История – деревня Абултаево
Время основания, исторические события, фактыКак возникла деревня Абултаево
Если история нашего района более- менее изучена, то история многих населенных пунктов остается белым пятном. Так обстоит дело и с историей нашей деревни, Абултаево.
О дате создание деревни нет в архивах официальных документов. Как известно , селение образуется не в один день, а строится годами, так что время его рождения растянуто. Здесь какой –то конкретной дате можно говорить лишь условно.
Но как, хотя бы приблизительно установить происхождение деревни? Пришлось обратиться к некоторым другим источникам, которые не менее достоверны и убедительны, чем, скажем, указ или иной документ. Это легенды и придания, передаваемые из поколения в поколение, записи на могильных камнях. Как верные свидетели живой истории ,они могут многое рассказать из нашего прошлого.
Если верить красивой легенде о бае- батыре Абултае( Приложение 1) и приданию( Приложение2) , то наша деревня когда-то была центром башкирских земель в районе, одним из самых старинных населенных пунктов.
По официальным данным значится, что Абултаево образовано в 1717году.Однако это не подтверждается из-за того, что на кладбище сохранились надгробные камни более раннего периода. Все они на арабском языке, есть даже датированные 1449годом. Большое количество надгробных камней с надписями старожилы объясняют тем, что якобы сюда привозили хоронить знатных и богатых людей со всей округи. Что еще раз доказывает, Абултаево было в древности очень известным, ведущим.
До революции жители деревни вели полукочевой образ жизни. Занимались в основном, скотоводством что подтверждают архивные данные за 1876 год. Зимой вся деревня собиралась вместе, так легче было преодолевать все зимние беды: голод, холод, а также волков. Волков было так много, что они даже заходили в деревню. А на лето каждая семья родилась на
С переходом к земледелию жители Абултая стали переходить к оседлой жизни. Сначала деревня располагалось у озера Ураксы, но после пожара в конце 19 века деревня вновь отстроилась у озера Урумбат, которое когда-то значилось даже на местных картах. Озеро Урумбат почти пересохло, изменилось и его название, оно именуется сейчас Иске куль.
Видимо, после этих пожаров (их было по свидетельству старожилов два, и оба раза деревня сгорала дотла)Закатилось могущество Абултая, но он отстраивался вновь.
Дореволюционный, революционный и послереволюционный периоды развития деревни
В 1914году была построена мечеть. Материал для мечети : толстые корабельные сосны, резные наличники были доставлены из-под Челябинска. Мечеть с белым минаретом стала не только местом богослужения и самым красивым в деревне зданием. Туда бежало под кровельную крышу во время проливных дождей все мужское население деревни, ведь дома у многих были саманные. А женщины оставались дома, мусульманкам нельзя было находиться вместе с мужчинами. Почти у каждого мужчины имелось несколько жен, самым младшим из них не было и десяти лет.
На пример, у богатого Латифа было четыре жены, а у муллы- две жены. Религиозный фанатизм был из-за неграмотности башкир. Перед революцией в деревне грамотными считались два человека: писарь, который писал печатными буквами и мулла, он же выписывал единственную газету на тюркском языке.
В 1868 году в деревне насчитывалось 34 двора. Жители занимались в основном земледелием и скотоводством. В хозяйстве имелись лошади (196 голов), коров (130), овец (152). Лошадей использовали для вспашки земли. С развитием всходов люди целыми семьями шли на прополку посевов, выдергивая руками обильные сорняки, выносили их на межу и бережно раскладывали сушить на сено. Хлеба жали серпами, ставили суслоны. Молотили хлеба цепами, просевали на ветру, просевали через подвесное, ручное сито- кружало. Готовя зерно к помолу, очищали его от сора. Основным орудием размола зерна были ручные жернова. В целом крестьяне вкладывали огромный труд, но, несмотря на это, урожай продолжали оставаться низким. Бедное население деревни не могло обрабатывать свою землю, они сдавали в аренду, нанимались сами батрачить на богатых хозяев.
Тяжелый след оставил в нашей деревне период кантонального правления (1919-1922годы). Острая классовая борьба, тяжелейшее экономическое положение ,разруха. Разорение крестьян в результате неурожаев, голода и войны- таково было положение абултаевцев.
1927 году Закирьяном Шакировым в деревне был организован колхоз «Кызыл игенчеляр». Первым председателем колхоза стал Абубакир Валетшин. Кооперативное движение во многом помогало преодолевать голод и разруху после гражданской войны, способствовало финансовой и денежной системы, формированию у абултаевцев чувства хозяина производство и страны, повышению активности людей в строительстве новой жизни. Всего за 3-4 года крестьяне восстановили сельское хозяйство после сильнейшей разрухи.
Но сталинская принудительная коллективизация, начавшаяся на стыке 1929-30 годов, оказалась настолько ущербной, что перевела деревню к разорению. В Абултаеве сильно сократилось поголовье всех видов скота, посевные площади и урожайность. От разорившегося голода умирали жители деревни.
В1832 году были жестоко ограничены размеры личного подворья всех категорий, площади огородов, садов( вырубались лишние плодовые деревья), количество скота и птиц. Никому не разрешалось заготовка корма для личного скота до выполнения плана колхозом. Абултаевец, набравший в карман несколько колосьев или горсть зерна, чтобы поддержать опухших от голода детей, приговаривался к расстрелу с конфискацией всего имущества и лишь при смягчающих обстоятельствах не ниже 10 лет лишения свободы.
С переходом Абултаева на новый примерный Устав сельхозартель полностью сложился колхозный строй. Начиная с 1935 года, наметилось улучшение валовых сборов зерна и ряда других видов продукции. Колхоз окреп и смог выдержать тяжелейшие испытания: годы Великой Отечественной войны.
- 67 - 0 | гУЗАЛИЯ 14.08.2020 13:51 |
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Новые записи
Организации - деревня Абултаево. История Абултаевской школы. 1920-1941 годы Уже...
История - деревня Абултаево. Как возникла...
Epson L850 купить
sputnik fs230-3-s цена
гк1 горелка купить
театр комедии нижний новгород купить билеты
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex