Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит село Новопетропавловское?

ИСТОРИЯ, село Новопетропавловское.

Время основания, исторические события, факты - село Новопетропавловское Далматовский район Курганская область

Из реферата Регины Зайковой

История села Новопетропавловского

История села до революции 1917 года

Село Новопетропавловское основано в конце XVII века, во времена, когда русские землепроходцы завершили открытие сибирских и дальневосточных земель и приступили к их хозяйственному освоению. Русские поселения к тому времени протянулись узкой лентой от Уральских гор и до берегов Тихого океана. И, несмотря на это, до конца XVII века даже в Тобольск хлеб доставляли из-за Уральских гор. Вот почему было обращено внимание на бескрайние просторы Миасса, Исети и других притоков Тобола.

Крестьяне, выходцы из разных мест Российского государства, устремились в поисках лучшей жизни на восток. Зауралье стало важным плацдармом освоения обширных просторов за каменным поясом, воротами в Сибирь и на Дальний Восток. Наше село обязано своим появлением именно этому периоду отечественной истории.

А началось это так. В 1684 году Тобольскому воеводе князю П.С. Прозоровскому подал челобитную Шадринской слободы казачий сын Сенька Белошейкин, в которой писал, что приискал он на речке Крутихе место для постройки новой слободы, где по обе стороны Крутихи и по правую сторону Исети места пустые и никому не принадлежащие, и просил позволения завести тут государственную слободу и прибрать крестьян на денежный оброк, а также Беломестных казаков.

21 августа 1685г. князь Прозоровский дал Сеньке Белошейкину дозволительную грамоту на постройку слободы на реке Крутихе и на призыв для поселения крестьян на денежный оброк, с обычными льготами на первое время, и Беломестных казаков, а также на управление новой слободой, на взимание в пользу казны таможенных сборов.

На отведенном в пользование Крутихинской слободе пространстве земли завелось впоследствии довольно много селений: с.Уксянское, деревни Любимово, Татарка (ныне село Новопетропавловское на реке Барневой) и др.

Согласно архивным данным село первоначально называлось Татарка, позднее Петропавловка. Первое упоминание о селе обнаружено в подворной росписи селений Тобольского уезда от 9 августа 1719 года. В экономических примечаниях к планам генерального межевания «по Шадринскому уезду, составленных в начале 40-х годов XIX века, имеются следующие сведения: Петропавловское… по обе стороны речек Барнёвки, Татарки, Чёрной в нем церковь каменная во имя апостолов Петра и Павла с пределом святыя великомученицы Екатерины, казённый деревянный питейный дом. При селе бывают торжки 23 числа мая… В «Списке населённых мест по сведениям 1869 года» (СПб, 1875) село уже названо Новопетропавловское (Татарка)[1](Приложение №1). Название села видоизменено было очевидно потому, что в Шадринском уезде было еще одно старинное село Петропавловское – центр Петропавловского сельского общества Петропавловской волости, сприписанными к нему деревнями - Казанцева, Балинская, Малый Касаргуль, Большой Касаргуль. По данным этого документа в 1869 году на территории села имелось: православная церковь, волостное правление и два торжка.[2]

Указано, что это бывшие государственные крестьяне, русские, православные. В селе имелась церковь, земская школа грамоты, волостное правление, земская станция, больница, еженедельный базар по пятницам. В селе Новопетропавловка(Татарка) была больница на 25 коек, которая построена в 1905 году. Больница обслуживала население деревень Бугаево, Белоярка, Галкино, Песчанка, Прошкино, Уксянка, Новопетропавловка. Сильное влияние на жизнь крестьянства оказывала церковь. В селе Новопетропавловка была построена деревянная церковь, и она называлась Петропавловская (в честь апостолов Петра и Павла). В 1842 году была построена каменная церковь. Ей принадлежало свыше 200 десятин земли.

До революции 1917 года низовой административной единицей была волость. Новопетропавловская волость входила в состав Шадринского уезда Пермской губернии. Волостным старшиной перед революцией был Жиделев Василий Андреевич.[3]

Период XVIII- начало XIX в. был тяжелым в освоении края: немногочисленное население вело хозяйство в тяжелых климатических условиях, применяло неразвитую систему земледелия и примитивные орудия труда. Положение долгое время усугублялось военными конфликтами с кочевыми народами вследствие пограничного положения края. Не прошло стороной и пугачевское восстание.

А вот с 1840г. положение начинает существенно меняться: сказываются меры по защите переселение крестьян из центральной России в Зауралье, в том числе и в Шадринский уезд. В это же время происходит значительное расширение посевных площадей.

