Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Большеокинское
ГлавнаяИркутская областьБратский районсело Большеокинское

История – село Большеокинское

Время основания, исторические события, факты


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3

ГЛАВА I СЕЛО БОЛЬШЕОКИНСКОЕ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО НАЧАЛА

ХХ ВЕКА................................................................................................................8

1.1. Общая характеристика природных условий и хозяйствен-

ного развития Братской волости XVII-XVIII веках............8

1.2. Первые упоминания о Большеокинске................................13

1.3. Развитие села в XVIII – начале ХХ века..............................17

ГЛАВА II БОЛЬШЕОКИНСК В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.............................26

2.1. Жизнь села во время становления Советской власти и

гражданской войны...................................................................-

2.2. Коллективизация и раскулачивание....................................35

2.3. Великая Отечественная война и послевоенное восста-

новление......................................................................................45

2.4. Новый Большеокинск..............................................................51

ГЛАВА III БОЛЬШЕОКИНСК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..............................66

3.1. Влияние политического и экономического кризиса на

жизнь села....................................................................................-

3.2. Общественная и культурная жизнь села сегодня..............69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................71

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................72

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Большеокинск, как административно-террито-

риальная единица..................................................................76

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ильинская церковь...............................................................77

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Певчие Ильинской церкви..................................................80

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Купец III гильдии Романов В.Н..........................................81

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Первые комсомольцы...........................................................83

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Школа 1930 года.....................................................................84

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Благодарность от Сталина Большешапову П.Ф..............85

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Правительственная телеграмма..........................................86

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Секретарь комсомольской организации в годы ВОВ......87

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Тютиков И.В...........................................................................88

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Большеокинцы на ВДНХ......................................................89

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Большеокинцы погибшие на фронтах войны..................90

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Ветераны ВОВ.......................................................................100

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Труженики тыла...................................................................114

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 Предписание о переезде из зоны затопления...................125

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 Схема улиц в новом Большеокинске................................126

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Большеокинская сельская школа......................................127

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 Коллектив ясли-сада.............................................................130

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 Специалисты совхоза «Большеокинский» 1968 г............131

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 Открытие СДК 1983 г............................................................132

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 Из зала суда (1909 г.)……………………………………….133

Два чувства дивно близки нам-

В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин.

«Изучаем дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя».

В. Ключевский.

ВВЕДЕНИЕ

Из чего складывается история страны? Как правило, на этот вопрос можно получить ответ о том, что она строится из войн и революций, из развития промышленности и сельского хозяйства, из людей, которые стоят у власти и вершат судьбы целых народов, из тех материальных и духовных богатств, которые накапливают люди десятками и сотнями лет. Все это так, но ведь страна состоит из областей и районов, городов и посёлков. Их судьба и история неразрывно связаны с историей огромного государства. Они подобны родникам и ручейкам, которые питают и пополняют реки, несущие свои воды в моря и океаны.

Именно поэтому, на мой взгляд, важно изучать и знать историю города или села, в котором живёшь, в котором родились и жили наши отцы и деды. Очень сильно обкрадывает и обедняет себя тот, кто не знает своих корней, не знает истории земли, на которой живет. Не зря на Руси всегда боялись Иванов, не помнящих родства своего.

Поэтому я и поставил перед собой цель: воссоздать историческую картину жизни родного села.

При этом выделяются следующие задачи:

- узнать время и обстоятельства основания села;

- рассмотреть, как развивалось село в различные исторические периоды;

- исследовать хозяйственное развитие;

- определить, как события из истории страны отразились на жизни села;

- рассмотреть особенности культуры и быта в селе.[U1]

Таким образом, объектом исследования является село Большеокинск, а предметом исследования - культурно-бытовое и хозяйственное развитие села.

В ходе работы применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ архивных документов;

- статистический метод;

- установление причинно-следственных связей;

- проверка и сопоставление полученных сведений (это, главным образом, относится к воспоминаниям жителей села ).

Хронологические рамки исследовательской работы определяются спецификой объекта исследования. Таким образом, верхней хронологической границей является время возникновения села (конец XVII века), а нижней - современный период. Разбивка содержания дипломной работы на главы обусловлена политическими циклами (досоветский, советский и постсоветский периоды). Это связано с тем, что особенности и специфика развития села определялись общегосударственными политическими процессами.

История села исследована частично. В Доме творчества села оформлен альбом-летопись, в котором отражены различные периоды из жизни села, рассказывается о жителях Большеокинска, ведется подбор газетных статей о жизни села, кроме этого в двух альбомах собраны сведения об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. К 75-летию Братского района учениками Большеокинской школы собран материал о перенесения села на новое место в период строительства Братской ГЭС, а также о старожилах села.

Основной источниковой базой для написания дипломной работы явились материалы архивов, а именно:

-Государственный архив Иркутской области ( ГАИО ).

В работе использованы материалы фонда Иркутского областного статистического управления (сектор сельского хозяйства, сектор культуры и народного образования )

- Братский государственный архив (БГА)

В этом архиве находится фонд Большеокинского сельского Совета народных депутатов (ФР-32)

Метрические книги за период 1869-1885 годов позволили составить представление о сословной структуре села, рождаемости и смертности, узнать кто служил в церкви в данный период времени.

- Отдел архива при Братской районной администрации.

Здесь хранятся документы, относящиеся к современному периоду (c 1991 года).

  • Большую помощь в написании данной работы оказала книга В.Н. Шерстобоева «Илимская пашня»[1], основанная на изучении илимского архива. Вот что пишет сам автор об источниковой базе своей работы: «Одним из главных препятствий в изучении экономики Сибири XVII и XVIII столетий является гибель губернских и уездных архивов, отражающих гораздо подробнее хозяйственную местную жизнь, чем архивы центральных учреждений. Тем большую ценность представляют документы, уцелевшие в очень немногих местных архивах. Среди них одно из первых мест, несомненно, принадлежит архиву илимской воеводской приказной избы (канцелярии), содержащему обильный материал за время с конца XVII и до конца XVIII века. Особенностью илимского архива является преобладание тех первичных бумаг, которые в сильной степени отобразили преимущественно мелкие стороны хозяйственного быта российской окраины. В этих старинных делах нет свидетельств о крупных исторических событиях, напротив, они касаются лишь незначительных, повседневных вопросов и рассказывают о рядовых, обыденных лицах. Илимский архив позволяет восстановить с большой подробностью картину развития экономики северного Прибайкалья.
  • Осветить вопросы духовно-религиозной жизни села помогла книга Л.В. Андреевой «И воззовёт прошедшее...»[3], в которой рассказывается о деятельности Православной Церкви на территории Братской волости и района в XVII-XX веках. Эта работа основана, главным образом, на материалах Государственного архива Иркутской области (Ф. 50, о.1, Ф. 291, о.1), а также материалах Братского государственного архива (Р.1, о.1). В книге использованы фотоматериалы Братского Городского объединённого музея (БГОМ)
  • Сведения о большеокинцах погибших в годы Великой Отечественной войны удалось собрать, главным образом, благодаря рукописным книгам Смирнова Ивана Сергеевича «Однополчане» и «Книга памяти», которая составлена на материалах Братского военкомата (РВК).

Предлагаемая работа основана на изучении этого архива и посвящена вопросу о земледельческом освоении северных частей Ангаро-Илимского-Ленского края. Ввиду того, что ранние дела илимского архива погибли, для изучения начального периода развития Ангаро-Илимо-Ленского края использованы дела Сибирского приказа, хранящиеся в Центральном государственном архиве древних актов».[2]

Кроме архивных документов, использовались следующие источники:

  • документы Большеокинской администрации (протоколы заседаний, сельских сходов, административных комиссий);
  • сборник документов и материалов под редакцией Фридмана В. Г.“ Братская ГЭС ” в двух томах[4];
  • воспоминания жителей села
    • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БРАТСКОЙ ВОЛОСТИ В XVII-XVIII ВЕКАХ
  • Знамя, 1991 – 2004 гг.
  • Красное Знамя, 1982 – 1990 гг.
  • Огни Ангары, 1996 – 1998 гг.

- периодическая печать: газеты Братского района “ Красное знамя “, “Знамя “, “ Огни Ангары”;

Кроме чисто исследовательского интереса, дипломная работа будет иметь и практическое значение. Данные из нее можно будет использовать в качестве краеведческого материала, а также непосредственно на уроках истории с целью показать, каким образом то или иное событие в стране отразилось на жизни села (коллективизация, репрессии, строительство ГЭС). И, с другой стороны, как жители села участвовали в тех или иных событиях, например в гражданской или Великой Отечественной войнах. Также эти материалы могут использоваться на различных внеклассных и внешкольных мероприятиях, викторинах и конкурсах.

