ИСТОРИЯ, поселок и(при) станция(и) Шора.

Время основания, исторические события, факты - поселок и(при) станция(и) Шора Аскизский район Республика Хакасия

ЖД станция Шора находится в юго-восточной части Хакасии, на реке Томь.

Расстояние до райцентра — с. Аскиз — 160 км, до г. Абакана — 250 км. Населённый пункт появился при строительстве железной дороги Сталинск (Кузнецкий) — Абакан. В селении жили семьи тех, кто строил и обслуживал железнодорожную инфраструктуру. За 1939—1970 годы был построен ряд новых железнодорожных линий.
В 1959 г. было закончено строительство линии Новокузнецк — Абакан (386 км).
По данным на 2002 год на стации Шора проживало 24 человека.
По данным на 2007 год на стации Шора проживало 7 человек.
По данным на 2010 год на стации Шора проживало 14 человек.

Историческая справка.

Материал с сайта https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15226/

Изыскания и проектные проработки трассы, близкой к выбранному впоследствии направлению Южсиба, проводились еще до 1917 г. К 1939 г. сформировалось окончательное решение о направлении магистрали: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Сталинск — Абакан — Тайшет с учетом существующих участков Павлодар — Кулунда и Артышта — Сталинск.
Строительство магистрали Сталинск — Абакан было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Железнодорожную магистраль строил строительно-монтажный поезд — 155 (СМП-155). Работать строителям приходилось при любых погодных условиях, жили в бараках, домиках из фанеры. Но на это никто не обращал внимания, люди были полны энтузиазма, ведь перед ними стояла одна главная задача — строительство новой железнодорожной магистрали. Рабочие строительно-монтажного поезда — 155 сооружали не только железнодорожное полотно. Подъездные пути шахт и карьеров, железнодорожные пути на станциях Междуреченск, Мыски, Чульжан, Томусинская — также дело рук отряда строителей стальных магистралей — СМП-155. Весной 1956 года на строительство железной дороги прибыло свыше 600 молодых строителей. Это были первые посланцы городов Кузбасса, Марийской, Башкирской и Татарской республик, Московской, Ярославской, Брянской, Тамбовской, Ростовской и целого ряда других областей. Им было по 17–18 лет. Вместе с кадровыми рабочими девушки и юноши стали основной решающей силой на стройке. На строительстве железнодорожной ветки Сталинск — Абакан использовался также труд немцев-переселенцев. Пробить дорогу сквозь отроги Абаканского хребта планировалось за четыре года. Но жизнь вносила коррективы, рабочие сталкивались с разными трудностями, поэтому строительство растянулось на девять лет. 4 декабря 1957 г. строители Новокузнецка и Абакана встретились на мосту через реку Шора. Был забит последний «рабочий» костыль. Дорога протяженностью в 375 км была досрочно сдана во временную эксплуатацию. В постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Сталинск — Абакан была сдана 12 ноября 1959 г.

На фотографии поселок Шора в 1969 году 8 мая.

Фильм о строительстве железной дороги https://www.youtube.com/watch?v=5aWR7b45d7Y

Пещера Шорская

Из дневника путешествий 8-10 мая 1969 года.
8 мая вечером в 22-50 сели на поезд в г. Абакан, 09.05.1969 9-30 утра приехали в поселок Шора, бывший поселок строителей железной дороги. Поселившись в одном из свободных домов, где сохранилась печка, его нам показали жители. Все дома в поселке свободны, строители выехали, живут только семьи в 2 домах. В бесхозных домах, некоторые их были уже непригодны для проживания зимой – то нет окон или развалена печь.

На фотографии мы с Александром Кижапкиным сидим на крыльце дома в п. Шора.

После завтрака в 11-00 пошли к пещере.

На фотографии указан путь к пещере

В Шорскую пещеру пошли 7 человек

  1. Кижапкин А.
  2. Майнагашев В.
  3. Сапрыкина Л.
  4. Красильников Н.
  5. Ковалевский А.
  6. Дроботова Н.
  7. Шкуратова Л.

До разъезда шли по жд дороге

От разъезда Шорского шли по дороге

В Шорскую пещеру пришли 7 человек, 5 километров пути шли пешком от п. Шора.

Вход в Шорскую пещеру крутой, находится по средине скалы на высоте 40 метров над поверхностью реки. Поднимаемся к входу в пещеру.

На фотографии ниже я поднимаюсь в пещеру.


В начале входа в пещеру небольшой зал длиной 20 метров, затем колодец 20 метровый. В пещеру уже находились спелеологи г. Новокузнецка, спускаемся по веревке в пещеру.

В пещере много ходов в виде труб, залы с низкими сводами, очень грязно. Обратно из пещеры поднимались по лестнице.Вернувшись в п. Шору отмывали грязь на речке.

На второй день, 9 мая, ходили в горы, прошли 10 км. В горах был снег, очень красивые пейзажи Кузнецкого Алатау.

10 мая в час ночи сели на поезд, в Шоре остановка 1 минута, в 8-00 утра были в Абакане.

Пещера Шорская на других сайтах.

http://speleo19.ru/wiki/index.php/Шорская

http://egiki.ru/viewtopic.php?t=3207

https://www.youtube.com/watch?v=EGifMGTpmTA

https://prirodasibiri.ru/?id_page=47&id_razd=70


sante
20.01.2023 05:48
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Новости СМИ вашего родного края:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.