История – деревня Абултаево
Время основания, исторические события, фактыКак возникла деревня Абултаево
Если история нашего района более- менее изучена, то история многих населенных пунктов остается белым пятном. Так обстоит дело и с историей нашей деревни, Абултаево.
О дате создание деревни нет в архивах официальных документов. Как известно , селение образуется не в один день, а строится годами, так что время его рождения растянуто. Здесь какой –то конкретной дате можно говорить лишь условно.
Но как, хотя бы приблизительно установить происхождение деревни? Пришлось обратиться к некоторым другим источникам, которые не менее достоверны и убедительны, чем, скажем, указ или иной документ. Это легенды и придания, передаваемые из поколения в поколение, записи на могильных камнях. Как верные свидетели живой истории ,они могут многое рассказать из нашего прошлого.
Если верить красивой легенде о бае- батыре Абултае( Приложение 1) и приданию( Приложение2) , то наша деревня когда-то была центром башкирских земель в районе, одним из самых старинных населенных пунктов.
По официальным данным значится, что Абултаево образовано в 1717году.Однако это не подтверждается из-за того, что на кладбище сохранились надгробные камни более раннего периода. Все они на арабском языке, есть даже датированные 1449годом. Большое количество надгробных камней с надписями старожилы объясняют тем, что якобы сюда привозили хоронить знатных и богатых людей со всей округи. Что еще раз доказывает, Абултаево было в древности очень известным, ведущим.
До революции жители деревни вели полукочевой образ жизни. Занимались в основном, скотоводством что подтверждают архивные данные за 1876 год. Зимой вся деревня собиралась вместе, так легче было преодолевать все зимние беды: голод, холод, а также волков. Волков было так много, что они даже заходили в деревню. А на лето каждая семья родилась на
С переходом к земледелию жители Абултая стали переходить к оседлой жизни. Сначала деревня располагалось у озера Ураксы, но после пожара в конце 19 века деревня вновь отстроилась у озера Урумбат, которое когда-то значилось даже на местных картах. Озеро Урумбат почти пересохло, изменилось и его название, оно именуется сейчас Иске куль.
Видимо, после этих пожаров (их было по свидетельству старожилов два, и оба раза деревня сгорала дотла)Закатилось могущество Абултая, но он отстраивался вновь.
Дореволюционный, революционный и послереволюционный периоды развития деревни
В 1914году была построена мечеть. Материал для мечети : толстые корабельные сосны, резные наличники были доставлены из-под Челябинска. Мечеть с белым минаретом стала не только местом богослужения и самым красивым в деревне зданием. Туда бежало под кровельную крышу во время проливных дождей все мужское население деревни, ведь дома у многих были саманные. А женщины оставались дома, мусульманкам нельзя было находиться вместе с мужчинами. Почти у каждого мужчины имелось несколько жен, самым младшим из них не было и десяти лет.
На пример, у богатого Латифа было четыре жены, а у муллы- две жены. Религиозный фанатизм был из-за неграмотности башкир. Перед революцией в деревне грамотными считались два человека: писарь, который писал печатными буквами и мулла, он же выписывал единственную газету на тюркском языке.
В 1868 году в деревне насчитывалось 34 двора. Жители занимались в основном земледелием и скотоводством. В хозяйстве имелись лошади (196 голов), коров (130), овец (152). Лошадей использовали для вспашки земли. С развитием всходов люди целыми семьями шли на прополку посевов, выдергивая руками обильные сорняки, выносили их на межу и бережно раскладывали сушить на сено. Хлеба жали серпами, ставили суслоны. Молотили хлеба цепами, просевали на ветру, просевали через подвесное, ручное сито- кружало. Готовя зерно к помолу, очищали его от сора. Основным орудием размола зерна были ручные жернова. В целом крестьяне вкладывали огромный труд, но, несмотря на это, урожай продолжали оставаться низким. Бедное население деревни не могло обрабатывать свою землю, они сдавали в аренду, нанимались сами батрачить на богатых хозяев.
Тяжелый след оставил в нашей деревне период кантонального правления (1919-1922годы). Острая классовая борьба, тяжелейшее экономическое положение ,разруха. Разорение крестьян в результате неурожаев, голода и войны- таково было положение абултаевцев.
1927 году Закирьяном Шакировым в деревне был организован колхоз «Кызыл игенчеляр». Первым председателем колхоза стал Абубакир Валетшин. Кооперативное движение во многом помогало преодолевать голод и разруху после гражданской войны, способствовало финансовой и денежной системы, формированию у абултаевцев чувства хозяина производство и страны, повышению активности людей в строительстве новой жизни. Всего за 3-4 года крестьяне восстановили сельское хозяйство после сильнейшей разрухи.
Но сталинская принудительная коллективизация, начавшаяся на стыке 1929-30 годов, оказалась настолько ущербной, что перевела деревню к разорению. В Абултаеве сильно сократилось поголовье всех видов скота, посевные площади и урожайность. От разорившегося голода умирали жители деревни.
В1832 году были жестоко ограничены размеры личного подворья всех категорий, площади огородов, садов( вырубались лишние плодовые деревья), количество скота и птиц. Никому не разрешалось заготовка корма для личного скота до выполнения плана колхозом. Абултаевец, набравший в карман несколько колосьев или горсть зерна, чтобы поддержать опухших от голода детей, приговаривался к расстрелу с конфискацией всего имущества и лишь при смягчающих обстоятельствах не ниже 10 лет лишения свободы.
С переходом Абултаева на новый примерный Устав сельхозартель полностью сложился колхозный строй. Начиная с 1935 года, наметилось улучшение валовых сборов зерна и ряда других видов продукции. Колхоз окреп и смог выдержать тяжелейшие испытания: годы Великой Отечественной войны.
- 69 - 0 | гУЗАЛИЯ 14.08.2020 13:51 |
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
m2735dn kyocera
горько фильм 2013
кухонные столы
ступино дк
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex