Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Старобокино
ГлавнаяРязанская областьСараевский районсело Старобокино

История – село Старобокино

Время основания, исторические события, факты

Старобокинская основная школа

Колхоз «Восход»

На доске почета Московской области

1934 год

с. Старобокино

   Колхоз «Восход» на доске почета  Московской области

1934  год

                   Мы рассказ ведем про дела старые,

Что про старые, про бывалые,

Чтобы добрые люди послушали.

   1934 год. Колхоз «Восход» Старо Бокинского сельсовета один из крупнейших колхозов в нашем районе. В нем насчитывается более 300 хозяйств. Далеко раскинулись поля. За  2 км находятся бригады от правления колхоза. В этом году, т.е 1934 год, были организованы соревнования бригад. В соревновании бригад вышла победителем 8-я бригада бригадира Бакушева, районная комиссия по соревнованию заслуженно наградила значком ударника похода имени тов. Кагановича. Красноречивее всего о результатах работы бригады  Бакушева Алексея Игнатовича рассказывают цифры.

       Бригада        Рожь(ц)       Овес(ц)       Просо (ц)     Картофель(ц)

8                   14,5              10                14,33             90,6

11               10,42                9               10,35               86

12               12,2               9,6                 4,1                 81,3

     Колхозное собрание решило лучшим бригадам повысить оценку трудодня

КРЕПКО ПОМНЯТ О ЖИВОТНОВОДСТВЕ.

    Большое внимание в колхозе уделяется развитию животноводства. Организована молочная ферма. Сейчас на ферме есть21 корова. Скоро поголовье фермы будет доведено  до 30 коров.  Организуется СТФ. Закупаются свиноматки. Колхозники работают на овцеводческой ферме.

Крепко помнят о животноводстве в колхозе, помнят указания т. Сталина и любовно претворяют их в жизнь.

УХОДИТ В ПРОШЛОЕ НИЩЕТА.

  Колхоз меняет свое лицо.   Правление, клуб, усадьбы  колхоза «Восход» построены на видном месте, стали центром села.  В колхозном клубе тепло, светло и чисто. Играет пианино, по вечерам коммунисты и активисты разговаривают о зажиточной жизни.  Руководитель драмкружка Саморуков репетирует с колхозниками пьесу Куприна.  Работает музыкальный кружок. На колхозном дворе порядок. Под навесом стоит, поблескивая, новый автомобиль, купленный на хлебопоставки. Рулем управляет свой колхозный шофер Емельянов Егор Ефимович. Растут знатные люди, награжденные значком. Среди них ударница похода Рогова Александра Тимофеевна, выработавшая трудодней не меньше мужчин. В её трудовой книжке записано 165 трудодней.

       

ЗА ПЕРЕДОВИТОСТЬ!

       В числе первых двенадцати колхозов Московской области, сумевших в социалистическом соревновании завоевать первенство, показать образцы ударного труда, колхоз «Восход» Старо-Бокинского  сельсовета занесен на областную доску почета колхозов. Товарищ Каганович прикрепил к доске почета табличку с  названием колхоз «Восход»

Под знаменем славного похода имени тов. Кагановича за высокий урожай «Восход» добился крупных побед в борьбе за большевистский колхоз.

Социалистическое соревнование и ударничество обеспечили. Валовой доход колхоза в текущем году увеличился на 26 тысяч рублей по сравнению с 1933 годом. Одних зерновых культур колхозники получили в текущем году по 9 килограмм на трудодень. На одного едока в среднем приходится зерновых 7,5 центнеров вместо 4,6 центнера в прошлом году. В неделимый фонд отчислено 20 тысяч рублей.

Еще совсем недавно в колхозе было 270 хозяйств без коров. К 17 годовщине Октябрьской революции бескоровность в колхозе полностью ликвидирована.

Всех этих побед «Восход» добился не спокойно, так сказать в порядке самотека, а в решительной борьбе с остатками еще недобитого кулачества, в обстановке упорной и настойчивой борьбы за осуществление партийных директив по укреплению колхозного хозяйства.

25 ноября колхозники колхоза «Восход» проводят праздник Победы и торжества честного колхозного труда. В этот день они не только подведут итог текущего сельскохозяйственного года, подсчитают крупные успехи, завоевание под знаменем похода имени тов. Кагановича, но и наметят пути дальнейшей борьбы за большевистский колхоз, за зажиточную жизнь. А впереди предстоит еще много борьбы, еще много работы.

Задача всей партийной организации района, всей массы колхозников, и в первую очередь колхозного актива, состоит в том, чтобы уже с нынешней осени развернуть упорную и настойчивую борьбу за то, чтобы к концу 1935 года мы не имели в районе ни одного отсталого колхоза, чтобы все колхозы стали образцовыми.

В зимний период мы должны будем добиться решительных успехов в борьбе за подъем животноводства. Тут надо прямо заявить: если колхоз не поставит, как следует дело животноводства, не видать ему доски почета, не завоевать ему звания подлинного передового колхоза.

Наконец, важнейшая задача – поднимать уровень материального благосостояния колхозников, бороться за то, чтобы привести деревню в культурный благоустроенный вид. Каждая деревня нашего района должна быть культурной, сознательной, передовой.

ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ.

Большой торжественный праздник поднял на ноги все Старое- Бокино, наполнил его музыкой, песнями, ликующей радостью.

10 часов утра. Площадь между правлением и клубом переполнена колхозниками. Краснощекие пионеры окружили трибуну тесным кольцом. На почетном месте выстроилась восьмая бригада. Право за  первое место на трибуне завоевал своей ударной работой бригадир Бакушев. Недаром  он с такой гордостью носит значок ударника похода имени т. Кагановича, тем более на этом торжестве . Ведь сегодняшний праздник – праздник Бакушевых, праздник всего колхоза, победившего в соревновании за высокий урожай.

Звуки духового оркестра заливают наполненную весельем площадь. Колхозники поют, пляшут, танцуют. Не вытерпел  и старик  Моисеев Гавриил, он тоже пустился в пляс, а  вслед за ним Орешкин Федор, Кошелев Александр. Помолодели старики! Никак не мог удержаться Журин Константин. Хоть танцевать он и не умеет, но глядя на танцующих, и сам начал кружиться.

Сейчас должен начаться митинг.

Мимо трибуны проносится колхозная конница. Тридцать восемь коней упитанных и стройных привлекают внимание собравшихся.

Митинг открыт. Выступает секретарь РК партии Жарков. Он говорит о значении того почета, который колхоз получил, заняв почетное место в числе передовых колхозов. Выступление было сопровождено громкими криками Ура!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Народная память… Ты одна несешь в себе  духовную культуру людей, зажигая «вечный огонь» в сердцах и душах людей. Благодаря тебе мы знаем о событиях ушедших лет не понаслышке, а сопереживая в своих душах.

Работа выполнена Ахломовым Н.Ф.


- 165 - 0 Nikolaj
26.11.2013 22:04
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:2

Огромное спасибо Ахломову Николаю Федоровичу.

Гость
26.02.2015 15:45

Старобокинская основная школа.

Село моё-

кровиночка земли.

Работу выполнил:

Учитель Старобокинской школы,

Сараевского района,

Рязанской области

Ахломов Николай Федорович.

2012 год

1672 г.  ИСТОРИЯ  НАСЕЛЕННОГО  ПУНКТА  2012 г.

340 ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

  … Народная память … Ты одна несешь в себе духовную культуру людей, зажигая «Вечный огонь» в сердцах и душах. Благодаря тебе мы знаем о событиях ушедших лет, не понаслышке, а сопереживая им в своих душах и чувствах. Как  будто это происходит с нами сейчас, в данный момент…

 1912 год – год Российской истории. Так уж совпало, что в этот исторический год у нашего села юбилей.  Селу Никольское, Козьмодемьянской волости, Ряжского уезда 340 лет. Современное название село Старобокино, Сараевского района Рязанской области.  В 2006 году писателем Александром Кузяковым была написана книга  « У родных берегов».

   Жизнь коллектива, каждая жизнь описанная в этой книге о селе Старобокино под названием « У родных берегов» по своему подчительна и интересна. Вместе же они образуют своеобразную летопись времени, в которой эти люди жили и творили. (Книга «У родных берегов» С.А. Кондрашовстр.7).

  Лишь тот достоин уважения кто чтит историю своего.

   Мы рассказ ведем про дела старые, что про старые, про бывалые.

Село Старобокино Сараевского района Озерковского сельского округа расположено в 7 км к югу-западу от с. Озерки, в 30 км к югу-западу от райцентра. Расположено в верховье реки Бока, левого притока р. Верда ( Басс. Пары), в 12 км от ближайшей железнодорожной станции Желобово.

  Рязанская область. Административно- территориальное деление. Справочник.  Рязань. 1997 г стр.161

  Современная территория села Старобокино граничит с сельскими округами: Коноплинским (Ухоловского района), Новобокинским, селом Озерки, Тамбовской областью.

Факт.

В Юрском периоде территория села, а также всего Сараевского района была затоплена теплым неглубоким – до 200 м-морем, на дне которого накапливались глины, алевриты, а местами пески.

444Село расположено в верховье реки Бока, которая является естественным продолжением разветвленных балочных систем находившихся в верховье реки. Глубина реки от 20 см до 2 м.

  География Сараевского района Рязанской области.

  Учебное пособие Рязань 1999 г од, стр.7

   ( Е.И. Алешина, С.И. Ананьева, Г.М. Бабушкин и др Под 

    Общей ред. В.А. Кривцова) Ряз. Гос.пед. т.Рязань.

  2003 стр. 8,15.

  Расположено село в зоне лесостепи, в умеренном климатическом поясе, что благоприятно сказывается на хозяйственной  деятельности населения.

  А.М. Шаров Физико- географический очерк Сараевского

  района. Учебное пособие

  Село Старобокино впервые упоминается в окладных книгах Козловского уезда (г. Мичуринск Тамбовской области) в 1672 г. Под первоначальным названием Никольское.

В селе была построена вновь освящена церковь Никольская. 

  В селе Старобокино жили 2 помещика, 10 половинщиков, 75 крестьян. Всего было 89 дворов.

В окладной книге 1672 г. Село Никольское состояло в поместье за Гавриилом Ивановичем Ломским.

  Крючков А.» Из истории Сараевского района» ( Сараевские зори.2000г.22 июля). 

В 18 в. Владельцами села были А.Ф Головин, Артемон и Кирилл Ивановы дети Головина, Алексей Иванов сын Дашкова. Первый компонент наименования, изменившейся со временем в Старо-, позволял отличать данный населенный пункт от расположенного поблизости на той же реке село Новое Бокино (ныне Новобокино). Второй компонент имел гидронимическое происхождение. Как отмечает И.В. Добролюбов, в межевой книге 1674 г. Река носит название Бокина. По этому совершенная форма Бока является вторичной. Происхождение гидронима не установлена. Старое Бокино в прошлом и имело второе название – Никольское, по находившейся в селе церкви.

  Добролюбов И. Историко-статическое описание церквей и  .  монастырей Рязанской Епархии.- Рязань. 1885-т2-с.299.

По 10-ой ревизии 1858 г. С. Старобокино с 961 душами крестьян (464 муж. Нас., 497 жен. Нас.) принадлежало Нарышкиным.

  1887 год. Перепись населения.

  По переписи 1887 г в с. Старобокино Козьмодемьянской волости Ряжского уезда числилось 199 дворов, 1045 жители ( из них 528 мужчин, 517 женщин), 45 грамотных мужей.

С лошадью было 98 дворов, безлошадных- 101, с коровой было 91 двор, безкоровных- 108. В селе числилось 173 рабочих лошадей, 37 жеребят, 97 коров,98 телят,693 овцы, 110 свиней. 

  На мужскую душу приходилось 2,7 десятин пашни на 1361 рубль, 14 работников безземельные. Топились по белому 25 дворов, по черному-128. Сорок семей было бездомовых, 6 семей- безземельно- бездомовых. Деревянных было 152 дома, 1 каменный. Все дома были крыты соломою. 127 домов шести и менее аршин, 22 дома – семи и восьми аршин, четыре дома более десяти аршин. Местным промыслом занимались 139 семей. На заработки уходили 1 муж. На 1.01.1905 г. В с. Старое Бокино  числится 179 дворов, в них живет 645 мужчин и 643 женщины ( всего 1279). 2 ветряные мельницы. 

  Сборник статистических сведений по Рязанской губернии Ряжской

  Губернии Ряжский уезд 1888 г, т10, вып 1 стр.48-68 

1873 год

1873 г. В состав Никольского прихода входят кроме с. Старое- Бокино с 144 дворами деревни: Рудзинская с 7 дворами, Ларгино с 15 дворами, гагарина с 23 дворами, Трескинские Выселки с 19 дворами, Черное Озеро с 25 дворами и Батуринские Выселки (Заболотники, Жеребцово) с 28 дв. В коих считается м. п. 883 ж.п.961. По штату 1873 г. В причте положены 1 свящ. и 1 псал. К деревянной церкви Никольской построенной 1770 г., в 1843 г. Пристроены Екатеринский и Елизаветинский приделы. Церковной земли во владении притча состоит 58 дес., которая находится в чрезполосном владении с крестьянами и на которую у причта плана и межевой книги не имеется.

  Историко-статистическое описание церквей и монастырей

  Рязанской Епархии. Священник Иоанн Добролюбов Рязань.

  1996 т 2 стр.65.

Никольская церковь.

Никольская церковь названа в честь святителя Николая. Упоминается в окладной книге 1676 года, где сказано, что Никольская церковь построена и вновь освящена в прошлом 1672 году.

При новопостроенной церкви показано «церковные пашни десять четвертей в поле, сенных покосов на пятьдесят копен, да в приход к той церкви два двора помещиков, а в них живут прикащики, семьдесят пять дворов крестьянских, десять дворов бобыльских и всего 89 дворов».

Дани с означенной церкви по окладу 1676 года положено было «два рубля шесть алтын четыре деньги, а прежде того с той церкви дани не было».

Существовавшая ныне в с. Бокине деревянная Николаевская церковь построена в 1770 году, а находящие при ней приделы Екатериненский и Елизаветинский – в 1843 году. Церковной земли во владении притча ныне состоит 58 десятин, которая находиться в черезполосном владении и на которую у притча плана и межевой книги не имеется.

В состав Никольского прихода входили кроме с. Бокина с 144 дворами деревни: Ларгина с 15 дворами, Черное – Озеро с 25 дворами, Трескинские  Выселки с 19 дворами, Гагарина с 23 дворами, Батуринские  Выселки (Заболотники , Жеребцово) с 28 дворами и деревня Рудзинская с 7 дворами, в коих считается мужского пола 883, женского пола 961. По штату 1873 года в притче положены  1 священник и 1 псал.

Из священно – служителей означенной церкви известны:

1.  Стефан упоминается в 1672 году

2.  Иосиф Фиоктистов руководил в 1697году, июль,17

3.  Данил Иоанов рук. В 1703 году марта  6 и другие.

Данный приход был таким до того момента, как церковь Никольская Была сломана и разграблена, т.е. до 1935 года.

Величественное здание храма находилось на возвышенности, за селом.  Около него было кладбище. Состоятельных людей, богатых хоронили ближе к церкви, а бедных – чуть дальше.

Церковь была окружена живой изгородью из акации, сирени, черемухи. По большим праздникам разливался колокольный звон над селом, оповещая всех о церковной службе. И стар и млад из с. Бокина и окрестных деревень торопились к обедне в церковь. Дурным воспитанием считалось, если кто – то не посещал  храм Божий. Церковь учила уважать взрослых, почитать старших, быть скромным и послушным в жизни.

На большие праздники было большое стечение людей со всей округи в храм. Особенно шли туда на пасху. В селе строго соблюдались посты, в каждом доме были иконы.

Печальная участь постигла Никольскую церковь. Как и большинство храмов, она была уничтожена. Последний её священнослужитель Обердусов отец Павел чудом спасся от расправы.

Сначала сняли колокола, которые увозили в Ряжск. Один колокол из церкви Никольской был даже опознан в музее в Москве. Через некоторое время приехали ломать церковь. Храм был деревянный. Поэтому решили сделать из него пристролйку к школе. Но судьба её печальна, в декабре 1950 года школа сгорела. Очень много икон было уничтожено, но некоторые были спасены.

Во время погрома церкви комсомолки Моисеева Мария Васильевна, Роганова Анастасия Николаевна, чтобы доказать односельчанам сильно верующим в Бога, что его нет, что это – выдумка; из нагана стреляли в икону Николая Чудотворца. И о том, что есть ли Бог или нет его, волен думать каждый по – своему. Но Моисеева М.В. попавшая в низ живота Николая Чудотворца умерла молодой, мучительной смертью от рака прямой кишки,  оставив сиротами четверых маленьких детей. А Роганова А.Н. попавшая в глаз Николая Угодника, родила кривого ребенка Александра. Эта икона чудом сохранилась. Она была в доме Простовой Пелагеи Григорьевны.

Замечательна икона Божьей Матери Боголюбимой. В храме она занимала почетное место. Это была большая как дверь икона. Когда храм рушили, она была разбита. А прихожанин по одной доске перетаскал её домой и сколотил их. Чтобы не пришли к ним с обыском и не забрали эту икону власти для уничтожения снова, мать прихожанина передает её в дом племянницы Роговой Анны Павловны с 1906 года рождения. Там она много лет сохранялась тайно.

Не менее интересна судьба и следующей иконы. Эта икона претерпела много бед: её бросили в воду, но женщина из деревни Лоргино вытащила её из воды, высушила и положила на деревянную кровать сверху, накрыв матрасом. Когда кто – то указал на эту женщину, то пришли с обыском, но найти икону не смогли. Так была спасена ещё одна икона.

