ГлавнаяХабаровский крайГородские округагород Комсомольск-на-Амуре

Главная страница малой родины - город Комсомольск-на-Амуре

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 681000
Телефонный код: 8-4212
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Хабаровский край Городские округа город Комсомольск-на-Амуре на карте




Координаты населенного пункта город Комсомольск-на-Амуре на карте: 50.575220, 137.068539

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Комсомо́льск-на-Аму́ре — город в Хабаровском крае России. Административный центр Комсомольского муниципального района. Образует муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе. До 10 декабря 1932 года — село Пермское, Нижне-Тамбовского района, Дальневосточного края.
Второй по величине город Хабаровского края и шестой на Дальнем Востоке России. Расположен на левом берегу Амура, в 404 км к северо-востоку от Хабаровска (по автодороге). Расстояние от Москвы по автодорогам составляет 8700 км. Крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: судостроительный, авиазавод, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. Нефтепровод и газопровод с Сахалина. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодорогах федерального и регионального значения; речной порт. Действуют технический и педагогический университеты. В советское время город был военно-промышленным центром союзного значения.
Днём города является 12 июня: в этот день в 1933 году заложили фундамент корпусного цеха — первого промышленного объекта судостроительного завода. По другой версии в этот день в 1934 году приехала ленинградская делегация ВЛКСМ.


Этимология
Название город получил в память о комсомольцах-первостроителях (среди основателей города были также вольнонаёмные и вербованные строители, прибывшие по оргнабору) города на Амуре, затем, 65 % строителей (16 000 чел.) были заключёнными, но прибыли они не первыми, а только через год после комсомольцев, в 1933 году. Согласно исследованию краеведа А. Н. Белоглазова, всего таковых на строительстве города было не более 1 %.Кроме официального названия, есть ряд неофициальных, наиболее известное из них: «Город юности».
Также именуют «Городом на заре» (по одноимённой пьесе 1940 года, посвящённой строителям Комсомольска-на-Амуре). В разговорной речи распространено просторечное название города «Комса́».
За Ленинским районом, являющимся второй, северо-восточной, половиной города, закрепилось наименование Дзёмги, как когда-то здесь называлось нанайское стойбище. Согласно одной из трёх версий, в переводе с нанайского: берёзовая роща.


История
До 10 декабря 1932 года — село Пермское, Нижне-Тамбовского района, Дальневосточного края. Село Пермское основано в августе-сентябре 1860 года.
В 1930 году ВЦИК и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода. В марте — апреле 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.
10 мая 1932 года на строительную площадку Амурского судостроительного завода, прибыл первый эшелон рабочих (на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» высадилось около тысячи строителей), инженерно-технических работников и служащих треста «Дальпромстрой». Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таёжный край первостроители жили в домах жителей села Пермского, а также в построенных на скорую руку землянках и армейских палатках. В мае 1933 года на строительство города прибыли заключенные. 12 июня 1933 года заложен первый камень в фундамент первого цеха Амурского судостроительного завода. В 1934 году прибыли военные строители Особого военно-строительного корпуса.
10 декабря 1932 года Постановлением ВЦИК селение Пермское Нижне-Тамбовского района Дальневосточного края преобразовано в город, с присвоением наименования Комсомольск-на-Амуре.

В 30-50 гг. Комсомольск-на-Амуре был одним из центров Дальневосточного ГУЛАГа. В разное время в городе находилось более 30 лагерных пунктов, а также 14 управлений, подразделений, филиалов различных лагерей и лагерных строительств. В период с 1959 по 1992 годы город был закрыт для посещения иностранцами.
В 1990-е годы Комсомольск-на-Амуре часто называли «криминальной столицей Дальнего Востока». Также в те годы в связи с катастрофическим положением в электроэнергетике города всерьёз обсуждался вопрос об использовании электрической энергии атомных подводных лодок, находящихся на стапелях Амурского судостроительного завода с включёнными атомными реакторами (10 % мощности для технического обеспечения).
Днём города является — 12 июня, в честь даты 12 июня 1933 года, когда заложили фундамент корпусного цеха — первого промышленного объекта судостроительного завода, по другой версии — по случаю приезда ленинградской делегации ВЛКСМ 12 июня 1934 года.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2021 года городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».


