ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, деревня Жайск.

Культурные ценности, памятники, архитектура, природа - деревня Жайск Вачский район Нижегородская область

Козьмодемьяновский погост на берегу реки Оки

Интересно стало мне,кто такие были святые Косьма и Демьян?И это было в далекой старине..Вот и на берегу реки Оки в Стародубовском стане ,уезде,удельном княжестве была такая в Козьмодемьяновском погосте ( погост- значит главный на округу деревень),да еще и Стародубовский перевоз через реку Оку рядом….И это в древние времена Муромского княжества….Особая история возникновения Стародубского стана. До середины 14 века существовало удельное княжество «Стародуб Воческий» . В 1351 году скончался князь Дмитрий Федорович Стародубский, а в 1363 году великий князь Дмитрий Иванович согнал со Стародубского княжения его брата князя Ивана Федоровича, присоединив его земли к своей вотчине. Позднее на его территории образовалась дворцовая волость.

К 1630 году была нарушена целостность Стародубской волости, и в обиход пришло выражение Стародубский стан Муромского уезда. Царь Михаил Федорович в 1621 году жаловал патриарху Филарету в Стародубе Вотцком, село Ярымово, сельцо Мартово с деревнями и со всеми угодьями и лесом и т.д. До описи земель, в 1630 году патриаршие земли имели льготы по уплатье податей в государственную казну. Но после описи, из льготных вышло, 23 выти с полувыти и полполтрети выти земли. В этом году в вотчине великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси было 2 села 5 деревень 2 погоста, в них 2 церкви деревянные, 174 двора крестьянских, 47 дворов бобылей и 13 дворов безпашенных бобылей и 12 дворов пустых. Так же из дворцовой волости было дано боярину Ивану Никитичу Романову в вотчину 2 погоста, села Пуроко и Арефино, 3 сельца, 59 деревень. Его вотчина, являлась самой крупной на правом берегу Оки в Муромском уезде; и была расположена, в основном, в центральной и северной частях Стародубского стана. Только деревня Мещера с угодьями находилась на его южной окраине. В вотчинных селах и деревнях стояло 7 дворов поповых, 2 двора дьячкова, 2 двора пономарей, 2 двора просвирниц, 63 двора бобылей церковных, двор приказчиков, двор приезжих боярских людей, 759 дворов крестьянских, 185 дворов бобыльских, 22 двора беспашенных бобыльских, 180 дворов пустых да 78 мест дворовых.
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/dscf0236.jpgВот где то здесь на высоком берегу реки Оки на пути древней торговли и дороги с перевозом междоусобных войн…..Голенищевской приход Стародуба Вотцкого был дан в поместье боярину Михаилу Борисовичу Шеину. Центром поместья в 1630 году было село Голенищево. Располагался он на западе стана, по берегу реки Ока, в него входили погост Козьмодемьянский, 22 деревни живущих, 3 деревни и 4 починка пустых. Данное поместье было самым крупным поместьем Муромского уезда на правом берегу реки Оки.

Кто такие Кузьма и Демьян. Первое упоминание на Руси о святых Кузьме и Демьяне относится к последней четверти 11 века. Именно тогда в новгородских берестяных грамотах описывались два брата - Косьма и Дамиан, которые совершали чудеса исцеления тяжелобольных людей, помогали нуждающимся и были хорошими ремесленниками.

В древние времена они считались покровителями знахарей и лекарей, к ним обращались за благословением во время лечения людей и животных, наложения заговоров. Покровительствовали братья и различным ремеслам, особенно кузнечному делу, так как в народе Кузьму и Демьяна еще называли кузнецами-бессеребренниками, делающими отличные изделия из металла и не бравшими за это никакого вознаграждения. Помогали они и в женских делах по хозяйству – братьев часто вспоминали при уборке урожая, во время прядения, ткачества или ухода за домашней скотиной.

Молились Кузьме и Демьяну также и для благополучия брака, сохранения домашнего очага. Во время свадебного обряда матери новобрачных часто обращались к братьям со словами «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды!».

Обычно братьев изображали с небольшими аптечками в руках, что говорит об их искусстве врачевания. Также их лики часто помещались на полях икон, посвященных Богоматери и разным святым. Космодемьянские церкви и монастыри строились в Москве, Суздале, Нижнем Новгороде, Твери, Пскове и других русских городах.

