Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 рабочий (заводской) поселок Литовко
ГлавнаяХабаровский крайАмурский районрабочий (заводской) поселок Литовко

История – рабочий (заводской) поселок Литовко

Время основания, исторические события, факты


По железнодорожной линии Хабаровск — Комсомольск есть станция, которая названа в честь инженера-изыскателя А.Г. Литовко.

Александр Григорьевич Литовко был одним из старейших среди изыскателей трассы ВОЛК. Ему было в те годы 38 лет.

Партии Литовко достался один из трудных участков между хребтом Вандан и рекой Семми. Литовко успешно использовал попутное течение реки Кур. На больших лодках поднялся со своей партией на север против течения до поселка Кур. Оттуда на лошадях, взятых у крестьян, вошли в тайгу и устроили хорошо оборудованную центральную базу на 145 км. От нее они повели трассу на юг до встречи с партией Коваля, а затем на север — до стыковки с партией Коларова.

Изыскательская партия № 6 (начальник А.Г. Литовко, ст. инженер П.Ф. Игнатов) состояла из десяти инженерно-технических работников и 25 рабочих. Им надлежало выполнить 130 км предварительных и 70 км окончательных работ по изысканиям трассы. Предварительные изыскания были закончены в конце октября, после чего А.Г. Литовко вместе с другими начальниками партий выехал в Хабаровск в управление экспедиции для сравнения вариантов.

В декабре 1933 г. эта работа была закончена, и А.Г. Литовко вернулся на трассу для выполнения изыскательских работ по принятому плану. К этому времени строители Дальлага НКВД успели проложить зимник от станции Волочаевки до реки Сельгон.

Работа изыскателей шла успешно. Из 70 км окончательно было пройдено 65. Были проведены изыскания и проектные работы по шести раздельным пунктам. Закончено проектирование самой большой узловой станции трассы с паровозным и вагонным депо, со служебными базами дистанций пути и связи, с большим топливным складом и экипировочным хозяйством, с жилым городком железнодорожников. На этой станции должны были разместиться службы паровозного хозяйства и отделения движения.

9 января 1934 г. изыскатели ушли на трассу. Им оставалось пройти последние километры пути и запроектировать станцию Нусхи. Александр Григорьевич в этот день оставался в лагере. Он работал над чертежами площадки станции, размещения гражданских и служебно-технических зданий.

В своем письме Н.В. Коларов много внимания уделил А.Г. Литовко. В частности писал: "С Александром Григорьевичем Литовко я встретился впервые на изыскании линии ВОЛК, хотя его имя хорошо было известно среди изыскателей-проектировщиков. У меня осталось представление о нем как о человеке неуемной энергии, талантливом инженере и блестящем организаторе, всего себя отдававшем порученному делу.В середине января 1934 г. я должен был встретиться с А.Г. Литовко на его базе. Необходимо было совместно выбрать удобную площадку под техническую станцию Нусхи, которая планировалась на стыке наших трасс, и на этом должны мы были закончить свою работу.Пока мы медленно продвигались с трассой, я 10 января послал своего инженера Ф.А. Зуева и рабочего Д.Г. Шушканова установить связь с Литовко. Выполнив успешно свою миссию, Зуев вернулся на следующий день и с глубоким волнением рассказал нам о трагедии, которая произошла у наших коллег 9 января. Рабочие рубили на дрова высокое дерево, находящееся совсем недалеко от лагеря. Оно вывернулось и неожиданно начало падать не в том направлении и обрушилось прямо на палатку, в которой находился начальник партии инженер А.Г. Литовко. Через два часа он скончался.Зуев застал работников партии в удрученном состоянии. Люди испугались, растерялись, потрясенные неожиданным происшествием. Двое рабочих, которые занимались рубкой дерева, были арестованы чекистами и увезены в Хабаровск.При создавшейся обстановке я принял решение обеспечить силами своей партии завершение работ по трассе и станции Нусхи. Печальное событие обострило наше внимание, заставило нас более трезво, более углубленно обдумать и проанализировать свое собственное положение по соблюдению мер безопасности труда, чтобы не допустить нового несчастного случая, связанного с человеческими жертвами."

Тело начальника партии в течение двух суток находилось в отдельной маленькой палатке до приезда из Волочаевки специальной следственной комиссии. После расследования оно было увезено в Хабаровск.

20 января 1934 г. А.Г. Литовко был похоронен на кладбище ст. Хабаровск-I с должными почестями.

При возвращении в Хабаровск для составления проекта коллективы изыскательских партий обратились к руководству экспедиции с ходатайством о присвоении имени А.Г. Литовко узловой станции трассы, над проектом которой трудился в последние минуты жизни талантливый инженер. Их просьба была удовлетворена. Сегодня на красивом здании вокзала висит мемориальная доска: "Станция названа именем инженера-изыскателя А.Г. Литовко". В настоящее время большой поселок железнодорожников и лесозаготовителей Амурского района носит имя Александра Григорьевича Литовко.


- 186 - 0 svetlanastarchkova
13.03.2013 11:36

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. рабочий (заводской) поселок Литовко

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


:
Совхоз

Написать