 до лета 1968 года мне довелось поработать в совхозе за отца , готовясь к поступлению в институт, а папа в это время занимался валенками. В составе 10 - 12 лошадиных санных повозок я ездил в лес за сеном, запрягая коня в 7 часов утра и распрягая его в 19 часов вечера. Длительное время стояла жесткая морозная погода, от 25 до 30 градусов мороза. За такой рейс, а он был единственным за день , хозяйство начисляло всем моим коллегам и мне по 1 рублю 19 копеек. Буханка черного хлеба тогда стоила 14 - 16 копеек , а батон - 20- 22 копейки.

Все это выглядело как беспросветное явление. При таком отношении у людей явно не было ни настоящей, ни будущей перспективы. Многие молодые жители, да и возрастные с охотой устраивались на работу в райцентре каменщиками, штукатурами и по другим профессиям, ежедневно преодолевая пешком расстояние от Дубравы до Моршанска.

Их зарплата в разы превышала совхозную и с той минуты они никогда не помышляли вернуться на работу в деревню. Выводы делайте сами.

Тем не менее Михаил Никифорович был заслуженным человеком и сделал многое для страны. В статье газеты “Согласие“ от 15 августа 2011 года за номером 50 под рубрикой “Дела и люди“ засвидетельствовано, что Михаил Никифорович служил в десантных войсках и по долгу службы на момент начала блокады он оказался в Ленинграде, и вынужден был там находится до ее снятия . Едва живого вместе с некоторыми другими ленинградцами его вывезли из города на Неве в Пензенскую область, в деревню Хуны.

Когда родные получили об этом весточку, то жена и сестра поехали его навещать.

Михаила Никифоровича было трудно узнать, он выглядел подростком. Молодой организм, слава Богу, быстро шел на поправку, и через два месяца Михаил снова был на фронте в своей части. Там, в десантных войсках, он воевал до Дня Победы.

За проявленные мужество и героизм Михаил Никифорович имел множество государственных наград, в том числе ордена Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медали “За отвагу“ и “За боевые заслуги”.

В период “хрущевской оттепели “ в 1957-1958 г.г. на левом берегу речки со склоном на юг был заложен приличный по площади плодовый сад , в котором выращивались яблоки, вишня, крыжовник и смородина. Садоводом был определен Чуженьков Александр, по прозвищу Американец. Дядя Саша являлся авторитетной личностью в селе. Он не пил, не курил и не употреблял в обиходе ненормативной лексики, принимал всегда взвешенные решения, был очень бережливым, аккуратным и мудрым человеком, занимался пчелами, знал немало агроприемов в земледелии и садоводстве. Дядя Саша относился к числу тех людей, которые за счет аналитического ума учились всему на практике.

Односельчане часто советовались с ним по многим вопросам ведения хозяйства . Вместе с тем некоторые из них недолюбливали его по причине несхожести с ними в своем поведении, поэтому он, наверное, и получил прозвище “Американец”, т. е. далекий своим образом жизни от многих.

Начиная с конца 60-х годов, село за десятилетие практически полностью обновило свои дома. Этот момент в правлении Н. С. Хрущева сегодня никем не замечается и никак не анализируется. Победители были достойны такого внимания. Дома строили даже женщины, не дождавшиеся своих мужей с войны .

В послевоенные и последующие годы сельское хозяйство страны постоянно реформировалось и это не могло не оставить своих последствий на моем родном селе. При укрупнении хозяйств село отошло к совхозу “Моршанский “ и все строительство перебазировалось на центральную усадьбу вновь образовавшегося сельхозпредприятия , куда с радостью переселялись многие работники Дубравы.

Колхоз “Дубрава” просуществовал до начала 60-х годов, а затем его воссоединили с колхозом “Комсомолец“, куда входили села - 1-я и 2-я Питерка и как полноценное отделение присоединили к совхозу “Моршанский“.

Личное приусадебное хозяйство и изготовление валенок приносили весомый доход моим землякам. В колхозе их труд оценивался очень часто мизерными трудоднями, а в совхозе - кабальными расценками и такой же оплатой. Мужики за 3 - 4 дня на валенках зарабатывали столько , сколько за 30 дней работы в совхозе. Пара валенок детского размера из шерсти заказчика стоила до 5 руб . , женского - до 8 руб. и мужского от 10 до 12 руб.

На эти деньги семьи обеспечивали себя по тем временам приличным материальным достатком, строили дома, кормились и одевались, растили и учили своих многочисленных детей, давая им образование.

В начальный период совхозного строительства по чьей-то не очень умной идеи проводили агитацию среди крестьян страны об освобождении их от непосильного труда в общественном и одновременно в личном хозяйстве. Предлагалось всех коров сдать в совхоз, а молоко можно было бы получать на ферме. Идея, сочиненная вдали от реальной жизни, умерла еще не родившись. А вот второе сумасбродное дело все-таки нашло свое продолжение.

По мнению моих родителей и их ровесников лучшим периодом жизни следует считать период правления страной Брежневым Леонидом Ильичом - 1964 - 1983 годы.

Животных развели по разрешенному желанию , что позволяло круглый год питаться каждой семье молочной и мясной продукцией собственного производства, употреблять овощи и фрукты со своего огорода и сада. Качество еды в то время было безупречным.