Регламентированный режим для иностранных граждан
На территории городского округа чуть более трех месяцев действовал регламентированный режим посещения иностранных граждан в соответствии с постановлением правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан», то есть для посещения города иностранцами необходимо было разрешение ФСБ. На практике данное постановление правительства РФ не выполнялось.
Ныне (с 14 октября 1992 года) город в списке не значится, пункт 2 перечня (о Комсомольске-на-Амуре) утратил силу.


География


Физико-географическая характеристика
Город расположен в излучине, на левом берегу Амура, в 348 км от Хабаровска, вниз по течению у северной окраины Среднеамурской низменности, где река прорезает смыкающиеся отроги Сихотэ-Алиньской и Буреинско-Баджальской горных систем изменяет своё течение на субмеридиональное, вступая в так называемое Комсомольско-Киселёвское сужение. Справа к руслу реки круто обрываются отроги хребта Хумми (система Сихотэ-Алиня) с абсолютными отметками 350—380 м. Левая часть долины Амура обрамлена отрогами хребта Мяо-Чан. В результате длительной денудации горы разрушены до стадии мелкосопочника. Относительные высоты сопок 75-180 м. Крутизна склонов от 15 % до 35—45 %. На западе видны снежные вершины хребта Мяо-Чан с абсолютными отметками до 1500 м. За ним расположены вершины Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги горной системы Сихотэ-Алинь. С запада и с востока территория города ограничена котловинами озёр Мылки, Рудниковского,, Хорпы и Галичного, относящихся к типу плотинных озёр боковых притоков Амура. Они приурочены к устьям впадающих в них рек. Преобладающие глубины невелики 0,5-1 м, максимальные до 3 м. Уровенный режим озёр связан с колебаниями уровня реки Амур). В 1980-е гг. в связи с прокладкой насыпи и вводом в строй автодороги озёра Мылки (площадь 9 км²) и Рудниковское (площадь 2,5 км²) перестали существовать, от них остались лишь небольшие, разрозненные водоёмы. В 2000-е годы фактически исчезло озеро Хорпы. После наводнения 2013 года озера частично восстановились.
Серия из трёх надпойменных террас занимает около 40 % городской территории. Они расположены в центральной части города. Первая надпойменная терраса Амура имеет относительную высоту 5-10 м и занимает 30 % территории города. Она подвержена затоплению в период паводков на Амуре, затапливается до 54 км² территории города, остальная часть подтапливается. Пойма до строительства гидроузлов на основных притоках Зеи, Буреи и Сунгари подвергалась затоплению в летне-осенний период и, в дальнейшем, заболачивалась.
Особенностью геологического строения площадки Комсомольска является преобладание галечно-гравийного состава грунтов, перекрытыми глинами мощностью до 4-5,5 м. Благодаря способности грунтов к фильтрации, они реагируют на малейшие антропогенные воздействия. Осушение их приводит к быстрому распылению перекрывающего галечники глинисто-суглинистого субстрата, а повышение уровня поверхностных вод — к подтоплению участков.
Площадь городского округа составляет около 352 км² с учётом водоёмов и горных территорий.

Река Амур протекает на протяжении 15 км вдоль городской застройки. Ширина русла в пределах городской черты изменяется от 1,75 км в центральной части города до 3,75 км у устья протоки озера Мылки. Средняя глубина русла 15-16 м; скорость водного потока 1,2 м/с. Ординаром уровня Амура на городском гидрологическом посту считается 12,93 м НУМ, за время его наблюдений фиксировались изменения уровня воды от −300 см до +912 см относительно нормального уровня. Наиболее высокие уровни наблюдались в 1932 г. (+687 см), 1959 г. (+701 см), 1984 г. (+670 см), 1985 г. (+641 см), 2013 г. (+912 см), 2019 г. (+829 см). Подземные воды представлены верховодкой, грунтовыми и межпластовыми водами.
В черте города текут малые реки, являющиеся левыми притоками Амура. Самая крупная из них, река Силинка, длиной 75 км (в городской черте 22 км), делит город на две части. Чёрный Ключ — правый приток Силинки, протяжённостью 16,25 км, течёт в северной части города. Из других рек отметим Большой Хапсоль длиной 15 км (в городской черте 4 км), Малый Хапсоль — 5 км, впадающие в оз. Мылки; река Бочин длиной 29,6 км (2,5 км в пределах городской черты), впадающая в Рудниковское озеро, реку Клюквенную — 10 км (7,5 км в черте города), реку Хорпинскую — 8,75 км (в городской черте 1,25 км), реку Хорпинскую Вторую — 32,5 км (1 км в черте города), впадающую в озеро Хорпы, реку Галичную длиной 25 км, впадающую в озеро Галичное за пределами городской черты.
Продолжительная суровая и малоснежная зима способствует промерзанию грунтов до 3-3,2 м. Вследствие этого состояние дорожного покрытия в городе неудовлетворительное, происходит деформация фундаментов зданий.


Часовой пояс
Комсомольск-на-Амуре находится в часовой зоне МСК+7. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +10:00.


Климат
Климат континентальный с чертами муссонного. Близость Сихотэ-Алиня и Буреинского хребта способствуют зимой движению масс континентального холодного воздуха. В это время года господствуют ветры северо-западных и северных направлений. Летом преобладают восточные муссонные влажные ветры, однако генеральное направление ветра, определяемое муссонной циркуляцией, сильно искажается рельефом (долина реки Амур имеет северо-восточное направление), поэтому в Комсомольске, независимо от сезона года, преобладающим направлениями являются южное (41 %) и северное (31 %). Среднегодовое количество осадков достигает 566 мм. Снежный покров лежит около шести месяцев, примерно с начала ноября по конец апреля, в горах местами сохраняется до июня. Среднегодовая температура воздуха равна 0,4 °C. Зима холодная. Среднемесячная температура воздуха самого холодного месяца (январь): −26 °C (для сравнения в Центральной России средняя температура января составляет −9 °C). Лето довольно короткое, с середины июня по конец августа, но очень тёплое и увлажнённое. Среднемесячный дневной максимум самого тёплого месяца (июль): +30 °C, а в январе температура может опускаться ниже −30 °C. В городе наблюдаются облачность, туманы и гололёд. В феврале-марте метут метели.
Несмотря на то, что Комсомольск-на-Амуре расположен южнее Москвы, примерно на широте Белгорода и Воронежа, по своим климатическим и мерзлотным характеристикам он приравнен к районам Крайнего Севера.
Несмотря на расположение в зоне рискованного земледелия и сурового климата, в городе развито индивидуальное сельское хозяйство. Значительная часть комсомольчан имеет приусадебные участки, используемые в первую очередь для садоводства и огородничества. При этом, благодаря жаркому и влажному лету, здесь произрастают такие теплолюбивые сельскохозяйственные культуры, как арбузы и виноград.

Среднегодовая влажность воздуха: 74 %.
Среднегодовая скорость ветра: 3,1 м/c.


Сейсмичность
Территория Дальнего Востока с точки зрения сейсмологии мало изучена. Приамурье и Приморье характеризуются умеренной сейсмичностью. По прогнозам учёных в районе Комсомольска-на-Амуре возможны землетрясения магнитудой до 7 по шкале Рихтера. В будущем магнитуды потенциальных землетрясений на юге Хабаровского края также могут оказаться не менее М=7.0. Наряду с внутрикоровыми, в Комсомольске могут ощущаться глубокофокусные землетрясения юго-западной части Курило-Камчатской зоны субдукции и землетрясений северной части Амурской области.
Сейсмичность Комсомольского района оценивается в 8 баллов.
Периодически раз в 3-4 года в городе ощущаются толчки силой 4-5,5 балла. 24 сентября 2010 года на Дальнем Востоке произошло землетрясение силой 5,2 баллов, толчки в виде покачивания люстр и дребезжания посуды можно было почувствовать жителям верхних этажей зданий в Комсомольске-на-Амуре).
Благодаря учёным и экологическим организациям в 1990-е гг было прекращено строительство АЭС на озере Эворон, в 110 км к северо-западу от Комсомольска-на-Амуре, так как было доказано, что озеро является сейсмическим разломом, хотя площадка под строительство была уже готова.


