Здравствуйте, расскажите нам, что для вас значит село Тепловка?

ИСТОРИЯ, село Тепловка.

Время основания, исторические события, факты - село Тепловка Кочкуровский район Республика Мордовия


МОЛИТВА Хранителю Рода

Силой Молитвы творимой!

Да воскреснет и укрепится живая духовная связь между всеми членами моего Родового древа, как ныне здравствующими, так и перешедшими, да возродиться Великая Мудрость Истинной Жизни и могущество опыта Претворения Божественной Любви, обретенного многими поколениями Расы с коими душа моя нерасторжимо связана узами, непреложно подчиняясь воле Творца Вселенной!

Дух Рода - Хранитель Древа моего!В сердце Вечности мы Едины! Воскресни во мне! Преобрази меня! Изливай через Чашу Сокровенную, хранящую Свет Истины, нескончаемый поток Божественной милости для всех сродственников по плоти и крови, как ныне здравствующих, так и перешедших, ибо даровано тебе из Истока Беспредельности охранять и приумножать в Вечности сокровища Духа нетленные, кои настяжали поколения Мужей и Жен Родового Древа нашего.

Дух - Хранитель Рода, денно и нощно радеющий за чистоту воплощения Божественного Плана, ниспосланного Владыками Судеб для Древа моего, пробуди Сокровенное всех сродственников моих и возожги в их сердцах пламя истинного устремления к освобождению сознания своего и проводников Присутствия от всех энергий, качеств, свойств и состояний, кои ниже Божьего Святого Совершенства, научи внимать велению Сердца своего и даруй прозрение к Свету Истинны.

Молитвами Праведных сродников моих останови души, одержимые демонами суеты и тщеславия, и окорми Внутреннее оных благоуханной амритой Мира Неизбывного! Сними печати безумия и слепоты, надмения и ненависти, гордыни и самолюбования, злоупотребления дарами Твоими и святотатственного высокоумия, за которые уже столько раз наказывались Владыками Судеб, наставляющими души на Путь праведный.

Могуществом осознания божественного права своего, духовного первородства, свяжи невежество и своеволие земной личности и возожги устремление в Истинном к жизни светлой и радостной! Пламенем стыда, призови всех отрекшихся, отступивших и нарушивших Законы Мироздания, и очисти их сердца от всякия скверны! Силой покаяния, в духе творимого, освободи души от одержания и наваждения пагубного, насылаемого Искусителем, и надели могуществом созерцать Истину во славе ее!

Во имя Вечного Великого Единства прошу об отпущении грехов Древу моему, во веки и до веку! Предстательством твоим, Всемогущий Защитник Рода, да остановлен будет разящий Меч Правосудия Вселенной, да не прольется чаша гнева Мироздания в час Милости и Всепрощения, да очистятся сосуды поминовением ушедших. Соедини умерших и живых для нескончаемой радости обновления и всепрощения в лоне Природы матушки!

Да ведомы будут усопшие Тобой, Хранитель Рода моего, через горнило огненное Любви Всетворца и упокоятся во Царствии Духа и Света навеки, по Милосердию Отчему. Силой молитвы Пробудившихся, подними умерших в Обители Светлые, донеси их прошения Владыкам Разума и умоли Небесных Писцов начертать имена перешедших в Книге Жизней, на Скрижалях Непорочной. Да оставят им прегрешения ради Великой Истины! Да станет ходатайство Живых умершим Лестницею на Небеса!

Молю Тебя, Дух Света, дарующий свое покровительство и защиту всем сродственникам моим по плоти и крови, как ныне здравствующим, так и перешедшим, помоги исцелить Древо Рода моего от всех грехов, передаваемых от поколения к поколению, с момента первого нарушения Великого Закона.

Так было вначале, так исполняется ныне, так будет во веки веков!

ТЕПЛОВКА (Никольское)

(страницы истории), время образования


Чтобы определить время образования села Тепловка, нужно углубиться немного в историю. Согласно историческим документам местность была пожалована служивому человеку Теплову в 1648 году.

В "Атемарской десятне 1669 - 1670 года" сообщается: "Григорий Данилов сын Теплово, Переписался по Атемару по 156 (1648) году, а оклад ему поместной 300 четей" (57, 142).

Каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1759 году. Потому второе название Тепловки - Никольское, по имени Храма. Каменные храмы в то время, строились только в той местности, где был уже достаточно большой приход, способный его построить и обслуживать, т.е. кормить его служителей. Конечно времени в 100 лет, наверное, достаточно, чтобы завезти в то место своих крестьян и образовать несколько селений. Была ли до Теплова эта местность заселена – пока неизвестно, и возможно Григорий Данилович Теплов основал свою вотчину в голом поле, однако примерно в это же время, т.е. с 1638 года по 1653 год на юго-восточной окраине Российского государства для укрепления своих границ, стали возводить укрепленные линии – засечные черты, тянувшиеся от Белгорода, до города Симбирск.И в 1641 году, на этой засечной черте, на берегу реки Инсар, в устье реки Сарлей возвели деревянную крепость, который вначале назывался Иванов Острожек. Крепость располагалась на левом, более высоком берегу реки Сарлей. В основе ее названия: САРА – «большое осоковое болото, заболоченная пойма». Первыми жителями крепости были казаки, стрельцы и пушкари, переведённые в неё из ближайших городов, и в первую очередь из Нижегородской области. Таким образом, предками современных жителей Саранска и близ лежащих населенных пунктов были служивые люди, а также крестьяне, которых уже позже привезли мелкопоместные дворяне и помещики.

О существовании на месте Саранска в ХVI столетии сторожевого пункта и русского поселения еще в ХIХ веке высказывались краеведы А.Масловский и А.Любимов. Из различных источников и устных преданий можно сделать вывод, что еще во времена царствования Ивана Грозного на месте нынешнего Саранска, тогда на опушке леса, в связи с основанием сторожевой службы края, возникло небольшое поселение (станица или кордон), названное по имени царя Иваном. Одновременно с этим, вероятно, здесь появились и монахи, построившие себе одну, а может быть и несколько келий.

К концу ХVI века здесь появилась небольшая Иваново - Богословская церковь. С постройкой церкви Иваново стало именоваться селом Иваново - Богословским, а потом просто Богословским. Название престола церкви, как и имя поселения, напоминало о царе, при котором была одержана окончательная победа над казанскими ханами. В краеведческом музее города хранится крест с короной данной церкви, сохранившийся со времен похода князя Курбского. (И.Д. Воронин)

По преданиям церковь Всемилостивого Спаса существовала задолго до возникновения самого Саранска, что именно этой церкви Иван Грозный подарил в память Казанского похода двуглавого медного орла, которого потом поместили на крест собора... (С.Б.Бахмустов).

ПОРЯДКИ (улицы).

Село Тепловка (Никольское), Саранского уезда, Пензенской губернии. В село Тепловку до начала 17 века входило несколько земельных наделов (вместе с крестьянами), владевших разными мелкопоместными дворянами, впоследствии эти наделы стали именоваться по фамилиям помещиков: Чарыков порядок, Семагин порядок, Новаковский порядок (некоторые его называют Ванаков-порядок), Легушевка,

Краснопольский порядок. В отличии от других порядков, Краснопольский происходит не от фамилии помещика, а от названия деревни Красное Поле (Краснополье). Эта деревенька, или земельный надел был расположен между селами Старая Пырма и Тепловка, но в последствии вошел (териториально) в Тепловку. На имеющихся картах этой деревни нет, но в списках дворян Пензенской губернии, есть документы, подтверждающие владение землями и крестьянскими душами, разными мелкопоместными дворянами (помещиками).


18.09.18.


Тепловка.

Если посмотреть с высоты птичьего полета на село Тепловку, что находится в Кочкуровском районе, Республики Мордовия, то можно заметить, что улицы села разбросаны по территории в хаотичном порядке. После долгого отсутствия я увидел обширный овраг, весь поросший растительностью. А по краям оврага в разные стороны уходили остатки некогда большого селения. Везде господствовали сорняки и кусты, за которыми еле проглядывали остатки полуразрушенных домов и сараев. От села не осталось почти ничего. Изредка были видны старые дома, которые использовали так называемые дачники. Во многих местах виднелись какие-то ямы и рядом с ними деревья. Видны были остатки садов. Оглядывая все это запустение, меня охватила грусть. Грусть и обида за то, что мы –ныне живущие, забываем свои родные корни, ничего практически не знаем и не помним о своих предках, своих прадедах, о их житье-бытье. Так и нас скоро забудут, и потомки даже не вспомнят, что был такой человек, и Род прервется… а без прошлого, не будет и будущего….

