Продавайте и покупайте стройостатки в телеграм чате вашего региона t.me/stroyost62
ГлавнаяРязанская областьРязанский районгород Рязань

Главная страница малой родины - город Рязань

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 390542
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Рязанская область Рязанский район город Рязань на карте




Координаты населенного пункта город Рязань на карте: 54.614969, 39.879899

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Ряза́нь (до 1778 года Переясла́вль-Ряза́нский) — один из древнейших городов России, административный центр Рязанской области, расположен на западе страны, в центре Восточно-Европейской равнины на берегу рек Трубежа, Лыбеди и Оки. Согласно найденным записям, основан в 1095 году.
В городе проживает 523 203 человек, с агломерацией население составляет 700 тыс. человек. Площадь городских территорий 224 км², средняя плотность населения 2,5 тыс. чел./км². Вместе с пригородными посёлками образует рязанский муниципалитет, а также является центром для одноимённого района. Город разделён на 4 городских и 1 курортный район, расположенный на левом берегу Оки посреди мещёрских лесов.
Древнейшая часть города, привлекающая туристов Рязанский кремль и его музеи входит в список особо ценных объектов культурного наследия России. Исторический центр представляет собой сохранившийся до наших дней памятник градостроительного искусства XVIII века. На его улицах находятся ансамбли каменной и деревянной застройки XVIII — начала XX веков, городские музеи, усадьбы и памятники архитектуры.
В Рязани расположено множество университетов и высших учебных заведений, которые привлекают студентов со всего мира. В 1915 в городе был открыт первый в России женский учительский институт — современный государственный университет. Рязанское высшее воздушно-десантное училище — главный учебный центр воздушно-десантных войск РФ, из-за чего город часто называют «столицей ВДВ».
Основные экономические отрасли города: медицина, радиоэлектроника, авиационная, космическая и пищевая промышленность, агротехнологии и нефтехимия. Широтный транспортный коридор Европа — Азия, на котором расположена Рязань обеспечивает экономике доступ ко всем видам транспорта. Железнодорожная линия, соединяющая Рязань с Москвой — одна из старейших в России.
В средние века Рязань — сторожевой форпост, а затем столица Великого Рязанского княжества, земли которого простирались от мещёрских лесов на севере до донских полей на юге. В 50 километрах ниже по течению Оки располагается древнее городище Старая Рязань, ныне археологический памятник. В 1778 году указом Екатерины II Переяславль-Рязанский был переименован в Рязань, получил первый генеральный план и стал центром Рязанской губернии, просуществовавшей до 1929 года. С 1937 года центр Рязанской области.
Городской муниципалитет состоит из совета города, составляющего 40 депутатов и Администрации во главе с мэром. Девиз Рязани, расположенный на гербе: «Славная история — достойное будущее».


Этимология
Название города представляет собой притяжательное прилагательное мужского рода Рѣзань (с суффиксом -jь-) от мужского имени Рѣзанъ. Само имя Рѣзанъ является краткой формой страдательного причастия резанный — так могли назвать младенца, «вырезанного из чрева матери». Таким образом, Рѣзань — «Резанов город». Под влиянием яканья безударное «е» превратилось «я», хотя формы с буквой «е» держались вплоть до середины XX века.
Первоначально термином «Резань» именовали всю территорию княжества, находившуюся на правобережной стороне Оки. Рязанский историк А. Г. Кузьмин в связи с этим выдвигает свою версию этимологии:

Оппоненты этой версии считают, что самоназвания, связанного с понятием «отрезанная земля», у рязанцев быть не могло, так как не было некоего единого главного первоначального государства, от которого Рязань могла бы быть отрезана.
Вплоть до середины XX века сельские жители левобережья Оки использовали выражение «поехать на Рязань», которое означало переправу через Оку на её правый берег. Предположительно именно это наименование края и послужило основой для названия древней столицы княжества — Рязани, а затем топоним перешёл и на современный город, именовавшийся в то время Переяславлем Рязанским — то есть Переяславль, расположенный в рязанском крае. Переяславль был переименован в Рязань в 1778 году Екатериной II в память о богатом историческом прошлом бывшей столицы княжества.
Помимо этих версий, существует множество других. Например, название города связывают со словом ряса — «топкое, болотистое место», с древними русскими монетами резань, с сортом мелких яблок. Русским востоковедом В. Ф. Минорским была выдвинута теория о тождестве топонимов Арсания и Рязань. Исследование происхождения и значения имени Рязань проводил краевед Н. В. Любомудров (1830—1897).
Современное название города — женского рода.


Физико-географическая характеристика


Географическое положение

Рязань располагается в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги в западной части Рязанской области на 54° северной широты и 39° восточной долготы.
Территория города составляет 224 км². Основная его часть располагается на высоком правом берегу Оки, 28 км² занимает курортный район Солотча на левом берегу Оки, удалённый от Рязани на 12 км.
Наивысшая точка Рязани — площадь 50-летия Октября, располагающаяся в Железнодорожном округе, самая низкая — в пойме старицы Оки в Солотче. Географический центр города, обозначенный памятным знаком, находится на пересечении улиц Гагарина и 4-я Линия.
Расстояние от центра Рязани до центра Москвы — 202 км, до Старой Рязани — 50 км.


Часовой пояс
Рязань находится в часовой зоне МСК (московское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00.
В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Рязани наступает в 12:21.


Климат

Климат города умеренно континентальный. По данным наблюдений за период с 1980 по 2010 г., среднегодовое количество осадков — около 580 мм, из которых 390 мм выпадает в период с апреля по октябрь. Для территории не характерны сильные ветры. В основном превалирует слабый и умеренный ветер западного и юго-западного направлений.
Лето в Рязани тёплое, возможен зной почти до +40 °C в тени. Зима умеренно холодная, в отдельные суровые зимы по ночам температура может опускаться ниже −40 °C. Такие существенные отклонения от нормы возможны при установлении блокирующего антициклона, воздушная масса в котором быстро прогревается или выхолаживается в зависимости от сезона.


Растительность

Рязань расположена на границе двух растительных зон, разделяемых Окой, — левобережной лесной (Мещёрская низменность) и правобережной лесостепной. Основная часть города находится на правом берегу Оки. Южная окраина национального парка Мещёрский входит в черту города в виде курортного района Солотча — здесь располагаются многочисленные базы отдыха, санатории и детские лагеря.
Одним из старейших лесных парков города является Рюмина роща, высаженная известным рязанским меценатом Г. В. Рюминым, построившим здесь свою усадьбу. Множество деревьев парка перешагнули 300-летний порог.
Другие крупные зелёные массивы города — Приокский лесопарк, Центральный городской парк (ЦПКиО), парк имени Ю. А. Гагарина, Луковский лес, парк Советско-Польского братства, Мемориальный парк. В 1960-е годы вокруг города было образовано зелёное кольцо из лесопосадок и садовых товариществ, служившее ограждением от крупных магистралей и промышленных предприятий. Часть этого кольца являются рекреационными лесами.
В городском озеленении и парках преобладают смешанные породы деревьев умеренной полосы: берёзы, клёны, каштаны, ясени, дубы, липы, рябины, ели, лиственницы, пихты, сосны. Во многих парках и на территориях детских садов и школ посажены плодовые деревья: яблони, груши, вишни, орешник. В Солотче преобладают хвойные породы.
Город украшают многочисленные цветочные композиции и вертикальные топиарные цветники.


Почвы

Почвы Рязани, как и всей области, формировались в основном на четвертичных наносах. Болотистые почвы преобладают неподалёку от Солотчи, их образованию способствовало избыточное увлажнение и слабый уклон рельефа. Здесь накапливаются органические вещества в виде торфа. Одна из крупнейших торфоразработок области — Солотчинское торфодобывающее предприятие с собственной узкоколейной железной дорогой — располагается именно там.
На побережье Оки находится узкая полоса подзолистых и дерново-подзолистых почв, они обладают высокой водопроницаемостью, благодаря чему растительность на них не страдает от избытка влаги.
Под приокскими поймами располагаются пойменные почвы, которые являются основой фонда естественных кормовых угодий. Эти почвы богаты наилком, благодаря чему поймы являются идеальным местом для кормовых пастбищ и угодий.
Чернозём для Рязани не характерен.


Гидрография

Основной водной артерией города является река Ока, на которой в районе Борковского затона располагается главный речной порт. Во время весеннего паводка Ока разливается по близлежащим поймам и лугам на территорию свыше 10 км, при этом уровень воды в ней поднимается в среднем на 8—9 м. В связи с этим некоторые городские районы, такие как Лесопарковый и Борки, специально спроектированы под ежегодное затопление, а пригородные посёлки Заокское и Коростово полностью отрезаются водой, превращаясь в острова с постоянным теплоходным сообщением.
Вода в Приокских поймах стоит до 4—5 недель, в лугах — 3—4 недели. В это время здесь откладывается небольшой слой наилка — питательного вещества, способствующего благоприятному росту кормовых и злаковых культур, возделывающихся на территории города и района.
Помимо Оки, по территории Рязани протекают около десятка малых рек. Крупнейшие из них — Трубеж, Лыбедь, Плетёнка и Павловка. Лыбедь почти на всём своём течении спрятана в подземный коллектор, образуя над собой пешеходный Лыбедский бульвар.
Большинство из водоёмов Рязани — пойменные озёра и озёра-старицы, являющиеся остатками старых русел Оки, менявшей своё течение на протяжении столетий. Крупнейшие водные массивы — сеть Борковских прудов — являются рукотворными затопленными песчаными карьерами с пологим мягким дном; здесь располагается сеть городских пляжей.
Неподалёку от Солотчи находятся экзогенные моренные озёра: Ласковское, Чёрненькое, Сегдено, Чёрное, Уржинское, прославленные в многочисленных рассказах К. Г. Паустовского. Между Ласковским и Чёрным озёрами проходит тропа писателя. Неподалёку от озёр располагаются обширные низменные болота, являющиеся рекреационными.


Животный мир

Ещё в XV—XVII веках в лесах, окружавших Рязань, водились крупные животные: волки, кабаны, лоси, медведи, косули. Сегодня среда их обитания — дремучие чащи, территории заповедников и заказников Рязанской области.
В парках и скверах города можно встретить ежей и кротов. В реках и озёрах Рязани водятся водоплавающие птицы, Ока и мелкие реки богаты рыбой.


История


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 35-м месте из 1120 городов Российской Федерации.
За годы советской власти население Рязани выросло более чем в 5 раз, при этом с 1939 года каждое десятилетие оно увеличивалось на 100 тысяч человек. В середине XX века Рязань участвовала в государственной программе предоставления жилья строителям Севера — многие рабочие предприятий, находящихся за Полярным кругом, впоследствии получили квартиры и регистрацию в городе. Некоторый спад активности роста прослеживался в 1990-е годы, совпавшие с общим демографическим спадом в стране.
Согласно данным 2013 года, в городе постоянно проживает 528 900 человек при стабильном росте населения. Ежедневные маятниковые миграции Рязанской агломерации и Московско-Рязанского транспортного узла обеспечивают город постоянным притоком жителей и квалифицированной рабочей силы. Многие горожане живут в загородных домах Рязанской и Московской областей, при этом работая и получая услуги в Рязани. Развитая транспортная и дорожная сеть способствует подобной миграции.

Национальный состав
Согласно данным Всероссийской переписи 2010 года в Рязани проживают представители следующих народов:

Русские: 95,8 %;
Украинцы: 0,8 %;
Белорусы: 0,3 %;
Армяне: 0,5 %;
Азербайджанцы: 0,3 %;
Мордва: 0,2 %;
Татары: 0,2 %;
Остальные: 1,9 %.
Национальный состав
По итогам переписи населения 2020 года проживали следующие национальности (национальности менее 0,1 % и другое, см. в сноске к строке «Другие»):


Символика
Герб и флаг города представляют собой изображение Князя, стоящего в золотом поле и держащего в правой руке серебряный меч, а в левой — серебряные ножны. Поднятый к груди меч символизируют защиту, но не нападение. Образ князя является собирательным образом защитника Родины и не имеет отношения к конкретному человеку.
Щит герба увенчан шапкой Мономаха, символизирующей статус столицы княжества и дополнен щитодержателями — серебряным конём и золотым грифоно-фениксом. Серебряный конь — дань самой первой, «рязанской печати», а грифоно-феникс символизирует вечное существование города и возрождение из пепла многочисленных пожаров и сражений. Герб обрамлён церемониальной цепью — должностным знаком главы муниципального образования и лентой с девизом Рязани — «Славная история — достойное будущее».
Гимном Рязани является композиция «О, Кремли!» в официальном исполнении Валентины Толкуновой. Также существует неофициальный десантный гимн города — «Столица ВДВ» в исполнении группы «Крылатая пехота».
Логотипом города является стилизованное изображение трёх куполов Успенского собора Рязанского кремля, которые видоизменяются для определённых акций и праздников.















Административное деление

Рязань разделена на 4 района города:

Советский,
Железнодорожный,
Московский,
Октябрьский.
Районы города не являются муниципальными образованиями.
Рязань является административным центром Рязанской области, городом областного значения, образующим самостоятельное муниципальное образование — городской округ город Рязань. Кроме того, в городе располагаются органы управления Рязанского района.
Курортный район Солотча, в свою очередь, представляет собой зелёный городской анклав, полностью окружённым Рязанским районом. Солотчинское шоссе, соединяющее микрорайон с центром Рязани, также административно относится к городу.
Рязанский кремль имеет особый статус федерального историко-архитектурного музея-заповедника.


Органы управления

Муниципалитет города Рязани — Рязанская городская дума — принимает городские законы и распоряжается бюджетом и муниципальным имуществом. Дума состоит из 40 депутатов. Половина из них выбирается по избирательным округам, остальные — по партийным спискам. Председатель городской думы — Татьяна Панфилова.
Мэр города — Виталий Артёмов. Главный кампус городских органов управления располагается в особняке Мальшина, фасады которого выходят на улицы Радищева, Свободы и Ленина. Городские департаменты и комитеты расположены в различных частях города.
Администрацией города Рязань разделена на 4 района и 26 городских территорий. Управление районами города осуществляют городские префекты. В городских префектурах горожане могут получить первичное обслуживание. Контроль над управлением в районах находится в руках Советов территорий, которых в городе 51. Советы, в свою очередь, избирают своих представителей в Общественную палату Рязани.
В городе работает молодёжный парламент, подготавливающий проекты законодательных инициатив, и молодёжная администрация, являющиеся центрами подготовки городских кадров. Работой с молодёжью также занимается штаб молодёжного актива.
В Рязани также располагаются областные органы управления: Рязанская областная дума, Правительство Рязанской области, штаб-квартира губернатора, управления федеральных государственных структур. В двух городских и одной загородной резиденции осуществляется приём на высшем уровне.


Награды

С середины XX века Рязань неоднократно принимала переходящее Красное знамя и государственную премию Совета Министров СССР, РСФСР и ВЦСПС за лучшие результаты по благоустройству и озеленению среди городов Советского Союза и Российской Федерации.
24 ноября 2015 года распоряжением губернатора Олега Ковалёва за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Отечества, Рязань получила почётное звание «Города воинской доблести».
11 сентября 2023 года за самоотверженность и трудовой героизм жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, городу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести».


Общество


Гражданское общество
В Рязани постоянно работают несколько общественных надзорных организаций. Одна из них, Комитет в защиту Рязанского кремля, созданная в 2006 году в противодействие передачи федерального заповедника в собственность митрополии, сегодня, фактически, осуществляет деятельность всего архитектурного и культурного надзора в городе. Благодаря работе экологических организаций в Рязани принята программа по очистке несанкционированных свалок, наличие которых указывается самими гражданами, создаётся дендропарк, очищаются водные акватории, работают зелёные патрули.
Общественный комитет Рязанского велодвижения самостоятельно ведёт строительство веломагистралей в центральной части города. Эта деятельность привлекла внимание властей, которые обещают построить несколько подобных магистралей, проходящих через всю территорию Рязани.
Общественные слушания, проведение которых при строительстве объектов в городе требует закон, почти всегда собирают полные залы. Нередко при этом строительство многих объектов в ущерб городу удаётся отменить.


Политика

Политическая активность в городе меняется с течением времени. В начале 1990-х годов политические изменения в стране имели самую активную поддержку в городе, вплоть до беспорядков, двоевластия, сноса и защиты памятников Ленину, вооружённого баррикадирования в здании городского совета.
В 1996—2004 годах политический курс резко меняется в пользу коммунистов и монополии КПРФ в управлении городом и областью. Эти годы ознаменовались временем стабильности. Последующая смена вектора власти, выборы в губернаторы Георгия Шпака в 2004 году привели к оживлению экономической, политической и гражданской жизни. Выборы глав субъектов Российской Федерации в 2012 году показали, насколько повысилась общественно-политическая жизнь в Рязани по сравнению с предыдущим десятилетием, Рязанская область получила наибольшее в России количество кандидатов в губернаторы — 10 человек, при активной работе оппозиционных партий. Однако при этом Рязань на протяжении последних 20 лет остаётся одним из «красных» регионов страны.


Религия

Рязань является центром Рязанской митрополии РПЦ, в которую входят 3 епархии. Успенский собор Рязанского кремля является кафедральным. Митрополия является держателем большинства конфессиональных храмов в городе и единственным держателем монастырей.
Кафедральным храмом старообрядцев является храм Успения Пресвятой Богородицы на Скорбященском кладбище Рязани. Помимо них, в городе также располагаются религиозные общины католиков, лютеран, баптистов, автономной церкви, пятидесятников, харизматов, адвентистов седьмого дня, а также зал царства свидетелей Иеговы и мухтасибат мусульман, для которых строится исламский культурный центр.


Преступность
В 1990-х годах в Рязани действовала одна из крупнейших преступных группировок страны Слоновская ОПГ. «Слонам» удалось монополизировать преступный рынок города и области. Начав в 1991 году с мелкого рэкета и игры в напёрстки, члены ОПГ дошли до рейдерства промышленных предприятий, торговли автомобилями, недвижимостью, заказных убийств, вооружённых нападений. К 1995 году им удалось на короткое время завладеть всем предпринимательским рынком города, однако уже в 1996 году Рязанский УБОП начал работу по задержанию бандитов, полностью ликвидировать которых удалось только к 2000 году. При этом для судебного заседания пришлось выстроить самую большую в России судебную камеру. Бывшего мэра Рязани и председателя городской думы Фёдора Провоторова, управлявшего городом на протяжении 8 лет, связывают с деятельностью в этой организации.
Сегодня, по данным управления МВД, уровень преступности в Рязани является одним из самых низких среди городов Центрального федерального округа. Так, например, за первые шесть месяцев 2012 года уровень преступности составил 579,6 преступления на сто тысяч населения. Это немного больше, чем в целом по области, но почти в два раза меньше, чем в ЦФО, где этот показатель равен 839. Город, помимо полицейских расчётов, патрулируют учащиеся военных вузов и добровольные народные дружины, штабы которых располагаются во всех городских округах.
В настоящий момент Рязань практически полностью покрыта сетью видеонаблюдения. На центральных улицах и площадях города, а также на вокзалах и рядом с крупными торговыми центрами оборудованы тревожные кнопки полиции.

Терроризм

Одним из первых террористических актов в новой истории России стал взрыв 3 апреля 1994 года на Вознесенской улице в Рязани. Связан он был с борьбой Слоновской ОПГ с другими криминальными группировками города. Благодаря технической неисправности взрывом был уничтожен только сам террорист, один из членов Айрапетовской ОПГ Сергей Маникин, однако им планировалось уничтожение Вознесенской церкви вместе со всеми находившимися там во время службы людьми.
22 сентября 1999 года в Рязани произошёл инцидент в связи с обнаружением трёх мешков с веществом, похожим на сахар, в подвале одного из жилых домов по улице Новосёлов, впоследствии получившим название «рязанского сахара». Оперативная группа, прибывшая на место, установила наличие в этих мешках гексогена (позже анализ был признан ошибочным). В одном из мешков также были обнаружены электронные часы, изготовленные в виде пейджера, и три батарейки, соединённые проводами. Время срабатывания устройства было установлено на 5:30 утра. 23 сентября на полигоне рядом с Рязанью был произведён пробный подрыв одного килограмма обнаруженного вещества, но взрыва не произошло, так как, по предположениям специалистов, террористы ошибочно рассчитали пропорции компонентов.


Экономика


Промышленность
В городе располагается Рязанский нефтеперерабатывающий завод, который занимается выработкой бензина, дизельного топлива, керосина, мазута, битума и др. нефтепродуктов. До Великой Отечественной войны 2/3 валовой промышленной продукции города давали пищевая, лёгкая и деревообрабатывающая отрасли. После войны Рязань превратилась в важный индустриальный центр с преобладанием машиностроения, нефтехимической и пищевой промышленности, а также производством радиоэлектронных приборов, главным образом военных. С середины 1950-х годов в городе началось строительство заводов, на сегодняшний момент занимающих большую часть Октябрьского района, и небольшую часть Железнодорожного.
В настоящее время город даёт 60 % валовой продукции промышленности области. Наличие в городе крупных университетов и конструкторских бюро даёт возможность обеспечивать промышленные кадры квалифицированной рабочей силой.
В 2010 году в Пронском районе Рязанской области, рядом с Новомичуринском началось строительство Рязанской особой экономической зоны. Неподалёку от Солотчи строится комплекс аэрокосмической долины.


Сельское хозяйство
Рязань — один из немногих городов России, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в черте города и ближайшей пригородной зоне. Обширный разлив Оки и малых рек создают богатую почву для последующего роста кормовых трав и злаковых культур. К. Г. Паустовский во время отдыха и работы под Рязанью подмечал:

Сегодня на заливных лугах Рязани располагаются пастбища крупного рогатого скота, возделываются различные культуры. Особо большое количество пахотных земель расположено в левобережье Оки. Правительство Рязанской области в рамках работы над созданием туристического кластера «Рязанский» планирует принять особую программу, развивающую экологическое хозяйство и сельский туризм. Одним из её направлений станет строительство на границе Рязани вблизи Полян сельскохозяйственного центра, призванного показать потенциал России, области и города в этом секторе экономики. Планируется, что в созданном центре будут демонстрироваться достижения народного хозяйства, проходить сельскохозяйственные семинары и выставки как для специалистов, так и для рядовых граждан.


Транспорт

Рязанский транспортный узел включает в себя разветвлённую сеть городского общественного транспорта, пригородную сеть автобусных и железнодорожных маршрутов. Через город проходят федеральная автодорога М-5 «Урал», железнодорожные линии на юг и в центр страны, обеспечивающие пассажирский и грузовой транзит. Город обслуживают 2 аэродрома, 2 железнодорожных и 2 автобусных вокзала, 2 речных порта, множество мелких железнодорожных станций.


Городской транспорт

Трамвайное сообщение планировалось в городе ещё с начала XX века, однако Первая мировая война и Революция 1917 года помешали осуществить эти проекты. Первый автомобиль привёз в Рязань в 1908 году купец Фёдоров. А регулярные транспортные перевозки были открыты в 1925 году — именно тогда состоялся первый рейс автобусного маршрута № 1, связавшего железнодорожный вокзал Рязань-1 со станцией узкоколейной железной дороги Рязань-Пристань, находившейся в районе современного речного вокзала, на левом берегу Оки. Проезд в городском транспорте в то время был бесплатным. В 1937 году в городе работало 4 автобусных маршрута. После окончания Великой Отечественной войны вопрос с пассажирскими перевозками стал одним из основных в городе. Для решения этой проблемы, в мае 1949 году начинается строительство троллейбусной системы. Первые троллейбусы МТБ-82Д прошли по улицам города в ноябре того же года. Через 14 лет, в 1963 году открылась линия обособленного трамвая, подвозящего рабочих к предприятиям Южного промышленного узла. В 2010 году в связи с переходом предприятий на собственный автопарк эта линия была закрыта и разобрана. В 1992 году город купил 117 новых машин ЗИУ-9, которые стали основой для бесперебойной работы городского транспорта в 1990-е — 2000-е годы.
Сегодня транспортная система города состоит из 71 городских и 48 пригородных троллейбусных и автобусных маршрутов общественного транспорта, а также речных трамваев, перевозящие пассажиров в пригородные посёлки во время весеннего разлива Оки. Главное муниципальное транспортное предприятие: «Управление рязанского троллейбуса» с 2019 года управляет и автобусными перевозками. Коммерческие компании работают на автобусных маршрутах. В Рязани эксплуатируются троллейбусы ЗиУ-682Г, ВЗТМ-5284, ВМЗ-5298.01 «Авангард», МАЗ-203Т70, ПКТС-6281.00 «Адмирал» и других. Автобусный транспорт на бензиновом и газомоторном топливе моделей ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6213.21, НефАЗ-5299 и других. Новый подвижной состав оборудован автономным ходом, позволяющим объезжать препятствия, а также низким полом для облегчения посадки пассажиров. Городской транспорт работает ежедневно с 5 утра до полуночи.
Общая протяжённость городских маршрутов 500 км. Ежегодно, город перевозит более 150 млн человек. Техника обслуживается в 3 муниципальных транспортных парках. Управление системой осуществляется кправлением транспорта напрямую, через собственный диспетчерский центр.
Стоимость проезда в муниципальных городских маршрутах составляет 25 рублей при безналичной оплате и 27 рублей при оплате наличными, на коммерческих маршрутах 30 рублей при любом виде оплаты независимо от дальности поездки. На пригородных маршрутах с трёхзначными номерами стоимость зависит от расстояния. Билет приобретается при входе у кондуктора или водителя. Городская карта «Умка» позволяет оплачивать проезд по дифференцированному тарифу: поездки на городских маршрутах, приобретаемые не позднее 60 минут друг от друга обойдутся в половину от обычной стоимости. Свой маршрут можно планировать через городское приложение, показывающее движение транспорта на маршрутах в реальном времени.

Службы такси Яндекс Такси, Убер и автомобили местных городских автопарков можно вызвать через приложения или по телефону. С 2010-х годов в городе работает прокат автомобильного и малого транспорта. Для использования электросамокатов и велосипедов водительские права не требуются.
С 2009 года в связи с перегруженностью городских улиц и дорог город осуществляет эксперименты со скоростным магистральным внеуличным транспортом. В 2009 и 2013 годах в тестовом варианте на маршрутах работал городской поезд, а также были разработаны 2 концепции скоростного трамвая. Результаты эксплуатации показали необходимость прокладки в обоих случаях обособленного пути, разместить который в центре города является крайне трудной задачей, а также привлечение существенных затрат на строительство линий. Однако до сегодняшнего момента управление транспорта не отказалось от этих планов. В 2021 году была представлена концепция транспортной системы города, в которой было предусмотрено строительство станций городской железной дороги.


Междугородный автобусный транспорт
Из Рязани можно отправиться прямыми автобусными рейсами до всех районных центров и крупных населённых пунктов области, а также до областных центров Центрального федерального округа. От Центрального автовокзала отправляются автобусы в западном, южном и юго-восточном направлении от города — они охватывают автобусным сообщением территорию южнее Оки. Приокский автовокзал действует, в основном. на маршрутах к северу от Оки. Здание автовокзала располагается в одном из павильонов Рязанской выставки достижений народного хозяйства — памятнике архитектуры.
Крупнейшее предприятие, обслуживающее автобусные перевозки и работу автовокзалов и автостанций «Рязаньавтотранс». Билеты приобретаются в кассе автовокзалов или удалённо. При посадке на промежуточных остановках проезд оплачивается у водителя. Автовокзалы работают круглосуточно.


Железнодорожный транспорт

Рязань — один их старейших железнодорожный центров России. Московско-Рязанская железная дорога — третья по счёту в стране, появилась в городе в 1864 году. Участок Рязань — Москва строился английскими специалистами — сегодня, это единственная в России железнодорожная линия с левосторонним движением. В городе существует 2 гейта, которые переводят составы с левостороннего движения на правостороннее и обратно. В 1866 году в городе появляется вторая линия, протянувшаяся от Рязани до Козлова (современного Мичуринска), которая затем была продлена дальше на Южный Урал.
Железная дорога играет важную роль в транспорте и экономике города. По данным РЖД, Московско-Рязанский участок в настоящее время является самым загруженным в России. Через Рязань проходят пассажирские и грузовые пути на юг и восток страны. От вокзала Рязань II отправляются поезда до побережья Чёрного моря, на Кавказ, к Каспийскому морю. Восточная линия, начинающаяся от вокзала Рязань I является Московско-Казанским историческим железнодорожным ходом, и соединяет город с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком и выходит далее на Китай и Корейский полуостров. Согласно планам Правительства России эти линии должны стать международным грузовым транспортным коридором Европа — Азия.
Местные дневные поезда соединяют город с Москвой, Коломной, Ряжском, Скопином, Мичуринском, Кустарёвкой, Сасовым и Касимовом. На эти маршруты можно приобрести месячный проездной билет. Между Рязанью и Москвой 3 раза в день курсирует экспресс повышенной комфортности «Сергей Есенин» с остановкой только на 4 станциях по ходу движения.
До 1997 года в городе начиналась узкоколейная линия Рязань — Владимир, более известная как Мещёрская магистраль. Об этой дороге в своих произведения писал Константин Паустовский. К началу XXI века линия не выдержала конкуренции с автомобильным транспортом, и половина пути была закрыта и разобрана — остался только перешитый на широкую колею участок Тума — Владимир. В планах РЖД значится восстановление этой линии от Рыбновского узла. Заброшенные участки УЖД, которые проходят посреди леса, привлекают к себе множество туристов.
В городе соединяются линии постоянного и переменного тока, работают вагонные и локомотивные депо. Крупнейшая станция рязанского узла Рыбное обслуживает грузоперевозки и является сортировочной. В южном промышленном узле находится крупнейшая в стране нефтеналивная станция, принадлежащая нефтеперерабатывающему заводу. Управление Московско-Рязанского региона Московской железной дороги расположена неподалёку от станции Рязань-I, на Вокзальной улице.


Воздушный транспорт
Регулярные авиаперевозки в городе начали осуществляться с 1959 года, когда был построен гражданский аэропорт Турлатово. Воздушная гавань осуществляла прямые рейсы до всех районных центров, Москвы, Ленинграда и южных курортов. В 1999 году аэропорт был закрыт для регулярных рейсов и в настоящее время используется для работы малой авиации.
Крупнейший аэродром города и области Дягилево является военной базой стратегического назначения. Здесь расположен полк дальней авиации и самолётов-заправщиков, учебный центр по переучиванию лётного состава и 360-авиаремонтный завод. Вокруг аэродрома находится одноимённый военный городок на территории которого действует музей дальней авиации.
С дягилевского аэродрома не осуществляется гражданских рейсов, поэтому один из главных инвестиционных проектов Рязанской области — строительство нового гражданского аэропорта Протасово, расположенного к юго-востоку от города. Планируется, что новая площадка помимо регулярных пассажирских рейсов будет эксплуатироваться как крупная логистическая база на маршруте Европа — Азия..
К северо-востоку от города осуществляется проект рязанской аэрокосмической долины — научной базы и индустриального парка для производства авиационной и космической продукции гражданского и военного назначения. В Рыбновском районе, неподалёку от города находится тренировочная авиаплощадка Житово — взлётно-посадочная полоса которой имеет полностью грунтовое покрытие. Неподалёку от посёлка Дядьково расположен крупный учебно-тренировочный авиаполигон, на котором ежегодно проходят соревнования «Авиадартс».


Водный транспорт

Водный транспорт — старейший для города. Древний Переяславль располагается при слиянии трёх рек, крупнейшей из которых является Ока. Городской причал находился на Трубеже, у крепостных стен. Сегодня здесь расположена туристическая пристань, а современный порт можно найти чуть ниже по течению реки. Второй грузовой порт находится на акватории искусственного Борковского карьера соединённого с Окой. Порт оборудован высоководными причалами, позволяющими принимать суда во время высокого разлива окских пойм.
До 1960-х годов, когда было построено Большое рязанское кольцо, большинство перевозок по области осуществлялась водными путями. Сегодня водный транспорт перевозит, в основном, грузы и туристов. Пассажирские перевозки возобновляются во время весеннего половодья, когда вода затапливает пойменные поля.
Для осуществления движения по Оке судов с большей оснасткой в районе села Константиново с начала XX века построены напорные шлюзы. Исторический Кузьминский шлюз, являвшийся также гидроэлектростанцией в 2015 году был реконструирован, и позволяет проходить через себя судам большего объёма.
Через речной вокзал на Оке ежегодно во время навигации проходят междугородные туристические круизы. Местные дневные круизы осуществляются от пристани у Кремля на Трубеже. В районе села Шумашь, на территории окской старицы расположена крупнейшая в городе марина — стоянка яхт. Там же можно найти станцию заправки и службы технического обеспечения для водного транспорта. Окская спасательная станция расположена в долине, неподалёку от высоководного моста на Солотчинском шоссе. Штаб квартира Окского уч

Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Рязань

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Пруды. Рыбаки.
ЛЕТО
Затишье сейчас

Рекламные ссылки:
Рекомендуем - i9 10900x - более 50-ти тысяч наименований товаров со склада в Москве
речные круизы по москве реке 2024
интеграция флексби и битрикс24
модульный barn
Отличное предложение в КНС на монитор Philips 275V8LA-00 - более 50-ти тысяч наименований товаров со склада в Москве
Написать