Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Жирятино
ГлавнаяИвановская областьВичугский райондеревня Жирятино

История – деревня Жирятино

Время основания, исторические события, факты

Дорога, ведущая к древнейшему селу Жирятино построена на костях

 В семидесяти километрах от Иванова расположено старинное село Жирятино, дорога к которому построена из человеческих костей. Мало общедоступной информации имеется о селе, в то время как у него богатейшая история.

Знаменитые владельцы села Жирятина

Древнее село Жирятино расположено в Вичугском районе на речке Жаровке. 

Для справки

Р..Жаровка - левый приток р.Песьей Деньги. Название произошло от слова жар - "подсека, выжженный под пашню участок леса».

Точную дату основания села назвать затруднительно. Упоминание о нем имеется в жалованной грамоте от 19 сентября 1619 года царя Михаила Федоровича боярину Д.В.Щербачеву на вотчину, в которой было село Жирятино, расположенное в красивейших местах средней полосы государства Российского: «За московское осадное сиденье в королевичев приход, за мужество при отражении от Москвы польского королевича Владислава». То есть Щербачев был одним из тех, кто участвовал в преодолении смуты и укреплении российской государственности. Появилось же поселение, по-видимому, намного раньше, в 10-11 веке. Доказательством тому служит название села. Жирята - древнерусское имя, в корне которого древнерусское слова "жир" - богатство, изобилие. Значит, его название связано то ли с именем основателя, то ли с именем одного из первых владельцев. Хотя слово «жир» весьма распространено, село с подобным названием встречается лишь в Брянской области. История нашего села Жирятина тесно связана с  известнейшими людьми Российского государства, которые являлись его владельцами, сменяя друг друга. Первым официально зафиксированным владельцем волостного села Жирятино (Кинешемского уезда Костромской губернии) был Дементий Васильевич Щербачев. Основателем рода более 5-ти веков назад явился легендарный Федор Салта (Салтан), «выехал он из Золотой Орды». Принадлежность вотчины за его потомками сохранялась до начала 19 века. О первом владельце с.Жирятино в архивных материалах значится, что к началу царствования Михаила Федоровича Романова Щербачевы из служивого сословия в Козельске в 1629 г. были пожалованы в дворяне московские. Одним из первых в московский список попал основатель кинешемской ветви Щербачевых Дементий Васильевич по прозвищу Муха, не один год прослуживший в Москве объезжим головой. Умер он в 1636 году.

Для справки

Объезжий голова - полицейский в Москве и больших городах Московского государства, из дворянского или боярского сословия.

Именно при Щербачеве в 17 веке в Жирятине была выстроена деревянная церковь Святой Троицы, а в начале 18 века она была заменена на каменную. Знал бы тогда Дементий Васильевич, что сотворят с ней впоследствии потомки… До нас сохранилась лишь редкая старинная фотография этого храма  в частном архиве, да описание в архивах: «Каменное здание с такою же колокольнею, построено в 1802 году (придел построен в 1819 г.) на средства прихожан. Ограда каменная крытая железом. Кладбище при церкви. Церковь имеет пять престолов: во имя Живоначальной Троицы, Ахтырской иконы Божьей Матери, святого Николая чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Симеона Богоприимца и святой Анны. Местно чтимые иконы: Нерукотворного образа и Ахтырская Божия Матерь… При церкви общество трезвости. Расстояние от Костромы 75 верст, от Кинешмы 20 верст, от почтово-телеграфной станции и больницы в с. Вичуга 10 верст, от железнодорожной станции 16 верст, от пароходной пристани 5 верст. Ближайшие церкви – с. Семигорье в 4 версты, с.Борщевки и Новописцово в 5 верст…

Прихожан 1284 мужчины и 1485 женщин. По роду занятий приход смешанный: сельскохозяйственный и фабричный, причем часть прихожан живет собственными домами при фабриках вне своего прихода. Записных раскольников нет; но колеблющихся в православии и приверженных к расколу разных толков есть (всего 95 мужчин и 135 женщин). Приходских селений 22, из них самое дальнее в 7 верст. Препятствий в сообщении нет. В с.Жирятино две одноклассные школы: церковно-приходская и земская».

Добротные кирпичные строения больничного комплекса в д.Оксениха (в километре от Жирятина) и начальные школы служили по своему прямому назначению до 70-х годов 20 века.

- В школе учились наши дети, - рассказывает коренная жительница Галина Сурова. - Разрушили ее в середине 80-х. Больничный комплекс состоял из нескольких кирпичных зданий: поликлиники, стационара, кухни и прачечной, морга, дома для медперсонала автономной мини гидроэлектростанции и водокачки. Уже после перестройки больницу закрыли, а здания предприимчивые граждане разобрали, чтоб продать или себе на стройку использовать. Кирпичи-то старинные, крепкие.   

Шло время. Село перешло представителю знаменитого рода князю Александру Ивановичу Долгорукому (1793-1868). Нам он более известен, как писатель, поэт. В 1840г. были изданы его стихотворения, а в 1859г. - сочинения в трех частях. Через несколько десятилетий, пережив трех владельцев, вотчина вновь перешла к семейству князей Долгоруковых - Елене Ивановне Долгоруковой, сестре поэта. 

До нее непродолжительное время селом владеет Иван Петрович Оболенский (1770-1855), сын известного российского князя, надворного советника Петра Александровича и княжны Екатерины Андреевны Вяземской.


В 1784 большое имение приобрел отец Бакунин Павел Петрович. Его сын Александр был одноклассником и другом А.С.Пушкина. После декабристского восстания жил в Жирятино под надзором полиции. Обаятельная сестра Александра Катенька Бакунина часто навещала брата в Царском Селе. Именно она и стала первой неразделенной любовью юного Пушкина, который посвятил ей несколько стихов. Впоследствии Екатерина часто навещала брата и жила в Жирятине, а также в  д.Лемешихе. В Жирятине барского дома не сохранилось, а в Лемешихе уцелели руины добротного кирпичного дома.

Кладбище разорили для строительства дороги


- Церковь была красивая, - вспоминает Галина Сурова, - колокольня одна из самых высоких в области. Внутри такая красотища была, стены были расписаны так же, как храм Христа Спасителя в Москве. Под церковью подвал или подземный ход был. Мне еще мама рассказывала, что для строительства храма всем приходом яйца носили. Недалеко от церкви стоял дом священнослужителя, он жив еще, только в советские времена его немного перестроили, разделили на несколько квартир. Сейчас там живут малообеспеченные бабушки. Церковь, помню, стали рушить в 1964 году, мы с мужем как раз дом начали строить. Говорили, что рядом с церковью был похоронен младенец Бакуниных. Возможно, именно для него и склеп был. Потом от склепа только яма осталась глубокая, как погреб, туда даже трактор спокойно мог бы убраться. Возле стен храма могила была какого-то важного мужчины, может, священнослужителя. Когда ее разрушали, гроб извлекли: бархатом обит, с кистями, весь истлел, но обшивка сохранилась. В гробе волосы и икона уцелели. Могил много было. На одних кресты стояли, на других – валуны. 


В бывшей двухэтажной церковно-приходской школе в советские времена сначала сельский совет и библиотека располагались. Затем второй этаж сломали, и расположили почту, которую закрыли в середине 80-х годов. Остатки здания сохранились до наших дней. А от храма только котлован остался, который летом превращается в пруд, где купаются дети. 

- Сначала сняли колокола со звонницы, затем ее саму стали рушить: под углы поставили столбы и подожгли, - рассказывает жительница д.Лемешиха Валентина Шмакова. – Потом и саму церковь рушить стали. Как рассказывала моя бабушка (мне в то время 2 года было), она в подпол залезла. Вдруг земля как ухнет, бабушку там аж к потолку подбросило, такой сильный гул и удар был. Это купол уронили на землю. Одно слово – Иваны, не помнящие родства.

- В 1975 году в Жирятино дорогу начали строить, - продолжает рассказ Галина Сурова. – Местность у нас болотистая была, чтобы ее засыпать нужна была земля. Вот и решил кто-то из особо безбожных начальников кладбище раскопать. Могилы рушили экскаватором, землю в грузовики вместе со скелетами и черепами, гробами сыпали. Наша дорога в прямом смысле слова на костях построена. Мальчишки в школу шли, черепа и кости подбирали, а потом девочек пугали, челюстями щелкали. А черепами в футбол играли. Черепов страсть как много было, повсюду. Разве можно так к предкам относиться, поверх земли оставить умерших.

- Я с бригадиром строителей ругалась пуще всех, пыталась остановить это богохульство, - возмущаясь, вспоминает Калерия Александровна. – Ведь под асфальтом дорога сплошь черепами и скелетами усыпана. Кости к нам в речку даже летели. Я начальнику тому сказала тогда: «Что ж ты, ирод, делаешь! Зачем кладбище на дорогу везешь? У тебя вместо головы, наверное, таз с глазами».

Мистические явления

Возможно, именно за разорение деревенского погоста до сих пор расплачиваются местные жители. Когда-то многочисленное село почти все вымерло. Местные молодые мужчины умирают кто от пьянства, кто от несчастного случая.

- А меня, видно, ангел оберегает, - говорит Калерия Александровна. – Когда кладбище разоряли,  могилы моих прабабушки и прапрабабушки не тронули, они до сих пор живы. Там столб электроосвещения стоял, он и помешал. 


А еще такое чудо было. В среду 17 декабря 1991 года около 8 вечера шла я из Жирятина с работы домой в д.Стёпаниха. Со мной дочь-школьница Тамара была. Смотрим, а в небе три белых огромных кольца (как олимпийские) появились. Затем они постепенно пропадать стали, а небо розоветь, а затем побагровело, как кровяное стало. Мы с дочкой испугались, быстрей домой побежали. Как раз автобус из Ново-Писцова приехал, муж с него вышел. Он тоже это все видел. Успокоил нас. Я через 5 минут на крыльцо вышла посмотреть на небо, а оно уже обычное звездное. Но на этом странности не закончились. Иду вечером с работы, а рядом будто еще кто-то шагает, но никого рядом нет. Мужу пожаловалась, сказала, что боюсь одна ходить. Он меня провожать и встречать стал. Но уже 21 декабря того же года моего мужа Бориса насмерть сбил КАМАЗ. Я очень убивалась по нему. А шаги прекратились. Все же с работы жутко одной идти. Вдруг, сзади, будто автомобильные фары зажглись, дорогу осветили. Обернулась, нет никого. Так несколько раз было. Я уж потом догадалась, что это Боря меня жалеет, помогает со страхом справиться.

А еще в Жирятине есть святое место, которое помогает обратившимся там с молитвой.


- В котловане остался лежать огромный валун, - рассказывает Елена Маркова, внучка бывшей жительницы Жирятина. – Этот валун служил фундаментальным камнем летней Троицкой церкви, построенной в начале 18-го века. Мне, например, этот валун помог здоровье восстановить. Я, к примеру, там не только помолилась, но и  искупалась в котловане. Считаю, только благодаря этому, у меня не распалась семья, и восстановилось здоровье моей мамы.

Жанна Юрицкая



- 122 - 0 ZHanna
08.10.2013 12:46
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Жирятино

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Насакино
д.Синие Гари
д.Синие Гари
Жирятино

Написать