Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяТомская областьТомский райондеревня Казанка

Фольклор – деревня Казанка

Народное творчество малой родины

К приходу русских в Притомье жили мелкие тюркоязычные группы. На территории современного Кожевниковского района жили темерчинские татары, Шегарского района - обские татары, в бассейне р.Чулыма - предки современных чулымцев, на территории Томского района кроме князца Тояна жили и другие князцы: Евага, Ашкиней, Басандай (они не признали власть русского царя). И.Георги в конце 18 века, описывая быт обских татар, отметил, что по виду и языку они были похожи на тобольских и томских татар, но были беднее и менее опрятны. Оседлые имели свои дворы, земледелие и скотоводство были на низком уровне, занимались охотой и рыболовством. Численность приблизительно составляла 1020 чел. В 1824 году томские власти зачислили в сословие государственных крестьян 194 души мужского населения, или четвертую часть от их общего количества, т.к. они занимались земледелием и скотоводством, остальные оказались в разряде кочующих охотников.

До прихода русских все были шаманистами, но эуштинцы приняли мусульманство , а остальные в 1720 году были крещены. Но старые поверья сохранялись очень долго, по слухам, еще в 20-е годы ХХ в. продолжали камлать, но тихо, без особого шума, продолжали бегать в лес поклоняться своим божкам. Есть сведения. что вплоть до 19 в. эуштинцы набивали шкуру принесенной в жертву лошади березовыми ветками, зашивали, и получившееся чучело уносили в священное место в тайге. В Эуштинскую инородную управу входили ю.Эуштинские, ю.Тигильдеевские, ю.Горбуновы (жили крещенные татары). В настоящее время осталась только Эушта. В 1927 году здесь прошла научная экспедиция под руководством П.Г.Иванова - было записано очень много интересного. Тигильдеевские старики говорили, что их предки молились кукле, была записана их легенда: "Наши старики молились кукле, которая помещалась на вышке. Кукле приносили разного вида кушанья. В деревню попал татарин, сосланный из России. Однажды он залез на вышку и съел принесенное, ему это понравилось и он стал каждый день ходить на вышку. Старики заметили, что он съедает принесенное, поймали и присудили к казни. Его привязали к хвосту лошади, лошадь водили по улице, а он тащился по земле". С разными вариантами эту легенду рассказывали и в других деревнях: Барабинке, Тахтамышеве и др. (К такому виду казни присуждали обычно за воровство - мужчин волочили по улице, женщин водили нагими по деревне). В Казанке тоже есть легенды про кукол. В лесной чаще есть маленькое , но очень красивое озеро. Туда очень трудно попасть - все время кружит на одном месте. В давние времена на берегу озера стояла избушка, если в деревне кто-нибудь умирал, то делали куклу, в которую поселялась душа умершего, и эту куклу уносили в эту избушку, затем ходили и кормили татарскими блинами. Поэтому духи охраняют это озеро - не пускают чужих на свою территорию. Есть еще одна легенда: в деревне жила одна зажиточная семья и хозяйка, степенная мать семейства, все время занималась куклами. Однажды она уехала из дома и попросила работника ухаживать за куклами, кормить их; вернувшись из поездки, первым делом поинтересовалась, кормил ли работник кукол. Работник ответил утвердительно, но сами куклы пожаловались хозяйке, что работник их не кормил, сам все съел, вдобавок еще и обижал их, пинал. На следующий день работника парализовало - такая вот печальная история.

Тигильдеевские старики в молодости слышали, что их деды говорили, что у них есть "Семен-сват", "Иван-сват", "Мокей-сват" в деревнях Горбунова, Кульман, Базанаково и др. Совершенно обрусевшие и крещенные татары тех деревень считались родственными тигильдеевским татарам Этих татар русские называли кукольниками, карагасами, сами себя они называли ясачными, на прозвище "карагасы" обижались. Они жили в деревнях: Саргат, Терсалгай, Тызырачево, Чернова, Кожевниково, Елегечево, Горбунова, ю.Кульманские, ю.Базанаковы, ю.Канаевы. К 1927 году они совершенно не знали своего языка. В ю.Саргатских население знало, что их предки молились кукле, показывали лиственницу, на вершине которой находилась кукла, которой молились и которой приносили жертвы. В ю.Кульманских ничего этого не знали, но еще помнили, что их предки говорили на татарском языке, кочевали по тайге, жили в землянках или в юртах из шкур сохатых: устанавливали жерди, на них натягивали шкуры. Орудием охоты был лук. С.Н.Кульманов из Кульманских юрт рассказал легенду о своих предках: "Наши предки подчинялись Кучуму. Он нас берег, никуда не брал и не обременял податями. Но вот появилась береза и все поняли, что будет белый царь (Ак-падша, как говорили казанские бабушки). Многие боялись русского царя, собирались в землянки со своим добром, подрубали стойки и все погибали под землей". Что интересно, похожая легенда есть и у наших ближайших соседей - кузнецких татар, современных шорцев. (Все-таки культура у нас общая). "В давние времена в Шории не росла береза. По предсказаниям с ее появлением должен прийти другой народ, который поработит Чудь (алтайское племя, совершавшее набеги на шорцев). Как только появилась береза, независимая и воинственная Чудь, не желая быть порабощенной, убивает себя, заживо захоронив себя под землей". Великий художник Рерих был в Шории и записал легенду: "А как выросла береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела Чудь остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями".

(Возможно, столь быстрой ассимиляции способствовал расизм, который сохранился до сих пор в Тегульдете насчет чулымцев. Поэтому они всеми правдами и неправдами открещиваются от своего народа. В 2012 г. только 200 человек захотели себя признать чулымцами. Как вспоминали жители -бывшие татары, при виде их русские грозили кулаком и говорили:"У-у-у, вот проклятый карагас идет" - это их , обижало).


- 25 - 0 Kardash
10.08.2015 18:01
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:2

Некоторые уточнения про Китайскую Кучку - Китай Чукече. Долго не могли узнать, в какое же время жили возле Казанки китайцы? Руфания Закирова в какой -то степени прояснила этот вопрос. Ее тетя София Хайрутдиновна Закирова 1926 года рождения, хорошо запомнила последнего китайца. Он уже оставался один, все время сидел на берегу реки и жег костер. Когда он в 30-х годах умер, то его похоронил ее дед - Мухаметзакир Абдулхаликович Закиров. Но когда же они поселились? В 1804 году была образована Томская губерния и стала граничить с Китайской империей. Появились первые китайцы - это были торговцы. Когда стали строить китайскую железную дорогу - появились рабочие-китайцы. После Февральской революции дорога в Китай была закрыта, в это время в Томске скопилось много китайцев, они выживали как могли - открывали свои столовые, бани, прачечные. Может быть, в это тяжелое для них время некоторые из них и поселились возле Казанки на берегу реки? Затем, когда заработала железная дорога, все стали уезжать на родину. Видимо, не все смогли уехать.

Встречаясь с каким-либо опасным явлением или событием мы говорим: "көтөм чөктө, көтөм чыга язды" - (из меня вышел мой көт, из меня чуть не вышел мой көт) "Көт" - дух-хранитель. Вместе с рождением ребенка появляется его көт и төң (дыхание). Көт может выходить из человека и возвращаться - человек не умирает. Но если көт не возвращается, то уходит төң - тогда человек умирает (төң өзөлдө).

К сожалению, мы не знаем своих сибирских сказок. Есть на слуху одна такая сказочка, но это уже фольклор казанских татар, т.к. рассказывается на казанском языке. Рассказывала ее Марфуга Сайфаталловна Айдарова 1914 г.р., у ней свекровка была казанская татарка, может, она ей рассказала. "Были у матери 3 дочери, была среди них косноязычная. Должны были прийти сваты, и мать строго-настрого запретила дочерям разговаривать. Пришли сваты, а дочери сидят в рот воды набравши. А на печке в это время каша подгорает. Одна дочка не выдержала и говорит: "Бөгөр-бөгөр бутка кайни, бөлгап куйсаң булмасме?" Вторая говорит: "Ани сиңә ни айте, тик утырсаң булмасме?" Третья говорит: "Син тәтсәң тәт, мин тәшмим". Так сваты и узнали про недостаток невесты.

Kardash
05.03.2016 18:03

Продолжим про кукол, (про деревенских кукол рассказала Азангулова Флюра). В интернете было видео, где рассказывали про шорскую бабушку, которая умела ухаживать за куклами, кормила их со специальной молитвой. Как мы далеки от нашей исконной культуры!. Не знаем ни наших обычаев, ни песен, ни наших музыкальных инструментов. Мессершмидт в 1721 году писал про барабинских татар: "В деревню Чупси пришел музыкант с барабинской гитарой, на которой натянуты 3 струны, сплетенные из конского волоса. Музыкант пальцами воспроизводил звук, напоминающий звук волынки, сам же ртом и горлом ворчал и журчал, изображая бас. Это было приятно слушать." (Что это? Горловое пение?). А барабинские татары наши ближайшие соседи, так же как и шорцы, которые до сих пор сохранили этот вид искусства, не говоря уже про алтайцев. Смеем предположить, что и в Казанке были свои музыканты, практиковавшие горловое пение - культура-то одна, просто у некоторых память слишком короткая.

Кроме кукол в деревне верили в добрых и злых духов. Мал иясе - это добрый дух, жил в хлеву, покровительствовал животным. И хужасе - добрый дух, домовой, при переезде в новый дом его нужно было брать с собой, для этого существовал определенный ритуал. Убырлар - души-привидения покойников (убыр-упырь). Наши предки верили в духов мест, которые не любили, когда в их владениях кричали, перекликались, гремели железом. С деревьями нужно было разговаривать, просить разрешения, например, к деревьям нельзя было прислоняться, если они этого не хотели. Верили, что есть Су-анасе (Мать воды), в Казанке Су-анасе жила на острове напротив деревни - это была красивая женщина с золотыми волосами, по ночам она выходила на пески и расчесывала волосы, кто найдет ее волос или гребень будет счастлив. В речных водоворотах жили свои духи, если лодка попадала в водоворот, то надо было принести жертву - обычно кидали что-нибудь железное, а лучше стальное. Были и свои, чисто деревенские предания, например: если выехать из деревни по направлению к горам, по левую руку было когда-то болото (сейчас дома), туда запрещалось ходить, если скотина туда забредет, то ждали, когда сама выйдет. Болото это было болотом Мертвой женщины - когда-то ушла туда женщина и там умерла, если кто увидит хозяйку болота, то сам может умереть. На западе от деревни, в затопляемой пойме располагается Казак Чекуче (Китайская кучка). В давние времена поселились здесь китайцы, здесь и умерли. В этом месте возвышались их курганы, валялись черепа. Еще в 50-60-е годы находили фундаменты от их домов, мальчишки нашли могильный камень с иероглифами и раскопали могилу, говорят, покойник был похоронен в сидячем положении. (Сейчас там дачные дома). У этих курганов есть хранительница, старая женщина с распущенными седыми волосами. Ночами она бродит по курганами и никому не позволяет здесь находиться, чтобы не тревожили покой мертвых. Если кто-то посмотрит ей в глаза - сразу превращается в камень.

Можно несколько слов сказать про наш сибирско-татарский язык. Много слов, которых нет в языке казанских татар, из-за этого происходило некоторое недопонимание. По сибирскому наречию "ю" - греби", на казанском "мой" (мыть). Однажды хозяин говорит работнику, ссыльному из России, "Бар пчан ю" - иди греби сено. Работник понял, что его просят мыть сено, пошел на луга и стал мочить в озере сено, пока не пришел хозяин. Или другой пример: ссыльный татарин нанялся в работники, дочери хозяина попросили его принести "тап" - щепки для растопки печки. По-казански "тап" - найди, стоит работник посредине улицы с корзиной и не знает, что надо найти. Хорошо, что проходил рядом знающий человек и объяснил, что к чему. В Казанке тоже рассказывали похожую байку, только там свекровка послала свою молодую невестку собрать щепок. Молодая ходила-ходила по двору и стала плакать, видимо, было неловко сказать свекровке, что она такая дуреха, ничего не знает. Сосед увидел и объяснил, что надо делать. При этом назывались реальные имена реально живущих в Казанке людей. Много слов среднеазиатских, например, "куш"(мясо), "пиас,"(лук) - это узбекские слова, таких слов нет в казанском языке. В Узбекистане ходит анекдот: пришел узбек к татарину и просит: "дай пиес". Татарин в ужасе:" у меня только один пес, не могу его отдать - самому нужен". ( По-татарски "лук" - "суган").

Kardash
16.08.2015 09:13
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Казанка

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Казанка

Написать