ИСТОРИЯ, деревня Староалександровка.

Время основания, исторические события, факты - деревня Староалександровка Староюрьевский район Тамбовская область

Первое упоминание о селе Александровка имеется в материалах III ревизии (1762 г.): новопоселенное сельцо Александровское на р. Вишневке состояло из 2-х частей, одна из которых принадлежала отставному лейб-гвардии подпоручику Борису Ивановичу Новикову (25 душ мужского пола, 27 душ женского пола; другая – поручику Андрею Ивановичу Новикову (40 душ м.п., 39 ж.п.).

Согласно "Экономическим примечаниям к планам Генерального межевания" Козловского уезда Тамбовской губернии (к. XYIII - н. XIX вв), было две Александровки на разных берегах реки Вишневки: Александровка на левом берегу принадлежала А.А. Рагозиной (1 двор, 18 душ м.п., 5 ж.п.) и полковнице А.А. Рудневой (1 двор, 18 душ м.п., 8 ж.п.); на правом – коллежскому советнику А.Б. Новикову (36 дворов, 146 душ м.п. и 168 ж.п.) и полковнику П.А. Новикову (42 двора, 162 души м.п. и 165 ж.п.); там же были дом господский деревянный и мельница.

Владельцы сельца Александровка Николай Петрович Новиков и Пётр Александрович Новиков в 1838 году договорились о разделе и о переселении части "деревни одного из нас на другое место на что именно и согласился из нас я Пётр с тем чтобы перенести как господские так и крестьянские строения все без остатка на те земли, которые по сему акту остаются мне Петру на часть, и кончить оное переселение со дня утверждения Правительством межи в течении двух и не далее трёх лет". Так появилось сельцо Новая Александровка (с апреля 1917 г. с. Новиково)

В 1843 году на средства помещика гвардии штабс-капитана Николая Петровича Новикова выстроена Введенская церковь. Село Александровка постепенно стало называться «Старая Александровка». Позже хозяином имения становится Николай Николаевич Новиков.

Как крестьяне Старой Александровки выбирали церковного старосту,

1907 г.

Журнал Тамбовской Духовной Консистории

1908 г. августа 20 дня

Слушали:

Дело о выборах старосты к церкви села Старой Александровки, Козловского уезда.

Обстоятельства дела:

16-го мая 1907 года благочинный 8-го Козловского округа, священник Димитрий Павский при рапорте представил приговор прихожан села Старой Александровки об избрании церковного старосты. Из этого приговора видно, что на выборы явилось 93 прихожанина; сначала большинством голосов (61 против 32) был избран на пятое трёхлетие прежний церковный староста Илларион Ефремов, но когда меньшинство потребовало внесения в приговор о неблаговидном поступке Ефремова в бытность его старостой (Ефремов самовольно присвоил себе часть церковного железа, о чём был в своё время составлен протокол), большинство с шумом удалилось из церкви и отказалось подписываться к приговору. После этого оставшиеся прихожане в числе 32 человека, снова приступили к избранию церковного старосты и единогласно избрали на эту должность крестьянина Конона Просецкого. Последний изъявил согласие принять на себя должность церковного старосты.

Благочинный, священник Павский, представляя этот приговор, в рапорте высказал, что служба Ефремова в должности церковного старосты крайне нежелательна, как по его преклонному возрасту (72 года), так и по его немиролюбивому отношению к местному священнику Димитрию Фенелонову. Да и сам Ефремов заявил ему, благочинному, о своём нежелании быть старостой.

22-го мая 1907 года прихожане села Старой Александровки, в числе 70 человек, протестуя против избрания Просецкого в церковные старосты, как избранного меньшинством, просили утвердить в должности церковного старосты Ефремова, как человека много потрудившегося по приведению в порядок храма.

Вследствие этого протеста Консистория 8-го августа 1907 года предписала местному благочинному представить по сему делу свой отзыв.

В исполнение этого предписания благочинный священник Павский рапортом донёс, что утверждение Ефремова в должности церковного старосты нежелательно потому, что он по преклонности лет и физической дряхлости совершенно неспособен отправлять обязанности старосты. Да и сам Ефремов вторично ему, благочинному, заявил, что он не желает быть церковным старостой. Всё это дело затевает сын Ефремова. Храм благоукрашен исключительно благодаря энергии и деятельности священника Фенелонова.

По рассмотрении всего изложенного, журнальным определением Консистории, утверждённым Его Преосвященством 13-го декабря 1907 года было постановлено: крестьянина села Старой Александровки, Козловского уезда, Конона Просецкого, избранного на должность церковного старосты к церкви села Старой Александровки, незначительным числом прихожан (32 из 93) в этой должности не утверждать, предписав благочинному немедленно произвести новые выборы кандидатов на означенную должность и указав ему, что прежний староста села Александровки крестьянин Илларион Ефремов, как неспособный к прохождению должности по своей старости и дряхлости, вновь утверждён в должности старосты быть не может. О чём указом Консистории, от 19-го декабря 1907 года за № 20975, предписано было благочинному 6-го Козловского округа священнику Павскому.

После этого 10-го июня 1908 года прихожане церкви села Александровки, в числе пяти человек, подали Его Преосвященству прошение, в котором просили удалить Ефремова от должности старосты, как неутверждённого в этой должности и предложить прихожанам заменить его другим благонадёжным лицом.

При этом они заявили, что по нерадению Ефремова в половодье вода проникла в духовые печи и причинила церкви много убытку.

По поводу этого прошения указом Консистории от 15-го июля сего года за № 12047, предписано было благочинному Павскому отобрать от местного причта объяснение и со своим заключением представить в Консисторию.

Благочинный 6-го Козловского округа, священник Димитрий Павский, в исполнение означенного указа Консистории, представил отзыв священника села Старой Александровки Димитрия Золотова (священник Фенелонов уволен за штат) о старосте Введенской церкви означенного села Илларионе Ефремове. Из этого отзыва видно, что 7-го января 1908 года были назначены выборы церковного старосты. Пред выборами был прочитан указ Консистории, по которому прежний староста Илларион Ефремов вновь быть избранным не мог, но прихожане все, за исключением немногих голосов, решили избрать прежнего старосту и кроме него никого не желали избирать. Приговор же не был составлен на основании указа Консистории. Обвинение, возведённое на Ефремова в его небрежности и невнимании к своим служебным обязанностям, ложно, хотя во время половодия вода и зашла в духовые печи чрез наружный проход, но вреда большого не причинила, так как была немедленно выкачана. Ефремов, насколько он, священник Золотов, мог узнать в течение своего десятимесячного служения с ним, всегда был во всём исправен.

Благочинный Павский со своей стороны объяснил, что крестьяне села Старой Александровки все почти заявили ему, что кроме прежнего старосты они никого избирать не желают и не будут. Чтобы не возбуждать вражды между прихожанами, он, благочинный, полагал бы дозволить прихожанам Введенской церкви села Старой Александровки избрать, вопреки указа Консистории, от 19-го декабря 1907 года за № 20975, прежнего старосту.

Он, Ефремов, хотя и стар, но к церкви Божией усерден, вреда для церкви большого от него быть не может, а прихожане успокоятся и своим усердием покроют могущие быть недостатки в церковном хозяйстве.

СПРАВКА

Ефремов, 72 лет, с 1894 года состоял в должности церковного старосты при церкви села Старой Александровки, при прежнем старосте за последнее трёхлетие средним числом церковных доходов было 221 руб. 13. коп

При Ефремове за 1-е трёхлетие 272 руб., за второе 360 руб. 21 коп., за 3-е трёхлетие – 427 руб. 18 к., за четвёртое трёхлетие – 458 руб. 42 коп., собственных пожертвований не было, судим и штрафован не был, в 1898 году награждён похвальным листом за увеличение церковных доходов.

ПРИКАЗАЛИ:

Ввиду отзыва приходского священника села Старой Александровки Димитрия Золотова о полной пригодности крестьянина Иллариона Ефремова к прохождению должности церковного старосты и заявления священника Золотова, что обвинения крестьянина Ефремова в неспособности для указанной должности ложны, а также ввиду сильного желания почти всех прихожан иметь Ефремова старостой при своей приходской церкви, Консистория мнением своим полагала бы разрешить прихожанам села Александровки вновь избрать Ефремова в старосты к их церкви на следующее трёхлетие, о чём и объявить им установленным порядком.

Подписан сентября 18 дня ГАТО, Ф. 181, Оп. 1, Д. 2518, Лл. 903 – 90

На месте Введенской церкви в 2014 году установлен Поклонный крест.

О пожаре в Старой Александровке в 1897 г.

Вправо от станции Богоявленск рязанско-уральской ж.д. идёт жел. дор. ветвь на с. Старое Юрьево и Бенкендорф-Сосновку. 9-го мая на Николин день в с. Ст. Юрьеве бывает ярмарка, на которой в настоящем году нам пришлось случайно побывать.

Ярмарка уже разъезжалась, когда мы вышли на занимаемую ею площадь. Пёстрая толпа деревенских баб и девок сновала взад и вперёд. Торговцы разбирали свои палатки, балаганы и укладывали товары на воза. Всё это сопровождалось весёлыми шутками прибаутками и смехом, кое-где слышалась пьяная песня под аккомпанемент гармоники. Толпа гудела. Трактиры были переполнены, хотя, по отзывам торговцев, ярмарка по торговле была неудовлетворительна.

И вдруг, среди этого широкого, неудержимого русского разгула, получается известие, что горит село Старая Александровка, большая часть жителей которой была на ярмарке. По наскоро собранным сведениям, сгорело 60 дворов и в них один ребёнок. Насколько крестьяне равнодушны к своему постоянному несчастью — пожарам, можно видеть из того, что когда мы проезжали по пожарищу, крестьяне преспокойно разбирались в обгоревших остатках и переселялись на уцелевшие гумна. — «Божья воля», с покорностью, без ропота, повторяли они.

Смотря так равнодушно и примиряясь с этим несчастием, кажется, что крестьяне убедились в его необходимости и неизбежности, а потому ничего и не предпринимают для его отвращения. Отчего бы не иметь в сёлах общественные сараи для приготовления кирпича — для стен и черепицы — для крыш?.. Отчего сельским властям не вменено в обязанность следить за чистотой крестьянских дворов, всегда, без всякой надобности наполненных соломой, вследствие чего каждое село представляет из себя один сплошной горючий материал, готовый вспыхнуть при малейшей искре?..

В окрестностях этого, и без того пострадавшего села озими гибнут от червя.

Ссылаясь на авторитет одного старого агронома-практика, я укажу на вероятную причину появления этого червя.

Наши крестьяне имеют неправильное понятие об удобрительных туках, считая за таковые даже старую солому с крыш, или неперепревшую подстилку из-под скота, употребляя её, за неимением перебродившего, сочного навоза, для удобрения полей. Вот это-то предполагаемое удобрение и даёт богатый материал для размножения вредных червей и насекомых, тем более, что у нас давно уже не практикуется прекрасный обычай выжигания жнив, от которого погибают все зародыши врагов сельского хозяйства, а зола служит прекрасным удобрением .

В. Ч-н Тамбовские губернские ведомости, № 52, 1897

k.lvbkf ltzyjdf
17.02.2017 11:20
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Посмотрите страницу "История" в соседних населенных пунктах:


Новости СМИ вашего родного края:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.