Сейчас от Никольской церкви ничего не осталось, только живая изгородь полукругом напоминает о том, что здесь когда – то стоял красивый храм  Николая Святителя. Да железный крест, недавно поставленный по инициативе верующей  Бабаевой Марии Степановны. Два раза в год село отмечает праздник Миколы: весной и зимой. Это тот тоненький связующий мостик между храмом и праздником.

Уже нет в живых тех, кто ходил в храм Николая Святителя, кто видел, как безумно рушат церковные стены. Как горько и страшно им было, глядя на это! Нет церкви Никольской, но осталась память, которая не дает покоя больному сердцу; память, которая взывает к возрождению не только храма, но и человеческой души.

Люди. События. Факты.

Сколько событий произошло с тех пор! Что – то забылось, но что – то осталось в нашей памяти и стало историей. Остались в памяти и люди, которые создавали эту историю.

К сожалению, невозможно дожить им до этого юбилея, но память о них навсегда сохраниться в наших сердцах.  Пусть будут благословенны их имена.

Хороший доход получали от проданной черепицы, изготовленной на своем кирпично – черепичном заводе, директором которого был Кудинов Павел Николаевич. Работали на заводе в основном подростки, но и взрослые. Одна из них Клюгина Евдокия Григорьевна, получила увечье. Ей отарвало руку. В селе её звали тетя Дуня  безручка. Женщина была добрая, уважительная.

Клюгина Татьяна Савельевна изувечила пальцы на руке.

Ахломов Сергей Иванович был уважаемый человек на селе. Он не пил. Работал мельником на ветряной мельнице. Но все оборвалось в один момент. Позавтракав с полуторагодовалой дочкой Аней, заметил, что подул ветер. Он быстро собрался и пошел на работу. Случилась небольшая поломка, и он решил не останавливать мельницу, а на ходу устранить неисправность. Вот и постигла его и всю  большую семью несчастье, он попал в мельницу и Ахломова С.И. убило насмерть. (Записано со слов дочери Гусаровой Анны Сергеевны)

Морин Григорий Иванович родился в 1899 году. Участник первой мировой войны. На защиту завоеваний Великого Октября был призван в армию в мае 1919 года. Участвовал в боях с бандами Антонова на территории Тамбовской области.  (записано со слов Морина Г. И.)

Ходят легенды об Анастасии Романовне Моисеевой.  Родилась в 1875 году, прожила, чуть ли не век – до 1970 года. У Анастасии умной, ловкой, сильной, был дар Божий – излечивать людей. К ней в село шли и ехали  отовсюду, даже из других областей и городов. Что она умела?  Поправить любой вывих, избавить от перелома, как и не было его. Нащупает, соберет своими пальцами все сломанные косточки, наложит два картона, перевяжет полотенцем, даст срок, когда срастутся кости. Обращались с переломами рук, ног, ребер, бедер. Однажды школьник Коля Кузнецов прыгнул с моста в реку Бока и распорол себе живот, кишки все вылезли. Баба Настя осмотрела беднягу, успокоила родителей, правильно вложила кишки, зашила разрыв на животе, и мальчик остался цел. Мало ли болезней страшных. Заговорит сибирскую язву или рожу. Лечила и скот. Вот жеребец вывихнул в бедре заднюю ногу. Мужики повалили его на бок, а Насте удалось все поправить. За работу она не брала денег, возьмет, кто чего даст, но денежки – избавьте. Звали бабу Настю работать в райбольнице – жилье дадим, устроим. Нет, не поехала, осталась в Старобокино. Было у неё шесть детей – два сына и четыре дочери. Глубокая старость, отправляется Анастасия Романовна в Москву, к дочери. Там во время пасхальных дней причастилась и умерла в церкви. День похорон - солнечный, но когда опускали гроб в могилу, набежало облако, и раздались громовые раскаты.…  Так господь Бог принимал рабу божью Анастасию.  (А. Кузяков. У родных берегов).

Заключение.

Времена постепенно меняются. Рождаются новые люди, строятся новые дома. Вот только речка Бока, что течет посреди села, ничуть не меняется, течет себе тихо, спокойно и нисколько не мелеет, а с чего бы ей мелеть, если неиссякаемы питающие её родники. Одним, из которых является святой источник Николая Чудотворца.

01. 02. 2014 года    Ахломов Н. Ф.

nikol
28.02.2014 22:34
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Старобокино

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


с.Старо-Бокино.
Мой прадедушка

Написать