Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяБрянская областьРогнединский районсело Троицкое

Фольклор – село Троицкое

Народное творчество малой родины


ФАЛЬКЛОР ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА ТРОИЦКОЕ РОГНЕДИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Село Троицкое, почему село, потому что в селе находилась церковь Святой Троицы, составляло единое целое с землями Брянщины и в своих песнях, сказаниях, играх выражало культурно-литературное наследие всех народов проживающих на территории Брянщины.

Фольклор жителей села Троицкое отражает все сложности деревенской жизни, взгляды жителей на происходящие события внутри села и вокруг него. Имея многовековую историю жители села накопили богатейший клад различных песен, сказаний, игр, отражающих их взгляды на происходящие вокруг них события.

Сама деревня была красавицей, особенно весной, когда ее дома утопали в цветущих садах, а по ее улицам разносился пьянящий запах цветущих яблонь, груш, слив, вишен.

В летний период времени, когда взрослое население села была занята на работах в поле, лугах, в вечернее время для молодёжи наступало время проведения посиделок, гуляний. Почему молодёжи? Потому, что утомлённые тяжёлой работой в поле и на лугах, по заготовке грубых кормов для скота, взрослое население отдыхало. Имеющая запас энергии молодёжь, стремилась выплеснуть свою энергию в ходе посиделок, гуляний.

Как правило, посиделки начинались с танцев под гармонь. Другие музыкальные инструменты в селе, неимеющей электричества использовать было невозможно.

Гармонист, лихо пробежав по клавишам, приглашал молодёжь на танцы у его дома. Вскоре вокруг гармониста собиралась вся молодёжь, старше 16 лет. С середины 50-х до середины 60-х годов ХХ века гармонистом в селе Троицкое был Аксмёнов Михаил Григорьевич

Танцы начинались с медленных танцев, постепенно переходящих в быстрые «Калинкак-Малинка», «Барыня», «Порушка-Параня», «Цыганочка с выходом». Немного устав от горячих танцев молодёжь переходила на частушки.

Пели парни: Мне не нужен пуд гороха,
А нужна горошина.
Мне не надо много девок,
Нужна одна – хорошая!

Парней поддерживали девушки:

Куда, милый, запрягаешь
Белогривого коня —
Или сватать богачиху?
Прокати сперва меня.

Напевшись и наплясавшись, молодёжь отпускала гармониста и шла в нижнюю часть деревни и на берегу речки Дермянки садились парами и начинался сказ про то кто кого видел, интересные истории о различного рода ведьм, колдуний. Наслушавшись сельских страшилок, девушки начинали петь песни

«Я когда-то была молодая»

Дослушав песню до конца, начинали петь парни «Выйду на улицу, гляну на село»

Затем совместный хор девушек и парней пели песню «Что стоишь качаясь тонкая рябина»

В летний период посиделки продолжались не долго. Утром всем нужно было идти на работу.

После открытия школы на месте ЦПШ в 1947 году и спортивной площадки при школе, посиделки проходили на спортивной площадке. Танцы под гармонь вытеснили спортивные игры в волейбол, мини футбол, баскетбол, в которых принимали участие молодёжь деревень Вороново, Студенец, Троицкое. После того когда стемнеет бывшие спортивные противники объединялись и рассевшись у берёзовой аллеи, рассказывали различные истории, пели песни.

Трудная летне-осенняя луговая и полевая пора закончилась. Сено для скота заготовлено, уборочная и посевная страда завершена. У жителей села появилось время заняться личными делами.

В середине октября, после первых заморозков с личных приусадебных участков убрана капуста. Начинается её засолка на зиму. Так как зимы в то время на Брянщине были длинные и суровые, квасили капусту на зиму в больших объемах. Одной хозяйке выполнить эту работу было не под силу. Капусту рубили на засолку сообща.

В хате ставили огромное корыто. К хозяевам хаты, где стояло корыто, приходили соседи женщины и мужики. Мужики резали кочаны на части и бросали в корыто. Женщины сечками рубили капусту.

Это трудная для женских рук работа. Чтобы облегчить свой труд, женщины пели песни. Песни носили быстрый характер под темп работы сечкой. « Калинка-малинка», «Во деревне то было во Ольховке», «Коробейники».

Закончился период заготовки капусты на зиму. У женщин появилось время отдохнуть, у мужчин заняться заготовкой рыбы на зиму. После каждой ночной рыбалки мужики собирались в одной из хат, делили пойманную в Десне рыбу. Часть отдавали на жарку, сами садились за стол и начинали вспоминать, что было смешного в ходе рыбалки, затем переходили на жизненные проблемы. Между рассказами мужики пели песни; «Ах ты степь широкая», «Ехал на ярмарку ухорь-купец»

В послевоенные годы, все мужчины села Троицкое были участниками Великой Отечественной войны, пели песни военных лет в период совместных собраний, под 100 грамм фронтовых. « А мы с тобой брат из пехоты», «Темная ночь», «Прощание славянки» «Эх дороги»

Когда на село выпадал снег, Десна замерзала, активные работы в полях, на лугах прекратились, начались длинные зимние вечера. В этот период начинались ткацкие работы по изготовлению тканых дорожек, рушников. Ткали льняное полотно для рубашек.

По согласованию жителей села в одной из хат устанавливали огромный ткацкий станок, который занимал половину избы. На нём женщины ткали всё необходимое для украшения жилья и полотно для шитья одежды для детей и взрослых.

В период ткацких работ, при стуке ткацкого станка и свете керосиновой лампы, свет в село Троицкое провели в 1967 году, женщины пели песни медленные, рассказывающие о тяжелой женской деревенской доли, о любви и верности. «Тонкая рябина», «У зори-то, у зореньки».

В этот же зимний период молодёжь, когда клуб не работал, собирались в избе Полины Сёмкиной и засиживаясь далеко за полночь, рассказывали занятные истории, пели песни.

После проведения света в Вороново, молодёжь перестала собираться в избах, а спешила в сельский Вороновский клуб, где под гармонь Прозорова Владимира, танцевала, пела песни, играла в различные игры: «Два, третий лишний», «Догони меня» и так далее.

Вороновский сельский совет до 1992 года объединял деревни Жуково, Байгоры, Момково, Казинки, Вороново, Студенец, Троицкое, Яблонь. Все эти сёла имели своё самобытное культурно-литературное наследие, выражающееся в стихах, сказаниях, песнях, танцах, играх. После объединения деревень вокруг Вороновского сельского поселения, в живых остались сёла Вороново, Момково. Остальные умерли или находятся на стадии вымирания. Вместе с сёлами умерло и их культурно-литературное наследие.




- 41 - 0 ViNov
09.02.2022 16:20

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать