Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит село Тепловка?

ИСТОРИЯ, село Тепловка.

Время основания, исторические события, факты - село Тепловка Кочкуровский район Республика Мордовия

ТЕПЛОВКА (Никольское)

(страницы истории), время образования


Чтобы определить время образования села Тепловка, нужно углубиться немного в историю. Согласно историческим документам местность была пожалована служивому человеку Теплову в 1648 году.

В "Атемарской десятне 1669 - 1670 года" сообщается: "Григорий Данилов сын Теплово, Переписался по Атемару по 156 (1648) году, а оклад ему поместной 300 четей" (57, 142).

Каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1759 году. Потому второе название Тепловки - Никольское, по имени Храма. Каменные храмы в то время, строились только в той местности, где был уже достаточно большой приход, способный его построить и обслуживать, т.е. кормить его служителей. Конечно времени в 100 лет, наверное, достаточно, чтобы завезти в то место своих крестьян и образовать несколько селений. Была ли до Теплова эта местность заселена – пока неизвестно, и возможно Григорий Данилович Теплов основал свою вотчину в голом поле, однако примерно в это же время, т.е. с 1638 года по 1653 год на юго-восточной окраине Российского государства для укрепления своих границ, стали возводить укрепленные линии – засечные черты, тянувшиеся от Белгорода, до города Симбирск.И в 1641 году, на этой засечной черте, на берегу реки Инсар, в устье реки Сарлей возвели деревянную крепость, который вначале назывался Иванов Острожек. Крепость располагалась на левом, более высоком берегу реки Сарлей. В основе ее названия: САРА – «большое осоковое болото, заболоченная пойма». Первыми жителями крепости были казаки, стрельцы и пушкари, переведённые в неё из ближайших городов, и в первую очередь из Нижегородской области. Таким образом, предками современных жителей Саранска и близ лежащих населенных пунктов были служивые люди, а также крестьяне, которых уже позже привезли мелкопоместные дворяне и помещики.

О существовании на месте Саранска в ХVI столетии сторожевого пункта и русского поселения еще в ХIХ веке высказывались краеведы А.Масловский и А.Любимов. Из различных источников и устных преданий можно сделать вывод, что еще во времена царствования Ивана Грозного на месте нынешнего Саранска, тогда на опушке леса, в связи с основанием сторожевой службы края, возникло небольшое поселение (станица или кордон), названное по имени царя Иваном. Одновременно с этим, вероятно, здесь появились и монахи, построившие себе одну, а может быть и несколько келий.

К концу ХVI века здесь появилась небольшая Иваново - Богословская церковь. С постройкой церкви Иваново стало именоваться селом Иваново - Богословским, а потом просто Богословским. Название престола церкви, как и имя поселения, напоминало о царе, при котором была одержана окончательная победа над казанскими ханами. В краеведческом музее города хранится крест с короной данной церкви, сохранившийся со времен похода князя Курбского. (И.Д. Воронин)

По преданиям церковь Всемилостивого Спаса существовала задолго до возникновения самого Саранска, что именно этой церкви Иван Грозный подарил в память Казанского похода двуглавого медного орла, которого потом поместили на крест собора... (С.Б.Бахмустов).

ПОРЯДКИ (улицы).

Село Тепловка (Никольское), Саранского уезда, Пензенской губернии. В село Тепловку до начала 17 века входило несколько земельных наделов (вместе с крестьянами), владевших разными мелкопоместными дворянами, впоследствии эти наделы стали именоваться по фамилиям помещиков: Чарыков порядок, Семагин порядок, Новаковский порядок (некоторые его называют Ванаков-порядок), Легушевка,

Краснопольский порядок. В отличии от других порядков, Краснопольский происходит не от фамилии помещика, а от названия деревни Красное Поле (Краснополье). Эта деревенька, или земельный надел был расположен между селами Старая Пырма и Тепловка, но в последствии вошел (териториально) в Тепловку. На имеющихся картах этой деревни нет, но в списках дворян Пензенской губернии, есть документы, подтверждающие владение землями и крестьянскими душами, разными мелкопоместными дворянами (помещиками).


18.09.18.


Тепловка.

Если посмотреть с высоты птичьего полета на село Тепловку, что находится в Кочкуровском районе, Республики Мордовия, то можно заметить, что улицы села разбросаны по территории в хаотичном порядке. После долгого отсутствия я увидел обширный овраг, весь поросший растительностью. А по краям оврага в разные стороны уходили остатки некогда большого селения. Везде господствовали сорняки и кусты, за которыми еле проглядывали остатки полуразрушенных домов и сараев. От села не осталось почти ничего. Изредка были видны старые дома, которые использовали так называемые дачники. Во многих местах виднелись какие-то ямы и рядом с ними деревья. Видны были остатки садов. Оглядывая все это запустение, меня охватила грусть. Грусть и обида за то, что мы –ныне живущие, забываем свои родные корни, ничего практически не знаем и не помним о своих предках, своих прадедах, о их житье-бытье. Так и нас скоро забудут, и потомки даже не вспомнят, что был такой человек, и Род прервется… а без прошлого, не будет и будущего….

Но не будем о грустном. Раз судьба занесла меня в родные края, значит это кому-то нужно… Походив по улицам, я разговорился с теми жителями, что еще остались в селе. Кто-то живет там и посей день, кто-то приезжает лишь на лето. Свои расспросы я начал с села Старая Пырма, увидев на улице двух старушек. Сказал, что являюсь потомком семьи Андрияновых. На что они сразу послали меня в крайний дом села Тепловка, что виднелся в дали, и пояснили, что там до сих пор проживает Нина Андриянова, и наверняка она является моей родственницей. Так и оказалось – Нина Андриянова – дочь Петра Егоровича, моего двоюродного деда. Еще их на селе называли –Солдатовы. У Нины есть дочь Марина, по мужу Зубова, вот она-то и помогала мне впоследствии в моих, а теперь уже наших общих изысканиях прошлой истории родного края, нашей с ней малой родины – села Тепловка и ее жителей. Марине в этом вопросе было проще, она все свое детство прожила в Тепловке, и много общалась с жителями. По природе своей Марина была любознательной девушкой и живо интересовалась разными историями, как своих родных, так и односельчан, рассказываемых ее бабушкой. И вот теперь, когда живых свидетелей почти не осталось – ее память и ее рассказы пришлись весьма кстати. Примерно в это же время, в интернете, занимаясь поисками информации о Тепловке, я обратил внимание на пользователя по нику «Мартын», который также интересовался историей и жителями Тепловки. Оказалось, что это Владимир Гришин, дед которого жил в том же деревне Красное Поле (впоследствии присоединилась к Тепловке и стала Краснопольским порядком). Так мы познакомились и подружились. Вчера, т.е.17.07.2018 года Володя Гришин приезжал в нам в Мордовию (сам он из Подмосковья), и мы ездили в Тепловку, встречались с Мариной Зубовой и ее матерью Ниной Андрияновой, от них я получил большой пласт информации. Именно эти люди на данный момент составили инициативную группу по воссозданию истории села Тепловка. Я также присоединился к ним, и на меня возложена обязанность, проанализировать всю имеющуюся информацию и донести ее до потомков жителей села.

И вот что удалось узнать….

…село Тепловка никогда не была многочисленным селением. По разным оценкам в нем проживало до семисот человек, а по тем меркам это довольно немного. И тем не менее, храм в селе появился одним из первых в районе. Мой хороший знакомый, историк по образованию, автор многих исторических книг, в том числе и книги: «Православная церковь в Кочкуровском районе Республики Мордовия» Потапкин Иван Иванович пишет: «Храм в селе Тепловка был построен в конце 17 века или в самом начале 18 века. Первые известия о нем найдены в книге актов гражданского состояния за 1742 год: «села Тепловского, церкви Николая Чудотворца». Вторая каменная церковь с колокольней была построена в 1759 году помещиком Г.Кравковым и освещена в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В 1847-48 годах она была перестроена помещицей Чарыковой. Ее стараниями храм претерпел значительные изменения, колокольня была разобрана, трапезная разделена,, появились два теплых придела. Просуществовал этот храм до революции, хотя в нем и не служили. В 1862 году прихожане поставили еще одну церковь – деревянную, зимнюю, освященную в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1862 году помещики Новаковские капитально ее перестроили, на средства благотворителей сооружены новые иконостасы. При церкви имелась школа, в начале церковно-приходская, а с 1894 года – земская. К данному приходу относились деревни: Красное Поле, Старая Пырма и Новая Пырма.

По нашей Малой Родине проходили войска Емельяна Пугачева. Он двигался в сторону Пензы и проходил в аккурат по Кочкуровскому району, тогда еще Пензенской губернии, Саранского уезда. Имеются документы подтверждающие это событие: …в 1774 году в разных числах июля месяца в бытность здесь в городе Саранске и Саранской десятины государственного злодея бунтовщика и ненасытного кровопийца Пугачева, с его проклятою партиею, некоторые церковнослужители взяты силою в казаки. Из них объявились диакон села Тепловки Яков Григорьев и пономарь Предтеченской церкви г.Саранска Николай Никитин. Взятые силой в казаки, они по пути войска Пугачевского, бежали тайком…».

Как пишет в своей книге Потапкин И.И., впервые, вопрос о закрытии Храма был поднят на общем собрании верующих 12 октября 1931 года, на котором присутствовало свыше 100 человек прихожан. Было решено Храм закрыть. В это же время деревня Красное Поле был переименован в деревню Красный Поселок. Оба Храма были разрушены, приход ликвидирован.

(продолжение следует)

18.07.2018. Гусев Е.В.