Экологическое состояние
В Комсомольске-на-Амуре, как в любом другом крупном промышленном центре России, существует проблема загрязнения окружающей среды. Загрязнены подземные воды, малые водоёмы. Основной источник водозабора река Амур подвержена сильному антропогенному воздействию. Из-за построенных ГЭС и сброса сточных вод в верхней части Амура (г. Хабаровск и Китай) наблюдается высокая бактериальная загрязнённость, что не позволяет использовать её для рекреационных целей и вынуждает хлорировать питьевую воду повышенными дозами, что приводит к обострению проблемы образования канцерогенных хлорорганических соединений.
В Комсомольске-на-Амуре наблюдается повышенная заболеваемость онкологическими заболеваниями до 403,9 случаев на 100 тыс. населения. В структуре заболеваемости превалируют рак кожи (С 44, 43,46) — 16,1 %, рак трахеи, бронхов и лёгкого — 13,8 %, рак молочной железы — 10,6 %, женских половых органов — 8,2 %, рак желудка — 7,9 %.
По данным социально-гигиенического мониторинга суммарная химическая нагрузка на население, обусловленная одновременным поступлением в организм множества химических веществ различными путями и из разных объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы) составила 8,9 при допустимом уровне 1.
Наблюдается наибольшее загрязнение подземных вод по сравнению с городами Хабаровского края (данные 2010 года) хлоридами (до 520 мг/дм3 — 1,5 ПДК), свинцом (0,039 мг/дм3 — 1,3 ПДК), кадмием (0,0063 мг/дм3 — 6,3 ПДК), бериллием (0,0018 мг/дм3 — 9 ПДК), алюминием (2,58 мг/дм3 — 5,16 ПДК), титаном (1,556 мг/дм3 — 15,56 ПДК). Размеры очагов загрязнения бором около 100 км2, кадмием около 120 км2, бериллием около 30 км2, алюминием около 10 км2, титаном около 70 км2.
В городе ведётся борьба с незаконными свалками.
В весенне-летний период вокруг города периодически горит тайга и торфяные болота. Дым и гарь от лесных пожаров приводит к высокой концентрации оксида углерода, в несколько раз превышающий ПДК, видимость на дорогах может составлять менее 100 м.
Во всех районах города есть санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, и во многие из них попадают жилые дома, например, несколько домов Ленинского и Центрального округов.


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 83-м месте из 1120 городов Российской Федерации.
Основной движущей силой роста населения долгие годы была миграция. Строить новый город ехали тысячи переселенцев, вольнонаёмных, комсомольцев и военных со всей страны.
С 1993 года и вплоть до настоящего времени наблюдается снижение численности населения. В результате естественной убыли и миграции в другие города Комсомольск-на-Амуре потерял 82 442 чел.

Национальный составПо переписи 2010 года национальный состав городского округа составляет:

В городе проживают представители более 105 национальностей, из них доля коренных народов Дальнего Востока (нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи) менее 0,42 %.


Административное устройство


Административное деление
Комсомольск-на-Амуре исторически включает две части: центр или «город», где расположено основное предприятие судостроительный завод, и Дзёмги — район, сформировавшийся при строительстве авиационного завода (нынешний КнААЗ). Каждая из частей представляет собой отдельный населённый пункт. Единого центра как такового в городе нет.
Административно город разделён на 2 округа (ранее районы), совпадающие с историческими частями: Ленинский (Дзёмги) и Центральный.
В советский период административно-территориальное деление города отличалось от настоящего. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 октября 1943 года были образованы Ленинский, Сталинский и Центральный районы. В Сталинский район входила территория «Амурстали» и привокзального жилого массива.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об упразднении районов города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 7 августа 1957 года районное деление в городе было ликвидировано, но указом от 31 марта 1972 года Президиум Верховного Совета РСФСР вновь разделил Комсомольск-на-Амуре на два района — Ленинский и Центральный.
В советский период горсовету Комсомольска-на-Амуре был подчинён пгт. Пивань.


Местное самоуправление
В соответствии с Уставом города, в структуру органов местного самоуправления входят следующие органы власти:

представительный орган муниципального образования — городская дума;
глава муниципального образования — глава города;
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — администрация города;
исполнительно-распорядительные органы городских округов — администрации городских округов..В Комсомольске-на-Амуре расположена администрация Комсомольского района, в состав которого город не входит.


Экономика
Комсомольск-на-Амуре — один из самых крупных индустриальных центров сосредоточения производств ВПК на Дальнем Востоке, в частности, Хабаровского края и один из экономических центров России. Центр промышленной агломерации, включающей кроме Комсомольска-на-Амуре, город-спутник Амурск, а также более десяти населённых пунктов городского и сельского типов. Производственный потенциал города сосредоточен в высокотехнологичных отраслях машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъёмно-транспортного и литейного оборудования), чёрной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, электро- и теплоэнергетики. Отличительной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств.
В советское время особенностью города являлась его замкнутость, а также наличие большинства видов промышленности. Практически каждое крупное промышленное предприятие в бытность СССР имело в своём составе непрофильные производства:

КнААЗ — выпуск велосипедов («Космос»), мебели, малых речных судов (катера «Амур»), дельтапланы;
АСЗ — мебель, стиральные машины;а также дома культуры, гостиницы, базы отдыха, совхозы, спортивные учреждения, летние оздоровительные лагеря.
В середине 1990-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная агломерация включает территории трёх муниципальных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также непосредственно город Комсомольск-на-Амуре.
По данным на 2007 год, в городе действовало 1426 юридических лица, зарегистрировано более 12 тысяч индивидуальных предпринимателей. В сфере малого предпринимательства занято около 30 тысяч работающих, что составляет более 23 % населения, занятого в экономике города. По данным на конец 2007 года отраслевое распределение занятости населения в малом бизнесе характеризуется преобладанием в сфере оптовой и розничной торговли 36,3 % от общего числа, в промышленности 8,8 %, в строительстве — 19,4 %, на транспорте — 4,6 %.

Внешнеторговый оборот города в среднем составляет 1,5 миллиарда долларов США, в том числе экспорт 1,1 миллиарда долларов США, импорт 150 миллионов долларов США. Основными статьями экспорта являются нефтепродукты (до 80 % от общего объёма экспорта), чёрные металлы (10 %), машиностроительная продукция (3 %, в отдельные годы до 90 %), древесина (5 %). В импорте 85 % приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Ведущими участниками внешнеэкономической деятельности города являются «ГСС», «КнААЗ», (бывший КнААПО) ООО «Роснефть-Комсомольский НПЗ», ПАО «АСЗ», «ТОРЭКС-Хабаровск» (завод «Амурсталь»). Продукция городских предприятий отмечена международными сертификатами качества, а сами предприятия признаны лучшими экспортёрами России, награждены дипломами и медалями международных конкурсов. Контрагентами города во внешней торговле выступают 37 стран, на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 90 %.
В 2007 году город занял третье место среди городов II категории во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России».
Согласно интегральному рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год по версии Санкт-Петербургского института урбанистики Комсомольск-на-Амуре занимает последнее (100-е) место по комфортности проживания.
С начала 1990-х годов и, фактически, по настоящее время город переживает экономический спад, наглядной иллюстрация которого является снижение численности населения с 319 000 человек в 1992 году до 248 000 в 2018 году.


Промышленность
Экономика характеризуется развитой промышленностью. Ведущие отрасли: нефтегазопереработка, машиностроение, чёрная металлургия, деревообработка, пищевая промышленность.
На территории города располагаются три теплоэлектроцентрали: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 (старейшая, бывший цех Амурского судостроительного завода), ТЭЦ-3.
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена Комсомольским нефтеперерабатывающим заводом компании «Роснефть» мощностью 8,0 млн тонн в год. Это крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, нефть поступает из западной Сибири по железной дороге, до аварии на МНП «Оха-Комсомольск-на-Амуре» поступала на завод с острова Сахалин из города Охи.
Кроме того, в Комсомольске расположены дочерние офисы АО «Газпром газорапределение Дальний Восток» (бывший «Хабаровсккрайгаз»).
В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса. Основная продукция: боевые и гражданские самолёты, подводные лодки, буровые установки, корабли каботажного плавания и т. д.


Крупнейшие предприятия отрасли
12 июня 1933 года заложен первый камень в фундамент первого цеха Амурского судостроительного завода, послужившего основой для дальнейшего строительства города.Основные предприятия:
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (ПАО «КнААЗ») — авиастроение. Выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, ПАК ФА, а также их модификации. До 2007 года реализовывало гражданские авиационные программы Су-80, СА-20П, Бе-103. Производит для АО «Гражданские самолёты Сухого» сегменты фюзеляжа и крыла для среднемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100.
Амурский судостроительный завод — производство судов гражданского и военного назначения. Ранее завод производил атомные и дизельные подводные лодки. Ключевую роль в создании Амурского судостроительного завода сыграл автор проекта завода, корабельный инженер, российский инженер-кораблестроитель Владимир Полиевктович Костенко.
Комсомольский нефтеперерабатывающий завод
АО «Завод твёрдых сплавов» является промышленно-опытной площадкой для филиала Института механики сплошных сред ДВО РАН.
ПАО «Дальмостострой» — строительство мостов, и мостовых переходов.Чёрная металлургия представлена заводом «Амурсталь», заложенным в годы Великой Отечественной войны для работы с рудой Николаевского-на-Амуре месторождения. Но она оказалась низкой по содержанию и качеству, поэтому завод перепроектировали на работу с вторичным сырьём. В годы перестройки он был разделён на множество предприятий, некоторые из них продолжают свою деятельность.

«Амурметалл-литьё».
Металлургический завод «Амурсталь» (ООО «Торэкс-Хабаровск»). В результате устойчивого роста объёмов производства в чёрной металлургии в 2006 году её доля в структуре промышленного производства возросла до 32,2 %. Производство стали в 2006 году достигло 754,0 тыс. тонн. В 2008 году в ходе реконструкции электро сталеплавильного цеха № 2 был достигнут максимум производства 1 миллион тонн в год. Завод прошёл процедуру внешнего управления ввиду долгов.
Амурлитмаш завод АО «Дальэнергомаш» и делящий с ним производственные цеха АО «Спецэнергомонтаж».Предприятия химической и нефтехимической промышленности производили кислоту, лаки и краски, взрывчатые вещества, минеральные удобрения и другую продукцию. Крупнейшие предприятия отрасли:

Электромеханический завод (Комсомольский-на-Амуре аккумуляторный завод), заложенный японскими военнопленными для нужд судостроительного завода (обеспечение аккумуляторными батареями подводных лодок, судов и морских батарей), многократный призёр своей продукции. Продукция, поставляемая на отечественные и зарубежные предприятия, удостаивалась международного знака «Золотой трофей», учреждённого в Швейцарии. В 1996 г. заводу присуждён международный приз Клуба лидеров торговли (г. Франкфурт) «За технологию и качество». Несмотря на это, в 2003—2004 гг завод прекратил своё существование. Ныне цеха используются под гаражи, сдачу в аренду, иное производство.
Сернокислотный завод (прекратил своё существование).В городе располагается несколько десятков предприятий пищевой промышленности, объём их производства в 2006 году составил 946,0 млн рублей, крупнейшие из них:

АО «Комсомольский горпищекомбинат».
завод «Дальпиво» (пущен в строй в сентябре 1944 года).
АО «ДАКГОМЗ» — Дальневосточная акционерная компания «Городской молочный завод».
АО «Птицефабрика» располагается в посёлке Таёжном.
АО «Хлебозавод № 1» расположен по Северному шоссе.
АО «Хлебозавод № 3» расположен по ул. Кирова (старейший).
ФГУП "Комбинат «Амур» — зернохранилище.
Тепличный агрокомплекс «Восток» возродил своё существование и радует жителей города свежей зеленью.
Рыбокомбинат (МУП «Комсомольскрыба») стоит на месте бывшей старой площадки самолётостроительного завода. 6 сентября 1946 года сдана в эксплуатацию первая очередь рыбокомбината.
Овощебаза.Лёгкая промышленность в городе представлена швейной фабрикой АО «Комсомолка». Первая очередь была сдана 1 марта 1958 года, ныне большая часть производственных помещений отдана под торговые центры.
Кроме того, в городе имеются деревообрабатывающие комбинаты, мебельная фабрика, предприятия по производству стройматериалов.
С историей промышленности города непосредственно связан бывший радиоэлектронный завод «Авест», выпускавший бытовую электротехнику: чёрно-белые и цветные телевизоры, DVD-проигрыватели, пылесосы и СВЧ-печи. Возникший в 1993 г. на базе одного из цехов ОАО «КнААПО» как дочернее предприятие, завод несколько лет успешно функционировал, собирая бытовую электротехнику на основе корейских комплектующих. В 2005 году производство было перенесено в Хабаровск, предприятие сменило торговую марку на Evgo, а после 2010 года завод прекратил своё существование.


Финансы
В 1992 году частными лицами был основано ОАО «Коммерческий банк „Дзёмги“» (с 29 марта 2007 года АО «Роял Кредит Банк»). В городе действовал крупнейший региональный банк «Далькомбанк», ныне филиал «МТС-Банка».
Также на рынке представлены филиалы большинства крупнейших российских коммерческих банков: «Сбербанк», «ВТБ», «ОТП Банк», «Росбанк», «Россельхозбанк», «Региобанк», «Совкомбанк», «Хоум Кредит».
В банковских отделениях предоставляются различные услуги по вкладам, кредитованию населения и бизнеса, операциям с кредитными картами. Также банковские услуги предоставляются мелкими кредиторскими организациями и кооперативами.


Потребительский рынок
Первый рынок в городе образовался стихийно на набережной Амура в районе нынешнего автовокзала. Позднее рынок был перенесён на пл. Кирова, где расположен нынешний Центральный рынок. Осенью на площади перед ДК «Судостроителей», ДК «Авиастроителей», ДК «Алмаз» проводятся сезонные плодово-овощные ярмарки. Немаловажную роль продолжает играть вещевой рынок в районе трамвайного парка и рынок на пл. Металлургов.
На продовольственном рынке доминируют рынки и магазины «у дома». Местная розничная сеть «Амбарчик». Магазины Bitte, «Транссервис», «Иван-да-Марья» и «Пятачок» закрыты.
Сеть быстрого питания представлена кофейнями, пиццериями, столовыми, кафе.
В городе есть сети магазинов «Бубль-Гум», «Виктория», «Игруля», «Детский мир», специализирующиеся на продаже детских товаров, а также сети супермаркетов «Самбери», сеть дискаунтеров «Близкий», «Десяточка», «Амба», «Спортмастер» и другие.
В городе развита система супермаркетов электроники, среди которых наиболее развитую сеть имеют «Rbt.ru» «Домотехника», «DNS», «Эльдорадо» и другие. Среди крупных продавцов, специализирующихся в мобильной электронике, можно выделить сети «Сотовый мир», «МТС», «Мегафон», «Билайн» и другие.
Среди других местных сетей стоит отметить «Комсомольский-на-Амуре центральный универмаг» (ЦУМ), «Большой универсальный магазин» (БУМ), магазин «Уровень» по продаже строительных и отделочных материалов, торговые центры «Вега», «Выбор», мебельная компания «Олимп» (продажа мебели), «Платинум» и «Сингапур», расположенные в бывших цехах швейной фабрики.


Туризм и гостиницы
После открытия города его посещают туристы из Китая, Кореи, США, Франции, Японии и других государств, а также жители регионов России. Туристический сезон может продолжаться целый год, но самый большой туристический поток приходится на осень.
В городе действует несколько крупных гостиниц, самые значимые из них:

«Восход» — главная гостиница города,
Гостиница «Космос»
Гостиница «Дзёмги»
Гостиница «Визит»
Центр внешнеэкономических и культурных связей администрации города, расположенный в здании бывшей хрущёвской дачи,
«Сити», первая гостиница с видом на набережную реки Амур, находящаяся рядом с автовокзалом в здании ДОСААФ.Крупные предприятия города имеют собственные гостиницы. Также имеются частные гостиницы и пансионаты разных форм собственности и звёздности.
Средняя стоимость однокомнатных квартир по состоянию на апрель 2020 г. составила около 1,8 млн рублей, что эквивалентно малосемейке на окраине Хабаровска. При этом самое дешёвое жильё располагалось на Дзёмгах, самое дорогое в центре на проспекте Первостроителей.


Транспорт
Расположение города на пересечении сухопутных и водных магистралей обеспечивает благоприятные транспортные связи. К Комсомольску-на-Амуре привязаны Нижний Амур и Восточный участок БАМа.


Городской транспорт
Трамвайное движение в городе открыто 6 ноября 1957 года. В городе до 1 октября 2018 года действовали 3 трамвайных маршрута (до 1 апреля 2018 — 5 маршрутов). С 1 октября 2018 года трамвайное движение закрыто.
Большую долю рынка городского транспорта отвоевали частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и по количеству единиц транспорта.


Мосты
На территории города имеется много мостов и путепроводов Ниже отмечены наиболее значимые из них.

Силинский мост. Комсомольское шоссе протяжённостью 7 км, соединяет Центральный и Ленинский округа города. Шоссе проложено к пятилетию города и сначала было грунтовой дорогой с деревянным мостом через р. Силинку. Почти каждый год в период осеннего паводка деревянный мост сносило. Только спустя 20 лет, в 1967 году построили первый железобетонный мост. Движение по нему было двухполосным, по середине были проложены в шахматном порядке пути для трамвая. Долгие годы в периоды проливных дождей правая часть подъездной дороги к мосту превращалась в маленькое озеро, в котором периодически застревали машины. Для разгрузки трассы и замены старого моста в 2000 г. была построена новая подъездная дорога к Ленинскому округу с новым мостом. Старый мост не разбирается и служит для пешеходного движения.
Мост через ручей Тёплый Ключ (на некоторых картах Чёрный Ключ) построен на Комсомольском шоссе. Шестиполосный.
Второй Силинский мост построен по ул. Лазо и соединяет Центральный и Ленинский округа города.
Мост через протоку озера Мылки для соединения магистралей города с мостом через Амур было решено построить трассу будущего Амурского-Орловского шоссе через данное озеро.
Железнодорожный мост через р. Силинку построен между автомобильным мостом через в районе кладбища «Старт» и Вторым Силинским мостом для связи между станциями Комсомольск-на-Амуре и Дзёмги.
Железнодорожный путепровод расположен в центре города на пл. Металлургов. Полностью искусственный, насыпной. Первоначально был деревянным. По нему осуществлялось трамвайное сообщение, осталось только автомобильное.


Железнодорожный транспорт
Крупный железнодорожный узел с направлениями на Тынду, Советскую Гавань по БАМу и на Волочаевку-2 по соединительной ветке к Транссибу со станциями Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-на-Амуре (пассажирский вокзал), Дзёмги (нефтеперерабатывающий завод) и Комсомольск-2 на БАМе.
До 2025 года в рамках расширения пропускной способности БАМа планируется коренная реконструкция железнодорожной ветки Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре, предусматривающая укладку второго пути и электрификацию.
Регулярное движение пассажирских поездов осуществляется в сторону Хабаровска (фирменный поезд «Юность») и Тынду, а также поездом Владивосток — Советская Гавань. Как грузовые, так и пассажирские поезда обслуживаются тепловозами типа 2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК.
Самый первый вокзал был одноэтажным, деревянным, был построен в 1936 году, к прибытию первого поезда. Первый поезд прибыл на станцию Комсомольск 29 марта 1936 года. В составе этого поезда было 28 вагонов, он назывался «рабочим-пассажирским-грузовым-почтово-багажным». Второе здание, тоже из дерева, но трёхэтажное, было построено по проекту и под руководством главного инженера строительства Дальлага А. А. Жукова (1894—1938). Новое современное двухэтажное здание было построено после Великой Отечественной войны, его проект разрабатывали ленинградские архитекторы в конце 1930-х годов. Оно было открыто 4 февраля 1961 году.


Паромная переправа
Тридцать лет, с 1945 года до постройки в 1975 году моста через Амур движение через реку в сторону морских портов Советская Гавань и Ванино осуществлялось по паромной переправе (зимой по льду) Комсомольск — Пивань. На переправе работали четыре железнодорожных парома проекта 723.


Междугородные автобусы
Как минимум с пяти крупных городских остановок осуществляется отправление междугородних автобусов:

От автовокзала в районе городской набережной курируют автобусы до Солнечного, Селихино, Пивани, Амурска, Биробиджана и Хабаровска.От автостанции по пр. Ленина, 44/1. в районе технического университета курсируют автобусы сообщением Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск (маршруты № 301, 304, 310).
От дворца культуры «Строитель», в районе площади Ленина курсируют автобусы до Чёрного Мыса, Ягодного.
От железнодорожного вокзала следуют автобусы до Хурмулей, Лиана.


Речной транспорт
Комсомольский-на-Амуре речной порт — второй порт по грузообороту на Амуре, расположен на левом берегу реки, в 569 км от устья и соединён с железнодорожной линией Волочаевка-2 — Комсомольск — Советская Гавань. Имеет русловое расположение причалов. В порт прибывают уголь, лес, промышленно-продовольственные товары, стройматериалы. Переработка грузов комплексно механизирована. Речной порт состоит из двух разделённых частей: грузового порта (посёлок Менделеева или Старая Площадка) и пассажирских причалов с речным вокзалом в центре города.
Оригинальное здание пассажирского речного вокзала было построено по проекту ленинградского архитектора Б. А. Вотинова и открыто 2 мая 1976 года. Считается самым большим речным вокзалом на Амуре. Его о

город Комсомольск-на-Амуре на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


город Комсомольск-на-Амуре


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Комсомольск-на-Амуре

К сожалению, здесь еще никто не отметился.


Новые комментарии


Смотреть все

Новые записи

Новые фото


Написать