Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Влазово
ГлавнаяПсковская областьОстровский райондеревня Влазово

Новости – деревня Влазово

Новости, события, объявления, общение

Влазовская основная школа


                      МАРАФОН,  ДЛИНОЮ  В  ТРИДЦАТЬ  ЧЕТЫРЕ  ГОДА 

  В  школе  ее  замечаешь  сразу. Высокая,  стройная,  подтянутая. Быстрая,  решительная  походка.  Короткая  прическа. Всегда  строгий  деловой  костюм,  брюки,  всё,  как  правило,  темных тонов. Отсутствие  какого  бы  то  ни  было  намека  на  макияж.  Правда,  в  праздник  может  себе  позволить  подкрасить  губы,  надеть  что-то  светлое  и  яркое,  даже  экстравагантное,  но  без  излишеств. Разговоры  о  тряпках  и  косметике  в  учительской -  это  не  для  нее. Строгий  классификатор  женских  типов  отнес  бы  ее, наверное,  к  «синим  чулкам», то  есть  к  женщинам,  погруженным  в  книги,  в  умственные  занятия,  лишенным  женственности.  И  был  бы  неправ.  Потому  что  она  вся без  остатка – в  школе,  в  школьных  делах  и  проблемах,  в  ребятах,  потому  что  в  школе  она -  учитель. И  только. Никакого  намека  на  личную  жизнь  в  общепринятом  ее  смысле.  Ее  личная  жизнь  -  жизнь  школы. Отсюда  и строгий  костюм, не  допускающий даже  мысли  стать  предметом  обсуждения,  и  некоторая  официальность  в  обращении  с  коллегами,  даже  определенная  дистанция,  и типично  «школьная»  тематика  в  кулуарных  беседах. И  при  этом  может  широко улыбнуться  и  к  месту пошутить,  может  громко,  от  души  рассмеяться.  Это  учитель  физики  и  математики  Влазовской  основной  школы  Зинаида  Федоровна  Андреева.

  Да,  это  она,  учитель  высшей  категории, отличник  народного  образования,  удостоенная  Почетной  грамоты  Министерства  просвещения  РСФСР в  1987  году  и  Почетной  грамоты  Министерства  образования  Российской  Федерации  в 2002  году.  Человек,  проработавший  в  стенах  одной  школы  без  малого  тридцать  четыре  года. Такое  нечасто  встретишь: трудовая  книжка,  в  которой  в  графе  о  приеме  на  работу  одна-единственная  запись. Документально  подтвержденная  любовь  и  верность  своей  школе,  своему  делу. Это  все  тоже  о  ней -  о  Зинаиде  Федоровне.

  Родилась  она  в  деревне  Малые  Видовичи  Печковского  сельсовета (ныне  Новоизборского)  Печорского  района  в  семье  крестьян  Редкина  Федора  Семеновича  и  его  жены  Ксении  Григорьевны.  Здесь,  в  Малых  Видовичах,  в  пятидесятых  годах  прошло  ее  детство.  Детство,  которое,  беззаботным не  назовешь.  Очень  рано  довелось  ей  узнать,  что  такое  крестьянская  жизнь  и  нужда,  жизнь,  в  которой  не  было  места  роскоши  и  излишествам,  в  которой  цену  трудовой  копейки  узнаешь  не  из  газет.  С  раннего  возраста  на  ней  держалось  все  хозяйство  семьи.  Отсюда,  из  детства в  Малых  Видовичах,  тянутся  истоки  ее  трудолюбия  и  ответственности  за  порученное дело. Так  и  хочется  повторить  слова  Некрасова  из  стихотворения  «Железная  дорога»: «Эту привычку  к  труду  благородную  нам  бы  не  худо  с  тобой  перенять…»,  применив  их  к  Зинаиде  Федоровне.

  Потом  была  учеба,  сначала  в  Печковской  восьмилетней  школе,  а  потом  в  Новоизборской  средней  школе. В  школьные  годы  сразу  же  определились  любимые  предметы -  физика  и  математика. Теплые  воспоминания  остались  об  учителе  математики  Галине  Григорьевне  Мисуркиной. Уже  в  восьмилетней  школе  появилась  мечта  стать  учителем,  и  к  исполнению  этой  мечты  шла  упрямо  и  целенаправленно.  После  окончания  Новоизборской  средней  школы (в  аттестате  только  отличные  и  хорошие  оценки)  сразу  же  поступила  на  физико-математический  факультет  Псковского  государственного  педагогического  института  имени  С.М.  Кирова.  Самозабвенно  отдавалась  любимым  предметам – все  тем  же  математике  и  физике. Благодаря  воле  и  настойчивости  в  преодолении  трудностей,  с  первого  раза  смогла  покорить  своеобразную  вершину  математической  науки -  математический  анализ,  пресловутый  матан,  о  который  сломало  себе  головы  не  одно  поколение  студентов  физмата.  Зинаида  Федоровна  по  сей  день  благодарна  своим  вузовским  преподавателям,  и  в  первую  очередь  преподавателю  физики  Владимиру Николаевичу  Мощанскому  и  математического  анализа  Николаю  Григорьевичу  Григорьеву,  сумевшим  не  только  поддержать  и  развить  в  юной  студентке  Зинаиде  Редкиной  интерес  к  своим  дисциплинам , не  только  обогатить  базовые  знания,  но  и  утвердить  ее  окончательно  и  бесповоротно в  стремлении  стать  педагогом.

  Ярко  проявился  в  эти  годы  и  интерес  студентки  З. Редкиной  с  спорту,  особенно  к  королеве  спорта -  легкой  атлетике. И  спортивным  занятиям  она  отдавалась  со свойственными  ей  энтузиазмом  и  настойчивостью.  Занятия  не  мешали  ее  учебе  в  институте, как  это  довольно  часто  бывает  в  студенческой  среде,  когда  достижению  спортивных  рекордов  отдается  в  жертву  качество  подготовки  специалиста. В  нашем  случае,  наоборот,  занятие  легкой  атлетикой  стало  как  бы  составной  частью  общей  подготовки  будущего  учителя  физики  и  математики  к  педагогической  деятельности:  закалялись  мышцы,  и  вместе  с  ними  закалялся  характер,  настойчивость,  формировалась подлинно  спортивная воля, рождалась  решительность;  укреплялось  здоровье  и  вместе  с  этим  укреплялась  уверенность  в  себе,  в  своих  силах,  стремление  быть  первым.  Были  у  нее  и  спортивные  достижения: она  стала  призером  областного  легкоатлетического  кросса  в  1968  году,  и  ее  фотография  по  сей  день  украшает  доску  почета  лучших  спортсменов  Псковского  пединститута.  Тепло  отзывается  Зинаида  Федоровна  о  своих  тренерах, Георгии  Семеновиче  Желнинове  и  Хейне  Оскаровиче  Мехине,  способствовавших  воспитанию  в  ней  лучших  спортивных  качеств. 

