ЖИТЕЛИ. Биографии жителей, хутор Кувшинов.

Записи о людях, которые живут, родились, бывали, любят этот родной край.

«ИСТОРИЯ ПРЕДКОВ ВСЕГДА ЛЮБОПЫТНА ДЛЯ ТОГО, КТО ДОСТОИН ИМЕТЬ ОТЕЧЕСТВО…» Н.М. КАРАМЗИН

ВВЕДЕНИЕ.

Однажды приходит время, когда каждый из нас задумывается – КТО ОН, ЧТО ОН и ГДЕ ОН. У многих это происходит по-разному и в разном возрасте. По жизни все время думаешь: Вот придет время и тогда.., а оно, это время, только уходит! У кого-то так и остается в мыслях а кого-то это заставляет серьезно задуматься и взяться за перо, чтобы искать и оставить след.

Возможно это похоже на мемуары, но мемуары - жанр предсмертный. И не в том смысле, что за слишком уж скандальные откровения автора могут прикончить герои его воспоминаний: просто жанр предполагает, что за него берутся под конец жизни, когда уже улеглись страсти и обиды, остались одни итоги. Но я бы посмел заметить, что это далеко не итог, а повесть с продолжением. Ведь после нас остаются потомки, и наша «историческая повесть» может кое-чему их научить в этой жизни!

Мы неслучайно говорим, что история семьи – это и история страны. У каждого из нас были или есть в живых прадедушка, прабабушка, дедушка, бабушка. А часто ли мы задаем им вопрос о том, как они жили, когда нас еще не было. Чем занимались, где провели свои лучшие годы, о чем они думали, мечтали, что было интересного в стране в те времена. Полагаю, что такие вопросы себе сегодня задают не многие.

Мне стало очень интересно узнать историю своей семьи, историю жизни тех людей, которые ее составляют, проследить связь поколений и что греха таить – оставить свой след. Кто знает, может быть, судьба одного из пра-пра-прадедушки имеет отражение и в моей судьбе. Поэтому, думаю, мы должны стремиться очеловечить, заставить себя и других услышать голоса живших до нас людей, увидеть осуществленные следы их пребывания в этом стремительно меняющемся мире – и за образами прошлого разглядеть будущее.

Семья как большое дерево: рождается, растет, крепнет, мужает и чем больше времени проходит, тем могучее становится ствол, тем больше разрастается дерево-семья. Сильные корни традиций дают живительный сок для роста новых веточек - поколений. Каждый новый листочек как новый член семьи. Пройдет время, и вырастут, созреют новые поколения. Дунет легкий ветер, и разлетятся в разные стороны семена дерева. Так и дети, вырастая, стремятся покинуть родной дом. Разметала жизнь и членов нашей семьи по всем необъятным просторам земли-матушки. История моей семьи имеет глубокие корни, но начать свой рассказ я хотел бы с истории жизни моих предков по материнской линии – священнослужителей Войска Донского, а через них – войти в русло жизни всех моих предков...

Приятно чувствовать себя великим старцем, который рассказывает молодежи о временах оных. Возможно, кое-что из рассказанного будет кому-то интересным или полезным (хотелось бы на это надеяться). Но самое главное, - каждый имеет право писать свои воспоминания, так же, как никто не обязан их читать.

На самом же деле я не считаю себя старцем, но многое из того, что мне приходилось пережить и наблюдать уже стало забываться, а я давно собирался записать все это хотя бы для себя. И подвигло меня на это как ни странно не участь историка по образованию, а стремление реабилитировать своих близких в Обществе. С этого все и началось в 1993 г…

Глава 1

По материнской линии наш казацкий род ВОИНОВЫХ довольно древний. Как известно казачество Дона имеет глубокие корни в истории России. Родные земли наших предков - Царицинский уезд, Саратовской губернии, где были открыты захоронения сарматских племен. Сюда же позже стекался на Дикое Поле весь беглый люд, из коих и создавалось донское казачество. К концу XVI в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (рр. Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец).

Воинов очень древняя фамилия северо-западного происхождения. Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. В XVII-XIX вв. в российских духовных училищах и семинариях ученики, ранее не имевшие фамилий, получали их распоряжением руководства училищ. Нередка была и фамилия Воинов, которую присваивали ученикам в честь святого Иоанна Воина, что и зафиксировано в исследованиях Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии". Поэтому фамилия Воинов часто встречается среди священнослужителей и монашествующих.

Вот такое наследие досталась нашему Деду – уроженцу ст.Раздорская Воинову Виталию Андреевичу, 28.04.1885 года рождения (крещен 30.04.1885 г., умер – 14.03.1935 г.). Его родители: Отец – Андрей Сергеев Воинов и мать – Мария Григорьева Воинова были мешанами г.Камышин, Саратовской губернии, но в 1880 г. переехали в ст.Раздорскую на Медведице Усть-Медведицкого округа области Войска Донского, где и родились все их дети.

Наш Прадед Андрей Воинов в последующем стал священнослужителем (Ф.338. оп.49.Д.9,л26 ГУ ГАВО). О матушке Марии Григорьевне известно что она уроженка г.Камышин, Саратовской губернии; будучи уже замужем была крестной в станице Раздорской на Медведице у Якова Дербакова – 23/27.03.1879г. и у Раисы Ефимовой – 7/10.04.1880г. (ГУ ГАВО Ф.338,оп.49,д.3,с.18; д.4,с.19об. Метрическая книга Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице, п.п. 33 и 44). Но, к сожалению больше информации о них и их родителях не удалось найти и поэтому поиск продолжается. В этой же метрической книге церкви на стр.6 найдена запись №21 от 30/31.01.1893 г. о рождении и крещении Марии Рогачевой, где в роли крестницы выступает сестра нашего деда – девица Воинова Зоя Андреевна, в то время мещанская дочь из г.Камышин, Саратовской губернии. (ГУ ГАВО ф.338,оп.49,д.18, с.05об.)

СогласноУказу от Донской Духовной Консистории о внесении записи о рождении установлено о рождении в ст.Раздорская, в конце январе 1880 г. Зои Воиновой, родители которой камышинские мещане Андрей Сергеевич Воинов и Мария Григорьевна. Документ от 7 мая 1898г (ГУ ГАВО. Ф.338 Оп.49 стр.77а-77а об.) воспреемники не указаны, только родители (ГУ ГАВО. Ф.338 Оп.49, Д.4 стр.79об.).

О других детях 2 поколения известно следующее: сын - Воинов Антонин родился 02(5 крещен).10.1882г. Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева Умер 20.03.1883 в 5 мес. от кори. ( Восприемники: Воронежской губернии, г.Павловска, слободы Воронцовки рядовой Сергей Владимиров Гомонов и Усть-Хоперской станицы казачья жена Матрона Григорьева Малахова (ГУ ГАВО. Ф.338, Оп.49, Д.6, стр. 60об-61 №127 Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88, Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88).

Сын - Воинов Антонин Андреевич – родился 02 (9 крещен).10.1883 Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева, Восприемники: учитель Михаил Семенов Попов и казачья жена Марфа Васильева Астахова (ГУ ГАВО. Ф.338, Оп.49, Д.7, с.82об-83 № 172).

Дочь - Воинова Лидия Андреевна 8 (10 крещена).03.1888. Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Дубовский мещанский сын Николай Корякин и Камышинская мещанская дочь Зоя Андреев Воинова. (ГУ ГАВО Ф.338, Оп.49,Д.12,с.11об-12 № 36).

Дочь - Воинова Мария Андреевна – девица 12 (14 крещена).02.1893г. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Раздорского приходского училища учитель Николай Алексеев Скоморохов и священническая жена Елена Никифорова Тихонравова. (ГУ ГАВО Ф.338 Оп.49 Д.18 стр.11об-12, № 36, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226,оп.3, д.11606,л.91-91, Д 11745,л.93-94, Д.11669, л.41-41об. ).

Сын - Воинов Рудольф Андреевич – 1895 г.р. студент Московского университета (есть фото семейного архива 1935 г.)

3 поколение - Дети Воинова В.А.: 3.1. Воинова (Морозова) Мария Витальевна. (родилась 22.07.1916 умерла в Коми – 25.09.1997 г. ) 3.2. Воинова (Шишелова) Зинаида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Коми - 16.04.1976 г. ) 3.3. Воинова (Кокшарова) Ираида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Северодвинске – 15.01.1994 г. ) 3.4. Воинов Вадим Витальевич (родился 21.03.1929 г. на х.Кувшинов умер в Северодвинске - 04.03.1999 ) 3.5. Воинова Нина Витальевна (родилась октябрь 1930г. на х.Кувшинов умерла в Коми – март 1932 г. ) ВСЕ дети 3 поколения реабилитированы посмертно в 1993 г. (Ф.60, оп.7п,Д-982 ОСФ ИЦ при МВД по РК. Личное дело спецпереселенца Воиновой К.Я. № 15745. )

4 поколение - Внуки: Воинов Геннадий Вадимович. Родился 01.09.1949 г. в п.Горт-Ель, г.Печора, Коми АССР. Пенсионер, ветеран подводного флота России. Проживал в Северодвинске, Архангельской обл. Умер 25.02.2020 г. в г.Северодвинск. Жена – Александра Никандровна Щеколдина (06.05.1949 г.р.)

5 поколение - Правнуки: Воинов Павел Геннадиевич. Родился 27.03.1983 г. в Северодвинске. Проживает в г.Санкт-Петербург. Менеджер. Воинова (Савельева) Надежда Геннадиевна. Родилась 16.02.1972 г. в г.Северодвинск и живет там же.

Наш дед В.А.Воинов, закончив церковно-приходскую школу в ст.Раздорская выбрал путь священнослужителя и в 1896 г. поступил в Усть-Медведицкое духовное училище, (с 1933 г. город Серафимович) которое он успешно закончил 31.05.1901 г. (Донские епархиальные ведомости №№ 16-1897 г., 22-1899 г., 22-1901 г.). Послушникам училища читались следующие предметы: русский, латынь, греческий и славянский языки, русская гражданская история, география, арифметика, пространный катехизис, церковный устав, нотное пение, чистописание, гимнастика. В училище имелось высшее, среднее и низшее отделения с двухгодичным курсом обучения каждое. Приравнивалось к семилетке и готовило дьячков, низовых служителей церкви. По окончании духовного училища можно было поступить в духовную семинарию. В ожидании хорошего прихода Дед стал служить в церковно-приходской школе, преподавая церковное пение и Слово Божье. 28 мая 1904 г. Консистория Донской епархии предложила ему должность псаломщика в Успенской церкви в хуторе Кувшинов, Березовского благочиния, Даниловской волости. (Источник:Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.283; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2018, с.72). С 15 декабря 1901 г. Дед преподавал пение в местной церковно-приходской школе, где имел хорошие показатели и 23 января 1909 г. он был официально утвержден Законоучителем при церкви хутора Кувшинов. (Донские епархиальные ведомости № 4-1909,с.65). По итогам этой работы Дед был награжден медалью в память 25-летия церковно-приходских школ России. Дед был награжден также набедренником и наперсным серебряным крестом. (Архивная справка ГУ ГА Ростовской области от 13.08.2009 № 23-35.9/447. Фонд 226 Оп.3Д.11606 л.л.91-92. Д.11669 л.л.41-42. Д.11745 л.л.93-94 ). В мае 1909 г. Дед Воинов В.А. просит допустить его к экзамену на сан Диакона, но ему по неизвестным причинам было в этом отказано (Донские епархиальные ведомости № 14-1904,с.207). Но Дед не опустил рук и показал себя с новой стороны – строительства церквей, в результате чего был на общественных началах избран в строительный комитет благочиния (Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.2836-1914 г., с 329). Его заметили и 9.11.1915 г. предложили сдать экзамен на сан диакона, который он успешно сдал и был 21 ноября 1915 г. рукоположен в диаконы Архангельской церкви слободы Михайловка, (Донские епархиальные ведомости №№ 46 и 49-1915 г.с.1029; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2019., с.677) где он прослужил 2 года и после Октябрьской революции 1917 г. был рукоположен в сан священника и вернулся уже приходским священником в свою Успенскую церковь х.Кувшинов. (Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского. Ростов-на-Дону. 2018 г. с.652, 729).

В училище и за время службы Дед познакомился со священнослужителями Лавровыми. Судьба сведет в дальнейшем два сильных рода Лавровых и Воиновых в Успенской церкви хутора Кувшинов. Здесь с 1888 по 1890 г. служил священником, а в 1889 г.—1902 г. был председателем церковно-приходского попечительства при церкви х.Кувшинов Дед будущей жены В.Воинова – Лавров Алексей Яковлевич. ( Донские епархиальные ведомости № 19-1889,с.871), здесь проходил службу и один из его сыновей Петр Алексеевич Лавров в качестве псаломщика с 1892 по 94 г. А с 1894 г. при Успенской церкви х.Кувшинов был избран председателем церковно-приходского попечительского Совета, урядник Лавров Яков Алексеевич - отец будущей жены нашего деда. (Донские епархиальные ведомости №№ 11 -1892, 12-1894, с.с.428, 225). Поэтому наш Дед не мог не заметить симпатичную дочку Якова Лаврова.

С согласия родителей обеих сторон в 1914 г., в свои 29 лет, наш Дед Виталий был венчан в своей церкви с 17-летней Клавдией Лавровой и их брак был зарегистрирован. От этого брака у них родилось 4 девочки и 1 мальчик. ( Ф.338.Оп.87.Д.23.л.41 ГУ«ГАВО»). Бабушка Клава стала заниматься руководством большого хозяйства и благотворительностью. Здесь на них обратили внимание органы ОГПУ (НКВД) и дед впервые был допрошен в 1920 году по месту жительства на х.Кувшинов, где с ним вместе проживали теща и тесть Лавровы.

К сожалению бабушка не получила полного высшего образования, но жизнь научила ее многому. (Примечание: Из личного дела Воинова В.А. № 15745 архива МВД Коми АССР – семья Войнова имела до революции 1917 г. усадьбу с дворовыми постройками, 30 десятин посева, 8 дес. – сенокос, 20 дес. Аренды земли, 2 десятины сада, 3 пары быков, 4 лошади, 5 коров, 4 барана, 3 свиньи, а также полный хозинвентарь, включая паровую и ветряную мельницу. (Ф.60, оп.7п, д.982, л.4. по материалам архивного дела № 15745 Архива МВД Коми АССР от 20.01.1950 г. Справка отделения спецфондов Информ.центра МВД Коми АССР от 21.04.93 г. № 2375-В).

Наша бабушкаКлавдия Яковлевна, родилась 14 мая 1893 г. на хуторе Кувшинов, Даниловского района (умерла 06.08.1974 г. в г.Северодвинск, Архангельской обл.). Ее отец Яков Алексеевич Лавров родился в семье мастистых священнослужителей войска Донского в 1854 г., но имея техническое и духовное образование, предпочел казачью службу. Фамилия Лавров образована от популярного в старину христианского имени Лавр (от латинского lauris - "лавровое дерево, лавровый венок"; в переносном смысле - "победа, торжество"). После революционных волнений 1905 г. в Харькове и в связи с замужеством дочери Клавдии Лавров Я.А. вернулся с женой обратно в х.Кувшинов (в 1920 г. там жил вместе с женой у дочери Клавдии).

Родоначальником Лавровых нам стал известен священник области Войска Донского – Филипп Лавров, но подробные данные пока не найдены. Его сын – Яков Филиппович 1802 г.р. обучался в Новохоперском приходском и Воронежском уездном духовных училищах.

10 июня 1820 года Преосвященным Епифанием, епископом Воронежским, посвящен к Покровской церкви слободы Даниловки во дьячка с посвящением в стихарь. 07 июня 1826 года Преосвященным Антонием, епископом Воронежским и Задонским, посвящен во дьякона. 04 февраля 1833 года Преосвященным Афанасием, архиепископом Новочеркасским, посвящен во священника.

В 1860 году награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте (в тот период имел статус церковного ордена) и светло-бронзовой медалью на Андреевской ленте в память прошедшей Крымской войны 1853-56 годов, в которой он принимал непосредственное участие. 21 октября 1860 года награжден набедренником.

В 1866 году по прошению уволен за штат. Жена: Лаврова Анна Васильевна (1805 - 10(28).10(09).1870).

И так получилось, что по наследству в эту Покровскую церковь сл.Даниловка, в том же 1866 г., на его место пришел сын Алексей Лавров. Другой сын Александр был назначен в 1907 г. священником в Казанскую церковь х.Заплавский, Березовского благочиния. (Н.Волжский исторический сборник Царицинского генеалогического общества. Вып.3, с.70; Сизенгко А.Г. Церковный клин церквей Войска Донского. Росто н/Д-2018, с.651. Наумов. Мир православия, вып.7.Православие и история нижнего Поволжья, Волгоград-2008, с.32).

В семейном архиве хранятся указанные выше старинные фото Якова Филипповича с наперстным крестом и медалью, вместе с сыном Алексеем Яковлевичем 1834 г.р. (тоже награжден медалью), его женой Агриппиной и детьми, среди которых стоит и отец нашей бабушки Клавы - Яков 1854 г.р.

Дети Якова Филипповича:

Третье поколение: 3.1. Дочь - Лаврова Евдокия Яковлевна (1842). 3.2: Сын Лавров Матвей Яковлевич - жена Лаврова Екатерина Никитична. Их дочь - Лаврова Анфиса Матвеевна (01(19).07(06).1867).

3.3. Сын - Алексей Яковлевич Лавров 1834 г.р. Обучение проходил в Камышинском приходском и уездном училищах. По завершении обучения и исключении из высшего отделения 8 февраля 1853 года Преосвященнейшим Иоанном, архиепископом Донским, определен к Покровской церкви слободы Даниловки - дьячком с посвящением в стихарь. 8 ноября 1864 года тем же Преосвященным посвящен к Сошествиевской церкви Луковской станицы во дьякона. 02 октября 1866 года посвящен во священника к Покровской церкви слободы Даниловки.

За отлично усердную службу награжден Донской епархией набедренником 22 декабря 1881 года. («Донские епархиальные ведомости» № 6 от 15.03. 1882 г. с.871).

По ходатайству прихожан новопостроенной церкви в хуторе Кувшинове Березовской станицы и с его согласия перемещен к Кувшиновской Успенской церкви 13 марта 1888 года. 22 августа 1889 г. избран прихожанами председателем церковно-приходского попечительства при Успенской церкви хутора Кувшинов Березовского благочиния. (Нижне-Волжский исторический сборник Царицинского генеалогического Общества , выпуск № 3, с.70; Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского. Ростов р/Д. 2018 г. с.652; «Донские епархиальные ведомости» № 19 от 01.10.1889 г. с. 871).

Согласно прошению прихожан, перемещен обратно к Покровской церкви слободы Даниловки того же благочиния 27 сентября 1890 года.(«Донские епархиальные ведомости» № 21 от 01.11.1890 г. с.813). В мае 1895 г. избран прихожанами председателем церковно-приходского попечительства при Покровской церкви сл.Даниловка, Березовского благочиния. («Донские епархиальные ведомости» № 9 от 01.05.1895 г. с. 187).

