Здравствуйте, что для вас значит село Ириб?
Главная › Республика Дагестан › Чародинский район › село Ириб
Главная страница малой родины - село Ириб
Почтовый индекс: 368458
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации
Республика Дагестан Чародинский район село Ириб на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта село Ириб на карте: 42.160206, 46.817543
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Ириб (авар. Гӏириб) — село в центре Чародинского района Республики Дагестан, является административным центром муниципального образования Сельсовет «Ирибский».
Ириб, в прошлом столица Тленсерухского вольного общества — государственного образования из 13 сёл, сегодня является политическим центром общества Тленсерух.
В годы Кавказской войны жители села приняли активное участие в деятельности трёх имамов. В 1844 году Ириб стал резиденцией наместника Шамиля (мудира) в Южном Аваристане Даниял-бека Илисуйского. Почти одновременно здесь было построено сильное укрепление и размещён крупный воинский гарнизон, который по признаниям современников составлял «лучшее войско Шамиля».
После поражения Шамиля и до 1928 года — административный центр Тленсерухского участка в составе Гунибского округа Дагестана.
Население
Население — около 210 хозяйств (вместе с кутаном в Тарумовском районе), моноэтническое аварское село.
Ирибцы в Дагестане проживают, большей частью в Махачкале — более 300 хозяйств.
География
Аул Ириб расположен в горном ущелье, на левом берегу реки Тленсерух (один из притоков Кара-Койсу), у слияния её с речкой Дарган. Река Дарган делит село пополам.
Высота над уровнем мирового океана — 1648 метров.
Село расположено в 190 км к юго-западу от Махачкалы и в 10 км от районного центра — села Цуриб.
Ближайшие населённые пункты: на севере — сёла Хинуб и Мукрух, на западе — село Рульдаб, на юге — село Нукуш.
Этимология
Существует несколько версий происхождения названия села. В литературе по топономии Аварии приводится версия: название села произошло от слова «гӏор», что на аварском означает «река», то есть у реки. Вторая версия исходит от слова гӏири. С кесерского диалекта аварского языка это слово переводится как надгробная плита, которую, если верить местным преданиям, добывали в месте, где расположено село.
История
Село Ириб имеет богатую и древнюю историю, уходящую своими корнями в период Сасанидской империи. Для укрепления границ своего государства, её правители возвели в горах Кавказа целый ряд укреплений, среди которых был и Ириб. Арабские источники говорят об этом следующее:
Ануширван основал города Шабиран, Керкера и Баб ул-Абваб. А Абваб — это 360 замков и укреплений в горных ущельях.
Сохранившиеся в ауле старинные могильники, четыре крепостные, сторожевые, сигнальные и оборонительные башни с подземными сообщениями, также говорят о древности поселения.
В дошамилёвский период Ириб был столицей Тленсерухского вольного общества, территория которой охватывала большую часть современного Чародинского района.
Вплоть до вхождения в Северо-Кавказский имамат здесь действовали свои писанные законы. Так, если одно село нападет на другое, то с него взыскивались 30 овец. С человека, укравшего с пастбища что-либо, независимо от целей — 5 овец и возвращение украденного. С человека, присвоившего себе что-либо с горы Гочота (земли Кессера в долине реки Самур)) — будь то скот или что-нибудь другое — возвращение присвоенного и штраф — 50 овец. За разжигание вражды предусматривался штраф в размере 100 овец. За отрезание хвоста у коня, кобылы или мула — 10 овец хозяину животного, 1 бык вольному обществу. То есть основным видом наказания был штраф, который применялся с целью компенсации причиненного ущерба и дальнейшего недопущения правонарушения.
В конце XVII века ирибцы приняли участие в освобождении Белокан от грузин.
В начале XVIII века Казикумухский хан Сурхай, проводивший политику экспансии на запад, вторгся в Тленсерухское общество. Захватив аул Рис-ор, жители которого бежали в крепость Ириб, Сурхай решил овладеть столицей Тленсерухского общества. Однако на перевале между селом Косрода и местечком Маълиб, принадлежащим селу Ириб, он был разбит и вынужден уйти в свои владения.