  В  1970 году  выпускница  ПГПИ  З.Ф. Редкина  по  распределению  попала  в  Шашковскую  восьмилетнюю  школу (ныне  Влазовская  основная  школа).  Именно  тогда  директор  школы  Михаил  Никифорович  Никифоровский  сделал  ту  первую  и  единственную  запись  в графе  о  приеме  на  работу  трудовой  книжки  молодой  учительницы. Первый  год  в  школе,  как  признается  сегодня  Зинаида  Федоровна,  был  самым  трудным. Приняла  классное  руководство  шестым  классом,  а  в  классе  этом -  43  ученика,  один  другого  резвее  и  горластее. Она  до  сих  пор  помнит  каждого  из  них.  И,  конечно,  никогда  не  забудет  свой  первый  урок в  этом  классе. С  самого  начала  урок  не  получался:  ребята  галдели,  шумели,  и  призывы  к  порядку  поначалу  желаемого  эффекта  не  производили. Тогда  Зинаида  Федоровна  громко  прикрикнула  на  них,  да  так,  как  не  могли  ожидать  эти  отчаянные сорвиголовы от  молоденькой  худенькой  учительницы. В  классе  мгновенно  установилась  тишина,  и  в  этой  тишине  она  твердо  произнесла:  «Как  ни  старайтесь,  я  вас  всех  перекричу!»  И  ребята  ей  безоговорочно  поверили.  Появилась первая  ниточка  будущего  педагогического  контакта  с  воспитанниками. Тогда  за  ней  впервые  стала  закрепляться  репутация  строгой  учительницы,  у  которой  не  забалуешь. «Строгая,  но  справедливая», -  это  первое, что  заявляют  сегодня  многие  ее  бывшие  ученики,  и  в  этой  оценке  сходится  во  мнении  о  ней почти  каждый  из  них. А  двое  девочек  из  того  самого  первого  ее  подшефного  класса  тоже  стали  педагогами. Это  Нина  Викторовна  Афанасьева,  директор  Воронцовской  школы-интерната,  и  Евгения  Васильевна  Федорова, заведующая  детсадом №  4  города  Острова.

  Тогда,  в  ее  первом  1970 -1971 учебном  году,  трудности  не  исчерпывались  только  лишь  трудным налаживанием  контакта  с  подшефным  шестым  классом. Особенно,  по  признанию Зинаиды  Федоровны,  они  проявились  в  достаточно  слабой  подготовке  по  алгебре  и  геометрии  восьмого  класса,  которому  предстояло  сдавать  по  этим  предметам  выпускные  экзамены. Контрольный  срез  знаний  давал  неутешительные  результаты. Опыта  подготовки  учащихся  к  экзаменам,  да  еще  в  форсированном  режиме,  не  было. Поначалу  опускались  руки. Но  Зинаида  Федоровна (вот  где  пригодился  спортивный  характер!)  не  дала  отчаянию  взять  над  собой  верх. Началась  ежедневная  кропотливая  подготовительная  работа  с  выпускниками,  когда  с  ними  приходилось засиживаться  допоздна  и  добиваться  усвоения  знаний.  Вымотала  себя  и  ребят,  но  своего  добилась:  на  выпускных  экзаменах  по  алгебре  и геометрии  сплошь  «хорошо»  и  «отлично». Это  была  первая  победа,  но  как  тяжело  она  досталась  молодому  педагогу!  Потом  их  будет  много – этих 

побед,  но  первая  -  самая  дорогая и  незабываемая.

Уже  в  первые  годы  у  Зинаиды  Федоровны  начинает  складываться  своя  система  педагогической  работы. Нельзя  сказать,  что  она  не  училась  у  старших  педагогов  мастерству. Нет,  она  была  открыта  для  этого  и  впитывала  все  самое  лучшее.  В  том  числе  и  на  этой  основе  складывалась  ее  методика  преподавания  физики  и  математики. В  объяснении  учебного  материала  основной  упор  она  делает  на  практическую  направленность  преподаваемого  материала,  раскрывая  подчас  очень  сложный  теоретический  материал  на  простых  жизненных  примерах,  доступных  наблюдениям  каждого  ученика. Поэтому  на  ее  уроках  очень  часто  присутствуют  какие-то  обыденные  предметы,  нехитрые  механические  устройства,  манипуляции  с  которыми  по  ходу  объяснения  материала  легко  и  доступно  объясняют  физические  явления, проявление  тех  или  иных физических  законов. Жизненной  практикой,  особенно  в  условиях  села,  она  старается  подтвердить  истинность  теоретических  сведений  по  геометрии: почему  при  строительстве  сараев  используются  так  называемые  раскосы,  почему  строительные  фермы  имеют  треугольную форму,  как  легко  и  быстро  рассчитать  площадь  поля,  как  правильно  рассчитать  форму  фундамента  будущего  дома  и  так  далее? Сегодня  в  ее  учительском столе,  в  шкафах  вы  найдете  много  предметов,  назначение  которых  в  условиях  кабинета  физики  и  математики  может  вызвать  недоумение.  Но  будьте  уверены:  каждый из  этих  предметов  имеет свое  применение  в  практике  преподавания  ее  предметов. Вообще  средства  наглядности  Зинаида  Федоровна  считает  одним  из  самых  лучших  изобретений  и  приобретений  педагогической  науки. В  создании  этих средств  для  своих  уроков  она  сама  принимает  самое  активное  участие  и  привлекает  к  этому  своих  учеников.  Много  скопилось у  нее  и  вырезок  из  газет  и  журналов,  которые  она  собирает  в  папки  и  альбомы,  и  каждая  из  них  призвана  продемонстрировать  новинки  науки  и  техники:  таким  образом  учитель  поддерживает  у  учеников  постоянный  интерес  к  своим  предметам – дополнительная  информация  обязательно  присутствует  на  ее  уроках.

Доступность  изложения  преподаваемого  материала -  обязательная  составляющая  ее  педагогической  практики  и  стиля  работы.

  Своими  творческими  наработками,  плодами  своего  творчества  в  области  методики  преподавания  физики  и  математики  Зинаида  Федоровна  щедро  делится  с  коллегами  по  цеху. Она  уже  неоднократно  на  протяжении  многих  лет  давала  открытые  уроки,  делала  сообщения  на  заседаниях  методического  объединения учителей  города  Острова  и 

района.  Недавно  ее  педагогический  опыт  получил  обобщение  на  районном  уровне.

  Применяет  она  в  практике  и  систему  зачетов  по  итогам  изучения  тех или  иных  тем. Эта  мера  призвана  не  только  провести  контрольный  срез  знаний, она  является  дополнительным  эффективным  средством  закрепления  изученного  материала. По  итогам  этих  зачетов  учитель  видит,  как  усвоена  тема,  просчитывает  необходимость  и  тактику  ее  повторения  в  дальнейшем  при  изучении  следующих  тем.

Как  правило,  какая-то  часть  учащихся, и это, к  сожалению,  неизбежно  в  практике  работы  любого  учителя,  усваивает  материал  хуже. Если  это  для  кого-то  лишь  повод  для  того, чтобы  только  повздыхать о плохой  наследственности,  об  алкоголизме  родителей  или  каких-то  негативных  особенностях  личности  самого  ученика,  для  Зинаиды  Федоровны  это  только  призыв  к  действию. Не  считаясь  со  временем,  она  будет  заниматься  с  такими  учениками,  пока  не  будет  положительных  результатов. Кажется,  что  так  в  ее  педагогической  практике  было  всегда, начиная  с  первого  ее  учебного  года.  Она  считает,  и  совершенно  справедливо,  что  настоящих,  прочных  знаний  нужно  добиваться  у  каждого  ученика.  Именно  так:  у  каждого, но  для  этого  нужна  большая  самоотдача  учителя,  нужна  ежедневная,  ежеурочная  и  даже  послеурочная  индивидуальная  работа  со  слабоуспевающими.  И  это  тоже  важнейшая  составляющая  ее  педагогической  системы,  стиль  ее  работы,  достойный  глубочайшего  уважения  и  восхищения.

В  этой  ее  самоотдаче  на  грани  самоотвержения,  по  ее  внутреннему  убеждению,  которое  она  никогда  и  никому  не  выскажет,  так  как  ей  чужда  патетика, состоит  патриотический  долг  российского  Учителя,  интеллигента-подвижника.  Особенно  возрастает  необходимость  в  ней сегодня,  в  начале  двадцать  первого  века,  когда  в  России  в  геометрической  прогрессии  растет  число  неблагополучных  семей.  Семей  матерей-одиночек, пьющих  родителей. Дети  в  таких  семьях  зачастую  предоставлены  сами  себе,  им  уделяется  мало  внимания,  они  зачастую  растут, как  сорная  трава  в  поле,  сами  по  себе.  У  них  почти  нет  шансов получить  хорошее  образование, и,  как следствие, достойную  работу. У  них  почти  нет  шансов  создать  хорошую  семью,  в  которой  дети  не  будут  расти  как  сорная  трава  в  поле. У  них  почти  нет  шансов  стать  в  будущем  достойными  людьми. У  них  почти нет  шансов  не  спиться,  не  свернуть  с  прямого  пути. Но  этот  шанс  появляется  в  том  случае, если  у  них  в  школе  есть  учителя,  подобные  Зинаиде Федоровне. 

  И  сегодня, как  и  все  34  года  ее  работы, заглянув  в  кабинет  физики  и  математики  после  ее  уроков,  вы  обязательно  увидите, как  учитель,  сидя  за  партой  рядом  с  учеником,  терпеливо,  иногда  часами,  объясняет оказавшийся  по  каким-то  причинам  недоступным  ему  материал  или  помогает  ему  выполнить  домашние задания. Зная  Зинаиду  Федоровну,  можно  быть  уверенным  в  том,  что  ребенок  выйдет  от  нее  просветленным  и  от  сознания  того,  что  ему  удалось  выполнить  трудную  задачу,  решить  сложное  уравнение,  а  еще  от  того,  что  ему  уделили  сегодня  столько  внимания.  Сегодня  чаще  всего  после  уроков  задерживается  ученик  из  ее подшефного  седьмого  класса  Виктор Е-ов. Очень  сложный  мальчик.  Зинаида  Федоровна  со  вздохом  признается,  что  этот  ребенок  на сегодняшний  день,  пожалуй,  самый  трудный  из  всех  ее  учеников  за  все  годы  ее  работы  в  школе. Он  из  полной  семьи,  которую  и  неблагополучной-то  не  назовешь,  но  вниманием  родителей  он  явно  обделен. Нет  с их стороны и  должного  контроля.  По  каким-то  причинам,  которые  скорее  всего  на  совести  его  родителей  с  их  особенностями  воспитания,  Витя  лжив,  до  противного изворотлив.  На  уроки  приходит  с  невыполненными  домашними  заданиями,  ссылаясь  на  то,  что  забыл  тетрадь,  хотя  повадки  его  изучены  досконально  и  верить  ему  сложно.  Он  не  выполняет  данных  обещаний,  хотя  дает  их  так  искренне,  что  не  поверить  невозможно,  если  не  знать  его  натуры.  Он  довольно упрям.  Словом,  целый  набор  отклонений.  Третий  год  бьется  с  ним  классный  руководитель.  Испробовано  все  и  неоднократно:  почти  ежедневные  беседы  с  ним  по  душам,  постоянные (не  менее  1-2  раз  в  неделю)  рейды  к  родителям.  Принятых  мер  хватает  ненадолго. Потом  все  повторяется.  Есть  от  чего  прийти  в  отчаяние,  но  Зинаида  Федоровна  не  сдается:  работу  с  ним  не  оставит. Она  всегда  побеждает  своей  упорной  настойчивостью.

  Меня  всегда  поражала  в  Зинаиде  Федоровне  ее  недюжинная  воля  и  колоссальная  работоспособность.  Входя  в  класс  почти  со  звонком,  она  все сорок  минут  урока  постоянно  в  работе,  ни  минуты  у  нее  не  бывает  потрачено  даром,  а  когда  прозвенит  звонок  с  урока  еще  и  задержится,  скрупулезно  объясняя,  как  выполнить  домашнее  задание  и  проверяя, все  ли  записали его  в  дневниках. Последний  ее  урок  плавно  перетекает  во  внеурочную  индивидуальную  работу, когда  ученики  покидают  ее  кабинет  только  после  того,  как  она  дополнительно  поработает  с  каждым  из  них:  сильные  учащиеся -  раньше,  слабоуспевающие -  позже, а  кто-то  и  задержится  на  часок. Затем, по  раз  и  навсегда  установленной традиции,  идет  проверка  тетрадей,  тех,  что  не  успела  проверить  в  обеденный  перерыв.  Далее  составление  поурочных  планов  на  завтра  с  необходимыми корректировками. Как  правило,  вся  эта  работа  у  нее  бывает  завершена  к  четырем  часам,  и  я  не помню  случая,  чтобы  она  ушла  раньше  четырех,  за  исключением  тех  редких  дней,  когда  уроки  у  не  только  до  обеда.  И  так  каждый  день  с  половины  девятого  утра. Она  почти  не  позволяет  себе  расслабиться,  просто  посидеть  и  отдохнуть. Иногда  в  голову  закрадывается  крамольная  мысль  о  том,  что  она  отдыхает  именно  тогда,  когда  работает.  Я  почти  никогда  не вижу  ее  в  школе  в  состоянии  покоя.  Это  какой-то  перпетуум  мобиле!  А  когда  подумаю,  что  ожидает  ее,  когда  она  возвращается  домой, оторопь  берет. Коровы,  овцы,  поросенок,  пчелы,  стирка,  готовка,  уборка  и  прочее,  и  прочее,  и  прочее – жизнь  в  селе  с  ее  крестьянским  укладом  для  отдыха  плохо  приспособлена… Хорошо,  что  добрую  половину  забот  по  домашнему  хозяйству  берет  ее  верный  муж  и  друг  Юрий  Петрович  Андреев.

  Они  познакомились  в  клубе  в  далеком  1972  году, когда  красивый  парень  из  деревни  Сорокино,  недавно демобилизованный  из армии,  краснея  от  волнения,  пригласил  молоденькую  учительницу  на  танец. Он  уже  давно  заприметил  ее,  да  все  боялся  подойти,  уж  больно  неприступной  она  ему  показалась.  Встречались  три  года,  а  в  конце  августа 1975  года  в  деревне  Сорокино  сыграли  шумную  свадьбу,  на  которой  гулял  весь  колхоз. Так  учительница  Шашковской  восьмилетней  школы  Зинаида  Федоровна  Редкина  стала  Андреевой. С  Юрием  Петровичем  они  вырастили  и  воспитали  двух  прекрасных,  умных,  достойных  своих  родителей  детей -  сына  Александра  и  дочь  Людмилу. Сейчас  оба  они  уже  взрослые,  оба  закончили  институт  и  начинают  свою  трудовую  деятельность.  Про  то,  как  удавалось  учителю  Андреевой  З.Ф.  совмещать  педагогическую  работу  с  обязанностями  матери  и  хозяйки  дома, и  чего  это  ей  стоило,  Зинаида  Федоровна  из  скромности  говорить  отказывается. Можно  только  догадываться,  какие  трудности  ей  пришлось  преодолеть,  но,  зная  характер  нашей  героини,  ее  трудолюбие,  работоспособность,  ее  волю  и  упорство,  можно  предположить ,  что  они  во многом  помогли  ей  справиться  с  ними. 

  В  2001  году  она  сломала  ногу. Перелом  был  довольно  сложный, кости  срастались  медленно.  Но  более  всего  Зинаиду  Федоровну  убивало  то, что  она  вынуждена  была  бездействовать.  И  это  в  тот  момент,  когда  ее  9  класс  готовился  к  итоговой  аттестации,  а  программа  по  физике  не  была  пройдена  и  к  экзамену  по  алгебре  нужно  было  готовиться. Вот  тут  проявился  ее  твердый  характер,  ее  спортивная  натура!  Буквально  на  костылях  она  приходила  в  школу,  чтобы  готовить  своих  воспитанников  к  выпускным  экзаменам,  и  подготовила,  да  так,  что  все  буквально  сдали  ее 

экзамен  на  «хорошо»  и «отлично». Да, мужественности  Зинаиды  Федоровны  можно  только  позавидовать.

  В  школе  ее уважают  и  любят  все. Ученики  с  удовольствием  ходят  на  ее  уроки,  ей  прощают  вспыльчивость  и  горячность. И  сегодняшние  ученики  Зинаиды  Федоровны  аттестуют  ее  как  строгую,  но  справедливую.  Она  никогда  не  поставит  ученику  незаслуженную  оценку. Двойки  она  ставит  редко,  всегда  дает  возможность  исправить  их,  но,  если  она  уж  и поставит  кому-то  двойку,  на  нее  никогда  не  обижаются. Такой  она  была  всегда,  такой  остается  и  сегодня. Можно  было  только по-хорошему  позавидовать  ей,  когда  в  школе  в  январе  1999 года  торжественно справили  ее  пятидесятилетний юбилей.  На  линейке  в  честь  этого  события  звучали  поздравления  ее  коллег,  учеников,  в  том  числе  и  бывших,  и  было  радостно  осознавать ,  что  рядом  трудится  такой  замечательный  человек. Тогда  на  линейке  я  прочел  ей  свое  стихотворение, от  которого  не  откажусь  и  сегодня:

  Уносит  годы  время  быстротечное,

  Приспела  осень  жизни – пятьдесят.

  Вы  сеяли  разумное  и  вечное –

  Плоды  богатые  Вам  предстоит  собрать.

  Придя  однажды,  Вы  срослись  со  школою,

  Но,  как  и  двадцать восемь  лет  назад,

  Вы  молодая, бодрая,  веселая –

  Кто даст  Вам  эти  Ваши  пятьдесят?!

  Шли  день  за  днем, уроки  за  уроками,

  И  сотня  не  одна  прошла  ребят,

  В  жизнь  уходя  потоки  за  потоками, -

  Вот  что  такое  Ваши  пятьдесят!

  Вы  прорывались  к  звездам  через  тернии

  Не  год, не  два,  а  много  лет  подряд.

  Соединенье  мудрости  с  энергией –

  Вот  что  такое  Ваши  пятьдесят!

  Иной  считает  каждый  день  до  пенсии,

  Бесплодно  прожитым  годам  безумно  рад, –

  Для  Вас  же  день  за  днем  всё  интереснее –

  Вот  что такое  ваши  пятьдесят!

  Труд  педагога – взлеты и  падения,

  И  путь  к  успехам  сложен  и  тернист,

  Немыслим  он  без  долгого  терпения,

  Доступен  он тому, кто  сердцем  чист.

  Не  согрешу  я  много против  истины,

  Предположив,  что  множество  наград

  Вам  книгой  жизни  получить  предписано:

  Всё  начинается  лишь  только  в  пятьдесят!

  Пусть  каждый  день  Ваш  будет  полон  радости,

  Пускай  в  семье  царят уют  и  лад.

  Живите долго  в  здравии  и  благости.

  Всё  впереди.

  Вам  только  пятьдесят!

  Мне  нравится  беседовать  с  Зинаидой  Федоровной. Общаясь  с  нею,  еще  лучше  осознаешь,  что  она  незаурядная  личность.  В  ее  речи  отсутствует  категоричность  суждений,  стремление  обладать  истиной  в  последней  инстанции.  Наоборот,  чаще  всего  можно  услышать  вводные  словосочетания  вроде  «на  мой  взгляд, по моему  мнению,  мне  так  кажется»  с  прибавлением  обязательного  «не  знаю,  как  Вы».  И  будьте  уверены,  что  она  не  перестанет  уважать  вас,  если  ваше  мнение  не  совпадет  с  ее  мнением. Более  того,  она  придет  к  вам,  чтобы  посоветоваться  с  вами  по  какому-либо  поводу. Она  не  любит вспоминать  о  плохом  в своей  жизни,  но  часто вспоминает  хороших  людей,  которые  ей  повстречались  в  жизни,  таких,  как  учитель  русского  языка  и  литературы  Ольга  Ильинична  Лыжинкина,  учитель  начальных  классов  и  воспитатель  интерната Анастасия  Павловна  Яковлева,  которые  болели  душой  за  свое  дело,  у  которых  можно  было поучиться  многому.  В  людях  Зинаида  Федоровна  ценит  прежде  всего  порядочность,  честность, добросовестность. А  вот  подхалимов  терпеть  не  может. Она  помнит  всех  своих  учеников,  всех,  что  прошли  за  34  года  ее  работы.  Помнит  даже,  кто  где  сидел  в  ее  классе.  Очень  рада  узнавать  о  том,  что  ее  ученики  поступили  в  высшие  учебные  заведения,  стали  достойными  людьми. И  очень  огорчается,  когда  узнает,  что  ее ученик  стал  пьяницей. Зинаиде  Федоровне  есть  кем  по  праву  гордиться:  в  коллективе  Влазовской  школы  трудятся  две  ее  бывшие  ученицы:  учитель  математики  Лариса  Алексеевна  Александрова  и  учитель  начальных  классов  Галина  Викторовна  Храброва.  Искреннее  ее  огорчение  вызывают  многие  явления,  наблюдаемые  в  новой  России: и  то,  что  в  упадок  пришло сельское  хозяйство,  и  то,  что  постепенно  спивается  народ,  и  то,  что  падает  могущество  и престиж  наших  вооруженных  сил. Беспокоят,  конечно  же,  и  проблемы  в  образовании,  особенно  то,  что  высшее  и  даже  среднее  специальное образование  становятся  все 

недоступнее  для  жителей  села.  Выражает  она  озабоченность  и  по  поводу  предполагаемых  планов  перевода  образования  на  платную  основу.

  Недавно  Зинаиду  Федоровну  торжественно  «провожали  на  пенсию» (беру  в  кавычки,  потому  что  Зинаида  Федоровна  и  пенсия,  да  еще  по  случаю  достижения  предельного  возраста -  понятия,  абсолютно  несовместимые). Она  по-прежнему  молода, собственно всегда и  была такой.

  С удовольствием  смотрю  на  фотографию  1968  года,  запечатлевшую  драматичный  момент  забега  на  500  метров  в первенстве  города  Пскова.

                           

На  переднем  плане - наша  героиня,  выигравшая  этот  забег    с  результатом  1  минута  28,8  секунд. Спокойное,  уверенное  лицо  и совершенно гладкий  лоб без  единой  морщины – ни  тени  напряжения – взгляд,  устремленный  вперед,  на  дорогу. Чувствуется,  что  у  нее  открылось  второе  дыхание, что  у  нее  сохраняется запас  прочности. Слева  от  нее  -  девушка,  отставшая  всего  лишь  на  полкорпуса,  но какое  напряженное у  нее  лицо,  как  трудно  ей  даются  эти  метры:  рот  раскрыт  и  кажется,  что  сейчас  я  услышу  ее  тяжелое  дыхание,  кажется,  что  еще  миг  -  и  она  упадет  в  изнеможении.  И  далеко  позади - еще  две  девушки,  которым  уже  не  угнаться  за  лидером:  у  них  нет  шансов.  Смотрю  на  эту  фотографию  из  далекого  1968  года  и  думаю,  что  в  ее  судьбе  все  так  же: она  легко  преодолела педагогический марафон  длиною  в  34  года  и у  нее  еще  есть  запас  прочности.  Она – лидер,  который  всегда  впереди,  за которым  не  угнаться.  Как  ни  старайся!

                                                                                                                      Ю. Мурадян (2005)


                                                                                      


                                            



- 1165 - 1 yandamur
13.10.2014 16:47

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Новости» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Влазово

Новые фото


Дер.Нижнекаргино
В окрестностях Скоморохова
Праздник деревни Влазово
Разлилась речка Пенная (апрель - 2013)
Творчество Юрия Орлова

Написать