До революции в селе Новопетропавловском была церковно-приходская школа. Занятия проводил Молчанов в своём доме. Основными предметами были русский язык, чистописание и др. В 1872 г. в ней обучалось 7 мальчиков. В 1880 г. в селе открыто земское начальное училище. В 1902 г. в ней обучалось 102 человека, а церковно-приходской школе 25 человек. В 1913 году в селе построено новое кирпичное здание школы, которое функционирует и по сей день. (Приложение№2) 1917 год открыл новую страницу в области народного образования. Изменились цели и задачи образования. Школа была отделена от церкви.

Вначале XX в. Зауралье, под влиянием проходившей в стране модернизации, находилось в процессе перемен. Какими могли быть результаты этого процесса, мы уже никогда не узнаем. Последующие события изменили облик мира, России, ее городов, сел и деревень. На страну обрушилась сначала Первая Мировая война, затем революция, гражданская война и голод 1921-1922 годов.

Село Новопетропавловское в советский период

27 февраля 1917 года Россия пережила буржуазную революцию. В Шадринске и в деревнях уезда началась волна митингов и демонстраций. Состоялась митинг-сходка и в с. Новопетропавловское. В деревнях Новопетропавловской волости были образованы крестьянские союзы.14 июня 1917 года был образован волостной крестьянский союз. 7 июля 1917 года при волостном земстве был образован земельный комитет. Развитие революции в Зауралье имело особенности, вытекающие из особенностей края. Это была отсталая провинция с преобладанием крестьянского населения и малочисленными кадрами рабочего класса. Установление Советской власти в Зауралье затянулось до конца января 1918 года. Во многих волостях уезда, в т. ч. Новопетропавловской, были созданы группы бедноты (комбеды), которые провели огромную работу по изъятию излишков хлеба у кулаков, перераспределению земли между крестьянами. 30 октября 1917 года был образован Новопетропавловский волостной земельный отдел (с 1918 года стал называться земельный комитет). С октября 1917 года по март 1918 года провел большую работу: занимался подготовкой земельной реформы по потребительской и трудовой норме, раздавал землю нуждающимся крестьянам. Была ограничена и власть церкви. Поддержаны меры по отделению церкви от государства, а школы – от церкви.

Гражданская война не обошла стороной наше село. Сильным был голод, он гнал людей из города в деревню, поближе к земле. Из воспоминаний Паршукова В.Ф, Краснопеева Г.С, Нечеухиной Д.Е, Жиделевой А.В, Колчина И.В. о гражданской войне можно сделать вывод о том, что на территории села Новопетрпавловское не было военных действий. Приходило большое количество конных и пеших отрядов белогвардейцев. Мужчин нашего села забирали в белую армию, везли их в г.Шадринск. «От службы уклонялись, прятались в кустах, их называли «кустарники».[4]Если не успевали спрятаться, то по дороге сбегали»,- рассказывал Краснопеев Г.С. в своих воспоминаниях о гражданской войне. Были и те, кто уходили служить к белым и возвращались живыми, многие погибли. Никто не выступал противбелых или красных, все мужчины прятались, в домах оставались немногие. Белые были хорошо вооружены, их проходило по селу много. Население наслышано было о них, многие их боялись.«Следом за белыми шли отряды красных, их кормили. Мужчины не прятались, отношение к ним было другое»,-писала Жиделева А.В. Так коснулась гражданская война нашего села.

Село в двадцатые годы

Введение нэпа 1921 г. стало благоприятно сказываться на развитии села, о чем свидетельствует не только рост населения, но и появление новых населенных пунктов, и развитие в селе кооперативного движения, еще достаточно свободного от контроля государства. В марте 1921 года председателем Новопетропавловского сельсовета был избран Федор Александрович Жиделев. В 1925 году в селе Новопетропавловское и деревне Чертиевка (Малиновка) были созданы машинные товарищества по обработке земли.

В 1925 году в состав Новопетропавловского сельсовета входили:

- с.Новопетропавловское, где имелись сельсовет, школа первой ступени, два промышленных заведения, больница, 247 дворов;

-деревня Ленинка, 394 двора;

-деревня Чертиевка (пролетарская, Малиновка) -327 дворов;

-деревня Таушканово, 26 дворов;

-выселка Ключи -19 дворов;

-выселка Веселая, 11 дворов;

-выселка Ключи новой жизни, 23 двора.

Коллективизация

Первая сельхозартель на территории Новопетропавловского сельсовета была организована в деревне Чертиевка 15 февраля 1928 года. В нее вошли 15 хозяйств, председателем артели «Новый быт» был избран Ф.В.Черных.Паевой взнос был 5 рублей, вступительный взнос – 50 копеек.

В конце 1929 года в Новопетропавловке была образована коммуна «Новый мир» из 600 крестьянских хозяйств. Скороспелая коммуна быстро растаяла и прекратила свое существование.

Село пережило период раскулачивания. Необоснованно были раскулачены и многие середняки. Например, И.В.Колчин имел площадь посева до 5 га, одну рабочую лошадь, одну корову. Батраков не держал. Ф.И.Байборин имел посева до 6 га, батраков не держал, семья 7 человек. Всех, кто отказывался вступить в колхоз, объявляли «врагами народа». Многие из них были репрессированы.

В апреле 1931 года Уксянская МТС направила на Новопетропавловский участок 4 трактора. Встречать их собралось много народа. Первыми трактористами Новопетропавловского стали И.В.Колчин, К.П.Бурков, Г.А.Низимов, М.М.Коробицын и другие.

Меняется и культурный облик села. Причем изменения несут на себе явный отпечаток «культурной революции». В 1929 г. была закрыта сельская церковь. Продолжала работать старая школа, а также была открыта новая школа в Ленинке. В 1933 году работала школа для взрослых, в которой обучалось 155 человек. Занятия проводили 7 преподавателей-ликвидаторов неграмотности. На территории села было создано 3 пункта ликвидации неграмотности. В 1935 году по инициативе кружка юннатов, руководимого учителем ботаники Ф.Е. Коробицыным, был заложен школьный сад на площади два гектара.

Центром культурно-массовой работы был сельский клуб, оборудованный на втором этаже бывшего поповского дома. В нем всегда было людно. Ставились спектакли самодеятельных артистов, читались лекции, работалиразличные кружки: кооперативный, драматический, безбожников. С 1928 года в клубе стали демонстрировать кино. Одна кинопередвижка до 1930 года обслуживала несколько деревень.

Военные годы

Новопетропавловский музей хранит десятки примеров образцового выполнения нашими земляками воинского и гражданского долга. Учениками школы оформлена карта захоронений новопетропавловцев. От Дальнего Востока и до самого Берлина похоронены наши земляки. Больше всего полегло наших солдат под Сталинградом, Ленинградом, в Прибалтике, Польше и недалеко от Берлина. (Приложение №3)

Война заставила людей пережить нечеловеческие трудности, ломала судьбы людей, отнимала жизнь. Более 500 новопетропавловцев ушли на фронт. Многие, за мужество и отвагу, были награждены орденами и медалями. Чудеса героизма проявил в боях с фашистскими захватчиками наш земляк лейтенант Дмитрий Сергеевич Колчин. В одном из боев на польской земле он был тяжело ранен. Пуля пробила его комсомольский билет, но не пробила его горячее сердце. На груди отважного воина сияет орден Красного Знамени. Коробицын Федот Егорович, был пулеметчиком и кавалеристом, воевал на Украинском и Западном фронтах. В Дарнице встретил День Победы.

7 июля 1945 г. его демобилизовали по возрасту. Юровских Николай Егорович участвовал в боях за город Николаев, освобождал Украину, Венгрию, Румынию, Австрию, Чехословакию. Медсестрой передового края прошла войну Вдовина Евдокия Андреевна.

В краеведческом музее Новопетропавловской школы села красочно оформлен стенд, рассказывающий о подвигах ветеранов-участников Великой Отечественной войны. Вот их имена. Это Щербаков Петр Михайлович, который с боями дошел от Москвы до Берлина; Коршунов Василий Васильевич - участвовал в обороне Москвы и освобождении Праги; Черных Федор Петрович- участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина; Обухов Ефим Яковлевич- прошел с боями от Курска до Берлина . (Приложение №4)

342 человека не вернулись в свое родное село. Их имена высечены на обелиске, который стоит рядом с Домом культуры. (Приложение №5) Люди пропадали без вести или на них приходила похоронка. В музей новопетропавловской школы люди принесли дорогие для семьи документы, такие, как это извещение : «Ваш муж красноармеец Клюшков Степан Николаевич 1905 года рождения уроженец Курганской области Уксянского района села Новопетропавловского в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в сентябре 1942 года». (Приложение №6)

Тяжелые испытания легли на плечи тех, кто остался в селе и продолжал возделывать землю, растить урожай, выращивать скот. В основном это были женщины, подростки, старики. В основном женщины исполняли работу трактористов. В нашем музее хранятся боле десятка их воспоминаний. Если обобщить их воспоминания, то мы увидим молодых женщин 20-25 лет, имеющих образование 2-3 класса, обучившихся работе на тракторе на курсах при Уксянской МТС. Обычным рабочий день был с 8 утра и до 11 вечера, не хватало одежды, обуви, очень скудным было питание, часто еду готовили из какой-нибудь травы. Тяжело, не по силам было девушкам заводить трактора, справляться с тяжелыми запчастями трактора. Семью свою, детей видели мало. Как написала в своих воспоминаниях Нечеухина Ольга Васильевна: «Домой приедешь за продуктами, в баню сходишь, да с ребятами повидаешься. Увидит председатель – сразу обратно направляет». А еще подписывались на сдачу хлеба в фонд армии, да на сдачу денежного займа государству до 1000 рублей. И все-таки справлялись с трудностями, работой и даже получали премии. Премии тогда были такие: калоши, платья, сапоги, отрез материи, платки. 13 колхозников были после войны награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны

В 1949 году в селе Новопетропавловском был открыт детский дом. Дети были эвакуированы из города Волоколамска Московской области сначала в деревню Бугаево, а затем в 1944г. Бугаевский детский дом был расформирован и часть детей были переведены в село Новопетропавловское. С этими детьми в село приехал Климов Иван Андриянович, который был назначен директором Новопетропавловского детского дома.В 1956 г. Новопетропавловский детский дом расформировали и детей отправили в Шадринск, Курган и Челябинск. (Приложение №7)

В 1958 году произошло объединение колхозов «Заря» (деревни Малиновка и Ленинка), «Урал» (село Новопетропавловское), им. Свердлова (село Лебяжье) и Новопетропавловской МТС в единый колхоз «Урал». По данным годового отчёта на территории колхоза имелось 736 дворов. В 1966 году произошло разукрупнение колхоза, отделилось село Лебяжье. Следовательно, тенденция сокращения жителей села продолжалась и в 60-е годы прошлого века. Сказывалась, в том числе, и социально-бытовая неустроенность села. Хотя нельзя сказать, что социальный облик села не менялся. (Приложение №8) В 1967 году было построено здание новой школы. Примерно в тоже время был построен Дом культуры на 400 мест с комнатами для кружковой работы и библиотекой с читальным залом. Демонстрировалось широкоэкранное кино. В доме культуры работали кружки: хоровой, вокальный, шахматный, вокально-инструментальный, клуб юного киномеханика, 2 агитбригады. В 1970-е годы в селе строилось жильё и объекты бытового назначения, началось асфальтирование улиц. Село было полностью электрифицировано и радиофицировано.

Легенды и сказания родного края

Село возникло в конце XVII в. и, согласно архивным документам, село первоначально называлось Татарка. Первоначальное название села связано с названием одной из речек: село расположено по берегам речек Барневки, Татарки, Черной. Именно река Татарка имеет легенду о происхождении своего названия.

Из уст старожила Федота Егоровича Коробицына многим довелось услышать легенду «Когда-то, давным-давно, на русские поселения делали набеги татары и башкиры. Они сжигали села, уводили в пленсамых красивых девушек и женщин.. Чтобы отомстить кочевникам, несколько смелых русских всадников умчались на конях в татарский улус. Они взяли девушку-татарку. Ехали долго, а потом устроились на привал. Видят пленница плачет, горькие слезы льет. Ручеёк появился, а потом заструилась кристально-чистая речка, которую и назвали по пленнице –Татарочка».

Интересным представляется история названия отдельных частей села. Названия краев с. Новопетропавловское условно можно разделить на три группы:

1.Названия, связанные с личными именами жителей села.

2.Названия, связанные с месторасположением.

3.Названия, происхождение которых связано с каким-либо событием случаем.

К первой группе относятся такие названия краев как Колчин край, Жидилевка, Ворошиловка, Захаровка, Назимовка, Борисовка, Баграшовка.

В названиях использованы как личные имена, так и некоторые коренные фамилии сельчан: Жидилевы, Колчины, Назимовы.

Ко второй группе названий отнесем такие названия как Зачерновка (Зачерное), Выселки, Заимка. Название Зачерное получила та часть селе, которая находилась за р. Черной. Причем если в 1960 –е годы дома в этом крае стали исчезать и совсем исчезли, то сейчас началась новая застройка этого места. В Выселках, как утверждают жители села, сначала селились только приезжие, «чужие».

Самой интересной и самой загадочной является третья группа: Вавилоны, Вшивая Горка, Япония, Горшовка. Горшовка – название, которое может быть связано с фамилией, но таких фамилий в истории села, по нашим сведениям, не встречается, может быть связано с прозвищем, а может иметь и иное происхождение.

Сведения о Вшивой Горке и Японии есть, но они противоречивы. Так происхождение названия Вшивая Горка некоторые объясняют тем, что этот конец в какое-то время овшивел и получил такое название, но другие с такой версией не согласны. Япония: первые объясняют происхождение названия отдаленностью данного края от села, вторые тем, что там, якобы, проживал кто-то из участников русско-японской войны начала ХХ в., третьи опровергают как первых, так и вторых, но объяснения дать не могут никакого.

Самым загадочным и пока необъяснимым является название конца, находящегося на въезде в село, Вавилоны.


Sergej
20.07.2016 11:49
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "История" в населенных пунктах:


деревня Белое село Калашное село Камышевка деревня Красноярское село Менщиково

Новости СМИ вашего родного края:



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:



Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.