Evgeny Viktorovich
18.09.2018 15:23
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "История" в населенных пунктах:


село Верхняя Лухма поселок городского типа Тургенево село Троицк село Кендя

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:




Всего комментариев:1

Часть третья.
Почему Тепловка называется – Никольским? И

или кем является св.Никола для Русского народа...

В традиционной культуре русского народа прослеживается и соотнесение Николы с Иисусом Христом. Так, в принятых в народном быту словах напутствия перед отправлением в дорогу их имена стоят рядом: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь!» В народных текстах божбы и поговорок, так называемых: «шепотков» - имена Христа и Николы выступают как взаимозаменяемые: «На то те Христос!» — «На то те Микола!»; «Христос с нами!» — «Никола с нами!» Это соотнесение обнаруживается не только в фольклорных текстах, но и на уровне обрядовых атрибутов и других явлений традиционной культуры. Например, в свадебной обрядности при совершении ряда ритуальных действий использовались определенные иконы для жениха и невесты, и, если последней полагалась икона Богоматери, то жениху — икона с изображением либо Спасителя, либо св. Николая. Начало зимних Святок, знаменующих окончание рождественского поста, во многих местах на Русском Севере приурочивалось не к Рождеству Христову, а к Николину дню.
Есть мнение, что с введением христианства на Руси, святой Николай являлся, как бы преемником языческого бога Велеса и, соответственно, перенял его функции. Церковь не препятствовало этой традиции, понимая, что лучше дать крестьянину некую вольность в почитании того или иного святого, на свой – русский лад, чем постоянно бороться с языческими пристрастиями русского человека, который даже под воздействии пыток, огня и меча, не отступит от своих Богов. А Велес как нельзя кстати подошел по своим функциям к деятельности Святого.
Это явление называют двоеверием. Во времена гонений против язычников, языческие боги должны были замаскироваться под христианских святых и таким образом продолжать помогать людям в их делах. Крестьянину того времени, несмотря на угрозы христианства и новой власти, просто немыслимо было отказаться от богов, которые способствуют его делам, лечат болезни, помогают в достатке, влияют на погоду, покровительствуют скоту, заведуют иным миром и так далее.

По этой причине старых, Родных Богов перенесли на новых святых, наделили христианских святых качествами славянских божеств и духов и в церковь наши предки ходили как на языческое капище, что устраивало и ту и другую стороны. Для христианина из другой страны до сих пор могут показаться дикими те качества святых, которыми они обладают только в нашей стране, однако в России это в порядке вещей, а некоторые святые имеют только внешний образ представителя христианской культуры, на самом же деле представляя собой замаскированный образ Бога языческого. Славяне вообще знамениты своим консерватизмом и стремлением сохранить все традиции и вековые устои. Люди не хотели отказываться от своих Богов и поэтому дали или вынуждены были дать им другие имена, но сами образы, традиции с ними связанные, практически не поменялись.

Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и как национальный святой, покровитель и защитник земли Русской и русского народа. Как уже говорилось ранее, в Мордовском крае, а ранее это были земли Пензенской губернии, примерно в это время строились Засечные Черты, ставились остроги для защиты от кочевников. Это же строительство происходило и на других землях Российского государства. Служивые люди и ратники: пушкари, стрельцы и казаки защищая рубежи Родины молились Богу о помощи свыше, о заступничестве. И молились они, как ни странно, опять же Николе. У них выработалось особое отношение к Святителю, появились особые, как бы военизированные моления, сформировался новый образ Святителя, его так и стали величать – Никола Ратник, покровитель ратного люда. На иконах он изображался с мечем в одной руке, и с образом города, которого защищает, например – Можайска: Никола Можайский.
Провожая сынов на войну, на ратное дело, мать благословляла их иконой Николы и причитала:
Да хранит тебя Микола многомилосливой,
И от бури да хранит тебя — от падары,
И от холода тебя да Он от голода,
От тычков-пинков ведь Он да от затыльников!
Во бою да сохранит Он с неприятелем,
От оружьица ведь Он да завоенного;
И от искры сохранит тобя трескучей,
И от этого огня да Он от палящего.
Впереди да Он Микола щитом берё,
Позади да Он Микола мечом секё,
Посторонь да Он Микола огнем палит;
Тучи нет, а быв как гром гремит,
Грому нет, а искры сыплются.


Опять же обратимся к истории: христианство очень сурово относилось к идолопоклонничеству – сжигали идолов, разрушали капища. Но вот деревянные скульптурные изображения Святого Николая, почему-то разрешали!

Древнейшее резное изображение этого типа находилось в г. Можайске Московской губернии в храме во имя святителя Николая; его почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города увидели над церковью явление св. Николая с мечом и обнесенным стеной храмом в руках. Неприятель бежал, а после этого события у врат храма было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как градоспасителя.

Evgeny Viktorovich
29.09.2018 08:19
Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.