20.01.1896 г. награжден Архипастырским благославлением Его Высокопреосвященства Афанасіемъ, Архіепископомъ Донскимъ и Новочеркасским. («Донские епархиальные ведомости» № 3 от 01.02.1896 г. с. 62). 18.01.1902 г. священник А.Лавров за заслуги по духовному ведомству награждается Архиепископом Афанасией скуфьей. («Донские епархиальные ведомости» № 5 от 11.02.1902 г. с. 120). Как и его отец священник Алексей Лавров был награжден светло-бронзовой медалью на Андреевской ленте в память прошедшей Крымской войны 1853-56 годов. 5 декабря 1903 года священник Покровской церкви въ слободѣ Даниловкѣ, Усть-Медвѣдицкаго округа, Алексей Лавровъ награжден орденом св. Владиміра 4 степени по случаю исполнившегося 50-летия служения в священном сане. (Донские епархиальные ведомости № 9 от 21.03.1904, с.138).

05 апреля 1905 г. Священникъ Покровской церкви слободы Даниловки, Березовскаго благочинія, Алексѣй Лавровъ уволен от должности настоятеля и с 06 июля 1907 г. уволен с церковной службы за штат по его прошению. («Донские епархиальные ведомости» № 14 от 11.05.1905 г. с.303, № 20 от 11.07.1907 г., с.370). Жена: Лаврова Агриппина Николаевна

Их дети на период 1893 году: Яков состоит на службе в казачьем ведомстве. Сестры Екатерина и Мария в замужестве. 1

Поколение 4: 4.1. Лавров Яков Алексеевич (1854 г.р.) - с 1883 г. Яков состоит на службе в Новочеркасском управлении казачьих войск России, в чине урядника – (это отец нашей бабушки Клавы. Есть фото в семейном архиве, где он унтер-офицер с женой и дочкой Клавдией. Харьков 1902 г.)

4.2. Лаврова Екатерина Алексеевна (1855).

4.3. Лавров Петр Алексеевич (21(09).08.1860) также выбрал путь священнослужителя. Учился он в Новочеркасском духовном училище и после его окончания был назначен дьячком (псаломщиком) в православной Васильевской церкви пос.Олейников Усть-Медведицкого округа Березовского благочиния где и служил с 02.02.1889 по 06.07.1894 г. С 6 июля 1894 г. псаломщикъ Васильевской церкви поселка Олейникова, Березовская благочинія, Петръ Лавровъ - переведен къ Покровской церкви слободы Даниловки, того же благочинія. ( Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского. Ростов н/Д-2019, с.733: «Донские епархиальные ведомости» № 15 от 01.08.1894 г. с.316) Он всего себя посвятил церкви и не успев женится, - псаломщикъ Покровской церкви слободы Даниловка, Березовскаго благочинія, Петръ Лавровъ, 21 мая 1908 - умер. («Донские епархиальные ведомости» № 17 от 11.06.1908 г., с.331).

4.4. Лаврова Мария Алексеевна (02(21).1863) 4.5. Лаврова Анна Алексеевна (02(21).1863) 4.6. Лаврова Александра Алексеевна (29(17).03.1867) .

4.7. Лавров Петр Алексеевич (25(13).08.1869). Поступил и учился в Новочеркасском духовном училище, но в связи с болезнью в 1892-93 уч.году не сдал экзамены за 3 класс и был оставлен на осень. «Донские епархиальные ведомости» № 14 от 15.-6.1893 г. с.592). Священником он так и не стал. Его жена: Лаврова Евпраксия Викторовна.

Поколение 5. 1.1.4.1. Лаврова Татьяна Петровна (23(10).1901) 1.1.4.2. Лаврова Анна Петровна (23(10).1901).

Поколение 6. 1.1.5.1. Лаврова (Воинова) Клавдия Яковлевна (14.05.1893 - 6.08.1974), с 26.05.1914 г. замужем за священником Успенской церкви х.Кувшинов Воиновым Виталием Андреевичем (28.04.1885 – 14.03.1935). Семья в 1930 г. репрессирована и сослана на Крайний Север в п.Горт-Ель Троицко-Печорского района Коми АССР. Реабилитированы посмертно в 1993 г. 1.1.5.2. Лаврова (Сухова) Серафима Яковлевна, в Керчи. 1.1.5.3. Лаврова (Васильева) Лидия Яковлевна, Санкт-Петербург, с мужем и сыном. Сын Игорь.

