Здравствуйте, что для вас значит деревня Кеты?
Главная › Пермский край › Пермский район › деревня Кеты
Главная страница малой родины - деревня Кеты
Почтовый индекс: 614520
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации
Пермский край Пермский район деревня Кеты на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта деревня Кеты на карте: 57.895615, 56.000409
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.
Численность и расселение
По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Келлог, Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей кетского этноса проживало в г. Красноярске.
Численность кетов в населённых пунктах Красноярского края в 2002 г.:
посёлок Келлог
посёлок Суломай 148
село Туруханск 126Динамика численности кетов в России:
Язык
Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли ещё в XVIII—XIX веках. Существуют гипотезы о том, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с дагестанскими адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками. По переписи 2002 г. в Красноярском крае из 1189 кетов владеют кетским языком 365 чел. (30,7 %), русским языком — 1186 чел. (99,8 %).
В кетском выделяется три диалекта: северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.
В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е был разработан новый алфавит на основе кириллицы.
Как минимум с 1970-х годов происходит процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20 % кетов (возрастная группа от 50 лет и старше) считают кетский родным. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек.
Кетский язык достаточно часто становился объектом исследований лингвистов (М. А. Кастрен, Е. А. Крейнович, А. П. Дульзон, Г. К. Вернер, С. А. Старостин, Ю. Е. Галямина и др.), привлекая внимание учёных своей редкостью и сложным устройством глагольной морфологии.
Антропология
Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.
Происхождение и история
Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, асанов, яринцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тысячелетии н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) — ассаны, на Енисее в районе Красноярска — арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы — яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Русского государства кеты вошли в 1607 году. В российских документах они, вместе с некоторыми другими северными народами, первоначально (и довольно длительное время) именовались «енисейскими остяками».
Генетические исследования
С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура бронзового века (2-е тысячелетие до н. э.) Южной Сибири и Казахстана, а также редкая линия Y-хромосомной гаплогруппы Q, указывающая на родство с американскими индейцами.
Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1b1a3-L330 и митохондриальная гаплогруппа U4. 94 % кетов имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q (у тазовских селькупов — 66 %, у нарымских селькупов — 50 %). По другой выборке у кетов 86,4 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу Q, 9,1 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу N1a1, 4,5 % имеют Y-хромосомную гаплогруппу R1a.
Быт
Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина выплачивалась кетами в качестве ясака в русскую казну и продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления.
Заимствованное во 2-й половине XVII — XVIII веке у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов; часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.
Традиционное жилище кетов — чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространённый тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из берёзы (л’ам), за каждым из которых ели 2-3 человека. Из берёзы и рога изготовляли поварёшки и чашки для чая и бульона.
Одежду кеты ещё до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.
Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долблёнки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъёмность до четырёх тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.
Религия
В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.
Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло. В соответствии с этим, женщина традиционно считалась «нечистым» существом и подвергалась эксплуатации[уточнить].
С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.
Заметные представители
Котусов, Александр Максимович
Подробнее
деревня Кеты на других сайтах
Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт
Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.
Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
К сожалению, записей нет! Но вы можете быть первым автором!
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Новости СМИ вашего родного края (с сайта perm.aif.ru):
В Пермском крае похоронили 21-летнюю мать, найденную убитой в канаве
И. о. ректора Пермского политеха Анатолий Ташкинов может покинуть должность
Тренер Тарасова назвала дуэт Мишиной и Галлямова лучшим в фигурном катании
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Пользователи, связанные с н.п. деревня Кеты
К сожалению, здесь еще никто не отметился.
Новые комментарии
Разыскивают! - Старцев Владимир, 1955-1956 г.р....
Разыскивают! - Мой дед Токарев Константин...
- Когда вы были здесь в последний раз? - Живу...
Ищу сведения о Шакирове Ахмате Шакировиче 1908г...
Я ищу друзей детства : Надежду Курочкину, Елену...
Смотреть все
Новые записи
s55372-c114
сюжет фильма петля времени
ювелирная бензиновая горелка купить
паром из костромы в плес по волге
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex
Это помощник быстрой публикации вашего сообщения, пройдите 4 простых шага!
Загружаем...