Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Шепелевка
ГлавнаяСаратовская областьТурковский районсело Шепелевка

Жители – село Шепелевка

Записи о людях, которые живут, родились, бывали, любят этот родной край

                                                       Бурыгин Вениамин Петрович.

Есть в России традиция: праздничные застолья украшать песнями. Не теми, от которых сегодня мы «тащимся» без чувств, стихов и музыки, а чтобы с растяжкой, о жизни, чтобы с легкой слезинкой. И наблюдая за своими близкими, я очень часто слышу, как поют они «Белоснежную вишню». Эта песня очень часто звучит у нас в доме, её любит петь моя мама, моя тётя, моя бабушка. Они поют её так душевно, не торопясь, наслаждаясь каждой ноткой и каждым словом, так бережно, словно боятся расплескать. Они несут песню не спеша, напевая так, что она становится родничком не только их, но и моей души. Никто не заставлял меня разучивать эту лирическую песню - она сама осталась в моём отзывчивом сердце. Первый раз эта песня была исполнена 25 мая 1960 года Волжским народным хором и её солисткой Валентиной Михайловой. В этом году исполнится 50 лет как звучит эта песня в народе. В праздничные дни она звучит во многих домах. Поистине народная песня. Мене стало интересно, а кто же автор этой прекрасной песни? Оказалось, что песня вовсе не народная, у нее есть конкретные авторы.

  Автора слов этой песни называют  «живой» легендой. Я всегда думала, что легенда - это описание героического прошлого, а, оказывается,  легендой может быть и человек. Причём человек, живший на берегах Волги-матушки, в городе Самара, и что самое удивительное он родом из моего села. Я очень горжусь, что мой односельчанин стал «легендой». Вот вы посудите:  в 19 лет он выступал на заключительном концерте в Большом театре перед И.В.Сталиным. Первый космонавт Земли Юрий Гагарин приглашал его порыбачить. Легендарная группа «Битлз» просила его спеть песню  «Ивушка» на «бис». Людмила Зыкина жарила для него шашлык из баранины.

  Позавидовали?! А это всё о нем, об одном человеке, о Бурыгине Вениамине Петровиче. 

  Как же зацвела под окошком белоснежная вишня?  7 сентября 1932 года в селе Шепелёвка Турковского района в семье Петра Гавриловича и Варвары Александровны Бурыгиных родился третий ребёнок - Вениамин. которого церковный батюшка и зарегистрировал, дав ему по церковному календарю имя Вениамин. Церковные Святцы, откуда черпали наши предки имена для своих детей, содержали месяцеслов (календарь), составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено религиозное чествование церковью каждого святого. Принято было нарекать младенца именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка.

Вряд ли в те времена могли знать, как данное имя могло повлиять на дальнейшую судьбу мальчика, какими склонностями наградит оно его носителя, какие скрытые пружины предначертанной ему судьбы таит имя Вениамин.

И лишь сейчас, по прошествии семидесяти с лишним лет, мы можем только удивляться тому, как совпадает жизненный путь Вениамина Петровича с тем, что было предначертано при его наречении.  Вот что говорят ученые об этом имени: Вениамин нередко талантлив. А так  как он еще и упрям в достижении цели, то понятно, что этот человек имеет все возможности для высокого профессионального взлета. И он состоится. Эти мужчины, как правило, добиваются своего. Но все сложится удачнее, если родители и учителя вовремя заметят одаренность мальчика. В молодости они немного романтики, редко кто из них не пишет стихов. Жизнь таких мужчин не усыпана розами: они очень уступчивы и всегда готовы отказаться от своих выгод, лишь бы не ущемить другого. Они уступают не только в споре, но и тогда, когда речь идет о более высокой должности или очереди на квартиру, и , разумеется, потакают женщинам. Но это всё ещё впереди.

Детство Вениамина прошло  на берегах речки Щербедино. Оно было как и у всех сельских ребятишек- босоногое, но самое прекрасное, ведь можно было вдоволь накупаться, наиграться, а ещё любила детвора пасти телят и гусей. Что-то было в этом необычное, а еда, хотя и скудная, в это время казалась царской. В селе был колхоз, были и коллективные песни. Наслушался их мальчик на всю будущую жизнь.

Семья Бурыгиных была трудолюбивая, её , как и многие другие семьи в нашем селе, не обошли ни война, ни голод, ни разруха. Но эту семью отличало то, что очень уж любили они все петь. А о матери Вениамина Петровича  вот что мне рассказала Пудкова Анна Фёдоровна. «Варвара была первой певуньей на селе. Война шла, горя было много, а она всех нас бабёнок в поле всегда подбадривала и, видя перемену в нашем настроении, запевала. От неё- то я узнала многие песни, которые пою до сих пор. Да, мы её в шутку называли Руслановой».

  Откуда такая тяга к песням? Очевидно всё дело в бурыгинской родне, она вся на «ты» с песней. Дядя Вениамина был отменный гармонист, тетки - «классные» певуньи. Родители прекрасно пели. Вот  запел и Вениамин, а ещё взял в руки гармошку, верткую балалайку, норовистую свирель и капризную жалейку. И так ладно у него получалось, что стал он первым парнем на селе и в школе. На всех школьных мероприятиях не обходилось без его игры на гармошке.

После семилетки поехал за знаниями в Саратов. В ремесленном училище вместе с токарным резцом стал пробовать и поэтический. Но в литературном цехе успехов не было, и он все чаще соглашался с классиком, что «поэзия - пресволочная штуковина».

По окончании училища,  работал на заводе ГПЗ-3 токарем-универсалом, но не проходило и желание «точить вишневые слова». Глаголы все же не давались, и он поверил, что не будет в его жизни поэтических сплавов, останутся лишь сталь да чугун. Тогда решил Вениамин продолжить свое образование и поступил в Саратовский индустриальный техникум, где и проучился 2 года.

В техникуме судьба свела Вениамина Бурыгина с Юрой Гагариным – будущий косманавт овладевал там азами профессии литейщика. В годы учебы Вениамин активно участвовал в самодеятельности: играл на гармони, репетировал в спектаклях драмкружка.

Вот как об этом времени вспоминает выпускник техникума 1952 года Юрий Константинович Мокеев:«Условия жизни были непростые - голодноватые, но в нас процветал коллективизм, желание учиться, да и техникум готовил мастеров своего дела, которыми можно было гордиться.
Было очень много даровитых ребят. Их многогранности, наверное, способствовали коллектив преподавателей и учебная база. Был Дом культуры трудовых резервов. Не помню сейчас фамилии, но был ученик, который играл на саратовской гармошке, участвовал в самодеятельности. Его взяли на Всесоюзный конкурс в Москву!  Вскоре после конкурса он бросил учебу в техникуме и уехал из Саратова». Это был Вениамин Петрович Бурыгин

Много лет спустя, В. Бурыгин и Ю. Гагарин встретились вновь. В августе 1962 года Волжский народный хор гастролировал в Крыму. Там, в Гурзуфе, с семьями отдыхали Ю.Гагарин и только что вернувшийся из космоса Павел Попович. Космонавты пришли на концерт хора. В тот вечер веселей обычного пела гармошка В. Бурыгина, задористей вторили ей жалеки, звонче отвечала береста. Ю. Гагарин после выступления сокурсника вышел на сцену, обнял его и поблагодарил под аплодисменты артистов и зрителей.

Уже после концерта бывшие «индусы» вспоминали свои прекрасные студенческие годы,  и Гагарин пригласил своего однокашника на рыбалку, но руководство хора не разрешило  молодому солисту отлучаться - предстоял концерт в Судаке.

  На память об этой встрече у Вениамина Петровича осталось всего несколько любительских фотографий. На них однокашники сияли от полученного удовольствия.

Первый космонавт потом несколько раз после концертов заходил к Бурыгину за кулисы со свойским: «Как дела?» и получал в ответ шутливое: «Летаем!»

Интересно, а как же сумел В.П.Бурыгин выступать перед Сталиным? Дело было в 1951 году. Для заключительного концерта в Большом театре искали достойных кандидатов. Приехала солидная комиссия из Москвы, ей-то и приглянулся веселый паренек, который задорно завалдыривал на саратовской гармошке. После нескольких отборочных туров волжского паренька поставили в основную программу с «Саратовскими переборами».

Выступали в концертном зале им. П.И.Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, состоялся концерт и в Большом театре Союза ССР. В его правительственной ложе были И.Сталин, К.Ворошилов, С.Буденный,  другие представители высшей власти. Строгие кураторы концерта из МГБ (всесильного в ту пору ведомства) строго-настрого запретили артистам во время выступления смотреть туда, где сидел великий «вождь и учитель».

На огромной сцене Вениамин за три минуты отыграл соло «Саратовские переборы». Вот в какие сани он залез! На сцене гармонь в руках Бурыгина порхала неведомой птицей от плеча к плечу. Да и имя у юноши было на растяг мехов: Ве-ни-а-мин. А когда спел частушку: «Не за красненькую кепку/ меня любят девки крепко./ Хоть и ростом небольшой,/ но играю я с душой», ему зааплодировал сам Сталин.

И весь легендарный зал Большого театра, где выступали многие выдающиеся артисты,  разразился аплодисментами. На другой день музыканта-«деревню» пригласили в ЦК профсоюза и дали денег на  покупку саратовской гармошки.

Предание гласит, что именно после этого концерта великий «вождь и учитель» спросил окружающих: «Почему это народные хоры есть в Воронеже, Омске, а на Волге вот — нет?»  Вскоре свой хор появился и в Куйбышеве, куда и был в июне 1952 г. вызван недоучившийся технолог В.Бурыгин.. Вот тогда- то и появилась в трудовой книжке запись «12 июня 1952 года. Зачислен в штат Волжского народного хора в качестве артиста хора  и солиста оркестра духовых инструментов». Да, Вениамин Петрович прекрасно играл и на рожке. В это время  начал Вениамин и песни писать.

  С приходом в хор судьба подарила ему много встреч с интересными людьми. Первый баянист Московского оркестра народных инструментов Григорий Пономаренко пришёл в Волжский хор одновременно с нашим земляком. Он был на 11 лет старше, но это не мешало им дружить, сотрудничать до самой трагической смерти композитора.

Вот как В. Бурыгин вспоминает о начале своего песенного творчества в соавторстве с композитором Г.Пономаренко:

«… художественный руководитель хора Петр Михайлович Милославов вскоре вызвал нас, музыкантов, в кабинет и представил нам Григория Фёдоровича Пономаренко.
- Вот наш новый музыкальный руководитель и композитор Григорий Пономаренко. А ты, Бурыгин Вениамин, ты будешь писать слова к песням. Я слышал, что ты неплохие стихи сочиняешь. Вот Понаморенко музыку напишет, а ты к ней слова.

- Да, - говорю, - писал стихи, когда учился в Саратовском индустриальном техникуме...

  Первой их совместной работой была «Величальная строителям Куйбышевской ГЭС», которая впервые была исполнена хором в 1953 году на берегу Волги в присутствии Никиты Хрущева, который прибыл на пуск ГЭС.

  За сорок четыре года дружбы они создали более 100 песен. «Эх, Волга-речка», «Гармонь певучая», «Ой, ты Волга край морской»… Их исполняли не только солисты хора, но и - такие «звезды» прошлого XX века как Ольга Воронец, Людмила Зыкина. Некоторые из них поют и до сих пор.

«Песни создавалась по-разному, – вспоминал В.Бурыгин. Обычно Пономаренко писал музыку, а затем к мелодии я сочинял слова. Напишет запев и припев и говорит:

- Всё! Вот в этом ритме и пиши текст. Я ухожу домой, пишу. Утром приношу ему текст, показываю.
- Годится!

И продолжаем писать. Но было и так, что я вначале слова писал. Например, «Эх, Волга-речка, не боли сердечко». Вначале слова были, а потом уже музыка.
Все годы работы в хоре - в его оркестре я играл на саратовской гармошке, на жалейке, на свирели. Как-то Григорий Фёдорович говорит:

- Я написал песню и хочу, чтобы ты вместе со мной её сыграл - чтобы ты играл на рожке.

Это песня на слова Маркова «Пастуха я полюбила». Сохранилась пластинка с ней».

Вот какую надпись оставил Г.Пономаренко 23 декабря 1967 года на своем сборнике песен «Колокольчик»:

«Ничего мне на свете не надо, только видеть — только слышать — только быть вместе и творить с тобой, мой родной друг Венька Бурыгин. А наше творение мы посвящаем нашим подругам: — Валюшке, которая всю жизнь твою охраняет как самый верный друг! Я вас люблю, и вы всегда мои!

Ваш Григорий Пономаренко».

Первыми исполнительницами песен соавторов были их жены — солистки Валентина Михайлова и Екатерина Шаврина.

В хоре Вениамин нашел и семейное счастье. Увидел солистку Валентину Михайлову и погиб. Еще раз глянул на нее и воскрес. «Любовь приходит через зренье, а через руки никогда», - подтверждает и Лопе де Вега. А у Бурыгина родилось свое: «Валентинка-травинка, ты мне жизнь не трави». Девушка удивилась экспромту, а затем согласно кивнула. И стали они парой на всю жизнь. А рядом все время - гармошка, музыка, стихи и песни.

Валентина Михайлова , как и В. Бурыгин, тоже совсем необычно оказалась в хоре. А было это так:две молодые подружки, Аня Бородулина и Валя Михайлова, набравшись смелости, пришли и спели Г.Пономаренко. Девушки понравились Г.Пономаренко и П.Милославову. Вскоре им пришел «вызов» - приглашение на работу. Так появился,  ставший впоследствии очень известным дуэт Бородулиной и Михайловой.

Валентина Михайлова первой исполнила, как модно сегодня говорить, «хит» - «Расцвела под окошком белоснежная вишня…». Судьба свела двух талантливых людей для того, чтобы подарить не только долгую семейную жизнь, но и замечательные песни, которые родились благодаря их союзу, и которые поет вся Россия.

  А как же появился этот «хит»? Дело было так. Появилась эта песня на свет божий всего за одну ночь в очень скромной гостинице города Пензы. Шёл 1959 год. Хор приехал после больших гастролей по Германии.

Бурыгин очень счастливый человек, в том плане, что ему всегда везло на композиторов. Кроме Пономаренко  он сотрудничал с В. Мурадели, Г.Векшиным, А.Савишным, М.Чумаковым.

Так вот. Пенза. Весна. Бурыгин знал, что город, хоть в нем когда-то и вальсировали Вяземский и Жуковский, не считался музыкальным. Не знал только, что для него самого эта поездка станет счастливой.

В Пензе художественный руководитель хора Михаил Дмитриевич Чумаков показал Бурыгину одну из своих мелодий,  которую навеяла ему весна и попросил подумать над текстом. Вениамину было уже 27. Не дебют, а дебет. И он обещал подумать.

Но сперва решил ознакомиться с глубынь-городком. Не спеша прошел по улицам, молодую заметил луну, услышал девичьи распевы и шепот парней, зовущих милых в парки. А вон там мужик дрова укладывает, словно паркет; здесь женщина напевает под нос: «Продай, батька, свиночку, купи дочке косыночку». Все отвечало учению Велимира Хлебникова, что поэты должны бродить и петь.

В тот год весна была замечательной, а главное под окнами гостиницы буйно цвела вишня. Выглянув из окна гостиницы, Бурыгин обомлел: перед ним стоял белый конус цветущей вишни. Затопило дерево молоком все подоконье, нежный свой одеколон пролило, аромат вскружил голову, а рядом - единственная и неповторимая муза - Валюша. В один ослепительный миг поэт увидел будущую песню: вишня - девушка. Как только возникло это сравнение, остановить поток его рифм не смог бы никто.

И вот на кончике грифеля задрожала первая строчка: «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Ее четыре одических «о» - словно четыре солнечных зайчика от пензенских окон. Закон верхних фраз Бурыгин уже знал. А правило гласило, что ради двух нижних строк, ударных, иногда сочиняются две верхние проходные. Но ничего случайного, неточного сочинителю не хотелось, и он заходил по комнате, подбирая слова, а вместе с ним шаг в шаг, поддакивая, тикали и ходики: «Так-так!»

Сначала это были «записки на манжетах гостиничного халата», но после двух куплетов автор почувствовал, будто что-то стало получаться. «Вроде в свою я округу забрел», - сказал он сам себе.

Утром текст песни был готов. И когда её исполнила Валентина Михайловна, стало ясно, что песня будет жить долго-долго.

- В 1965 году ,на Всесоюзном фестивале «Мертишор» в Молдавии, я пою «Белоснежную вишню», а Людмила Георгиевна сидит на концерте, - вспоминает Валентина Петровна. - Потом она подошла к авторам, моему Венечке и композитору Михаилу Чумакову, и говорит: «Я хочу эту песню петь!» Я рядом стою и все слышу. Говорю: «А почему бы не петь Зыкиной такую песню?» - и пригласила Людочку к нам в гости.

С тех пор «Белоснежная вишня» стала одной из любимых песен Зыкиной. А семья Бурыгина и Михайловой - ее хорошими друзьями.

Так самарскую певицу Валентину Михайлову и Людмилу Зыкину связывала любовь к одному мужчине -  Вениамину Бурыгину. Певицы любили Вениамина по-разному. Валентина - как мужа, Людмила - как поэта-песенника.

- Люблю твоего Веньку! - открыто признавалась Зыкина своей коллеге, та нисколько не ревновала.

. Несколько лет назад, когда Валентина с мужем присутствовали на концерте Людмилы Георгиевны в зале Чайковского, певица перед исполнением этой песни произнесла:

 - В зале сидят авторы «Белоснежной вишни» Вениамин Бурыгин, композитор Михаил Чумаков и первая исполнительница Валентина Михайлова! - и попросила зрителей аплодисментами поблагодарить авторов.

Зыкина стала лучшим пропагандистом песни. Запоет - и сердца у баб забьются, как речные ключи. Мягко, шелестно проговаривала она слова «окошко», «тучка», «подружки». О, как ласкали слух эти уменьшительные суффиксы, как хорошо кололо от них в душе.

С этой песней Зыкина поехала в Америку и имела большой успех. Залы вставали, как по команде, зрители с бурным восторгом аплодировали стоя. Песня выдержала самое трудное испытание - испытание людьми, не знающими русского языка.

Замечательная певица, о которой я только слышала от своей бабушки, прекрасно исполняла эту песню. Мы часто слушаем эту песню, включая старый бабушкин проигрыватель.

  В Волжском народном хоре Вениамин Петрович проработал до 1983 года. Он редко писал тексты за письменным столом. Вдохновенье могло нахлынуть в любой момент, и очень часто рождались песни в поездах, в гостиницах. Он мог просто остановиться на вечерней улице и под свет фонаря писать пришедшие на ум строки.

Бурыгин не ограничился одной «Вишней». Каждую весну мы можем спеть, как «Выходил на поля молодой агроном», потом смеяться  над исповедью «Я хотел жениться в 18 лет», изучать  кардиограмму «Ох, сердце мое, почему гордилось». Но , уперев локти в подоконник, можно воспевать свою «Вишню», не умаляя при этом черемух и рябин.

В багаже поэта-песенника более 500 песен. Они в репертуарах всеми любимых исполнительниц: Ольги Воронец, Екатерины Шавриной, Надежды Кадышевой, Надежды Бабкиной, Людмилы Зыкиной. В вышедшем к 70-летию поэта литературно-музыкальном сборнике «Россия. Волга. И Любовь» на одной из страниц Людмила Зыкина написала следующие строки: « Наш замечательный композитор и мой большой друг Григорий Пономаренко однажды сказал: «В стихах Вениамина Бурыгина звучит сама жизнь. К ним очень легко подобрать музыку» И я с ним полностью согласна. Многие песни, написанные на стихи Вениамина Бурыгина, трогают душу».

Говорят, что путь поэта венчает книга. На взлете творчества Бурыгин издал сборник стихов и с ним пришел в отделение Союза писателей. Там спросили: «Сколько у вас книг?» «Одна. Но мои песни поет весь народ», - ответил он. «Нет, не тянешь ты на поэта!» Позже на счету Бурыгина стало три сборника, но он уже сам не вступал в союз - этот орган песни писать не помогает.

Сочинив «Вишню», Бурыгин и Чумаков рассчитывали сделать песенку на один сезон, а получилось чудо для миллионов. Невелик их шедевр, всего три куплета. Ну так драгоценные камни большими не бывают.

  Вот уже 6 лет как нет с нами поэта-песенника, его  супруга, дочь Варвара, названная в честь шепелёвской бабки, внук Роман живут в Самаре. Помнят ли его мои земляки? Бесспорно. Вот и я, вместе с моим учителем литературы, вспомнила об этом замечательном человеке, человеке-легенде. Помнят его и бывшие соседи - Кузнецов Александр Иванович, Леданова Валентина Ивановна.

  Вот как вспоминает о Вениамине Кузнецов А.И.: « Вениамин приезжал в деревню в родительский дом часто. Хотя он и был старше меня, но это не мешало нашей дружбе. В детстве у него не очень была заметна тяга к творчеству. Скорее брат его больше «тянулся» к музыке. Да, они- Бурыгины все были голосистые и музыкальные, поневоле запоешь и начнёшь играть на каком-нибудь инструменте.

  А однажды Вениамин Петрович приезжал в село с концертной программой. После коллектив отправился в Ртищево, а он с супругой заночевал у меня. Человек он удивительно простой, известность его ничуть не испортила».

  Но если вам когда-нибудь станет грустно, а душа ваша попросит задушевной русской песни спойте «Белоснежную вишню», и вспомните о моем земляке и поэте-песеннике родом из села Шепелёвка, что в глубинке России. Я думаю, он этого заслужил.



- 59 - 0 nasava
29.01.2014 18:52
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Шепелевка

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Марьино
Край родной

Написать