Многие жители села выпекали свой ржаной хлеб почти до середины 60- х годов . Запах хлеба из печных труб был очень ощутим зимним утром.

За свою жизнь мне пришлось побывать во многих российских деревнях, ознакомиться с их культурой , бытом и кухней, но я нигде и никогда не встречал многих дубравских блюд, таких как каша-сливуха, ржаной хлебный квас, саламата - мучная кашица и оригинальный свекольник, представляющий собой запеченное в чугунке кубики сахарной свеклы с ржаным тестом в русской печке.

Про брежневский период правления моя мама говорила , что наступила хорошая жизнь и теперь только надо не лениться. Согласен полностью с ее выводом.

В 24 года я покинул отчий дом. Безусловно, за четверть века мне вольно иль невольно удалось познать и впитать уклад жизни родной деревни, ее обычаи и традиции, вникнуть в ее нравственное и духовное состояние, которые по-моему не смогла кардинально изменить даже тотальная пропаганда советской власти.

В феврале 1918 года советы приняли декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началось повсеместное изъятие церковных ценностей и закрытие Церквей, снятие колоколов, массовый арест священников и их расстрел. Народ сопротивлялся, но вооруженные отряды богоборцев фанатично исполняли решения власти.

Из 121 храма, имеющихся на начало 20 века в Моршанском уезде лишь сохранилась чудом уцелевшая церковь Николая Чудотворца слободы Базево, в которой крестились скорее всего все мои братья и сестры, а также наши односельчане. В этой церкви моя мама и родная тетя Балашова Евдокия тайно крестили и моих сыновей, Андрея и Ивана, кажется летом 1983 года.

Примерно в 1930 - 1936 г.г. была закрыта и Казанская церковь в селе Плоская Дубрава, здание которой стали использовать как складское помещение для колхозных нужд, а дом священников - под начальную школу. Следует предположить, что это было за всю историю села второе здание храма, построенного взамен обветшалого храма пророка Илии, возведенного в конце 17 или в начале 18 века. По церковным документам 1841 - 1842 г. г. в нашем селе в это время здание пришло в негодность и по просьбе благочинного произошло причисление к церкви села Крюково жителей села Плоская Дубрава.

Когда был построен новый храм в нашем селе, освященный в честь иконы Казанской Божией Матери, достоверных данных не имеется, но смею предположить, что где-то вскоре за названной выше датой, так как деревянные конструкции к 1960 году, а это в обзоре моей памяти были сильно изношены. Образ Божией Матери “Достойно есть “ прославился в нашем селе и был особо почитаемый моими земляками. Со дня освящения храма главным православным, т.е. престольным, праздником родной деревни стал день 4 ноября каждого года - Казанская . Народ чтил этот день и даже при развитом социализме старался в этот день не работать и накрывать по высшему разряду столы необыденными яствами. На престольный, как правило, приходили гости из соседних деревень и в свою очередь наши родственники посещали их престольный праздник. В Котельном такой праздник отмечался на Ильин день, 2 августа.

Кстати, моему брату-близнецу Михаилу удалось с помощью своих приятелей раздобыть архивные данные патриархии о переписи 1899 года жителей села Плоская Дубрава, проведенные священником Павлом Богоявленским Казанской церкви. Значит, последнее здание храма в нашем селе было построено в промежутке лет с 1842 по 1899 годы. В это время деревня насчитывала 223 двора.

В 20-ом веке православная церковь повсеместно подверглась разорению и поруганию, но власти не смогли вытравить веру в Бога из душ христиан. Несомненно, жертвой безбожия в первую очередь стала молодежь, обучающаяся в школах, где вместо Закона Божьего стали преподавать азы атеизма. Урожденные в 20 и 30 годах прошлого столетия односельчане открыто не афишировали свою веру, но продолжали крестить тайно своих детей и отпевать усопших христиан вплоть до исчезновения советской власти.

Совершали отпевание, как правило, пожилые овдовевшие женщины, носившие одежду черных тонов и получившие в народе звание монашек. Власть не пыталась наложить на их деятельность запрета, подразумевая, что с естественным уходом их из жизни само собой уйдет и православное вероисповедание. Не случилось: ушла власть, а вера осталась и вышла из подполья, с каждым годом чудесным образом воскрешая порушенные храмы и монастыри.

Жили ли наши отцы и деды с Богом и по-божески? Ответ один: да. Я помню, что многие односельчане испытывали страх перед Богом за свои недобрые поступки и сетовали, что Бог накажет, Бог покарает. Все они ведали, что Бог созерцает их жизнь и старались жить с уважением друг к другу. В их отношениях господствовали доброжелательность, терпение, взаимная выручка и любовь в христианском понимании этой добродетели, когда ты никому не желаешь чего-то плохого. Многие из них имели светлые души и сердца, ревниво заботились о чистоте своих поступков.

Конечно, в контактах моих земляков иногда случались ссоры , возникали обиды и даже драки, но все это происходило на фоне эмоционального всплеска, точечно, не масштабно и чаще всего скоротечно. Подравшиеся мужики по пьянке старались как можно быстрее установить перемирие, прибегая , как правило , опять к этой же пьянке . Женщины просили друг у друга прощения и сетовали на то ,что бес попутал . Покается и помириться считались важнейшими деяниями православно верующих людей , кем и были мои земляки . Но были среди них , наверное , и атеисты , отрицающие Бога и его учение , хотя и они часто были не прочь в православные праздники обильно выпить и потрапезничать .

В свою очередь верующие селяне с удовольствием отмечали все светские советские праздники и не делали из этого никакой трагедии .

В преимущественной части домов села светлый угол передней комнаты отводился под иконостас, перед которым висела лампада с елейным маслом и стоял небольшой столик, где размещали в праздники зажженные свечи . Лампада горела в дни великих православных торжеств длительно и круглосуточно . В ночное время , пройдясь по селу, сразу можно было определить , где живут верующие , а где - безбожники .

Советская пропаганда “ успешно “ внедряло в сознание молодежи безбожье , сочинив по подобию заповедей Божьих моральный кодекс строителей коммунизма , усилив его беспощадной классовой борьбой и непримеримостью к любому врагу . Дети как губка впитавали атеизм и без сомнений , а вот селяне старших поколений, особенно повидавшие войну, сомневались в доказательности отсутствия Бога .

Избы в нашей деревне строились по проектам пятистенок , где в передней комнате возводили для отопления печь- голландку , а в задней - выкладывали приличную по размерам русскую печь и в ее дымоход врезали металлическую печь - чугунку . В русской печи не только готовили пищу особого вкуса , но выпекали хлеб и использовали ее в качестве сушилки валенок , а у многих она являлась спальным местом пожилых людей .

Впереди избы на расстоянии примерно 7 - 8 метров от дома и 2 - х метров от дороги селяне строили так называемые мазанки из глининых саманов и крытые соломой . Одну часть мазанки использовали для хранения дров и угля , а во второй содержались сусеки ,большие деревянные ящики для зерна и муки . Здесь также размещались койки , где отдыхали в летний зной родители и дети , наслаждаясь прохладой этого сооружения. Это нехитрое строительное сооружение использовалось также для временного проживания и сохранения домашнего имущества в случае, если подвергался пожару основной дом.

За домом строились сараи для животных , называемые катухи , где в своих отделениях содержались корова , бычки , свиньи , овцы , гуси и куры . На огороде в 50 - 70 метрах от дома обустраивалась рига / овин / , где хранили запасы сена и соломы, а в более поздние времена это место служило для обмолота хлебов. Мне посчастливилось захватить обмолот хлебной массы цепами. Я сам в свои 10-11 лет научился ими работать.

Особая статья жизненных забот для моих земляков - это воспитание детей, которых почти в каждой семье было немало . Детей старались в наше время как можно раньше привлекать к труду . Родители понимали , что успех в праведной жизни может быть достигнут только трудом и делали все , чтобы их дитя выросло достойным человеком и им не было стыдно за него . Не важно кем он будет строителем или токарем , агрономом или трактористом , главное , чтобы он был в первую очередь человеком , полезным обществу и семье . Поэтому детский труд тогда считался средством воспитания ребенка , а не средством насилия и издевательства над ним .

Безусловно , родители уже с 5 - 6 лет , иногд

Ivan i Valentina
08.03.2017 20:13

Безусловно , родители уже с 5 - 6 лет , иногда и раньше заставляли , обязывали и заинтересовывали детей к исполнению работ, но только посильных для ребенка . В этом возрасте дитя постепенно привыкал к требованиям жизни и не формировал в своем характере иждивенческие настроения . К 9 - 10 годам у детей вырабатывалась потребность в чем- то помочь родителям, а именно : принести дрова для печки , корма для коровы , убрать двор и т.п. Дел на деревенском подворье делать не переделать . Вместе с учебой этот труд закладывал основы правильной жизни . Очень часто в то время колхоз , а затем и совхоз приглашали детей на заготовку сена в лесу и на скирдование соломы . Дети на волокушах из молодых деревцев лошадью подвозили сено к стогам или копны соломы веревкой к скирдам . За рабочий день ребенку платили примерно половину ставки взрослого и этот уровень оплаты позволял школьнику заработать для себя новые штаны и иногда ботинки в придачу. Но важнее всего воспитательный эффект : он заработал сам, на жаре, в гнусном гуле и укусах слепней и комаров .

Были ,безусловно , в жизни детей и радости . Родители всегда находили время своим детям для общения со сверстниками . Разнообразие детских игр не давало скучать никакой возрастной группе подростков . Вот основной перечень игр: песочница , куклы , дочки-матери, прятки , “в войну “, камешки, лапта , третий лишний , клек , чижик , городки , кругозайцы , лыжи , коньки , футбол , волейбол , баскетбол , шашки , шахматы и домино . Были и порочные игры на деньги - лото , карты , ляпа , орел, котел и пристенок . Дубравские дети часто посещали ивенский лес , собирая в нем ягоду земляники , лесопосадки - для сбора грибов , речки и пруды , где купались и ловили рыбу. Припоминается, что в первых классах начальной школы, преподаватели организовали из нас мобильные тимуровские отряды и направляли к овдовевшим женщинам в период войны, чтобы помочь им принести дрова, воду и выполнить ряд других посильных работ.

Посещали мы клуб, который предположительно был открыт в 1955-1956 году. Но первые фильмы житель села смотрел чуть ранее в 1953-1954 годах на открытой площадке, а точнее на стене церкви вывешивалось экранное полотнище и проектором подавалось на него изображение в темное время. Первым таким настенным фильмом был фильм о Чапаеве.

Библиотеку, распахнувшую двери в 1959 году, мы ребята посещали с особым восторгом, где уже можно было брать книги о войне.

Мои старшие сестры и братья, их ровесники свое общение в летние дни проводили на выгоне, где под гармонь организовывались танцы, а в зимние дни посещали так называемые «посиделки», это когда отдельные дома давали возможность ребятам собраться вместе и общаться на разные темы.

В Дубраве было несколько футбольных команд - на Выселках, в Деревушке, конец с серединой села и дубровские с неполным составом. Сборная Дубравы, состоящая из представителей всех улиц села, часто принимала команды с соседних деревень и делала встречи с ними на выезде. Проигрывали очень и очень редко .

Особо памятная традиция моей родной деревни - это свадьбы ,которые сохранили свою преемственность до наших дней и которые по своей драматургии представляли добротно отрежессированный спектакль. Во время свадьбы преимущественая часть села была вовлечена в серьезную и одновременно веселую игру по зарождению новой семьи .

Этот театр был доступен для созерцания всем . К основными зрителям, конечно, относились женщины, хорошо знающие и понимающие сценарий свадебных мероприятий .

Они замечали на этих смотринах все, а затем еще долго судачили о самых интересных моментах прошедшей свадьбы или об отклонениях в ней от давних обычаев .

Свадьба пела, плясала, шутила и смеялась три дня, два - в доме жениха и один день в доме невесты . Почему три дня , сказать сложно . Смею лишь только предположить, что Бог любит Троицу, а без Бога в этом деле не обойтись , так как браки заключаются на небесах .

Начиналось торжество с приезда жениха за невестой, сторонники которой без приличного на их взгляд “выкупа“ никак не соглашались выдать свой “ товар “ претенденту на ее руку и сердце. В этом торге всегда присутствовала импровизация на хитрые ходы и уловки, как покупающих, так и продающих, заканчивающиеся как и всегда последующей регистрацией в сельсовете и до 40-х годов - обязательным венчанием в церкви. Регистрация бракосочетания проходила как и сейчас при свидетелях , в присутствии близких родственников и друзей . В доме теперь уже мужа супружескую чету встречали родители с обеих сторон хлебом и солью, поздравляли ее с законным браком, напутствовали на долгую предстоящую жизнь и высказывали свои пожелания .

Параллельно с регистрацией сторонники невесты перевозили в дом жениха ее приданное, т.е. невестино имущество , доставшее ей в наследство от родных для начального облегчения в создании семьи . В передаче приданного также проводилась импровизированная купля-продажа и две мирно противоборствующие стороны торговались вещами приданного на потеху публики . Этот процесс особо был достоин внимания женщин села : им очень уж хотелось знать , насколько богата невеста . Часть приданного сразу же использовалась по назначению, а именно: застеливалась постель , вывешивались новые занавески и шторы на окна и двери , заменялись полотенца и т . д . Поговорить беззлобно уже было о чем до приезда молодоженов .

Столы, безусловно , накрывались заранее избранными людьми под руководством свекрови или стряпчей . Родители поздравляли своих детей с законным браком , желали благополучия молодым и объявляли о своем подарке для новой семьи. В свою очередь невеста одаривала свёкора и свекровь, крестного отца и крестную мать, близких родственников жениха рубахами, платьями или кофтами .

Далее для всех приглашенных предлагались так называемые “рюмки “, это когда паре гуляющих на подносе преподносились рюмки со спиртным напитком и эта пара , как правило муж и жена , произносили тост , опустошали рюмки и ложили на поднос свой подарок .

В правилах проведения свадеб предусматривался обязательный многократный проход жениха и невесты в свите многочисленных гостей по селу с песнями и плясками под аккомпанемент самого лучшего гармониста в округе . Люди выходили из домов навстречу свадьбе, кто желал, тот выпивал стопку спиртного за счастье молодых и искренне радовались этому событию .

Второй день свадьбы также продолжался в доме жениха. Очень рано, когда молодые еще пребывали в крепком сне, их будили ударами гончарных глиняных горшков о пол, разлетающихся на осколки. Невесте спешно предстояло встать с постели и подмести быстро и аккуратно черепки разбитой посуды веником под пристрастным контролем со стороны утренних” хулиганов”. Весь этот ранний процесс символизировал предстоящую их жизнь, что начинать надо каждый день, как можно раньше и заметать все осколки обид и мелких ссор прошедшего дня .

Здесь же требовательная “комиссия“ давала оценку работе молодой жене и придирчиво искала неубранные ей черепки. Вообще, все сводилось к простому, кто рано встает, тому Бог дает и что если бьется посуда, то жди удач .

