Продавайте и покупайте стройостатки в телеграм чате вашего региона t.me/stroyost91
ГлавнаяРеспублика КрымГородские округагород Феодосия

Главная страница малой родины - город Феодосия

Численность населения: чел.

Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Республика Крым Городские округа город Феодосия на карте




Координаты населенного пункта город Феодосия на карте: 45.280712, 34.449681

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Феодо́сия (укр. Феодосія, Теодосія, крымскотат. Kefe, Кефе, греч. Θεοδοσία) — город в Крыму, расположенный в юго-восточной части Крымского полуострова на побережье Чёрного моря.
Административный центр городского округа Феодосия (Феодосийского горсовета).


Этимология
Название «Феодосия» в переводе с древнегреческого языка означает «Богом данная». Поселение основано в VI веке до н. э. греками, которые дали ему название «Феодосия» (греч. Θεοδοσία). В XIII веке на месте Феодосии было основано генуэзское селение Кафа (итал. Caffa, тур. Kefe, крымскотат. Kefe), которое в 1475 году было завоёвано османами. В 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи Кафа была переименована в «Феодосию»; с 1787 года поселение получило статус города.


История


Основание города
Город был основан греками из Милета в VI веке до н. э. С 355 года до н. э. Феодосия входила в состав Боспорского царства. Разрушен гуннами в IV веке н. э. В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды. Впоследствии выкуплен генуэзскими купцами.


Генуэзский период
Генуэзцы создали процветающий торговый портовый город Каффа, который служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В этот период город переживал свой расцвет. Население города превышало 70 тысяч человек, в городе действовали филиал банка св. Георгия и театр. Имелся свой монетный двор, где чеканились монеты. Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с золотоордынскими ханами. Генуэзская администрация имела полное самоуправление в стенах городов и назначала особого префекта из уроженцев Крыма для управления сельским округом кафинских владений, администрация подчинялась высшему совету в Генуе.
В 1346 году вследствие испортившихся отношений с Золотой Ордой Каффа была осаждена войсками хана Джанибека. После того, как в ордынском войске началась чума, хан приказал с помощью катапульт забрасывать трупы умерших от болезни в Каффу, где немедленно началась эпидемия. Осада окончилась ничем, так как ослабленное болезнью войско вынуждено было отступить.
Кафа же явилась исходной точкой распространения самой смертоносной пандемии в истории Европы — Чёрной смерти.К середине XV века Каффа превзошла по размерам Константинополь.


Османский период

В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была завоёвана османскими войсками, во главе которых стоял полководец Гедик Ахмед-паша. С османским завоеванием связаны названия двух хребтов к юго-западу от Феодосии — Биюк- и Кучук-Янышары (большой и малый янычары). Кефе (так турки называли Каффу) стал одним из главных турецких портов на Чёрном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские города и селения. В османскую эпоху город часто называли Кючюк-Истанбул — Маленький Стамбул и Крым-Стамбул, подчёркивая его важность и большое население.
В 1616 году казаки Войска Запорожского под руководством гетмана Петра Сагайдачного внезапным штурмом взяли турецкую крепость Кафу, разгромили турецкий гарнизон из 500 человек и освободили несколько тысяч пленных. В 1682 году в городе насчитывалось 4000 домов: 3200 мусульманских и 800 христианских. При турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укреплённым пунктом, однако сильно обезлюдел. Важным промыслом в окрестностях Кафы была добыча самосадной соли в естественных лиманах.


В составе Российской империи
В 1771 году русские войска взяли крепость Каффу приступом. Последний формально независимый крымский хан Шахин Герай устроил здесь монетный двор и начал строительство дворца. В 1783 году императрица Екатерина II своим манифестом включила весь Крым в состав России; в 1784 году полуостров был включён в состав Таврической области. В 1787 году, в конце своего известного путешествия в Крым, город посетила императрица Екатерина II.
На Таврическом монетном дворе в Каффе в тот же день выбили медали с надписью о посещении этого города Екатериной и эрцгерцогом Австрии и императором Священной Римской империи Иосифом II Габсбургом. Город тогда находился в упадке от русского разорения 1771 года и вдобавок пострадал от соперничества с Таганрогом. Современники отмечали, что руины города произвели на императрицу глубокое впечатление.
С 1796 года — в составе Новороссийской губернии; в 1798 году объявлен на 30 лет порто-франко; в 1802 году сюда переведены уездные учреждения, и сам город выделен в особое градоначальство (упразднённое в 1827); в 1804 году город получил своё древнее название Феодосия. Город получил международный торговый порт, таможню и карантин.

Во время организованного в 1778 году российским правительством переселения христианского населения Крыма в Приазовье, Феодосию покинули 5511 армян, 1648 греков, 24 грузина. Население Феодосии было следующим: в 1829 году — 3700, в 1838 году — 4500, в 1861 году — 8400, в 1874 году — 10600, в 1894 году — 17000 человек.В августе 1820 года в городе проездом был Александр Сергеевич Пушкин. Он останавливался в гостях у отставного градоначальника Семена Михайловича Броневского, которого Пушкин в письме к брату назвал «человеком почтенным по непорочной службе».

В XIX веке в городе жил и работал великий уроженец Феодосии художник-маринист Иван Константинович Айвазовский, талант которого в юности разглядел феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев, способствовавший получению Айвазовским художественного образования. Иван Константинович, став известным художником, помогал деньгами городу; он открыл в городе школу искусств и картинную галерею, построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей. Художник выступал за расширение Феодосийского порта, что и было сделано. В 1887 году на его деньги были начаты работы по прокладке водопровода из Субашского источника. В 1900 году Айвазовский скончался в Феодосии на 83 году жизни и был похоронен во дворе местной армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). И. К. Айвазовский стал первым, кому было присвоено звание почётного гражданина Феодосии.

В 1888 году Феодосию посетил Антон Павлович Чехов. В письме своей сестре Марии он так описывает город:

Утром в 5 часов изволил прибыть в Феодосию — серовато-бурый, унылый и скучный на вид городишко. Травы нет, деревца жалкие, почва крупнозернистая, безнадежно тощая. Всё выжжено солнцем, и улыбается одно только море, которому нет дела до мелких городишек и туристов. Купанье до того хорошо, что я, окунувшись, стал смеяться без причины.
В 1892 году в Феодосию была проведена железнодорожная ветка из Джанкоя, а в 1899 году из Севастополя переведён коммерческий порт. Это способствовало промышленному развитию и росту города. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года в Феодосии насчитывалось 24 096 жителей (13 983 мужчины и 10 113 женщин), в том числе (по критерию родного языка) русских — 11 288 (46,85 %), татар — 4 526 (18,78 %), евреев — 2 736 (11,35 %), украинцев — 1 846 (7,66 %), греков — 1 280 (5,31 %), армян — 880 (3,65 %), поляков — 598 (2,48 %), немцев — 311 (1,29 %), белорусов — 150 (0,62 %), турок — 130 (0,54 %), других национальностей — 351 (1,46 %). При переписи не задавался вопрос об этнической принадлежности, но лишь о родном языке (наречии) и вероисповедании, поэтому 1139 караимов были учтены как носители татарского языка (что составило свыше 25 % всех «татар» по языку), а 93 — как носители русского языка; всего караимов по вероисповеданию было учтено 1233 человека. Из 3109 человек исповедующих иудаизм 245 лиц были учтены как носители русского языка, 127 как носители татарского языка и 2727 как носители еврейского языка.


Революция и Гражданская война

Находясь в общем русле крымской истории, Феодосия испытывала общие проблемы Гражданской войны: голод, безработицу, репрессии, частую смену правительств. Непосредственно с Феодосией связаны бои частей советской Республики Тавриды против австро-германских, англо-французских войск и воинских частей Белого движения. В 20-х числах апреля 1918 года 2-й Феодосийский полк предпринял попытку контрнаступления, сковавшую немецкие части на несколько дней. В 1920 году в Феодосию переехал Антон Иванович Деникин, командовавший в то время Вооружёнными силами Юга России; его ставка в Феодосии располагалась в здании гостиницы «Астория». В последующий период врангелевского правления в Феодосии действовал большевистский отряд Ивана Назукина, 28 участников которого были разоблачены контрразведкой и казнены в начале 1920 года.Окончательно советская власть в Феодосии была установлена в ноябре 1920 года. После окончания гражданской войны портовики, вчерашние бойцы Красной Армии, участники боёв за Крым, начали восстановление Феодосийского порта. Во время голода в Советской России зерно и продовольственные товары из-за границы поступали через порт Феодосии. В течение года грузчики Феодосийского порта, также голодные и обессиленные, разгрузили 5 880 тысяч пудов продовольствия. За этот подвиг решением Центрального исполнительного комитета 19 марта 1923 года Феодосийский порт был награждён высшей наградой Советской России — орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. В первые годы советской власти город переживал упадок: население уменьшилось с 35,4 тыс. человек в 1921 году до 28,7 тыс. в 1926 году. В годы пятилеток Феодосия развивалась в первую очередь как промышленный центр.


Великая Отечественная война

В первый раз немецкие войска заняли Феодосию в ноябре 1941 года. Бургомистром города стал бывший активный член ВКП(б) Василий Грузинов. 26—30 декабря в порту Феодосии был высажен крупный десант Красной Армии. На три недели город вновь стал советским. Грузинов не успел сбежать с немецкими войсками, был задержан местными жителями, передан армейскому особому отделу и расстрелян.
18 января 1942 года город был вновь занят немецкими войсками. Окончательно Феодосия была освобождена 13 апреля 1944 года в ходе общего наступления Красной Армии.
Тяжёлые бои привели к разрушению значительной части Феодосии. В городе действовало антифашистское подполье. Во время оккупации было расстреляно более 8 тыс. феодосийцев, в том числе все евреи города (3248 человек). Общее количество убитых, замученных и вывезенных в рабство в Германию жителей Феодосии составляет 11 300 человек. После распада СССР был поставлен памятник погибшим, который был осквернён 6 раз, последний раз — 7 апреля 2012 года.Феодосия награждена орденом Отечественной войны I степени. 6 апреля 2015 года указом Президента РФ Феодосии присвоен статус города воинской славы России.


Послевоенный период
В 1954 году Феодосия в составе Крымской области была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. В начале 1970-х годов город получил статус курорта.
В послевоенные годы (1948—1990) в городе был создан мощный потенциал военно-промышленного комплекса (ВПК). В Феодосии-13 находился ядерный арсенал Черноморского флота. Через Феодосийский морской порт производилась отправка грузов на Кубу во время Карибского кризиса. В городе проходили подготовку космонавты первого отряда космонавтов. 57 % трудоспособного населения было занято в ВПК. Были восстановлены промышленные предприятия: табачная фабрика (год основания — 1861), нефтетерминал (1938); построены новые заводы: судостроительные — ФСК «Море» и КТБ «Судокомпозит», где создавались уникальные суда; судоремонтный (1946), приборостроительный, механический (1952), оптический заводы; ЗАО «Феодосийский завод коньяков и вин». На сегодняшний день предприятия ВПК находятся в трудном финансовом положении: большая часть из них практически не работает.

В 2014 году город, как и вся территория Автономной Республика Крым, был аннексирован РФ.


Физико-географическая характеристика


Географическое положение и границы
Феодосия расположена на юго-востоке Крыма на побережье Феодосийского залива и по склонам отрогов хребта Тепе-Оба, который прикрывает город с юго-запада. Хребет, высотой 302 м над уровнем моря, замыкает собой Главную гряду Крымских гор, протянувшуюся вдоль побережья от мыса Айя, близ Севастополя, до мыса Святого Ильи у Феодосии, и обрывается в море крутым глиняным уступом. За несколько последних лет, очертания мыса Святого Ильи значительно изменились по причине проведения на нём частного строительства. Название хребта переводится с крымскотатарского языка соответственно местоположению: Тепе-Оба, дословно — вершина горы, по смыслу — конец гор. По северной части города протекает маловодная река Байбуга, впадающая в море недалеко от железнодорожной станции Айвазовская.


Орография
Горный хребет Тепе-Оба прикрывает Феодосию с юго-запада, замыкая собой Главную гряду Крымских гор, протянувшуюся вдоль Южного берега Крыма. В сторону моря хребет Тепе-Оба заканчивается мысом Святого Ильи. Высота хребта Тепе-Оба над уровнем моря — 302 м. На северо-западе города расположена гора Лысая (или же Паша-Тепе, «голова Паши»), на большой части которой в шестидесятых годах XX века высажены сосны. Седловина между Тепе-Оба и Лысой представляет собой узкий коридор, позволяющий западным ветрам, дующим со стороны горы Клементьева (хребта Узун-Сырт), разогнаться до значительных скоростей. Из-за этого явления район Челноки (по имени главной улицы Челнокова) общепризнано считается самым ветреным в Феодосии. В то же время, воздушные массы, поднимаясь по балкам и балочкам, которыми изрезана тыльная западная часть Лысой горы, оставляют там значительно больше снега, чем в остальной части города, находящейся в ветровой тени. В весенне-летний период ветровая тень Лысой горы покрывает собой все северные кварталы города, и оканчивается в районе Берегового — Приморского.


Климат

Климат Феодосии близок к климату Симферополя. Однако близость Чёрного моря приближает климат к средиземноморскому, средняя температура круглый год положительная. Поэтому климат Феодосии — промежуточный между степным и субтропическим. Однако, в отличие от Ялты, в Феодосии возможны намного более низкие температуры. Снег лежит в среднем 23 дня в году, постоянный снежный покров бывает только в очень суровые зимы (далеко не каждый год).
Зима очень мягкая, а лето жаркое и засушливое.


Политика
Фактически действующая в Феодосии система органов местного самоуправления установлена уставом городского округа Феодосия, принятым 17 ноября 2014 года, после аннексии Крыма Российской Федерацией.
Представительным органом города и прилегающей территории является Феодосийский городской совет, состоящий из 28 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Действующий его состав избран 8 сентября 2019 года. Председателем городского совета и главой городского округа является Мусаев Вячеслав Махмудович.
Исполнительным органом является администрация города Феодосии, глава которой назначается на должность Феодосийским городским советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Действующим главой администрации является Ткаченко Игорь Николаевич.


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 242-м месте из 1120 городов Российской Федерации.


Национальный состав
Русские составляют большинство населения города Феодосии.
Национальный состав населения города по данным переписи населения 2014 года:
Для Феодосии крайне актуальна проблема старения населения, возникшая в связи с тем, что некогда феодосийские оборонные НИИ были филиалами общесоюзных научных объединений, многие работники которых стремились в предпенсионном возрасте перевестись в Феодосию и остаться жить в южном, тогда ещё полузакрытом городе после выхода на пенсию.


Языки
Языковой состав населения горсовета отличается однородностью, по данным Главного управления статистики по Автономной Республике Крым/Республики Крым за 2001 год в Феодосии с подчинёнными горсовету/городскому округу населёнными пунктами назвали родным:

русский язык — 79,9 % (54,8 тыс. человек)
украинский язык — 11,44 % (7,9 тыс. человек)
белорусский язык — 1,01 % (700 человек)
крымскотатарский язык — 1,01 % (696 человек)
армянский язык — 0,67 % (464 человек)При переписи 2014 года респондентам задавался вопрос о владении русским языком, кроме того каждый человек мог указать владение ещё тремя языками и языком жестов. Для лиц, владеющих четырьмя и более языками (кроме русского, а также языка жестов), указывались любые три из них по выбору опрашиваемого. Поэтому при анализе статистических данных о владении языками следует учитывать, что значительное число опрошенных указало, помимо русского, ещё один, два или же три других языка, вследствие чего сумма лиц, владеющих теми или иными языками, значительно превышает общее число опрошенных. Высокая численность владеющих татарским языком связана с тем, что при переписи название этноса или же название языка записывалось со слов опрашиваемых, при этом значительное число крымских татар при переписи указали себя как татар, а свой язык как татарский.


Исторические сведения о населении города
Античная Феодосия была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6-8 тысяч человек. Не пострадав от гуннского нашествия, опустошившего берега Керченского пролива, Феодосия тем не менее медленно приходила в упадок, завершившийся чередой пожаров и разрушений, датируемых второй четвертью VI века. Прошедший в IX веке путь апостола Андрея Первозванного монах Епифаний заметил: «А Феодосия ныне не имеет даже следа человеческого».В XIII веке на месте античной Феодосии возникла генуэзская колония Каффа; в этот период, около 75 % населения города составляли армяне. С конца XIII века и начала XIV века в городе и его округе поселились десятки тысяч армянских семей. Их количество было столь велико, что генуэзцы в своих текстах называли Каффу «Морской Арменией». Армяне развернули в городе масштабное строительство. Было построено более 30 церквей, укреплены крепостные стены, более 2/3 населения составили армяне. Ко второй половине XV века население города достигло 70 тысяч человек, превзойдя по этому показателю Константинополь и многие европейские столицы. В 1475 году, Каффа была разорена турками-османами. Более 100 тысяч армян бежали в Польшу, где основали крупные колонии во Львове и других городах. Рост населения продолжился в османский период, префект города Дортелли в 1634 году описывал Каффу как огромный город (5 миль в окружности) с населением 180 тысяч человек, состоящим из турок, греков, армян и евреев. Неспокойный XVIII век ознаменовал закат средневековой Каффы, более 12 тысяч живших тут армян и греков были по указу Екатерины II переселены в Новороссию (армяне в район современного Ростова-на-Дону, греки в район современного Мариуполя). Переселение возглавлял А. В. Суворов. В результате, в 1802 году число жителей составляло всего чуть более 300 человек.В 1810 году «город Феодосия [был] населён при малом числе русских людей, греками, армянами, евреями». К середине XIX века Феодосия восстанавливалась и развивалась, чему прежде всего способствовали порт и торговля. К 1859 году в городе был уже 971 дом с 8215 жителями. Город сохранял свой многонациональный и многоконфессиональный облик, о чём свидетельствовала система выбора городских голов, по которой на один трёхлетний срок избирается представитель христианской общины, на следующий — представитель от татар или караимов.В конце XIX — начале XX века, в связи со строительством железной дороги, торгового порта и развитием промышленности, резко увеличилось население.
Город всё больше привлекал столичных гостей, многие жили в Феодосии не только летом, снимали жильё, строили дачи. К концу XIX века в Феодосии насчитывалось более 30 тысяч жителей. Поступательное развитие было прервано Гражданской войной и голодом 1921 года, в результате которых население города уменьшилось, а промышленность была практически уничтожена: если в 1914 году на 22 предприятиях Феодосийского уезда трудились 1600 рабочих, то в мае 1923 года (через 2,5 года после окончания войны) — работало только четыре предприятия с 66 рабочими.В межвоенный период население города росло, составив в 1939 году 45 тысяч человек. Во время Великой Отечественной войны была разрушена вся курортная и значительная часть исторической части города. «За время оккупации с 3 ноября 1941 года по 13 апреля 1944 года было расстреляно и замучено мирных граждан города и советских военнопленных 8300 человек и угнано в рабство 3000 человек. …целые жилые кварталы города в приморской части, особенно густо заселённые до войны <были> полностью разрушены, там не осталось ни одного жителя, не говоря уж о документах (домовые книги и прочие), которые также были уничтожены». Это, а также «принудительное переселение мирных граждан из одной части города и насильственная эвакуация мирного населения из города, произведённая осенью 1943 года оккупантами», крайне осложнило работу Комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в связи с чем окончательные цифры потерь населения города, возможно, должны быть скорректированы в сторону увеличения.В послевоенный период население Феодосии увеличивалось вслед за потребностями военных объектов и промышленности. В 1970-х годах возникли проблемы с трудоустройством, поэтому председатели горисполкома добивались строительства новых предприятий и расширения существующих. Более двух тысяч рабочих мест было создано в начале 1970-х, когда совместно с Министерством обороны построен оптический завод. В последующие годы стала ощущаться нехватка квалифицированной рабочей силы: служебные автобусы возили работников из Старого Крыма и Батального.
В начале 1990-х годов население города увеличивалось в основном за счёт возвращающихся из мест спецпоселений крымских татар. В конце XX — начале XXI века население города постепенно уменьшалось, в связи с тем, что иссяк источник прироста населения — миграция.


Экономика

Основа современной экономики Феодосии — курортная отрасль и морской транспорт. Феодосия — климатобальнеологический курорт. Здесь есть пляжи, минеральные источники, грязевые лечебницы, известные санатории и дома отдыха. Кроме туризма и транспорта, экономика основывается на винодельческой, пищевой, лёгкой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве и рыболовстве. В 2009 году в промышленности было занято 2500 человек. В городе функционируют табачная, чулочная, мебельная и офсетная фабрики, заводы: механический, казённый оптический, судомеханический, «Стройдеталь», соковый, винный; комбинат стройматериалов.
Большая часть налоговых поступлений формируется морским транспортом; большая часть занятых в сфере производства товаров и услуг — это занятые в туризме (общественное питание, отельное хозяйство, сезонная розничная торговля, пассажирский автотранспорт, услуги в области культуры и массовых развлечений). Из обслуживающих отраслей, как и везде, высока занятость в здравоохранении, образовании и гос. управлении. Валовой региональный продукт, в основном, формируется в транспорте (морском, железнодорожном и внесезонном автомобильном), туризме (вышеперечисленные отрасли), торговле и складском хозяйстве, пищевой промышленности (в том числе винодельческой), сфере государственных услуг (здравоохранении, образовании, управлении). Доля традиционных отраслей специализации (машиностроения, военной службы, военной науки) крайне незначительна как в отношении числа занятых, так и в отношении процента от ВРП Феодосии.


Торговля
Основная доля торговли продуктами питания и хозяйственными товарами приходится на небольшие магазины, продукции растениеводства — на постоянные (Крымский и Центральный) и временные рынки. Супермаркеты «АТБ» (Пуд) расположены на улице Крымской и в районе центрального рынка, местные торговые сети представлены хлебными магазинами «Булкин» и магазинами Макеева «Горный», «Речной» и «Центральный». Торговля одеждой преимущественно перешла в магазины, тем не менее вещевые рынки существуют на бульваре Старшинова (напротив Крымского рынка) и на Рыночной площади (старый крытый рынок и рынок «Гостиный двор»). Среди продавцов бытовой техники представлены сети «Фокстрот» (магазины на ул. Крымской и Базарной). Торговля строительными материалами бытового назначения ведётся во многих магазинах, расположенных преимущественно в новой северной части города. Торговля арматурой и прочими крупными товарами производится на складах и рынке, расположенных на объездной дороге — Керченском шоссе. На улице Володарского расположен торговый салон мотоциклов. В фармакологической сфере уверенные позиции занимает сеть государственных аптек.


Промышленность
В центре города и за её округом располагается ряд промышленных и муниципальных предприятий:

ФГУП Море (судостроительный завод)
ФГУП Феодосийский судомеханический завод
ГУП РК Феодосийский оптический завод
ГУП РК НИИ АУС
ГУП РК НИЦ Вертолет
ФПОНП НЕФТЕБАЗА
Феодосийский морской торговый порт
Феодосийская табачная фабрика — прекратила работу
Конструкторско-технологическое бюро Судокомпозит
МУП РК Геоинформационный центр г. Феодосия
Феодосийский торпедный завод Гидроприбор
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель»
ООО Восточно-Крымская фондовая биржа
ОАО Государственная офсетная фабрика
АО Морской нефтяной терминал
АО Стройдеталь


Транспорт
Феодосия — современный транспортный узел, где сходятся автомобильные, железнодорожные и морские пути. В 30-ти километрах от города в посёлке Кировское на железной дороге Джанкой — Феодосия расположен аэродром, способный принимать самолёты всех типов. Предприятия транспорта и связи представлены морским торговым портом Феодосии и предприятием по обеспечению нефтепродуктами, которые предоставляют услуги по переваливанию сухих и нефтеналивных грузов; двумя станциями железной дороги (собственно Феодосия и станция Айвазовская). Рядом со станцией «Айвазовская» находится междугородная автостанция, обеспечивающая автобусное сообщение между Феодосией и населёнными пунктами Крыма (Судак, Симферополь, Ялта, Керчь и др.), городами Украины и России.


Окружной
Пассажирские перевозки в Феодосии осуществляют несколько автотранспортных предприятий, имеющих лицензии на обслуживание определённых маршрутов. Долгое время общественный транспорт в городе был представлен только маршрутными такси, останавливающимися по требованию в любой точке маршрута, в последние годы наметилась тенденция к эволюции частных автоперевозчиков в сторону автобусного формата с остановками только в специально отведённых для них местах. Связано это с заменой маломестных «ГАЗелей» на более вместительные автобусы, ростом пассажиропотока и напряжённости автомобильного движения на перегруженных улицах центра города.
Тарифная политика перевозчиков жёстко регулируется условиями лицензии.
В многолетней перспективе сохраняется соотношение цены самого короткого маршрута (№ 7. Центр-Челнокова) к цене самого длинного (№ 101. Феодосия-Центр — Карадагская биостанция) как 1:4.
Все маршруты, связывающие Феодосию с населёнными пунктами округа, имеют городскую нумерацию. Все автобусные маршруты (кроме № 13 и № 13а) проходят через Рыночную площадь.

№ 1. Ближнее — Центр — Горбольница
№ 1а. Ближнее — Центр — Партизанская — Горбольница
№ 2. мкрн. Ближние Камыши — ст. Айвазовская/Автовокзал — Центр — Тимирязева
№ 3. Центр — Насыпное
№ 4. (бывший № 106) Центр — ст. Айвазовская/Автовокзал — Приморский
№ 4а. (бывший № 106а) Центр — Приморский (через Симферопольское шоссе)
№ 4д. (бывший № 106д) Центр — ст. Айвазовская/Автовокзал — Приморский — Аджиголь
№ 5. Центр — Гарнаева — Крымская — Первушина
№ 6. Центр — Первушина — Крымская
№ 7. Центр — Челнокова (западная часть города)
№ 8. Центр — Панова
№ 10. Центр — Береговое
№ 13. Ближнее — Крымская — ст. Айвазовская/Автовокзал — мкр. Ближние Камыши
№ 13а. Челнокова — Крымская — ст. Айвазовская/Автовокзал — мкр. Ближние Камыши
№ 14. Горбольница — Лесопарк
№ 15. Горбольница — Первушина (район улицы Крымской)
№ 20. Центр — Орджоникидзе (через Насыпное, Подгорное, Южное)
№ 20а. Центр — Челнокова — Виноградное — Орджоникидзе (прямой через перевал на Тепе-Оба))
№ 40. Центр — Очистные.
№ 101. Феодосия-Центр — Биостанция (через Насыпное, Подгорное, Коктебель, Щебетовку и Курортное)
№ 102. Феодосия-Центр — Наниково (через Насыпное, Подгорное)
№ 107. Феодосия-Центр — Краснокаменка (через Насыпное, Подгорное, Коктебель, Щебетовку)Территория Феодосии обслуживается несколькими крупными службами такси, кроме того в окрестных курортных посёлках есть небольшие местные перевозчики. Основу таксопарка составляют автомобили восточноевропейского производства.


Железнодорожный
3 (15) августа 1892 года, после долгих лет ожиданий и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания.

Нет сомнения, что железная дорога всегда принесёт пользу тому краю, где она будет проходить
За право иметь железную дорогу велось ожесточённое соперничество между городами региона. Более того, конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.
В 20-х годах XIX века англичане предложили императору Александру I соединить рельсами Феодосию и Москву. Но реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц работы на феодосийском участке уже в 1860 году были прекращены: французская компания Трона, фиктивно выплачивавшая рабочим и крайне плохо их обеспечивавшая, стала банкротом.Известный русско-украинский писатель, этнограф и путешественник Александр Афанасьев-Чужбинский в 1859 году дважды побывал в Феодосии, специально изучал вопрос прокладки путей и написал в итоге:

Собственно возле Феодосии ничего ещё не начато, как говорят, потому, будто не определена линия и неизвестно, пойдёт ли она левее или правее. Если не ошибаюсь, всей работы произведено на шестьсот сажен, считая и небольшое пространство, высыпанного землёй. Болтливый француз, под начальством которого работают человек семьдесят рабочих, рассказывал, что в нескольких местах начаты работы и дело пойдёт быстрее в следующем году. Не знаю, как это будет. Из Феодосии путь мне предстоял по Арабатской стрелке.
В 1885 году было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Особая комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма император Александр III предоставил комитету министров.
В результате сторонники феодосийского варианта — председатель комитета и девять его членов (в том числе сын царя — Николай) — оказались в меньшинстве, но Александр III принял сторону меньшинства, тем самым решив судьбу Феодосии. К продвижению этого проекта приложил определённые усилия известный феодосийский художник И. К. Айвазовский.
Линию прокладывали от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги, где использовали железнодорожные сооружения 1857—1860 годов. Был выбран наиболее выгодный маршрут. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, а кратчайший путь к нему с севера проходит по берегу моря, поэтому пути проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, были построены портовые сооружения. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. Поезда доходили лишь до нынешней станции Айвазовская, которую называли «Феодосия». С устройством в 1894 году порта и припортовых линий появилась станция Феодосия-порт, ставшая вскоре основным вокзалом. До 1941 года депо этой станции было центральной базой по обеспечению движения на линии Феодосия — Керчь — Джанкой и являлось инициатором ударного труда и стахановского движения в Крыму.
Железная дорога в Феодосии проложена по берегу залива, практически на пляже. Здание вокзала расположено в начале улицы Горького, являющейся естественным продолжением набережной.


Морской
Феодосийский морской торговый порт и Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами («Феодосийская нефтебаза») — два флагмана феодосийской экономики, обеспечивают значительную часть доходной части бюджета города, ведут активную социальную и природоохранную деятельность. Торговый порт содержит собственный детский сад и поликлинику, административная территория нефтебазы признана самой благоустроенной промышленной территорией города.
Пассажирское морское сообщение в Феодосии представлено двумя направлениями:

Эскурсионная деятельность — одночасовые прогулки по Феодосийскому заливу, и четырёхчасовые экскурсии к подножью потухшего вулкана Карадаг.
Перевозки по «Единому билету» — с 1 мая по 1 сентября 2014 года в Феодосийской порту осуществляли остановку скоростные катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2», курсировавшие по маршруту Анапа — Феодосия — Ялта.Помимо этого, буксиры морского порта осуществляют спасение на водах, особенно, в тех случаях, когда тихоходные и имеющие лимит устойчивости гребные лодки не могут настигнуть уносимых северо-западным ветром в открытое море туристов.


СМИ


Аналоговое и цифровое телевидение


Цифровое и эфирное телевидение
Все 30 каналов для мультиплекса РТРС-1 и РТРС-2; Пакет радиоканал, включает: «Вести FМ», «Радио Маяк», «Радио России / ГТРК Таврида

Пакет телеканалов РТРС-1 (телевизионный канал 60, частота 786 МГц), включает: «Первый Канал», «Россия 1 / ГТРК Таврида», «Матч ТВ», «НТВ», «Пятый Канал», «Россия К», «Россия 24 / ГТРК Таврида», «Карусель», «ОТР», «ТВЦ».
Пакет телеканалов РТРС-2 (телевизионный канал 41, частота 634 МГц), включает: «РЕН ТВ», «СПАС», «СТС», «Домашний», «ТВ3», «Пятница!», «Звезда», «Мир», «ТНТ», «МУЗ-ТВ».
Пакет телеканалов РТРС-3 (телевизионный канал 24, частота 498 МГц), включает: Первый Крым, Мир 24, «Миллет», Крым 24, «Первый Севастопольский», Москва 24.


Радиостанции


Культура
В конце XIX и в начале XX-го века сложилось явление, названное «киммерийской школой» пейзажа. Эта «школа» — художники, жившие в Феодосии: И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, М. П. Латри.
В отличие от живописцев, поэты и писатели, за одним исключением, бывали в Феодосии либо проездом, либо останавливались на короткое время в гостях у знакомых. С 16 по 18 августа 1820 года в усадьбе С. М. Броневского останавливалась семья генерала Н. Н. Раевского и путешествующий с ними А. С. Пушкин, который в письме брату писал: «…остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности». Много позже на полях рукописи первой главы «Евгения Онегина» появится рисунок утёса с характерными очертаниями скалы Золотые ворота, входящей в комплекс заповедника «Кара-Даг» расположенного западнее города между посёлками Коктебель и Курортное. 13 сентября 1825 года, по расчётам биографов, из Феодосии в Керчь выехал А. С. Грибоедов, до этого… «Нынче обегал весь город, чудная смесь вековых стен прежней Кафы и наших однодневных мазанок…». Четыре раза в Феодосии побывал А. П. Чехов (1888, 1894, 1896, 1898 годы); из письма Антона Павловича:

Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскуч

Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Феодосия

К сожалению, здесь еще никто не отметился.


Новые комментарии


Смотреть все

Новые фото


Рекламные ссылки:
Хорошее предложение в KNS на Exell EXD102Z - билеты на футбол в подарок каждому покупателю
мебельград
яндекс маркет вк
Conecte GetResponse a Radaar
шарм делюкс сахара мозаика сплит патинированный 30х30
Написать