Примечательно, что в составе церковного клира Даниловской церкви трем родам: Летковским, Лавровым и особенно Дионисьевым, пришлось подвизаться на службе при Даниловской церкви преемственно по нисходящей прямой линии кровного родства, Яков Филиппович Лавров, Алексей Яковлевич Лавров и Петр Алексеевич Лавров, Для получения сана священника они проходили все низшие степени службы при Покровской церкви слободе Даниловская

В слободе с 1822 г. была церковная школа для прихожанских детей; учительствовали в ней низшие члены причта; особенно ревностными учителями той школы были священник Иаков Лавров и сын его, отец Алексей; Метод обучения в той школе зависел от учащих, но самый главный способ, к которому прибегали учителя для достижения легкости обучения, была розга; (Источник: Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества, Волгоград, 2011г., выпуск 3, стр. 70 Сизенко А.Г. Сведения о священнослужителях станичных и хуторских церквей Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского с начала XIX до начала ХХ вв.).

Предположительно в 1900 г. наш прадед Я. А. Лавров переведен по службе из х.Кувшинов в г.Харьков, где служил в почтово-телеграфном ведомстве МВД России, на обер-офицерской должности (X класса табеля о рангах) и преподавал в Харьковском техническом училище. Его дочки: Серафима, Клавдия и Лидия обучались в Исидоровском епархиальном женском училище в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 176. Наша бабушка Клава закончила там VII класс в 1905 г. В этом училище обучались дочери священнослужителей и. принимали в основном дочерей сельского духовенства Петербургской губернии. Учебное заведение было закрытым, «приходящих» девочек было немного, но наши оказались среди них. При вступительных экзаменах надо было знать таблицу умножения, написать отрывок под диктовку, рассказать стихотворение. Дисциплина в училище была строгая. Постоянное присутствие на уроках классной дамы или ее помощницы отбивали охоту к подсказкам и разговорам на уроках. К первоклассницам прикреплялись воспитанницы старших классов, помогавшие младшим на первых порах. Различались исидорянки по цвету платья. В первом и втором классах носили платья цвета бордо; в третьем и четвертом - зеленые; в пятом и шестом - лиловые; в седьмом и восьмом - серые. Последние два класса были своеобразной стартовой площадкой для получения высшего образования. По окончанию училища девушки работали учительницами в церковно-приходских школах. Но особенностью женского епархиального училища заключалась в том, что здесь готовили будущих матерей семейств. Бабушка родила 5 детей. По окончании училища бабушка с сестрой Серафимой вернулись на родину, а Лидия осталась в Санкт-Петербурге и была приглашена на службу в царские покои камеристкой.

Моя мама – Воинова Зинаида Витальевна, родилась в донской степи, на хуторе Кувшинов, Даниловского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области 11 октября 1917 года, хотя в паспорте у нее стояла дата – 1918 год, но при оформлении ей пенсии, мне удалось установить точную дату рождения. Мама в копии напоминала свою мать Клавдию Яковлевну как внешне, так и по характеру.

Соседство хутора Атаманского, крепкая усадьба с садом в 1 десятину и одноэтажным добротным домом, храм напротив дома, мельницы и дворовые постройки в которых остались после изъятия новыми властями в результате Октябрьской революции и мирно пережевывали корм 3 пары тягловых быков, 4 лошади, 5 коров (из них гуловых – 3 коровы), 15 овец и 3 свиньи, за которыми приглядывали постоянно 3 батрака, а во время полевых работ (семья владела посевными площадями в 20 десятин и сенокосных угодий – 5 десятин, а также арендовала дополнительно 20 десятин земли), привлекались дополнительно 7 сезонных рабочих – все это вплоть до 1929 года позволяло надеяться на безоблачное и сытное детство. (Источник: ОСФ ИЦ МВД РК. Ф.60, оп.7п, д.982. Выписки из личного дела спецпереселенца Воинова. Домашний архив В.Шишелова. ГУ ГАВО. Архивная справка №7/1-176-Ш от 27.05.1993 г.).

Глава 2.

Но в России шел революционный процесс сплошной коллективизации по уничтожению мозгов и хозяев земли. СНК СССР 24.01.1919 г. принял решение об уничтожении казачества на Дону. Закон 1929 г. "О ликвида­ции кулачества, как класса, на основах сплошной коллективи­зации" принес казакам еще большие издевательства, наси­лия и гибель.

У центрального аппарата не хватало сил на уничтожение крепких семей и ЦИК-СНК СССР 01.02.1931 г. своим Постановлением предоставляет право выселения краевым (областным) исполкомам. Поэтому на местах «люмпен-пролетарии» (в Англии Генрих IV их называл бандитами) в том числе Кувшиновская сельская Особая Тройка утвержденным протоколом от 11 февраля 1930 г. (В ф.60, оп.7п, д.982 ИЦ МВД РК – протокол № 24) заседания особой комиссии Даниловского райисполкома от 14.02.1930 г., пр.№ 5 (председатель – Седенков и члены - Прохоров, Семенов) усердствуя в выполнении Постановления Совета народных комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета СССР от 01.02.1930 г., решили:”Воинова В.А. – 1885 года рождения, Воинову К.Я. родившуюся 14.05.1893 г. и их 5 детей (Воиновы Мария- 15 лет, Зинаида-13 лет, Ира-5 лет, Вадим-3 лет и 6 мес. Нина ) как имеющих кулацкий признак: аренда земли, ростовщичество, наем рабочей силы и как имеющих влияние на бедноту – лишить избирательных прав, признать кулаками и раскулачить их как вредящих социалистическому строительству с выселением в поселок Горт-Ель, Троицко-Печорского района, Коми АССР» (ГУ ГАВО. Ф.484, оп.1, д.267, с.1,21,78. Архивная справка ГУ ГАВО № 523 от 01.10.1993 г.). Сейчас этого поселка не существует и место отнесено к Вуктыльскому району РК, есть только маленькая лесная речушка.

С точки зрения репрессивных органов спецпереселенцы имели ряд преимуществ по сравнению с другими категориями подневольной рабсилы и наиболее подходили для целей колонизации труднодоступных необжитых районов. С одной стороны, высланные крестьяне быстро вживались в местную природную и социальную среду, так как высылались семьями. С другой стороны, содержание аппарата комендатур обходилось много дешевле лагерного: так, на середину 30-х гг. в Западной Сибири соотношение спецпереселенцев к лагерникам было 3,5:1, а соотношение «обслуживающих» их штатов 1:2. Объяснялось это тем, что спецпереселенцы селились компактно, небольшими группами, в удаленных от сельских поселений труднодоступных местах, и охраны требовалось немного.

Спецпереселенцы доставлялись на территорию Коми автономной области по железной дороге, затем этапом (пешком, на телегах или баржах) до Сыктывкара, откуда – этапом до райцентров, где спецпереселенцы распределялись по местам заселения (будущим спецпоселкам). Иногда с барж людей высаживали непосредственно в тайге, где они сами должны были строить себе жилье, первоначально размещаясь в землянках. Многие из спецпереселенцев умирали уже в пути следования, потому что зачастую они не были обеспечены в достаточном количестве продуктами питания и питьевой водой. Все время следования конвоирование спецпереселенцев осуществлялось конвойными частями и сотрудниками Коми областного отдела ОГПУ, которые несли ответственность за жизнь и здоровье спецпереселенцев.

По мысли руководства, спецпереселенцы должны были стать не просто дешевой, а почти бесплатной рабочей силой. Затраты производились только на перевозку и организацию спецпереселенцев. Все остальное должно было стать заботой самих спецпереселенцев – они сами должны были построить жилье, снабжать поселки продуктами питания и плюс ко всему работать. Однако в реальности все было не так гладко. Отсутствие какой-либо инфраструктуры в местах заселения спецпереселенцев приводило к неожиданным трудностям. Прежде всего, отсутствие дорог и связи со спецпоселками порождало серьезные проблемы по управлению спецпереселенцами. Кроме того, это вело к голоду и смертности в спецпоселках, так как снабжение необходимо было производить извне, потому что спецпереселенцы, ничего не имея, не могли сами себя прокормить.

Существовало одно коренное противоречие, заложенное в самой сути спецпереселения. Спецпереселенцы не являлись заключенными, лишенными свободы на определенный срок, но и не были свободными. жили за колючкой и под охраной. К тому же усилиями аппарата комендатур в спецпереселенческих поселках устанавливался режим, аналогичный лагерному. Доходило до того, что местные начальники, встречая партии спецпереселенцев, говорили им, что их прислали не жить и работать, а умирать.

Учет спецпереселенцев велся на основе семейных карточек. Отмечались прибытие, убытие, трудоспособность, браки, года рождения, смерти. Отдельно велся учет глав семей и членов семей, находящихся в ИТЛ. Учет спецпереселенцев вели специальные лица – подконтрольные комендантам, участковые уполномоченные.

Естественно, что весь учет спецпереселенцев находился под контролем органов НКВД-МВД и все учетные документы, в частности по Коми АССР, хранились в архивном отделе НКВД-МВД Коми АССР. Исходя из разъяснений архивного отдела ГУЛАГа НКВД СССР от 14 марта 1940 г., личные дела спецпереселенцев, освобожденных из спецпоселков, подлежали хранению в течение 10 лет, находящихся в бегах – постоянно, спецпереселенцев-одиночек, умерших в спецпоселках – 5 лет. Учетные карточки на переселенцев (картотека) подлежали постоянному архивному хранению. Исходя из данного положения, многие учетные документы по спецпереселенцам были уничтожены уже в 1930–50-е гг. [Национальный Архив РК. Ф.488. Оп. 1, Д.827, Л.7. ]. Но мне сильно повезло!!! Я пользуясь тем что учился в университете на историческом факультете, получил возможность изучить в архиве КГБ документы ГУЛАГа по Коми АССР и случайно наткнулся на личные дела деда и бабушки (позже они были переданы в ИЦ МВД РК, но после того как из них изъяли документы ограниченного доступа - «секретно» и ДСП, а также сформировали все оставшееся в одно дело № 15745, которое мне сканировали и выдали на руки ).

