Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Надпорожье
ГлавнаяЛенинградская областьЛодейнопольский райондеревня Надпорожье

Фольклор – деревня Надпорожье

Народное творчество малой родины

ИЗ КНИГИ МАКАРОВА Н.Ф. "ПОВЕСТЬ РЫЖЕГО КОЛЬКИ":

"Родился я в ночь на Зимнего Николу (Всемилостивый Николай Чудотворец является самым почитаемым в народе святым) в небольшом селе НАДПОРОЖЬЕ. Крещён в местной православной церкви. Деревня находится на востоке Ленинградской области на берегу малоизвестной лососевой речушки Оять. Название это, видимо, происходит от вепсского слова «Оя», что означает «ручей». А Оять предполагает, что это большой ручей, с порогами и плесами, крутыми и пологими берегами, с хвойным и смешанным лесом на них. Течет река вначале с юга на север, а затем с востока на запад и впадает в реку Свирь в 10-ти километрах от Ладоги.



В среднем течении Ояти имеется несколько порогов, а реку окружают высокие холмы. Местные жители называют их горами. Да и многие расположенные поблизости деревни имеют такие названия, как Бесова гора (это родина моей мамы), Минина гора, Сёмова гора, Ратигора. В этих краях считают, что на Ратигоре стояло войско царя Петра 1 и Алексашки Меньшикова в ту пору, когда Россия пробивалась к Балтийскому морю. Действительно, от этой деревни спускаются крутые скаты с юга к реке Ояти, а с северо-запада к реке Шапше, что делает это место удобным для военного лагеря, защищая его от внезапного нападения противника./.../



Среди работы находили время и для отдыха. Выходные дни и праздники отличались от будней. К выходному готовились уже в субботу: ходили в баню, мыли полы, пили чай из самовара. В воскресенье женщины с раннего утра пекли калитки, блины, варили мясные супы и каши. По воскресеньям и пища отличалась от будничной. Да и распорядок дня был иным: с утра пили чай с выпечкой, затем был завтрак, полдник, обед и ужин. С утра ходили в ЦЕРКОВЬ, а затем заглядывали и в кабак. Днем сходились где-то на деревне, беседовали, играли в городки, а молодежь играла в лапту, вечером танцевала и пела песни.



Особым ритуалом отличались праздники. В Надпорожье праздновали два престольных праздника: Оленов день (3-го июня) и Фролов день (1-го сентября). К ним готовились заранее: варили хмельное, студень, овсяные кисели, пекли много выпечки, доставали из сундуков приличные наряды, делали генеральную уборку.
Праздники растягивались на три дня. В первый день гулянье начиналось под вечер. На второй день праздник гудел уже с утра. На третий день он заканчивался, после обеда гости разъезжались. В нашу деревню на праздник люди приходили со всей округи. Народу собиралось много. Гулянье проходило допоздна. Парни группировались вокруг гармонистов, шли по улицам с песнями. Пели хором. Запевала пел первый куплет, остальные подхватывали второй.



Здесь оятские гуляют,
Почему их можно знать?
На них белые рубашки,
Береди их душу мать!



Девушки гуляли, взявшись за руки, тоже пели песни и частушки. Их пение было ласковое, брало за душу:



Балалаечка, играй,
Играй до самой до зари,
Как мы с милым целовались,
Никому не говори.



Через речку моста нету,
Мне был нужен перевоз,
Меня Душечка - Ванюшенька
На ручках перенес.



В двух, трех местах на деревне гости становились в круг, устраивались пляски. Плясали барыню, русского, польку. Но больше всего любили кадриль. Этот танец за вечер исполнялся много раз. Я до сих пор восторгаюсь этим танцем. Еще недавно его показывали по телевидению, было это очень трогательно. А теперь его почему-то совсем забыли.
В другом месте деревни устраивались качели. Без них не обходилось. Редкий праздник проходил без драки. Как мне помнится, самым заядлым задирой был парень деревни Бор, которого звали Ванька Лохи (Ванька Лосось) Дрались парни одной деревни со сверстниками другой деревни. Даже куплеты исполнялись такие как:



Никому не запретить
По этой улице ходить.
Стены толстые пробьем,
По этой улице пройдем.



Мы не здешние, приезжие
Села не вашего,
Покажите, покажите
Атамана вашего.



Драчунов разнимали мужчины постарше, внушали о дружбе, землячестве. В последующем соперники уже вместе гуляли, танцевали, пели, и даже обнимались.
Зимой молодежь собиралась в какой-либо избе на вечеринки, которые в наших краях назывались «Беседа». Здесь пели, танцевали. Девушки на вечеринку обязательно шли с прялкой. Родители давали наказ: «Веселись, танцуй, пой, но без напряденного веретена домой не возвращайся». Под Новый год и Рождество ходили по домам ряженые."

Источник: https://vk.com/club196440059?w=wall-196440059_5053


- 50 - 0 KsAng
08.10.2023 15:51
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Надпорожье

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Мы в деревне

Написать