В XVIII веке ирибцы, возглавляемые горским предводителем Хамдалатом, участвуют в разгроме Надир-шаха в Андалале. В эпической песне о разгроме Надир-шаха говорится:
Когда очень туго андалалцам пришлось,
Хамдалат ушёл за подмогой в сторону Бис-ор
Попросить помощи из общества Тленсер,
А Муртазаали в сторону Хунзаха ушёл,
Чтобы привести в Хициб хунзахскую рать.
Из этих строк видно, насколько тяжела была ситуация, если такие воины, как Хамдалат и Муртазали, должны были покинуть поле битвы и идти за помощью. К пятому дню сражения персидские войска перешли реку Цамтиор, и отогнали андалалцев к их центру — аулу Согратль. В тот же день пришла подмога из Тленсеруха и Хунзаха, после чего, спустя некоторое время, аварцы вынудили персов бежать.
Кавказская война
В период Кавказской войны жители села воевали на стороне имама Шамиля, Ириб стал центром Тленсерухского наибства, а также всего южного Аваристана. В 1844 году в аул прибыл наиб Шамиля, последний правитель Илисуйского султаната Даниял-бек, который основал здесь свою резиденцию.
В том же году главным инженером при Шамиле Юсуф-Хаджи Сафаровым в Ирибе была построена крепость. В ирибской крепости располагался крупный военный гарнизон из 550 воинов, собранных со всего Тленсеруха. Из них 300 были конные и 250 пешие.
За счет средств Даниял-бека, в селе была построена мечеть. Аул Ириб, во время войны, действительно был неприступным укрепленным пунктом, захватить аул российским войскам так и не удалось. По этому поводу различные авторы пишут:
Пути наступления с лезгинской линии (долины Алазани) и из южного Дагестана преграждались укрепленным аулом Ириб или Ири на Кара-Койсу, в котором находились 9 орудий и большие запасы провианта и пороха.
Ириб действительно есть неприступное место для враждующих против него. Его укрепление, строенное Шамилем, значительно по отношению к окружающей его местности, всюду представляющей собой укрепление.
Кроме того, из Ириба приходил самый большой доход в казну Имамата. Так, согласно записям Гаджи-Али, секретаря Шамиля, который вел учёт за всеми его приходами и расходами,
Самые большие доходы Шамиля были со стороны Ириба и Уллукале, где жили мухаджиры (ахтынские и кюринские лезгины). Откуда они делали набеги на Грузию, Акушу и другие места и из добыч своих пятую часть уделяли Шамилю.
Генерал царской армии и военный историк Р. А. Фадеев в своем труде «Шестьдесят лет Кавказской войны» называет Ириб «главным пунктом всего Дагестана», что весьма справедливо, учитывая, что по количеству арсенала и оборонительных построек аул занимал одну из лидирующих позиций в Имамате. То же самое отмечал другой русский генерал Бобровский Павел, в работе «История 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского Его Величества полка за 250 лет», исследователь Евгений Козубский в своих памятках по Дагестану и некоторые другие авторы.
В июне 1846 года к Ирибу двинулось 10-тысячное русское войско под командованием генерал-лейтенанта князя Аргутинского-Долгорукого, который грозился захватить аул. В свою очередь, Шамиль стянул к Ирибу отряды Даниял-бека и Кибит-Магомы и плотно окружил русское войско. Тогда Аргутинский-Долгорукий решился на отчаянную меру: он штурмом взял главную позицию горцев — вершину Маълиб — и отбросил неприятеля в ущелье. Тем временем горцы заняли все дороги для отступления русского отряда и вынудили последних покинуть местность обходным путём.
В середине 1848 года Шамиль снова обращает внимание на Ириб. Он решил на время поселиться в Ирибе, прислал сюда своих наибов, в том числе Хаджи-Мурата, затем совершил поход на Ахты.
14 августа 1859 года Даниял-бек сдал аулы Ириб и Дусрах генералу Врангелю. Через два дня Лезгинский отряд князя Меликова вступил в Ириб. После разрушения башен, крепости и вывоза хранившихся в нём 4 орудий, запасов пороха, снарядов, пуль и прочих военных запасов и устройства управления Тленсерухским обществом, князь Меликов, забрав с собою семейство и имущество Даниял-бека, покинул село.
Дагестанский историк Булач Гаджиев сообщает о намерении Шамиля перебраться в Ириб, если тот не удержится на Гунибе. Он пишет «Даниял-бек договорился с Шамилем, что, если последний не удержится на Гунибе, то со своим семейством переедет к нему в Ириб, имеющий достаточно вооружения и отменных храбрецов».. Близкий соратник имама Абдурахман Казикумухский, находившийся вместе с Шамилём, сообщает, что по пути следования к Гунибу к ним прибыл карахский наиб Курбанилмухаммед Бацадинский и предложил Шамилю отправиться вместе с ним в Ириб. Сподвижники Шамиля возразили: «Мы не в силах оказать сопротивление врагу в крепости Ириб. Мы должны сопротивляться в Гунибе». Не прислушавшись к совету карахского наиба, Шамиль всё же направился в Гуниб, где вскоре дал свой последний бой.
До окончания Кавказской войны в Ирибе была сосредоточена одна из крупнейших торговых площадок в Дагестане, здесь скрещивались пути, устраивались различные ярмарки. Согласно записям генерала Генштаба Российской армии Глиноецкого, посетившего село в 1860 году,
Ириб, в прежнее время, был одним из наиболее значительных аулов нагорного Дагестана в нём считалось до 120 семейств, и он служил как бы средоточием всей внутренней торговли западного Дагестана; в нём были многочисленные лавки, в которых, по выражению горцев, можно было достать все, что только угодно. Куяда доставляла сюда лучшее своё оружие, Андийцы свои знаменитые бурки, из Аварии привозили сюда тонкие и теплые сукна, вырабатываемые в самых горах и идущие на одежду жителей; наконец, сам Ириб славился седельным производством: его седла считались лучшими во всем Дагестане и даже в Закавказье. Теперь же пропало всякое торговое значение Ириба: вследствие постоянных войн и неразрывных с ними опустошений, упали те незначительные промышленности, которые прежде существовали в горах: так, например, теперь вовсе, кажется, прекратилась выделка знаменитых андийских бурок. Притом же, с падением Шамиля, вся торговля перешла в пункты, где расположены наиболее значительные части наших войск, и горцы отправляются туда для покупки всего им необходимого и для сбыта своих небогатых произведений.
Вследствие того, вместе с упадком торговли в Ирибе, торговые сношения с горцами стали усиливаться в Закаталах, Кумухе и в Темир-Хан-Шуре. Конечно, в прошедшем Ириб более всего обязан своим блестящим положением тому, что в нём имел постоянное своё местопребывание Даниель-Бек, бывший, прежде чем он передался Шамилю, генералом нашей службы. Весьма естественно, что и все потребности Даниель-Бека должны были быть более сложны, чем потребности простых горцев: он имел около себя как бы некоторого рода свой двор и скорее мог называться союзником, чем подвластным Шамиля. Поэтому неудивительно, что резиденция его приобрела некоторое значение в горах и что в ней проявлялись некоторое оживление и торговля. Но теперь, когда прекратилось это значение Ириба, он снова впал в разряд обыкновенных горских аулов, несмотря на то, что в нём имеет своё местопребывание наиб из туземных жителей, в ведении которого находится до 12 смежных аулов.
В составе России
В конце XIX века Тленсерухское наибство было переименовано в участок, в составе Гунибского округа. В 1886 году с селе впервые была проведена перепись населения: население Ириба составило 562 человека. Ириб оставался административным центром участка, вплоть до преобразования его в Чародинский район. Лишение статуса центра, по всей видимости, связано с тем, что в период гражданской войны ирибцы активно поддерживали противников большевизма. Так, ирибцы участвовали во взятии Темир-Хан Шуры, в неудачном походе на Порт-Петровск и в других действиях войск пятого имама. Идеологом и идейным вдохновителем ирибцев был престарелый Осман-дибир Ирибский, который одним из первых поддержал Нажмудина Гоцинского и Узун-Хаджи Салтинского. С приходом коммунистов к власти в ауле, как и по всей Аварии, началось массовое уничтожение исторических и религиозных книг на арабском языке.
В 1940—1960-е годы многие ирибцы, как и другие дагестанцы, переселились из горной местности на равнину.
Тухумы
Дарбишал —
Цӏиркьилал — самый многочисленный тухум в Ирибе.
Шунилал. — переселились из поселения Кудади, расположенного в 3 км от Ириба.
Ярагьанал — потомки окружения и родни наиба Ириба и Южной Аварии, мудира имама Шамиля — Даниял-бека, султана Илисуйского. Даниял перешёл на сторону Шамиля в июне 1844 года, и в том же году он и его родственники, окружение и наиболее мужественная часть илисуйцев ушли из сожженного царскими войсками Илису и основались в Ирибе.
Кварталы
Село делится на старый Ириб и новый Ириб, которые разделены рекой Дарган.
Старая часть села включает в себя следующие кварталы:
Ас-къватI — с аварского переводится как верхняя улица. Самый старый квартал в селе, основан в 563 году тухумом Паргадан.
Соли. Квартал был построен в конце XIII столетия тухумом Дарбишевых.
КӏулекI. Построен в XIV-XVII веках тухумом Шунилал. Один из центральных кварталов села, где находится ирибская мечеть.
Гванзу-къватI. Квартал построен в XIV-XVII века. Первоначально застраивался тухумом Шунилал. В 1844 году в квартале поселились беженцы из сожженного Илису.
Гъоркь къватI. В переводе с аварского — нижняя улица. Основан в XVI веке тухумом Циркьилал.
Щубад. С аварского — на краю. Построен в XVIII веке тухумом Цӏиркъилал.
Гъунол. Застраивался с XIV по XVII века. Первоначально здесь поселился тухум Шунилал. Вторая волна — Цӏиркъилал.
Гӏуракь. Первый дом построен в начале второй половины ХХ-го века. Здесь только три жилых дома, остальные строения — административные и общественные здания, построенные в 1960—1980-х годах. Это больница, школа, канцелярия колхоза, почта, клуб, детский сад, здание сельской администрации и десяток гаражей.Новый Ириб начал застраиваться во второй половине XX века. В него входят кварталы:
Улукь. Начал застраиваться с середины 1970-х годов. Строятся дома там и теперь.
Магъилъ. Первые дома построены здесь в конце 1970-х годов. Квартал в основном уже застроен.
Инхли. Начало его строительству положено в конце 1980-х годов. Наиболее активно застраиваемый квартал.
Галерея
См. также
Сельсовет «Ирибский»
Тленсерух
Даниял-бек
Подробнее
село Ириб на других сайтах
Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт
Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.
Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
К сожалению, записей нет! Но вы можете быть первым автором!
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Пользователи, связанные с н.п. село Ириб
К сожалению, здесь еще никто не отметился.
Новые комментарии
Ищу родственников, Набиев Ибрагим, Абдулаева...
Асаламу алейкум! Маарул т|альи т|аде бач|унеб...
Смотреть все
Новые записи
Новые фото
фитнес занятие
петля времени смотреть онлайн
формовочные смеси для литья
как называется вывеска на здании с названием организации
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex
Это помощник быстрой публикации вашего сообщения, пройдите 4 простых шага!
Загружаем...