Здравствуйте, что для вас значит село Тинди?
Главная › Республика Дагестан › Цумадинский район › село Тинди
Главная страница малой родины - село Тинди
Почтовый индекс: 368905
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации
Республика Дагестан Цумадинский район село Тинди на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта село Тинди на карте: 42.457335, 46.139108
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Тинди — село (аул) в Цумадинском районе Дагестана.
География
Село расположено у подножия горы Адалло-Шухгэль-меэр (по-тиндински «Кабала беса»), покрытой вечными ледниками, на правом берегу реки Килы, на труднодоступном Богосском горном массиве. Высота отдельных вершин горного массива — более 4 тыс. м над уровнем моря. Ледники и вечные снега покрывают несколько квадратных километров. Наиболее мощным ледниковым массивом является Беленги, площадь которого составляет 4 км², причём толщина ледника значительная — кое-где достигает 170 м.
Растительный и животный мир Богосса богат и разнообразен. Здесь встречаются реликтовая берёза Радде, редкое, исчезающее растение бодяк тиндинский. В гористых местностях и на скалах Адалло-Шухгэль-мэр обитает дагестанский тур, на скалистых участках — безоаровый козёл. Богосс — излюбленное место альпинистов и туристов.
История
История селения Тинди уходит в глубокую древность. Когда именно было основано поселение, не установлено. Однако данные археологических раскопок свидетельствуют, что поселение было издавна обжито человеком.
Об этом свидетельствуют и остатки разрушенного поселения на горе Гъоблъи щебола, и многочисленные захоронения, найденные во время строительства нового квартала села. В этих захоронениях были найдены женские украшения 2 века, бронзовые статуэтки и многочисленные изображения крестов, подтверждающие, что в древности тиндинцы исповедовали языческую религию или были христианами.
Походы более сильных народов привели к вытеснению и переселению некоторых не желавших подчиняться групп населения из мест их первоначального обитания, что приводило к складыванию новых этносоциальных образований: селений, обществ, тухумов. Так и было образовано селение Тинди на горе Гъоблъи щебола. С восточной стороны здесь протекает река Тиндинка, с южной — река Кила. Село было естественным образом защищено со всех сторон от набегов соседей.
Рост имущественного и социального неравенства и жажда наживы ещё более стимулировали феодальных правителей к совершению набегов, грабежам соседних сел. Вот почему аулы строились на вершинах гор, на труднодоступных скалах, на крутых берегах рек — с целью создания естественных преград. Тиндинское общество было одним из крупных сельских поселений. Сами себя жители общества называли «идари» (руководители).
О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «Тӏинди» происходит от слов «тӏил чӏвай» («тӏил» — «палка», «чӏвай» — «поставить»). Приезжие охотники ставили палки на место ночлега в пещере вокруг горы Гъоблъи щебола, подвешивали на них своё снаряжение. Отсюда и произошло название «Тинди».
Другая легенда гласит, что древние люди научились готовить из ячменя или яровой пшеницы алкогольный напиток под названием «динди» с использованием хмеля, который растёт на берегу реки Килы. Отсюда и произошло название «Тинди».
Есть и третье предположение, которое, вероятно, ближе к истине.
Рассказывают, что в далёкие времена на дне ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией. Путники, спускаясь в ущелье, говорили: «Идем на отдых на дно». По-аварски дно «тӏино» — Тӏинди.
Главной отраслью хозяйства тиндинцев было земледелие. Хотя земли не хватало, каждая семья имела свой клочок неудобной земли — «мульк». Горцы старались иметь клочок пашни, который традиционно символизировал определённое благополучие семьи. Отсюда и высокие цены на землю в горах.
Тиндинцы отмечали разнообразные праздники. Наиболее значимым был праздник Кьаба. Он знаменит ещё и потому, что в соседних обществах такого праздника не было. Может быть, он остался ещё со времён язычества или христианства.
Начинался праздник по истечении 40 дней от начала зимы, где-то 2-3 февраля (по сельскохозяйственному календарю тиндинцев зима длилась с 20 декабря по 20 марта). После зимней спячки природа с середины зимы начинает пробуждаться. Дни становятся теплее, длиннее, а ночи короче. Праздник готовили всем селом.
По старому обычаю заквашивался местный слабоалкогольный напиток — мед. В назначенный день все жители села приносили в общий котёл кто муку, кто мясо, кто сыр.
Женщины пекли хлеб, варили мясо, готовили угощение. После полудня с окраины села или из близлежащих хуторов надо было привести в село «Кьабалъа бахӏарай» — невесту Кьаба.
Невестой становилась несостоятельная, бедная женщина, обычно вдова. За невестой на конях отправляли мужчину и женщину.
Молодёжь преграждала путь свадебному каравану, требуя выкуп, то есть кувшин хлебного напитка, бутылку самогона или водки, хлеб и мясо.
Свадебный караван медленно продвигался к центру села. По пути молодёжь опять преграждала ему путь, требуя выкуп. Как только получали выкуп, освобождали дорогу и провожали процессию до центра села.
Там уже начиналось веселье: танцы, песни под барабан и зурну. При приближении невесты Кьаба к центру села её осыпали сладостями, мелкими монетами, символизировавшими успех и достаток в этом году, а дети собирали эти сладости и мелкие монеты. Затем всех кормили.
После угощения опять начиналось веселье, танцы и песни. Кто приглашал невесту Кьаба на танец, тот должен был класть на её голову деньги. Веселье продолжалось до глубокой ночи.
Наконец невесте Кьаба давали подарки: отрезы на платье, платки, обувь, деньги и так далее. На этом праздник заканчивался.
Этот праздник был массовым, в нём участвовали молодые и старые. Все это делалось очень торжественно. Вот таким был тиндинский праздник Кьаба, праздник пробуждения природы.
В селе расположена мечеть, действующая с XVI века.
Выходцем из аула Тинди является Аличул Мухаммад - один из доверенных лиц имама Шамиля.
Население
Население села — тиндинцы.
Подробнее
село Тинди на других сайтах
Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт
Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.
Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Новости
Ищу Мусаева Газиява Магомедовича из Тинди!
Доброго всем дня! Просьба всем, кто знает Газиява, откликнуться! Служили с ним в армии в 91-93 г.г., хочу навестить его, но нет контактов! Если кто свяжется с ним, скажите, Жигалов Женя ищет его и...Подробнее
просмотров - 1718 ответов - 0
Evgeny
21.05.2019 11:04
21.05.2019 11:04
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Пользователи, связанные с н.п. село Тинди
К сожалению, здесь еще никто не отметился.
Новые записи
Новости - село Тинди. Ищу Мусаева Газиява Магомедовича из Тинди!...
История - село Сильди. История
Организации - село Сильди. МКОУ "Сильдлинская основная общеобразовательная...
hikvision ip камера
кино tv смотреть онлайн
магнитная галтовка купить
панель-кронштейн двухсторонний световой
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex
Это помощник быстрой публикации вашего сообщения, пройдите 4 простых шага!
Загружаем...