Выполняя решения Особой Тройки, - холодным утром 30 марта 1930 г., под пронизывающим степным ветром «бандиты» 1-го спецотдела НКВД погрузили семью в сани, с запасом еды на 3 дня, минимумом одежды, вещей и отправили в район, а затем в Камышин, где формировался санный поезд. Бабушка и Дед успели спрятать в детские подушки немного золотых монет, серебряные вещи и икону с крестом, а сверху посадили старшую дочь Марию. За санями несколько километров с воем и причитаниями шла вся паства хутора, но это не могло изменить рока судьбы и санный поезд уже уносил остатки нашего рода на Север, в «Печлаг». В дороге маленькая Нина заболела и умерла в 1932 г. в лагере Горт-Ель. Дед был очень расстроен ее смертью и сам отпевал ее на похоронах. (Вместе с тем в семейном архиве сохранилось свидетельство о смерти Воиновой Нины Витальевны от 03.01.1941 г II-ДК №067812.в Сыктывкаре в возрасте 10 лет от туберкулеза легких. Можно предположить, что Нина не умерла и дед отпевал другого ребенка в лагере, а Нина больная была отправлена в Сыктывкарский детдом, где был директором наш земляк с Михайловки Л.Железняк).

Прихожане Успенской церкви хутора Кувшинов уважали и любили деда как отца родного и не испугавшись бесправия властей, написали в его защиту в райисполком: «Против всякого согласия и желания верующих священник наш отец Виталий Войнов 30 марта, только повинуясь власти, был выселен вместе с др. выселенцами неизвестно нам куда. Священник Войнов с 17-летнего возраста и до сего времени, около 30 лет, всю жизнь провел в нашем хуторе. Кроме добра, сострадания и помощи всякому бедняку, всякому нуждающемуся к которому спешил первый и делился последним куском, мы все это свидетельствуем как один человек… А поэтому просим РИК – верните нам нашего дорогого священника отца Войнова и водворите его на прежнее жительство». (выписка из справки Госархива Волгоградской области № 523 от 1.10.93 г., фонд 484, оп.1, д.267, л.1,21,78).

В спепоселение Горт-Ель Тр.Печорского района Коми АССР семья добиралась через всю страну своим ходом, на телегах, затем на барже по р.Печора и прибыли на место почти через год, - 11 января 1931 г.(Ф.60, Д.13011., Архивная справка ИЦ МВД РК №3/949-В от 24.02.1993 г.). Между тем официально заселение с/п Горт-Ель Щугорского с/с Тр.Печорского района началось 18.06.1931 г.(т.3 с.68 Мартиролога ПОКАЯНИЕ: Коми республиканский мартиролог жертв политических репрессий. Возвращенные имена: Список жертв.). Примечание. Ныне Горт-Ель не существует и территориально находится на земле Вуктыльского района Республики Коми. Местность, куда была депортирована наша семья, в те времена представляла из себя следующее: В 1930 г. была организована в низовья Печоры экспедиция Северного переселенческого управления, которая обследовала прибрежные места. В районе 220—320 км от устья Печоры она признала площади удобными для сельскохозяйственного использования. В 1931 г. сюда привезли первых переселенцев. Это время и явилось датой основания села Новый Бор. В результате массового раскулачивания, а позднее депортации на берега Печоры были переселены семьи с Украины, Средне-Волжского края, Центрально-Черноземной, Самарской, Гомельской, Архангельской, Вологодской и других областей. Так же были образованы населенные пункты на Верхней и Средней Печоре — Горт-ель, Ичет-ды, Сой-ю, Песчанка и другие. Пять избушек на поляне у реки и барак с двумя ярусами нар, в котором разместилось около 400 человек, а кругом леса и болота... С этого начиналось село.

Одновременно в станице Михайловка, Даниловского района в 1930 г. на заседании «тройки» рассматривается вопрос о раскулачивании семьи двоюродной сестры бабушки Клавдии - Лукиной Зои Владимировны(сыновья: Михаил К. – 10.11.1908 г.р., Владимир К.- 27.02.1911 г.р. Александр и Жорж 1904 г.р.) Ее муж Константин Лукин был очень состоятельным человеком и на паях с братом Иваном имел кондитерские фабрики в Серафимовиче и Михайловке. Старшая дочь деда Воинова (Морозова) Мария в детстве оглохла и Зоя Владимировна забрала ее на лечение к себе в
VOIN-49
15.03.2021 15:01

Напишите о героях Великой Отечественной войны - хутор Кувшинов


Посмотрите базу сайта podvignaroda.ru Мы там нашли своего деда!
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Посмотрите страницу "Жители" в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.