Продавайте и покупайте стройостатки в телеграм чате вашего региона t.me/stroyost36
ГлавнаяВоронежская областьКантемировский районпоселок Охрозавод

Жители – поселок Охрозавод

Записи о людях, которые живут, родились, бывали, любят этот родной край


Что может быть лучше и благороднее - рассказать о людях, славных людях земли нашей, пожилых и еще молодых, ныне здравствующих и, увы, уже ушедших. Необъятная тема, скажут одни. Непосильная задача, покачают головой другие…

Необъятная? Да. Но непосильная ли? Как сказать. Нет, конечно, если сидеть сложа руки, то ясное дело, а вот если все-таки попробовать…

Прошлое не изучают, оно продолжает жить в накопленном опыте нашей жизни. Обобщение и осмысление накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. «История – наставница жизни», - говорили древние. И действительно, на исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Великий ученый М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления: подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младшим – старших разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобие, увеселение с несказанного пользою соединенное»

Я согласна с этим мнением. Но что такое история народа? Из чего она складывается? Эти вопросы я задавала себе очень часто. Но, изучая литературу, общаясь со своими родственниками, родителями, беседуя с учителями и людьми старшего поколения, я поняла, что история народа складывается из истории отдельных личностей. Каждый человек вложил свою лепту в ход истории. Как звездное небо состоит из отдельных звезд и созвездий, так и история состоит из людских судеб, из того, как сложилась их жизнь. Одни считают, что их жизнь прошла зря, они ничего не добились. Другие «горели» самии «зажигали» окружающих, отдавая всего себя обществу. И они – то считают себя счастливыми.

Именно встреча и беседа с таким человеком и подтолкнула меня к рассуждениям о роли личности в истории народа.

В человеке, о котором идет речь, соединились прекрасные качества педагога, организатора, новатора, ставшего одним из ярких фигур в педагогической практике. Человек этот – Василий Семенович Хрипченко.

15 апреля 2005 года заслуженному учителю школы РСФСР, первому директору нашей школы, учителю моих бабушки и дедушки, мамы и папы, человеку, который являлся инициатором строительства нашей школы, исполнилось 80 лет. Жизнь Василия Семеновича можно назвать творчеством. А результатом этого творчества являются души его учеников.

Любить человека и служить ему – вот жизненное кредо Василия Семеновича Хрипченко, который с самого детства стремился к учительской профессии. И своим убеждениям он, пожалуй, не изменил ни разу, хотя на долю этого человека выпало немало трудностей.

Родился Василий Семенович вдалеком, 1925 году, 15 апреля, в семье крестьянина в с. Михново, Евдаковского района (ныне Каменского) Воронежской области. Семья жила тяжело, поэтому смалых лет Василий сам учился зарабатывать себе на хлеб. Мальчишка рос необыкновенно трудолюбивым и любознательным. Выучиться и получить хорошую специальность – об этом мечтал больше всего на свете.

« В школу, по тем временам, я пошел рано, учился успешно, очень нравилось узнавать что-то новое, я легко усваивал материал. У меня была фотографическая память, любой прочитанный текст легко мною воспроизводился почти дословно», - вспоминает Василий Семенович.

Мне показалось интересным высказывание Василия Семеновича о том, что «в школу, по тем временам, он пошел рано». Я попыталась понять суть данного изречения.

Из источников исторической литературы я выяснила, что с конца 20 годов в стране началась борьба за преодоление неграмотности. По инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. В 1930 году ЦКВКП (б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Вводилось повсеместное обязательное 4 – летнее обучение детей, а также подростков, не получивших начальное образование. В мае 1934 года были установлены общие для всей страны виды общеобразовательных учреждений – 4 – классная начальная школа, 7 – классная неполная средняя и 10 – классная полная школа.

Василий Семенович вспоминает: «Будучи школьником, приходилось чередовать учебу с работой в колхозе. Летом с другими детьми пас лошадей, быков, овец, пахал на быках землю. Все детство прошло в труде». Но именно труд, считает Василий Семенович, сделал из него человека упорного, добивающегося поставленных целей.

Не всегда сытый, но зато всегда полный оптимизма и жизнелюбия, Василий уже тогда научился ценить дружбу и взаимовыручку. То поколение, сполна хватившее лиха, взрослело рано.

Но учеба и мирный труд были прерваны Великой Отечественной войной. «22 июня 1941 года, это было воскресенье, все мужское население, подростки вышли на обработку семенных площадей озимой пшеницы: срывали колосья ржи. В 10 часов на горизонтепоказался верховой. Он гнал лошадь галопом. Все обратили на него внимание. Подъехав к собравшимся, он с болью в голосе сообщил: «В 4 часа началась война. Немцы без объявления напали на нашу Родину». Все мужчины и подростки замерли, стояли молча 5-6 минут. Затем ко мне подошел мой отец, Семен Павлович Хрипченко, и сказал: «Сынок, я завтра ухожу на фронт, а ты пока останешься работать в колхозе,в семье вся надежда на тебя, теперь ты – главный кормилец». 23 июня все мужское население было призвано на защиту Родины от немецких захватчиков», - рассказывал Василий Семёнович. Так встретил войну с гитлеровской Германией Хрипченко В.С.

Из исторических источников мне стало известно, что в начальный период войны высшее руководство не имело данных о реально складывающейся обстановке, недооценивало силу ударов противника, ставило войскам задачи на проведение контрударов, игнорируя оборонительные действия. Быстрое продвижение германских войск потребовало принятие чрезвычайных мер для перевода страны с мирного положения на военное.

24 июня 1941 года ЦКВП (б) и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации. Под его руководством из районов, которым грозила опасность, на Урал, Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию с июля по декабрь 1941 года было эвакуировано 2593 промышленных предприятий, более 12 млн. человек, около 2,4 млн. голов скота, значительные запасы продовольствия, сельскохозяйственная техника, культурные ценности.

В этом предприятии участвовал и Василий Семенович. 10 октября РККПСС поселка Евдаково и Райвоенкомат сформировали отряд по эвакуации колхозного скота на Восток. «Всего в отряде было 45 человек. Это было невероятно трудное время: враги совсем рядом, грабили, убивали ни в чем не повинных жителей», - вспоминает Василий Семенович. Выполнив задание, наш юноша не успокоился, он стремился помочь своей стране.

20 ноября 1941 года В.С. Хрипченко добровольно обратился на формировочный пункт «Нижний Икорец» Воронежской области, где был зачислен на формирование частей по отправке на фронт. «В начале декабря 1941 года нас погрузили на поезд, довезли до станции Острогожск, откуда до Старого Оскола пешком шли 120 км. Был сильный мороз, но через 3 дня мы были в Старом Осколе. Я был зачислен в 229 стрелковый полк 45 роты автоматчиков 13 стрелковой дивизии». И было нашему герою тогда всего лишь 16 лет…

Василий Семенович прошел усиленную подготовку по стрельбе и защите от вражеского нападения и 10 января 1942 года в составе 229 стрелкового полка 13 стрелковой дивизии, принял участие в кровопролитных боях под городом Конотопом Курской области. Развивая наступление из района городаКонотопа на Курск, полк быстро вошел в село Красное. Все было сосредоточено на разгром гитлеровцев и освобождение этого района.

В этих боях Василий Семенович был тяжело ранен, после чего проходил лечение в госпитале города Лиски до 1 июня 1942 года. С 5 июня 1942 года являлся членом подпольной комсомольской организации «Смерч». В обстановке строгой секретности подпольная организация развернула большую работу: комсомольцы держали связь с партизанами, добывали нужные сведения. С 10 февраля 1943 года Василия Семеновича назначают организатором полеводческой бригады в Евдаковском районе.

По историческим данным, за годы Великой Отечественной войны наша страна понесла не только огромные людские потери, но и колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой – около 3 триллионов рублей. В 1945 году перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывало сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми тепами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы.

С1947 по 1948 годХрипченко занимает должностьинспектора при районной гострудсберкассе. Новое место жительства, новые люди, новая работа, которой он отдавался без остатка. Принципиальный, очень требовательный к себе и другим, он за короткое время успел сделать очень многое для района.

В трудные послевоенные годы приходилось заново, по крупицам, восстанавливать разрушенное, поднимать сельское хозяйство, строить дома и школы. Василий Семенович вспоминает, что тогда катастрофически не хватало рабочих рук, люди голодали, и он не позволял себе отдыхать. Считал, что не имеет на это права.Вместе с тем его не покидала мысль о получении образования, чтобы еще больше принести пользы своей стране.

И тут в народном образовании происходят большие реформы, которые оказались судьбоносными для Василия Семеновича, где главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, создание вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1952 году. Василий Семёнович рассказывал ,что в то время значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечернее и заочное обучение в вузах. Количество студентов, обучавшихся в советских вузах, тогда превысило число студентов, обучавшихся во всех странах Европы, вместе взятых.

Одним из студентов стал и Василий Семенович, сбылась его мечта о получении образования. В 1948 году он поступил в Россошанский учительский институт, который успешно окончил в 1950 году, а в 1955 году - Воронежский пединститут. Ненасытная жажда знаний, желание впитать в себя культуру, самообразование – так стремилсяВасилий строить свою жизнь в студенческие годы. В дипломе только «хорошо» и «отлично». Пять лет пролетели как мгновение.

В.С. Хрипченко был направлен учителем истории в Колещатовскую школу Кантемировского района. Люди с вузовским дипломом на одной должности подолгу не засиживались, страна все больше требовала их на ответственные посты. Вот и Василий Семенович, едва пришел работать учителем истории, был тут же переведен и назначен директором Охрозаводской, только что открывшейся семилетней школы.

Став директором Охрозаводской школы, Василий Семенович активно стремился к улучшению, усовершенствованию процесса обучения учащихся. Шли уже 50-е годы, и Василий Семенович понимал, что существовать без того же пришкольного участка, учебной мастерской, сельской школе было не к лицу: этого требовала жизнь. Все его последующие годы – время кардинальных преобразований в Охрозаводской школе. В первую очередь перевел здание школы с печного на водяное отопление, в 1957 году пристроил мастерскую на 72 м2. Ничего из перечисленного не давалось просто так. Василий Семенович обладал удивительным даром убеждения в необходимости усовершенствования школы. Материалы для строительства мастерской буквально «выбивал» через Журавский Охровый завод. В постройке мастерской помогала общественность: учителя, родители, ученики. Василий Семенович сразу же завоевал сердца детей, их родителей, учителей своей глубокой душевностью, интеллигентностью и тем теплом, которое каждого делало добрее. У Василия Семеновича до сих пор сохранилась папка с документами по ремонту школы и строительству нового здания, которая хранитсяв школьном музее.

Из пяти окрестных сел в Охрозаводскую школу добирались по утрам как могли, мальчишки и девчонки. Численность детей в школе росла, и семилетка явно тянула на среднюю. С 1957 года директор школы направлял ходатайства в различные организации в том, чтобы они помогли материально в ремонте и расширении школы. Но часто получал отказы, в том числе и от Дорожного комитета Ю-В железной дороги. Василий Семенович поставил перед собой цель: любыми путямидобиваться открытия средней школы. И вот, проходя многие бюрократические инстанции, куда добирался то на попутном транспорте, то «на своих двоих», он упорно добивался решенияэтого вопроса.

Предстоялопреодолеть глобальную проблему: строительство нового здания школы. В 1958 году колхоз «Красный октябрь», который возглавлял председатель Жиляев Дмитрий Федорович, решением правления и общего собрания выделил земельный участок в 1 га под строительство.

Из документов, переданных Василием Семеновичем школе, можно сделать вывод, что бюрократическая система в стране мешала быстрой реализации планов. Прошения и ходатайства по выделению финансов отклонялись. Строительство школы приостановилось на многие годы. Но за это время Василий Семенович не мог успокоиться: писались запросы, просьбы во все органы власти: райисполком, облисполком, облоно, Министерство просвещения РСФСР, Министерство Просвещения СССР. Ответ был один: Нет средств!

И вот в одном из ответов начальник Главкраски «Министерства химической промышленности СССР» Жаров С. Д. ответил,что необходима проектно- сметная документация на строительство школы. Этот проект был сделан за наличную плату - 200 рублей, которые Василий Семенович снял с собственного счета на сберегательной книжке тайком от семьи.

В 1963 году, в апреле, был составлен акт о непригодности здания школы для эксплуатации. В этом же году решением Богучарского райисполкома был отведен новый земельный участок под строительство школы. Но вопрос опять завис в воздухе: никто не выделил средств.

В 1965 году в результате долгих и нудных, но нужных, по тому времени, писем в различные органы власти, решением Кантемировского райисполкома выделен участок в 1 га под строительство школы на 320 мест, уже в третий раз. Но далее вопрос так и не двигался.

Но не зря родители, да и жизнь наделили Василия Семеновича упорством, он не привык отступать, бросать начатое дело. Строительство нового здания школы стало для него делом чести. Он понимал, что обучение детей нельзя продолжать в старом, маленьком ветхом здании, где не было необходимых условий, а количество учащихся росло и обучение проходило в 2 смены.

И тогда он решился на отчаянный шаг. 26 октября 1967 года он подготовил письмо Министру химической промышленности СССР Костандову Л.А. и решил это письмовручить ему лично. Всеми правдами и неправдами он узнает телефон секретаря министра и записывается на прием.

… И вот Москва. Адрес, по которому нужно приехать, долго искать не пришлось. В приемной министра его уже ждали.

- Проходите.

Хрипченко, слегка волнуясь, открыл массивную дверь. Из-за стола поднялся средних лет мужчина, вышел к нему на встречу и очень просто протянул ему руку.

- Здравствуйте, присаживайтесь. Ну, рассказывайте, как вы работаете, как живете.

Не без волнения начал Василий Семенович свой рассказ, где красной нитью звучала главная, давно уже выстраданная мысль: средняя школа должна быть построена в нашем селе. И далее рассказал, куда он обращался по данному вопросу в своем районе, через какие вышестоящие инстанции ему пришлось пройти, но дело так и не сдвинулось с места. Его слушали сначала настороженно, а потом прозвучали слова одобрения.

Констандов дал добро на строительство здания школы и выделил средства на строительство – 350 тысяч рублей. Василий Семенович со слезами на глазах вспоминает этот момент и то чувство радости и гордости, которые переполняли его. Но, оказалось, на этом проблемы еще не закончились.

Началась новая волна несогласия. Нет плана подрядных работ.«В 1968 году я снова отправился в Москву, теперь к министру сельского строительства СССР – Хитрову Станиславу Дмитриевичу. Он с пониманием отнесся к моей проблеме и выделил 50 тысяч рублей на подрядно-строительные монтажные работы».

И вот 1 августа 1968 года забиты колышки – разметка под строительство школы. Стройка началась.

Строительство здания школы можно назвать общенародным. Был разработан план оказания помощи силами ПМК58 в строительстве. Прежде всего, участниками строительства школы являлись учителя и учащиеся. Общим собранием было принято решение: каждому родителю отработать на стройке по 20 часов. Активными участниками среди родителей был Овчинников П.А., Кубата Д.И., Субботин С.Н., Малюженко Н.Ф., Зубков А.И., и многие другие; среди учителей: Степаненко А.И., Баранникова М.Я., Ткачева Н.В., Власов А.Н., Хрипченко А.Н., Городнянский Н.В., Чередниченко А.Н., Гузева С.Е., Овчинникова Н.Д., Гузева Д.П.

Не было таких людей, которые отказывались помогать на стройке, все помогали: учителя, родители, ученики. И была это не «великая стройка коммунизма», а самые обычные субботники, воскресники с шутками да прибаутками, да с песнями. Так легче работалось. Да и знали, стройка не только им нужна. Стране нужна, если по большому счету. Школа – это будущее, а оно должно быть светлым. Мною замечено, что стремление к«светлому будущему» отмечалось по всей стране. Большинство людей верило в это будущее и, отдавая все свои силы, работало для того, чтобы его приблизить. И за это мы должны их благодарить, ведь всё, что делали простые люди, оказалось так необходимо нам, ныне живущим. Мы пользуемся плодами их трудов, пополняя запасы.

Вернемся к строительству школы. В 1970 году школу сдали в эксплуатацию. Это был год столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина – человека, которого чтили наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки.

Начался новый этап в жизни школы. Василий Семенович один из первых в районе ввел кабинетную систему: все оборудование постоянно находилось в одном кабинете, приспособленном к данному уроку.Эта система работает по сегодняшний день.

Заслугой Василия Семеновича является и благоустройство школьного двора и территории, прилежащей к школе. Под руководством учителей учащимися создаётся аэроозоновая зона: разбиты цветники, посажены ели (в нынешние времена они почти в два раза выше школы), туя, катальпа, дуб, каштаны (цветут в мае, когда вся страна празднует победу в ВОВ), липы, берёзы…

Школа жила мыслями и делами своих учеников. Работала кроликоферма, которая насчитывала до 1000 кроликов. Ученики вместе с учителями выращивали их, учились ухаживать за животными.

В 1975-1976 годах школа работает по проблеме «Учись - учиться». Опыт этой работы опубликован в журнале «Народное Образование СССР», №5, 1976 год.

И директора, и школу заметили на областном уровне, потому что наша школа по оснащению и благоустройству была одной из самых лучших не только в районе и области, она ни в чем не уступала даже московским школам. Можно было бы много рассказать об этом, но всем известно одно: сколько же душевных сил, ума, терпения, мудрости, надо вложить в свое дело, чтобы поднять сельскую школу по тем временам на уровень самых высоких требований! На базе школы проходили районные и областные семинары, из разных уголков страны делегации ехали за передовым опытом.

И вот в 1984 году 12 декабря школе присвоено почетное звание «Школа высокой культуры и образцового порядка».

Выслушав рассказ Василия Семеновича Хрипченко, я понимаю, что передо мной человек неугомонный, деятельный, горящий сам и зажигающий других. Теперь я знаю, чторуководителю сельской школы было нелегко во все времена.. Но все-таки школа жила, давала знания, воспитывала детей. Все это было невозможным без учителей- энтузиастов, которых не могли остановить никакие низкие зарплаты. Одним из таких руководителей является Василий Семенович Хрипченко. Благодаря ему, я имею возможность учиться в современной благоустроенной школе . Я уверена, что так считает каждый ученик нашего поселка. Я горжусь тем, что и сегодня многочисленные гости из Москвы, Воронежа, других школ района восхищаются красотой и уютом школьного двора, классных кабинетов.

Государство по достоинству оценило заслуги Василия Семеновича. Он неоднократно награждался почетными грамотами министерства просвещения, нагрудными знаками победителя социалистического соревнования. Он является отличником просвещения, ветераном педагогического труда.

Указом Президиума Верховного Совета от 12 декабря 1974 года Василию Семеновичу Хрипченко присвоено почетное звание – ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ РСФСР. Удивительно скромный человек, он сказал, что в этой награде частица труда каждого педагога, и именно им, своим коллегам, он обязан такой высокой оценкой. В этих словах – искренность мысли и чувства, человечность ипорядочность замечательного Учителя!

Школа для каждого человека – это ручеек, откуда берет начало река жизни. Создавая школу, Василий Семенович хотел, чтобы жизнь у его учеников была светлой, ведь будучи историком, он понимал, что из судеб его воспитанников, из того какими они станут и что совершит каждый из них, складывается история страны. Однако, на любом, самом крутом повороте истории Руси находились такие люди, как Василий Семенович, которые вне зависимости от политических событий и конъюнктур делали свое дело. Просто делали свое дело – воевали с захватчиками и слагали стихи, пахали землю и строили, учили детей и прокладывали новые дороги и пути – в Будущее.

Закончил Василий Семенович свою трудовую биографию в своей родной школе: на пенсию ушел с должности директора Охрозаводской школы, из стен которой вышли около 1000 учеников и стали инженерами, врачами, учителями, офицерами нашей армии, тружениками полей. И в каждом из них – частица его сердца, в них продолжается его жизнь. Но по-прежнему душа его – с коллегами, со звонкоголосой ребятней, что спешат каждое утро на урок мимо его окон.

Спасибо Вам, и низкий поклон. Имя Василия Семеновича оставило в истории России неизгладимый след.

Признание и любовь народа. Они даются нелегко. И заслужить их может лишь человек, который бескорыстно, по зову сердца отдает все, что есть лучшего в нем, людям.


- 73 - 0 moisvae.irina
10.01.2016 18:36

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать