ИСТОРИЯ, поселок Джабык.

Время основания, исторические события, факты - поселок Джабык Карталинский район Челябинская область

Исторический очерк

Не стоит забывать о том, что достоверность исторического материала невозможна без устных рассказов – воспоминаний, жителей поселка. Написанию работы предшествовал опрос, проведенный нами в посёлке.

Посёлок наш появился в 1928 году в продолжение железной дороги от станции Лес в сторону Магнитной горы, где молодая страна Советов решила построить огромный металлургический завод, ведь тогда для индустриализации государства необходим был металл, поэтому и начали строительство этой ж/д ветки. В те времена это была однопутка. Для укладки рельсов необходимы были шпалы, поэтому в районе современного 391 км был построен пункт лесозаготовок, где и производили железнодорожные шпалы. Рядом построили два камышовых барака для рабочих и их семей. 30 июня 1929 года в Магнитку прибыл первый поезд. Началось строительство металлургического завода и города вокруг него. Позднее решено было перенести станцию в более удобное место – ближе к станице Еленинской , – и в 1930 году было построено здание вокзала. Станция стала существовать как посёлок.

В то время здесь жили в основном семьи рабочих-железнодорожников, но со временем стали приезжать люди из других мест. Станция имела выгодное географическое и экономическое положение: вокруг находились старинные казацкие станицы, молодые колхозы и совхозы. Вскоре здесь был построен хлебоприёмный пункт, маслозавод, пекарня. Посёлок разрастался. В 1933-34 годах был уложен второй путь. С 1934 года, когда железная дорога стала Южно-Уральской, на станции Джабык население составляло более восьмисот жителей. Население было в основном молодёжное, в семьях были дети, их надо было учить, и поэтому 14 апреля 1935 года была открыта Джабыкская начальная школа. Но больше всего население посёлка увеличилось во время Великой Отечественной войны, ведь на Урал эвакуировали много людей. Жители нашего посёлка способствовали тому, чтобы составы с танками, снарядами, солдатами-добровольцами шли к линии фронта бесперебойно. Во время войны из посёлка Джабык ушли на фронт более 200 человек. Вернулись немногие. (К великому стыду за современников, монумент погибшим во время войны односельчанам был воздвигнут лишь в 1995 году к 50-летию Победы!)

После войны в 1951 году школу преобразовали в семилетку, а вот с 1956 года, когда было построено новое каменное здание школы, она стала восьмилетней. В 1961 году, когда не хватало учебных кабинетов для переполненных классов, к школе сделали кирпичную пристройку, где были 3 кабинета и огромные мастерские. В 1990 году наша школа стала девятилетней. В то время она была железнодорожной, её учредителем было Министерство Путей Сообщения, она носила номер 46. Позже (с 2003 года) нашу школу стали называть «Муниципальное Образовательное Учреждение Джабыкская основная общеобразовательная школа». С 2008 года школа стала филиалом Новокаолиновой СОШ. За годы своего существования школа выпустила более 2 тысяч выпускников.

У нашей школы богатая история, она очень тесно связана с историей посёлка. Многие выпускники прославили её, добившись в жизни высоких достижений. Среди них писатели, поэты, два заслуженных металлурга России, есть полный кавалер Трудового Красного знамени, четыре мастера спорта, кандидат медицинских наук, пять офицеров милиции, более десятка военных офицеров, есть и Герой России, участник чеченского конфликта, три воина-интернационалиста, служивших в Афганистане, 6 человек и сегодня служат в «горячих» точках. Более 30 выпускников выбрали профессию педагога. 68 лет наша школа находилась в ведении МПС, то есть была железнодорожной. Большинство выпускников после окончания школы становились железнодорожниками. Многие работают на своей родной станции. Таких выпускников более 60 человек. В школе за эти годы работали многие замечательные учителя. Свой след в душах детей оставили такие учителя, как: Пьянзина С.Ф., Фризен Е.П., Внукова В.В., Берестина И.К., Горбунова М.Д., Пономарёва А.С., Моторина А.Н., Постовалова Г.Я., Комаров Б.П., Меншиков Г.А., Малеев Е.П., Кузнецов Н.Л., Сафронова М.Г., Саргсян Г.И., Вовк В.И., Озерова Г.Ф., Торгумбаева С.А., Панкова Р.К., Ясинская Е.В., Кубасов Н.С. и многие-многие другие. За 77 лет школой руководили 14 директоров, в школе работали более 100 учителей. Дольше всех проработала педагогом Хлебникова Тамара Семёновна. Её стаж работы насчитывает 43 года, она дважды возглавляла школу, работала учителем биологии, географии и химии. Несколько лет она выручала школу, работая на пенсии. Эта замечательная женщина воспитала не одно поколение джабычан. Тамара Семёновна являлась заслуженным учителем России, имела звание «Отличник народного просвещения». К сожалению, 23 марта 2015 года Тамара Семёновна умерла. Память о ней останется в сердцах большинства джабычан.

Сегодня в нашей школе работают опытные учителя:

  • Батраева Любовь Николаевна,
  • Богданова Галина Николаевна,
  • Будаева Елена Евгеньевна,
  • Генералов Борис Васильевич,
  • Дрожжина Светлана Викторовна
  • Калашникова Наталья Васильевна,
  • Кизимова Екатерина Александровна,
  • Коровченко Татьяна Германовна,
  • Коровченко Мария Сергеевна,
  • Кузоваткина Лилия Валентиновна,
  • Курбанова Татьяна Алексеевна,
  • Плесовских Жанна Валерьевна,
  • Слюсарь Любовь Ивановна,
  • Шелкова Светлана Владимировна.

В 1948 году в посёлке был открыт каменно-щебёночный карьер. Начальником КЩК стал Хлебников Аркадий Георгиевич. Всю свою жизнь он проработал на этом предприятии. Карьер – это предприятие по добыче открытым способом песка и гранитного гравия, которые необходимы для строительства автомобильных дорог, железнодорожного полотна, для производства цемента, бетона и других строительных смесей. Карьер состоял из пяти уровней. Чтобы добыть камень, производили взрывы, тем самым, разбивая монолитность залегающих пород. Огромные бульдозеры сгребали булыжники, которые потом грузили в КрАЗы и подвозили к дробилке. Там камень дробили на щебень, который снова грузили в машины и перевозили к железной дороге для погрузки в вагоны. Отгружали также и песок. Щебень и песок, погрузив в вагоны, отправляли составами в Магнитогорск и другие южно-уральские города для строительства дорог, для изготовления цемента и строительства промышленных зданий.

После развала СССР наш карьер, как говорят, «передавался из рук в руки». То его передавали в подчинение Челябинска, то преобразовывали в ООО ВАЧА, то продавали в частные руки, а потом в 1995 году совсем бросили. Все монументальные здания – огромные мастерские, гаражи, заправка, контора, а также камнедробилка, насосная станция, бульдозеры – всё было разграблено. Что можно было, сдали на металлолом, что можно было продать, продали, что можно было сломать, сломали. Карьер стал очень быстро наполняться подземными водами. Берега, то есть песчаные отвалы, стали зарастать деревьями. На сегодняшний день Джабыкский карьер является не только достопримечательностью, ведь сюда едут отдыхать из славного, но загазованного города Магнитогорска многие его жители. Порой подъезжают даже свадебные кортежи. Ежегодно приезжают какие-то «чёрные нырятели» (то аквалангисты, то даже водолазы). Они пытаются добыть, отломать что-нибудь полезное, что ещё осталось на двух затонувших экскаваторах. Возможно, какому-нибудь предпринимателю придёт в голову открыть на берегах карьера базу или дом отдыха, санаторий или даже горнолыжный курорт (кататься можно будет на «бубликах», досках или горных лыжах с песчаных отвалов).

Ещё до войны, в 1933 году, в Джабыке было открыто хлебоприёмное предприятие. Здесь был элеватор, лаборатория, весовая станция, механический, деревообрабатывающий и слесарный цеха, контора, столовая и много-много складских помещений. Строительство предприятия было выгодным, так как вокруг посёлка находилось несколько колхозов и совхозов, где выращивали зерновые. Поэтому как нельзя лучше ХПП было построено около железной дороги. Сюда привозили зерно, сушили, хранили, грузили в вагоны и отправляли заказчикам. Во время войны это предприятие тоже играло важную роль в приближении Победы. После войны предприятие стало расширяться.

В 70-е годы вокруг ХПП стали строить дома для работников предприятия, построили магазины, фельдшерский пункт, клуб, новый двухэтажный детский сад. Провели центральное отопление для района Заготзерно. Были приобретены новые машины, оборудование, построена ещё одна весовая станция.

Также бал построен новый маслозавод, так как старый был скорее цехом, он не справлялся с подвозимой продукцией. На сегодняшний день маслозавода нет вообще – его здание снесли, а точнее – сравняли с лицом земли дикие предприниматели, которые повсеместно грабили на заброшенных объектах строительные материалы.

Очень много социальных объектов было открыто в советские годы. А вот с распадом СССР всё очень изменилось. Что-то стало лучше, а что-то навсегда исчезло из нашей жизни.

В процессе исследовательской работы мы встретились со старожилами нашего посёлка: Ефимовой Екатериной Ивановной – старейшая дежурная по станции (96 лет) (к сожалению, пока мы готовили работу, Екатерина Ивановна умерла январе 2012 года),

Сенкевичем Виктором Васильевичем – бывший директор ХПП, долгое время проработавший и много полезного сделавший для посёлка (74 года),

Тарасовой Марией Филимоновной – бывший продавцом Рабкоопа, председатель христианской общины посёлка Джабык (76 лет),

Сафиной Лидией Рахимкуловной – бывший товарный кассир станции Джабык (77 лет),

Ефимовым Юрием Николаевичем – бывший начальником станции (65 лет),

Ефимовой Надеждой Александровной – бывшая дежурная по станции (62 года)

Хлебниковой Тамарой Семёновной – бывший директор Джабыкской школы (82 года)

Батуриной Ниной Васильевной – бывший начальник отдела кадров Джабыкского каменно-щебёночного карьера (70 лет)

Галямовой Саниёй Бикмуаметовной – бывший билетный кассир станции Джабык (67 лет)

Павловым Алексеем Алексеевичем – бывшим электромонтёром телерадиосвязи (68 лет)

Благодаря их рассказам мы смогли исследовать взятую нами тему и создать эту краеведческую работу.

Elena
14.02.2016 20:30
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.