Вскоре приходила основная масса гуляющих вчера и испытывающих острую потребность в похмелке. Короткий стол, поправка потерянного вчера здоровья , гармонь , пляски и появление “ ряженых “ с обеих сторон . С их приходом начиналось так называемое “ веселое утро “. Как правило , они были разодеты в придуманные ими никому неизвестные персонажи и начинались разыграваться различные импровизированные потешные сцены, вызывающие у всех интерес и неподдельный смех. Скоморошничали как обычно продолжительно и талантливо, потому что в этом не участвовали не умеющие веселиться люди .

“ Веселое утро “ также символизировало собой то обстоятельство, что жизнь каждого утра надо начинать с радостного настроения и в жизни всегда должно быть место смеху и шуткам . После прихода основной части гуляющих свадебная процессия направлялась опять в импровизированный поход за водой в ближайшие колодец или колонку, где молодая жена заполняла ведро водой , а молодой муж должен был доставить эту воду к родному очагу, продираясь в буквальном смысле слова через кордоны из желающих выплескать воду из ведра . “ Битва “ была не шуточной . Требовалось немало попыток, чтобы сколько - нибудь донести воды в ведре до дома . Жениху приходилось как всегда убегать от преследований , совершая обводки и финты в погоне. А свадьба, не останавливаясь , пела и плясала , уверенно зная , что муж проявит стойкость духа , крепость характера и донесет воду до дома во что бы то ни стало , чтобы зарекомендовать себя добытчиком семьи. Ряженные все это время держали смотрящую и гуляющую публику в напряжении и весельи .

Подходы к столам , чтобы выпить и закусить определялись по факту ситуации , а вот блинному изобилию на столах отводилось официальное время , вслед за походом по воду. Блины были, как правило, очень вкусными и пышными, хорошо промасленными натуральным сливочным маслом и подавались на стол с кислым молоком , которое являлось фирменной принадлежностью моего родного села. Это блюдо олицетворяло не столь далекое время , когда хлебные продукты из белой муки считались символом достатка и благополучия жизни . Поэтому вновь нареченным супругам желали этим блинным столом того же самого . В ряде случаев выпекался блин с дыркой наподобие бублика , который возлагали на тарелку с наполненными рюмками и преподносили гостям , чтобы они денежными монетами заполнили блинную брешь . Это тоже предполагало свой смысл , чтобы в жизни молодоженов не было прорехов и брешей , т.е. жизненой пустоты , неудач и непосильных скорбей .

На третий день послы от дома невесты утром приглашали всех гуляющих со стороны жениха отведать невестино гостеприимство . Представительство от жениха с гармонистом, шествуя по селу , пела и плясала и ему “ было мало неба и земли “ . Этот день не был заполнен каким - либо церемониальным событием и гуляющие основное время проводили в беседах между собой , хотя песни и частушки с плясками никто не отменял и они по-прежнему звучали и присутствовали в полной мере . Вечерело и день подходил к закату .

Прощались друг с другом, радуясь, что породнились на этой свадьбе . Через неделю теща приглашала своего зятя на пироги, давая, наверное, ему окончательно понять, что в жены он взял девицу из самодостаточной семьи .

Следует также отметить , что практически ни одна свадьба не проходила без благословления вступающих в брак . Проводили это действо с женихом его кресная мать , кресный отец и биологические его родители , когда жених , празднично одевшись , собирался ехать уже за невестой , чтобы законным образом зарегистрировать свой брак . В это время он испрашивал свое благословление на законный брак у названных выше родителей и получал почти формальное разрешение на женитьбу , ибо все уже давно было решено во время сватовства и тогда же эти лица давали свое согласие на предстоящий акт . Аналогично по той же схеме происходило в доме невесты и ее благословление , когда была одета фата и жених уже стоял у дверей . “ Бог благословит ! “ - и благословляющие осеняли крестным знамением свое чадо и говорили - “ Мир Вам да Любовь ! “ или “ Совет Вам да Любовь !”.

В реконструкции свадебных традиций мне усердно помогали Ходякова Вера Васильевна, по - уличному - Аэропланова и чета Чуженьковых , Михаил Сергеевич с Выселок и его супруга Мария Николаевна с Дубровского в девичестве Беляева . Еще очень отличительная традиция села дожила до дней моей юности- это шествие “гожих “ в светлые пасхальные дни по селу с целью , скорее всего, обозначится, что военкомат признал их годными для прохождения воинской службы и они в этом году весной или осенью приступят к исполнению своего священного долга по защите Отчизны ,т.е. призывники .

С песнями и частушками под гармонь “ гожие “ шли по селу, люди выходили из домов, давали приношения в виде денег , пасхальных яиц , пирожков и прочее и просили служить достойно, чтобы не позорить имя малой Родины. К шествию присоединялись ребята моложе “ гожих “ ,а также те ,кто уже прошел срочную службу по различным соображениям, кто из интересующего любопытства , а кто просто выпить задарма .

Пройдя все улицы деревни и набрав корзины явств, “ гожие “ превращали излишки яиц в самогон и начиналось маленькое пиршество с воспоминанием под смех всяких конфузных ситуаций в проведенном шествии . Некоторые из “ гожих “ к концу пиршества превращались в негожих двигаться и тогда , памятуя о доблестном братстве , что своих не бросают , доставляли их до дома . Последний раз такое мероприятие состоялось , по - моему , в 1967 году , а затем не оказалось “ буйных малых “ , способных на подобную организацию .

Жизнь в деревне , конечно , оставила свои следы в архивных данных патриархии и , несомненно , в архивах светской власти как дореволюционного , так и после революционного периодов . Документалистику, скорее всего , если долго искать , то можно найти . Но это будут в основном сухие цифры статистики и скупые строчки отчетов органов власти.

К счастью, есть много жизненных ситуаций , которые фиксировались начинающими фотографами села примерно с 1963 года и они сейчас безусловно, вызывают безмерный трепет у запечатленных участников тех событий . Среди первых фотолетописцев был и я - ваш покорный слуга. Кое что у меня сохранилось, но это капля в море ,а само море представлено, я считаю , личным архивом фотографий Чуженькова Михаила Сергеевича, в котором ,не исключено, задокументировано объективом не менее половины жителей Дубравы . Совсем недавно Миша бессеребренно выставил свое “ богатство” в “ Одноклассниках “ , а это мало - немало 800 фотографий. Точно знаю , что есть еще кратно больше .

Образно говоря, у него скопилось целое сокровище фотодокументалистики прошлой жизни села Плоская Дубрава . Лично я снимаю перед ним шляпу за его плодотворный и, ох , как сейчас востребованный труд и особенно для тех , кто родился , жил и имеет причастность к нашему селу , которое еще числится , слава Богу, на карте Моршанского района , Тамбовской области . Читал и с волнением читаю отзывы и благодарения о Мишиной работе . В них слышу учащенное сердцебиение , вижу удивленные глаза и неподдельную

ностальгию о том времени благодаря тому, что когда-то мама купила 14 - летнему парнишке простенький фотоаппарат “Смена “ и он как штатный фотограф не снимал его с плеча очень много и много лет , безропотно исполняя как будто чью - то волю , ибо коммерческий интерес в этом промысле в то время отсутствовал напрочь .

Как сейчас было бы трепетно каждому из нас увидеть неизвестное лицо родного деда или прадеда и прабабушки из тех далеких лет. Мишины фотографии дадут такой шанс многим внукам и правнукам.

За свой труд на благо всех своих земляков Миша вполне заслуживает от односельчан звание почетного гражданина села Плоская Дубрава.

Бытует утвердившееся планетное мнение, что русские в основном пьяницы , но когда дело доходит до трезвого анализа , то это очень и очень далеко не так . Но Бог с ними ! ! !

Мне же хотелось остановиться на отношении моих земляков к алкоголю и сказать то, что я ощущал в том далеком быту моей родной деревни по данной теме. Безусловно, алкоголь присутствовал в жизни моих земляков , но никогда не был для них самоцелью за исключением отдельных личностей , страдающих болезненно алкогольной зависимостью . Самогона в деревне было немало , но он не был постоянным и первоочередным продуктом потребления. Он в изобилии присутствовал на свадьбах , на проводах в армию , т. е. на крупных развлекательных программах . Хотя объективности ради следует сказать , что некоторые мужики села могли позволить себе и непредвиденный прием самогона в течении 1 - 3 дней . Делалось это ими скорее всего в целях психологической разгрузки своего организма .

Эти “ пьяницы “ в зимнее время встали в 3 -4 часа утра, летом тоже не залеживались и до выхода на основную работу успевали , как правило , с супругой свалять две пары валенок на взрослую ногу . Попробуйте это делать каждый день и многих из нас довольно быстро потянет в санаторий или к психологу. Ничего у наших отцов из этого не было, кроме “психотерапевтического самогона “ . Нагрузки физические и моральные были порой за пределами человеческих возможностей и поэтому они делали все , чтобы их дети выучились и не повторили их тяжкий жизненный путь .

Достаточно просто сказать , разве пьянице под силу воспитать и взрастить 3 - 4 детей и тем более 7- 10 ребят? Поэтому в этом вопросе прежде всего надо видеть главное .

Что же касается сильно пьющих , то они тоже присутствовали в деревне , как и все старались работать, но были сверх меры пристрастны к спиртному и быстро изнашивали свой организм. Жены не отвергали их и достойно несли свой крест.

Какую бы кто не взял тему человеческой жизни , то все сводится непосредственно к самому человеку. Люди - всегда являлись , являются и будут являться эпицентром бытия .

Ранее мной уже были даны очень краткие нравственные характеристики моих земляков, живущих во все лета 20-го века. Сейчас хотелось бы отметить тех, кто совершил заметные дела в своей жизни и таким образом прославил свою малую Родину .

Среди них уже ушедшие из земной жизни два Героя Советского Союза - Дурнов И.А. и Синельников П. А . ,получившие эти высокие звания на фронтах Великой Отечественной войны .

Это также родина Лебедева Николая Васильевича - доктора медицинских наук , главного врача Липецкой областной клинической больницы ;

- его старшего брата - Лебедева Владимира Васильевича - главного инженера - строителя завода “ Белинсксельмаш “ Пензенской области ;

- Прохорской Нины Васильевны - бывшего учителя по русскому языку и литературе, Большекуликовской средней школы - “ Отличника народного образования “.

- Чуженьковой Любови Васильевны - бывшей главной медицинской сестры детской Красносельской поликлиники г. Санкт - Петербурга , проработавшей по специальности в одном учреждении 57 лет и награжденная Красносельской администрацией медалью “ Ветеран труда “ , отличительными знаками “ За добросовестный труд “ и “ За верность долгу “ .

- Кочегарова Николая Захаровича - бывшего начальника мартеновского цеха Воронежского завода “ имени Коминтерна “.

- Ходякова Петра Никифоровича - бывшего начальника цеха завода “ Моршанскхиммаш “ .

- Ходякова Виктора Михайловича - бывшего заместителя командира дивизии по вооружению, подполковник .

  • Ходякова Михаила Васильевича — бывшего преподавателя Моршанского строительного техникума и профессионально строителя-практика.
  • Голубева Николая Васильевича - бывшего начальника цеха завода “ Севкабель” г. Санкт - Петербурга .
  • Поповой Людмилы Алексеевны — бывшего первого заместителя начальника управления по регулированию тарифов в Тамбовской области.
  • Кочегарова А . В. - начальника проектно - сметного отдела НИИ им. Бурденко г. Москва.
  • Фоминой Нины Владимировны — заместителя председателя областного суда Липецкой области.
  • Жмыровой Анастасии Ильиничны - бывшего заместителя председателя Моршанского райисполкома.
  • Голубева Михаила Михайловича — самого спортивного человека села. Неоднократного чемпиона области по комплексу ГТО, кандидата в мастера спорта по гиревому спорту, перворазрядника по легкой атлетике,лыжным гонкам и плаванию.
  • Чуженькова Ивана Николаевича — бывшего главного инженера проекта института « Тамбовгражданпроект».
  • Ходякова Ивана Васильевича — бывшего главного агронома Калининградской области, заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации.

- а также много других достойных и уважаемых земляков .

Колоритной фигурой среди селян слыл Кочегаров Никита Ильич , по - уличному Микита Вязков, человек недюжинной силы , местный богатырь , способный в телеге заменить заурядную лошадь. У него еще до войны был построен добротный кирпичный дом и заложен единственный в селе яблоневый сад, в котором мы , пацаны 60 - х годов , украдкой подбирали опавшие яблоки и с наслаждением кушали самый вкусный сорт яблок моего детства “ Малиновка “ . Дядя Микита погиб на войне ,но в памяти он долгое время являлся легендой , обросшей не небылицами , а реальными деяниями .

Вспоминая рассказы нашего отца , мой родной брат Михаил говорил , что дядя Микита на спор , становясь под брюхо лошади , переносил ее на несколько метров от первоначального места , легко , без особых усилий доносил до базара Моршанска под подмышками два мешка проса, играючи принимал на грудь выброшенную высоко вверх 2-х пудовую гирю, запрягался сам в телегу , когда обессилевшая лошадь уже не могла вытащить воз из какого - либо топкого места и с помощью других мужиков преодолевал это препятствие .

До войны и несколько после нее в нашей деревне в определенные праздничные дни проводились кулачные бои между выселскими , дубровскими мужиками и мужиками остального села. Дядя Микита не принимал участия в этом мероприятии по причине несоответствия своей силы с обычными людьми . Бывали случаи , когда противоборствующая стенка давила наших и отыграть ситуацию было сложно , тогда срочно бежали за дядей Микитой, появление которого и только присутствие его вселяло пораженческий дух в противника . Силу он, как мне кажется, применял на добрые дела, являясь истинным исполином души и духа. При этом он слыл мастеровым человеком и за день мог сложить русскую печь, что другим печникам было не под силу . Причем его печки грели значительно лучше, чем печи других мастеров .

Огромный вклад в демографическое развитие нашего села внесли почти все женщины Плоской Дубравы и особенно матери - героини . Среди них :

Кочегарова Евдокия Петровна - родившая и воспитавшая 11 детей , по - уличному Галдина .

Пономарева Вера Васильевна - по - уличному Аэропланова , родившая 11 детей и воспитавшая 9 детей , двое умерли во младенчестве .

Ходякова Анна Ивановна - по-уличному Рамочева, моя мама , родившая 9 и воспитавшая 8 детей .

Фомина Наталья Федоровна - по - уличному Ванюхина , родившая и воспитавшая 8 детей .

Женщин села , родивших 3 - 5 детей , посчитать сегодня не просто . Так что спасибо им за то , что они за считанные годы смогли восстановить людские потери на войне .

Их труд стал доблестью и будущей опорой страны . Царствия Небесного им и их мужьям !

Также в нашей деревне родились и жили немало людей , способных потешить народ и имеющих дар рассказчика . К таким можно смело отнести моего брата - близнеца Муська, Володю Бобика , Николая Фомка , который в проходе по селу под гармонь экспронтом сочинял частушку про жителя любого дома . Например, проходя мимо дяди Васи Штатного дома , он тут же выдавал частушечное трехстишье “ сосны, сосны , кому Штатный , а мне крестный “ . К сожалению , основная масса частушек попахивала похабщиной , но даже при этом ему нельзя было отказать в персональной особенности . Очень жаль еще и того , что Коля в пьяном угаре убил свою мать , совершив тягчайший грех .

Из более старших поколений мне помнится дядя Петяша Сурков и дядя Миша Сурков , тетя Люба Вильветка , которая имела удивительный дар актрисы и могла, по-моему,сыграть любую роль. Однажды я застрял в Москве по причине отсутствия билетов до Моршанска. 2 или 3 раза отстаивал очереди с надеждой на затерявшийся билетик . Напрасно . И вот Богом посланная тетя Люба . “ Не может быть “ - ответила она на мою малую беду . “ Ваня , давай десятку , придется переплатить “ - и в считанные секунды из сверхподвижной женщины превратилась в немощную немощь. Сгорбившись , не спеша пробираясь к окошку кассы , жалостливо говорила - “ Родненькие , вы мои , мне бы только спросить “ . Никто в очереди ей не перечил , а в кассе у нее все было давным — давно схвачено. Прожив приличный срок жизни понимаешь, что не всем удалось раскрыть свой яркий талант. Пример этому тетя Люба . Мне приятно было послушать анекдоты от Лебедева Василия Егоровича , по прозвищу Святой , что по сути недалеко от правды . Он был лучезарным человеком , светлым и согревающим. Его анекдоты были лишены крепкого словца , но имели мудрую мысль . К примеру . Приезжает генерал в часть на проверку , выстроил личный состав после строевой подготовки и спрашивает непосредственно солдат.

“ Как вам служится , бойцы ? “

“ Хорошо , товарищ генерал “ - отвечают бойцы .

“ На что жалуетесь , бойцы “. Ни на что , товарищ генерал .

“ Как кормят , бойцы ?” Хорошо, даже остается , товарищ генерал .

“ А остатки куда деваете ? “ Съедаем , товарищ генерал .

О всех мастерах деревни пошутить , конечно , не рассказать ,но обойти дядю Ваню Каблука, дядю Васю Галдина , дядю Леню Липаткина и дядю Егора Кулявого вниманием тоже будет неправильно. Все они шутили , как бы само собой и между прочем ,а получались приметные ситуации из их жизни , которые вызывали улыбку и смех и вошли в классику смешных сцен и моментов дубравской жизни . Их часто повторяли в цикле “ А , помнишь ..” Все они шутили беззлобно и безобидно .

Припоминается случай , когда идет под ручку с кем - то из сторожки конюшни через выгон к себе домой дядя Леня Липаткин очень сильно пьяненький и останавливается как вкопанный, говоря приятелю в лунный зимний вечер - “Погоди , сейчас столбы пройдут, тогда мы пойдем.“ Конечно , состояние дяди Лени печальное, но это у людей вызывало смех и поучало их не уподобляться такому .

Муж моей сестры Любы Чуженьков Иван Егорович , приезжая в отпуск в деревню обязательно наведовался в гости к дяде Пете Суркову , откуда приносил всегда массу комических зарисовок из их беседы . Помнится одна из них . “ Служил я в Одессе, пришел как-то на танцы . Вижу очень красивая стоит. Пригласил ее и как повел ,повел ее ,а она говорит , всем ты хорош , всем ты хорош ,только голос у тебя как у кобеля .” И таких комиксов от него было уйма и Егорыч, истинно уважающий его, часто любил пересказывать те беседы, наслаждаясь юмором от дяди Пети .

В 1985 году началась всеобщая непонятная, по-моему, никому перестройка государства . С этого момента село быстро приходит в упадок , а к своему 300-летнему юбилею давно уже исчезли школы, животноводческие фермы , закрылись магазины да и жителей всего осталось 125 человек в 79 дворах, в основном пенсионного возраста . Выселки почти в сплошь заросли жестоким кленом и обитаемых домов там осталось единицы .

Многие дома пришли в полную непригодность для жизни , часть домов выкуплены горожанами и используются в дачном варианте . кое - какие дома выкупили и перенесли на другие места жительства . Но не заросла еще дорожка к моей родной деревне , где упокоены на ее кладбище многие поколения людей , которые когда-то давным-давно на прилегающих ко двору огородах и к селу - полей выращивали себе и другим людям необходимое для жизни пропитание , выкашивали луга на сено , выращивали скот , строили дома и воспитывали многочисленных детей без нытья и терпеливо,крепя тем самым державную мощь в труднейшие годы политических бурь и катаклизмов . Всем им вечная наша память и всем им Царствия Небесного !

К сожалению, капитализм позволил зарасти нашим деревенским полям и огородам бурьяном.

В 1993 году к деревне была проложена асфальтная дорога , но эта мера властей , к сожалению, оказалась запоздалым актом по возвращению полноценной жизни в селе с истинно поэтическим названием Плоская Дубрава !!!

Уроженец села Ходяков Иван,

Ванек Рамочев

Ivan i Valentina
08.03.2017 20:14

Очень интересно и познавательно написано, зацепило с первых же строк. Узнала для себя много нового. Большое спасибо за Ваши воспоминания!

Olga
09.03.2017 21:01
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Плоская Дубрава

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


ВЯЖЛИ
Плоская Дубрава

Написать