Отмечался праздник святых братьев («Кузьминки») 1 ноября по старому календарю. Сегодня же его празднуют 14 ноября. Так как Кузьма и Демьян считались еще и покровителями домашней птицы, на «Кузьминки» было принято резать большое количество кур, готовить из них разные блюда и угощать соседей. Считалось, что благодаря этому в хозяйстве целый год будет водиться птица.
Вот что о нем рапортовали древние в Казань,там упоминался и перевоз через реку Оку.А это вам не лодочка,нужно и орудия разрушения перевозить,и награбленные ценности на телегах,словом весь обоз с запчастями….Косьмодемьяновском ПОГОСТЕ.
В писцовых книгах за 1628-30 гг. говорится, что этот Погост с деревнями был пожалован в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину. В Погосте в то время была церковь Космы и Дамиана – древяна клецки. «А в церкви Божия милосердия – образ местный Космы и Дамиана в киоте на золоте, прикладу 2 гривны серебряны позолочены, два образа Пресвятой Богородицы запрестольной Умиление на празелени – поставленье попа Климента. Двери царские, сень и столпцы ветхи на празелени. Двери северные, на них благоразумный разбойник Рах на красках. Да книг: на престоле Евангелие письменное в пол - десть, сосуды церковные – потир медный, блюдо деревянное, апостол – печать Московская – да псалтырь – мирское денье; пять колоколов – не велики; пять свеч поставных, три свечи на красках, две простые. Да на церковно земле во дворе поп Исаак Игнатьев, поп Игнатий Федотов и Авраам Климентов, пономарь и просвирня, да на церковной же земле бобылей 12 дворов – питаются от церкви Божией. Пашни церковной средние земли 20 четвертей в поле, да за попами на оброке 25 четвертей. Оброку платят в приказ Казанского дворца по 2 руб. 16 алтын 4 деньги, сена 50 копен; да на том же Погосте кабак да под Погостом перевоз».
Казнь воеводы М.Б. Шеина. Июнь 1633. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом, из любви к властителю своему, могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то и про них можно сказать: «patientia saepe laesa fit tandem furor» [когда часто испытывают терпение, то в конце концов получается бешенство]. В таких случаях дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей, особенно если жители испытывают сильные притеснения со стороны своих сограждан и не находят у властей защиты. Если они раз уже возмущены, то их нелегко успокоить: не обращая внимания ни на какие опасности, отсюда проистекающие, они обращаются к разным насилиям и буйствуют, как лишившиеся ума.

Великий князь Михаил Федорович прекрасно знал это обстоятельство. Поэтому, когда вернувшиеся в жалком состоянии из-под Смоленска солдаты стали сильно жаловаться на измену генерала Шеина, из-за которой и более высокое лицо не без причины подверглось подозрению, а [при дворе] на первых порах еще медлили с суровыми мерами против [С. 186] обвиненного, и, таким образом, грозило вспыхнуть всеобщее восстание, то приказано было обезглавлением Шеина дать народу удовлетворение. Чтобы, однако, Шеин тем охотнее, без вреда для других, решился на это, применили к нему следующую хитрость: его убедили в том, будто выведут его только для видимости, но казнить не будут: «Лишь бы видел народ желание великого князя, а как только Шеин ляжет, сейчас же явится ходатайство за него, а затем помилование, и простонародье будет удовлетворено». Когда теперь Шеин, утешенный и полный надежды, которую еще более усиливало доверие, по некоторым причинам питавшееся им к патриарху, выступил вперед и лег ничком на землю, палачу был дан знак поскорее рубить: тот так и сделал, несколькими ударами срубив голову.

После этого, еще в тот же день, сын Шеина, также бывший под Смоленском, по требованию народа был, по их обычаю, кнутом засечен до смерти. Остальные друзья его немедленно же были сосланы в Сибирь; этим народ был удовлетворен, и мятеж прекратился.

Произошло это событие в июне 1633 г.



Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. — М.: Русич. 2003. С. 167—188. Так что не долго правил этим погостом….


ПОГОСТ первоначально центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже П. становятся также и религиозными центрами: вдесь строятся церкви, отводится место под кладбище. Со временем П. частично или полностью утратили прежнее значение, хотя название за ними сохранилось. В одних местностях они стали обозначать место, где находится церковь и причт, в других (в средней и южной полосе) – кладбища, а в некоторых превратились в села.

Сергей Волков
18.11.2016 13:31
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

Посмотрите страницу "Достопримечательности" в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru


Всего комментариев:1

Выхухоль .Жайская лука.Красная книга-выхухоль.


Выхухоль-доисторический зверек из красной книги на територии Вачского района

Чем еще примечательный Вачский район? Маленьким беззащитным зверьком с классным мехом еще домамонтового периода чудом сохранившимся на континенте и занесенного в Красную книгу. Ну не терпит этот зверек с тотечными полуслепыми глазками нынешнюю цивилизацию.И врагов у него навалом и конкурентов тоже -норка,выдра,ондатра ,ворона ,коршун ,ястреб и даже стада,разрушающие подземные гнезда зверька по берегам водоемов.


Жайская лука-идеальное место для этого зверька.На противоположной стороне реки Оки,где нет ни одной захудалой деревни и дорог,окруженной лесами,многочисленными пойменными озерами и медлено текущей воде по старому руслу реки Оки.




Русская выхухоль — интереснейшее животное не только с биологической
точки зрения: ее современная «биография» насыщена событиями, сопря6
женными с заметными вехами в жизни страны. Этот зверек заслуженно
считается символом сохранения природы России: создание серии «выхухо6
левых» заповедников и заказников, широкое расселение выхухоли и регули6
рование ее промысла позволили в середине XX века восстановить числен6
ность вида. Выхухоль пользуется всенародной славой, хотя лишь немногие
россияне отчетливо понимают, что речь идет о водном млекопитающем.




В последние годы выхухоль стала заметна даже на российском политиче6
ском поле, поскольку ее добрым именем, к великому сожалению, воспользо6
вались недобросовестные политтехнологи. И наконец, оказалось, что рус6
ская выхухоль не только очевидный и проверенный временем показатель
экологического благополучия водоемов средней полосы и юга Русской равни6
ны. Она стала выразительным и трагичным символом крайне низкой эф6
фективности современной системы государственного природоохранного
управления в России и одновременно заложником этой системы. Немногие
виды российской фауны с такой безысходностью зависят от уровня профес6
сионализма чиновников и их настроя на выполнение возложенных на них
функций. Во многом именно поэтому русская выхухоль вымирает. Сегодня,
на наших глазах…




). Но сегодня ситуа4
ция уже настолько тревожная, что хотелось бы еще раз обратить внима4
ние на необходимость безотлагательных действий по двум взаимодопол4
няющим направлениям:


1) применение немалых возможностей государства по расширению се4
ти ООПТ в ключевых местообитаниях выхухоли, формированию и вы4
полнению содержательного плана действий по ее сохранению;
2) использование нестандартных природоохранных решений и техно4
логий: создание ориентированных на сохранение выхухоли охотхозяйств,
очистка водоемов от брошенных лесочных сетей, отнесение этого типа се4
тей к товарам ограниченного доступа, разработка современных техниче4
ских средств борьбы с электроловами и др
Включение русской выхухоли в Красную книгу — это сигнал тревоги
за судьбу реликта фауны третичного периода. При этом последние 20 лет
ее численность неуклонно сокращается, и если не принять действенные
меры охраны, то существует реальная опасность потери этого вида. На территории России обитает русская выхухоль Desmana
moschata L. Этот вид включен в Красный список Всемирного союза охра4
ны природы (МСОП) и Красную книгу Российской Федерации.
Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Это небольшой зверек
плотного сложения, весом около 450 г. Тело вальковатое, шея короткая,
мордочка оканчивается длинным подвижным хоботком. При погружении
в воду носовые отверстия, расположенные на конце хоботка, плотно за4
крываются клапанами. Лапки небольшие, задние снабжены сильно разви4
тыми плавательными перепонками. Хвост сплющен с боков и при плава4
нии служит рулем. У основания хвоста на его нижней стороне хорошо за4
метно вздутие, образованное скоплением мускусных желез, маслянистые
выделения которых имеют острый специфический запах. Секрет желез
служит выхухоли для мечения территории, запаховые метки облегчают
зверьку поиск своей норы.
Шерсть русской выхухоли густая, блестящая, сверху буроватая, снизу
серебристо–белая. Структура волосяного покрова позволяет удерживать
значительное количество воздуха, что обеспечивает не намокание ме4
ха в воде.
Выхухоль предпочитает пойменные места обитания.
В конце XIX и начале XX веков общая территория, на которой обита4
ла выхухоль в области, была значительно шире и сплошь заселена ею. Со4
здание Нижегородского водохранилища и ввод в строй Чебоксарской ГЭС
существенно подорвали запасы выхухоли в Волжской пойме. В настоящее
время ее основное население сосредоточено в бассейне р. Оки в Выксун4
ском, Вачском, Навашинском и Павловском районах


Вачский государственный охотничий заказник регионального значения основан в 1969 году. Его площадь составляет 5,5 тысяч гектар. Расположен на территории Вачского района по левобережью р. Оки. Создан для охраны выхухоли. Здесь самая высокая плотность населения этого зверька.


Это участки окской поймы и территория урочища "Жайская лука". Здесь запрещен лов рыбы сетями, расчистка и вырубка деревьев и кустарников, сенокошение и выпас скота.

. Подобно родственникам-кротам, выхухоли слепы. И в точности, как родня, обожают рыть норы и траншеи. Вход в нору выхухоли всегда под водой, сама же нора располагается выше входа, под берегом. Недвижимости у выхухоли много: к одной основной норе-квартире она любит добавлять еще несколько временно посещаемых. Это ее столовые и гостиные. А между норами выхухоль роет канавы-траншеи длиной в двадцать пять-тридцать метров – как раз на минуту ее плавания.

8. Выхухоль всеядна и необычайно прожорлива: за сутки она съедает примерно столько, сколько весит сама. Ее еда – брюхоногие моллюски, пиявки и личинки насекомых. Любимое лакомство выхухоли – свежая рыба, да только поймать ее удается редко. Дополняют рацион выхухоли, если можно так выразиться, овощи: клубни, стебли, корневища прибрежных растений.

Сергей Волков
18.11.2016 21:47
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Биржа криптовалют EXMO

Купить биткоин

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.