Но не будем о грустном. Раз судьба занесла меня в родные края, значит это кому-то нужно… Походив по улицам, я разговорился с теми жителями, что еще остались в селе. Кто-то живет там и посей день, кто-то приезжает лишь на лето. Свои расспросы я начал с села Старая Пырма, увидев на улице двух старушек. Сказал, что являюсь потомком семьи Андрияновых. На что они сразу послали меня в крайний дом села Тепловка, что виднелся в дали, и пояснили, что там до сих пор проживает Нина Андриянова, и наверняка она является моей родственницей. Так и оказалось – Нина Андриянова – дочь Петра Егоровича, моего двоюродного деда. Еще их на селе называли –Солдатовы. У Нины есть дочь Марина, по мужу Зубова, вот она-то и помогала мне впоследствии в моих, а теперь уже наших общих изысканиях прошлой истории родного края, нашей с ней малой родины – села Тепловка и ее жителей. Марине в этом вопросе было проще, она все свое детство прожила в Тепловке, и много общалась с жителями. По природе своей Марина была любознательной девушкой и живо интересовалась разными историями, как своих родных, так и односельчан, рассказываемых ее бабушкой. И вот теперь, когда живых свидетелей почти не осталось – ее память и ее рассказы пришлись весьма кстати. Примерно в это же время, в интернете, занимаясь поисками информации о Тепловке, я обратил внимание на пользователя по нику «Мартын», который также интересовался историей и жителями Тепловки. Оказалось, что это Владимир Гришин, дед которого жил в том же деревне Красное Поле (впоследствии присоединилась к Тепловке и стала Краснопольским порядком). Так мы познакомились и подружились. Вчера, т.е.17.07.2018 года Володя Гришин приезжал в нам в Мордовию (сам он из Подмосковья), и мы ездили в Тепловку, встречались с Мариной Зубовой и ее матерью Ниной Андрияновой, от них я получил большой пласт информации. Именно эти люди на данный момент составили инициативную группу по воссозданию истории села Тепловка. Я также присоединился к ним, и на меня возложена обязанность, проанализировать всю имеющуюся информацию и донести ее до потомков жителей села.

И вот что удалось узнать….

…село Тепловка никогда не была многочисленным селением. По разным оценкам в нем проживало до семисот человек, а по тем меркам это довольно немного. И тем не менее, храм в селе появился одним из первых в районе. Мой хороший знакомый, историк по образованию, автор многих исторических книг, в том числе и книги: «Православная церковь в Кочкуровском районе Республики Мордовия» Потапкин Иван Иванович пишет: «Храм в селе Тепловка был построен в конце 17 века или в самом начале 18 века. Первые известия о нем найдены в книге актов гражданского состояния за 1742 год: «села Тепловского, церкви Николая Чудотворца». Вторая каменная церковь с колокольней была построена в 1759 году помещиком Г.Кравковым и освещена в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В 1847-48 годах она была перестроена помещицей Чарыковой. Ее стараниями храм претерпел значительные изменения, колокольня была разобрана, трапезная разделена,, появились два теплых придела. Просуществовал этот храм до революции, хотя в нем и не служили. В 1862 году прихожане поставили еще одну церковь – деревянную, зимнюю, освященную в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1862 году помещики Новаковские капитально ее перестроили, на средства благотворителей сооружены новые иконостасы. При церкви имелась школа, в начале церковно-приходская, а с 1894 года – земская. К данному приходу относились деревни: Красное Поле, Старая Пырма и Новая Пырма.

По нашей Малой Родине проходили войска Емельяна Пугачева. Он двигался в сторону Пензы и проходил в аккурат по Кочкуровскому району, тогда еще Пензенской губернии, Саранского уезда. Имеются документы подтверждающие это событие: …в 1774 году в разных числах июля месяца в бытность здесь в городе Саранске и Саранской десятины государственного злодея бунтовщика и ненасытного кровопийца Пугачева, с его проклятою партиею, некоторые церковнослужители взяты силою в казаки. Из них объявились диакон села Тепловки Яков Григорьев и пономарь Предтеченской церкви г.Саранска Николай Никитин. Взятые силой в казаки, они по пути войска Пугачевского, бежали тайком…».

Как пишет в своей книге Потапкин И.И., впервые, вопрос о закрытии Храма был поднят на общем собрании верующих 12 октября 1931 года, на котором присутствовало свыше 100 человек прихожан. Было решено Храм закрыть. В это же время деревня Красное Поле был переименован в деревню Красный Поселок. Оба Храма были разрушены, приход ликвидирован.

(продолжение следует)

18.07.2018. Гусев Е.В.

Evgeny Viktorovich
14.11.2018 14:31
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Имеются записи страницы "История" в населенных пунктах:


село Верхняя Лухма поселок городского типа Тургенево село Троицк село Кендя

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


Вход через uistoka.ru или социальные сети:




Всего комментариев:1

Часть третья.
Почему Тепловка называется – Никольским? И

или кем является св.Никола для Русского народа...

В традиционной культуре русского народа прослеживается и соотнесение Николы с Иисусом Христом. Так, в принятых в народном быту словах напутствия перед отправлением в дорогу их имена стоят рядом: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь!» В народных текстах божбы и поговорок, так называемых: «шепотков» - имена Христа и Николы выступают как взаимозаменяемые: «На то те Христос!» — «На то те Микола!»; «Христос с нами!» — «Никола с нами!» Это соотнесение обнаруживается не только в фольклорных текстах, но и на уровне обрядовых атрибутов и других явлений традиционной культуры. Например, в свадебной обрядности при совершении ряда ритуальных действий использовались определенные иконы для жениха и невесты, и, если последней полагалась икона Богоматери, то жениху — икона с изображением либо Спасителя, либо св. Николая. Начало зимних Святок, знаменующих окончание рождественского поста, во многих местах на Русском Севере приурочивалось не к Рождеству Христову, а к Николину дню.
Есть мнение, что с введением христианства на Руси, святой Николай являлся, как бы преемником языческого бога Велеса и, соответственно, перенял его функции. Церковь не препятствовало этой традиции, понимая, что лучше дать крестьянину некую вольность в почитании того или иного святого, на свой – русский лад, чем постоянно бороться с языческими пристрастиями русского человека, который даже под воздействии пыток, огня и меча, не отступит от своих Богов. А Велес как нельзя кстати подошел по своим функциям к деятельности Святого.
Это явление называют двоеверием. Во времена гонений против язычников, языческие боги должны были замаскироваться под христианских святых и таким образом продолжать помогать людям в их делах. Крестьянину того времени, несмотря на угрозы христианства и новой власти, просто немыслимо было отказаться от богов, которые способствуют его делам, лечат болезни, помогают в достатке, влияют на погоду, покровительствуют скоту, заведуют иным миром и так далее.

По этой причине старых, Родных Богов перенесли на новых святых, наделили христианских святых качествами славянских божеств и духов и в церковь наши предки ходили как на языческое капище, что устраивало и ту и другую стороны. Для христианина из другой страны до сих пор могут показаться дикими те качества святых, которыми они обладают только в нашей стране, однако в России это в порядке вещей, а некоторые святые имеют только внешний образ представителя христианской культуры, на самом же деле представляя собой замаскированный образ Бога языческого. Славяне вообще знамениты своим консерватизмом и стремлением сохранить все традиции и вековые устои. Люди не хотели отказываться от своих Богов и поэтому дали или вынуждены были дать им другие имена, но сами образы, традиции с ними связанные, практически не поменялись.

Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и как национальный святой, покровитель и защитник земли Русской и русского народа. Как уже говорилось ранее, в Мордовском крае, а ранее это были земли Пензенской губернии, примерно в это время строились Засечные Черты, ставились остроги для защиты от кочевников. Это же строительство происходило и на других землях Российского государства. Служивые люди и ратники: пушкари, стрельцы и казаки защищая рубежи Родины молились Богу о помощи свыше, о заступничестве. И молились они, как ни странно, опять же Николе. У них выработалось особое отношение к Святителю, появились особые, как бы военизированные моления, сформировался новый образ Святителя, его так и стали величать – Никола Ратник, покровитель ратного люда. На иконах он изображался с мечем в одной руке, и с образом города, которого защищает, например – Можайска: Никола Можайский.
Провожая сынов на войну, на ратное дело, мать благословляла их иконой Николы и причитала:
Да хранит тебя Микола многомилосливой,
И от бури да хранит тебя — от падары,
И от холода тебя да Он от голода,
От тычков-пинков ведь Он да от затыльников!
Во бою да сохранит Он с неприятелем,
От оружьица ведь Он да завоенного;
И от искры сохранит тобя трескучей,
И от этого огня да Он от палящего.
Впереди да Он Микола щитом берё,
Позади да Он Микола мечом секё,
Посторонь да Он Микола огнем палит;
Тучи нет, а быв как гром гремит,
Грому нет, а искры сыплются.


Опять же обратимся к истории: христианство очень сурово относилось к идолопоклонничеству – сжигали идолов, разрушали капища. Но вот деревянные скульптурные изображения Святого Николая, почему-то разрешали!

Древнейшее резное изображение этого типа находилось в г. Можайске Московской губернии в храме во имя святителя Николая; его почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города увидели над церковью явление св. Николая с мечом и обнесенным стеной храмом в руках. Неприятель бежал, а после этого события у врат храма было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как градоспасителя.

Evgeny Viktorovich
29.09.2018 08:19
Рейтинг@Mail.ru

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.