село Нижний Чирюрт
ГлавнаяРеспублика ДагестанКизилюртовский районсело Нижний Чирюрт

Фольклор – село Нижний Чирюрт

Народное творчество малой родины



«Традиции…, то чем жив и силен народ»

Традиции… то, чем жив и силён народ. Что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи. Что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед. Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В моём селе свадебные традиции сложились, как я уже отмечала в первое главе своего доклада, при слиянии культур двух народов кумыкского и аварского.

Моими рассказчиками были старые жители моего села.

Вопрос о женитьбе сына или о замужестве дочери, решался старшими членами семьи, которые в своем выборе руководствовались соображениями сословной принадлежности тухума, рода и села.

Очень сильно уделяли  внимания на сословные принадлежности и тухум.

Есть  даже предание, где говорится, как одна девушка из почетного тухума вышла замуж,  без согласия родителей, за парня из  другого тухума,  связь,  с которой для ее семьи  была позорной. Мать не смогла смириться с этим и позвала племянника, так как у нее не было своих сыновей, и сказала: «Я буду довольно тем кто, убьет мою дочь, пока она будет жить в этой семье, мы будем опозорены, пусть лучше она будет мертвой …»  По настоянию своей тети парень идет на убийство своей двоюродной сестры. Он застает ее во дворе, после одного выстрела ружьем он не попадает, она прячется под стол, но повторным выстрелом он убивает ее.

Одним из интересных обрядов еще является – «гвай» (совместное выполнение отдельных работ)  при строительстве дома, прополка, очистка кукурузных початок, обрабатывание шерсти и др.

В данном случае девушки собирались в доме у невесты, для обрабатывания шерсти, из нее готовили матрацы и чехлы  для невесты.

Девушки садились в круг, и перед каждой была кучка шерсти, под каждой кучкой ставили фрукты, для быстрого завершения работы. Одна из девушек должна была готовить еду. О том, что в селе есть «гвай» девушек, узнавали молодые парни села и тоже собирались на этот «гвай». Здесь они могли увидеться со своими любимыми девушками или поискать себе невесту. Сбор сопровождался песнями и  шутками. Например, парень обращался к любимой со словами на кумыкском языке «айт досум» - т. е. скажи любимая, а девушка в свою очередь должна была спеть любую песню, но если вдруг она не согласна выйти за него или родители против, она обычно пела:

«Борхатаб кьурулъе       «На высоких скалах

Кьоял лъоларел               Не строят мосты

Къеркьоге дир гьудул      Не старайся мой друг

Кьоларо дун дуй.»          Не выдадут за тебя»

  Так проходили общения молодежи на увеселениях и коллективных работах, что способствовало выбора жениха и невесты, но основное согласие  должно было исходить от родителей.

  Для сватовства выбирали наиболее уважаемых жителей села. Сваты посещали дом невесты несколько раз. При последнем посещении представители жениха не могли дотронуться до угощения пока не получат положительного ответа. После того как сторона невесты выражала свое согласие сваты вручали подарок.

  Свадьба отмечалось весьма торжественно. Сезоном свадеб,  считалось осень, так как основным занятием жителей было виноградарство, и осенью они могли получать доход от продажи винограда.  Поинтересовавшись у жителей села, сохранилось ли  традиции проведения свадеб осенью,  я узнала, что сезоном свадеб, до сих пор остается осень, но на полученный доход от продажи винограда, последние несколько лет, жители говорят «свадьбу не сыграешь...».

  За несколько дней до свадьбы  собирались родственники, и заранее обсуждали, кто и чем будут заняты на свадьбе, кто поедет за невестой, кто за приданным, кто будет следить за столами и т.д.[1]

На свадьбу собиралась вся родня. За невестой обычно ехали на арбе из двух лошадей, ближе к полудню или после полудня. На других повозках, так же ехали и друзья жениха.  Когда свита жениха подходила к дому невесты, ее подруги закрывали на замок комнату, в которой она находилась, и не пускали прибывших от жениха представителей до тех пор, пока не уплачивали выкуп. Друзья в свою очередь могли не заметно украсть, что-то из дому невесты.

 Когда невеста со свитой заходили во двор их осыпали рисом, орехами, конфетами что бы она жила в этом доме в достатке и имела много детей.

За тем исполнялось много обрядовых песен (см. приложение). Представители дома невесты и дома жениха  вступали здесь в настоящее поэтическое состязание. Каждая из сторон этого увлекательного и своеобразного состязания прилагала все усилия, что бы одержать верх. Но такие состязания всегда носили шутливый характер и ни у кого не вызывали обиды, так как служили для того чтобы развеселить народ.

«Как то, раз брали невесту из Гельбаха – рассказывает Патимат – и когда надо было уже проводить домой людей со стороны невесты, они  потребовали, что бы их отвезли на арбе из быка, в этот момент главное было не уступить им и найти наиболее интересный выход из положения. Я вместе с другой  Патимат,   сказали, что арба будет готова, а сами побежали в сарай. Там были ножки и голова зарезанного на свадьбу быка, нашли пустой ящики,  привязали голову и ножки на этот ящик. Скоро мы вернулись и показали «вот вам бык и арба можете ехать», вокруг раздался громкий смех, и все со стороны жениха были в восторге, что не уступили им…»

В доме жених невесту помещали в углу за ширмой, подруги невесты садились рядом. Важным актом в брачной церемонии было торжественное приглашение молодой к родителям мужа, на второй или на третий день после свадьбы невеста в сопровождении своих представителей входила в хозяйственную комнату.

Одна из подруг невесты несла поднос со сладостями, передавала свекру и свекрови молитвенный коврик. С этого дня молодая  активно включалась в хозяйственную деятельность семьи.

О свадебных обычаях и ее традициях  можно говорить  долго, настолько интересна эта тема. Обряды, ритуалы, традиции и обычаи существовали во всех областях жизни наших предков, сопровождая их от рождения до смерти. Сравнивая  прошлые свадебные обряды с современными,  я пришла к выводу, что эта важная часть нашей жизни,  забывается и уходит в прошлое,  на  смену древним обычаям приходит современная свадьба, играемая в огромных банкетных залах, с приглашением до тысячи гостей, с лимузинами и нанятыми певцами, но все же, какие - то традиционные элементы все еще сохранились. Например,  в наши дни, как и прежде родственники перед свадьбой собираются для обсуждения  организации свадьбы, так же едут за невестой друзья жениха, только не на повозках, как раньше, а на машинах. По прежнему,  невесту осыпают конфетами, когда она заходит во двор жениха, и невесту торжественно приглашают в дом к родителям жениха,  где она дарит подарки свекру и свекрови, и т. д.


Обращение со сторона невесты (на родном языке)


Нижер бахlарайгибахарайищ ха

Годикlан къотичlей къулгабихьичlей

Гурдидагуроничерхгибихьичlей

Чохтlидагуронигъалгибихьичlей

Нижер бахlарйги бахlарайищ ха

Дараялсусулебмеседил рукlкlен

Яхъунэхедехунхъулухъгигьабе

Гьиналбика гlадайгьайякьадалъе

Гьелдагорекъарабабадабгигьабе

Нуцалчи гlадинагьаввакьадасе


Свекровь невесте


Босун кlалалълъураб кlудияб матlу

 Кlал гьикъунхьвадугемунякьадалде

Кlалалъанбигlараб энгилисхалча

Ачудайхьвадугеякьадясазе


Ответ со стороны жениха


Нижер бахlаравги бахlаравищ ха

Искъалидулъ гlурав гlарцулвижарав

Сахго гlарцулвугев гlамалберцинав

Гlамалалда рекъон вижине лъарав



[1] Алимов Б.М. «Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем» Мах-ла 1989г.



- 34 - 0 lady-jahbat
06.05.2014 16:25

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Новости СМИ вашего родного края (с сайта www.riadagestan.ru):



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать