ИСТОРИЯ, деревня Дерягино.

Время основания, исторические события, факты - деревня Дерягино Бабынинский район Калужская область

История деревни Дерягино Бабынинского района Калужской области. 1-я часть, 2-я часть в комментариях к фото Дерягино 1960-1990 - карта и номера домов со списком людей, живших в этих домах в разные годы.

На старых картах 1779 гг. и т.п. деревня называлась Дрягино, Дерягина, потом Дерягино. Думаю, что деревне не менее 300 лет. А может больше. В сторону леса метров 200-300 по рассказам была деревня Сергово. Была там церковь. Сожгли поляки или литовцы. По левому берегу там еще есть какие-то ямы. Так вот между деревнями у речки низина, как бы болотце. Называется «Урчи». Как я узнал, с монгольского или около того называется «низкое место». Так что или одна, или обе деревни видели татаро-монгол. А это еще лет 250-300.

Рисунок схема деревень вдоль речки

В Барашне, в 1 км от Дерягино, жили потомки литовцев, переселенных после их разгрома. Они были обрусевшие, с русскими фамилиями, но что-то в них было другое.

Дерягино при Екатерине II принадлежало князю Потемкину. Потом он проиграл деревню в карты.

Перед революцией 1917 г. помещика в деревне не было. Были кулаки, т.е. зажиточные. В двух километрах в Егорьевском лесу жила помещица (барыня). Когда мужики попадались в ее лесу, то должны были отработать 1-2 дня.

В 1970-е я был в том месте, видел аллеи из желтой акации.

Трифонов Василий Яковлевич как кулак был сослан в Сибирь. Пробыл лет 6-7. Я его прекрасно помню: человек был тихий, спокойный. Умер где-то в 1970-х.

Колхоз организовал Сергей Климов, отец Нюрки (Анны) Климовой. Умер где-то в 1967 г. Делал в наш дом рамы («вязал»). Любил выпить.

Кстати о Сергово. Ходили слухи, что церковь в этом месте утонула или «ушла под землю».

Максимальное количество домов в Дерягино до войны (до 1941 г.) было 110-120. С 1929 по 1937 гг. Дерягино входила в Московскую область. С 1937 по 1944 гг. в Тульскую. С 1944 г. опять в Калужскую.

В 1939 г. в сентябре был большой пожар. Началось с середины в соседнем с домом Сергунова Гаврилы Ребята жарили рыбу, пойманную в речке на керосинке. Она вспыхнула. Сгорело 22 дома, был сильный ветер, дул в сторону леса. В деревне народу было мало. Все в поле.

Упатовой Натальи отец тоже считался кулаком.

В войну немцы шли по старым картам. Поэтому первые прошли мимо. Шли на Тулу. Появились осенью. Назначили старосту. Обязали его собирать теплую одежду, обувь, кур, яйца и т.д.

Старостой был Упатов Стефан, однофамилец Натальи Упатовой отца. Он был отцом Григория Упатова («Посей»), муж «Посеихи» Насти. Народ не притеснял. Говорили, что был связан с партизанами, а может их боялся. Когда пришел к моей бабке Марии Дмитриевне, то брать было нечего. Жили бедно, 5 детей, муж в армии. Староста ничего не взял. Немцы были залётные, но в деревне были время от времени. А после наступления под Москвой исчезли совсем.

После войны председателем был какое-то время Алексей Макаров (старший). Мой прадед Филипп до колхоза был старостой. За потраву если не платили, то в качестве штрафа собирал печные заслонки. А без заслонки русскую печь топить без толку.

Дед Гаврила был писарем во время революции в Курыничской волости. В гражданскую воевал в Чапаевской дивизии спустя 2 недели после гибели Чапаева. В 1941 году до ухода в армию был председателем колхоза. Воевал с 15 сентября 1941 г по 27.07.1943 г. Демобилизован по ранению. После войны был бригадиром.

Петр Иванович Рыжов («Большой») в войну возил генерала на лошадях.

Алёна Упатова была жена штабс-капитана. Прожила лет 90 или около того. Помню её.

До колхозов отец Михаила Маричева с братьями делали кирпичи, возили и обжигали. Раскулачили.

Раньше лес назывался Волковский. В войну весь сожгли. После войны сажали ели, сосны, остальное росло само. Лес ближе к Егорьеву стали называть Егорьевским. Ближе к Дерягино – «Золотые кусты». Может из-за аллеи желтой акации. Часть молодого леса называлась «Куровские болота», хотя болота там не было. Мы там собирали подосиновики по молодым осинам. Лисички, волнушки. Теперь там полноценный лес, да еще поле в 100 гектар прихватил в 1990-х годах.

После войны был колхоз. Последний председатель был Сидоренко. Раскормленный товарищ. Ездил на бричке. С 1965 преобразовали в совхоз «Волковский». Выращивали рожь, пшеницу, овёс, овес с горохом на зеленку (телятам на подкормку), иногда гречиху. Кукурузу на силос. В первое время в 1960-х годах кукуруза была очень хорошая. Высокая, початки крупные, почти вызревали. Мы их ели, бросались, пекли на костре. Выращивали вику, подсолнечник на силос, картофель, один раз куузику (гидрид брюквы и турнепса). Выращивали на корм скоту, но так как была сладкая, то и дети пользовались.

Было молочное стадо 220-240 голов. Это только в нашей деревне. Лошадей голов 30-35. Правда рабочих голов 10-12. Остальные – жеребец один или штук пять, кобылы с жеребятами и стригунки. Овцы около 300 голов. В личных хозяйствах держали коров, бычков, овец, кур, гусей, уток. У Александровых одно время были индюшки. Гуси с весны до осени были предоставлены сами себе. Так только когда родители пошлют пересчитать их. Паслись на полях, зачастую на пшенице. Директор грозился, но видно не до этого было. К вечеру приходили к пруду – боялись лис. В каждом доме к осени было 15-20 гусей. На зиму оставляли 3-4.

Край деревни со стороны Барашни, где старый дом Моти Широковой до войны и немного после назывался «Булдаевка». Другой край в сторону леса – «Хохловка».

Престольные праздники:

22 мая – Никола весенний (Николай Угодник)

19 декабря – Никола зимний

22 марта пекли птичек из белой муки – день жаворонка. Дети бегали с ними по улице – встречали весну.

С 6 на 7 января «колядовали» – пели под окнами. Давали сладости, яблоки, иногда сало. Тогда срезали кожуринку, а сало бросали. Дети, что возьмешь.

7 января Христа славили. Рассказывали стихотворение церковное. Давали мелочь бабушки. Детей ходило немного, остальные их дразнили.

7 июля – Иван Купала. Обливали друг друга водой и спихивали в пруд. Один раз Василий Харлакин на бортовой машине подъехал к самой воде и всех баб в одежде в воду.

С 11 на 12 июля на Петра и Павла – «Городушки». Ночью делали всякие пакости. Дрова раскидывали, двери подпирали. Телегу на мост выкатывали. Утром коров выгонять, а на мосту не пройти. Бабки караулили до утра. Мы, дети, не спали, бедокурили, а на рассвете ждали, когда солнце «заиграет». Но всегда почему-то набегали облака. И мы, не спавшие, шли за земляникой с трехлитровым бидончиком. Земляника всегда была крупная в сосновом лесу.

21 мая престольный праздник в Барашне (мы говорили: «Брашня»), ходили туда в гости.

28 августа – Успенье. Ездили на хутор Ратный за лес.

7 ноября смотрели парад. Кто ближе к Брежневу. Состав Политбюро. Солдаты в летней или зимней форме. Если выпал снег, резали поросенка. Чище разделывать на снегу.

Дома топили хворостом. Притаскивали трактором кусты. Разрубали по размеру печки. Вязали в «вязанки» и складывали в ряд. В лесу до 1975 года дрова запрещалось заготавливать. Видимо поэтому бань не было. Мылись в корытах. Летом в саду. Электричество дали в 1968 году. До этого жили с лампами, настольными или подвесными. Вечером лампу заправляли керосином, газетой чистили газетой изнутри. Опускали лампу при помощи двух проволочных крючков пониже, чтобы было светлее из-под потолка.

Прикуривали от лампы через верх стекла.

Погреба строили тремя способами.

  • Простая яма, закрытая перекрытием и соломой до весны.
  • Обыкновенные погреба. Прямоугольная яма. Сверху перекрытие – засыпанные землей две двери со стороны речки на склоне, чтобы удобно ставить дверь.
  • Квадратная яма, сверху настил. Утеплено соломой или сеном. Сверху крыша в виде шалаша, а в яму лестница.

В деревне во многих местах вода располагается очень близко к поверхности: от 0,8 м глубины бьют ключи (родники по 5-8 сразу в одном месте). Поэтому колодцы неглубокие, от 1 до 3 м. так как вода поступает постоянно, то излишек по канавам стекает в речку. Если близко к речке, иногда выкапывали яму, ставили бочку без дна. Вот и колодец.

Сено разрешали косить для личного подворья ближе к августу по оврагам и неудобьям. Половину сена отбирали в совхоз. Называлось косить «исполу».

В лесу разрешали косить за взятку только избранным: самогонка, мед и т.д. Избранных было немного.

Последние новые дома строили в 60-х годах. Клуб в 60-х годах функционировал. Привозили кино. Долго запускали движок для электричества. Иногда в клубе были собрания, показательные суды. Потом смотреть за клубом бросили. Дети выбили стекла, тусовались днем и ночью. Раза два вставляли стекла. Мы, ребята, сами присматривали, убирались, потом опять били. Потом детей не стало и клуб разобрали.

Школа. В здании было две комнаты-класса и коридор. Туалет на улице. Учились в первой комнате все четыре класса. Народу было человек 20, с каждым годом всё меньше. После четвертого класса ходили в школу в Дворяниново за 3 км. После закрытия ходили в Акулово за 4,5-5 км, а с крайних к лесу домов – все 6 км.

Работы в деревне хватало всем, иногда бригадиры привлекали бабок-пенсионерок. Андрей Иванович Рыжов стоял посреди деревни и созывал. Даже через речку кричал и все слышали. Но молодежь уезжала учиться в Калугу, Москву и 95% уже не возвращалась.

Цистерна с соляркой стояла в деревне без замков. Трактористы сами заправлялись, потом учетница записывала сколько скажешь. В совхозе подворовывали сено, комбикорм, зерно, сметану, кое-кто овцу.

В частных домах не воровали. Замков не было, только палочка по диагонали двери. Значит, дома никого нет.

Погибшие в ВОВ дерягинцы:


  • Алёшин А.А.
  • Алёшин А.М.
  • Алёшин И.Я.
  • Алёшин И.В.
  • Алёшин Г.М.
  • Антонов Ф.С.
  • Александров И.А.
  • Александров Семён Фролович - рядовой
  • Александров Павел Фролович - мл. сержант
  • Богомолов Е.М.
  • Климов Ф.Н.
  • Маричев В.И.
  • Маричев Н.Я.
  • Митин А.И.
  • Чистяков Ф.
  • Митин А.И.
  • Митин Г.Ф.
  • Митин И.И.
  • Митин И.Н.
  • Митин Я.И.
  • Никитин А.И.
  • Никитин С.И.
  • Никитин А.Г.
  • Обухов С.В.
  • Обухов И.В.
  • Рыжов
  • Свиридов Д.И.
  • Свиридов С.И.
  • Свиридов П.И.
  • Свиридов И.И.
  • Свиридов Н.Е.
  • Свиридов Н.Г.
  • Свиридов А.Г.
  • Трифонов М.В.
  • Трифонов Н.П.
  • Ульянов Ф.В.
  • Упатов Ф.Т.
  • Упатов В.Т.
  • Упатов И.С.
  • Хоричев Н.Г.
  • Хоричев В.Д.
  • Харлакин Ф.В.
  • Харлакин Ф.Ф.
  • Харлакин Г.В.
  • Широков И.И.
  • Широков Н.И.
  • Широков К.Ф.
  • Широков А.Ф.
  • Широков И.Г.
  • Широков И.М.
  • Широков С.А.
  • Якушев А.В. (скорее всего Якушов А.В.)

Некоторые дерягинские слова

  • Потурой – крот
  • Вязёнки – варежки
  • Тырло – загородка для коров
  • Комари – муравьи. Самих комаров в деревне до 90-х годов не было, пока речка не заросла лесом. Хотя в лесу комаров я тоже не помню. Может из-за самолетов, посыпавших удобрения.
  • Гусей подзывали – «тега-тега»
  • Кур – «ти-ти-ти, диба-диба, цып-цып
  • Овец – кытя-кытя, барана – бяша.
  • Корову – тпруженя, тпруженя
  • На поросенка кричали «гысь»
  • Ключ – родник.
  • Вершина – овраг, заросший; отвершик – ответвление оврага.
  • Хата – дом.
  • Столбунец – молодой хвощ. Стебли сочные, чуть сладкие. Мы, дети, их ели.
  • Попигули – гоголь-моголь, разновидность сурепки. Очищенный стебель ели – сладкий.
  • Писика – осока.
  • Закута – хлев для поросенка
  • Татарник – чертополох.
  • Гусенёнок – гусенок.
  • Чапельник – сковородник на черенке длинном для того чтобы печь блины в сковороде в русской печи.
  • Керосинка – это не примус и не керогаз. Это устройство для готовки пищи. У нее было три фитиля в ряд, шириной 7 см, длиной 15 см.

Чем развлекались дети.

Купались, играли в карты, собирали красивые перышки птичьи у речки, собирали фантики, этикетки от спичечных коробков. Ползали по совхозному амбару, чердакам ферм и телятников. Ходили за грибами, земляникой, клубникой, орехами. Ловили рыбу удочками, в узких местах – корзинами. Окучивали, пололи, поливали, трава, сено, хворост. Зимой носка воды корове, для варки поросятам, ну, и себе. Колодец был не близко.

Резали трубки в лесу из дягиля и т.д. Стреляли горохом, крушиной. Делали рогатки, стреляли камешками. Разбивали чугунные чугунки и стреляли кусочками. Птицу можно было убить. Делали «танки» из досок, шестеренок и «квадратных» цепей от комбайнов. Изготавливали пистолеты и автоматы из дерева. Гнули пульки из алюминиевой проволоки, натягивали резинки и стреляли.

Делали «поджигалки» Деревянный пистолет, сверху трубка, с одной стороны заглушена. Вверху пропил для поджига. Набивали трубку «серой» от спичек или порох, бумажные пыжи, пуля и опять пыж.

Строили голубятни. Притаскивали птенцов голубей с чердака фермы. Их там всегда было навалом. Бегали с ободами от велосипедов, толкая их палкой в жёлоб. Копались в пыли в колеях, как в песке в песочнице. Играли в хоккей, почти без коньков. Иногда самодельными клюшками. Когда пруд не прудили, подростки сами лопатами делали запруду осенью в овраге. Вот тебе и каток.

Летом играли в «ручейки», «номерки», «штандар», лапта, казаки-разбойники, «московка» – разновидность «чижика», игра «стой». «догонялки», прятки, «ямки», футбол.

Катались на лыжах, санках, ледянках. Снега было много. Делали крепости, пещеры. Старшие подзуживали подраться или побороться маленьких.

Стравливали гусаков, петухов, собак. Курить начинали в 5-6 лет.

В праздники всем наливали на дне самогонки.

Залезали в сады-огороды – яблоки, вишни, груши, огурцы, подсолнухи, появлялась садовая земляника («клубника»).

На совхозные поля ходили за горохом, кукурузой.

В конце 60-х в деревне поставили торговую палатку (ларёк). Сдашь 2 бутылки пустые – 24 копейки – 200 граммов печенья. Или 2 пачки «Памира» и 2 коробка спичек. Палатка простояла несколько лет, потом закрылась.

Приезжала автолавка примерно раз в 2 недели. Всегда неожиданно, все бежали как на пожар. Хлеб брали в деревне мешками.

В 2019 году зимой жители были в одном-двух домах, летом в десяти-двенадцати. В 4х километрах в сторону Оптиной Пустыни деревня Курыничи. Туда ездили в магазин, ловили щук в пруду, залезали на недействующую церковь. Сейчас там церковь восстановили - монастырь. Церковь была из красного кирпича, теперь белая. В 12 км. от Дерягина д. Шамордино. Там дерягинцы после войны учились на трактористов. Мой отец учился в 1947 или 48г. Как раз в 47 году в Шамордино был учителем Булат Окуджава. Но не ужился и через год уехал. Перед смертью в Шамордино к сестре монастырь заезжал Лев Толстой. Она уговаривала его остаться , но он уехал. Новые данные: до войны было около 150 домов. В 50х 62 дома. В благовещенье, вербное, пасху ходили танцевать под гармонь на бугор ( ровная площадка) за дом Нюры Климовой. Приходили танцевать из Барашни. Иногда парни дрались, девки подносили кирпичи.

Наш земляк Михаил нашёл следующую информацию: в 1777 году было межевание. В это время сельцом Дерягино владел бригадир Николай Губин с женой. Калужская губерния, Перемышленский уезд. 158 душ мужского пола. Бригадир - звание выше полковника, но ниже генерал- майора.


ПРОДОЛЖЕНИЕ.Обо всём. Мой отец работал трактористом, потом начала болеть голова и ушёл в пастухи. Так вот о пастухах. Должность непростая. Коров надо накормить, напоить , пастбищ немного. Кругом поля засеянные, а потравишь штраф или как у нас говорили обдерут. За прудом речка узкая, но местами трясина. Там перегоняли коров, время от времени какая нибудь влезала по самые рога.

Вытаскивали при помощи лошади . Обвязывали верёвкой , за рога опасно , можно голову оторвать . Надо лезть в грязь. а перед этим найти лошадь, людей. А стадо ждать не будет. Если перегоняли по мосту, тоже проблемы. Мост узкий, а коров за 200 голов. Каждая норовит проскочить побыстрее, при этом чтобы тебя не боднули и не спихнули с моста. Были случаи спихивали.

Плохо стадо накормишь, доярки ругаются. Они получали с удоя. Ругались с матом и проклятиями. Иногда пасли на лошади, тут свои проблемы. Накормить , напоить, привязать. Спутывать в поле не будешь, а отпустишь можеть свинтить в конюшню. Весной когда выпускают коров после зимы они дуреют от свободы. Роют рогами кочки, бодаются, бегают и скачут. Какая нибудь рог сдёрнет, там кровь. Остальные почуяв кровь звереют. Ревут, стараются эту корову на рога поднять. Пастуху тут надо быть героем . И коров разогнать, и самого чтобы не затоптали. Зрелище довольно ужасное . Я сам попадал в такое положение.

Характер у коров разный, есть очень хитрые. Она будет щипать траву и поглядывать на пастуха.И потихоньку отставать , и чуть на зеленях ( посевах). А пастух чаще всего один. Передние прут, их надо сдерживать. Задние отстают, их надо подгонять. Дилемма. Корова понимает окрик, само собой мат и кнут. Кнут конечно лучше всего. Кнут отдельная тема. У нас в округе их изготавливали следующим образом.

1.Ручка деревянная . круглая, иногда с набалдашником, длинной 40-45 см. С одной стороны приделывалось стальное кольцо через прибитый ремешок. К другой стороне кольца крепился кнут. Его делали из автошины. Вырезали кусок метра 4. Его скругляли по всей длине, у ручки диаметром 4см., потом всё уже. Дальше крепились 1 или 2 сыромятных ремня. В конце волосянка. Её сплетали из волос хвоста лошади. Брали пучок волос, перегинали вдвое и плели как косу . Посередине завязывали узлом, чтобы не расплелась. Получался кнут не только хлопать, но и стегать. Рассекал кожу у коровы до живого. Пока учишься хлопать и сам себя стегнёшь. Когда хлопаешь не надо на себя тянуть кнут, послал его вперёд, он сам всё сделает.

Носили на плече опустив ручку до пояса, или согнув в дугу на плечах держась двумя руками. При этом руки отдыхали. Когда шли домой свивали в кольцо , на плече или в руке. Кнут был довольно тяжёлый, грозное орудие. Если пасли на лошади кнут был короче, с лошади труднее хлопать. Иногда корова или бык сильно злили пастуха, он садился на лошадь и минут 20 гонял животину , стегая её. На какое то время она перевоспитывалась.

В первую половину лета выгоняли коров "на росу" в 3 часа ночи. Прохладно, оводов , слепней, мух нет. Одни коростели трыньдят. Пасли (стерегли, так в деревне говорили) до 6 утра. Потом дойка, в 8:30 в поле до 13. Дойка до 14:30 и пасьба до 21 часа. И без выходных. Поэтому нет нет и пастухи запивали. Тогда уже вся семья бежит в поле собирать коров. А пастух мог бросить 220-240 голов и на лошади за 7 км. в Акатово за водкой. И такое было. Володька-брат в 16 лет помогал пасти. Прогуляет с девицами и не спавши пасёт до 6 утра . Потом спал с 6:30 до 10. А я в 14 лет пас вместо него с утра. После обеда он. Интересно когда солнце всходит становится тепло, а на 2 диска поднимется уже утренний холод. А может это мне так казалось.

Иногда стада сгоняли с Акуловскими. Покурить, поговорить. А главным быкам выяснить отношения. Завидев друг друга они шествовали сквозь стадо, коровы по сторонам. Бык обходить их не будет. Потом мычание, копание земли и битва. Если побеждал не наш, отец в обед начинал кормить его комбикормом. На траве сила не та. Основные быки были очень тяжёлые. Бык Букет купленный молодым у Харлакиных при сдаче весил 1600кг. Но это был феномен. Коровы его уже не выдерживали,поэтому подпускали помоложе и шустрее. От одного до пяти. Пока главный добирается до коровы, молодой уже огулял и улепётывает.

Однажды завезли 5 породистых бычков мышиного цвета. Оказались очень шустрые. Охочие до коров. Но где то за год, полтора их уже не было. Один сломал спину, второй орудие и производства, третий вроде ногу. Остальные не помню, но все ушли на мясо. Остались наши беспородные. Бывали злые , могли и пастуха закатать. Был случай в нашей деревне, но не с нашим пастухом. Условия у пастухов спартанские, жара ,дожди и снег и град. Дется некуда. Гроза . Коровы притягивают молнию, а рядом пастух . Были случаи гибели в соседних деревнях. Утром роса , в ботинках мокро, в сапогах жарко. Необходимо таскать плащ- накидку. Трокар- такая отвёртка с трубкой. Если корова объедалась например молодого клевера и напилась воды, её раздувало и она могла погибнуть. Тогда или гонять пока у неё сзади всё вылетет , или пробивать бок (у так называемой голодной ямки). Протыкали трокаром ,трубка остаётся в боку и стравливает газ из желудка. Это теория, на практике трубка сразу забивалась травой и эффекта никакого. Поэтому пастухи носили нож и разрезали бок побольше. Корова оставалась жива. Доилась конечно меньше и через месяц её сдавали. Кстати в странах европы сейчас всем пасбищным корова ставят клапан в боку. Он автоматически стравливает воздух.

Отпусков не было, давали компенсацию. Когда коров ставили на ферму пастухи сразу попадали в скотники. Навоз отгрести 3 раза в день, загрузить в корыто(люльку) тонны на 2. И по подвесной рельсовой дороге вывезти толкая за пределы фермы. Люлька частенько падала, рельсы кривые , стыки широкие. Романтика. Летом коров загоняли в загородку(тырло), с 3х сторон изгородь, четвёртая пруд. В жару коровы любили залезть в воду. Иногда переплывали на другую сторону. По всему тырлу прямо в наволе лежала каменная соль(лизунцы) . Это такой кусок соли 20-40 см. Внутри камень.

В обязанности скотников входило помогать корове отелиться. Руками за передние ноги или верёвкой. В день 10-15 штук. Телились в основном февраль-март. Телёнка надо подтащить к голове коровы , чтобы облизала, она ведь привязана. Потом пристроить его за кормушки. Если днём -доярки помогут. А ночью один. Так вот месяц толком не спавши. Если трудные роды бежишь в Барашню к зоотехнику Тимошкину. Сам бегал лет в 13. Зима, снег , темно.Страшновато.Романтика.

Что позитивного. Конечно природа.Как природа от весны до осени преображается. Жаворонки заливаются,перепёлки подь-полоть. То заяц, то лиса. Размышления о жизни, философия. Всегда брали или книжку, или журнал. Клубника, земляника,ежевика. Отец грибов принесёт из Гуманиновки, в основном грузди. Правда дома не покосить, не окучить. За это разрешалось накосить 1 тонну сена по оврагам "вершинам как у нас говорили" без "исполы". Остальную часть копён надо было делить пополам. Одну себе , вторую в совхоз. Давали сколько то зерна. Его потом ездили молоть куда то. Вот такая интересная жизнь.

sai-semrino
03.05.2022 10:38
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.