Главное фото село Голощапово

Тульская область Щекинский район село Голощапово


ИСТОРИЯ

Время основания, исторические события, факты - село Голощапово Щекинский район Тульская область

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой. Давным-давно,когда не было вас и нас, а село Голощапово уже существовало. А называлось оно тогда Рожествено, а еще раньше Крапивна ,но это не достоверно.По отношению к названию с. Голощапова. Какое-то странное совпадение: кнж. А.Д.Абамелек -наследница этого имения выходит замуж за Ираклия Баратынского (брата поэта Евгения Баратынского), у которых в Смоленской губернии Бельского уезда тоже усадьба называется Голощапово(сегодня переименовано) Как это связать?" ...деревня Крапявенка пря прудь я володцахъ " так писал переписчик В. Ваев в 1857 году.Теперь можно порассуждать. Деревня Крапивенка входила в Голощаповскую волость, переписчик родом из Голощапова.О каком населенном пункте идет речь? Если о Крапивенке (Старой сегодняшней),то там речка протекает,а пруды в Голощапово.Так что к нашей местности можно привязать три топонима-Крапивна,Рожествино,Голощапово. Топоним Рожествино фигурирует наряду с Голощапово в 1790-1843год на старых картах.Точную дату возникновения первых поселений на нашей территории определить никому не удалось. Документов нет, раскопки в наших местах никогда не велись,поэтому можно только предполагать, располагая лишь косвенными сведениями ,на основе которых можно строить некоторые предположения. На мой взгляд можно провести параллель со Старо- Крапивенским и Супрутским городищами. Они отмечены археологами слоями Х веков и далее. Документально эту территорию историки привязывают к Крапивне ,как принадлежащую Дмитрию Донскому, который в духовной грамоте завещает ее своей жене Великой кн.Евдокии в 1389 году. Ранее этой датировки нет,все историки пляшут от нее. Есть еще один момент за июнем -августом 1572 года,когда Иоанн IV завещает своему сыну Иоанну некий город на Плаве и Солове и Кропивне , не давая четкого названия этому городу. Поэтому ни краеведы ни историки (И.П.Сахаров, П.И. Малицкий, С.Д.Ошевский, М.Н.Тихомиров и многие др.) не дают четкого понятия о градостроительстве на платформе этих трех рек. Зато мы четко знаем,что наше село Голощапово находилось изначально на хитросплетении древних дорог "Муравского шляха" и наряду с местными житялями здесь в Х111-Х1Vвв была крепость. После 1571 года на берегах Плавы и в ее окрестностях располагались станицы и сторожевые посты Брянско-Веневской линии. Если кто-то хочет поделиться своими знаниями , присоединяйтесь, потому что кроме историков есть еще и предания,в которых тоже есть доля правды.Как свидетельствует историческая наука (Любавский М К, Сахаров И П ) наше село в ХiV веке принадлежало Золотой Орде , непосредственно Тульской баскачке Тайдуле- вдове хана Джанибека. Это был ее удел. В 1V ст. в течении какого-то времени -Литва. Верховское княжество от Золотой Орды отделяла Плава. Наша земля по сути находилась в окружении Московской, Смоленской, Рязанской, Верховской княжеств, а мы - в Золотой Орде. Историки ссылаются на документы, указывающие ,что данная территория являлась резиденцией золотоордынских баскаков (сборщиков дани). Ни рязанский, ни московский князья в X1V в. не претендовали на эту территорию , оговаривая в грамотах ее особое положение. Население было русским, администрация- монгольская, территория - золотоордынская. Хотя о месте Куликовской битвы и о самом происхождении Золотой орды историки спорят по сей день,тем не менее, по прошествии многих веков , некоторые коренные жители нашего села унаследовали костяк татар, что говорит о длительном нахождении здесь орды. К святилищам и городищам вятичей присоединились пушкари , казаки, так как возникла необходимость защиты южных подступов к Москве от крымских и ногайских набегов, особенно в 1521г после ликвидации Великого княжества Рязанского. Нет данных, что из себя представлял сторожевой пост: уклепление земляное или бастионная крепость,нет данных о храмах и о монастырях (об их существовании можно только догадываться). Голощапово располагалось на линии Засечной черты . Московское правительство выставляло для защиты южных границ полевые войска -"береговой","заречный" и др."наряды". У нас располагался " заречный" сторожевой полк . В исторических справках эта территория отождествляется с Соловой или Солованском (кстати сначала был Соловской уезд и только потом Крапивенский) . Здесь много старых каменных построек , скорее всего это был большой легендарный город , включая сегодняшние: Плавск, Крапивна ,Старая Крапивенка, Выселки ,Драгуны и пр. поселения , расположенные на реках Плава ,Солова, Крапивенка , Круп(т)ец . Покажется странным "большой легендарный город". Конечно это понятие относительное ,но жителей этих городищ объединял общий уклад жизни , короткое сообщение между населенными пунктами, женились на соседних девках , что способствовало их сроднению, обменивались товарами , вместе отражали нападения врагов. Предания говорят , что эти поселения неоднократно горели , подвергаясь варварским набегам и насилию, но точно никто не называет когда это было. К примеру: 1406г.1 октября до 16 мая 1407г Литовская рать(Витовт) со своим большим войском , усиленным поляками и жмутью , встретились на р. Плаве с русской ратью Василия 1 и татарской конницей. Как пишут Московский кн.оказался трусоват и вместо битвы вступил в переговоры с тестем Витовтом. Возможно свое влияние на мужа оказала властная и наглая , но не умная Софья Витовтовна, но стороны пошли на перемирие , хоть это и не понравилось соседним князьям (тверким). И кто знает как там все было , но говорят, каким-то образом татары помогли на Плаве во время литовской угрозы Московскому князю. И сколько-бы ни продолжались княжеские войны , всегда доставалось нашему брату, нашим предкам, нашей земле, ведь мы коренные, здешние ,правда?Начало апреля, и как всегда поджоги травы. Я вспомнила, как бродила по просторам интернета и вот что нашла: № 13-й. Боярский приговор о поджоге полей , с расписанием: из каких городов станицам какие поля жечь. " Лета 7080 (1572 г) октября в-день по государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии указу боярин князь Михайло Иванович Воротынской с товарищи приговорили из которых украиных городов и о кое поры и по которым местом и в которым урочищам и до коих мест и скольким из которого города станицам и по кольку человек в станице на поле ездити и поле жечи и росписали украиные городы и из тех городов станицы польские урочища подлинно порознь , а жечи поле в осенинах в октябре или в ноябре по заморозом как гораздо на поле трава посохнет, а снегов не дожидаясь,а дождався ведреные и сухие поры чтоб ветер был от государевых украиных городов на польскую сторону или как будет пригоже, а блиско государевых украиных городов, лесов и лесных засек и всяких крепостей, которые в которых местех крепости учинены от приходу воинских людей однолично беречи их от огня на крепко и блиско их огня не припускати и не обжигати. (Приговор в украиные города к воеводам и к осадным головам)... ИЗ ДОНКОВА ЖЕЧИ ПОЛЕ: ... С Дедилова да с Кропивны жечи поле ехати станицам от Дедилова по Упе на гору по обе стороны и до верховья и до Мечи и т.д. ... а посылати из Дедилова поле жечи свестясь с воеводами, с которыми воеводами Кропивенские казаки на государеве службе в полку будут или на Кропивне с осадною головою три станицы а в станице детей боярских и казаков по шти человек, а розписати им те польские урочища на трое как бы им мочно изъездити и выжечи поле без пропуску и розсписи станицам давати порзнь." Я когда увидела этот указ меня посетила мысль: а не сгорела ли Крапивна (старая) при этих пожарищах. А то наши историки до сих пор не знают почему и когда Крапивна старая ушла на новое место к юго- западу на 18 км. То они валят все на 1571 год (кстати указ о поджогах полей датируется этими годами) на хана Девлета ! Гирея , буд-то бы это он разорил нас , то на атамана И. Заруцкого и еще на многие домыслы , но точных фактов нет. А вот насчет "польских урочищ" соседних надо подумать, ведь на них должен бал дуть ветер при поджоге полей.До 17 века Голощапово находилось на т.н. "диком поле", хотя я бы засомневалась. На мой взгляд плодородная земля не могла пустовать. В лесах зверья было всякого рода, особо пушного, и пушнина являлась меновым товаром. Особенно было развито бортничество(пчеловодство). Чтобы собирать дикий мед вся лесная площадь разделялась на участки и каждый бортник занимался на своем наделе. Медом и пушниной платили дань. Если вникнуть, то ведь татаро-монголы в основном раса кочевая. Для них степь-дом родной. Русская равнина аккурат подходила им. У нас предостаточно пахотных и пастбищных земель. В то время Голощапово(Крапивну) с северо- восточной стороны окаймляла речка Крапивенка (исток Корчма-Краснополье) , протекающая по лугу Студеное и далее по д.Крапивенка, др. деревням впадающая в Солову. Жителей называли соловлянами, а уезд в 1677 году был Соловской. По юго- западу протекала речушка Крупец (на стар.картах Крутец) , которая собиралась в основном с трех истоков-Садок, Пеньково (голощаповское) и из центра села ,где запрудили четыре пруда, пенькововский источник тоже запрудили . Вспомнила кстати : в одной из религий есть заповедь из десяти , запрещающая вмешиваться в русло рек. Наверно мы поэтому лишились и рек и прудов. Колодцев было предостаточно , к которым я помню можете добавить. Был глубокий колодец на Семеновской слободе, Шалыгин колодец, Пеньковский - вода в нем мягкая и бабы ходили черпать воду для мытья головы. А вот на Малой слободке колодец был тоже глубокий, но вода там совершенно другая, соленая. Подлесново брали воду от истока , вода была близко к поверхности. Далее по берегам били источники : под Церковью (купель), Барабошкин, Хортов и т.д. Кожухово и Одоевская слободы тоже были в колодцах. По направлению сел Красное (Богоявленское) и Пеньково , что мы называем Вилякой тоже били источники. Один Слава Богу не иссяк - Прощеный колодец. Воду из него пить боялись, больно холодная была, говорят один мужик распарившись от жары попил да и помер. На нашу долю достались только бочаги. В них на пастбищах скотину поили да мужики на покосе в горячую пору баб да девок туда кунали. Бабы на покос ходили нарядные, доставали что получше из сундуков. Мотюшка Мокрова нарядилась и говорит:"Варь, я щас отойду поодаль,а ты издалеча погляди красивая у мяня улыбка?" Сямак в том наряде и окунул ее в тот бочаг. Господи откуда только силы брались, чтоб резвиться? Я даже не заметила как с татар переключилась на 30-50 годы,зато помянула мамку свою и бабушку. Они же много чего рассказывали. Хотелось бы ,чтобы кто-нибудь тоже что-то рассказал про наше село.Накануне Святой Пасхи вспомним о нашем Христорождественском храме. Выстроен он был в 1750 году на территории поместья Леонтьева М. И. Колокольня была возведена гораздо позже , уже в 1867 году, автор А.Г. Бочарников при А.Д. Абамелек (Баратынской) . Хорошие люди коммунисты (мой дед тоже) приложили свои красные руки и от колокольни не оставили следа, поэтому их потомки не могут лицезреть эту красоту. В 1891-...г священником был Гавриил Стефанович Руднев . Моя бабушка была с детства сиротой, крестили и записали в этом храме под № 56 ноября 8, 1895г Имя и Отчество получила от священника - Стефанида Гавриловна, а фамилию Белова дал Ефим Белов , который был в то время Волостным старшиной, он же ее и воспитывал. Храм пребывал в благолепии. 17 и 20 ноября отмечали день св. мощей Григория Неокессарийского и Григория Декаполита (Св.святые переименованы в порядке указанного хронологического чествования частиц , принадлежащих им мощей). Частицы св. мощей хранились въ позлащенномъ ковчежцеъ при иконахъ. Частицы св. мощей присланы в Голощапово наместником кавказа Андреем Николаевичем Муравьевым Князю Семену Давыдовичу Абамелекъ-Лазареву. Наместнику же кавказа Муравьеву св. мощи даны были Патриархом Александрийским Иерофеем 2-м 15 апреля 1864 года. Патриаршия грамота хранилась при св. мощах. В трапезной храма в 1795 году устроены были два придела небольших размеров : во имя св. Николая и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Из древних икон замечательны иконы Казанской Божией Матери и Скорбящей, а так же икона вмчц. Варвары в серебряно-вызолоченной ризе-подлинный список иконы из Киевского храма. На содержании храма - 885 руб. прихожан муж.943 и жен.994 души, церковной земли 37.5 десятины (3 дес.-под храмом, 4,1-под сенокосом, остальная пахотная). В церковно-приходской школе учили знаменитые учителя :Беляев Александр Димитриевич (1866-1900)- диакон, Мерцалов Михаил Васильевич (1840г)- священник в 1883г народный учитель внесен в послужной список "За усердие" , Суходольская Олимпиада Петровна (1897-1911) - дочь священника награждена в 1901 г серебряной медалью " Усердие народного просвещения", Украинцева Ольга Сергеевна (1880-1911) - крестьянка, Шепетев Иван Константинович - священник 1863 г. медаль серебряная "За успехи". После построения храма сохранилась роспись Коломенской епархии Крапивенскому уезду села Голощаповой церкви Рождества Христова (село Рожествено-М.Р.) 1. Тоя церкви иерей Роман Михайлов вдов(74), дети ево - церковник Максим (51), дьячок Петр (37), Федосия (26), у Максима жена Праскевия Афанасьева (50), сын их пономарь Тимофей(24) жена ево Марфа Иванова (27) , сын их Лука(5), у Петра жена Мария Федотова (35) , дети их - Акилина (13), Анисия (5), Григорей (2). 2. Иерей Иоан Иоаннов вдов (55) ,дети ево- дьякон Максим (34), дьячек Алексей (27) , у Максима жена Пелагея Михайлова(36), их сын пономарь Борис(19) , жена ево Варвара Николаева (19) , у Алексея жена Мавра Кирилова(26) , дети их - Анна (11), Кирила (4). Прихожане (обыватели): того ж села вдовы кнегини Анны Михайловой дочери Гагариной (это дочь М.И. Леонтьева 1715-1782 ). Последним псаломщиком был Лебедев Иван Тимофеевич, диаконом- Драчев Павел Ефимович , церковным старостой- Семен Семенович Абамелек.Церковное кладбище , стоит только догадываться где оно находилось. Строители коммунизма даже к покойникам были неравнодушны , все с землей сровняли , а из надгробий построили конюшню прямо на кладбище. Вчера они стояли в храме перед распятием , причастившись Христовых Таин , перекрестились на ночь, а утром проснулись строителями прекрасного будущего. Передовой пролетариат ломал все старое и строил... Не знаю что строил. С начала сотворения мира униженное человечество пытаясь сбросить оковы, оказывалось в кандалах . Сатана до сих пор человеческой кровью питается (возможно по попущению Божию). В прошлом году раскопала одну плиту красивую и не успела прочитать , как вандалы ломами раздолбали ее. Зачем ? Остались два фрагмента одного памятника:" Помяни мя Господи в Царствии Твоемъ . Здесь покоится тело тульской девицы ИВАНОВОЙ МАТРОНЫ ИВАНОВНЫ. Скончалась 16 декабря 1870 года в 6 часов 30 минут (лет ? сколото) . Спи друг мой до радостного утра."Завтра Светлое Воскресение . Припоминаю, как в селе на этот праздник собирались рано утром родственники и шли на кладбище все вместе. С собой брали крашеные яички , пшено , обязательно пироги , чтобы покрошить на могилки . А еще женщины: Евфимия Соцкова (она пела в церкви), Аксинья Чадаева, Екатерина Кручинина , Агрофена Брагина , может кто еще , ходили по канавке кладбища и пели "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ , СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ , И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ." (Трижды)

Наши сегодняшние Муниципальные Образования упростили адресаты сел и деревень, как - то одним разом не стало названий улиц и слобод, просто взяли и стерли , не посоветовавшись с населением (да и вообще наши Главы стараются подальше держаться от народа, живут по принципу " Меньше знаешь- крепче спишь") . Так вот из села Голощапово исчезли слободы : Одоевская , Большая Семеновская ,Малая Семеновская , Подлесново, Кожуховка. Всегда возникает вопрос : "А почему они так называются?" Вот например Одоевская слобода названа потому, что она располагается на пути Одоевского старинного тракта , Подлесново вероятно находилось по уровню ниже леса, хотя от леса следов давно нет, земля здесь пахотная. По отношению к Семеновской и Кожуховской слободам сохранилась УКАЗНАЯ ГРАМОТА 1593 г на Кропивну Губному старосте ЖДАНУ КОЖУХОВУ по челобитной стрельца МЕЛЯЯ СЕМЕНОВА (цгад,ф. 141 .оп 1 .1592 г; д,1) л.30. " От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Кропивну губному старосте Ждану Кожухову . Бил нам челом елецкой стрелец Осипова приказу Коверина Миляйко Семенов на сына боярского на кропивенца на Ивана на Болотникова , а сказал : деялось де в пршлом в сотом году в Великий пост , за пять недель до Велика дни , написался дей он на Елец в стрельцы у сотника у Осипа у Коверина от дяди своего , а тот дей Иван Болотников дяде его зять и живет у него . И как де он приехал к дяде своему и к нему по женишко своей и по животишка, и тот дей Иван Болотников женишка его и животишков ему не отдал . А живота дей его : конь каракул , да две кобылы буры, да две коровы , да платья зеньдень лазорева , да шапка женская тафтяна червчета, да серьги черьвец на серебре, да четыре холсты , да восмь рубашок муских и женских. И всего его живота на 10 рублей с четью , опричь хлеба . а хлеба дей сеяно у него было 7 десятин ржи , а ужал 50 копен , да яри 4 десятины . И будет так как нам Миляйко бил челом , и как х тебе ся наша грамота приидет ,и ты б на Иване Болотенкове жену его и животы все сполна и хлеб велел доправить и отдати Миляйку и отпустил его на Елец со всеми его животы и с татки. Писан...( конец документа отсутствует). А вот сама Челобитная 1593 г (7100г) Елецкого стрельца М.Семенова царю Федору Ивановичу. (л.31) " Царю государю великому князю Федору Ивановичю всея Руси бьет челом холоп твой государев елецкой стрелец Осипова приказу Коверина Милейка Семенав сын . Жалоба, государь, мне на сына боярского на кропивенца на Ивана на Болотникова , деелась деи в прошлом 100-м году Великий пост , за петь недель до Велика дни , прибирал . государь нас. холопей твоих , по твоему государеву указу Осип Коверин на Елец в стрельци . И я ,государь писался с Кропивны от дядей . И дядя мой на Кропивне сын боярский. Да по грехам дяде мой обнищал и мене . холопа твоего , отпустил со всеми животами и статкоми , а он,.... (утрачены 4 буквы) государь, живет зять Иван Болотников. И я приехал на Кропивну по семьишка , и тот государь, Иван Болотенкав семьишка моево не отдаст , и лошадей и коров и платья . А грабежу ,государь, моево : мерин коракул , да две кобылы буры , да корова рыжа , да корова совраса ; да платья зендень лазорева , да шапка женская червьчетая товта, да серьги черньци , да четыри холсты , два лоленых, два замашных, да восемь рубашек мужских и женских , четыре рубашки оленых , да черыри замашных; да 7 десятин ржи, да 4 десятины яри овса и гречихи ,а всево ,государь, грабежу моево у мене , холопа твоего, тот Иван взял Болотников на 10 рублев с четвертью . А ржи ,государь ,я ужал в сотом году 50 копен. А я холоп твой государь. на Ельни и наг и бос и голоден . Милостивей царь государь . смилуйся, пожалуй мене , холопа своево , вели мне дати ,холопу своему , свою царскою грамоту на кропивенского старосту на Ждана Кожухова да на городовога прикащика на Жюка на Корташова , вели мою женишка оддал и лошади ,и коровы, платья и хлеб. А у дяди, государь , остался брат мой на дву десятинах. Цаль государь .пожалуй. " Вот и получается что и Ивын Болотников с наших мест .О деревне (не люблю слово село) Голощапово как-то мало что известно . Исторических фактов маловато . Краеведы больше ударяют по сохранившимся дворянским особнякам, а если особняки разрушены , значит нет истории . Особняки реставрируют , музейщики пляшут возле них , какие-то там археологические факты находят и т.д. У нас же вроде бы и жизни не было , не было известных людей. Но все же по крупицам можно кое-что собрать. До 17 века вообще все размыто , да еще вперемежку с Крапивной совсем каша какая-то. Но , начиная с середины 18 ст., в публикациях начал всплывать МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЛЕОНТЬЕВ (1672-1752) . Леонтьевы объявили себя предками Мурзы Абатура , выехавшими в 1408 г. из Большой Орды в Рязань при великом кн. Феодоре Олеговиче, принявшие в 1402 г. христианство. Они считаются основателями нашего села . Может показаться смешным мое рассуждение, но как-то складывается , что мы как были Ордой так остались под ней вплоть до армян (Лазаревы-Абамелики) . Леонтьев М.И. являлся киевским генерал-губернатором. В звании генерал-аншефа он приходился двоюродным племянником царице Наталье Кирилловне. Большая биографическая энциклопедия рассказывает о большой и долгой военной карьере до 1741 года генерала, после чего угрюмый , сварливый, строгий до жестокости , но храбрый и предприимчивый воин ушел в отставку и остался на посту генерал-губернатора. Охотник и знаток конюшенного дела, женатый на племяннице кн. Меншикова в дар за воинские заслуги (возможно?) как водилось он получает в дар нашу землю . Историки на то и историки , указывают его как основателя усадьды в Голощапово. Жена- Марья Васильевна Эверлакова (1687-1746) родила в браке с Михаилом Ивановичем дочерей: Анну (Гагарина), Анастасию (Дашкова), Елизавету (Еропкина ) , Марию (Нарышкина) , Наталью (Новосильцева) , сына Николая.Единственный сын генерал- аншефа М.И. Леонтьева Николай Михайлович , внучатый племянник св. кн. А.Д. Меншикова , двоюродный брат главы внешнеполитического ведомства Н.И. Панина . Через Нарышкиных состоял в родстве с императрицей Елизаветой Петровной. От родителей унаследовал имения во многих губерниях (ссылка на Википедию) , но не в Тульской. Но в той же Википедии далее говорится о военном Леонтьеве, не имеющем особых дарований , а высокими чинами он обязан исключительно родственным связям. В начале Семилетней войны возглавлял одну из пяти колонн русской армии , которые вторглись в Восточную Пруссию. В Цорндорфском сражении (1758г) был взят в плен и оставался в Пруссии до заключения мирного договора. В день коронации Екатерины Второй получил абшид и удалился жить в подмосковное поместье ( в Голощапово ссыска на бумаги Н.И.Панина) , где был убит крепостным Матвеем Садовским. Со своей женой Екатериной Александровной (1721-1786) , дочерью графа А.И.Румянцева , жил несогласно и в конце своего правления Елизавета Петровна издала распоряжение о том , чтобы ввиду ссоры супругов "отошла она жить к матери своей графине Марье Андреевне" , а генерал-майор Леонтьев возместил ей сумму приданого. Род Леонтьевых закончился их сыном Михаилом Николаевичем (1740-1784) ,который в звании генерал-поручика сражался в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Своими умелыми действиями посодействовал скорому подчинению жителей полуострова Крым России. Был отмечен Орденами 3 и 4 ст. Святого Георгия. Михаил Николаевич Леонтьев скончался в 1784 г. , его вдова Надежда Ивановна (1738-1796) урож. Чоботова , вступила во второй брак с кн. Воконским. Детей не было.Благодаря сохранившимся бумагам знаменитого графа Панина , семейного архива кн. Марии Александровны Мещерской , мы можем судить об ужасающем положении крепостных крестьян в селе Голощапово . Убийство генерала-аншефа Н.М. Леонтьева не могло оставить равнодушным Русское общество. Он состоял в родственных связях со всеми светскими особами, вплоть до царских. Их зять Еропкин ,прославившийся усмирением Московского мятежа, не был мягко расположен к черни, и в письме к графу Панину пишет об убийстве своего шурина : (не дословно) "оказывается , что в 1769 году Леонтьева застрелил спящего, ночью, Матвей Садовский, крепостной человек помещика Вонлярского (шурина) . Убийцу подговорили к тому дворовые люди и крестьяне Леонтьева, который жил в деревне , окруженный крепостными гусарами , кофишенками , скороходами и пр. Обращение его с людьми видно из того , что по ночам у него привязывали к солнечным часам какого-то мальчика. " Разбирательство по делу было громким и сопровождалось оно пытками ,которые проводила розыскная экспедиция. Об этом тоже свидетельствует краткий экстракт, приложенный к письму П Д. Еропкина графу Н.И. Панину. Интерес Панина был вызван тем , что генерал-аншеф являлся двоюродным братом ему, близким императрице и кн. Екатерине Дашковой. Помещики были озадачены смертью Леонтьева , уж коль такого видного человека порешили крестьяне . то что может быть с остальными . Месть подневольных людей распространялась на суровых господ. Леонтьев был так жесток , что крестьяне неоднократно наряжали ходоков к императрице с жалобами на его поступки, но запоротые кнутом жалобщики возвращались обратно . Панину показалось поведение Леонтьева несправедливым и он даже пытался поговорить с ним , призывая к человеколюбию " старался пользоваться правом господства , последуя человеколюбию и принимая в рассуждение силы крестьянские " Леонтьев не послушал предостережений и вскоре был убит у себя в усадьбе выстрелом через открытое окно. Крестьяне Леонтьева в Голощапово поборами , оброками были доведены до такого состояния, что просили милостыню и питались подаянием . Судя по челобитной к императрице , что управитель по приказу Леонтьева возложил на них непомерный оброк "бьет и мучит нещадно" с женами и детьми. Крестянин Н. Шипов вспоминал:"Странные бывали у нашего помещика причины для того , чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик с супругою приехал в нашу слободу . По обыкновению , богатые крестьяне, одетые по-праздничному , явились к нему с поклоном и различными дарами ; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня (Екатерина Александровна) с любопытством всех рассматривала и потом , обратясь к своему мужу , сказала : " У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть , они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк ". Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка". Такой же случай был с генеральшей Храповицкой в Петербурге , после чего императрица распорядилась взять имение под опеку . Что было с Голощаповским имением ? Но вероятно имение перешло в руки Анне Михайловне Леонтьевой (1715-1782).Благодарю Михаила Радина за его труды, которые позволили нам , спустя много лет лицезреть то ужаснейшее , униженное положение наших предков , прозябающих на своей родимой , Богом дарованной земле. Неужели только за то , что наша промать ослушалась Отца своего, человечество разделилось на добрых и злых , на богатых и нищих, на сильных и слабых? В Священной книге обозначено грехом осуждать кого-либо. Христос молился за убивших тело Его. К сожалению нам этого не понять , вот и я сейчас согрешу грехом осуждения, когда представлю выписку из третьей церковной ревизии 1762-1764 года по Крапивенскому уезду , которая прольет свет на то, как нами торговали наши умнейшие , образованнейшие , благороднейшие и милостивейшие господа . "Села Рожественна Голощапова тож и в деревни Крапивенки Окологородного ст.(л.871)-июль 1762г.,вотчина господина генерал лейтенанта и ордена Светаго Александр Невского ковалера Николая Михайловича Леонтьева ,в 1747 г. написаны здесь же за отцом господина моего генерал аншефом и кавалером и Киевской губернии генерал губернатором Михайлою Ивановичем Леонтьевым. Несколько мужчин проданы в 1755г. прапорщику Николаю Михайлову сыну Нащекину Московского у. Суровского стану в деревню Кречковую . У одного из мужиков в женах волошка греческого исповедания Стефанида Федорова, 30 лет. Женщины в замужестве- старинныя: Тульских господина моего вотчин села Супрут, села Николского и деревни Шлыковой , Чернской вотчины деревни Красной , О(А)рловской вотчины села Маслова. У Нестера Титова сына (15 и 32) жена Лукерья Максимова дочь , 40 лет, турецкой нации, восприявшей веру греческого исповедания . Жена крестьянина Александра Пименова (25 и 42) Анна Костентинова дочь, 60 лет,- взята вдовою ис Крап . у. из села Костомарова умершего дворянина Костянтина Полуектова сына Проселкова дочь. С л. 894- крестьяне в деревни Крапивенки. Женщина в замужестве взята по купчей помещика Ивана Григорьева сына Салова Ряскова у. села Петелина . Женщина в замужество взята из вотчины господина моего Шатского у. из села Архангельского. Женщина в замужество взята с воли в городе Крапивне у козока Савелья Андреева сына Потоцкого. с л. 896 пошли крестьяне с женами- старинными того села Голощапова . С л. 899 - дворовые люди : Сапуновы,Толмочевы ; женщина в замужество взята по отпускной из дому колежского советника Михайла Михайловича Салтыкова ; жена дворового Савелья Васильева (22 и 39) Трифена Николаева дочь, 30 лет татарской нации, восприявшая веру греческого исповедания . С л. 899 об.- переведенные из разных мест , а именно: из Ряского уезду из села Шелемешева , написанные там в 1747 году за отцом господина моего генералом аншефом М.И. Леонтьевым ( один мужик был написан в 1747 г. в Володимерской господина моего вотчине , в Тумской волости , в селе Черкасове - за отцом господина моего ) ; да из Московского уезду Суровского стану из деревни Кречковой умершего крестьянина Никиты Федорова сын Трафим , написанный в 1747 г. за господином моим ( т.е. умерший крестьянин М.Р.). Вдова Матрена Яковлева дочь , 40 лет,взята по купчей Московского у. Загорской волости из села Никольского от помещика Василья ,Алексея и Сергея Петровых детей Чечериных , которое село в первую и во вторую ревизии писано за отцом их полковником Петром Васильевым сыном Чечериным , а ныне оная вдова в замужестве в Ряской господина моего вотчине в селе Шелемишеве за крестьянином Тимофеем Степановым и дети ее от первого мужа дворового человека Фомы Аверкиева следуют господину моему по той же купчей и еще два парня следуют господину моему по той же купчей от помещиков Чечериных . Муж-782(1747г.) и 756 (1762г.), жен.-74

Наталья
09.06.2016 19:21


Посмотрите страницу "История" других населенных пунктов вашего родного края:


деревня Андреевка поселок Песочинский деревня Каратеево деревня Болотовка деревня Абинь

Новости СМИ вашего родного края:


В Щекино будет ограничено движение автотранспорта
Два бренда: в магазинах появились тульские пряники с башкирским медом
В Тульской области при лобовом столкновении машин погибли пять человек

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:




Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.