Чем больше человек будет знать об истории своего села, тем сильнее будет их привязанность и любовь к родной земле, уважение к ее истории. Кроме того, знание этой истории обогащает духовное содержание каждого человека, способствует воспитанию самоуважения и гордости за своё село, а, значит, возникает и крепнет ценностное отношение к прошлому села, стремление активно участвовать в его настоящем, способствовать укреплению и развитию его в будущем.

Таковы основные причины, повлиявшие на выбор мной данной темы дипломной работы.

1. СЕЛО БОЛЬШЕОКИНСКОЕ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

В XVIII веке село Большеокинское относилось к Братскому острогу, который, в свою очередь, подчинялся в это время Илимскому воеводству. Логично будет сначала рассмотреть общие особенности развития этого края, чтобы представить, в каких природных и экономических условиях было основано село, а затем, имея общую картину края, перейдём к непосредственному описанию данного села.

Братский острог представляется столь же древним, как и Илимский. Вокруг него долго шла борьба с окинскими бурятами.

С момента своего возникновения он находился в ведении Енисейского воеводства. Но слишком большая удалённость от Енисейска и сложность управления столь большой волостью, какой была Братская, вызвали в 1696 г. отписку его от Енисейска. С этого времени и до перехода в Илимское воеводство Братский острог управлялся письменным головой, подчинявшийся непосредственно Сибирскому приказу. Указом от 18 декабря 1696 г. туда был назначен вместо Христофора Кафтырева Степан Лисовский, причём было сказано: «а енисейскому воеводе того Брацкого острогу ни в чём ведать не велено».[5]

Братский острог долгое время был крупным административным центром далёкого Енисейского воеводства. Да и сама волость оказывалась настолько обширной, что её часто именовали уездом. И действительно, это был крупный район с 33 деревнями, в которых, включая и Братский острог, числилось 1176 душ мужского пола, т.е. больше, чем в какой-либо волости Илимского воеводства. Из этого числа пашенных крестьян имелось 806 душ мужского пола. Территория Братской волости простиралась вверх и вниз по Ангаре и далеко уходила по реке Оке. Громоздкость этой волости, лежавшей на стыке двух огромных рек, сложность управления ввиду наличия многочисленных соседей бурят и широкое развитие хлебопашества явились причинами выделения из неё на Оке самостоятельной Барлуцкой волости.

Братский острог, наряду с тем, что являлся центром русской земледельческой Братской волости, был также Верхи-Низ Ангарской подострожной ясачной волости и центром Верх-Окинской и Ицкой (по реке Ие) ясачных волостей.

От начала развития земледелия в Ангаро-Илимо-Ленском крае и до конца XVIII века Илимское воеводство прошло главный и самый сложный этап развития.

Горсть северорусского крестьянства, перенесённая волей судеб на Илим, показала изумительный образец умения в тяжёлых условиях горно-таёжного края быстро и навсегда утвердить русскую государственность. За какие-нибудь 60-80 лет закладываются почти все селения, существующие и теперь, создаётся устойчивое земледелие, открываются водноволоковые дороги.

Можно лишь в общих чертах указать, из каких слоёв населения создавались, а затем пополнялись кадры пашенных крестьян.

Основная часть их происходила из элементов, добровольно осевших на пашню, из так называемых промышленных и гулящих людей, которые уходили из центральных областей Руси, преимущественно из её северных уездов, где не было помещичьего хозяйства и откуда уйти было проще, чем из других районов. Кроме того, через эти волости шёл путь на восток, который естественно притягивал недовольных людей и давал им возможность перебираться в более свободную Сибирь. В первую очередь прочно оседал на пашню в Сибири тот, кто имел опыт в земледелии, кто сам был крестьянином. Воеводы охотнее всего помогали выходцам с Руси, особенно женатым, обзаводиться крестьянским хозяйством, и Сибирский приказ давал многочисленные указания о приверстании на пашню в первую очередь из таких элементов.

Вторым источником пополнения крестьян являлись ссыльные, в первую очередь ссыльные крестьяне. В большинстве случаев это не были преступники, опасные для общества. Ехали они с жёнами и детьми, целыми семьями, иногда целыми деревнями.

Эти две группы – гулящие люди и ссыльные крестьяне - имели большое значение в образовании илимского крестьянства в первые десятилетия существования Илимского воеводства. В последствии, к концу XVII века, когда ослабла помощь правительства при усвоении на пашню, гулящим и присыльным людям оседать стало очень трудно и они становились обычно работниками у пашенных крестьян. Главная часть новых крестьянских дворов с этого времени образуется путём выдела из крестьянских хозяйств, ставших в известной мере старожильческими.

За это время не только окрепло земледелие и окончательно сложился русский уклад жизни на Ангаро-Илимо-Ленском междуречье, но и произошли глубокие изменения в значении этого края для страны. В XVII веке господствовали натуральные виды обложения населения, поэтому государство могло черпать из житниц илимских крестьян только хлеб, нужный для снабжения северо-восточной Сибири. Соболиный промысел быстро упал, что ещё больше подчеркнуло земледельческое значение нового края. Развитие всероссийского рынка и усиление роли денег позволяют Петру I в начале XVIII века ввести подушное денежное обложение и, таким образом, поставить ресурсы отдаленнейших частей империи на службу преобразовательным мероприятиям. С этого времени илимский крестьянин попадает в тиски двойного обложения. Повышение роли помещиков и купцов при Петре I сказалось на восточных провинциях в усилении личной зависимости крестьян от государства.

Крестьянское землепользование в Илимском воеводстве покоилось на очень простой основе: двор получал в бессрочное пользование все необходимые для ведения хозяйства угодья, в соответствии с трудовыми возможностями семьи.

Наделение крестьян землёй производилось воеводою или по его поручению приказчиком индивидуально для каждого двора, что оформлялось «даной». Такой порядок применялся и к однодворным и многодворным деревням. Общим оказывался в последнем случае только выгон при самой деревне. Пашни и сенокосы находились в постоянном и личном пользовании.

За право пользования наделами землями крестьянин нёс тягло, за пользование «залишечными» – уплачивал оброк. В соответствии с этим, выдельной или отсыпной хлеб всегда выступал как индивидуальный платёж, а оброчный хлеб мог принимать форму коллективного платежа.

Обязанности крестьянина по отношению к государству.

Государева пашня в виде площади, которую пахал пашенный крестьянин вместе со своей пашней. Размеры той и другой пашни находились в соответствии 1:4. Каждый крестьянин обязан был пахать 1 десятину ржи государственной пашни, получая право пахать на себя 4 десятины. Отсюда и другое название этой пашни – десятинная пашня. На государеву десятину крестьянин получал семена из государевых житниц. Весь урожай с государевой пашни сдавался в казну, это был так называемый десятинный хлеб. Если крестьянин засевал более четырёх десятин, то с излишней площади выделялся 10-й сноп в пользу казны, т.е. 1/10 часть урожая. Такой хлеб назывался выдельным или сноповым.

Государева пашня, как условная номинальная величина, как некий измеритель платёжных обязательств крестьянина по отношению к государству. Государева пашня потеряла все признаки определённой запашки и поэтому платёж выдельным хлебом заменился так называемым отсыпным хлебом. Его удобнее было определять по ржаным государевым (номинальным) десятинам. С начала XVIII века пашенный крестьянин мог пахать 8 десятин, а по некоторым волостям 12 – 13 десятин. И с этой площади за (номинальную) государеву десятину крестьяне по разным волостям платили от 7 до 12 восьмипудных четвертей ржи. После перевода крестьян на отсыпной хлеб пятинного хлеба с них не взыскивалось, так как с излишних площадей земли крестьянин стал платить оброчным хлебом. Последний вид платежа походил на арендную плату за использование земель сверх надела.

Таковы главные основы крестьянского землепользования в Илимском воеводстве до начала XVIII в. Пашенный крестьянин получал в качестве надельных земель все виды сельскохозяйственных угодий в бессрочное пользование двора. Лишь выгоны были общими, все остальные угодья находились в индивидуальном пользовании и не подвергались переделам. Впрочем, некоторые дворы могли складывать свои хозяйства и нести общие обязанности перед государством и миром.

Очень быстро русское население обзавелось необходимым количеством скота, и дальнейшее развитие животноводства происходило путём собственного воспроизводства. Приобрести скот было легко, так как он ценился дёшево: средние лошади покупались за 5-10 рублей, коровы по 3-5 рублей. Расходы на содержание скота были незначительны. Поэтому лошадей и коров имели почти все служилые люди, посадские и духовенство. Жалоб крестьян на бескоровность не встречается, но в документах нередко можно прочитать о «лошадиной скудости». Из продуктов животноводства на тамошнем рынке можно было встретить только овчины, кожи, изредка мясо, а в конце первой четверти XVIII века масло коровье. Таможенные книги отмечали только продажу лошадей, коров и быков. Данных о продаже молока не встречается. Оно не было тогда товарным продуктом и вряд ли на него существовали цены.

Повсеместно разводились лошади и крупнорогатый скот. Безлошадных и бескоровных дворов пашенных крестьян не было. Свиноводство и овцеводство не получили заметного развития, потому что для первого не хватало хлеба, а для второго – открытых пастбищ. Обе последние отрасли животноводства являлись вспомогательными, имевшие чисто потребительское значение. Количество овец и свиней никогда не учитывалось. Куры и другая домашняя птица, вероятно, являлись принадлежностью каждого крестьянского двора, но о них документы упоминают чрезвычайно редко, например, в некоторых описях имущества. Так как никаких налогов на животных и птицу не существовало, то никто не интересовался их численностью.

Таким образом, основу экономического развития Сибири того времени составляет сельскохозяйственное освоение её пространств. Не поиски пушнины, не разведки серебряных жил и золотых россыпей, не промысловая, торговая или промышленная колонизация Сибири, а сельскохозяйственное освоение её является стержнем экономического развития Сибири. Оно закрепило победу казаков, заставило местные народы сложить оружие, воспринять земледельческую культуру русского крестьянства и навсегда сделало сибирские пространства неотъемлемой частью России. Истинными завоевателями Сибири были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне. Именно они быстро и навсегда решили вопрос – быть ли Сибири китайской, японской или русской. Местные народы должны были соединить свою судьбу с судьбами большого народа. Таким народом стал русский народ. А так как в те времена подлинной сердцевиной его были крестьяне, то, естественно, что крестьянство оказалось главным фактором превращения Сибири в русский край.

1.2. ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О БОЛЬШЕОКИНСКЕ

Название села Большеокинск идёт от слова Большая Ока (Большая Река), появившееся в 1627 – 1629 гг. при заселении пашенными крестьянами поймы реки и образования здесь деревни. Письменное упоминание о Большой Реке появляется в донесении первого подьячего Енисейского острога Максима Перфильева, собиравшего, где добром, где силою ясак с тунгусов и бурят в царскую казну.[6]

Коренное население занималось, главным образом, охотой. В 1626 г. тунгусы рассказывали Максиму Перфильеву: «Братцкая земля богата и людей в ней много... а товары де в брацкой земли соболи и лисицы и бобра... много»[7] Эти же сведения подтверждают и другие источники: «В этой местности живут разные ветви Брацких монголов. Они подчиняются его царскому величеству и платят ему ежегодный ясак. Осенью и в начале зимы бьют много зверя: куниц, белок, лисиц и др.»[8]

«Ангара, особенно её притоки, была наиболее богата соболем. 1648 г. с неё было привезено 120, 1649 – 69, а в 1657 – 104 сороков».[9]

В поисках лучшей жизни сюда приходят переселенцы. Облюбовав место, они разрабатывают поля, рубят избы. Переселенцы занимались скотоводством и земледелием, охотой и рыболовством. Но все же главным занятием было земледелие: «Пашут два раза, боронят до четырёх раз. Лесов для строения, на поделки и дрова очень много: кедров, лиственей, сосны и прочие. К землепашеству годных мест и сенокосов довольно»[10]

В начале XIII века по печатному указу от 24 февраля 1722 года проводилась перепись населения, в результате которой в перечне селений Илимского воеводства в составе Братского острога обозначено селение Большой Погост (в дальнейшем именуемое Больше–Окинское).5 В XV- XVIII веках погостом называли административно-территориальную единицу и центральную единицу податного округа, а так же крупное селение с церковью и кладбищем. Таким образом, само название села говорит о том, что в начале XIII века Большеокинск был достаточно крупным селением. Это же подтверждает и перепись по которой в Большом Погосте значится 13 дворов пашенных крестьян. Чтобы представить масштабы и облик села того времени рассмотрим, что представлял собой один двор пашенного крестьянина. (по книге Шерстобоева В.Н. “Илимская пашня”)

Основным признаком пашенного крестьянства являлось наличие земли, двора и семьи. Земля выделялась двору, в котором жила семья, в размере, необходимом для пропитания, для обеспечения государёвых повинностей, и в пределах трудовых и тягловых возможностей хозяйства. Двор являлся непременным признаком пашенного крестьянина. В нем размещалась семья его самого и подворники, то есть рабочая сила; здесь же сосредотачивался тягловый и пользовательный скот, хранились запасы, налаживались орудия труда. Двор позволял решать все производственные задачи, поэтому он ставился нередко обособленно, образуя заимку или однодворную деревню. Пашенный крестьянин нередко говорил- ”моя деревня“, вместо “мой двор”. Только работоспособная полная семья с мужчинами, подростками и детьми могла ставить двор-деревню, обрабатывать землю и нести тягло.

Расселяясь по обширным пространствам северного Прибайкалья, пашенный крестьянин сам или по указанию воеводы подыскивал угожее место, получал согласие воеводы и передвигался сюда с семьёй, скотом, парой сошников, топором и косой. Где-нибудь на берегу реки или речки ставился двор, поднимался залог, подчищалась тайга, огораживалась поскотина. Крестьянин ставил двор, делал соху, бороны, заводил лодку и сети, стремясь в первый же год посеять хлеб, коноплю, завести огороды. Земля, лес и река были естественной обстановкой его хозяйственной деятельности, объектами его труда.

Так возникла деревня в составе одного – двух дворов, которая получала своё название по имени посельщика или, как это было в случае Большеокинска, по названию реки. Если окрестные угодья позволяли поселиться другим крестьянам, то к возникшему двору приселялись новые дворы. Создавались двух-трёхдворные деревни, существовавшие так десятилетиями.

Средний размер крестьянской семьи составлял 11 человек. Это был тот обычный семейный коллектив, который обеспечивал трудное дело крестьянствования в таёжной, мало пригодной для земледелия области.

Причинами, заставлявшими крестьян держаться в больших семьях, превосходивших в два раза современную среднюю крестьянскую семью, нужно считать, во-первых, трудности разработки пашни мелким коллективом, во-вторых, налоговую политику государства – господствовало обложение двора (до введения Петром I подушных окладов), вследствии чего было целесообразно не дробить двора и не нести, таким образом, дополнительного податного обложения.

На один двор приходилось в среднем 5 лошадей, в том числе 3 рабочих, более 7 голов крупнорогатого скота, в том числе 4 коровы. Это количество скота удовлетворяло требованиям двора в тягле и семьи в молочных продуктах.

Пашенного крестьянина нельзя рассматривать ни как государственного крепостного, ни как свободного фермера. Государство не распоряжалось произвольно имуществом, трудом и временем пашенного крестьянина, не вмешивалось в его хозяйство и в его личные и семейные отношения, как это делал помещик. Напротив, оно точно регламентировало права и особенно обязанности крестьянина и не нарушало без нужды установленного порядка. Крестьянин имел многие права, которыми не пользовался крепостной, - он мог, не спрашивая разрешения властей, совершать любые сделки, мог нанимать батраков, или наниматься на работу, у него было своё самоуправление, с которым считались воеводы. Отдельные крестьяне или представители крестьянского мира часто вступали на основе торгов в свободные договорные отношения с государством, например, при поделке судов, при постройке государственных зданий, по запродаже хлеба.

В то же время пашенный крестьянин не был вполне свободным человеком. Он не мог оставить без серьёзных оснований пашню, он не должен был отлучаться из деревни на продолжительное время без ведома приказчика. На основании единоличного приговора воеводы его наказывали, вплоть до применения смертной казни. В большинстве случаев ему некуда было жаловаться. Наконец, надельная земля давалась ему не в собственность и не в аренду, а в бессрочное пользование. Он не мог ни купить, ни продать землю, за ним сохранялось лишь право аренды государственной земли, если надел оказывался мал.

Во многих своих правах и обязанностях он походил на служилого человека, состоящего на службе пожизненно и обязанного передавать свои функции детям.

Таким образом, первые упоминания о Большеокинске появляются в начале XVII века в донесении первого подъячего Енисейского острога Максима Перфильего. С начала XVIII века Большеокинск в составе селений Братского острога находится в ведении Илимского воеводства и в1723 году он представляет собой крупное селение из 13 дворов пашенных крестьян (в то время как большинство селений Братского острога в этом же году насчитывало в среднем 3-5 дворов). Население села занималось, главным образом, землепашеством. Постепенно население села растёт, посёлок расстраивается, а название его меняется: Большая Ока, Большой Погост, Большая Окинская деревня и, наконец, закрепляется современное название – село Большеокинское.

1.3.РАЗВИТИЕ СЕЛА В XVIII-НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

По переписи начала XVII века в Большеокинске было 13 дворов пашенных крестьян. Кроме своих земель, крестьяне обрабатывали государеву пашню. Соотношение между государевыми и крестьянскими десятинами было 1 : 4. Наиболее распространённой культурой была озимая рожь, второе место занимали овёс и ячмень, на третьем месте была конопля и только после неё

шла пшеница. Последнее место занимала ярица.[11] Через село проходили водные пути по которым из Илимска в Иркутск перевозили казённый хлеб, кроме того в Большеокинске были построены казённая мельница и зернохранилище. «Из братского острога можно было подниматься по Оке, где в Большой Окинской деревне ссыпался покупаемый государством хлеб и стояла казённая мельница»[12]

«В 1723 году в Илимском остроге и в острогах и слободах воеводства появилось необычайное лицо – иркутский сын боярский Алексей Главинский, который «по указу его императорского величества и по инструкцыи» производил отбор крестьян «для переселения в Дауры на Аргунь к серебряным заводам» (арх. №164, св. 17, лл. 197-199). Он отобрал 100 пашенных крестьян и хлебных обротчиков, которые должны были вместе с семьями, т.е. в числе около 1000 человек, ехать через Иркутск на место назначения. Отбор охватил почти все волости Илимского воеводства; число от Братского острога назначенных к переселению дворов составляло 23.

Таким образом, пашенные крестьяне и хлебные обротчики Илимского воеводства, столь недавно освоившие северо-таёжные пространства Ангаро-Илимо-Ленского края, используются Петром I для земледельческой колонизации Приаргунья. Землепашцы с берегов Илима, Лены и Ангары несли на новые места свои хозяйственные навыки, свои агрономические знания, приобретённые тяжёлым трудом.

Вероятно, были большие протесты, но они до нас не дошли. Есть, правда, один случай, когда крестьянин поехал добровольно; но, в общем, вряд ли кому хотелось сдвигаться с освоенного места, бросать хозяйство и менять привычную жизнь за неизвестные перспективы. Зажиточная часть деревни, пользуясь своим влиянием, в ряде случаев добивалась выбора переселенцев из бедноты.

Коснулось это переселение и большеокинцев. Можно отметить случай, когда сын крестьянина, оставшийся по болезни дома, просил не отсылать его на Аргунь, к отцу. Это был Семён Большая Шапка, пашенный крестьянин из нашей деревни Больше-Окинский. Но, хотя со времени отъезда на Аргунь прошло 3 года, воевода дал Семёну подорожную и выслал его в Иркутск (Россыпь, №66, св. 7)» [13]

Центром духовной жизни села была церковь. 1731 г. по описи Илимского заказа церковь именуется Окинской Ильинской церковью.

В 1776 г. крестьяне села Большеокинска добились у архиерея разрешения перенести Ильинскую церковь из Спасской пустыни в своё селение, где у них сгорела своя церковь в 1770 г. После перенесения прихожанами, кроме большеокинцев, являлись жители близлежащего села Долоново. Церковь была освещена в 1778 г.[14]

Описание церкви: «церковь была одноэтажной, деревянной, в подвалах печка и кладовая. В пролёте между

- 97 - 0 cergey1512
08.11.2015 12:49
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Большеокинское

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Облучье осень 2015 год
село Большеокинск и его жители

Написать